Психолого возрастные особенности детей 4 5 лет. Важные задачи воспитания ребёнка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребенок, пройдя сложный кризис трех лет, переходит в средний дошкольный возраст. На этапе происходит стремительное психическое и физическое развитие. Родители обязаны знать, как совершается развитие ребенка 4–5 лет, чтобы помогать малышу преодолевать возникшие трудности.

Особенности физического формирования

В таком возрасте быстро развиваются мышцы и кости скелета. Поэтому важно знать особенности развития детей 4–5 лет. Дитя сильно меняется внешне и внутренне. Внутренние органы по форме соответствуют взрослому человеку. Это ведет к тому, что ребенок совершает больше физических нагрузок. Родителям важно знать стандартные показатели норм, чтоб в непредвиденных ситуациях помогать. Выявить и исправить, появившиеся отклонения.

Общая характеристика:


Важно! В этом возрасте следует объяснять и приучать к здоровому образу жизни. Соблюдать распорядок дня, выполнять утреннюю гимнастку, регулярные прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным и отвечающее возрасту.

Психическое развитие

Психические процессы сильно меняются. Они становятся устойчивыми, осознанными. Начинают сформировываться волевые качества. Зная, как происходит психическое развитие ребенка 4–5 лет выстраивается правильная форма воспитания.

Ребятишкам в пятилетнем возрасте хочется самостоятельности. Уже не так нуждаются в помощи старших. Учатся устанавливать свои правила. Но готовы сопереживать и осознавать чувства других людей.

Стремительно развиваются творческие наклонности. Малыш создает сказочный мир, где выступает главным героем. Наделяет себя волшебными способностями. Фантазии связаны не только с прекрасным, но и спровоцировать страхи.

Происходит социализация, при которой возникает желание быть услышанным не только в кругу семьи, но и со стороны сверстников. Игровая деятельность видоизменяется. Она расширяется, наблюдается сюжетная линия. В игровом процессе учатся дружить, делиться вещами, помогать друг другу, ссориться и сразу мириться.

Проявляют ко всему любознательность, чем ставят взрослых в тупик, задавая вопросы. Они болтают часами, не останавливаясь ни на минуту. Перебивать не стоит, так как можно отбить интерес к познанию нового и неизведанного до сих пор.

Эмоционально дети восприимчивы. Понимают похвалу и ругань, так как экспансивно чувствительны к словам. Поэтому браня, подбирать выражения нужно тщательно. Неприятные слова приведут к развитию нежелательных комплексов, которые сохранятся на дальнейшую жизнь.

В пять лет интересуются половыми отличиями между девочкой и мальчиком.

На основе психических особенности развития детей 4- 5 лет можно грамотно продумать способ целостного и гармоничного воспитания.

Умственные особенности

Любознательность ведет к формированию интеллекта. Без поддержки родителей не обойтись. Не отмахивайтесь от детишек, если просят поиграть, или что-то объяснить. Это провоцирует задержку психического развития. В старшем возрасте приводит к нежеланию учиться. Необходимые навыки, которые нужно развивать у ребѐнка. У родителей часто возникает вопрос, что должен уметь ребенок к пятому году жизни.

Математические способности

Ребенок пятилетнего возраста, должен уметь:

  1. Знать название геометрических фигур.
  2. Сравнивать предметы по количеству.
  3. Находить предметы.
  4. Считать в пределах.

Логическое мышление

Вид мышления - наглядно-образный, где проявляется практический характер. Поэтому можно наблюдать следующее:

  1. Запоминание большого объема информации.
  2. Улучшение концентрации внимания.
  3. Нахождение различий между двумя картинками.
  4. Умение называть антонимы.
  5. Распознавание ошибок на изображении, объяснение правильного выполнения.
  6. Выполнение заданий занимает меньше времени, при этом нет реакции на посторонние предметы и действия.

Речевое развитие

К четырем годам происходят серьезные изменения в речи:

  1. Строят предложения из 9 слов.
  2. Употребляют множественное число.
  3. Знают свои личные данные — имя, фамилию, домашний адрес.
  4. Называют профессии людей.
  5. Поддерживают беседу.
  6. Могут выучить стихотворение.
  7. Ищут, находят предметы по описанию.

