Что такое карма и закон кармы. Можно ли работать с кармой? Закон свободной воли и выбора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На духовном пути мы должны помнить, что материальный мир, сансара - место жестковатое. Это не то место, где душа проходит уроки жизни играючи, только радуясь и развлекаясь. Тех, кто так считает, сансара быстро отрезвляет, давая ему пару чувствительных уроков. Развлекаются в материальном мире лишь аватары, святые и сиддхи, чей дух абсолютно свободен от эго и поглощен Богом. Обычные же люди - если не рабы, то пленники и усталые работники своей кармы. Это не мир богов, где желания исполняются силой мысли, где можно просто играючи жить счастливо. В нем все подчинено карме, закону причин-следствий и этот закон мы не можем обойти не изменившись. Никто не может избежать закона кармы. Все здесь вплоть до мелочей устроено по законам кармы. Мы, конечно, можем себе воображать, будто мы растем, учимся, что то делаем, ходим, работаем, влюбляемся, наслаждаемся... Это так, с человеческой точки зрения. Однако все это просто карма.

Сам человек - кто он? Это просто карма быть человеком. Мы просто изживаем одну карму и затем копим новую. Вот и вся наша жизнь. Остальное - детали нашей кармы. Нет мира вне кармы.

Мир - это наше кармическое видение. Измени его и мир изменится. Жить - означает быть целиком с утра до вечера, днем и ночью, кроме сна без сновидений в карме, быть частью глобального вселенского механизма кармы. Из-за нашей кармы мы родились здесь, на земле, в теле человека.

Карма - основа всех событий в нашей жизни.

Каким же беспечным и глупым надо быть, чтобы попав во власть кармы, не помнить о законе кармы каждый миг!

Поверить в закон кармы, изучить и понять его

Первое, с чего мы должны начать на духовном Пути, кроме обретения веры в Бога, Дхарму и путь Освобождения (мокши) - поверить в закон кармы. Поверить и затем изучить детально и тщательно чтобы понять его. Когда соперник понятен, то и хорошо видится путь к победе над ним. Но когда соперник не виден, как его можно победить?

Это очень важно. Важно понять - мы сейчас во власти кармы целиком, от слова «полностью». Более того, мы сами кроме Атмана, нашей божественной сути - это и есть сама воплощенная карма и ничего иного. Весь мир вокруг - наше кармическое видение и ничего иного.

Если бы люди только знали, насколько закон кармы неумолим, насколько он фиксирует все до мелочей и как оборачиваются бумерангом все их мысли, слова и поступки, они бы контролировали каждое слово, каждую мысль и поступок. Закон кармы тотален, пронизывая собой материальный мир, вплоть до атомов и элементарных частиц.

Лишь на квантовом, трансцендентном уровне закон кармы ослабляет свою хватку. Только полностью пробудившиеся души, душой и духом живущие в трансцендентном измерении, свободны от закона кармы, как и от многих других законов материального мира.

Закон причин-следствий обязывает нас понимать хорошо причины и следствия в этом мире, контролировать чувства, усмирять мирские желания, накапливать заслуги - хорошие впечатления, развивать интеллект, волю, качества души. Он велит нам контролировать мысли и желания, быть очень осмотрительными в поведении, сдержанными, трезвыми в духовном смысле. Это не тот закон, который можно игнорировать. Его можно превзойти тапасом, джняной, но не проигнорировать. Любая попытка игнорирования кармы ошибочна и бесполезна. Те, кто пытаются это делать терпят неудачу.

Им нужно тщательно изучать писания, такие как упанишады, Бхагавад гита, Гаруда пурана, Трипура Рахасья, Йога Васиштха, чтобы понять тонкий неуловимый механизм работы причинно-следственных связей.

Изучив, нужно учиться действовать в духе карма-йоги и бхакти-йоги, так, чтобы действия не связывали, а приводили к Богу и Освобождению.

Ум и карма

Ум в тонком теле невероятно пластичен, он гиперпластичен, он, пребывая вне тела, например, во сне, медитации, легко может принимать любую форму. Мы даже не можем себе представить насколько он пластичен.

Одна неверная мысль пустив корни и разрастаясь, может стать причиной рождения в новом теле.

Ведический аскет, живущий в лесу, Джада Бхарата из за ошибочного понимания и привязанности к оленю переродился в теле оленя.

Изучив связь ума и кармы, мы понимаем тонкие механизмы возможной победы над кармой. Мы, развив веру и осознанность, можем изменить такое положение дел к лучшему, заставить крутиться шестеренки нашей судьбы в нужную нам сторону. Мы можем направить потоки нашего сознания в измерение счастья, - например, в мир небожителей - Дева-локу или в мир Абсолюта, в сторону Освобождения, в сторону мира богов.

Например, есть тип мукти, освобождения, называемый сарупья мукти - иметь тело как у божества или салокья мукти - в мире богов. Хотя истинная цель Адвайты - саюджья мукти - слияние с Абсолютом и освобождение, а сарупья мукти - означает достижение иллюзорного тела в облике своего избранного божества.

Поэтому для нас важно соблюдать принципы своей Дхармы, уважать садху, тантрийские самаи, накапливать заслуги, выполнять севу, почитать святых и богов, исполнять ритуальные садханы, очищать ум, раскаиваться и т. д. Это дает хорошие плоды.

Карма - это энергия

Карма - это не поэтический образ. Это не философская категория. Это конкретная информация в структуре памяти тонкого тела, подсознании, как информация на жестком диске компьютера. Эта информация целиком определяет нашу судьбу, здоровье, продолжительность жизни, окружение, наши достижения, мысли, занятия.

Карма есть память тонкого тела, наше физическое тело - воплощение кармы. Это не просто память, а энергия, как связывающая душу сила. Эта сила властвует над душой, пока душа не растворит ее.

На одну силу нужна другая сила, которая покорит ее.

Карму можно скорректировать ритуалами поклонения и методами астрологии, очистить садханой йоги, можно сублимировать, можно растворить силой медитации и глубокой осознанности.

Но никому еще не удалось просто проигнорировать карму или растворить ее словами и мыслями о Дхарме, недвойственности, об иллюзорности мира. Слова и мысли не имеют никакой силы перед законом кармы в материальном мире.

Здесь важна только энергия поступков, сила мысли, воли, энергия осознанности или сила веры, преданности и любви к Богу. Либо ты имеешь силу растворить карму, либо твоя карма имеет силу и подчиняет тебя и ты оказываешься в ее власти. В каком-то смысле закон кармы безжалостен, бесстрастен и холоден. Его не разжалобить, не подкупить, и не уговорить, но его можно превзойти верой, тапасом и джняной.

Три типа кармы

Есть карма, которую изменить можно, но лишь приложив большие усилия. Есть та, которую изменить нельзя в этом рождении. А есть та, которую изменить можно легко. Он называются дридра карма, адридра карма и адридра дридра.

Итак, зародив вивеку - различение в области закона кармы, будьте бдительными, тщательными в поступках тела речи и ума, освобождайтесь от мирских желаний, усмиряйте ум, почитайте святых и Дхарму, непрерывно накапливайте заслуги и развивайте осознанность чтобы одолеть власть кармы.

(По материалам сатсанга Шри Свами Вишнудевананда Гири)

Что такое "Карма"?

На санскрите это слово означает "действие". На Западе закону Кармы эквивалентен закон Ньютона: "Сила действия равна силе противодействия". Когда мы думаем, говорим или действуем, то используем для этого собственную силу воли.

И хотя мы можем этого не осознавать, любое действие так или иначе заставляет нас страдать.

Избежать этого страдания, как вы понимаете, нельзя. Но вот как его минимизировать, как сохранить в себе способность радоваться жизни - об этом и...

Наслаждение и боль проистекают от ваших собственных былых деяний (карма). Таким образом легко объяснить карму посредством одного коротенького высказывания: если вы поступаете хорошо, результаты будут хорошими, если вы поступаете плохо, результаты будут плохими.

