"безопасность в природе". Воспитание безопасного поведения дошкольников в природе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Калинина Надежда Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2», города Оханска, Пермского края.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по безопасному поведению ребенка в природе. (Старший дошкольный возраст.)

Цель: закрепление знаний по безопасному поведению в природе.

Задачи:
1. Закреплять знания о правильном поведении на природе во время грозы, при встрече с дикими животными, насекомыми.
2. Расширять знания о съедобных и несъедобных грибах, о ядовитых растениях.
3. Развивать речь детей.
4. Закрепить знания о пользе и вреде огня.

Необходимое оборудование и материалы: изображения сказочных персонажей(Баба Яга, Карабас Барабас, Вупсень и Пупсень, Снежная королева, Дюдюка, госпожа Белодонна), изображения разных трав, ягод, грибов, опасных ситуаций в природе, изображения насекомых, черная коробочка, вращающийся диск со стрелкой, мультимедийное оборудование, коробок спичек.

Дети сидят за столом, на котором диск со стрелкой. Вокруг диска конверты с заданиями от сказочных персонажей. Во время вращения стрелка указывает на задание.

Ход:
Воспитатель: ребята, в наш детский сад пришло письмо от сказочных персонажей. Они хотят проверить вас, как вы знаете правила безопасного поведения в природе. Они уверены, что вы ничего не знаете, и они легко выиграют у вас это соревнование. А вы хотите у них выиграть? (Да.) Тогда вращаем стрелку и выбираем первое задание.

Задания в конвертах.

1. Против вас играет Баба Яга (на экране изображение Бабы Яги под высоким одиноким деревом во время грозы). Задание: Ребята скажите, пожалуйста, что неправильно я сделала и посоветуйте, как надо правильно поступить. (Во время грозы нельзя стоять под деревом, бегать, разговаривать по телефону, держать в руке металлический предмет).

2. Против вас играют Вупсень и Пупсень. (Дать детям картинки с разными ягодами и травами.) Задание: Ребята, мы очень любим жевать траву, ягоды, но от некоторых у нас болят животы, посмотрите на картинки – это то, что мы недавно ели от чего у нас могли заболеть животы и что надо делать если мы не знаем съедобная трава или ягода перед нами.(Вороний глаз)

3. Против вас играет Снежная Королева. Задание: посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасного поведения здесь изображено. (При встрече с дикими животными надо вести себя тихо и осторожно отойти от него).

4. Черный ящик. Против вас играет Дюдюка. В этот ящик она спрятала предмет и хочет, чтобы вы угадали, что же там. Задание: В ящик спрятан предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.
Подсказка – загадка:
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими...
Какой предмет загадала Дюдюка? (Спички). А как спички могут помочь в лесу? (можно разжечь костер, чтобы приготовить еду и согреться, огонь отпугивает диких животных). А какой вред может нанести огонь в лесу? (если не потушить костер, то в лесу может начаться пожар и все звери могут остаться без жилья или погибнуть).

5. Против вас играет Карабас Барабас (в корзинку сложены изображения грибов). Задание: Ребята, я очень вредный человек и поэтому даю вам самое коварное задание. Я собрал в лесу все грибы, которые встретились мне на пути. Я хочу, чтобы вы из корзинки выбрали только съедобные грибы.
Давайте проверим, правильно ли вы выбрали грибы, посмотрите на экран. (На экране появляется правильный ответ). Кто может назвать эти грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, сыроежки, волнушка). А почему подберезовик и подосиновик так называются? (Потому что растут под березой и под осиной).

6. Против вас играет госпожа Белодонна. Задание: посмотрите на картинки, каких насекомых вы знаете? Какие из них могут быть опасны для человека? Какие правила безопасного общения с этими насекомыми вы знаете? (Не махать руками перед осой или пчелой, не тревожить и не разорять их гнезда, использовать средства, отпугивающих насекомых).
А теперь подведение итогов. Вы, ребята справились со всеми заданиями, и становитесь победителями в нашем соревновании.Чье задание выполнить для вас было сложнее всего? А какое задание понравилось больше остальных?

