Логопед лексическая тема домашние животные. Лексическая тема «Домашние животные», старшая группа детей с нарушением речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лексическая тема «Домашние животные»,

старшая группа детей с нарушением речи .


  1. План - конспект занятия «Домашние животные».

  2. Работа с родителями по теме «Домашние животные».

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цели:

Образовательная: Расширить и углубить представления детей о домашних животных , об их внешнем виде, повадках и поведении, раскрыть их значение для человека. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за животными. Развивать грамматический строй речи , обогащать лексический словарь.

^ Коррекционно – развивающая: Развивать внимание, мышление, память, восприятие.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

^ Словарь

Существительные: свинарка

Глаголы: ухаживать , пастись, сторожить.

Прилагательные: маленький , трусливый – смелый.

Грамматика:


  1. Образование притяжательных прилагательных.

  2. Согласование существительных с числительными, наречиями «один - много», местоимениями.

  3. Предложно – падежное управление (В. п., Р. п.)

  4. Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и существительных со степенью преувеличения.

  5. Согласование существительных с глаголами и прилагательными.

  6. Изменение существительных по падежам.

Ход занятия:

1. Беседа о домашних животных.(по иллюстрациям)

- Назвать маму, папу, детёныша.

Где живут (коровник, свинарник, конюшня, хлев, конура, будка, дом), как кричат (мяукает, лает, мычит, ржёт, хрюкает, блеет)

Составьте предложение:

Мяу – мяу, хрю – хрю – кошка, мяукает, а свинья хрюкает

^ 2. Артикуляционная гимнастика

«Корова жуёт жвачку» - имитировать жевание.

«Лошадь фыркает» - вибрация губ.

«Кошка лакает молоко» - высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

«Кошка облизывается» - повернуть голову влево – облизать верхнюю губу , повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.

^ 3. Дидактическое упражнение «Кем был – кем будет?» (по иллюстрациям)

Составить предложение про щенка со словом «будет»; про корову со словом «была» и т. д.

^ 4. Дидактическое упражнение «Лилипуты - великаны»

Кот – котик – котище

Собака – собачка – собачище

Лошадь – лошадка – лошадище

Корова – коровка – коровище

Свинья – свинка – свинище

Баран – баранчик – баранище

Козёл – козлик – козлище

^ 5. Дидактическое упражнение «Чьи, чьё, чей?» (по иллюстрациям)


  1. Дидактическое упражнение «Один - много»
Один котёнок лакает молоко. – Много котят лакают молоко.

Один телёнок мычит. - …..

Один щенок бежит. - …

Один козлёнок скачет. - …

Один поросёнок ест. - …

Один ягнёнок жуёт - …


  1. ^ Дидактическое упражнение «Измени слово»
1, 2, 3, 4, 5 –

Будем слово «кот» менять.

У норы добычу ждёт,.

Притаившись серый … (кот).

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от … (кота),

А теперь и за версту

Не приблизится к … (коту).

Крыса старая, и та,

Видя грозного … (кота),

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с … (котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о … (коте).

8. Дидактическое упражнение «Кто что делает?» (составление предложений)

9. Профессии людей (доярка, конюх, свинарка , пастух, ветеринар)

10. «Нелепицы», «4-й лишний», «Чего не хватает?».

11. Итог. Что запомнилось вам особенно?


СЛОВАРЬ

Существительные: животные: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок, кот, кошка, котёнок, собака, пёс, щенок, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, свинья, кабан, поросёнок; грива, вымя, копыта, лапы, ноги, усы, рога, хвост, морда; хозяин, свинарка , доярка, конюх; хлев, будка, конура, конюшня.

Глаголы: мычать, блеять, мекать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, ухаживать , пастись, сторожить.

Прилагательные: домашние, полезные, умный, пушистый, верный, рогатый – безрогий, сильный – слабый, большой – маленький , трусливый – смелый.

^ ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ


  • Посчитай – ка
Посчитать до 5

  • Сравни – ка
Сравните двух животных, чем они похожи и чем отличаются

Кошка и собака

Корова и лошадь

Коза и корова


  • Моё любимое домашнее животное
Вместе с ребёнком составьте рассказ о его любимом домашнем животном.

Запишите его рассказ.


  • Кто кем будет?
Щенок будет … (собакой)

Котёнок будет…

Жеребёнок будет…

Ягнёнок будет …

Козлёнок будет …

Телёнок будет …

Поросёнок будет …


  • Отгадай – ка

Стоит гора, спереди – вилы,

А сзади – метла.

(корова)

С бородой родится –

Никто не дивится.

Пашет землю трактор без колёс.

Для него горючее – овёс.

Заплелись густые травы,

Даже завиты рога.

Пятак есть,

А ничего не купить.

