Средняя группа нестандартное занятие части тела. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Мои части тела»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выступление на районном методическом объединении на тему:

«Патриотическое воспитание младших дошкольников через фольклор»

Сорокина С.В. , воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ «Ёлочка»,

г. Тарко-Сале

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Что же такое патриотизм?

«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». (Философский словарь).

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Как же воспитать человека преданного, любящего свое Отечество и свой народ? Воспитание гражданина - патриота в личности подрастающего поколения - это создание такой атмосферы в семье и детском саду, в которой поддерживается позиция активного отношения подрастающего поколения к социально - полезным делам. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор - это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Фольклор - это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду - с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Цельпатриотического воспитания через фольклор: пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.

В работе по патриотическому воспитаниюс детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  • Календарный - заклички и приговорки.
  • Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвки, считалки, дразнилки, поддевки,перевёртыши.
  • Дидактический- сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Поэзия пестования (материнская поэзия).

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») - произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.

В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня !» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках» ) - короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными физическими действиями.«Сова летит, сова летит », - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели », -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»

Потешки - песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами,ручками, ножками: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила… Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки.Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире, они приносят ему первые сведения о множественности предметов, о счете.

Сорока, сорока,

Бело-белобока,

Кашку варила,

Гостей наманила.

Кашку-то на стол,

А гостей на двор.

Первому - кашки,

Второму - бражки,

Третьему - пивца,

Четвертому - винца,

А пятому не досталось ничего.

Шу, шу! Улетела, на головку села.

Воспринимая через такуюпотешку первоначальный счет, ребенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего, развивая логическое мышление, воображение. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это - в другойпотешке:

Кто соску не сосет,

Молочко кто не пьет,

Того - бу-у! - забодаю!

На рога посажу!

Прибаутки - песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

Прибауткойназывают небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именнодвижение:

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

туды ж по дорожке.

Прибаутку можно легко инсценировать как короткое театральное действо.

Календарный детский фольклор.

К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).

Заклички(« закликать » - «звать, просить, приглашать, обращаться» ) - обращения к силам природы - к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Приговорки - обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя заклички, приговорки явно просматриваются следы древней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.

Игровой детский фольклор.

Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как игровые припевы,приговоры, жеребьёвки, считалки,дразнилки, мирилки, поддёвки,перевёртыши.

В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

Сами названия игр - "Волк и овцы", "Медведь во бору", "Волк и гуси", "Коршун" - говорят о связи игр с бытом и жизнью сельского населения. Тесная связь с жизнью народа оставила отчетливый след в образно-художественных формах игрового "действа", словесных приговорах и припевках.

Игровые припевы, приговоры - рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

От взрослых в детский быт перешли устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Услышав, как кукует кукушка дети приговаривали:

Ку-ку, кукушечка!
Ку-ку, рябушечка!
Прилетай в лесок,
Подавай голосок —
Сколько лет мне жить,
По земле ходить?
Ку-ку…

Значение игровых припевов, приговоров - прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит.

«Да» и «нет» не говорите,

Чёрно с белым не носите,

Букву «Р» не выговаривайте.

Жеребьёвка - рифмованное обращение к игрокам с целью разделения на команды:

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка - веселый и ритмичный стишок, под который выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.
Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Мирилки - добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды.Мирилки для детей нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.Мирилка произносится подряд несколько раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело - вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни - умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

Мирись, мирись, мирись -
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Дразнилка - рифмованное прибавление к имени.Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. В большинстве случаев они возникали без всякого повода: Архип - старый гриб . Присоединение к этому прозвищу какого-либо нового стиха превращало прозвище в дразнилку. Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: Ябеда - беда, тараканья еда; Вор - воришка, украл топоришко. В само й детской среде обычай дразнить вызывал протест - о любителях подразнить говорили:Дразнило - собачье рыло.

Андрей - воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Поддёвка - малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

- Скажи двести.

- Двести.

- Голова в тесте!

-Скажи петух.

-Петух.

-Ты протух!

Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме и высокому эстетическому уровня они легко запоминаются детьми.

