Экспериментирование в 2 младшей группе. Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

Выполнила:

Лыскина Ирина

Руководитель:

Воспитатель

Филиппова Т.В.

2013-2014уч. год

Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

Цель работы:

Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  • определить места произрастания лекарственных растений;
  • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

Введение………………………………………………………………..…….....4

Обзор литературы………………………………………………………… 5

1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

1.1. Выполнение работы

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

1.3. Лекарственные растения нашей местности

различных заболеваний

1.4.2. Мнение работающих в школе

2. Результаты анкетирования

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………….16

Приложение…………………………………………………………………….17

Введение.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

Обзор литературы

В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

1. Основная часть.

1.1. Выполнение работы:

Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

  • Дубильные вещества .

Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

  • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
  • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

1.4. Использование лекарственных растений при лечении

Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

1.4.1. Мнение медицинских работников

К. Н.Н.

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Я. Н.Н.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

1.4.2. Мнение сотрудников школы

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

П.В.И.

Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

2. Результаты анкетирования среди работников школы

С. М. Толкай

Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

1. Используете ли вы лекарственные травы?

Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.

Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Познавательно – поисковый, творческий, детский.

Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи проекта:
- Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
- Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.

Актуальность.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья-
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
В.Лукша

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья - лекарственные растения
Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.
О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания - тем более.
Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Мотивационный момент

Если дети, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

- Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»
Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

- Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»
Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.

- Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»
Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной

- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

- Чтение литературных произведений:
А. Н. Плещеев « Золотой луг»
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»
Заучивание загадок и стихов о растениях.

- Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
На территории детского сада ищем полезные растения.
Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»

- Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

- Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - рисование.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.

- Создание Красной книги.
Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.

- Работа с родителями.
Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

- Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.
Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.

Вывод.
«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.
Расширились навыки поисково - познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.
Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
Действительно, куда бы мы не пошли - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.
Крепкого вам всем здоровья!

Введение

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.3.Именная книга.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

2.Вывод.

3.Список использованной литературы.

4. Приложение.

Справка о деятельности коллектива

Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .

Загадки

    И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут - через стеночку.

    На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки -
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Воронина Максим а

Подорожник.

Применение в медицине

Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике

    Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

    Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.

    У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Мята

МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и и - , , - преимущественно .

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода

Материал собран семьей Кирилловой Лены

Пастушья сумка

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .

Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.

Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.

Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.

Материал собран семьей Хрящёва Яна

Ландыш

Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.

Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.

Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

Материал собран семьей Кучеренко Даши

Чистотел

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.

Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Материал собран семьей Белоуско Кати

Ромашка

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке

    Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?

    Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.

    Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей Капаклы Вовы

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике

    Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок -
    Остался стебелек.

    Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Материал собран семьей Дачкиной Лены

Приложение №3

Команда юных экологов.

  1. Белоуско Катя

  2. Воронин Максим

    Капаклы Вова

    Дачкина Лена

    Кучеренко Даша

    Кириллова Лена

    Хрящёв Ян

Приложение №4

Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

  1. Боярышник.

  2. Календула.

  3. Шиповник.

  4. Клевер.

  5. Одуванчик.

  6. Подорожник.

Приложение №5

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Вид проекта: исследовательский.

Характер контактов: деятельность внутри старшей группы, в контакте с родителями и воспитателями.

Форма организации проекта: фронтальная

Количество участников: дети группы (24 человека), воспитатели, родители.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: Знакомство с разнообразием лекарственных растений нам территории ДОУ (подорожник, одуванчик, мать – и мачеха, календула, ромашка)

Предполагаемый продукт: альбом с рисунками детей «Лекарственные растения нашем детском саду», выставка совместных (дети с родителями) работ: «Цветы, которые лечат», высаживание семян календулы на клумбе, уход за ними.

План достижения цели:

Беседа с детьми.

Что мы знаем о лекарственных растениях нашего сада. Какие из них растут у нас? Что мы бы хотели узнать нового? Как нам найти ответы на наши вопросы? Кто нам может помочь? Какое оборудование нам понадобится?

Беседа с родителями

Обсуждение с родителями темы проекта, его цели, предполагаемого результата, сроков выполнения, необходимого оборудования.

Мероприятия

Кто осуществляет

Примечания

Беседа «Растения лечат»

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:

Развивать экологическое мышление в процессе ; прививать к ней интерес детей;

Развивать творческое воображение и обогащать коммуникативные навыки, основываясь на свободном объеме мнениями;

Вызывать положительный экономический настрой.

Рисование «Лекарственные растения нашем детском саду».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту лекарственных растений доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Аппликация «Одуванчик из ниток». Цель. Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании .

Трудовая деятельность. Работа на клумбе лекарственных растений. Высадка семян календулы

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения» из А. Плешкова, Ж. Санд. «О чем рассказали цветы», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая», Смирнов А. «Цветок солнца»; «Кто на яблоньку похож?», Соколов-Микитов И. «Цвета леса»; «Легенды о цветах». Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».


