Творческое развитие и воспитание детей. Творческое воспитание детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для родителей: «Как воспитать творческую личность?»

Ваньева Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 35, города Ковров.
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней описаны компоненты творческого потенциала, основные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности, а также даны рекомендации по развитию творческой личности. Данный материал будет полезен прежде всего для родителей, а также для педагогов-психологов образовательных учреждений. Цель работы – повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество - это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.
Воображение - это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим - когда образ предмета создается по его описанию, и творческим - когда рождаются абсолютно новые образы.
Креативность - это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка - дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать и действовать продуктивно, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному и пережитому. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно-творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой - изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей. Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого наибольшие возможности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Компонентами творческого потенциала являются:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Как развить в ребенке творческое начало? Для начала рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители, стремясь развить у ребенка творческие способности .
1. Первая и самая распространенная ошибка – попытка действовать по шаблону . В магазинах продается огромное количество так называемых «наборов для творчества», где ребенку по готовому трафарету предлагается создать поделку. Родители охотно покупают эти наборы, не задумываясь, что они нацелены на развитие исполнительности, усидчивость и аккуратности, а вовсе не на развитие творческого потенциала. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления – уникальность его результата. Следовательно, трафареты не имеют никакого отношения к детскому творчеству.
В связи с эти следует избегать игр и игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек–раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.
2. Вторая ошибка – запреты родителей на попытки малыша творить. Мы боимся грязной одежды, грязного пола, стен, лишней стирки и уборки. Самый легкий способ избежать лишних хлопот – сделать своей мастерской ванную комнату. Потому что ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.
3. Третья ошибка – нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу.
4. Четвертая ошибка – родители не спешат включаться в творческий процесс детей. А ведь для детей именно родители являются примером для подражания! Не бойтесь пробовать.

1. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Родителям необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
2. Успех в воспитании творческой личности зависит от атмосферы, которая царит в вашем доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка , поэтому поддерживайте дома атмосферу тепла, доверия и творчества. Бережно относитесь к процессу и результату детской деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.
3. Поощряя творчество ребёнка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Поэтому, обучая ребенка, избегайте стереотипов. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
4. Предоставьте ребенку свободу в выборе деятельности , в способах и методах действия, не мешайте ему свободно самовыражаться. Понаблюдайте за ребенком. Что он любит делать больше всего? Петь? Танцевать? Рисовать? Лепить? Копировать чью-либо мимику или поведение? Пусть в вашем доме постоянно будет пластилин, краски, старые журналы, цветная бумага, баночки и коробочки. Тогда желание ребенка, его интерес к творчеству и эмоциональный подъем послужат гарантией того, что это дело пойдет ему на пользу.
5. Поддерживайте творческую инициативу ребенка через уважительное отношение всех членов семьи к его рисункам, поделкам, первым попыткам сочинить что-нибудь. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются танцевать, петь, показывать другим свои рисунки. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.
6. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс. Ведется немало споров о том, чему и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Запишите ребенка в детский кружок или студию, музыкальную школу и школу искусств , чтобы он мог развивать и совершенствовать свои творческие способности.
7. Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Позвольте ребенку научить вас, как надо творить, и тогда свою креативность и отсутствие шаблонности он пронесет через всю свою жизнь. А вы в будущем будете гордиться своим талантливым ребенком.
Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.
8. На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками. Украшайте квартиру рисунками вашего малыша , но не забывайте менять их время от времени, чтобы у ребёнка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что вы цените его усилия.
9. Читайте ребенку сказки. Роль сказки для развития воображения ребенка неоценима. Именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. От чтения сказки всего один шаг до нового увлечения - сочинения собственных сказок и историй. Оно откроет для вашего ребенка путь к творчеству.
10. Предоставьте ребёнку комнату или отдельный уголок для игр и игрушек. Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Игра для ребёнка, не пустая трата времени, а источник получения новой информации. Именно таким способом дети познают окружающий мир. В играх происходит тренировка и развитие всех познавательных процессов, развивается детский талант.
Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, а предметы заменители – различные крышечки и палочки, тряпочки и бутылочки, листики и коробочки. Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зоне досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.
11. Не бойтесь испачкаться или испачкать что-то в доме (накройте белый диван, уберите вазы повыше). О каком творческом развитии может идти речь, если малыш постоянно находится в зоне ограничений: «Не трогай! Не бегай! Не бери!». Не запрещайте ребенку творить и не наказывайте его за творческие эксперименты! Установите определенные границы его творчества. Например, рисовать на стенах - нельзя, а на ватмане, прикрепленном к стене - можно.
12. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение! Вы можете подсказать, подать идею, но не настаивайте на ней, это может снизить инициативность у ребенка.
Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!