Карма означает действия. С точки зрения самих произведенных действий они подразделяются на телесные, словесные и умственные деяния. С точки зрения их последствий деяния бывают добродетельными, недобродетельными и безразличными. В...

Выход из-под влияния кармы

Это не просто философские рассуждения, это вопрос жизни и смерти. Фактически – это единственный вопрос в этом мире, заслуживающий внимания. Что такое смерть? Умираю ли я? Что будет после смерти – всё это грани одной и той же проблемы. Соответственно если мы принимаем, что...

Закон Кармы говорит о том, что наше положение в настоящем определяется нашим состоянием и поступками в прошлом. Все наши успехи и неудачи является результатом наших собственных дел и мыслей.

Приведу для примера русские-народные

Кармические пословицы:

Не плюй в колодец, водицы пригодится напиться.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Не рой другому яму, сам в нее попадешь
- Кому сгореть, тот не утонет
- Я его выручил, а он меня выучил
- За битого, двух небитых дают
- Все новое...

Каждое действие порождает силу энергии, которая возвращается к нам в виде подобной силы… что посеешь, то и пожнешь. И когда мы выбираем действия, которые приносят счастье и успех другим, наша карма приносит нам плоды счастья и успеха.

“Карма – это вечное утверждение человеческой свободы…

Наши мысли, наши слова и дела – это нити сети, которую мы разбрасываем вокруг себя”.

Свами Вивекананда
Третий духовный закон успеха – это Закон Кармы. “Карма” – это как действие, так и то, что из него...

Будда учил нас, что всё во вселенной - что бы это ни было - есть естественный результат одной или нескольких причин. На основе этого естественного закона, закона кармы, мы можем учиться понимать себя самих и мир, в котором живём, просто как результат наших предыдущих действий. Мир создаётся нашим умом, и мы воспринимаем его в соответствии с иллюзиями, обусловленными нашими предыдущими действиями - нашей кармой. И вид мира, который наш ум проецирует как сон, зависит от нашей кармы. Например...

Этот закон создан дьяволом, как бы для наказания людей за их безнравственные поступки, но под этот закон попадают все живущие на Земле, не только люди.

Отрабатывая карму при жизни - это болезни, несчастья, проблемы с детьми и т.д. Отрабатывая карму по смерти - наказания протекают в слоях возмездия, человек испытывает огромное страдания, и этой энергией, энергией людских страданий и питаются дьявол и его свита.

Для этого дьявол все и создал, это было изначальное предназначение кармического...

Я могу сказать об этом совсем немногое, - но и это все же займет два с половиной часа!

Прежде всего, закон кармы - это не закон. Само это слово дает аромат чего-то научного, как закон всемирного тяготения. Это же всего лишь надежда, а вовсе не закон.

На протяжении столетий существовала надежда, что если вы поступаете хорошо, то добьетесь хороших результатов. Это человеческая надежда на существование, которое само по себе абсолютно нейтрально. Если посмотреть на природу, то можно увидеть...

Олег Геннадьевич Торсунов

3акон кармы

3акон кармы

Эта тема сейчас очень популярна и о ней стараются говорить многие, хотя не все понимают, что термин «закон» обозначает, что ничего не нужно изобретать. В этой теме все уже изобретено Ведами. Тем не менее, многие учёные пытаются по-своему трактовать эту тему, что вносит в умы людей полную неразбериху. Особенно плохо, если, что-то изучив в этом вопросе, но не разобравшись в нём до конца, серьёзные люди пишут на эту тему популярные книги. Поэтому с самого начала хочется сказать, что я постараюсь осветить эту тему так, как она представлена в Ведах, естественно, настолько, насколько позволяют мои познания.

Слово «карма» с санскрита переводится как деятельность. Но caнскритское слово «деятельность» имеет гораздо более широкое значение, нежели русское. В основном понятие карма правильно понято нашим читателем. Карма обозначает, что любая деятельность, выраженная в поступках, в словах, и даже в мыслях будет иметь свои последствия. В зависимости от того, сколько пользы или вреда несет наша деятельность окружающим людям, ровно столько мы будем от нее страдать, или наоборот, испытывать счастье. Этот мир устроен так, чтобы все законы справедливости совершенным образом и в полной мере выполнялись. В этом мире нет сил зла, так как всё существующее в нём предназначено для того, чтобы научить нас правильно понимать, в чём заключается наше счастье. В мире, в котором мы живем, существуют два основных вида учёбы:

Через осознание как правильно жить;

Через страдание.

Есть ещё один вид учёбы - это беспричинная милость Бога и святых людей, которая проявляется независимо от того, заслужили мы её или нет. Но это уже не вопрос темы «закон кармы, так как здесь, действует совсем другой закон - закон божественной милости.

Все силы, которые существуют в нашей Вселенной, в соответствии с этими двумя основными видами учёбы живых существ также поделены на две большие группы. Одни из них предназначены для того, чтобы помочь нам научиться, другие наказывают нас, если мы не хотим извлекать из своей жизни должных уроков. Те люди, которые поняли этот закон, всеми силами стараются изучать, как правильно жить и воплощать эти знания на практике. Все остальные же живут, плывя по течению, и совершают те же поступки, что и все люди вокруг них, искренне думая, что так жить правильно. Однако законы кармы не смотрят на большинство. Они будут нас наказывать в соответствии со справедливостью, а не в соответствии с общественным мнением. Поэтому, чтобы во всём, наконец, разобраться и понять, как правильно жить, я предлагаю Вам углубиться вместе со мной в изучение закона кармы.

Наша судьба складывается из наших прошлых желаний и поступков. Все они фиксируются в тонком теле, где ничто не пропадает и не забывается. Затем все желания человека осуществляются, и он получает воздаяния за свои поступки. Всё это происходит не сразу после того, как они возникают, а через некоторое время. Кроме того, одной жизни не хватает для того, чтобы осуществилось всё, что должно с нами произойти. Поэтому нам приходится отвечать за свои желания и поступки; идущие также не только из прошлой жизни, но и многих жизней до этого.

ВОПРОС: А сколько жизней мы прожили?

ОТВЕТ: Мы живём вечно. Однако жизнь этой Вселенной циклична и продолжительность одного цикла, хоть и огромна, но ограничена- Поэтому в этой Вселенной мы прожили определённое количество жизней, быть может, даже с самого начала ее существования. Другими словами, многие из нас начали жить в этой Вселенной, согласно Ведам, примерно 311 триллионов и 40 биллионов земных лет или 430.000.000.000 солнечных лет назад. Однако, некоторые из нас попали в неё позже, покинув духовный мир. Кто-то из нас здесь, в этой Вселенной, находится уже давно, и про жил вместе с ней много циклов сё жизни. Это всё описано в Ведах.

ВОПРОС: А мне рассчитали, что я живу уже 5-ую жизнь. Что это значит?

ОТВЕТ: Это глупость. Мы живём бесконечное число жизней и будем жить вечно. Однако, для легкой наживы люди пользуются тем, что мы мало понимаем эти темы, и выдумывают всякие глупости.

Судьба схожа с дорогой, с которой нельзя свернуть. Она ведёт нас путём наших прошлых поступков и желаний с одной лишь целью, чтобы мы во всём правильно разобрались и, очистившись от эгоизма, посвятили свою жизнь духовной практике.

ВОПРОС: Если с этой дороги нельзя свернуть, значит, судьбу изменить нельзя?

ОТВЕТ: Her, это не совсем так. Дорога судьбы никуда не поворачивает на том отрезке, на котором она уже сформирована. Однако, если у Вас поменялся вкус счастья, и, соответственно, изменилась цель в жизни, то, действуя в соответствии с новыми интересами, человек может повернуть эту дорогу, но только её край.