Выучите вместе с ребёнком

Пальчиковая гимнастика

Довольна корова своими телятами, разгибать поочерёдно

Овечка довольна своими ягнятами, пальчики из кулачка,

Кошка довольна своими котятами , начиная с большого.

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна (доволен) своими ребятами! указательные жесты

На себя и на детей

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный, пятнистый.

ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…













ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
Теленок - …,
Кошка - …,
Кролик - …

ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Название.
Внешний вид.
Чем питается.
Где живет.
Как голос подает.
Какую пользу приносит.

Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
- собака и пес охраняют дом;
- кошка и кот ловят мышей;
- корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
- лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
- свинья и хряк дают мясо и щетину;
- овца и баран - шерсть и мясо;
- кролик и крольчиха дают мех;
- козел дает шерсть, коза - шерсть и молоко.
Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Какое тело?
Чем покрыто?
Какие уши, нос, глаза, хвост, морда…?
Чем питаются?
Где живут?























Игра: «Скажи, какая?» (Прилагательные, характеризующие внешний вид).
Большая, маленькая, пушистая, пятнистая, породистая, крупная,

Игра: «Назови повадки» (Прилагательные характеризующие повадки животного).
Шустрая, быстрая, медлительная, неуклюжая, подвижная игривая, отважная,

Игра: «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.

Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)
Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.

Игра: «Один – много (Образование существительных множественного числа от единственного)
Собака – собаки, щенок – щенки, пудель – пудели, овчарка – овчарки.

Игра: «Посчитай» (Согласование числительных с существительными в роде и числе)
Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак и т.д.

Игра: «Чья, Чей, Чьи?» (Притяжательные прилагательные)
Морда (чья?) собачья, лапы (чьи?) собачьи, хвост (чей?)собачий и т. д.

Игра: «Сложные слова»
Длинная шерсть – длинношёрстная, короткий хвост – короткохвостая, обвислые уши – вислоухая.

СОБАКИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.

Пудель - цирковая собака: хорошо поддаётся дрессировке и, кажется, до бесконечности готовыа демонстрировать забавные трюки. А ещё пудели отличные пловцы.

Шотландский скотч – терьер – сторожевая собака: не стоит принимать его за маленькую, безобидную собачку. У него отлично развит сторожевой инстинкт.

Такса – охотничья собака, способная благодаря своим размерам и строению тела пробираться в норы.

Овчарка – охранник, охраняет преступников, служит на границе.

Колли – собака - поводырь, которая помогает слепым переходить улицу, дойти до магазина и т.д.

Бобтейл – сторож овец, сторожит стада овец.

Лайка – ездовая собака, возит людей на санках.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО "ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ"

Спит под крылечком
Хвостик колечком,
Лает, кусает,
В дом не пускает (собака).

Собака бывает ездовая, цирковая, служебная, охранник, сторожевая, собака – поводырь и т.д.

Узнаем ещё об одном назначении наших самых верных помощников.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть.

Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

Читаем рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», последовательно выставляя соответствующие опорные сигналы.

Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.

Понравился ли рассказ, чем именно?

Задаём детальные вопросы по тексту, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Что произошло один раз? (Один раз загорелся дом)

С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)

Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)

Что делала женщина, о чём говорила? (Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).

Что сделала мать девочки? (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)

Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

Куда рвался Боб? (Боб рвался в дом)

Что подумали пожарные? (Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его)

Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

    Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Расска­зать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

    Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у кого?»: Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы - рога,.... У лошади - грива,....

У свиньи - пятачок,.... У собаки - лапы,....

3. Упражнение «Назови ласково»: Назови ласково папу, маму и детеныша каждого до­машнего животного.

Кот - котик, кошка - кошечка, котенок - котеночек.

Пес - ..., собака - ..., щенок - .... Бык - ..., корова - ..., теленок - ....

Козел - ..., коза - ..., козленок - .... Баран - ..., овца - ..., ягненок - ....

4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних животных (для коров - коровник, для свиней - свинарник и т.д.).

Корова - мычит. Кошка - .... Собака - .... Лошадь - .... Свинья - ....

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Собака (что делает?) - нюхает, рычит, грызет, охраняет... Лошадь (что делает?) - .... Свинья (что делает?) - ....

7. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»: Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? {У кролика не хватает ушей. И т. д.) Помоги худож­нику. Дорисуй недостающие части тела.

8. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения:

У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она рогатая.

У кролика нет ушей. Он.... Ты дорисовал уши, и теперь он....

У кошки нет хвоста. Она.... Ты дорисовал хвост, и теперь она....

