Поддержка инициативы общающихся характеризует. Создание условий для поддержки детской инициативы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

нина двуглазова
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Консультация для педагогов по теме :

"Поддержка инициативы и самостоятельности детей

в специфических для них видах деятельности ".

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности . Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей . Согласно стандарту в ДОУ для создания социальной ситуации развития детей предполагают :

-поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) .

Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей :

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре , общении, познавательно-исследовательской деятельности , конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности ;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Важно не путать инициативность с самостоятельностью , хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности , делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности . Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности , необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще осознанна , т. к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли.

Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе детской деятельности . Задача педагогов организовать образовательный процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые заданы этими видами детской деятельности . Эти же виды деятельности позволяют активно продвигаться и в образовательных областях, которые тоже обозначены ФГОС. Другими словами образовательные области -это некие педагогические цели и содержание которые бы мы хотели, чтобы ребенок овладел в той или иной степени, а та деятельность , которая предлагается стандартом -это те форм работы, которые позволяют нам решать познавательные задачи с высокой степенью эффективности при этом организовать образовательный процесс так чтобы ребенок был максимально самостоятельным .

Этапы развития самостоятельности :

I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности .

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности .

На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности , многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности . Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи

Третий этап - творческий. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Виды и направления детской инициативы :

Творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность , где развиваются воображение, образное мышление;

- инициатива , как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование , лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

Коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

Познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность , где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих :

Побуждающий мотив к новой деятельности

Принятие ребёнком самостоятельности решений

Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.

Первая составляющая : тут участие взрослого очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.

Дальше инициатива ребенка , конечно, осуществляется путем создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения . Сначала это маленькие самостоятельные решения , и чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения . И наконец, мы разворачиваем деятельность так , чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль .

При организации НОД педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе НОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности . Мы должны понимать, что если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце НОД или совместной деятельности предложить детям , что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей .

Публикации по теме:

Поддержка детской инициативы с использованием дидактических материалов для познавательно-исследовательской деятельности Цель: побуждать детей проявлять собственную инициативу при выборе деятельности, развивать воображение, логическое мышление, продолжать упражнять.

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной.

Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

О личности XXI в. мы говорим как о человеке конкурентоспособном, креативном, высоконравственном, культурном, обладающем лидерскими качествами.

Поэтому все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, живший до нашей эры, – в свое время указывал на важность самостоятельного действия. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Эта цитата актуальна и в наши дни.

Современные педагогические подходы к развитию дошкольников и подготовке к школе позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие и создание предметно-развивающей среды.

В данной книге отражены различные подходы по интеграции образовательных областей через использование нетрадиционных техник на игровых сеансах с дошкольниками.

Позвольте выразить искреннюю благодарность и признательность тем людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему супругу Всеволоду за терпение и поддержку; директору ШРР «Азбука» Татьяне Васильковой за вдохновение; генеральному директору издательства «ТЦ Сфера» Татьяне Владиславовне Цветковой и редактору книги Дмитрию Пронину за профессионализм; моим друзьям и коллегам за помощь.

Введение

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.

Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).

Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.

Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.

Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.

В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:

– манкография;

– ватопластика;

– киригами;

экологическое моделирование;

– бумагопластика;

– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;

– рисование мыльными пузырями;

– мыльный конструктор.

В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.

Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность – в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые , вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Оказание недирективной помощи детям.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей .

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

  • формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

3-ий – после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Проектная деятельность

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ: во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Воспитатель Чернова М.В.

Светлана Шалдина
Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Колокольчик»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ТЕМА : ««Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте

в соответствии с ФГОС ДО »

Цель : Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО . Расширение знаний педагогов о технологиях поддержки детской инициативы с учетом современных требований и социальных изменений.

Задачи :

Проанализировать эффективность используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в ДОУ ;

Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы ;

Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы , с методическим обеспечением, формами, принципами работы по данной теме ;

Представить опыт педагогической деятельности.

составитель : воспитатель

старшей группы «Росточек»

Шалдина Светлана Николаевна

г. Аткарск 2018г.

1. Добрый день дорогие коллеги, я Шалдина Светлана Николаевна воспитатель Детского сада №2 «Колокольчик» .

Тема методического семинара «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО ».

2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования» , в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства - системе образования - воспитание инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3. В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как : «Поддержка детской инициативы » основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержки своей инициативы в разных видах деятельности.

4. В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том , что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы , определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как :

поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;

поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.

5. Целевые ориентиры, по поддержки детской инициативы и самостоятельности определенны, так же в ФГОС ДО п . 4.6 :

проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок способен к волевым усилиям;

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

способен к принятию собственных решений.

Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности :

игра способствует развитию активности и инициативы ;

в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;

в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы :

6. Что такое детская инициатива ?

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью

7. Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры , развитие ответственной инициативы , учитывая детский интерес ребёнка

8. Формы работы с детьми для развития детской инициативы

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) – это занятие;

Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;

Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы

9. Условия для разных видов деятельности детей :

ППРС должна быть разнообразна по своему содержанию

Учет индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы

Стиль общения в группе : демократичный доверительный партнерский

Умение детьми делать выбор, определять сферу деятельности

Инициативный замысел ребёнка .

