Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства. Виды проектов в доу и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского -- «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект -- прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»;

Учебный проект с точки зрения учащегося -- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности -- найденный способ решения проблемы -- носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Учебный проект(с точки зрения учителя): а)это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта; б) это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Отличия исследовательской, проектной, проектно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность обучающихся -- деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся -- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность -- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Соотношение проектирования и исследования

Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта; не предполагает создание заранее планируемого объекта

Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:

учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.

Наиболее популярные формы исследований среди учащихся:

научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.

Классификация проектов.

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

По А.С. Сиденко:

Типы проектирования:

ь Репродуктивное проектирование.

ь Продуктивное проектирование.

ь Инновационное проектирование.

Классификация проектов:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

ь Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

ь Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

ь Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

ь Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

ь Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

4. По профилю знаний (монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные - по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.

5. По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

ь в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6. По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

Приведем более подробное описание:

ь Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

ь Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

ь Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и вполне укладывается в классно-урочную систему. А также протекают под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

ь Надпредметные проекты - внепредметные проекты, выполняемые на стыках областей знаний. Выходят за рамки школьных предметов. Используются в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру контактов проекты могут быть:

ь внутриклассными,

ь внутришкольными,

ь региональными (в пределах одной страны),

ь международными.

Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

7. По количеству участников (личностные - индивидуальные, парные, групповые).

8. По продолжительности (мини-проекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные - на 1-2 месяца; долгосрочные - до 1 года).

Приведем более подробное описание:

ь Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики 10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). (Другие примеры: расчет затрат на организацию путешествия, расчет затрат на питание семьи на месяц, открытие своего бизнеса и т.д.).

ь Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Чудеса России» об уникальных природных объектах, курс географии, 8 класс. Может проводиться в виде заключения, обобщения знаний по разделу «Общая характеристика природы России». Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам, например: Реки России, Озера России, Горные системы России, Уникальные памятники природы России, рекомендации подготовке готового продукта). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, и, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, например - электронных туристических буклетов их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

ь Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет рядом», «Дети - детям сиротам» и т.д.

9. По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).

Виды проектов:

ь Образовательный проект.

ь Воспитательный проект.

ь Управленческий проект.

ь Организационный проект.

ь Нормативно-правовой проект.

ь Социально значимый проект.

ь Политический проект.

ь Законотворческий проект.

ь Проект - иллюстрация учебной темы.

ь Проект - исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.

ь Проект - постановка проблемы.

ь Обзорный проект.

ь Текущий учебный проект.

ь Итоговый учебный проект.

По Е.С. Полат:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

ь исследовательские,

ь творческие,

ь ролево-игровые,

ь информационные,

ь практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

ь монопроекты,

ь межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

ь внутренние или региональные,

ь международные.

4. По количеству участников проекта:

ь индивидуальные,

ь парные,

ь групповые.

5. По продолжительности проекта:

ь краткосрочные,

ь средней продолжительности,

ь долгосрочные.

6. По результатам:

ь доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

ь макет, схема, план-карта;

ь видеофильм;

ь выставка; и др.

По С. Хайнесу:

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

По америк.профессору Э.У. Коллингсу:

(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35: /…. В 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/):

1. «Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.

2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название «Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний».

3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4. «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра

По предмету труда:

ь Человек - человек. Человек - природа.

ь Человек - техника. Человек - художественный образ.

ь Человек - знаковая система.

По сфере применения:

ь Школа. Семья. Досуг.

ь Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам:

ь Познавательные. Экологические.

ь Коммерческие. Игровые. Профессионально - трудовые.

ь Научные. Комплексные.

По материальному воплощению:

ь Интеллектуальные.

ь Информационные.

ь Комплексные.

По преобладающим технологическим процессам:

ь Архаичные (ручные технологии),

ь Традиционные (машинные технологии),

ь Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности:

ь Гностические.

ь Изыскательские.

ь Преобразующие.

По продолжительности выполнения:

ь Долгосрочные (от 20 до 60 часов),

ь Среднесрочные (блок 8 - 10 часов),

ь Кратковременные (2 - 4 часа)

По организации проектной деятельности:

ь Индивидуальные.

ь Звеньевые.

ь Групповые.

ь Школьные.

По структуре содержания:

ь Мономодульные(охватывают один модуль программы)

ь Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

ь Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества:

ь Репродуктивные.

ь Творческие задания.

ь Творческий проект.

Специфика.

Роль учителя. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе -- возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель -- руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего -- развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

ь активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного языка;

ь энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;

ь специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! областях);

ь консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

ь руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности (особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту-- тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

ь координатор всего группового процесса (фасилитатор);

ь опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Вот так существенным образом изменяется роль учителя по сравнению с традиционной моделью. Именно в проектировочной деятельности учитель иностранного языка приобретает такой ролевой коммуникативный репертуар.