Если мы продолжаем находиться в страсти, но меняем свой вкус к жизни, то дорога судьбы повернётся в сторону. Возможно, когда придёт время, мы родимся на какой-то.другой планете среднего уровня, подобной Земле, или, оставшись на Земле, родимся в другой культуре с другими национальными особенностями.

Если мы решили начать бескорыстную жизнь на благо всех людей и во имя Бога, то край дороги судьбы будет загибаться вверх. И скоро (может, в этой жизни, может, в одной из следующих), в зависимости от длины непройденного жизненного пути, мы попадём на высшие планеты и будем испытывать состояние счастья много сотен или тысяч земных лет.

Если нам захотелось пожить в невежестве, то в результате наша судьба будет направлена на низшие планеты и в этой или одной из следующих жизней мы отправимся в нижние области Вселенной, где жизнь полна невыносимых страданий.

У нас есть возможность повлиять на ход событий. Но для того, чтобы сделать это действительно правильно, нужно иметь знание о том, как сжигать последствия плохих поступков. Приобрести это знание можно, изучая закон кармы не понаслышке, а непосредственно из Вед, и лучше под руководством опытного наставника.

ВОПРОС: А можно ли укоротить эту дорогу?

ОТВЕТ: Можно, но для этого нужно заниматься деятельностью, свободной от влияния всех трёх гун материальной природы, например, повторением Святых Имён Бога или смиренным слушанием святого человека и служением ему.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, примерно на сколько жизней вперёд уже намечены события в нашей судьбе?

ОТВЕТ: У всех по-разному. У одного человека на сотни, другого на тысячи, у третьего всего на одну жизнь. Чем меньше дорога судьбы, тем быстрее мы можем сжечь все свои грехи и стать святым человеком. Поэтому один становится святым за одну жизнь, а другому на это требуется сотня жизней или больше.

ВОПРОС: Из Ваших слов я понял, что практически все люди будут страдать столько, сколько им отмерено, а всё хорошее, что мы сделаем, повлияет на наши будущие жизни. Такое объяснение меня что-то не очень вдохновляет.

ОТВЕТ: На самом деле всё гораздо сложнее и интереснее. Наша дорога судьбы - это отражение в нашем тонком теле всех наших поступков и желаний. Для того, чтобы все они осуществились, природа устроила так, что мы. имея тонкое тело, живём под непосредственным влиянием на нас окружающего мира. Весь окружающий мир постоянно взаимодействует с нашим тонким телом. На нас могут влиять как силы, идущие с высших планет (гуна благости), так и силы со средних планет типа Земли (гуна страсти) На нас также действуют и силы возмездия, приходящие с низших! планет {гуна невежества). Все они влияют на нас циклически, в соответствии с законом циклического материального времени, о котором мы с Вами уже говорили. Поэтому, если мы совершили какой-то поступок, то последствие его мы ощутим в то время, когда планеты займут определённое положение относительно Земли, Все планеты движутся по своей орбите, постоянно влияя на общее психическое состояние Земли. Они взаимодействуют не только с Землей, но и с нашим тонким телом. Каждый раз, вставая в определённое положение относительно Земли, планеты контактируют с тонкими телами каждого из нас, влияя на наше настроение, наши желания и наши поступки.

Этот контакт зависит не только от положения планет, но также и от состояния нашего тонкого тела. Если у нас нет грехов, то плохие положения звёзд не будут взаимодействовать с нами. С другой стороны, все хорошие сочетания планет будут взаимодействовать с тонким телом безгрешного человека, принося ему ощущение счастья. Если же настроение, которое возникло при каком-то положении планет, связано с нашими прошлыми плохими поступками, то это немедленно отразится на нашем тонком теле, и подобный резонанс причинит страдания.

В первую очередь от нежелательного взаимодействия с планетами у нас испортится настроение.

Затем при более сильном воздействии на наше сознание может проснуться какое-то дремлющее внутри греховной желание. Еще хуже, если это желание в своё время было очень сильным, но обстоятельства помешали его осуществить, и в результате оно догнало нас сейчас.

Такие очень сильные греховные желания практически неуправляемы и могут треножить нас очень долго (месяцы), причиняя нам сильные страдания. Они часто выводят нас из равновесия и заставляют совершать какие-то необдуманные поступки.

Таким образом, наша судьба - это дорога с подъёмами (когда на нас влияют хорошие планеты) и со спусками (когда на нас влияют плохие планеты) или с равнинами (когда влияние хороших и плохих планет примерно уравновешено).

Теперь, коснёмся Вашего вопроса о страданиях. Следует понять один важный момент. Существует только одна сила, которая даёт нам возможность полностью избежать страданий. Эта сила называется «чистое духовной знание». Насколько человек освоил его, настолько высоко он поднимается над дорогой своей судьбы.

Если он живёт.на поводу у своих низменных желаний и наклонностей, то, находясь в невежестве, человек боронит эту дорогу своей судьбы носом, испытывая массу страданий. При этом он движется по жизни очень медленно. Каждая маленькая кочка дороги судьбы вызывает у него невыносимые муки.

Закон кармы – один из основных Законов Мироздания. Все религии и духовные учения знают закон воздаяния за грехи и добрые дела, и даже материалисты включают закон причинно-следственных связей в перечень законов диалектики. Очевидно, вся наша судьба зависит от того, как хорошо мы понимаем этот закон: не только осознаём его существование, но и детально разбираемся в его особенностях.

Закон кармы кажется простым и очевидным в своих проявлениях, особенно в простых, «народных» формулировках его: «что посеешь, то и пожнёшь», «как аукнется, так и откликнется» и т.д. Но на самом деле закон кармы отнюдь не прост в своей реализации. Попытаемся разобраться в некоторых неочевидных его воздействиях на наши жизни.

I. Воздаяние «сторицей»

Говорят: «воздастся сторицей» (в 100 раз больше). Почему? Неужели это несправедливость? Ведь сделали, кажется, что-то определённое, ни больше, ни меньше; значит, и возмещать судьба-карма будет должна столько же?

На самом деле карма – абсолютно справедливое возмещение добра и зла, и тем не менее, возврат «сторицей» (т.е. во много раз больше) – одна из её особенностей. Дело в том, что такой возврат справедлив, просто большинство из нас неверно оценивает размеры последствий собственных действий, слов и мыслей. Как это бывает, рассмотрим на конкретном примере.

Итак, возьмём самый «простой» случай: человек А нанёс ущерб человеку Б (например, толкнул его преднамеренно, тот упал и порвал одежду). Каковы будут последствия? Конечно, человек А претерпит то же самое (от человека Б, либо от кого-то / чего-то другого), но это будет только частью возмещения. Потому, что ущерб не ограничился только болью от падения и порванной одеждой. Перечислим чаще всего возникающие следствия созданной человеком А причины:

1) Человек Б пережил боль падения и неудобства от порванной одежды.

2) Человек Б пережил стресс – кроме физического он получил психический удар от проявленной в его сторону агрессии; меняется всё его психическое состояние. Изменения могут состоять:

а) в относительно кратковременных сильных эмоциях обиды, страха, раздражения, стыда и т.д., и

б) в долговременных изменениях (мир стал более мрачным и угрожающим для жертвы, которая чувствует себя в целом более угнетённой и беззащитной, усиливается подозрительность и недоверие к людям, жертва становится несколько более жестокой, холодной и нетерпимой, может допустить взрыв неконтролируемой агрессии, – всё это ухудшает судьбу человека Б).

3) Увы, многие из нас упускают из виду важнейшую деталь – значимость того или иного события в жизни человека. И случай, который кто-то не воспринимает серьёзно (например, «подумаешь, упал и порвал одежду»), для другого может восприниматься катастрофическим (стыд: «я оказался слабым и беззащитным», «очень стыдно идти при посторонних в рваной одежде», да и одежда может оказаться единственно доступной, незаменимой, и т.д.). Если же жертва пребывала в угнетённом, психически неустойчивом состоянии, то даже внешне «не слишком обидное» действие по отношению к ней может стать «последней каплей, переполнившей чашу», и привести к печальным последствиям, вплоть до самоубийства.* Значимость события таким образом не может быть списана на характер жертвы («сам, мол, виноват», «не надо быть таким недотрогой» и т.д.). Обидчику придётся испытать равное по значимости для него самого возмещение.