C раннего детства нужно воспитывать у своего ребенка творческое начало. Ведь, развитие творческих способностей влияет не только на формирование чувства прекрасного, но и развивает ребенка в целом.

Исследования последних лет доказывают, что увеличение количества занятий живописью и музыкой, помогает детям в усвоении иностранных языков и математики.

Конечно, не каждый ребенок рождается Микеланджело, Моцартом, Луи Армстронгом или Циолковским. Однако каждый рождается со способностью и желанием творить.

Культивирование этих способностей и желаний не означает, что ваш маленький гений станет вундеркиндом, однако увеличит шансы, что способность к творчеству, какова бы она ни была, раскроется до конца.

Поэтому, какая бы карьера не ждала в будущем вашего ребенка (художник, банкир, писатель, врач, учитель или артист балета) поощрение к творчеству сейчас сделает его жизнь более богатой и насыщенной. Попробуйте следующие методы, но не бойтесь творить сами и изобретайте новые пути для поощрения творчества.

Пусть будет беспорядок

Творческий дух должен свободно сосредоточиться на творчестве, а не отвлекаться на поддержание рабочего места в порядке. Это особенно справедливо, когда дело касается малышей. Их способ творчества - это не только идея, но и беспорядок. Требовать, чтобы все мелки оставались в коробочке, пластилин лежат аккуратненькими брусками, а пальцы, локти и пол были чистыми, – значит требовать невозможного.

Готовьтесь к беспорядку во время творческой игры и не давайте воли своему недовольству, чтобы не отбыть ребенку охоту творить. Подавление порывов малыша ради чистоты в доме может привести к тому, что они угаснут навсегда.

Это не значит, что творческий ребенок и чистота в доме полностью несовместимы. Если вы, прежде чем вручать малышу мольберт или планшет для рисования, не забудете о соответствующих мерах предосторожности, это спасет и дом, и одежде ребенка никак не сказываясь на порывах к творчеству.

Пусть правит свобода

Помните, что для творчества необходим простор, который означает нарушение старых правил. Нет неправильного способа, чтобы рисовать, лепить, строить башню из конструктора. Если вы будете нависать над ребенком, руководя и предлагая, вы помешаете творить. Высказывайте свое мнение только тогда, когда вас просят о помощи. Ребенок может последовать вашему совету, чтобы доставить вам удовольствие, однако почувствует, что результат уже ему не принадлежит.

Не критикуйте

Процесс творчества и его результат предназначены доставлять удовольствие ребенку, а не вам или кому-нибудь еще. Если он делает открытку для бабушки, не говорите: «Может быть бабушке не нравятся такие цвета». Если ваш ребенок надевает рубашку и юбку, не сочетающиеся по цвету, не говорите: «Это не подходит». Собственно, творчество как раз и заключается в том, чтобы сочетать не сочетаемое.

Похвалите

Найдите то, что можно похвалить в любой творческой работе ребенка. Даже если альбомный лист просто исчеркан, отметьте выбор цветов или места. Если концерт на охотничьем роге напоминает не столько симфонию, сколько какофонию,похвалите живой ритм и силу звука. Однако не сыпьте комплиментами, чтобы ребенок не усомнился в вашей искренности или не оставил попытки сделать лучше.