Воспитатели

Технологический этап

    Сбор информации, материалов по проекту Проведение НОД, игр, наблюдений и других запланированных мероприятий Внесение корректив в ход проекта Организация и посадка клумбы лекарственных растений

Заключительный этап

Подведение итогов с детьми и родителями

    Что мы узнали (свойства лекарственных растений) Чему научились (отличать лекарственные растения) Что удивило, понравилось, не понравилось (беседа с детьми) Что не удалось (беседа с детьми)

Оформление результатов проектных исследований

    Альбом с рисунками детей «Лекарственные растения нашем детском саду», Выставка совместных (дети с родителями) работ: «Цветы, которые лечат» Фотоотчет проделанной работе

Презентация проекта

Выставка работ детей и родителей в группе.

Литература

Алябьева дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / .: - М.: Сфера, 2005. – 160 с. Бондаренко занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / . – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с. , Обухова занятий по экологическому воспитанию [Текст] / , . - М.: . Вако, 2008. – 240 с. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год. Маханева, дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / . - М.: Аркти, 2004. – 320 с. Шорыгина: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / . – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Проект

«Лекарственные травы родного края»

Выполнили обучающиеся 4 –х классов

Руководитель: Сотникова А.Ф.

Цели проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Воронежской области, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

1.Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.

3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.

4 . Воспитывать бережное отношение к природе.

Проблемные вопросы:

    Может ли измениться жизнь человека с исчезновением лекарственных растений?

    Что необходимо предпринять, чтобы остановить процесс исчезновения растений?

    Какую роль играют растения в природе и жизни людей?

    Какую пользу приносят лекарственные растения?

    Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Прогнозируемый результат:

    Знать какие лекарственные растения растут в нашем крае.

    Где используются лекарственные растения.

Актуальность

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов.

Сохранились исторические сведения о том, что лекарственные свойства растений использовались еще три тысячи лет назад в Китае и Египте.

В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять!

2. Мир лекарственных растений Воронежской области

Наш край богат лекарственными растениями. Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм.

С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

Ромашка лекарственная

Русское название ромашка появилось в 18 в.

В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице.

Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

Одуванчик

В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков.

В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром» используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице.

Подорожник

Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому на Руси подорожник называют «поранником», или «чирьевой травой».

Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги.

Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях.

Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.

Клевер

Клевер – это всем известное луговое растение.

О нем часто упоминают в сказках и байках.

Клевер красиво цветет - яркими, малиновыми шишечками. Но этот небольшой милый цветок обладает колоссальной силой и пользой. Об этом знали еще сотни лет тому назад, и по сей день клевер входит в состав многих лечебных травяных сборов. Клевер даже сравнивают с женьшенем, настолько хорошо он помогает.

Красный клевер - это древнейшее лекарство против онкологических заболеваний. Для лечения применяют стебли, листья, корни и цветки.

Крапива двудомная

Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки, также крапива хорошо останавливает кровь.

Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С, К, каротин.

В народной медицине настои из крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, используются как средство укрепления волос.

Мать и мачеха

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Целебные свойства

мать-и-мачехи ценились еще в народной медицине Древней Греции.

В переводе с латинского языка её родовое название читается как «прогоняющая кашель». И действительно, наибольшую популярность во все времена завоевали рецепты с применением растения для лечения всех видов кашля, начиная от хронического бронхита курильщика и заканчивая простудой. Особенное распространение мать-и-мачеха нашла в грудных сборах.

Чистотел

В народной медицине чистотел, как лекарственную траву применяют как внутренне, так и наружно. На основе чистотела готовят отвары, настои, мази, настойки.

Чистотел обладает противовоспалительным свойством.

Чистотел обладает мочегонными и желчегонными свойствами.

Обладает чистотел болеутоляющим лечебным свойством.

Трава чистотел излечивает чесотку, заживляет раны, ушибы, чистотел применяют для удаления мозолей.

Чистотел обладает антибактериальными, противогрибковыми, противовирусными свойствами.

Тысячелистник

Растение хорошо известно народным целителям своими лекарственными свойствами. Тысячелистник – цветок неприхотливый, он является прародителем многих декоративных сортов для сада, отличающихся яркими красками и выносливостью.

Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Растение оказывает положительное действие на внутренние органы человека.

Тысячелистник применяют в качестве ранозаживляющего, бактерицидного и антиаллергического средства.

Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Кроме того, растение способно сделать реже частоту сердечных сокращений.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

Памятка по сбору лекарственных трав:

    Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.

    Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.

    Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.

    Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.

    Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

    Нельзя срывать растения для букетов.

    Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.

    Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.

    Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.

    Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно хранить, соблюдая все условия и сроки.
Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.

Правила хранения лекарственных трав:

    Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.

    Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.

    Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.

    Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

    Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

В ходе работы над проектом научились различать, узнавать растения по внешним признакам, познакомились с их лекарственным значением, правилами сбора и хранения, выявили меры по сохранению лекарственных растений в природе.

Работа помогла понять, что растения являются частью природы и люди должны бережно относиться к ней.

Берегите природу! Будте здоровы!



Рассказать друзьям