Ольга Кириленко
Безопасность детей в природе

Дошкольный возраст – это важный период , когда формируется личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе , усваивает нормы поведения в обществе, в котором живёт. Определить правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильным и смелым перед товарищами заставляет ребёнка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту и в том числе в природе .

Сохранение жизни и здоровья детей – важная задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе , дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимания, ответственность за свою жизнь и за безопасность окружающих .

Человеческая жизнь сложна и многогранна, часто радости и неприятности идут рядом. Помочь в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Недаром русские пословицы гласят : «Бережённого, бог бережёт» , «Берегись бед, пока их нет» , «Предупреждён - значит убережён» .

Детская безопасность начинается с нас – взрослых : с нашего здравомыслия, положительного примера и нашей способности предвидеть поступки детей .

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир : мир красок, превращений и неожиданностей. Ребёнку интересно абсолютно всё: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное , полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него , ребёнок, не зная основ безопасного поведения , может навредить не только окружающей природе , но и самому себе (например, ради интереса попробовать незнакомые ягоды или зажечь спичку и кинуть её, подразнить собаку и множество других примеров). Детям необходимо объяснить последствия такого поведения.

Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в природе возлагается на воспитателей дошкольных учреждений, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребёнка в сознательной жизни. Создание таких условий в дошкольных учреждениях позволяет ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения .

Например : я, работая над проектом, затронула тему : «Безопасность детей в зимний период » . Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Катание на санках, лыжах, лепка снеговиков и просто игры в снежки – это так увлекательно, весело и полезно для детей . Однако с зимним времяпровождением связаны и некоторые проблемы. Так, безопасность детей зимой – это то , о чём следует думать взрослым, прежде всего. И речь идёт не только о простудных заболеваниях. Несоблюдение правил поведения на улице зимой для детей может закончиться серьёзными травмами.

Техника безопасности .

Чтобы обезопасить ребёнка от любых неприятностей во время зимней прогулки, следует позаботиться о соблюдении ряда правил.

Во-первых, одежда. Она должна быть тёплой, многослойной, свободной. Обувь должна быть с нескользящей подошвой. Надевать рукавички, шапку, застёгивать пуговицы нужно ещё до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежду.

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер.

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нём могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться.

Нельзя прикладывать язычок к металлу (можно провести эксперимент с мокрой тряпочкой) .

Когда на тротуаре сплошной лёд, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву.

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведённых местах.

Если на горке много детей , нельзя толкаться и драться.

Нужно объяснить ребёнку, прежде чем съехать с горки, надо оглядеться по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии других детей на пути . Кроме того, важно осмотреть место спуска, ведь въехать в дерево или забор не только неприятно, но и больно.

Нельзя подниматься на горку по дорожке, которую используют для спуска.

Предупредить детей о том , что такое безобидное занятие , как бросание снежков, может скрывать опасность. Дело в том, что под снегом, который дети берут руками, могут находиться осколки стекла, проволока, щепки и обычный мусор.

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Любой водоём зимой - место опасное. Лучше его избегать.

Таким образом, формирование умений и навыков безопасного поведения в природе – сложный , непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде . Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.

Публикации по теме:

Знания и навыки, полученные в детском саду, служат фундаментом для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечивают.

Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Мы взрослые об этом знаем, а маленькие дети такой.

"Я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для.

Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе. Образовательные задачи: -закрепить с детьми признаки зимы, сезонные.

НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: 1. показать значимость воды для всего живого на земле; 2. показать в каком.

НОД «Пожарная безопасность в природе» Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Задачи: Обучающие Формировать у детей представление о пожарной безопасности.

В данной статье описан опыт работы по формированию безопасного поведения в природе с детьми старшего дошкольного возраста, прилагается содержание воспитательно-образовательной работы (тема, цель, формы работы с родителями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали .

Цель работы по данной теме - познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока:

  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
  2. Охрана природы
  3. Съедобные и несъедобные грибы
  4. Лекарственные и ядовитые растения
  5. Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

  1. беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
  2. различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
  3. тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
  4. разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

  1. специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
  1. совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное - дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

блок «Азбука безопасности в природе»

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Тема

Цели

Работа с родителями

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

Человек - часть природы

Земля - наш общий дом

Осторожно - лед!