Повседневные способности

Применять навыки самообслуживания. Уметь на леску нанизывать крупные бусинки. Рисовать прямые линии на бумаге, не отрывая кисть от поверхности. Раскрашивать изображения аккуратно не выходя за поля. Знать правую, левую руку.

Окружающий мир

Называть времена года. Знать названия домашних животных. Уметь отличать овощи, фрукты, ягоды.

Родителям надобно ежедневно занимать с малышом. Развитие интеллектуальных способностей пятого года жизни нужно для подготовки к школе. Чтобы в учебном процессе не возникло стрессовых ситуаций.

Совет! На этом этапе развития прививайте бережное отношение к предметам, вежливость, приобщайте к совместному труду.

Эмоциональные особенности

Дети чувствительны в этот период жизни. Способны сочувствовать и сопереживать окружающим людям. Однако, многие родители сталкиваются с истериками. В большинстве случаев ребятенок пытается обратить на себя внимание или получить желаемую вещь. Чаще всего, мамы и папы сталкиваются с этой проблемой, то не ведают, как себя вести с малышом. Детская истерика появляется, когда ребенок не знает слова «нет». Или один из родителей разрешает, а другой запрещает. Такого не должно быть. Рассмотрим несколько примеров из жизни, где встречается капризы и упрямство.

Ситуация No1

Мама со своим четырехлетним сыном отправилась на прогулку, по пути она встретила знакомую. Они заболтались. Сын тут же стал капризничать, тянуть за руку, при этом говорит: «Мамочка, идем!»…

Что сделать в таком случае?

Обратите на ребенка сразу внимание. В окружающей обстановке найдите чем можно занять дитя. Предложите ему покачаться на качелях или поиграть в песочнице. Так, он поймет, что мама проявляет по отношению к нему внимание. Ребенок будет занят, а мать сможет продолжить спокойно общение с приятельницей.

Ситуация No2

В семье появилась долгожданная дочка Оля. Взрослые ее опекали, исполняли все ее прихоти. В 5-летнем возрасте сами ее одевали и раздевали. Окружающие стали отмечать, что Оля стала капризной, по любому поводу устраивала истерики.

Что происходит с Олей?

Не секрет, что за любленные дети зачастую капризны. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо убрать повышенную опеку. Чрезмерное внимание приводит к непослушанию.

Ситуация No3

Никита 4 года 5 месяцев

Внезапно вполне послушный ребенок начал капризничать, каждый день закатывает маме истерики. Стал упрямым и непослушным.

Не так давно в семье произошло прибавление. На свет раньше срока появился мальчик. И мама большое количество времени уделяет новорождённому. А капризы Никиты сводят маму с ума.

Почему Никита так резко изменился?

Из-за повышенной занятости мама перестала уделять старшему сыну время. Своими капризами он пытается обратить на себя внимание. Старайтесь проявлять заинтересованность по отношению к малышу.

Ситуация No4

Каждый день мама после работы заходила за четырехлетним Славой в дошкольное учреждение. Вместе шли в супермаркет, где он, закатывал истерические крики, прося, что-то купить. Сразу падал на пол, начинает биться головой и рыдать. Мать, не находя иного выхода, покупала все, что Слава хотел.

Как избежать подобной ситуации?

  • Исключите на время походы в те места, где малыш устраивает истерику.
  • Не обращайте внимание на действия просто уйдите.
  • Попытайтесь переключить внимание на что-то другое в момент истерики у ребенка 4 лет.
  • Установите в семье единые требования по воспитанию.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях.
  • Сохраняйте спокойствие в момент всплеска истерики.
  • Оставляйте право выбора за малышом.

Роль семьи имеет большое значение в формировании личности малыша, и влияет на эмоциональное развитие.

Специалисты разработали памятку правил для родителей, в которой позволит построить с малышом правильные взаимоотношения.

Не устанавливайте много запретов. Чадо не способно освоить все сразу, в итоге возможна истерика. Рассказывайте спокойно о переживаниях, о тех чувствах, что испытываете. Реагируйте умеренно на всплеск гнева. Разбирайте сложные ситуации в которые попадает чадо. Старайтесь чаще хвалите, а не ругайте. Не пугайте страшилками, не говорите о смерти и болезнях. Расспрашивайте об интересах малыша. Давайте право играть со сверстниками. Отвечайте на все вопросы. Читайте книги. Проводите совместный досуг.