Небылицы-перевертыши, нелепицы . Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического, именно, как эстетической категории. Чуковский считал, что жажда играть в «перевертыши» присуща почти каждому ребенку на определенном этапе его развития.

По чисту полю корабль бежит.

По поднебесью медведь летит,

Длинным хвостиком помахивает!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Дидактический фольклор.

К жанрам дидактического фольклора относятся сказки, скороговорки, загадки,пословицы и поговорки.

Сказки - самые элементарные, и в то же время самые важные, представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости.

В сказках о животных много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.

Сказки запол-нены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чер-тами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы —белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок - постановка четкой дикции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона воронёнка.

Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа.

Загадка - жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира.

Черненькая собачка свернувшись лежит;

не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Пословица - меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться - в лес не ходить.

Хочешь кататься - люби и саночки возить.

Поговорка - меткое изречение, лишенное поучительного смысла.

Дело мастера боится.

Цыплят по осени считают.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины - начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы продолжаем воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждаем детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражняем детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Способствуем активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей.

Подготовила и провела воспитатель высшей категории категории Данилова Л. Н. 2015 г.МБДОУ «Детский сад №14 «Петушок»

Цель:

Обобщить имеющие у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела и орган человека имеют огромное для него значение.

Задачи:

Учить различать понятия «часть тела» и «орган» , уточнить с помощью опытов для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём наблюдений, экспериментов.

Учить детей различать выражения лица: веселое, грустное, злое, испуганное.

Развивать речь, мышление, память.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение друг к другу.

Словарная работа: часть тела, орган, смотреть, различать запахи, дышать, чувствовать, разговаривать, есть, слушать, оранжевый, красный, желтый, синий, зелёный, злое, веселое, грустное, печальное.

Методические приёмы: показ, экспериментирование, игра, логические рассуждения, самонаблюдение, беседа.

Материал: заяц «Степашка» , книга, плакат «Моё тело» , портрет девочки и мальчика, надушенный ватный тампон в пакете, тарелочка с чесноком покрытая салфеткой, хлеб или печенье на салфетке, конфеты разного цвета, стакан с кислой водой (лимонная кислота) , дидактическая игра: «Собери портрет» .

Предварительная работа: артикуляционная и мимическая гимнастика.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Степашка из детской передачи «Спокойный ночи малыши» ! Скажите, здравствуй Степашка! А, что это он принес с собой? Книгу «Расти здоровым» .

Степашка говорит, что когда начал её читать, то у него появилось много вопросов, вот например, что называется «частью тела» , а что «органом» . Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. У животных Степашка есть 3 части тела это голова, а что еще, помогайте ребята. Правильно, туловище и хвост. Покажите эти части тела у Степашки. Молодцы. А теперь, подумайте и скажите, какие части тела есть у человека? У меня есть такой плакат, на котором изображены девочка и мальчик, у девочек и мальчиков, у всех людей есть какие части тела? Голова, покажите на плакате, а у вас есть голова, покажите. Туловище. Покажите, где у девочки туловище, а у вас где? А где у вас хвост? Проверьте, у вас есть хвост, как у Степашки? Нет, а почему. Правильно, потому что мы люди. Итак, у человека есть голова, и туловище это части тела. Скажите хором. А сейчас мы сделаем разминку для нашего тела, чтобы быть здоровыми.

Мы сидели и устали

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали раз, два, три.

Ножками потопали раз, два, три.