Не ограничивайтесь только искусством

Существует масса отдушин для творческой энергии ребенка, не имеющих ничего общего с изящными искусствами. Творческий ребенок может творить в песочнице (как археолог, архитектор, инженер), за кухонным столом (как шеф-повар), даже у шкафа для одежды (во многих детях скрывается настоящий модельер, который так и просится наружу). Поощряйте творчество во всех областях жизни ребенка и развивайте его таланты.

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий

Белоусова Е.Ю.

Методическое пособие

«Воспитание творчеством»

(обобщение и ретрансляция опыта работы

Культурно-досугового центра)

Рецензенты: Омшина Л.Н., заместитель директора по УВР ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий»,

Омск-2011 г.

Введение.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.
1.1 Творческое развитие и навыки.

  1. Психологические особенности творческой личности.

  1. Воспитание творчеством посредством занятий в студиях культурно-досугового центра.

    1. Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

    2. Структура и деятельность Культурно-досугового центра

    3. Компетенции педагога дополнительного образования

    4. Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

    5. Обзор основных подходов работы со студентами в КДЦ

    6. Мониторинг деятельности КДЦ

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Существует попытка противопоставить педагогические задачи профессиональным, воспитательные функции – творчеству. Такая постановка вопроса говорит о непонимании главного в творческой деятельности, раскрывающей необычайные возможности воспитания человека средствами искусства.

Это воспитание отличается от любых иных форм воспитания тем, что идейное, нравственное обогащение человека происходит одновременно с обогащение одновременно с обогащением его эстетического кругозора, с раскрытием его творческого потенциала, с формированием в нем художника. Конечно, в какой-то степени функцию эстетического воспитания выполняет профессиональное искусство. И на этом пути ознакомления с искусством огромное значение приобретают музеи, театры, лектории. Но есть и другой, более действенный путь эстетического воспитания – путь приобщения к творчеству.

На этом пути познание, овладение культурой, формирование личности находятся в тесной связи с раскрытием этой личности. Но это может произойти только в тех случаях, когда человек вовлечен в процесс подлинного творчества. Он не созерцатель, а творец.

Человек воспитывается, творя искусство. И если результаты его творчества низки по своим художественным качествам, делу эстетического воспитания нанесен эстетический урон. Для того, чтобы достичь определенного эстетического уровня, нужно из человека, непричастного к искусству, сформировать художника, раскрыв его способность быть художником.

Уровень творческого процесса, уровень художественности являются важным фактором эстетического воспитания и, наоборот, активность воспитательного процесса, его направленность должны обеспечивать художественный уровень результата.

Воспитать творческую личность можно лишь в процессе подлинного творчества и активного общественного действия, которое не терпит компромиссов.

Современная социология и педагогика ставит во главу угла влияние коллектива на личность, уважение и понимание каждой индивидуальности. Не пропустить в своей работе ни одного человека и если он пришел в творческий коллектив, обязательно найти ему дело, в котором бы он почувствовал себя необходимым. И еще один важнейший фактор – проблема занятости. В обычной жизни человек не пользуется всеми возможностями своего организма. Часто физическое и духовное развитие у подростков находится в состоянии сна, когда привычные обязанности выполняются с минимальной затратой энергии, что в свою очередь порождает духовную лень, ограниченность интересов.

Наша задача - поменять ритм жизни. Заставить человека понять, что можно жить иначе, можно в каждую единицу времени прожить жизнь ярче во много раз, больше успеть, больше узнать.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.

Творчество - процесс создания нового, антипод шаблонной стереотипной деятельности.

В философских учениях творчество предстает как условие и механизм продуктивного развития. В творчестве находят диалектическое взаимопроникновение материальные и духовные процессы, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное. Творчество охватывает познавательную и практически преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение.

Творчество в аспекте психологии - это продукт мыслительной деятельности. В психологической литературе на этот счет существуют две точки зрения. Согласно первой, необходимо развивать репродуктивное и творческое мышление. Процессуальный подход определяет творческую деятельность как деятельность по решению творческих задач.