В этот период закладываются основные черты характера. Поэтому крайне значимо принимать во внимание особенности развития детей 4–5 лет. В первую очередь от родителей завит физическое и психическое развитие. Важным фактором, является взаимоотношения отношение внутри семьи. Это влияние на будущую жизнь детей.

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности: В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание: Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.


Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Каждая возрастная граница для ребенка играет важнейшую роль в его дальнейшем существовании. Например, на самой начальной стадии развития, от самого рождения до одного года, младенец знакомится с миром, начинает узнавать своих близких людей и постепенно привыкает к новой для него обстановке. В следующий этап, от 2 до 4 лет, уже сформировавшийся ребенок умеет распознавать цвета, фигуры, животных, слушать родителей и доносить до них свою информацию. По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, его также принято называть средним дошкольным. В этот момент происходит активное развитие детского организма, окончательно формируется его характер и различные способности. Каждый родитель должен знать возрастные особенности детей 4-5 лет, для того чтобы помочь своим потомкам стать счастливыми людьми.

Формирование позитивного мышления

Почему так важно учитывать именно возрастные особенности детей 4-5 лет? Психология современного воспитания ребенка насчитывает несколько особенностей резкого изменения их поведения в этот период. В первую очередь формируется мышление, это заключается в следующем:

  • Раньше ребенок просто мог назвать тип фигуры (овал, круг, квадрат и так далее). Теперь он сравнивает с ними все предметы, которые окружают его вокруг. Например, к нему приходит подсознание того, что мяч имеет форму шара.
  • Малыш может рассортировать несколько схожих предметов по идентичному признаку (по цвету, величине, форме).
  • Также он начинает лучше ориентироваться в пространстве, ученые уверяют, что в этом возрасте ребенок самостоятельно может найти дорогу из магазина, садика или спортивной секции до дома, однако проводить подобные эксперименты все же не рекомендуется.

Таким образом, возрастные особенности детей 4-5 лет в первую очередь сводятся к тому, что у них развивается активное мышление, с каждым днем общаться с ними становится все более интересно.

Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?

Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память. Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих. Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.

Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.

В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.

Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.

Психологические особенности

Отдельно стоит выделить возрастные психологические особенности детей 4-5 лет. Медицинские специалисты выделяют несколько особенностей изменения мышления в этот период:

  • До четырех лет все дети имели приблизительно одинаковое развитие. С этого периода должно произойти разделение общей группы маленьких людей на две основные категории. Мальчики начинают понимать, что они должны уступать девочкам, не обижать их и вести себя сдержанно в их присутствии. Маленькие принцессы должны понимать, что они намного мягче, скромнее и деликатнее мальчиков. В элитных детских садах уже происходит разделение детских спален, раздевалок и санитарных узлов по половому признаку.
  • Далее, возрастные особенности развития детей 4-5 лет изменяются. У ребенка появляется интерес к ролевым играм. Он с удовольствием примеряет на себя образ пожарника, доктора или повара. Дети начинают просить у своих родителей игрушки определенной категории.
  • Также у детей начинает формироваться свой собственный вкус. Например, им может быть не по нраву одежда, в которую родители нарядили их на утренник. Причем маленькая личность уже станет отстаивать свою точку зрения.
  • В этом возрасте дети уже могут объединяться в небольшие группы, у них появляются собственные интересы, секреты и цели.
  • Дети в четыре года уже начинают различать интонацию своих родителей, по ней они могут понять, как настроена мама или папа в данный момент.

Медицинские специалисты, которые разрабатывают возрастные психологические особенности детей 4-5 лет, называют этот период «стадией почемучки». Маленького человечка начинают интересовать абсолютно все процессы, которые его окружают.

Как помочь своему ребенку развить психологические особенности?

В полноценной семье должно в это время также произойти разделение по половому признаку. То есть девочка становится ближе к своей матери, они начинают вместе готовить, прибираться дома, делать прически, наряжаться и ходить на тематические мероприятия. Отец, напротив, должен научить мальчика быть сильным, уметь постоять за себя и вести домашнее хозяйство. Родители в этот период становятся для своих потомков авторитетом, поэтому рекомендуется обращать внимание и на свое собственное поведение.