9. У маленького поросенка праздник. Решили домашние животные поздравить его с днем рождения. Посмотри на картинку. Назови животных, которые пришли к поросенку на праз­дник. Как называются их домики? Соедини каждое животное с его домиком цветной лини­ей-дорожкой. Как ты думаешь, что подарил каждый из гостей поросенку? (Соедини линия­ми гостей и их подарки).

10. К поросенку пришло много гостей. Помоги поро­сенку посчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (К поросенку пришли четыре кошки. И т.д.)

11. Упражнение «Портрет на па­ мять»: Решили животные нарисовать портрет поросенка на память. Обве­ди поросенка по пунктирным линиям. Раскрась его.

12. Упражнение «Расскажи-ка»: Со­ ставь рассказы о домашних живот­ных по предложенному плану.

Тема: домашние птицы

    Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями домашних птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними, чем кормит и где содержит? Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы».

    Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

    Упражнение «Назови правильно»: Назови папу, маму и детеныша каждой птицы. Петух, курица, цыпленок. Гусь, гусыня, гусенок. Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок.

Индюк - болбочет. Курица - .... Петух - .... Утка - .... Гусь - ....

5. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Утка большая, а утенок - .... У гуся шея длинная, а у курицы - ....

Цыпленок молодой, а петух - .... У курицы лапы без перепонок, а у утки - ....

6. Упражнение «Считай и называй»: Таня пришла на птичий двор и увидела там много птиц. Соедини разноцветными линиями птиц одного вида с кружками соответствующего цвета. Помоги Тане сосчитать (запиши в кружки или обозначь количество точками) и на­звать их.

7. Упражнение «Назови ласково»: Назови птиц ласково.

Утенок - утеночек, утята - утятки.

Утка - ..., утки - .... Цыпленок - ..., цыплята - ....

Петух - ..., петухи - .... Курица - ..., куры - ....

8. Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про девочку Таню и продол­жи его.

Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего лю­ бимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было вид­ но. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул черный хвост Барсика. Таня по-

Словарик темы.

Существительные: животные, корова, теленок, лошадь, жеребенок, свинья, поросенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, овца, ягненок, крольчиха, крольчонок, шерсть, рога, копыта, морда, хвост, лапы, коровник, конюшня, свинарник.

Глаголы: бегает, бодается, блеет, кусается, ест, ходит, ласкается, лает, хрюкает, мычит.

Прилагательные: красивая, пушистая, кудрявая, злая, бодливая, рогатая, белая, рыжая, домашний, розовая, пятнистая.

Цель: уточнение, расширение, активизация, обобщение словарного запаса детей.

Задачи:

  • уточнять, расширять активный и пассивный словарный запас;
  • совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове;
  • упражнять в подборе определений;
  • формировать умения разгадывать загадки;
  • знакомить с разными способами образования слов (коровник, конюшня, свинарник);
  • закрепить обобщающие понятия;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные, множественного числа существительных, названий детенышей домашних животных;
  • учить образовывать существительные при помощи суффиксов: -ик, -ищ, -енок, -онок.
  • развивать память, внимание, логическое мышление.
Оборудование:

предметные картинки с изображениями домашних животных, изображениями корма для животных.

Ход занятия:

Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1460644491.jpg (960x720)

1. Организационный момент.

Перед детьми выставлена картинка.

Как вы думаете, кто сегодня нас посетил? Кто заглянул к нам в гости? Правильно, это животные, живут рядом с человеком, приносят ему пользу, поэтому они называются домашними.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1460644351.jpg (629x413)

2. Эти животные живут около человека. Он заботится о них , ухаживает. Многие живут прямо у него в доме. Это домашние животные. Каких еще домашних животных мы не назвали?

Уточняем, что общего есть у всех домашних животных (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост). Животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои отличительные особенности.

3. Задание «Угадай-ка!»

Я загадываю загадку, вы отгадываете, находите среди картинок отгадку.

У меня есть пятачок,

Вместо хвостика - крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

(свинья)

Я маленькая, белая

Пушистая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки

(овца)

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(кошка)

Бородатый и рогатый

Заберётся в огород

Съест капусту и укроп.

(козёл)

Я хозяину служу,

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

(собака)

И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…

(корова)

Кто я, догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу,

Летом я везу телегу.

(лошадь)

Комочек пуха - длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

(кролик)

Кто это? Как назовем одним словом?

4. Кто самый внимательный?

Мы сравним корову и лошадь. Что есть у коровы и чего нет у лошади? (рога, вымя). Что есть у лошади и нет у коровы? (гривы).

У каких животных есть рога? Копыта? Когти? Усы?

Угадайте, какое животное я загадала. У него есть ноги, копыта, грива, хвост. Это конь. Конь ржет. Он ищет...

У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога. Это...

Как корова зовет своего детеныша?

У этого животного есть ноги, копыта, хвост, рога, шерсть. Это...