Осторожно - сосульки!

Стихийное бедствие - землетрясение

Стихийное бедствие - наводнение

Возле речки, на реке летом

Правила поведения во время грозы

Что нужно знать о буре и урагане

Осторожно, солнце!

Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

Расширять представления о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду.

Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки

Знакомить детей со стихийным бедствием - землетрясением и его последствиями

Знакомить детей со стихийным бедствием - наводнением, причиной его возникновения и его последствиями

Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана).

Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе.

Организация акции «Самый чистый участок детского сада»

Встреча с работниками городского МЧС

Викторина «Общение с природой -прекрасно или опасно?»

Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе»

Семейный клуб «Как провести лето с ребенком»

Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе»

«Охрана природы»

1.

2.

3.

Вода- это жизнь !

Будем беречь и охранять природу

Жалобная книга природы

Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях.

Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Фотовыставка «Вода в разных состояниях»

Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете»

Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…»


«Лекарственные и ядовитые растения»

1.

2.

3.

Съедобные и несъедобные грибы

Не собирай незнакомые грибы!

Проект «Лекарственные растения Самарской области»

Осторожно, ядовито!

Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.

Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения.

Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

Оформление коллажа «В осеннем лесу»

Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами»

Сбор гербария «Лекарственные растения Самарской области», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений

Папка-передвижка «Растения могут быть опасными»

«Контакты с насекомыми и животными»

1.

2.

Кошка и собака - наши соседи

Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь).

Берегись насекомых!

Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними .

Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными»

Создание коллажа «Наши четвероногие друзья»

Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых»

Воспитание безопасности человека - непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - «Детство-Пресс», 2004
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2001
  3. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1977
  4. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1991
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. - М., Просвещение, 1985
  6. Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. - М., Учпедгиз, 1962
  7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. - М., Просвещение, 1986
  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1982
  9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. - Минск, Асар, 1999
  10. Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. - С.-П., Союз. 2003
  11. Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. - М., Детская литература, 1970
  12. Смирнова А.Д. Ядовитые растения. -Волго-Вятское книжное изд.,1968
  13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. - изд. Прометей, 2002
  14. Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. - М.,Лазурь, 1995
  15. Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. - М., 1997
  16. Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988
  17. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. - М., Учпедгиз, 1960

20. «Я познаю мир»: Медицинская детская энциклопедия, М., АСТ,1996.


Городские и сельские жители очень часто отправляются в лес по грибы, ягоды, да и с целью просто отдохнуть на природе от ежедневных забот и суеты. Как же правильно организовать поход в лес, чтобы не подвергать опасности себя и не навредить окружающим растениям и экосистеме леса? Для этого существует ряд несложных правил.

Правило первое. Подготовка
Собираясь в лес, нужно помнить, что в лесу обитают змеи, клещи, переносчики ряда инфекционных заболеваний, комары и москиты, чьи укусы вызывают раздражение и аллергические реакции. Кроме того, в нижнем ярусе леса могут расти заросли жгучей крапивы, колючей ежевики и т.д.
Чтобы защитить себя при прогулке, необходимо:
1. Правильно одеваться: одежду нужно выбирать с длинным рукавом. Желательно, чтобы на голове была шапочка или косынка, в крайнем случае капюшон. На одежде светлых тонов легче разглядеть потенциальную опасность в виде насекомых и обезопасить себя от них.
2. Чтобы защититься от ожогов крапивы, ссадин и порезов, а также от змей, желательно на ноги надевать джинсы и закрытые ботинки, а весной и осенью вполне уместны сапоги. Нужно помнить, что змеи первыми не нападают на людей, однако могут укусить, если нечаянно наступить на них или прикоснуться к свитой клубком особи руками. Опытные лесники рекомендуют при поиске грибов или ягод использовать посох или палку без сучков, чтобы предупредить ненужный контакт.
3. При походе в лес нужно запастись необходимым минимумом: ножом, компасом, небольшим запасом воды, спичками или зажигалкой, картой местности, но в настоящее время достаточно иметь при себе мобильный телефон с функцией GPRS.
4. Всегда нужно ставить в известность родных о том, куда планируете идти и когда думаете вернуться домой.