Молодцы! А сейчас, давайте посмотрим, что есть у человека на голове? Что располагается выше всего? Правильно, волосы. Покажите ваши волосы. Волосы у людей бывают разного цвета. Вот, например, у этой девочки они рыжие, а у мальчика, какого цвета? Черные, темные, а у нашей Кати они светлые. Кто из вас сообразит, зачем нам нужны волосы? Они согревают голову, защищают от жарких лучей солнца. Запомнили? А что еще есть у человека на голове? Давайте поговорим о глазах. Они тоже бывают разного цвета. Посмотрите друг другу в глаза, у кого-то они голубые, зеленые, карие, серые, а у девочки они какого цвета? У мальчика? Давайте, подумаем, зачем нам глаза? Правильно, чтобы смотреть. Закройте глаза, вы меня видите? Нет, а вы видите, что я вам показываю? Нет, значит, глаза нужны для чего? Чтобы смотреть. А что у человека находиться ниже глаз? Нос. Покажите нос у девочки и у мальчика. А у вас он где? Зачем вам нос? Давайте проверим. Зажмите нос одной рукой, а рот другой вы можете дышать? Нет, значит, нос нужен зачем? Дышать, скажите хором. Достаньте из пакета ватный тампон и преподнесите его к носу, что вы чувствуйте? Запах, какой? Приятный. Возьмите теперь тарелочку с чесноком и преподнесите ее к носу, что вы чувствуете? Запах, какой? Значит нос нужен для чего? Различать запах. А что находиться ниже носа? Рот. Покажите рот у девочки и у мальчика, а у вас, где рот? Закройте рот рукой и попробуйте сказать Я хороший. Для чего нам рот? Разговаривать. Перед вами на салфетке кусачек хлеба, съешьте его. Что вы сделали? Зачем нужен рот? Чтобы есть. Сейчас я раздам вам конфетки, а вы скажите какого она цвета и съедите ее. Конфетка, какая на вкус? Сладкая. Запейте ее водой. Какая она на вкус? Кислая. Вы почувствовали, что конфетка сладкая, а вода кислая, а помог вам в этом язык.

Покажите ваш язык, а теперь спрячьте. Как мы облизываемся? Язык на верхнюю губу, а затем на нижнюю. Молодцы. Итак, рот нам нужен, чтобы разговаривать, есть, чувствовать. Что еще есть у человека на голове? Уши. Покажите уши у девочки и у мальчика, а у вас, где уши? Для чего они нам? Закройте уши ладошками сильно, плотно. (Воспитатель тихо говорит вы хорошие) . Что я сказала, вы не слышали, почему? Значит, уши нужны нам зачем? Слушать.

Вы все хорошо сегодня меня слушали, молодцы. Мы сегодня узнали, что голова и туловище называются частью тела человека, что на голове есть волосы, глаза, нос, рот, уши и все они нам нужны и все выполняют какую-то работу, функцию.

Ребята, Степашка предлагает нам поиграть в игру «Составь портрет» . Поиграем? Давайте составим портрет. У нас есть голова, но нет чего? Правильно нет лица. Давайте сделаем лицо человеку. А сейчас, Степашка посмотрит, что же у вас получилось. Подойдите все к этому портрету, какое лицо у человека? Как вы догадались, что оно веселое, радостное? Правильно на лице улыбка и взгляд радостный. А вы сможете сделать такое веселое лицо? Молодцы! Обратите внимание на это лицо, какое оно? Как догадались, что оно злое, сердитое? Брови нахмурились, соединились, на лице злой оскал, посмотрите на губы и зубы этого человека. Сделайте вы злое лицо. Ой, даже Степашка вас испугался. Посмотрите на этот портрет. Какое лицо? Лицо грустное. Как еще можно про него сказать? Оно печальное, плаксивое. По каким признакам вы догадались, что взгляд грустный? Уголки губ опущены, глаза печальные. Сделайте грустное, печальное выражение лица. Молодцы! Какое выражение лица у этого человека? Как догадались, что оно испуганное? Глаза широко раскрыты, даже рот открыт от страха. Теперь вы сделайте такое лицо. Молодцы! А сейчас сделайте улыбчивое, веселое лицо и оставайтесь такими на весь день. Мы с вами узнали, что выражение лица человека может быть разным: веселым, грустным, злым, испуганным. Молодцы!

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Части тела»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
  2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
  3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Оборудование:

  • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

2. Вводно — организационный

К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.
Там спина, тут живот,
Наверху голова.
Это шея у меня.
Полюбуйтесь – это Я.

3. Мотивация на деятельность

Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Д/и «Покажи и назови»

Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

Где голова? (Вот голова).
- Где шея?
- Где рука?
- Где нога?
- Где спина?
- Где живот?

Д/и «Один-много»

Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

Д/и «Что, где находится?»

Логопед спрашивает у детей:

Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

Что на руке?

Что на ноге?

Что на туловище?