Личностный подход в трактовке творчества большое внимание уделяет исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении их продуктивной функции, творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности. Рубинштейн С.Л. определил проявление творческой деятельности как выражение активности субъекта.

Возникает вопрос: можно ли научить творчеству?

"Творческость" (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, это одна из глубинных характеристик личности.

Личность же нельзя сформировать, ее можно воспитать.

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Уникальность и неповторимость личности, ведущая роль бессознательного в творческих актах не могут быть раскрыты с помощью только понятий, выведенных из деятельности.

Но толкование творческого акта только как деятельности оставляет за бортом самое существенное - источники творчества, лежащие в области бессознательного.

Но само определение творчества как создание чего-то принципиально нового как индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта.

Это показатель личной зрелости человека, который характеризуется следующими чертами: активным деланием себя, соответствием жизненных выборов (в том числе, профессии) индивидуальным особенностям, согласованием избранной профессии и способностей, стремлением познать себя, умением ценить и использовать эффективно и результативно время, выделить приоритеты в деятельности.

Деятельность, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него определенной ценностью.

Художник не может не реализовать заложенный в себе потенциал и, переводя его из внутреннего плана во внешний, он становится тем, чем задумала его природа.

И здесь надо сделать оговорку, касающуюся социальных условий. Талант расцветает в обществе на определенном витке его исторического развития. И то, в каком состоянии находится общество, его культурные традиции и отношение к мировой культуре, будет влиять на творчество данного человека.

Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего он стал бы писать музыку в духе Шопена.

В своем творчестве человек выражает не только свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, который он застал. Хочет он того или нет, но он выражает и мироощущение людей той эпохи, в которой живет и творит.

Вероятно, главной отличительной чертой творческой личности является неудержимое стремление свои переживания и впечатления перелить в музыку, пение, танцы…, выразить свое существо на языке искусства.

Но все эти способности не смогут проявиться в полной мере, если личности не будут присущи такие качества как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Мотивация творчества лежит не во внешних условиях благополучия, но во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих той силой, которая помогала им жить в самых неблагоприятных условиях.

Природа, к сожалению, отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развития своих будущих способностей. Поэтому способный ребенок вынужден начинать свое обучение в раннем возрасте, в тот период развития, когда формируется организм и мировоззрение подростка.

Итак, творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а так же производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь, как объективный, так и субъективный характер.

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрывается дотоле неизвестные закономерности, устанавливаются и объявляются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского и подросткового творчества.

Следует учитывать важность подросткового субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат.

Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов подросткового творчества.

В художественном творчестве (искусстве) открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя глубиной обобщения и постижения изображаемого.

Творческое развитие и навыки.

Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения можно наблюдать рост результатов, наглядно это проявляется в спорте, музыке, танцах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что проявление способностей человека выполнять какую-либо деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его педагогов методов, которые ведут к высоким результатам.

Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей.

Приоритет творческих заданий - необходимое условие проявления и развития художественной одаренности подростков в процессе обучения. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то суммы специальных умений и навыков, которыми он потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему не достает.

Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели.

Известно множество случаев (особенно в музыкальной практике), когда ребенок упорно отторгал все попытки обучения даже простейшим навыкам. И тот же самый ребенок стремительно, самостоятельно и незаметно для самого себя овладевал настоящим мастерством, когда приобщался к музыкальному творчеству.

Итак, художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта разрешима. Ее решает сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог.


  1. Психологические особенности творческой личности.

"Подростковый возраст (отрочество) период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный характер."

(Психология: Словарь. М., 1990.- с. 279)

" Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности…"

(Психологический словарь. М., 1983.- с. 262)

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. Иногда это положение рассматривают упрощенно, считая, что общение со сверстниками, ориентация на их мнение и оценку, блокирование в группы и группки заслоняют от подростков другие стороны учебной и внеучебной жизни.

Такая трактовка является односторонней. Тенденция к общению со сверстниками у учащихся этого возраста действительно ярко выражена. Но при разумно построенной воспитательной работе она выступает как форма, в которой (или наряду с ней) естественно появляются другие тенденции жизни подростков.