Роль ученика. Также меняется и роль учащегося, участвующего в проектной деятельности, который становится:

Инициатором работы;

Генератором идей;

Самостоятельным исполнителем;

Независимым участником, имеющим свое мнение;

Исследователем проблем;

Помощником для других участников;

Оценщиком результатов и продуктов иноязычной коммуникативной деятельности.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие -- сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Следует отметить, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполненных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководителя». А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна жестко задаваться взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше -- совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль -- роль исполнителя.

Все этапы работы, организуемой в условиях проектной деятельности, сопровождаются:

Специально созданной атмосферой общения;

Организованной групповой, парной, командной и индивидуальной работой;

Техникой формирования групп;

Приемами управления учебной деятельностью во время подготовки проектов.

Таким образом, проектировочный аспект формируемой коммуникативной компетенции школьников позволяет:

1. Усилить интенсивность обучения путем увеличения роли речемыслительной деятельности учащихся в объеме учебного занятия по отношению к организационной деятельности учителя.

2. Развить в процессе обучения межличностную интерактивность (прагматическую и стратегическую компетенции) путем групповой работы, создавать ролевые ситуации, обращенные к собеседнику в акте коммуникации.

3. Формировать социокультурную и дискусивную компетенции в ходе конструирования коммуникативных ситуаций и заданий при использовании коммуникативных стратегий, инофоновой информации о культуре, реалий, традиций стран изучаемого языка.

Последовательность работы над проектом

работы над проектом

Деятельность

учащихся

Деятельность

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценивание проекта

(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Основная цель всех форм взаимодеи?ствия ДОУ с семьеи? установление доверительных отношении? между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание не принужденной обстановки, и детактивное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На мой взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Цель нетрадиционных форм - заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.

Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно - аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно - информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.

В детском саду нередко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т.д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т.е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства.

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта .

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Проектная деятельность - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

ь способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

ь способ взаимодействия с окружающей средой;

ь поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

ь самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

ь ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско - родительские отношения.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  • 2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:

ь потребность в любви, нужности другому;

ь потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

ь потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

ь потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

ь потребностьдетей в самостоятельности.

Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям ДОУ.

  • 1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.
  • 2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Таким образом, совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Организация совместной проектной деятельности

взрослых и детей дошкольного возраста

Мордовина Ольга Николаевна

Го сударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж» г.Усть-Лабинск

В современной жизни к ребенку-дошкольнику поступает много разнообразной информации. Задача взрослых (родителей, педагогов, воспитателей) – научить ребенка находить необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование современных педагогических и информационных технологий в работе воспитателя детей дошкольного возраста открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов и организация совместной проектной деятельности взрослых и детей является одной из эффективных технологий в работе современных детских садов.

Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность взрослых и детей реализуемая по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач по выбранному направлению содержания образования. Целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка . В основе проектной деятельности лежит организация совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых. Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. Проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проектный метод в деятельности дошкольных образовательных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, Е. С. Евдокимовой, М. Б.Зуйковой, Е. П. Панько, Ю. В. Атемаскиной, В. Н. Буркова, В. Т. Монахова и др.

В исследованиях отечественных ученых д анный метод понимается как:

    вариант интеграции обучения и воспитания дошкольников;

    как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей;

    как поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Сегодня термин «проектный метод» связывают с понятием «проблема», в связи с этим под методом проекта понимают совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и совместных действий дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов.

В исследованиях отечественных ученых Л.В. Киселевой, Е. П. Панько, В. Н. Буркова, В. Т. Монахова приводится классификация проектов:

    типы – исследовательские, творческие, поисковые, информационные, игровые, практико-ориентированные;

    масштаб – к раткосрочные, средней продолжительности, долгосрочный;

    виды – индивидуальный, групповой, подгрупповой, парный

Эти научно обоснованные подходы к классификации совместных проектов детей и взрослых помогают педагогам-практикам в их организации.

По мнению Е. Евдокимовой можно выделить три этапа в процессе вовлечения дошкольников в проектную деятельность

3,5 - 5 лет - первый этап, который автор Е. Евдокимова обозначает как подражательско-исполнительский. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка

5-6 лет - второй этап, характерен тем, что дошкольники уже имеют первоначальный опыт проектной деятельности и разнообразной совместной деятельности. Дети могут согласовывать действия, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, они способны достаточно объективно оценивать свои собственные поступки и поступки сверстников, проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

6-7 лет - третий этап, творческий, на этом этапе взрослый может развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Подход Е. Евдокимовой в большей степени учитывает возрастные особенности вовлечения дошкольников в проектную деятельность.