5. Динамическая пауза

Где же, где же наши руки?
Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
Где же, где же наши дети?
Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Наоборот»

Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

7. Практическая деятельность

Д/и «Чего нет у куклы?»

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

8. Открытый выход из деятельности

Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Конспект занятия в средней группе:

«Рисование фигуры человека комбинированным способом»

Цель занятия:

Учить рисовать фигуру человека, придерживаясь правильных пропорций (длина ног равна длине туловища с головой).

Закреплять навыки закрашивания ограниченной поверхности.

Продолжать знакомить с основными частями тела и их функциями (голова с шеей, руки и ноги прикреплены к туловищу и могут двигаться).

Закрепить знания о четырехугольниках, умение сравнивать длину способом приложения.

Развивать логическое мышление, творческую фантазию.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание учиться новому.

Оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, цветные мелки, кукла, набор геометрических фигур на магнитах для рисования фигуры человека; раздаточный материал: листы бумаги белого цвета, наборы геометрических фигур в конвертах, цветные карандаши.

Ход занятия по рисованию в средней группе:

Перед каждым из вас лежит конверт. Посмотрите и скажите, как можно одним словом назвать все то, что там находится. (Геометрические фигуры, четырехугольники)

Сколько квадратов в вашем наборе? Покажите квадрат. (Один)

Какие еще фигуры есть в конверте? (Прямоугольники)

Все прямоугольники одинаковые? Чем они отличаются? (Один - длинный и широкий, другие - короткие и узкие)

Подумайте, как можно из двух узких коротких прямоугольников сделать один узкий длинный? (Приложить короткими сторонами друг к другу)

Составьте такой прямоугольник у себя на столе. Сколько еще таких же прямоугольников можно сделать из вашего набора фигур? Сколько всего? (Еще три. Всего четыре)

Что вы можете сказать о длине этих прямоугольников? Сравните. (Одинаковые, равные по длине)

Как можно с помощью квадрата и широкого прямоугольника сделать один длинный прямоугольник? (Приложить квадрат к короткой стороне прямоугольника)

Что можно сказать о длине этого и других четырех прямоугольников?

(Одинаковые, равные по длине)

А знаете ли вы, что если сложить все эти четырехугольники в определенном порядке, то можно получить изображение фигуры человека? (Дальнейший рассказ о строении человеческого тела сопровождается показом на кукле и преподаванием на магнитной доске геометрических фигур, обозначающих части тела)

Беседа воспитателя с детьми о теле человека

Человеческое тело состоит из разных частей. Верхняя часть тела - это голова.

С помощью шеи она прикреплена к средней части тела - туловищу. Еще у нас есть две руки и две ноги, они также соединены с туловищем. Руки и ноги по-другому называются конечностями. Все эти части тела выполняют разнообразные функции.

Голова находится на шее. Шея подвижная, поэтому голова может наклоняться вперед и назад, вращаться из стороны в сторону. Наши руки сгибаются и разгибаются, мы можем поднимать их вперед, вверх, в стороны. Мы берем ими предметы и удерживаем их. Движемся мы с помощью своих длинных и крепких ног. Благодаря ногам мы стоим и ходим, бегаем и прыгаем. Ноги заканчиваются стопами. Наши стопы устроены так, что мы с легкостью можем стоять и ходить, опираясь на них. Шея, руки и ноги прикреплены к туловищу, наибольшей части тела. Туловище может наклоняться вперед и назад, в стороны, вращаться из стороны в сторону.

Давайте проверим, как работает наше тело. Кто хочет провести физкультминутку? (Физминутка по выбору детей).

А теперь вспомним, как мы составляли фигуру:

Руки и ноги одинаковые по длине;

Длина ног и длина туловища с головой тоже одинаковые.

Попробуйте выложить подобные фигуры у себя на столах. Если обвести их по контуру карандашом и закрасить, получите замечательный рисунок. (Дети выкладывают при помощи воспитателя, обрисовывают, раскрашивают).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 3 «Светлячок»

Муниципального образования городской округ Люберцы

Конспект

занятия с детьми в средней группе

«Рисование фигуры человека комбинированным способом»

Подготовила и провела:

Воспитатель ДОУ д/с № 3

Мелентьева Е.А.



Рассказать друзьям