Маленькая личность на этой стадии развития уже умеет показывать свои чувства, она капризничает, обижается, радуется, мстит, восхищается. Ни в коем случае нельзя игнорировать выбранную её манеру поведения, обязательно стоит выяснить причину такой перемены настроения. Для детей такого периода уже предусматривается психологическая консультация. Возрастные особенности детей 4-5 лет должны интересовать каждого родителя, поэтому им также потребуется дополнительная помощь специалиста.

Физические способности

В дошкольном периоде возможности каждого, без исключения, ребенка возрастают более чем в пять раз. Всего можно выделить следующие возрастные особенности развития детей 4-5 лет:

  • У них становится лучше координация. Раньше они совершали неумелые движения, из-за чего в доме постоянно был бардак. Они оставляли следы на одежде, когда кушали, пили воду, неряшливо собирали игрушки в коробку и неаккуратно одевались. С этого периода их координация начинает заметно улучшаться. С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным и практически уже не нуждается в помощи старших товарищей.
  • Каждое движение дошкольника становится уже более резким и уверенным. Можно заметить, что дети начинают гораздо меньше падать и ронять из рук предметы.
  • Если закрыть глаза ребенку, то он безошибочно сможет показать каждую часть своего тела.
  • Многие родители уверяют, что их дети в этом возрасте становятся непоседами. Они перестают спать днем, меньше сидят на одном месте и постоянно находятся в движении.

Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, можно сравнить его с детьми, которые младше его на полгода. По сравнению с ними он становится более быстрым, резким и ловким.

Как помочь ребенку развить физические способности?

Конечно же, первое, что помогает развить физические способности маленького человечка - это занятие спортом. При этом обязательно стоит учитывать психофизические особенности детей 4-5 лет. Не стоит в первый же день делать из своего малыша великого спортсмена, нагрузка должна распределяться постепенно. Ни в коем случае нельзя допускать чрезмерно утомительных занятий спортом. Следует предварительно посоветоваться с опытным тренером и составить график физической подготовки дошкольника. Пусть сначала это будет легкая утренняя зарядка, затем конкретные упражнения, после чего уже можно переходить к освоению определенного вида спорта.

Не стоит отправлять ребенка одновременно в несколько секций, это может навсегда отбить у него интерес к подобным занятиям.

Также стоит учитывать и возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет. Не нужно, например, заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Если интересы малыша пока еще непонятны, то необходимо предоставить его вниманию видеоролики людей, достигших результатов в определенном виде спорта, возможно, это вызовет у него интерес.

Творческие способности

Во многих детских садах в старших группах для родителей предоставляется полезная памятка. Возрастные особенности детей 4-5 лет уже могут быть напрямую связаны с творческой деятельностью. Родители также постепенно начинают замечать, что в их доме стали все чаще появляться принадлежности для творчества: цветная бумага, альбомы для рисования, краски, кисти и фломастеры. Больше всего в этой возрастной категории малышам нравится активная творческая деятельность, например, они с удовольствием занимаются сюжетной лепкой, из пластилина они создают различные предметы, героев из мультфильмов, транспортное средство и многое другое. Также они любят рисовать себя и своих близких людей. Когда-то изображение напоминало отдельные полосы, круги и точки, теперь рисунок становится средством самовыражения. Превосходно развита также и сочинительная способность. Дошкольник может самостоятельно придумать конец определенной истории, яркая фантазия превосходно поможет справиться с этой задачей.

Согласно ФГОС, возрастные особенности детей 4-5 лет ориентированы на полное овладение мелкой моторикой, поэтому сделать аппликацию для них уже не составит труда.

Развить творческие способности ребенка позволит совместная деятельность. Можно вместе посмотреть мультфильм, а затем попытаться изобразить недавно увиденный сюжет на листе бумаги. Рекомендуется самостоятельно создавать героев и играть ими, мамы могут сшить вместе со своими дочками красивую одежду для кукол.