4) Выйдя из равновесия, с испорченным настроением, жертва будет плохо выполнять свои обязанности, причиняя «внеплановый»** ущерб себе и другим. Негативные последствия этого падают во многом на человека А – обидчика.

5) У жертвы (человека Б) есть родные и близкие, и боль и стресс от этого происшествия может в свою очередь породить все описанные выше последствия.

6) И у людей, потерпевших внеплановый ущерб от жертвы тоже возникнут проблемы. Конечно, степень ответственности обидчика здесь несколько меньше, чем при прямом воздействии, но, тем не менее, последствия всё равно настигнут человека А, хоть и с меньшей интенсивностью.

Таким образом, можем видеть: как круги по воде от брошенного камня расходятся вокруг следствия добра и зла, явленного нами.

* - Недооценка значимости может быть поистине огромной. Так, например, человек, напрасно отнявший у другого всего лишь 5 минут времени, может этим самым стать причиной больших проблем: опоздал на транспорт – приехал на час-два позже – не успел сделать важные дела – упустил ценнейшие возможности – фатальные изменения в судьбе (к примеру: не устроился на работу, возвращался поздно и подвергся нападению, утратив здоровье или даже жизнь). «Так что же, вступая во взаимоотношения с людьми мы всё время можем подвергнуть их огромной опасности?» – Увы, да. Нельзя забывать об этом! Развивать нужно такт и чуткость к другим людям, учиться думать не только о себе.

** - Т.е. ущерб, которого бы не было, если бы не поступок человека А.

Нередки случаи, когда деяние вроде бы не приносит последствий. Например, человек творит зло, но не наказывается. Или же некто творит добро, но продолжает пребывать в несчастии. Иногда и последствия кажутся неизмеримо большими или меньшими, чем следует, даже несмотря на «воздаяние сторицей», о котором шла речь выше. Значит ли это, что закон кармы не действует, или же действует не всегда? – Нет, не значит. Причины этих явлений могут быть различны. Из многих выделим три, наиболее часто реализующиеся:

Сроки кармы;

Уровни кармы;

Преодоление кармы.

II. Сроки и уровни кармы

Карма не исчезает, она может быть отложена или ускорена, распределена на длительное время или собрана в мощно действующий поток, гибельный или благотворный. Отчего это зависит? Что предопределяет сроки кармы? И что такое уровни кармы?

1) Мир не есть хаос, не есть результат множества случайностей; мир закономерен и упорядочен. Апофеоз упорядоченности и закономерности – Разум – управляет всем во Вселенной, доступной нашим чувствам и мыслям. Жизнь, которую проживает каждый человек на земле, является эволюционным процессом, имеющим свои цели и подчиняющимся определённым законам (независимо от того, знает об этом человек, или нет). Т.о. существуют некие силы (мы должны назвать их разумными* ), которые управляют кармическим воздаянием, получаемым людьми. Древние греки символизировали их в образах Эриний (Эвменид) и Немезиды. Об этом же явлении говорят, произнося слова Фатум, Рок, Фортуна, Провидение…. Именно эти силы определяют, когда и сколько из накопленного надо дать человеку, чтобы это послужило ему на пользу. Отсюда и существующее в народе поверье, что человек получает ровно столько бедствий, сколько в состоянии снести.

Множество неизвестных, и даже недоступных пониманию человека условий и возможностей – внутренних и внешних – влияют на «пользу» или «вред» кармических происшествий; человек управлять ими не в силах. Польза и вред – в эволюционном смысле. Так «добрая» карма может принести не только пользу (дать человеку время и возможности для сосредоточения, работы над собой, развития), но и вред (например, человек может закоснеть в довольстве и не желать двигаться дальше по пути эволюции). Так и «злая» карма может принести вред (не дать, например, возможности встретиться с людьми, благотворно влияющими на уровень развития), но может обернуться и на пользу (не давать становиться обывателем, даже создавать условия для обострения восприятий…).

Если человек, совершая преступления на протяжении многих жизней, исправлению практически не поддаётся, – такого преступника дурная карма может долго не настигать, накапливаясь в мощный ливень, который нейтрализует его окончательно, избавив от его зла многих людей во многих жизнях; до этого ливня кармы судьба может его щадить, и даже приносить ему удачу и блага, чтобы все связанные с ним могли отдать ему долги и «развязаться» навсегда.** В то же время некие добрые люди могут долго пребывать в страдании затем лишь, чтобы расплатившись с долгами, вступить в длительную полосу доброй кармы, несущей удачу и счастье – необходимые для продвижения, для выхода на новый уровень.***

* - К сожалению, прочитав характеристику «разумные», многие начинают воображать некие персонализированные существа, обладающие личностью типа человеческой; но при изучении мира сверхчеловеческих сил необходимо избавляться от антропоморфизма.

** - Примером тому может служить знаменитая история Поликрата, тирана острова Самос. Поликрат захватил Самос вместе с двумя своими братьями, затем убил одного из них (второй успел бежать) и завладел всем островом. Создав большую армию из наёмников, а также большой флот, он завоевал окрестные острова и города побережья. Самос превратился в страшное гнездо пиратства, Поликрат грабил даже суда своих союзников. Египетский царь, друг самосского тирана, боясь непрерывной полосы удач Поликрата, написал ему, что умилостивить судьбу можно попытаться, уничтожив что-нибудь очень ценное и дорогое. Поликрат выбросил в море свой перстень огромной ценности, но через несколько дней этот перстень нашли в брюхе рыбы, подаренной царю рыбаками. Узнав об этом, египетский царь отказался от дружбы Поликрата, боясь, что будущие несчастья могут затронуть и его самого. Вскоре Поликрат был захвачен врагами; он умер смертью столь страшной, что Геродот, от которого знаем мы эту историю, не захотел описывать его казнь.

*** - В последней книге Махабхараты справедливый царь Юдхиштхира, живым взошедший на небо, обнаруживает своих братьев в аду, а злых и жестоких врагов их – в раю. Божество объясняет ему причину кажущейся несправедливости: его братья мало грешили, и после короткого срока искупления они очень долго будут пребывать в высших Обителях; враги же их, много творившие преступлений, получают ту малость доброй кармы, что смогли заработать, чтобы отправиться в низшие тёмные сферы уже надолго.

Бывают случаи, что добрая карма даётся человеку «заимодавно», авансом – если это может помочь ему преобразовать и возвысить себя. Но он должен обязательно расплатиться добротворчеством и, главное, тем развитием, ради которого получает он этот аванс; в противном случае участь его незавидна.

2) Несоразмерность полученных благ или горестей с деятельностью человека может быть обусловлена тем, что человек получает воздаяние за свои действия прошлых жизней. Если мы не делая доброго, всё-таки получаем добро, может быть, мы в прошлых жизнях сложили себе хорошую судьбу; но не производя доброй кармы сейчас, мы только исчерпываем свои «резервы». Страдая теперь, даже если никому теперь не вредили, мы, может быть, расплачиваемся по счетам за деятельность свою в прошлых жизнях; поэтому можем радоваться – освобождение от страданий неминуемо. И если мы явно не сможем воспользоваться плодами своих дел в этой жизни, мы можем закладывать фундамент своих будущих существований – как на земле, так и в мире Надземном.

3) Не надо также забывать о том, что человеку обычному свойственно, к сожалению, мягко говоря, недооценивать степень вреда, наносимого им другим людям. Равнодушие, нечуткость, бестактность, нежелание понять, что другие могут чувствовать иначе, могут быть остро чувствительными к тому, что для нас не имеет значения… – всё это неизбежно приводит к накоплению самой тягостной кармы. Кто идёт по жизни таким разрушителем и мучителем, пусть не надеется, что незнание (вернее непринятие во внимание) последствий его мыслей, слов и действий спасёт от неизбежной расплаты.