5. «У кого кто?»

Ребята, послушайте внимательно, вы слышите? Кто-то очень жалобно плачет! Посмотрите, да это же теленок, он потерял маму и горько плачет. Поможем найти маму для теленка?

Дети подходят к столу и берут картинку с изображением малыша, находят маму и кладут их вместе. Например: «Кот - кошка - котенок, котята; пес - собака - щенок, щенята» и т. д.

Теперь семья не потеряется, спасибо вам, вы помогли соединить семью снова!

Поправьте меня, если я скажу неверно у овцы ягнята, а у коровы коровята (телята). У лошади-лошаденки, у козы - козочка, у свиньи - свинята. (Дети исправляют ошибки).

6. Физкультминутка «Теленок»

Я рогатый, (сделать «рожки» из пальчиков)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Я хвостатый, (сделать «хвостик» из руки за спиной),
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Я ушастый, (сделать «ушки» из ладошек)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Очень страшный (сделать «рожки» из пальчиков)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Испугаю (топают ногами)
Бу - бу - бу (три прыжка на месте)
Забодаю («бодаются»).

7. «Самый вкусный корм».

Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила прийти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте угостим животных тем, что они любят. Да вайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали.

Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим?

Дети дают корм животным и рассказывают. Например: «Корову накормим сеном, травой.

Лошадь овсом, сеном. Кошку - молоком и рыбой».

8. «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

С опорой на картинку.

Детям задается вопрос: чья это лапа? Это кошачья лапа.

Чьи это уши? (кошачьи уши). Чье ухо? (собачье ухо)

9. Игра «Отгадай-ка животное».

На столе разложены картинки с изображением домашних животных. Ребятам предлагается найти картинку с изображением животного по заданию. Например: Первый звук [с], последний — [а] (собака).

10. Пальчиковая гимнастика.

Вот наш Бобик, славный пес. (протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх - вниз.)

Гав - гав - гав!

Белый лобик, черный нос. (показывают на себе)

Гав - гав - гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)

Бобик, Бобик, лапку дай. (протянуть руку вперед, ладонь вверх)

Сядь на коврик и не лай. (погрозить пальцем)

Тс - с -с.

11. «Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ИК, значит предмет маленький, а если в слове слышится ИЩ, то значит предмет большой.)

12. Развитие связной речи.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1460644921.jpg (947x1060)

Складывают изображение.

Сказка о кошке, которая меняла свой хвост.

«Надоел кошке свой хвост. Решила она с собакой поменяться. Пришла к собачьей конуре и говорит: «Жучка, давай хвостами меняться. Жучка согласилась. Прицепила кошка хвост собаки. И стал у нее хвост не кошачий, а... собачий (затем лошадиный, коровий, свиной...)»

Но ни один хвост не подошел. В конце концов, кошка решила, что лучше своего кошачьего хвоста не бывает».

Вопрос: чьи хвосты примеряла кошка?

13. Итог занятия.

Давайте вспомним, о чём говорили сегодня. Что вам понравилось?

Домашнее задание
Здесь будет изображение:

Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;

Вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними;

Рассказать о профессии пастуха, скотника.

Задание 2. Вспомнить загадки о домашних животных.

Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.

Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят

Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята: дети у коров - телята,

И у лошади ребенок - тонконогий жеребенок.

А у свинки есть хотят десять славных поросят.

Кто что любит.

Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику - листок капусты, а корове - травки

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки - маленький мышонок.

У кошки - пушистые котята,

У белки - рыжие бельчата.

У крольчихи - пуховые крольчата,

У собаки - шаловливые щенята,

У коровы - ласковый теленок,

У свиньи - веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы - смешной козленок,

У овцы - кудрявые ягнята,

А у мамы - конопатые ребята.

Задание 4. Дидактическая игра «Назови семью».

Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята).

Он - конь, она - лошадь, детеныш(и) - жеребенок, (жеребята).

Задание 5. Дидактическая игра «Кто где живет»

Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь - ... , (собака).

Задание 6. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,)

Сторожит, грызет, лает? - ....

Хрюкает, роет? - ....

Ржет, бегает, скачет? - ....

Мяукает, лакает, царапается? - ....

Мычит, жует, ходит? - ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Задание 7. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого - Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище - котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)

Задание 8. Подобрать как можно больше действий к предмету: кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается... ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает... .

Задание 9. Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост (чей?) - кошачий... .

Туловище (чье?) - кошачье... .

Голова (чья?) - кошачья... .

Задание 10. Пересказать рассказ.

Кошка

(рассказ-описание)

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.

Дружок

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

(Объяснить ребенку значение словосочетаний: «стадо овец», «отбил овечку».)



Рассказать друзьям