Развитие речевых способностей

Отдельно стоит затронуть такую важную тему, как развитие речевых способностей в этой возрастной категории. Следует отметить, что в этот период может наблюдаться активный прогресс. Возрастные особенности речи детей 4-5 лет сводятся к нескольким особенностям:

  • Психологи неоднократно замечали, что иногда до четырех лет ребенок может невнятно говорить, проглатывать слова или вовсе молчать. Мамы и папы переживают по этому поводу, водя своего потомка к различным специалистам. Но, к их великому разочарованию, это не помогает справиться с проблемой. К их удивлению, когда малышу исполняется четыре года, он начинает внезапно полноценно разговаривать.
  • Значительно улучшается в этот период и словарный запас, как правило, ребенок уже знает более трех тысяч различных слов.
  • Происходит заметный прогресс и в плане звукопроизношения. Речь ребенка становится уже понятной не только для его близких людей, но и для всех окружающих, даже абсолютно посторонних людей.
  • В этот период ребенок уже может полноценно общаться со своими сверстниками, выражая мысли, рассказывая истории из жизни и повествуя полную информацию о себе.
  • Дошкольник уже может полностью описать определенный эффект, описать картинку и раскрыть все свои эмоции.

Существует еще огромное количество категорий, под которые попадают возрастные особенности детей 4-5 лет. Кратко описать их совершенно невозможно. Также стоит учесть и тот факт, что каждый ребенок осваивает информацию и воплощает её в жизнь с абсолютно разной скоростью.

Как помочь развить ребенку речевые способности?

Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.

Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.

Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным, способным, развитым и обязательно добился успеха в жизни. Они отправляют его в различные секции с самого раннего возраста, покупают дорогостоящие интеллектуальные игрушки и водят на различные мероприятия. В садике они хотят услышать о том, как их малыш ведет себя в их отсутствие, снова и снова посещая родительское собрание. Возрастные особенности детей 4-5 лет, не зависят ни от одного вышеперечисленного факта. Учеными неоднократно было доказано, что сколько бы финансовых средств ни тратилось на детей, они не будут полноценно расти до тех пор, пока в семье не установится гармония.

Для того чтобы ребенок рос счастливым, первое, что нужно сделать - это достичь взаимопонимания со всеми членами семьи. Маленькая личность, глядя на то, как постоянно ругаются её родители, может прийти к выводу, что именно она стала виной их несчастливых отношений. Чтобы этого не произошло, следует ссориться только в то время, когда самых младших домочадцев нет дома, также рекомендуется как можно чаще проводить время в семейном кругу и больше общаться.

Возрастные особенности детей 4-5 лет - это невероятно важная тема для каждого родителя. Не стоит обращаться за помощью в этом к опытным педагогам, развивающим центрам и современным технологиям. Только любовь родителей поможет ребенку вырасти полноценным, здоровым и счастливым человеком, поэтому с появлением на свет младенца стоит забыть о радионянях, постоянной работе с целью пополнения финансов и домашних хлопотах, выделив как можно больше времени на общение с этим маленьким смыслом жизни. Только в таком случае через четыре года родители не станут задумываться о том, что они сделали не так и почему их ребенок не развивается полноценно. Однако у каждой любви также должны существовать определенные границы. Также не стоит сравнивать своих детей с другими, ведь каждый маленький организм развивается с абсолютно различными темпами.

Психофизиологические особенности детей 4-5 лет.

Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела - 1,5 - 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков - 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет - 99 см, пяти лет - 106, 1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет - 17,8 и 17,5 кг. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. В возрасте 4-5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Поэтому важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности.

Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь безуспешные усилия порождают неуверенность. Поэтому очень важно чаще хвалить и подбадривать ребенка. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, (дети берут в игре на себя определенные роли). В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

Развитие психических процессов.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая целенаправленность психических процессов, увеличивается участие воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, месяцы, часы, минуты, дни недели, сегодня, завтра, вчера.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. 15-20 минут. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Память. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшие стихотворения.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по форме, цвету, величине и другим свойствам, находя различия и сходства. К 5-ти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести с опорой. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение . Воображение продолжает развиваться. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь .

В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Игры .

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Творчество .

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Движения .

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Взаимоотношения .

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.



Рассказать друзьям