Правило второе. Поведение в лесу
1. Чтобы не заблудиться, необходимо запомнить показания компаса и положение солнца в самом начале прогулки. Однако если прошло несколько часов, нужно учитывать смещение светила на запад. Чтобы выйти из леса, необходимо уклоняться немного левее от того маршрута, который был намечен. Сориентироваться также помогут реки либо ручьи, достаточно запомнить направление течения воды в них и обратить внимание на это обстоятельство при возвращении домой.
2. Не стоит собирать незнакомые ягоды и грибы и употреблять их в пищу – они могут оказаться ядовитыми.
3. При встрече с дикими зверями желательно не привлекать их внимания. Лучше всего замереть, спрятаться, дождаться, пока животное уйдет.
4. Аккуратно следует обращаться с огнем: категорически запрещается разводить костер на торфяниках, поскольку затушить его будет невозможно. Необходимо выбирать открытый участок поляны, чтобы не спровоцировать возгорания деревьев, обкопать место для костра по периметру, расчистить землю от листвы и прошлогодней травы, и только затем разжечь огонь. По окончании пикника угли нужно хорошо затушить, залить водой или засыпать землей, а остатки еды, консервные банки или пакеты лучше всего закопать, чтобы не загрязнять лесную экосистему.

Правило третье. Как вести себя, если заблудились
1. Нужно сохранять спокойствие и собранность.
2. Прислушайтесь: если поблизости есть шоссе или железнодорожное полотно, шум от движущегося транспорта слышен за 10 километров. Грохот двигателя трактора и лай собак разносятся на 2-4 километра.
3. Можно забраться на ближайшее дерево и посмотреть, нет ли вдали человеческого жилья. Например, купола храмов видны за 15 километров, а заводские трубы – за 6 км.
4. В крайнем случае наметит маршрут функция навигации в мобильном телефоне. Можно вызвать службу Спасения 112 или пожарную бригаду 101.

Правила поведения в лесу должны быть знакомы каждому с детского возраста. Для того, чтобы иметь представление, как правильно вести себя, можно всей семьей посмотреть мультипликационный ролик, в котором наглядно представлены возможные ошибки и опасности, а также способы защиты от них при походе на природу.

16.10.2013 22:12

Лента новостей

  • 00:33
  • 23:52
  • 18:32
  • 17:42
  • 16:23
  • 15:37
  • 18:52
  • 18:12
  • 04:02
  • 02:42
  • 02:02
  • 00:42
  • 00:02
  • 22:32
  • 22:02

Природа и безопасность ребенка.

(Практикум для родителей)

Со многими явлениями природы ребенка надо знакомить с точки зрения безопасности. Примерно вот так можно обсудить, напомнить и закрепить знания о правилах поведения с природными явлениями.

ВЕСНА. Сосульки. За долгую зиму на крышах «вырастают» большие, толстые и длинные сосульки, иногда с крыши свисают целые сосулечные каскады. Их положено, конечно, сбивать, но не всегда и не везде это делается вовремя. А упавшая сосулька представляет большую опасность для головы прохожего. Обратите внимание ребенка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыши. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной.

ПРАВИЛО: под крышей не бегать!!!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: возьмите две сосульки - большую и маленькую. Рассмотрите, какие они острые (как пики, как колья), пусть ребенок сам убедится, потрогает. Предложите сравнить их вес, Какая тяжелее? Почему? Порассуждайте вместе, что чем больше сосулька, тем тяжелее, тем сильнее и больнее ударит. Найдите сосульку покрупнее и сбейте ее палкой. Упав, она протаранит снег до самой земли. Подойдите и рассмотрите с ребенком, какая глубокая дыра. Поговорите о том, как опасно весной ходить под самыми крышами и балконами. А как надо идти по этому тротуару? А почему? Устройте соревнование: кто больше опасных «сосулечных» мест найдет. Примерно так же поговорите о снеге, который может скатываться с крыш. У каждого времени года свои правила – познакомьте с ними своих детей.

ЗИМА. ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ. Лед на водоемах еще тонкий и в любой момент может провалиться.

