Названия родительских клубов в детском саду. Детско-родительский клуб «Учимся играя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. .

Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах с взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. .

Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. . Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений.

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими предпочтениями или планами, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. . Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия одногодок свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.

Так же к 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. . Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика (вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своего товарища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, и у него все хорошо получится». .

Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они, например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается. Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих игрушек.

Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок. Сверстник теперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своими переживаниями и предпочтениями. .

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для сверстника, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочь сверстнику, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставить радость и удовольствие. С такого внимания к товарищу, с заботы о нем и начинается дружба.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. .

Таким образом, у ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет).

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи).

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу. Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Родительский клуб "Семейный очаг"

Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2016 – 2017 учебный год

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.

5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:

1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.

3. Руководит работой клуба педагог-психолог.

4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.

5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.

6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.

Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:

  • на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
  • на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
  • на возможности дифференцированного подхода к семье;
  • на добровольном участии родителей;
  • на активной позиции родителей;
  • на планомерности и последовательности проведения мероприятий.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Месяц / неделя

Тема занятия

Ответственный

Контингент участников

Задачи

Материал

Сентябрь

3 неделя

Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год

Воспитатель

Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели

1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.

2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год.

3. Обсудить тематические запросы родителей.

1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»).

2. Игра «Хвастовство».

3. Ознакомление с планом работы на год.

4. Анкетирование

5.Игра «Я ребенок».

6.Игра «Чемоданчик».

7. Памятка «Ваши ожидания»

8. Игра «Волшебный клубочек».

9. Коллаж «Что мне понравилось?»

1. Анкеты

2. Памятки «Ваши ожидания»

3. Клубочек

4. Ватман, фломастеры

Октябрь

3 неделя

Круглый стол «Ребенок имеет право»

Педагог- психолог

Родители семей «группы риска»

1.Воспитывать уважение к человеческой личности.

2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка.

4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.

5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей.

6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона.

1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй»

2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги»

3. Презентация «Ребенок имеет право…»

4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах

5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье»

6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок

7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки»)

8. Подведение итогов, распространение буклетов

1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?»

2.Буклеты «Ребенок имеет право»

3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.

4. Карточки с ситуациями и высказываниями

5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей»

Ноябрь

2 неделя

Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства»

Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед

1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей

2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения

3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД

1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!»

2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю»

3.Презентация «Безопасная дорога детства»

4. Практикум «Дорожные ловушки»

5. Анкетирование «Грамотный пешеход»

6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов

7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!»

1.Афиши

2.Подготовка презентации

3.Карточки «Дорожные ловушки»

4.Анкеты «Грамотный пешеход»

5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!»

6.Игры, пособия и литература по ПДД

Декабрь

1 неделя

Устный журнал «Этика семейных отношений»

Педагог-

психолог

Родители групп дошкольного возраста, воспитатели

1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений.

2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье.

3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений.

1.Игра «Знакомство».

2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей.

3.Распространение буклетов-памяток.

4. Тестирование « Я конфликтный?»

5. Сообщение «Манипуляция в семье»

6. Подведение итогов

1.Памятки для родителей:

Мама может…

Папа может…

Бабушка и Дедушка могут….

2. Тест

Январь

3 неделя

Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье»

Воспитатель

Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог

1. Дать родителям представление о понятии «депривация».

2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка.

1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо»

2. Сообщение по теме на основе презентации

3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь)

1. Презентация

2. Клубочек

Февраль

4 неделя

Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы»

Педагог-

психолог, воспитатели группы

Родители и воспитатели подготовительной группы

1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе.

2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе.

3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе.

4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу

1.Открытый показ образовательной деятельности.

2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»

3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению»

5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка)

6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности»

7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?»

8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников»

1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе»

2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников»

3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»

4. Цветовые карточки

5.Ватман, карандаши

6. Карточки с родительскими высказываниями

Март

2 неделя

Семинар-практикум «Театр делаем сами»

Муз. рук., логопед

Родители групп дошкольного возраста, воспитатели

1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников

2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования

3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала

1. Игра «Театр – это…»

2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников»

3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками»

4. Игра «Теремок»

5. Практикум «Изготовление театра своими руками»

6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами»

1. Разные виды самодельных театров

2. Материал для изготовления театров

3. Буклеты «Театр делаем сами»

Апрель

1 неделя

Тренинг «Портрет моего ребенка»

Педагог-

Психолог, воспитатели

Родители и воспитатели всех возрастных групп

1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями.

2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка.

3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители.

4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье.

1.Игра «Знакомство».

2.Проективный тест «Портрет моего ребенка»

3. Мой ребенок глазами других родителей

4.Игра «А нужен ли тебе кружок?»

5.Игра «Пожалей и поругай»

6.Тест «Портрет моего ребенка»

Май

2 неделя

Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год

Педагог-психолог, воспитатели

Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ

2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.

3.Определить тематические запросы родителей на следующий год.

1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2016-2017 году»

2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест.

3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра.

4.Чаепитие: «А мне понравилось!»

1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.

