Конспект занятия тифлопедагога в детском саду. Требования к проведению тифлопедагогом специальных (коррекционных) занятий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели:

1) развитие зрительно-пространственной ориентировки в свободном пространстве на вертикальной плоскости (во 2-ой зоне глубины видимого пространства, в пределах которой еще возможна конвергенция, но аккомодация отсутствует (5-6м) .

2) продолжать учить активно оперировать пространственными представлениями (справа, слева, вверху, внизу, над, под) ; классифицировать птиц по признаку перелетности (перелетные, зимующие) ; развивать фонематический слух детей, учить выделять части тела птицы.

3) Развивать активную речь детей: названия птиц(голубь, ворона, кукушка, сова, журавль, скворец) . Учить употреблять в речи: над, под, вверху, внизу, слева, справа. Расширение активного и пассивного словаря детей за счет доказательной речи способа выполнения сенсорной операции, описывания местоположения птицы.

4) Воспитывать бережное отношение к птицам, аккуратность при закрашивании частей изображения. Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.

Методы и приемы: наглядный (показ и рассматривание изображений птиц) , словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение) , практический (задачи развития зрительного восприятия осуществляются во внешнем плане, а результат решения проявляется в объяснении выбора объекта)

Материал: сеть, подвешенная к потолку, изображения птиц (рисунок 1) , панно частей света (рисунок2) , раздаточные карточки с изображениями птичьих гнездовий и птиц (рисунок 3)

Предварительная работа: рассматривание чучела птицы или изображения на картинке, беседа о внешних признаках птицы, способах ее питания.

Ход занятия

Мотивация: Из дома педагога пропала птица. Наверное, окно было открытым и она улетела. Педагог очень переживает и ищет ее. Просит детей поискать ее птицу. Может они ее найдут. Но искать нужно по описанию

1) “Узнай птицу по описанию и найди ее”. Работа по зрительному поиску на сети, подвешенной к потолку кабинета. Педагог описывает внешний вид птицы (кукушки) по алгоритму. Дети узнают ее, объясняют, почему они так думают и показывают длинным шестом, где она находится на сети.

Рисунок 1

2) Дидактическая игра “Улетает-не улетает” (классификация перелетных и зимующих птиц) Дети объясняют, почему перелетные птицы улетают на юг. Если дети не могут объяснить, то объясняет педагог, что перелетным птицам нечем будет питаться (насекомых не будет) , они могут замерзнуть. Дети вместе с детьми определяют стороны света, где находится юг, показывают. Можно предложить детям вертикальный стенд на стене.

Рисунок 2

3) “Помести птицу в свой дом”

Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь-кружочек, нет окна.
В доме пусто, тишина. (Скворечник)

Детям предлагаются карточки с изображением различных видов гнездования птиц: Скворечник, дупло, гнездо. Нужно поселить птицу в свое гнездо: скворца в скворечник, сову - в дупло, журавля в гнездо. Дети сами проводят линии, объясняют: “Веду линию вниз к средней картинке справа, потому что скворец живет в скворечнике. Веду линию вверх к верхней картинке справа, потому что сова живет в дупле. Веду линию вверх к нижней картинке справа, потому что журавль живет в гнезде”.

Рисунок 3

Зрительная гимнастика:

“Раз-два-три - повернись - в любую птицу превратись” Дети превращаются в птиц. “Лесничий” угадывает в какую птицу превратился ребенок. Если лесничий не угадывает, то ребенок сам объясняет в какую птицу он превратился.

4) Дидактическая игра “Узнай кто это”

5) Разукрашивание части тела птицы . Задание: разукрашиваем часть тела, которая находится на голове птицы, с помощью которой она питается (клюв) . Почему у этой птицы такой клюв? (зависит от характера пищи. Коротким клювом воробью удобно щелкать зерна, длинным и крепким клювом дятел долбит дерево, достает насекомых. Сова – хищная птица. Крючковатым клювом она может раздирать добычу) . Почему клюв находится сверху?

Итог занятия. Ребята, что сегодня в занятии вам понравилось? Что было сложным для вас? Педагог хвалит детей.

Елена Митина

Тема: Путешествие на волшебный остров.

Тип занятия: комплексное занятие-путешествие (средняя группа).

Задачи: - продолжать узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);

Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (5 предметов);

Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, синий, красный);

Продолжать развивать умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, подставки, цветные изображения, контурное изображение, окно, мольберт, макроплоскости (группа);

Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения;

Развивать речевое дыхание;

Автоматизировать звук [л] изолированно, в словах и в словосочетаниях;

Закреплять навык согласования существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5 и прилагательными в роде, числе и падеже;

Закреплять умение подбирать признаки предмета;

Развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;

Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади;

Развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;

Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;

Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.