ПРАВИЛО: по тонкому льду ходить нельзя!!!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: выберите место, где лед тонок и бросьте туда камень. Он проломит лед, во все стороны пойдут трещины. Камень исчезнет под водой - утонет. Если нет большой воды, тот же эксперимент вы можете провести в большой луже. Расскажите историю, как один мальчик (девочка) пошел по протоптанной тропинке через пруд - и вдруг под ногами его появились трещины. Что же ему делать? Пусть ребенок запомнит, как надо вести себя в такой ситуации. Надо лечь на лед и ползти к берегу.

Проведите эксперимент: сделайте два следа. 1. Найдите сугроб и упадите в него, раскинув руки и ноги. 2. Прыгните в сугроб сразу двумя ногами. Какой след глубже? Почему? Так что сделал мальчик, чтобы благополучно выбраться на берег? Предупредите ребенка, что у берега лед тоньше и даже такая тактика может не спасти, но у берега мельче и выбраться больше шансов. Конечно, малыш не сможет сразу запомнить и выполнять все что положено. Да пока и не надо, ведь пока вы всегда рядом с ним. Но чем больше он узнает сейчас, тем в большей безопасности окажется потом.

ИТАК, С ЧЕМ ЗНАКОМИТЬ: ВЕСНА или ОСЕНЬ – время собачьих свадеб. О свадьбах вы можете не говорить, а вот о том, что такое собачья стая,- желательно. Ребенок должен знать, что оказаться на пути такой озабоченной стаи - дело опасное.

ПРАВИЛО: Любую компанию собак обойти стороной, и подальше. Убегать нельзя! Замри и жди, пока пробегут мимо.

Зимой обратите внимание ребенка на:

ОБМОРОЖЕНИЕ. Как заметить (не смейтесь, но мы часто не замечаем сами, а потом – уши горят, руки болят) и что делать, чтоб не обморозиться.

ПОЛЫНЬЯ. Коварство полыньи в том, что затянутая тонким ледком и припорошенная снежком, она становится незаметна. А городские дети вообще могут не знать, что это за штука (не видели)!

Летом обратите внимание ребенка на:

СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАР, как незаметно он подкрадывается и как от него спасаться.

ОПАСНОЕ ДНО. Хочешь искупаться в речке (море, пруду) – зови взрослого, папу или маму. Вместе проверьте дно (рельеф дна, например песчаного, бывает изменчив, и рядом с мелкой может оказаться новенькая яма).

ПРАВИЛО: Не ныряй в незнакомом месте. Не ныряй вниз головой, сначала убедись, какое дно.

КОСТЕР. Ясно, что в костер малыш не полезет: дым и жар отпугивают. А вот вытащить горячую веточку – с большим удовольствием. Даже малыш должен знать, что из маленького огонька может случиться большой пожар.

ПРАВИЛО: Расчисти место и убери ветки, сухую траву вокруг того места, где разжигаешь костер. Уходя, костер гаси.

КЛЕЩИ. Вы собираетесь в лес за грибами? В парк на прогулку? Покажите (или нарисуйте) вредного клеща, который любит присасываться ко вкусным мальчикам и девочкам (и всем малоодетым людям). Обратите внимание ребенка на разницу тактик клеща и того же комара. Одного трудно не заметить, другого трудно отыскать.

ПРАВИЛО: С голыми руками и ногами в лес не ходи! Вернулся домой – сними одежду и осмотри себя. Особенно те места, где самая нежная кожа. Напомните, что вцепившегося клеща не отрывают (даже если очень сильно хочется), на него капают растительным маслом или бензином (керосином).

А вернувшись из леса, даже если ребенок просит есть и пить, начинайте с осмотра, а все остальное потом. Тогда он точно не забудет, когда станет сосем самостоятельным, действовать именно так.

ГРИБЫ. ПРАВИЛО: Никогда не клади в корзину незнакомый гриб, никогда не собирай грибы-ягоды у дороги.

Кстати, не переусердствуйте, не сгущайте краски, ребенок должен знать: лес не злой, просто он любит, чтоб люди соблюдали определенные правила. А безопасность – там, где ты сохраняешь бдительность.




Рассказать друзьям