Ребенок пишет левой рукой что делать. Если ребенок — левша

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(4 голоса : 4.25 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Каждый человек индивидуален , каждый обладает своими особенностями. Особенно это можно наблюдать у детей. Многие наши индивидуальные характеристики заложены самой природой, к примеру, умение писать правой или левой рукой. Если вы заметили, что ваш малыш много чего делает левой рукой, не стоит паниковать. Такую особенность необходимо развивать, чтобы впоследствии она стала способность, а возможно и талантом. Ведь известны многие одаренные художники, писатели, актеры, которые использовали в основном левую руку. Не думайте, что ваш малыш нездоров и не пугайтесь этой особенности.

Давайте разберемся, в чем же отличие праворукости и леворукости.

Эти понятия появились в результате работы полушарий мозга. Человек имеет левое и правое полушарие, которые контролируют различные задачи жизнедеятельности, дополняя друг друга. Благодаря ним происходит формирование различных качеств у малыша. К примеру, левое полушарие управляет речью и абстрактным мышлением, а правое отвечает за музыкальный и художественный талант, образное мышление. Полушария взаимодействуют между собой, но действие одного из них может преобладать над другим. Если ребенок правша, значит, у него преобладает левое полушарие, а если левша , то правое.

Большинство родителей, которые заметили, что ребенок пытается писать левой рукой, начинают мучить ребенка и переучивать его. Они заставляют малыша брать все правой рукой. Но это неправильно. У левши левая рука является ведущей, а значит, у него доминирует правое полушарие. Это не является отклонением, ваш ребенок такой же, как и все остальные дети, а может даже и лучше.

Дети, использующие чаще всего левую руку, являются весьма талантливыми личностями. Они весьма эмоциональны, даровиты. Они намного раньше других проявляют способности к художеству, к лепке, обладают тонким слухом и бурной фантазией. Многие из них довольно быстро и легко обучаются игре на различных музыкальных инструментах. Дети с преобладающим правым полушарием очень доверчивы, капризны, своенравны. В школе у них могут появиться проблемы с чтением или письмом. Однако правильное воспитание и постоянное обучение позволит справиться с трудностями и развить способности, которые подарила левшам сама природа.

Что должны знать и делать родители левши:

Ваш особенный ребенок должен быть окружен семейной любовью и гармонией;

Не стоит заставлять малыша использовать правую руку. Никогда не следует говорить, что он ненормальный или не такой, как все, иначе ребенок будет чувствовать себя ущемленным, в результате чего замкнется и станет нелюдимым;

Если родители замечают какие-либо способности и таланты малыша, необходимо развивать их. Это поможет малышу в дальнейшем быть более уверенным в своих возможностях;

Поощряйте все начинания ребенка, никогда не ругайте его за его особенность;

Никогда не говорите в присутствии незнакомых людей об особенности ребенка, особенно если это сопровождается отрицательными и гневными словами;

Постоянно повторяйте малышу, что он такой же, как и многие дети. Леворукость – особенность, которую подарила ему природа, поэтому он такой талантливый и неповторимый.

" Левши используют левую руку практически для всех потребностей: начиная от приготовления еды и заканчивая любой тонкой работой. В данном случае рука, которой пишут, не есть показателем. Это я вам как левша заявляю. И специально для левшей и их родителей эта статья.

Чтобы объяснить все о левшах, было написано много книг, раскрывающие некоторые секреты (одна из них - книга французского исследователя Пьера-Мишель Бертран "Зеркальные люди. История левшей"), но многие люди так и не поняли, что значит быть левшой, нужно ли им это понимание и почему люди, использующие левую руку как ведущую, остаются практически беспомощными в праворуком мире.

Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей

Такими причинами могут выступать:

    Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.

    Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).

    Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.

    Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.

    Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.

    «Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.

    А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» - это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом. Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.). Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

    Длительное время упрямы.

    Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с и воспроизведением отдельных звуков.

    Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

    Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

    Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Леворукий ребенок в школе и дома

И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку. А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать. Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – "бракованная левша": мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).

Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива. С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева. Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.

Что нельзя делать?

Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.

Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.

Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».

Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.

Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.

Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.

Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.

Великие люди левши

В музыке : Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.

Писатели/философы : Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.

Художники : Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.

Ученые : Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.

Политики/военные : Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Махатма Ганди и другие.

Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей... Надо ли что-то менять? "

ребенок левша,

Многие родители продолжают думать, что леворукость чуть ли не вредная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать все правой рукой...

Исследования древних орудий труда доказали, что левши существовали еще полтора миллиона лет назад. Но современных мам и пап все же тревожит ситуация, когда их маленькое чадо всякий раз берет ложку и карандашик в левую ручку. Почему в левую, а не в правую? И что тогда делать? Переучивать ребенка в правшу или оставить в покое? А если не переучивать, то не будет ли малыш испытывать неудобство в садике или в школе ? Ясности в этом вопросе все еще нет. Попробуем ее внести...

Корень «зла»

Негативное отношение к «леворукости» появилось очень давно. Например, многовековые правила этикета мусульман и по сей день гласят: левой рукой нельзя дарить подарки, подавать пищу и здороваться. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных традициях, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево — головы лишишься»? А с недавнего времени словом «левое» стали обозначать неправильные вещи или некачественные товары.

Откуда же у левой руки столь негативный «статус»? Испокон веков считается, что она «нечистая». И вот почему. В самые давние времена, когда с гигиеническими средствами у первобытных людей были, мягко говоря, сложности, отчего они массово болели и даже погибали, было принято после похода в туалет «по-большому» наводить чистоту левой рукой, а принимать пищу — правой. Эта пикантная «миссия» левой руки довольно прочно вросла в наше подсознание, и сейчас, когда в мыле и шампуне дефицита нет, левую руку все же не жалуют и считают, что леворукие детки нуждаются в особом педагогическом внимании и это не так далеко от истины.

Кто здесь главный ?

Природа так задумала человеческий организм, что в нем все «зеркально» и ассиметрично. Два глаза, один из которых ведущий, а второй, так сказать, «на вторых ролях», две ноздри, два уха, две руки, две ноги, причем, одна из ног сильнее и даже чуть длиннее своей «коллеги»... Этим, к примеру, объясняется тот факт, что человек, заблудившись в лесу, кружит и возвращается на то же место, откуда начал идти. Руки — не исключение: ведь даже с полувзгляда на человека можно определить, какая из рук у него ведущая. «Левизна» — это один из вариантов нормального развития организма.

Связано это явление с особенностями работы головного мозга. А мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Так каждому полушарию отводится своя роль. Правое, в основном, отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое, соответственно, обслуживает правую. Кроме того, левое полушарие заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. Правое, в свою очередь, отвечает за эмоции, образное мышление, восприятие искусства и плюс ко всему помогает обладателю «ума палаты» приспосабливаться к переменам. Следовательно, маленькие левши по определению несколько более эмоциональны, творчески развиты и даже порой более терпимы к обстоятельствам, чем их праворукие собратья.

Однако... ошибочно полагать, что если ребенок ест и пишет левой рукой, значит, его можно назвать левшой. У настоящего левши ведущую роль играет не только левая рука, но и левая нога, левое ухо и левый глаз. Правда, психологи предупреждают: делать выводы имеет смысл, когда ребенок достигает 4,5-5-летнего возраста, не раньше. До этого времени все малыши находятся в разряде амбидекстеров — одинаково успешно используют и правую, и левую ручки... Как проверить, левша ли ваш кроха? Протестируйте!

Почему ребенок левша ?

Исчерпывающе ответить наука еще не может, но предлагает ряд теорий.

1. Все решают гены. Наблюдения показывают, что у леворуких детей чаще всего родители или родственники — левши. По одной из гипотез, у большинства людей есть гены, определяющие развитие праворукости. А вот аналогичных генов леворукости не существует! Получается, что для тех, кому не достался ген «праворукости», выбор доминирующей руки определяется не только наследственными причинами. Об этом же говорит факт рождения леворукими родителями правшей, и наоборот...