2. Презентация

3. Атрибуты для чаепития


Смирнова Алёна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Рябинушка"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Детско - родительский клуб "Школа раннего развития"
Дата публикации: 13.12.2016
Раздел: дошкольное образование

ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ

КЛУБ

«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

СОСТАВИЛ: СМИРНОВА А.Н. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

ЖЕЛЕЗНОГОРСК 2016Г.

МБДОУ № 13 «Рябинушка»

Детско- родительский клуб«Школа раннего развития" Воспитание очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней. Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский "Клуб раннего развития", для родителей детей, посещающих группу раннего возраста. В клубе принимают участие специалисты детского сада: музыкальный руководитель, воспитатели группы, психолог, старший воспитатель, врач. Цель создания "Клуб раннего развития"(далее –клуб) развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания. А для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня. Основные принципыработы клуба:  добровольность;  компетентность;  соблюдение педагогической этики. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:  преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;  относиться к ребенку как к равному;  понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;  знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;  проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;  установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задачи клуба: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 4. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье. 5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Условия работы клуба:  заседания клуба по согласованию с родителями детей (проводится 1 встреча в месяц);  работа клуба ведётся согласно годового плана клуба;тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, Итогомработы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Предложенная программа детско-родительских отношений клуба является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех чело век. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет
достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско- родительский клуб поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность у становить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
Новизна.
Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детейдошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб на базе детского сада. Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, родители овладевают полезными знаниями и учатся общаться, при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие двигательных умений, активизации речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Данная Программа имеет
Цель:
Гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности.В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, посещающих детский сад. 4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье. 6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка ихуверенности в собственных педагогических возможностях.
Родительский клуб -необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях.
Обучение родителей
;  Ведущие формы обучения в условиях клуба -беседы, деловые игры, консультации, тренинги.  Обучениедетей;Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.  Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса. Консультирование двух типов:  Педагогическое(по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);  Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка) Консультирование родителей строилось на принципах:  Создания доверительных отношений;  Взаимоуважения;  Компетентности;  Качественной организации консультаций. Содержание работы: Клуб создается дляпосещениядетей вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте -предметная деятельность с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждогоребенка. Программа клуба рассчитана на 8 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 30-40 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, двигательный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами
детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов. Методы и приемы,используемые в программе:  Организационные;  Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);  Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);  Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).  Логические.  Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала). Основные этапыразвития взаимодействия с семьей:  1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов  2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).  3 этап: Реализация программы сотрудничества  4 этап: Анализ полученных результатов Специфика клубов том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных). Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использование различных дидактических, развивающих игр, занимательных упражнений, игр-экспериментов с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности. Ожидаемый результат:  Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.  Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.  Умение уважать желание и возможности ребенка.  Представление ребенка об окружающем мире.  Накопление сенсорного опыта.  Становление речи ребенка.  Развитие мелкой и крупной моторики. Итогом работы
является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Занимаясь в клубе "Раннего развития", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных занятий будет отслежена анкетированием.
Учебный план 2016-2017 учебный год Время Тема Цель Взаимоде йствие специалис тов Консультаци и Август - Сентябрь Подготовитель ный этап Сбор информации, разработка проекта, анкетирование. Музыкаль ный руководит ель, старший воспитате ль, воспитате ль, психолог, учитель- логопед, врач Консультаци я для педагогов по разработке творческого проекта клуба. Октябрь «В гости к ёжику» Развитие коммуникативных, физических качеств, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики кистей рук, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Старший воспитатель: «Знакомство с планом работы «Клуба раннего развития» Ноябрь «Добро пожаловать в сказку» Развитие эмоциональной отзывчивости на театрализованные постановки,развитие коммуникативных навыков детей, развитие мелкой моторики. Наблюдение психолога во время работы «Клуба» Индивидуаль ные консультации и рекомендац ии семьям. Декабрь «В гости к Снеговичку» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, способствовать сплочению родительскогоколлектив Консультаци я по запросам родителей.
а, познакомить родителей с приёмамирисования, характерным раннему возрасту. Январь «Зимняя сказка» Развитие коммуникативных навыков детей,развитие мелкой моторики. Вовлечение детей в театрализованную деятельность, развитие эмоциональной отзывчивости. Консультаци я по запросам родителей Февраль «В гости к нам пришли игрушки» Развитие двигательной активности детей. Формирование умений: бегать, прыгать, выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей позвоночника. Активизация познавательной деятельности. Консультаци я врача КБ 51 «Здоровье малыша» Март «Моя мама лучше всех» Развитие двигательной активности детей, активизация познавательной деятельности, вовлечение в творческую деятельность – лепка. Консультаци я учителя – логопеда «Речевое развитие ребёнка раннего возраста» Апрель «Забавные матрёшка» Закрепление знаний о сенсорных эталонах, развитие двигательной активности детей, вовлечение в творческую Консультаци я старшего воспитателя «Достижения ребёнка трёх
деятельность – нестандартные приёмы рисования. лет» Май «Весеннее настроение» Знакомство с характерными погодными явлениями (дождь, ярко светит солнышко и т.д), развитие двигательной активности детей, вовлечение в творческую деятельность – лепка из теста, способствовать сплочению родительского коллектива Консультаци я по запросам родителей



Рассказать друзьям