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предусматривает определенную последовательность и этапы:

    Организационный

    Заключительный

Каждый этап имеет конкретное содержание и последовательность действий., определены функции основных участников выбранного проекта

Организационный этап проектной деятельности.

Педагог (воспитатель)- определяет проблемной поле и общий план действий

Родители – привлекаются к обсуждению проблемы, определяют тему и содержание работы, совместно с воспитателем намечают задачи для реализации поставленной цели, определяют «домашнее задание» для родителей и организацию совместную самостоятельную деятельность в домашних условиях

Дети – знакомство с темой и вхождение в проект.

Информационно-содержательный (основной)

этап проектной деятельности.

Воспитатели (специалисты ДОУ, педагоги) планируют совместную деятельность с детьми в образовательном процессе:

    изготовление наглядных пособий, иллюстраций, раздаточных материалов; - разработка содержания беседы с детьми по теме проекта;

    подбор или изготовление дидактических игр; подбор подвижных, пальчиковых игр, стихов, рассказов, загадок;

    организация образовательной деятельности, занятий, практической, проектной и экспериментальной деятельности, экскурсий, и т.д;

    организация продуктивной деятельности(рисование, лепка, КТД и др)

    организация работы с детьми по развитию речи: чтение книг и рассказов, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин;

    взаимодействие с родителями, педагогами и специалистами ДОУ, оформление информационной карты проекта, изготовление буклета, памятки или паспорта проекта.

Дети – активные участники в образовательном процессе и в совместной деятельности, эксперты в поиске с родителями и педагогами новых знаний выбранного проекта.

Родители организуют совместную деятельность с детьми в домашних условиях, занимаются поиском и анализом интересной информации. в детской комнате ребенка может быть создан мини-центра активности по проблеме проекта. Родители принимают участие в создании развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), в изготовление с детьми газет, листков, детских книжек, альбомов, в разучивании и сочинении стихов, песенок, историй и др.

Заключительный этап проектной деятельности

Заключительный этап совместной проектной деятельности взрослых и дошкольников предполагает результат и продукт деятельности. В результате проектной деятельности выполнены поставленные цели и задачи выбранного проекта. Продуктом проекта может быть альбом, книга, газета или видео ряд слайдов, история выбранной темы. На з аключительном этапе обязательным должна быть презентация темы и содержания проекта, а так же демонстрация продукта детской и совместной деятельности.

Организую совместную проектную деятельность взрослых и детей воспитатель в полной мере должен учитывает современные подходы к организации образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в работе воспитателя выделяют пять основных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, которые помогают взрослым в выборе направления и темы проекта, в определении его содержания. Ведущим принципом в работе воспитателя современного детского сада выступает принцип интеграции, т.е. взаимовлияния, взаимопроникновения и межпредметных связей в организации образовательного процесса.

Опыт совместной работы воспитателей и педагогов по проектной деятельности имеет важные п оложительные моменты.

1. Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний воспитатель выступает организатором познавательной, исследовательской деятельности дошкольников и их родителей.

2. Изменение психологического климата в возрастной группе. Информация и знания, приобретаемые в ходе разработки и реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта и совместной деятельности с родителями. Родители участвуют в получении интересных и нужных знаний для своего ребенка.

3. Участники проекта приобретают умения анализировать, выбирать и рассуждать. Дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результаты.

4. В реализации совместной проектной деятельности происходит развитие социально-коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать или не принимать другую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Таким образом, педагогическая ценность совместной проектной деятельности заключается в стимулировании интереса детей к исследованию определенных проблем, для решения которых необходимо владеть знаниями. Через совместную проектную деятельность взрослые могут показать детям применение различных знаний и информации на практике. Это позволяет рассматривать проектный метод как инновацию в дошкольном образовании. Организованная деятельность между педагогами, родителями и дошкольниками носит характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса.

Следовательно, совместная проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и активными участниками образовательного маршрута своего ребенка. В результате именно такой совместной работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

Активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.

Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы проектирования

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.

Наблюдение. Направление процесса анализа

(если необходимо).

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.

Этап проектной

деятельности

Возраст

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подготовительный

Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы.

Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.

Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Целеполагания

Определение взрослыми цели проекта, его мотивация.

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Планирования

Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана.

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта.

Исполнительский

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений.

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Проектировочный

Совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Определение перспективы развития проектирования.

Используемая литература:

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.

2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

«Совместная проектная деятельность учащихся и родителей как одна из эффективных форм патриотическоговоспитания».

У русского народа идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются ещё с той поры, когда появились военно-исторические документы и летописи. Вспомните «Слово о полку Игореве».