Оборудование: ширма, игрушка дракон, ковер, вертушка, картина «обезьянки», диск с музыкой, подзорные трубы (по количеству детей, индивидуальные фланелеграфы, разноцветные яблоки, зеленые яблоки 5 оттенков разной величины, пересеченные контуры животных, силуэтные изображения, сюжетное изображение «фотография», дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, сундук, сартинки со схесатическим изображением животных.

Предварительная работа: чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, постановка звука [л] и автоматизация его в словах.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? А хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают интересные приключения и, конечно же, на этом острове спрятан клад, который мы попробуем отыскать.

Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный. (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.)

Нас много, поэтому мы полетим на ковре-самолете.

Чтобы наш ковер полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш ковер-самолет (дети дуют на вертушку).

Ковер-самолет взлетел и загудел, неся нас к приключениям. Покажите, как гудит наш ковер. Чтобы правильно произнести звук [л], вспомните, что губки в улыбке, язычок поднят и прижат за верхними зубками. (Дети произносят изолированный звук [лллллл…].

II. 1. Молодцы! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке обезьянок).

Да это озорные обезьянки. А мы знаем пор них песенку. Давайте ее споем. (веселые песенки для детей Е. Железнова)

Обезьянки вышли погулять выполняем движение «фонарики»

Обезьянки стали танцевать сжимаем и разжимаем кулачки

Но одна из них ушла домой поспать, ладони прижаты др/др, под щеку

Потому что надоело танцевать. стряхивающие движения кистями

2. Вот мы и приземлились на волшебный остров.

Под музыку на ширме появляется дракон.

Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?

Ну что ты сердишься, дракон? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Ребята, давайте мы расскажем дракону какой он замечательный.

Посмотрите, какие у него глаза (дети: добрые, черные, грустные и т. д.).

А какой у него хвост?

Скажите, а лапы? (дети подбирают признаки)

Ой, спасибо ребята, а я и не знал, что вы такие добрые. Хорошо, я разрешаю вам погулять по моему острову. Но чтобы найти сокровища, вы должны выполнить четыре моих задания. Задания будут не простые, вам придется показать все свои знания и умения, проявить фантазию и смекалку.

Я такой сердитый и печальный потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись среди других; на острове часто идет необычный голубой дождь… Вот если вы мне поможете навести порядок на острове, то мое настроение улучшится и я открою вам тайну сокровищ. Там где надо навести порядок, я расставил цифры 1. 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.

3. – Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).

4. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Следующее задание будет сложнее. Помогите мне найти зеленые яблоки разных оттенков.

На столе разложены разноцветные яблоки, дети выбирают зеленые.

Ты взял какое яблоко? – зеленое яблоко. На столе у вас лежат какие яблоки? – зеленые яблоки. Мы нашли для дракона много каких яблок? – много зеленых яблок.

А теперь разложите ваши яблоки от самого темного до самого светлого.

Разложите по величине от самого большого до самого маленького.

Молодцы, а теперь посчитайте сколько зеленых яблок вы нашли. так одно зеленое яблоко… (дети по очереди считают яблоки от1 до 5).

5. Ищем 3 задание. Подходим к ширме.

– На моем волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На мой зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)

Вспомните, что было на зонтике: голубой слон, голубой самолет, голубая неваляшка, голубое пальто, голубой василек, голубые колокольчики, голубое платье, голубое яблоко.

Скажите, что объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит на моем острове идет какой дождь? (голубой дождь)

III. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки устали, давайте немного отдохнем (зрительная гимнастика с силуэтными изображениями животных на окне).

IV. 1. – У меня есть фотография моих друзей жирафа и черепахи. Я хотел бы послать им такие же. Фотография одна, а друзей много. Сделайте для меня много таких фотографий (выставляется сюжетное изображение).

Смотрите, какая интересная фотография. Кого вы на ней видите? Что находится справа? – пальма. Кто находиться слева? – жираф. Кто находится в центре? – черепаха. Что находится перед черепахой? – озеро. Что находится позади черепахи? – горы….

Дети рассматривают картинку, перечисляют все объекты, планы с использованием в речи пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади. Выкладывают копию картины силуэтами предметов на индивидуальных фланелеграфах. После выкладывания проверяется точность выполнения задания.