Разная степень чувствительности, особенности в восприятии внешних воздействий могут таким образом быть причиной видимого отличия (и кажущейся несправедливости) в воздаянии разным людям. Хорошо, хоть и несколько утрированно, иллюстрируется это явление в одной из старинных индийских сказок о Бирбале, мудреце Акбара Великого, могольского правителя Индии. Приведём краткое содержание сказки.

«Бирбал был единственным индуистом среди мудрецов при мусульманском дворе Акбара Великого, поэтому и врагов было у него много. Акбар не внимал наветам на Бирбала, но одно из обвинений показалось ему серьёзным.

Призвав мудреца, падишах спросил: «Тебя обвиняют в чудовищной несправедливости; за одно и то же преступление ты назначил четырём людям совершенно несопоставимые наказания. Первого ты мягко укорял наедине; второго сурово отчитал перед старейшинами; третьего приказал высечь на городской площади, а четвёртому приказал отрубить нос и уши, и возить его целый день по городу на осле, в сопровождении глашатая, оповещавшего всех о совершённом преступлении».

Бирбал отвечал: «Первого я мягко укорил наедине, и он покончил с собой, не вынеся укоров своей совести. Второго я сурово отчитал в присутствии старейшин, и он отправился в добровольное изгнание. Третьего я приказал высечь на главной площади, и он теперь дрожит от стыда, сидит дома и не смеет высунуть нос на улицу. Четвёртому я приказал отрубить нос и уши, и возить его целый день по городу на осле, в сопровождении глашатая, оповещающего всех о совершённом преступлении. Но он только смеялся над нами, а сыну своему, попавшемуся по дороге, крикнул: скажи матери, что отец ещё немного покатается и приедет, пусть готовит ужин!». Падишах оправдал Бирбала».

Может появиться вопрос: что же, мы всё время ходим как бы «по минному полю», не зная, какое наше слово, действие, мысль окажется помощью или ударом для окружающих нас людей? Как можно оценить последствия наших действий, если мы не знаем особенностей других людей? Как уберечься от губительной кармы? – Ответ прост: надо избегать эгоизма и равнодушия, надо становиться более чуткими, внимательными и тактичными, и, главное, применять Великий Завет всех великих и мудрых людей, завет, который встречается и среди поучений Конфуция, и в христианском Евангелии: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

4) Иногда можно наблюдать следующую картину: хорошие люди, добрые и справедливые, находятся в очень стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности; в ряде случаев это трудно объяснить наличием давней дурной кармы, или опасностью излишнего благоденствия. Причина кажущегося несоблюдения закона кармы может состоять в том, что уровень получаемой благой кармы выше, чем просто карма материального достатка. Дело в том, что подлинным благом всякого человеческого существа является его эволюционирование, выражающееся прежде всего в росте, расширении его сознания, в утончении его восприятий, чувствований и выявлений. Таким образом, всё, что способствует продвижению человека по пути эволюции и является его благом, и возможности, служащие достижению этого блага, чаще всего не находятся в «материальной» плоскости.

Вместе с тем, и качество создаваемой, накапливаемой кармы может быть разноуровневым, и, соответственно, разноуровневым будет воздаяние. И человек более развитый, находящийся на высоком уровне утончённости и сознательности, может получить блага куда более существенные, чем его неразвитые собратья (которые в силу своей грубости не смогут воспользоваться высокими возможностями). Правда, и последствия дурных деяний такого человека будут более серьёзными.

В конечном итоге можно сказать, что развитые люди могут перейти на совершенно другой уровень «взаимоотношений» с мирозданием, на другой уровень кармы создаваемой и получаемой. А в соответствии с этапами духовного развития, и кармические «нематериальные блага» могут выглядеть совершенно различно для разных уровней. И нельзя при этом будет считать одни «блага» лучшими, чем другие, даже если они относятся к разным уровням: лишь бы они соответствовали этапу развития данного человека.

5) Часто сроки наступления кармических последствий зависят не только от носителя кармы, но и от связанных с ним людей: либо карма накоплена совместно, либо страдание одного может повлечь страдание другого, таких проблем не заслужившего. Так, добрые или дурные дела, задуманные, спланированные и совершённые группой лиц, приносят им добрые или дурные плоды одновременно, всем вместе – получается карма семьи, коллектива, класса (социальной группы), народности, нации… Исправляема эта карма должна быть также соединёнными усилиями. И народы (страны) страдающие или благоденствующие зачастую являют:

а) либо следствие такой коллективно накопленной кармы (представьте, например, ужасную судьбу народов, радующихся, одобряющих или являющихся причиной страдания других народов, или некоторых социальных (либо национальных) групп в своей же стране* );

б) либо созданную «Немезидой» специальную область для воплощения носителей определённой кармы, куда они притягиваются по сродству энергий (например, носители дурной кармы могут воплотиться в ужасных условиях, создаваемых в тех местах такими же, как они сами, дурными людьми; хорошие люди могут обрести будущие воплощения в чистых и справедливых странах, где они смогут развиваться и творить без помехи).

6) Помимо всего вышесказанного, сроки кармы могут определяться особыми планетарными и «историческими» условиями. Дело в том, что все народы, страны, крупные человеческие общности (т.н. «культуры» и «цивилизации»), и даже человечество в целом, – все развиваются по законам циклов, у всех есть взлёты и спады, точки максимального развития или падения. Кроме того, воздействия космические: лучи светил, прохождение землёй или всей Солнечной системой определённых пространств в пределах этой части Галактики – может предопределять особенности всех процессов, протекающих на нашей планете, от геологических до исторических. Всё это, конечно, обязательно будет влиять на особенности, качества и сроки кармы – как народной, так и индивидуальной.

III. Механизм действия кармы

Конечно, все согласны с тем, что действия, совершаемые нами, обязательно имеют последствия, и эти последствия должны так или иначе затрагивать нас, влиять на нашу судьбу. Это очевидно. Но почему все, даже мельчайшие, казалось бы, последствия отражаются на нашей жизни? Каким образом даже мысли наши, даже неосуществлённые и невысказанные желания накапливают нам определённую карму? Понять это можно, лишь изучив механизм действия кармы. А для этого нужно уделить внимание некоторым аспектам строения человека и Мироздания.

Итак, человек состоит из тела и так называемой «души». С этим согласны абсолютно все люди. Только сторонники грубого материализма полагают, что душа человека – это следствие химических процессов, протекающих в клетках мозга, этакое «марево» над «болотом» грубой материи; исчезнет «болото», исчезнет и «марево». Просвещённые материалисты в вопросе о душе сближаются со сторонниками религий и идеалистических учений (например, учения Гегеля, Льва Толстого и др.), утверждая, что душа может существовать независимо от тела, причём носителем её выступает материя более утончённая, разреженная и высоковибрационная, чем видимая материя наших тел и осязаемых нами предметов.**

* - Кто знает, какая судьба ждёт нынешнюю Россию, держащую в крайне угнетённом состоянии интеллигентные слои населения, и, в особенности, презирающую и мучающую учителей – людей, от чьего тяжёлого труда полностью зависит интеллектуальное и сердечное развитие всего народа.

** - Помимо видимых нами неосязаемых, или почто неосязаемых состояний материи (дым, пар, газ, плазма…), существуют и иные, более утончённые, регистрируемые приборами, или же фиксируемые только усилиями разума, «духовного зрения».