Патриотизм носит всегда личностный характер и проявляется в преданности и служении своей Родине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставился выше всех ценностей и добродетелей. Сейчас эта идея, главным из принципом которой стало "служение Отечеству и своим ближним" стало немного размытым понятием.. Поэтому так необходимо брать опыт предшествующих поколений, развивать этот опыт и доказывать на деле свой патриотизм. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын Отечества есть одно и то же".

Я не ставлю высоких целей, а начинаю с малого, начинаю прививать любовь к Родине с познания и любви к своей семье. Не случайно патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

заботу · об интересах семьи;

гордость за свою семью;

уважительное отношение к прошлому семьи, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу семьи, её будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету семьи;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности по отношению к своей семье. Если воспитать в ребёнке эти качества, он научится любить и свою Родину.

Наша работа направлена на то, чтобы все наши дела и проекты прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Что бы ни говорили, все люди руководствуются в жизни не только фактами, сколько переживаниями, а дети - тем более. Всё, что не затрагивает их переживания, не оставляет след в душе, ими не принимается, принимается только то, что доставляет радость. Жизнь - это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. Сблизить ребёнка с семьёй могут общие интересы, общие проблемы, общее дело. Как найти это общее дело, как сделать, чтобы сближение с семьёй было не формальностью, как привлечь родителей в школу, как сделать эти интересы общими? Эти вопросы не давали мне покоя.

Четыре года назад мы решили попробовать совместную форму взаимодействия - проект. Мы (это родители и ученики) стали участниками социального проекта компании РУСАЛ «100 классных проектов». Большей частью этот проект и стал той счастливой случайностью, который сблизил нас, а когда мы его реализовали, нам захотелось опять что- то совместно делать, жить одними проблемами, вместе их решать. И так уже 4 года.

С чего всё началось? А началось с разногласий. Ведь часто ребёнок слышит фразу от родителей: « А вот мы…, а вот в наше время…». Тогда мы решили узнать, описать и сохранить историю разных поколений людей, когда им было 13-14 лет, создать летопись Памяти, передвижной стенд в классе, организовать праздник-общение. Проект задуман для организации общения, взаимодействия, с родителями.

Нам стало интересно, какими были разные люди из разных поколений, когда им было 13-14 лет, ведь они жили в другой стране, в другом веке. Мы хотели узнать, какие традиции были у них, какие символы; какие вещи они носили, какие добрые дела совершали, какие песни пели, как проводили досуг, какие традиции соблюдали, к каким идеалам стремились, о чем мечтали, как любили Родину, свой город и свою семью. На эти вопросы предстояло нам ответить. Родители подключились к этой работе. Мы вместе писали Летопись Памяти.

Собрали некоторые атрибуты, вещи, предметы и сделали стенд (это был наш передвижной мини-музей в классе). На стенде были рассказы, сочинения, стихи о разных поколениях, фотографии взрослых, когда им было 13-14 лет, а если не было некоторых фотографий (они не сохранились), то наши художники создавали образ по описанию и рассказам.

Когда проект был завершён, то состоялся Праздник поколений «Все мы родом из детства».

На Празднике были подведены итоги, состоялся обмен впечатлениями, экскурс в историю: познакомились и прочитали Летопись Памяти, рассказали, что мы узнали и увидели (это наш маленький стенд-музей). Каждое поколение показывало свой традиционный праздник из детства. Мы показали, рассказали, а может, даже и доказали, что мы - достойное поколение.

Потом был проект « Связь времён и поколений», « Тайны создания домашнего очага, « Милой мамочки портрет». Всё это были проекты, которые мы делали вместе с родителями.

Сегодня мы уже в 10 классе. Мы стоим на пороге выбора профессии, поэтому и проект, который задумали и воплощаем в жизнь, называется «Профессия моих родителей и мой выбор».

Работа над проектами стала ярким событием в жизни, сделав единомышленниками педагога, родителей и детей.Мы хотели показать, рассказать, а может, даже и доказать, что мы разные, но каждое поколение - достойное поколение.

Все это делаем ради поиска истины и связи времен, чтобы сохранить историю, оставить память о себе и о своих близких, получить опыт общения и взаимоуважения, возродить традиции, привлечь внимание других детей к истории своих семей, близких людей, к истории своей страны. Ведь любовь к Родине, по нашему глубокому убеждению, начинается с семьи, с близких людей, с людей, которые живут с нами рядом.

Теперь мы всегда вместе, у нас есть общие заботы, проблемы, но мы их научились решать сообща. И я теперь уверена в том, что совместная проектная деятельность учащихся и родителей - это одна из эффективных форм патриотического воспитания.



Рассказать друзьям