Молодцы, спасибо вам за такие чудесные фотографии, моим друзьям они точно понравятся.

2. Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным. А каким я стану?

Дети подбирают признаки: добрым, хорошим, веселым, милым…

Спасибо. Скажите, а какое задание вам показалось самым трудным? Что понравилось больнее всего?

Ну, а теперь я разрешаю вам поискать сокровища на моем острове. Только я не помню, где они спрятаны, знаю только, что сокровища в каком-то сундуке. Постарайтесь найти их сами. А я очень устал, полечу в свою пещеру отдыхать. Всего вам хорошего.

V. Дети в группе находят коробку с сокровищами, открываю.

Смотрите, кроме волшебных подарков в сундуке еще сюрприз от дракона. Это картина его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.

А сейчас нам пора домой. Садимся на наш ковер-самолет. Закрываем глаза и представим, что мы летим… Открываем глаза. Мы в своем детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?



Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Цель: развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения в средней группе

формировать социально-адаптивное поведение дошкольников

учить детей понимать свои визуальные трудности

развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением

и сохранными анализаторами

развивать осязание и мелкую моторику рук

воспитывать полоролевую принадлежность

стимулировать групповую сплоченность

1. Приветствие

Тифлопедагог Здравствуйте, ребята! Я назвала вас одним словом - ребята, потому что вы дети. А как можно назвать одним словом ваших пап, мам, теть и дядей?

Дети. Взрослые.

Тифлопедагог Кто же мы все вместе?

Дети. Люди.

Т ифлопедагог Ребята, а все люди одинаковые?

Дети. Нет.

Тифлопедагог Давайте это проверим. Внимательно посмотрите друг на друга. Чем вы различаетесь?

Дети. У нас разная одежда. Мы различаемся по росту по цвету волос, глаз.

Тифлопедагог А среди вас есть девочки? А мальчики?

Т ифлопедагог Молодцы, вы все верно подметили. Вы все разные. Среди вас есть девочки и мальчики. Посмотрите, у нас в гостях веселые человечки, тоже девочки и мальчики, клоуны. Но каждому клоуну не хватает пары. Что нужно сделать, чтобы им помочь?

Давайте, девочки соберут девочек-клоунов, а мальчики - мальчиков.

2. Игра «Человечки»

Описание игры:

Каждому ребенку предлагается собрать цельное изображение человека на индивидуальной наклонной магнитной доске. Тифлопедагог обращает внимание детей на отличия изображений: разная одежда и обувь.

Т ифлопедаго г Ребята, мы тоже разные, но все живые, в отличие от этих картинок. Что мы умеем делать в отличии от них? (расти, двигаться, питаться)

А еще мы все умеем видеть! С помощью чего мы видим? - правильно, мы видим при помощи глаз. Наши глаза помогают нам узнать много интересного и важного в жизни.

Вот я вижу. Что передо мной девочки и мальчики , все они в хорошем настроении, и хотят поиграть! Я не ошибаюсь? Не обманывает меня моё зрение?

Ребята, а видеть можно не только глазами. Давайте поиграем в игру «Волшебный ящик» и вы это поймете.

Вот ящик. В нем что-то лежит, сейчас я угадаю, что же там за предмет.

3. Игра «Волшебный ящик»

Описание игры:

Дети руками обследуют предметы, которые находятся в ящике. Называют их и достают.

Т ифлопедаго г Кто хочет попробовать угадать предмет в волшебном ящике?

«Потрогай и назови, что это?»

Т ифлопедаго г Вот такой фокус! Трудно было угадывать предметы?

С помощью чего мы узнавали предметы? Правильно- с помощью рук! Еще говорят - на ощупь . Мы их ощупали и узнали.

4. «Угадай друга на ощупь»

Т ифлопедагог А вот интересно, хорошо ли вы знаете своих друзей, сможете ли вы узнать друга на ощупь ? Проверим?

Надо будет одеть на глаза индивидуальную маску и узнать друга, который стоит перед вами не пользуясь зрением.

(сначала кого-то из детей узнает тифлопедагог)

Описание игры:

У каждого ребенка индивидуальная повязка, которую он одевает на глаза и узнает на ощупь каждого ребенка по очереди.

Т ифлопедагог Молодцы, все справились. Вы очень хорошие друзья.