10. Наш детский сад работает по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» авторы : С. Л. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева Москва Просвещение 2016г. И учебно –методическим комплектом к ней, которые соответствуют всем требованиям ФГОС ДО

Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС ДО образовательные области : социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы .

11. «Радужные малыши» - дети 3-5 лет «Я сам» , «Любознательные почемучки» проявляют инициативность в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросов и предложений, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А дети старшего дошкольного возраста 5-8 лет «Уже большие» , «Мечтатели, помощники» - свою инициативу проявляют во всех видах деятельности – общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам , творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

12. Работая по программе «Радуга» , ориентируюсь на следующие подходы поддержки детской инициативы :

Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой.

Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива , формируется и проявляется в деятельности.

Личностно-ориентированный и субъектный подход, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте , в котором ребенок проявляет себя, как субъект.

Я не только признаю, но и отношусь к ребенку, как субъекту способному развиваться не по принуждению, а по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность, необходимую для становления личностного образа, акцентирую внимание на реализацию детской инициативы , как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника и педагога .

13. Как проявляется детская инициатива детей в ДОУ ?

Познавательное развитие - это познавательно – целевая инициатива «Вопрос-ответ» . Любое общение я строю на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать. Как быть педагогу в такой ситуации? В образовательной ситуации «Мы в космосе» , я рассказала о Солнечной системе и ее планетах, о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о разных космических профессиях.

Стеснительный Олег стал интересоваться профессией «Космический полицейский» . Я могла бы сказать, что нет такой профессии, но решила поддержать детскую инициативу и начала обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе. В процессе игровой деятельности Олег стал более раскрепощенным, активным, общительным. Вечером поделился с родителями, о выполнении ведущей роли «Космического полицейского» в игре «Путешествие на Марс» .

14. В группе Кирилл увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Он стал играть с ней, выполняя статистические упражнения (коза, собака и др.) . Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Я, поддержав инициативу детей , разыграла совместно игровую ситуацию «Тени на стене» , где дети приняли активное участие. Во время прогулки я решила инициировать эту ситуацию , провести эксперимент «Солнечный зайчик» - познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность. Таким образом, я, не только поддержала инициативу детей , но и включила её в непрерывно- образовательную деятельность. Я, познакомила детей с одной из разновидностей театров «Теневым театром» . В пятницу мы показали малышам теневой театр, так как одной из традиций по программе» Радуга» является «Театральная пятница» . Русскую народную сказку «Заюшкина избушка» дети выбрали сами для театрализованной деятельности. Дети вовлеклись в этюдную работу в процессе драматизации сказки, сами выбирали персонажей, посильно участвовали в изготовлении атрибутов.

Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его

15. Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера . Ангелина в уголке природы, заметила сухие листья, стала убирать их. Её деятельность привлекла внимание сверстников. Я поддержала инициативу Ангелины и ребята очистили растения от старых листьев и пыли.

Готовясь к фестивалю «Аткарские розы» привлекли родителей к посадке роз на участке детского сада . Дети увидев это проявили инициативу и выразили желание , участвовать в посадке, а в дальнейшем и уходе за ними. Они чувствовали ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

16. Приоритетной сферой у детей младшего дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Я привлекла внимание детей плачем куклы, задала вопросы, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигали свои версии ответов : кукла проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда я подвела детей к варианту, что нужно построить домик для куклы, только не предлагала детям материал, из которого будет построено здание, а поддержала инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выбрал конструктор «Лего» , кто строительный материал, а некоторое решили нарисовать его на бумаге. Моя задача была поддержать детскую инициативу и обговорить , почему такой выбор хорош.

17. В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию - дети работали в ИЗО студии . Раскрашивали фартук для мамы : делали фон, должны были расписать элементами народных мотивов. Ребята принялись за работу . Настя украсила фартук – гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. На вопрос сидящий рядом Маргариты «Почему, на фартуке изображены мячи и гантели?» . Настя ответила : «А моя мама- спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук» . Я похвалила девочку и предложила вечером, всем продолжить работу по своему творчеству и инициативе , т. е. расписать фартук кто как хочет.

18. В физическом развитие - моя задача заключается в том, чтобы научить детей, самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу , т. е дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

19. Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организация предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую) .

20. Таким образом развития детской инициативы в ДОУ , является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного - образовательного процесса и сложившихся социальных условий.

К концу дошкольного возраста ребенок должен обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе как требует ФГОС ДО

Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.

Дети, которые проявляют инициативу , и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики.

Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

21. Литература.

Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Радуга Примерная основная образовательная программа дошкольного образования . М : Просвещение 2016г

УМК программы «Радуга» М : Просвещение 2016г

Л. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду »;

С. Н. Николаев «Ознакомление » ;

Л. В. Ковинько «Ознакомление дошкольников с неживой природой ;

Л. Ф. Малышевский «Естествознание (воздух, вода, огонь, земля) ;

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» ;

Н. Н. Поддьяков «Умственное воспитание детей дошкольного возраста » и др.



Рассказать друзьям