Сама же «душа», в свою очередь, состоит из высшей и низшей части. Отцы Церкви ранних веков говорят, что человека составляют дух, душа и тело. Есть и более подробные деления высшей составляющей человека. Дух – бессмертен; душа состоит из высшей, «соприкасающейся» с духом части, и низшей, близкой к телу части. На границе этих частей души и находится наше «я», наша земная личность, совершающая кармические действия.*

В Мироздании каждому из этих подразделений соответствует свой «слой»** утончённой, разреженной материи: огненная сфера Духа; возвышенный, сияющий мир высшей души – духовной мысли и энергии; более плотный, менее лучистый мир низшей души, сильнее всего связанный со всем происходящим на плотной земле; и, наконец, видимый нашими обычными глазами мир грубой материи, плотных предметов и тел. Будем называть их:

1) Мир Огненный (мир духа и мир высшей души),

2) Мир Тонкий (соответствующий низшей душе) и

3) мир плотный (мир физической материи).

В каждом из этих миров в каком-то смысле есть и существа разного уровня, этот мир населяющие, и материя этого мира, в которой они живут и действуют, и из которой они сами состоят. Мир плотный населён людьми, животными, растениями и микроорганизмами; причём можно сказать, что в определённом смысле все высокоорганизованные «существа»-тела состоят из сообществ одно- и многоклеточных микроорганизмов; и все эти создания используют в качестве материи-носителя разнообразные химические соединения. Мир Тонкий тоже населён «телами»-душами разного уровня, а также множеством существ иного уровня – сброшенными людьми тонкоматериальными оболочками (которые не сразу развеиваются-растворяются в пространстве), стихийными духами (элементалами) и т.д. И как в случае плотного мира, в мире Тонком основою всех более высокоорганизованных существ – тканью, из которых они состоят, – являются аналоги этих стихийных духов, тонкоматериальные частицы особых качеств; из них состоит тонкое «тело» нашей души. В Мире же Огненном кроме человеческих монад (состоящих из духа и высшей части души) есть и другие существа, иной эволюции, имеющие свою карму, в большинстве случаев не соприкасающуюся с кармой человечества. И высокие мысли – идеи и образы – «обитают» в Мире Огненном как живые существа, отдельные от тех, кто их породил*** . Эти идеи и огненные частицы составляют таким образом высшие души людей.

Стихийные духи, элементалы – это частицы тонкой материи, имеющие разное качество, в соответствии с которым они и обеспечивают проявление на уровне плотной материи всех явлений и процессов: камней и почвы, воды и пара, воздуха и огня, материи микроорганизмов и тел растений, животных и людей. Разные классы этих элементалов имеют разные уровни, от предельно материальных до утончённых до такой степени, что могут являться выразителями-носителями чувств и мыслей низшего порядка, порождаемых людьми и животными.

(Дело в том, что дух является движителем всего в Мироздании: огненный импульс начинается на высочайших уровнях Огненного мира, действует затем на всё более плотные слои материи, порождая соответствующие импульсы, движущие более плотными слоями материи. Таким образом действуют так называемые «законы Природы», источник которых грубоматериалистическая наука-синергетика пытается найти в фантастическом явлении «самоорганизации материи». Но это вовсе не означает «произвола» в природе, аналогичного произволу, царящему в мире людей. Эволюция материальной Природы в каком-то смысле сознательна, но подчиняется строгим законам Мироздания и Великому Плану мира Идей. Свободной волей, допускающей нарушение Законов, создающей тот вид кармы, о котором мы говорим в этой статье, обладают только люди – мы с вами.)

* - У духовного, высокоразвитого человека «я» находится «выше», соответствует духовной душе, оно пронизано огнём духа. У менее развитых людей «я» поглощено низшей душой, пребывая в более или менее полной зависимости от низших, животных страстей, желаний; высшая же душа их «спит», не может проявиться, предопределяя таким образом невозможность накопления кармы высокого качества.

** - На самом деле миры эти, состоящие из материи разной степени утончённости, находятся друг относительно друга «выше» и «ниже» в символическом смысле. В «географическом» же смысле они не слои, но взаимопроникающие планы, могущие находиться в одном и том же объёме (хотя, конечно, более тонкие слои часто занимают области, недоступные более плотным).

*** - Вспомним мир Идей – Эйдосов Платона, мир «первообразов» всех земных существ, вещей и процессов. Этот возвышенный образ деградировал сегодня до «мира архетипов» современной науки.

Легенды и предания всех народов земли знают явление стихийных духов – духов природы, но (в силу неистребимого желания человека видеть во всём собственные черты, своё отражение – антропоморфизировать) наделяют их в своём воображении сознанием, подобным человеческому. На самом деле, свободной волей элементалы не обладают, поэтому буддисты говорят о них не как о стихийных духах, но как о «дхармо-частицах», каждая группа (класс) которых обладает определённым качеством. Эти же частицы, обретшие определённые качества под воздействием человеческого духа и души, называются скандхами.

Общедоступное учение буддизма (большинства его популярных школ) выделяет следующие виды скандх: рупа-скандхи, ведана-скандхи, санскара-скандхи, санджня-скандхи и виджняна-скандхи. Рупа-скандхи отвечают за формирование физического тела человека, за его внешний вид и особенности. Ведана-скандхи «отвечают» за чувствования – ощущения человека, и за те низшие части души, которые обеспечивают чувствительность и реакции духовно-телесного организма. Санджня-скандхи отвечают за набор или систему интеллектуальных понятий и представлений, посредством которого человеческое существо осмысливает себя и всё окружающее. Санскара-скандхи образуются в процессе переживаний и действий человеческой души, и качество их обусловлено тем, что движет душой во время её действия – дух ею движет, или низшие животные страсти, просвещённый духом разум, или низший, лукавый и эгоистичный интеллект. Совокупность санскара-скандх определённого качества, накопленных человеком, образует черты его характера, достоинства и недостатки, способности и умения – т.е. силы души. Именно санскара-скандхи являются «материей кармы» в жизни каждого человека и всего человечества. И, наконец, виджняна-скандхи являются проводником сознания человека, как бы окнами, через которые дух пытается смотреть и действовать в мирах, низших по отношению к нему самому.

Как действует Карма?

Человек производит мысль. Если мысль не мертворождённая, то она не пополняет слой шелухи и «полуразложившегося киселя» тонкоматериальных отходов человеческой расы, а становится (за счёт сопровождающего её энергетического импульса – огненного движителя) активной действующей силой на тонком плане. «…каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путём присоединения, мы могли бы назвать это срастанием, к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в царствах. Она продолжает существовать, как активная сущность – порождённое умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей её. Так, добрая мысль остаётся как активная, благотворная сила, злобная мысль – как злобный демон. И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности. Буддист называет это своей «Скандха», индус именует это «Карма». Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно» («Письма Махатм» / Письмо 5).

Т.о. последствия всякого выявления (мысленного, словесного, действенного) «привязываются» к человеку-деятелю так:

1) Тонкоматериальные частицы, из которых состоит душа* , создаются в момент мыследействия (а оно всегда сопровождает слова и действия тела)** , и становятся частью души делателя. Эта часть отныне будет существовать в душе в качестве активного источника энергии. Не всегда активность эта сразу заметна, но при выявлении сходных энергий в будущем, все накопленные ранее частицы будут «рваться в бой». Если таких накоплений (определённого рода, качества) будет много, то и сила действия их в душе человека может оказаться неожиданно велика. Например, вы, столкнувшись с чем-то, вас несколько раздражающим, захотите немного погневаться, но неожиданно для вас ваша реакция будет громадной, непропорционально сильной и долгой.

* - Эти тонкоматериальные частицы – скандхи, а именно – санскара-скандхи, при участии санджня-скандх, составляющих маномайякошу. Особенность процесса творения скандх будет рассмотрена особо.