5.Физминутка

Что мы любим делать? Верить в чудеса! (разводят руками)

Смотреть в небеса! (смотрят вверх)

Хлопать в ладоши! Играть на лугу! (хлопать в ладоши)

И мир познавать - на бегу, на бегу!!! (бег)

6. Знакомство с оптическим средством - биноклем

Т ифлопедагог А если наш друг будет очень далеко, как же нам его узнать? Ведь пощупать мы его не сможем. Чтобы смотреть вдаль очень далеко люди придумали бинокль .

Би­ нокль позволяет увидеть предметы на дальнем расстоянии: в лесу, поле.

В бинокле такие же линзы, как в очках, только сильнее.

Эти линзы могут приближать предмет.

Рассмотрите и потрогайте этот прибор по очереди.

(Тифлопедагог дает детям возможность хорошо рассмотреть бинокль, потрогать его, посмотреть в него)

7. Работа с лупами

Т ифлопедагог Ребята, не все удобно рассмотреть в бинокль. А если это только рисунок, или мелкая фотография друга? Рассмотреть ее нам поможет вот такой прибор - лупа.

Давайте вспомним, что лупу надо держать за ручку; не браться руками за стекло, не бросать лупу (она может разбиться).

Если стекло лупы запачкалось, протирать его следует специальной салфеткой. Вот так (показ)

Давайте встанем у конторок и рассмотрим картинки, с помощью этих приборов.

Дети рассматривают мелкие картинки с помощью лупы и называют их. Внимание детей обращается на увеличение изображения при использовании лупы. Теперь они могут рассмотреть мельчайшее изображение

Т ифлопедагог Ребята, я дарю вам эти приборы. Теперь, вы с ними хорошо знакомы, и сможете пользоваться при необходимости.

Релаксация

Чтобы отдохнуть самим и дать отдохнуть нашим глазам давайте послушаем музыку и посмотрим на специальные изображения

(Тифлопедагог показывает детям под музыку программу «Relax» на оптимальном для глаз детей расстоянии от компьютера)

8. Подведение итога

Т ифлопедагог Итак, ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети - играли

Т ифлопедагог А в какие игры мы играли можно вспомнить по картинкам.

/Дети подводят итог занятия по опорным картинкам, обозначающим этапы занятия./

Интересно вам было? А было ли сложно? А что нового узнали или увидели?

Молодцы, мы сегодня замечательно играли. Все что в этих играх вы узнали нового, пригодится вам в жизни и при нашей следующей встрече. Не забудьте взять с собой в группу лупы.

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

Ход занятия:

Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
Стук в дверь.
Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
- А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
Ответы детей…
Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
«Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
« Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
« Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
Этот спор услышал мудрец и сказал….
Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
-Интересно, что же сказал мудрец?
-Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
(Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
Ответы детей: помощниками.

Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
-Их у нас с тобою пара:
Один - слева, другой - справа.
Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
Кто их знает, сразу назовёт.
Ответ детей: глаза
(Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
Тифлопедагог:
А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
(Игра на активизацию зрительного анализатора).
Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
Посмотрели: вправо, влево.
Продолжаем дальше делать.
Подняли глазки вверх,
Опустили плавно вниз.
За работу принялись!
Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
Дети повторяют стихи:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя,
Береги, дружок, глаза!
Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
На лице он есть у нас:
Выше рта, но ниже глаз.
Нужен нам, чтобы дышать,
Запахи различать.
Вы ответьте на вопрос:
«Что же это, дети?» …(нос).
Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
Ответы детей: дышать, различать запахи.
Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
-Их у нас с тобою пара.
Одно слева, другое справа.
Чтобы слышать звуки, речь,
Нужно их от травм беречь.
Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
(Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
Ответы детей….
Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
Он нам всем необходим:
Мы им пьем и им едим.
Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
Правильно, ребята, это рот.
Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
Чтобы узнавать фактуру,
Чувствовать температуру
Чтобы формы различать,
С шариком Су-Джок играть,
Чтоб ощупать все нам штучки,
Нам нужны, конечно…(ручки).
А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
Ответы детей: на пальцах рук.
Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
Тифлопедагог:
Ежики уж тут как тут,
(Педагог подает корзину с массажерами)
Дети в руки их берут,
(Дети берут массажеры)
По ладошке их катают,
(катают массажеры по ладони)
Бережно, легко сжимают,
(сжимают массажеры в кулаке)
Каждый пальчик ему рад,
(покалывают подушечку каждого пальца)
Вылечат они ребят!
Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
Ответы детей: Все.
Тифлопедагог: Правильно!
Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
В теремке, который век.
Под названием "Человек"
Все помощники живут:
Нос, рука, язык, глаза, уши -
Вместе дружная семья.
(Дети показывают помощников)
Все помощники нужны,
Все помощники важны!



Рассказать друзьям