2. Как воспитали, так и пишу. На выбор «главной» руки у ребенка влияет фактор подражания родителям, а порой — и просто желание выделяться на общем фоне деток. К примеру, на прием к психологу привели девочку, ложную левшу, у которой появились трудности с чтением. Почему ложную? Потому что во время тестирования малышка оказалась правшой, а писала и ела она левой ручкой, ведь так делала ее мама, которая всегда сидела за столом напротив. В стан левшей «по своему усмотрению» попал мальчик, которого в семье излишне баловали вниманием, а воспитатели в детском саду считали вполне ординарным ребенком. Чтобы выделиться хоть как-то среди детсадовских «коллег», он решил кушать и рисовать левой.

3. Сила импринтинга. Импринтинг — это прочное запечатление первых зрительных, обонятельных, осязательных сигналов, которые получает младенец, едва появившись на свет, и подсознательно помнит их всю жизнь. Представьте, что ребенок во время самых первых прикладываний к маминой груди, лежит на левом боку. Правая его ручка свободна, не прижата к туловищу, как левая, и он в состоянии ею шевелить. Эти, пусть даже незначительные движения связываются в памяти крохи с удовольствием — утолением голода и жажды. Таким образом, в головном мозге крохи начинают устанавливаться ассоциативные связи между пищевым центром и центром управления правой рукой, которые со временем будут расширяться и активизироваться. Ясно, что в данном случае предпочтение получит правая ручка, управляемая левым полушарием мозга. А если малыш при кормлении, как правило, лежит на правом боку? В такой ситуации (конечно, не без влияния других обстоятельств) более активной может стать левая рука.

4. Сложности пути. Как утверждают врачи-неврологи, иногда леворукость может быть связана с некоторыми отклонениями в работе головного мозга (например, если у крохи по причине сложных родов диагностирована микротравма). Современные методы исследования, в частности эхоэлектроэнцефалография, в состоянии их выявлять у крох-грудничков. Как видите, факторов, определяющих, быть человеку левшой или правшой, более чем достаточно. И, как правило, ни один из них не может быть единственным. Всегда имеет место комплекс причин, дающих в итоге относительно стабильную статистику в 9-15% левшей из общего числа деток.

Словесный портрет

Допустим, все три пункта теста совпали, и вы убедились, что ваш малыш — левша. Наверняка очень скоро вы заметите в нем интересные способности. Маленькие левши обожают фантазировать, зачастую обладают отменным музыкальным слухом и порой феноменальной памятью. Кроме того, они очень чувствительны, оригинальны в своих высказываниях и, вообще, в мироощущении, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Казалось бы, вот здорово быть левшой! Но не все так однозначно... Левое полушарие, которое больше развито у деток-правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма.

Многие «левшата» читают слова медленнее, потому что... справа-налево (как мы видим написанное в зеркале). Пишут не «мама», «папа», а «амам», «апап»... Они порой невообразимым, известным только им способом выполняют математические вычисления, что занимает у них гораздо больше времени, чем у правшат. Ведь, например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи, пользуясь готовой формулой. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально — просто им так удобнее... Кстати, из-за своеобразной рассогласованности между ведущей рукой и «главным» для них полушарием мозга левши менее защищены от влияния неблагоприятных факторов внешней среды. Проще говоря, у таких деток риск невроза страха в 5-7 раз выше, чем у правшей. Что любопытно: чаще всего это связано с тем, что любящие родители стремятся во что бы то ни стало сделать их «нормальными» — праворукими. Взрослые, увы, не отдают себе отчета, что тем самым они пытаются изменить склад высшей нервной деятельности ребенка... Знаете, какая главная проблема маленьких левшей? В том, что их меньшинство. А в жизни считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Леворукие детки несознательно могут переживать из-за этого, рискуют обзавестись «комплексом левши». Иногда бывает, что внимание на «особенности» ребенка заостряет его детсадовская воспитательница, тренер или просто какой-нибудь взрослый знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую секцию или садик. Да, это не так уж просто сделать. Но ради здоровья и успешности малыша — это оптимальное решение.

Переучивать или ... учить ?