** - Причём мысль, предпосланная слову или действию, может даже вроде бы не соответствовать действию или слову; в этом случае последствия будут и от того, и от другого, но сильнейшие и значительнейшие – всегда от мысли. «Как существуют три мира, так имеются три слоя мысли. Человек может мыслить единовременно в трёх слоях. Он может иметь земное мышление, под которым пройдёт тонкая мысль и где-то в глубине засияет искра огненная. Может быть, эти три слоя совпадут, и тогда получится сильное воздействие. Но обычно люди найдут разлад в своём сознании. Земное мышление может создавать как бы привлекательные идеи, но тонкое мышление может осудить их, зная их истинное происхождение. Огненная искра может иногда и вовсе не вспыхнуть. / Можно наблюдать, как человек одновременно может подпасть трём различным побуждениям. <…> Очень поучительно наблюдать, как сменяются мысли трёх слоёв. Не нужно думать, что земная мысль непременно будет хуже тонкой. Можно рассказать, как нередко земная мысль влекла людей к достойным действиям, но тонкая змеилась по пути, давно изжитому. Конечно, огненная искра будет всегда безупречной, но необходимо, чтобы она могла возгореться. / Мы следим за наслоениями мыслей и радуемся, когда три слоя могут быть в единении. Не забудем, что три слоя являются лишь основными делениями. В сущности, таких делений гораздо больше, но будем иметь в виду три основы, чтобы не усложнить наблюдения» («Надземное», 303).

Таким именно образом накапливаются качества характера.*

2) Созданные частицы-скандхи, встроенные в душу, притягивают из пространства сходные частицы – энергии, например, от встреченных людей, от людей, с которыми был установлен контакт, зримый или незримый (даже если вы кото-то увидели по телевизору, услышали по телефону или радио). Ну и, конечно, от развоплощённых сущностей, также от слоёв элементалов сходного качества, накапливаемых человечеством в пространстве, в тонкой оболочке нашей планеты. И всякий раз, когда вы будете являть сходные энергии, посылая импульсы, вы будете притягивать к себе эти слои, эти энергии извне, и будете пополнять мировую ткань, влияя на судьбу всего человечества, всей планеты. «Образ человека творится энергией человечества» («Зов», 16). Т.о. каждый из нас сам носит с собой своё наказание и своё воздаяние блага. Даже если люди нам не отомстили, или не отблагодарили нас, мы всё равно в проигрыше или в выигрыше. И эти последствия перекочуют и в нашу следующую жизнь, ибо «Предоставив душе, вырвавшейся наконец из когтей личностной жизни, достаточную, даже стократную компенсацию, карма с целым полчищем скандх ожидает её на пороге дэвачана, откуда Я вновь появляется, чтобы принять новое воплощение. Именно в этот момент будущая судьба отдохнувшего Я колеблется на весах справедливого воздаяния – ведь теперь оно вновь подпадает под власть действующего кармического закона. Именно в этом ожидающем его рождении, в рождении, избранном и уготованном для него загадочным, неумолимым, но, по справедливости и мудрости приговоров, непогрешимым Законом, наказуются грехи, совершенные этим Я в предыдущей жизни. Только отправляется оно не в воображаемый ад с театральным пламенем и смехотворными рогатыми и хвостатыми чертями, а именно на эту землю – на план и место свершения его грехов, где ему придётся искупать всякую дурную мысль и плохое деяние. Что посеяло оно, то и пожнёт. Реинкарнация соберёт вокруг него все те Я, которые прямо или косвенно пострадали от рук прошлой личности или даже при неосознанном её содействии. Немезида поставит их на пути нового человека, скрывающего в себе прежнее, вечное Я…» (Е.П. Блаватская «Ключ к Теософии» / «О награде и наказании Я»).

3) Наконец, согласно общемировому закону (действие равно противодействию) всякое выявление наше, затрагивая других – мысленным током, словом или действием, – приносит обратно «отдачу», реакцию. Тут действует не просто сродство энергий, частиц, тут связь более высокого порядка: процессы, инициированные вами в других людях и в пространстве, являются вашими детищами, вашими порождениями, с которыми вы связаны по закону родства (ибо все энергии, вами извергнутые, остаются частью вас самих, даже пребывая «вдали»** от вас). «Как телёнок находит свою мать из тысячи коров так и действия хорошие или плохие находят человека» («Чанакья Нити-шастра», Глава XIII, 15). Фактически, установлен энергетический канал, по которому идёт обмен энергиями, частицами определённого качества. Каналы, в зависимости от силы воздействия, от повторных импульсов, могут со временем ослабляться и исчезать, а могут и задерживаться надолго, фиксироваться, делаться основательными, «капитальными», создавая таким образом кармические связи, цепи кармы, остающиеся даже на следующие воплощения. Так образуются и кармические группы, носители групповой кармы.

* - В великих Книгах есть замечательный образ: мы ткём себе одежды тонкоматериальные – каждой мыслью, словом, действием. Это надо понимать практически буквально. Мы созидаем своё тонкое тело, в которое будет облечён наш дух облечён сейчас, и будет облечён даже после смерти тела плотного. «По рвению нашему получаем цвет духовной одежды» («Зов», 123). «Можно ли примириться с одеждою невежества, когда хитон красоты убран цветами Матери Мира? Как можем обычно провести день, когда по пути рассыпаны сокровища?» («Агни-Йога», 377). «Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света?» («Мир Огненный» I, 529). «Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. / Нелегка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Но следует сажать их преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад» («Надземное», 553).

** - Для тонкоматериальной сферы практически не существует расстояния.

Очень часто нам хочется найти кого-то, кто виноват в наших бедах, проблемах и неприятностях. Мы старательно сваливаем свои ошибки на родителей, которые нас недолюбили и перелюбили, на детей, которые не умеют быть благодарными, на государство, которое о нас не заботиться, на соседа, который спать не дает, на начальника ЖЭКа, по вине которого вечно текут трубы, крыша и не посыпаны солью дорожки. А между тем, во всех проблемах виноваты мы сами если не в этом своем земном воплощении, то в предыдущем. Потому что в мире существует и действует великий закон причин и следствий, то есть закон кармы.

Кармы не существует?

«Не говорите ерунды! – скажет какой-нибудь рьяный материалист, который не верит ни в , ни в мистику, ни в загробную жизнь. – Законы кармы – это выдумка для законопослушных рабов. По-настоящему свободная личность живет по своим собственным законам! Подтверждение тому – миллионы бедствующих праведников и сотни тысяч преуспевающих грешников, которые совершают мерзкие поступки и живут себе припеваючи и плевали они с высокой башни на ваши, так называемые, законы кармы».

Конечно, очень часто мы, действительно, наблюдаем ужасно несправедливую картину, связанную с распределением богатств и ресурсов, талантов и других возможностей, которые даны человеку изначально в качестве стартового капитала. Почему один человек рождается в благополучной стране, семье, с минимумом проблем и в ус не дует, а другой – в стране третьего мира и просто страдает от бед, нищеты, голода и холода? Это кажется нам чудовищной несправедливостью, которая как раз и доказывает существование закона кармы, но мы почему-то трактуем эти факты, как его отсутствие.

Ведь – это закон справедливости, по которому каждый получает по заслугам. Кстати, он отражен даже в известных пословицах: «Не плюй в колодец, водицы пригодится напиться», «Что посеешь, то и пожнешь», «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Но тогда почему страдают хорошие люди, невинные младенцы, те, кто совершает только хорошие поступки? Есть даже такое выражение: «Чем добрее человек, тем больше у него проблем». Почему так? Какой же это закон кармы, если тот, кто заслуживает наказания, получает подарки, а тот, кто должен быть вознагражден небом, терпит поражения и несчастья?

Дело в том, что карма не всегда действует сразу, хотя и такое случается, конечно. Все зависит от уровня развития души. Если она находится низко и испытывает воздействие низких энергий материального мира, то множество добрых поступков и праведная жизнь могут, конечно, ее поднять, но, возможно, только в следующем воплощении. Почему невинный младенец рождается в семье хронических алкоголиков, вероятно, потому что в прошлой жизни слишком много грешил и теперь младенцу приходится отдуваться за ошибки своего предшественника.