"При определении ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов возник ряд разногласий. Так, Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, проанализировав большой фактический материал, относящийся к жизни подростков, пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью подростков на этом возрастном этапе является личное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают эти авторы, выступают возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми…

Однако эти авторы процесс общения подростков рассматривали в отрыве от всего многообразия коллективных видов деятельности, которые осуществляются ими на протяжении нескольких лет, - в отрыве от их учебной, производственно-трудовой, общественно-организационной, художественной, спортивной деятельности. На самом деле именно эти виды деятельности приобретают наибольшее значение в развитии общения у подростков. У них возникает повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную общественную оценку. Осознавая общественную значимость собственного участия в выполнении этих видов деятельности, подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, поскольку каждая такая деятельность выполняется коллективно, а ее результаты подлинную оценку получают опять-таки в коллективе (будь то в учебном, трудовом, спортивном, музыкальном или каком-либо другом).

Благодаря этому и личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении им разных видов общественно полезной деятельности, которая на наш взгляд, и является ведущей деятельностью в подростковом возрасте".

Сталкиваясь с многообразием функций и ролей участников коллектива, подросток открывает для себя мир социальных отношений детей, а через них - своеобразие норм, регулирующих и психическую жизнь детей.

Их психологических качеств личности подростка выделим следующие:


  • тенденцию к установлению психологической общности в целях, установках, чувствах, оценках со сверстниками;

  • стремление к дифференциации психической жизни членов коллектива, к выявлению общественно значимых черт личности его участников (формирование субъективных представлений о "престижности", "компетентности", "поведения в коллективе");

  • особый интерес к представленным в коллективе внешним формам выражения духовной жизни (значимые в данной среде интонации, слова, формы выражения эмоций, мимика и пантомима);

  • стремление к самоутверждению в формах жизни данного коллектива (не только во внешнем поведении, но и в психологических проявлениях - "актеры" на социальной сцене жизни коллектива. Эффект "публичности", "демонстрируемости" является очень значимым для них).
Новизна для подростка выступает как форма, за которой скрыта проблемность фактов, событий социальной жизни или же новые оценки, ценности той жизни.

Оценка и самооценка - доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Завышенность оценки и самооценки объясняет причины противоречивости в характере, в оценках учащихся этого возраста.

Педагогу нужно быть предельно чутким к этим противоречиям подростка, с тем, чтобы "завышенность" строя его психической жизни была бы естественно переплавлена в "завышенную" учебную и творческую деятельность, стала бы активностью обучения.

Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении (показе) художественного произведения (конечного результата).

Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не определяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они не работали, имеют много общих черт, по совокупности которых они существенно отличаются от людей менее творческих. Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тейлору, являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; отсюда стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения.

Другие исследователи отличают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения. Они хорошо чувствуют потребность общественного развития и хорошо понимают чувства других людей.

Подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми. Своей независимостью, самостоятельностью, оригинальностью творческие люди приносят много хлопот коллективам, в которых им приходится работать, и тем, кто вынужден с ними общаться.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А. Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Здесь достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежными показателями проявления творческой личности.

Что помогает творчеству?

Вдохновение - прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится "в ударе". Что этому может способствовать?

Сильные эмоциональные переживания. При этом не важно, положительное оно или отрицательное.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке или другим видам искусства оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека.

Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Суть творчества не в формальном накоплении знаний, умений, навыков, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.


  1. Воспитание творчеством посредством занятий дополнительного образования в студиях культурно-досугового центра.

Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

В данной экономической ситуации к человеку, предла­гающему свои способности на рынке труда, предъявля­ются высокие требования: быть знающим, уметь ис­пользовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использова­нию, уметь быстро и каче­ственно восполнять пробелы в своих знаниях. Современ­ный человек должен обла­дать навыками самообразова­ния, причем на протяжении всего созидательного этапа жизни. В таких социальных усло­виях серьезные требования предъявляются и к организа­ции образовательно-воспита­тельного процесса в системе дополнительного образова­ния подростков, необходимости изучения, разработки и вне­дрения в практику педагоги­ческой деятельности новых форм, методов, технологий. Исходя из практического анализа, можно констатиро­вать, что в обычных образовательных условиях полноценное внедрение новаций, активно пропагандируемых в настоя­щее время, несколько затруд­нено из-за наличия объектив­ных причин. Это, прежде всего:


  • жесткие образователь­ные стандарты;

  • ограниченное программами время;

  • статус учителя-лидера;

  • большая наполняемость классов (от 25 человек).
Дополнительное образова­ние способно гибко обойти объективные сложности образовательного процесса на основании специфики деятельности:

  • преобладание профиль­ного обучения;

  • вариативность программ;

  • основа педагогической деятельности – педагогика сотрудничества;

  • малые группы обучаю­щихся (до 15 человек);

  • добровольность выбора ребенком сферы деятельности;

  • принцип детоцентризма.
Поэтому можно утверж­дать, что система дополни­тельного образования обла­дает более благоприятными возможностями для развива­ющего обучения подростков, ведь в колледже неизбежна достаточ­но жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельнос­ти. В учреждениях дополни­тельного образования нет ти­повых образовательных стан­дартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития подростка. Программы дополни­тельного образования содей­ствуют самореализации ре­бенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельнос­ти, а также положительно сказываются на результатах общего образования. Вместе с тем, здесь существует воз­можность предусмотреть ва­риативность программ, т.е их доработку и незначитель­ные изменения в ходе педагогической деятельности, исхо­дя из возникающих ситуа­ций. В условиях дополни­тельного образования подростки могут удовлетворять свои ин­дивидуальные потребности, развивать творческий потен­циал, адаптироваться в совре­менном обществе; они имеют возможность полноценной организации свободного вре­мени: если, как отмечает кан­дидат педагогических наук Л.Н. Буйлова, «подросток жи­вет полноценно, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем». Вместе с тем и количество обучае­мых в системе дополнитель­ного образования (наполняе­мость групп 12-15 человек) играет значительную роль при рассмотрении возможно­сти использования инноваци­онных обучающих техноло­гий.

Приведенные выводы ни в коей мере не показывают преимущества дополнитель­ного образования перед обычным. Тради­ционная школа за долгий пе­риод своего развития показа­ла не только состоятельность, но и большие преимущества своей обучающей системы - дать подросткам базовые знания, умения и навыки. Система дополнительного образова­ния рассматривается как вспомогательная, дающая возможность обеспечить раз­витие личности подростка не в разрез, а в помощь основному образованию.

Структура и деятельность Культурно-досугового центра

Для этого в 1999 году на базе нашего колледжа был создан культурно - досуговый центр.

Работа в центре построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый студент имеет свободу выбора объединения, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия. Так же предусмотрен индивидуальный подход, что позволяет обучать детей с различными возможностями.

Цели и задачи КДЦ отвечают требованиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развития студента, нравственности, духовного здоровья, творчества, открытости, свободы выбора для каждого студента, а так же формирует взгляды, интересы и увлечения на дальнюю перспективу.

Координирует деятельность КДЦ педагог-организатор в области дополнительного образования. В его подчинении находятся педагоги дополнительного образования в различных видах искусств.

Каждый из них возглавляет студию по своему направлению деятельности:

Вокальная студия «Музыкальное созвездие»

СТЭМ «Вот те на!»

Ансамбль народной песни «Перезвон»

Хореографическая студия «Движение»

Студия народного танца «Берегиня»

Команда КВН «Аэропупырышки»

Гимнастическая студия «Грация»

Театральная судия «Зеркало»

Театр акробатики

Студия телерадио «Око»

Каждая студия работает по своей образовательной программе, которая представляет собой выстроенную систему подготовки участников студий, в соответствии с подпрограммой КДЦ и выбранным направлением искусства.