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять: заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. В этом мире так много неудобств для левшей! Им неудобно писать, рисовать, застегивать пуговицы на одежках, потом водить машину и т. д. Но левшам так не кажется — они просто приспосабливаются к «правостороннему» миру. И все же, деткам-левшам ни в коем случае нельзя совсем забывать о правой руке, чтобы левое «аналитическое» полушарие мозга работало активнее. А упражнять правую ручку можно так:

предложите малышу рассортировать разноцветные прищепки разными руками: к примеру, красные — правой рукой, а синие — левой;
попросите ребенка и левой, и правой ручками раскатывать две колбаски из пластилина или соленого теста (на стакан муки 2 стол, ложки соли и столько же воды);
на тонком слое раскатанного теста пусть кроха выкладывает правой ручкой узоры из фасолин или горошин;
на дно наполненной водой ванны опустите несколько монет и предложите малышу их поднимать правой рукой;
дайте крохе задание — правой рукой перелить с помощью пипетки воду из одного сосуда в другой;
на прогулке или на пикнике поиграйте с непоседой в... боулинг. Наполните пластиковые бутылки песком и попросите ребенка сбивать их, бросая мячик только правой рукой. А чтобы кроха-левша не страдал от проблем с чтением и письмом, выполняйте с ним несложные упражнения.
К примеру, на этапе изучения алфавита скажите, что буква « X » — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а «4» — на перевернутый стульчик. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве.
Заполните целую строчку, например, буквами «Р» и парочку из них в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок отыщет эти буквы.
Напишите на листе знакомые крохе буквы и в некоторых из них «забудьте» дорисовать какие-нибудь элементы. Малыш быстро сделает это сам. Кредит на карту https://promo-mastercard-wizzair.com.ua/ круглосуточно в 2018 году можно оформить во многих МФО. Если срочно понадобились деньги ночью, а достать их негде, тогда есть возможностью обратиться в микрофинансовую компанию. Для оформления кредита онлайн в Украине потребуется только паспорт и код ИНН, а также банковская карточка

Да, и еще один важный момент. Во время занятий не забудьте, что если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Ну вот, в принципе, и все. Хотя о маленьких левшах можно было говорить очень долго. Кстати, и о том, что из них почему-то несколько чаще, чем из правшей вырастают очень известные и талантливые люди. К примеру, Леонардо да Винчи, Наполеон, Эйнштейн, Ньютон, Чарли Чаплин, Билл Гейтс... Очень возможно, что и в вашем маленьком левше растет величайший талант...

Несколько интересных фактов
13 августа — международный день левшей .
На Земле живет более 500 миллионов леворуких людей .
Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой .
В позапрошлом веке в Японии муж мог развестись с женой , узнав , что она — левша .
Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево , так что прочитать их можно было , только поднеся к зеркалу .
Левши чаще рождаются во второй половине года , а реже всего — весной .
В американском штате Западная Вирджиния есть город Left Hand (Левая Рука ).
Самая большая международная организация для маленьких и больших левшей — « Left - Handers International » (насчитывает более 50000 членов по всему миру ).

Тест: какая сторона тела у ребенка ведущая?

1
Чтобы определить ведущий глаз малыша , сверните трубочкой лист бумаги и попросите через нее на что - нибудь посмотреть . К какому глазу кроха ее поднесет , тот и является «главным» .

2

В «поисках» ведущего уха предложите ребенку внимательно послушать , как тикают наручные часики , лежащие на столе . Все зависит от того , какой рукой ребенок к ним потянется и к какому уху приложит .

3
Ведущую руку определить еще проще . Обратите внимание , какой ручкой кроха рисует , берет ложку , бросает мяч , бьет молоточком , вытирает стол или копает землю . Дайте малышу задание : «Найди спичку в одном из коробков» . Ведущей считается та рука , которой кроха станет открывать и закрывать коробок . Предложите ему также открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками . «Главная» рука выполняет активные действия , «второстепенная» держит бутылочку . Если ребенок по вашей просьбе будет хлопать в ладоши , гладить игрушку , рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — сверху окажется его активная ручка . При этом ни в коем случае не говорите , зачем именно он должен сделать то или иное поручение . Пусть воспринимает происходящее как игру .



Рассказать друзьям