Один из законов вселенной гласит, что все мы связаны. Нам кажется, что между людьми нет ничего общего, стараемся отмежеваться друг от друга, делимся на сообщества, группы, нации. Но это деление не в силах разъединить нас, так как мы связаны на ментальном уровне. И все, что делает, думает, говорит один, так или иначе отражается не только на тех, кто живет сейчас и находится рядом с ним, но и на далеких и будущих, о которых он ничего не знает и даже не подозревает. Если принять эту истину, то станет понятно, почему люди рождаются с такой большой социальной разницей.

Нам трудно представить, что каждое наше движение и мысль формируют настоящее и будущее вселенной, это слишком глобальные масштабы. Так же тяжело связать свои поступки с будущими воплощениями своей души, которая может проявиться в человеческом обличие где-то на другом конце планеты. Поэтому мы поступаем без оглядки, не думая о последствиях, о том, что каждый наш поступок записывается на тайных невидимых скрижалях и кто-то (то есть мы сами в новом обличии) отгребаем за него по полной программе. Понять, что последствия коснутся не кого-то там далекого и неизвестного, а нас самих, очень тяжело. Именно поэтому многие люди в основу своей жизни кладут известную фразу «после нас хоть потоп».

Что такое карма?

«Карма» – санскритское слово, которое означает «действие». Быть и действовать – одно; вся вселенная – одно великое непрерывное действо (действие), управляемое непреложным Законом Справедливости.

Карма – это то, что может сотворить только человек, так как каждый его поступок носит осознанный характер. Когда утверждают, что всем правит судьба, что человек ни на что не влияет и должен просто отдаться в руки Всевышнего, то не принимают во внимание закон кармы.

Но судьба – это и есть закон кармы. В пределах своего человеческого существования человек способен не только изменять карму своего будущего воплощения, но и улучшать или ухудшать, то есть изменять – настоящую. Таким образом он владеет возможностью создать полярные направления кармы:

Акарму – положительную карму, ведущую к спасению и просветлению.
Викарму – разрушительную карму, ведущую к наказанию, страданию, ужасным воплощениям, рабству.

Чем ниже , тем сложнее викарма, которая может включать антиродительскую, антисоциальную, античеловеческую составляющие. Есть моменты, которые человек не может изменить, отрабатывая карму своих прошлых воплощений. Например, поменять родителей. Но в жизни каждого из нас есть краийяман-карма – та сфера, где мы можем активно вмешаться в свою судьбу и изменить ее в лучшую или худшую сторону.

В «Махабхарата» (древнеиндийском эпосе) закон кармы дан в виде беседы между Бхишмой, учителем Дхармы, и праведным царем Юдхиштирой. Бхишма разъясняет царю, что судьба человека образуется из его же прошлых мыслей, желаний и поступков, но «деятельность сильнее судьбы» заканчивает свою речь учитель. То есть наша карма в наших руках. В наших мыслях, желаниях и в наших действиях.


Когда мы улучшаем свою карму?

Когда совершаем добрые бескорыстные поступки. В этом случае мы имеем возможность зачеркивать и уничтожать даже самые тяжелые последствия прошлых жизней и двигаться вперед по ступеням своего развития. Но главное условие таких поступков – настоящее бескорыстное добро. Анонимное, спонтанное, когда мы не озабочены ни благодарностью, ни признанием этого поступка, будто деньги в реку бросаем, без всякой надежды получить что-то взамен, даже улучшение собственной кармы. Человек крайне редко совершает такие поступки. Помочь в этом ему может только любовь – чувство способное поднять человеческий дух на небывалую высоту, где законы материального мира на него больше не действуют. Это спасение кого-то ценой собственной жизни и здоровья, когда человек не задумывается о последствиях для себя и озабочен только тем, как помочь другому. Это подвиги и поступки, совершенные во имя любви к Богу, женщине, мужчине, ребенку, животному, родине, человеку просто так по велению души – это и есть бескорыстная отдача и огромный шаг вверх по ступеням духовного роста.

Когда мы совершаем добрые, но не совсем бескорыстные поступки . Любой хороший поступок ведет нас вверх, пусть не так высоко, но все-таки выше, чем раньше. Меценатство, благотворительность, волонтерство – все это улучшает карму, даже если вы в глубине души рассчитываете хотя бы на благодарность со стороны того, кому помогаете.

Занятие без привязанности к материальному результату,
работа для души, творчество не для заработка, деятельность, которая возвышает нас, освобождает от условностей – еще один путь улучшения собственной кармы.

Любовь – универсальное средство улучшения кармы, если можно, так сказать.
Любовь ко всему, что делаешь, думаешь, говоришь, видишь, ко всему, что тебя окружает, что есть в тебе и вокруг, любовь к людям, животным, природе. Не просто на уровне декларации и пустого лозунга, а действенная любовь, то есть та, которая проявляется в конкретных поступках по защите, помощи, отдаче. Доброе слово, которое и кошке приятно – это и есть одно из проявлений любви. Все делать с любовью, чего бы ты ни касался и чем бы ни занимался, – это универсальный способ жить в гармонии с собой и миром. Понять, что человеческая жизнь – это путь сердца, а не добыча материальных благ.

– огромная часть акармы. Человек, умеющий быть благодарным другим людям, миру, природе, Богу вносит огромный вклад в свое духовное развитие. И наоборот, неблагодарный и эгоистичный, думающий, что ему все должны и предъявляющий всем претензии, получает минус в свою кармическую копилку.

Когда мы ухудшаем карму?

Когда совершаем неблаговидные поступки, преступления, подлости, предательства. Убийство отбрасывает человека на несколько воплощений назад. Даже, к сожалению, если это убийство он может объяснить какими-то идеологическими причинами, аффектом, патриотизмом, защитой. Правда, в этом случае проступок, совершенный во имя любви не равен по уровню кармического наказания с умышленным. Соответственно, карма распределяется очень индивидуально. Но как бы там ни было, самое страшное для ухудшения кармы – вред другому человеку.

Зависть, критиканство, высокомерие, эгоизм, жадность, ложь, тщеславие, гордыня, неблагодарность и т.д. – все это минусы в вашу карму. Особенно, если эти черты проявляются не только в мыслях и словах (например, в сплетнях, желчных комментариях, издевательских улыбках и т.п.), но и в поступках.

Ухудшают нашу карму, казалось бы, не такие уж страшные пороки как лень, дурные привычки, трусость, привычка жаловаться, равнодушие. Они чаще ведут не к действию, а к его отсутствию, которое тоже приравнивается к преступлению против кармы. Если человек, которому, например, даны какие-то таланты, из-за собственной лени зарывает их в землю, то есть не реализовывает, то вредит сам себе.

Если мы будем помнить, что каждая мысль, желание и поступок изменяют нашу судьбу, мы сможем контролировать себя и не совершать дурного, помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, попадая в сферу нашего существования. И даже не попадая, а просто живя с нами на одной планете. Мы откроем сердце любви и избавимся от ненависти.

Иногда людям кажется, что от них ничего не зависит, что они маленькая незначительная и ни на что не влияющая единица мироздания. Но это не так. Человек в силах изменить себя, свои мысли, свои желания и поступки. А они изменяют то, что его окружает. И бежит волна дальше, катится, ширится, множится и где-то там, на краю Вселенной происходит сдвиг в сторону добра или зла. А все потому, что вы сегодня с утра встали и улыбнулись солнцу или скривили отвратительную гримасу.

Все, в конечном итоге, замыкается на нас. И если мы подчиняемся своей судьбе и ничего не делаем для улучшения своей кармы, мы вредим ей, превращаемся в рабов обстоятельств, материального мира, мнений, трудностей, болезней. Но у человека есть не только мысли и желания, связанные с улучшением кармы, но и воля, которая ведет его к действию. Когда человек начинает действовать бескорыстно и сознательно во имя любви, он освобождается от рабства и творит свою судьбу, уничтожая самую мучительную из всех печалей: мысль о себе.



Рассказать друзьям