Занятия в студиях Культурно-досугового центра развивают у студентов следующие профильные умения:

Способность к организации и планированию;


  • способность решать проблемы и принимать решения;

  • способность работать в команде;

  • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность к самообучению;

  • способность адаптации к новым ситуациям;

  • способность к лидерству и воля к успеху.
Студенты колледжа приходят в КДЦ добро­вольно, без отбора, нет и оплаты за предоставляемые обучающие услуги. А это значит, что в студиях КДЦ могут заниматься все желающие, независимо от их способностей. Этим и отличается дополнительное образование от специальных школ различного вида искуств. Соответственно, и методика преподавания строится с учетом специфики обучаемого контингента и, прежде всего, его неоднородности. В связи с этим задача выдвижения универсальных требований к ученикам представляется не только трудно выполнимой, но и методически неверной. «Подгонять» малоспособного ученика, натаскивая его, чтобы приравнять уровень его подвинутости к уровню ученика успевающего, - задача внешне заманчивая, но внутренне порочная. В результате могут быть не только загублены ростки интереса к выбранному виду искусства, но и деформирована личность. Ориентирами в работе педагога должны служить потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критериями – дидактические принципы доступности, наглядности, последовательности.

В связи с этим в программы введены дифференцированные требования.

Педагогически целесообразно для каждого уровня выработать свою систему требований. Однако неизменной остается стратегия: при обучении учеников всех уровней целевой установкой является развитие их личностного потенциала.

Следует особенно внимательно отнестись на третьем уровне к его техническому развитию, а так же увеличить требования к исполнительским качествам, артистизму, воспитать любовь к эстраде, к концертным выступлениям.

Ученики второго уровня требуют усиленного внимания к той из способностей, которая развита в наименьшей степени. В связи с этим могут быть внесены некоторые коррективы в типовую программу. Так же учеников второго уровня следует приобщать к концертной деятельности. Просветительская направленность выступлений не только приносит пользу их творчесому развитию, но имеет и воспитательное воздействие, формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие и душевная открытость.

Воспитать чувство красоты, ввести в мир прекрасного и пробудить потребность ребенка к общению с произведениями искусства всех жанров – на этом должен сосредоточить свое внимание педагог дополнительного образования.

Занятия с учениками первого уровня ставят перед преподавателем особенно сложные задачи. Основная трудность заключается в том, чтобы, работая на посильном для ученика материале, добиться максимально развивающего эффекта. Разучиваемая программа должна носить адаптированный характер.

Внедрение в педагогическую практику названного дифференцированного подхода к учащимся в студиях связанно со сложностями этического порядка. Целесообразно поэтому было определить некоторые требования.

Поскольку способности развиваются только в деятельности, было бы ошибкой ранжировать ученика в начале обучения. Определить его уровень можно только к концу первого года обучения. Отнесение ученика к определенному уровню – не приговор, а лишь создание более комфортных условий для реализации его сегодняшних возможностей. Правильно ориентированный педагогический процесс усилит развитие его способностей, и он переместится на уровень выше. Однако это должно быть не целью, а желаемым следствием хорошо поставленного обучения.

Разделение по уровням – внутренне дело педагога. Нельзя забывать, что дети болезненно относятся к разного рода адаптированным группам и программам. Стремление же «догнать» учеников следующего уровня может создать атмосферу, не способствующую истинно художественной работе, нацеленной на развитие творческих качеств личности.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стара­ются учитывать современные интересы студента, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образова­тельного процесса. В про­граммах просматривается не традиционный упор на получение студентом зна­ний, умений и навыков по выбранному виду деятель­ности, а интегрированный подход к организации заня­тий, способствующий раз­витию и знаниевых, и лич­ностных качеств студента.

Основополагающими видами деятельности определены, прежде всего, свободный выбор студентом видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента, возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией, практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Компетенции педагога дополнительного образования

Творческая самореализация, осуществляемая педагогом в системе дополнительного образования, делает актуальной его педагогическую направленность на достижение целей творческого воспитания учеников. Для этого необходима реализация системы факторов, активизирующих внутренние процессы творческой самореализации педагогов: профессиональная интеграция и высокая мотивированность педагогической деятельности, учет индивидуально-типологических и половозрастных особенностей педагогов и референтность их как профессионалов, обладающих способностью к собственному саморазвитию, владеющих технологией и методикой самовоспитания. Для этого педагоги принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа наравне со своими учениками. Слушая и видя выступление педагога, ученик видит, к какому результату ему нужно стремиться в своей тврческой деятельности. Каждый ученик испытывает чувство гордости и уважения к педагогу, видя его на концертной эстраде.

Поскольку педагогический процесс – явление двустороннее, творческий компонент входит в деятельность не только ученика, но прежде всего педагога. Урок, всегда ставящий перед собой определенные педагогическим задачи, спланированный заранее, должен быть актом творчества. Педагог должен владеть искусством импровизации; он призван создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую ученику познать радость открытия.

Базовой ценностью ста­новится на занятиях многих наших педагогов личност­ный подход, т.е. совокуп­ность взаимосвязанных со­циальных установок на от­ношение педагога к воспи­таннику, к самому себе и к организации педагогическо­го взаимодействия, что соот­ветствует технологии лично-стно-ориентированного об­разования (Г.К. Селевко). Это выражается в учете и признании своеобразия, не­повторимости, уникальнос­ти личности каждого ребен­ка, в принятии его мнения и позиции; в готовности к бе­зоценочному отношению к нему как к личности; в обще­нии, основанном на равно­правии и равноценности личностных позиций педаго­гов и школьников; в сотруд­ничестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.

Профессиональная культура педагога дополнительного образования детей понимается нами как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой реализуемую им динамическую систему ценностных ориентаций (личностные и профессиональные характеристики), систему профессиональных знаний и умений (психолого-педагогических, предметных, профессиональных умений и навыков), профессиональную деятельность и профессиональное поведение.

Изучение и распростране­ние опыта работы наших пе­дагогов дополнительного об­разования - это попытка до­казать возможность примене­ния новых обучающих техно­логий, использование кото­рых в школе затруднено по объективным причинам. Это наш путь к решению основ­ной задачи, поставленной го­сударством, - непрерывное образование, т.е. взаимодей­ствие учреждений общего и дополнительного образова­ния.

Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

В своей работе КДЦ опирается на следующие нормативные документы:


  1. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010г.

  2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

  3. Положение о работе КДЦ

  4. Подпрограмма развития КДЦ

  5. Программы студий дополнительного образования

  6. Должностные инструкции ПДО
Для оптимальной организации воспитательного процесса разработана учебно-программная документация с учетом национально-регионального компонента, которая рецензирована специалистами учреждений культуры и образования.

Работа КДЦ строится на основе подпрограммы «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра». Срок реализации подпрограммы развития культурно-досугового центра рассчитан на срок обучения студента в колледже. В течение 4 лет каждый участник программы может попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что способствует социализации студента.

Подпрограмма развития творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра разработана в соответствии с концепцией и программой развития воспитания в Омгкпт, межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование активно развивается в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение и творческое развитие личности.

Дополнительное образование в колледже представляет возможность студентам заниматься в студиях культурно-досугового центра в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными способностями.

Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать. Часть советских психологов считает креативность (способность к творчеству) одной из неотъемлемых особенностей личности. Так В.В. Давыдов пишет: «Для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих мотивов». Другими словами, именно творческое начало отличает и выделяет личность, дает ей возможность выработать свое независимое представление об окружающей действительности и преобразовывать эту действительность на основе этих представлений.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.

Для формирования креативности необходимо:


  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;

  3. Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

  4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Учитывая, что с одной стороны, одаренность неразрывно связана со всеми психическими проявлениями человека, сенсорными, когнитивными принципами, и эмоциональной сферой, а с другой стороны, если основной функцией одаренности считать максимальную адаптацию к миру, окружению, то в подпрограмму «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра» положены два основополагающих фактора: социализация и развитие творческой одаренности детей.

Рассказать друзьям