Принципы сопровождения семей группы риска. «Социально-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся и семей группы «Риска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

2-е издание, исправленное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.

Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.

В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).

Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.

На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.

При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.

В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.

Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.

Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.

Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.

В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.

Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.

Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.

Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.


К концу года дети могут

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке

Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.

Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

Создавать изображения предметов из готовых фигур.

Украшать заготовки из бумаги разной формы.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»

Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.


Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.


Занятие 3. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.


Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)

Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.


Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.


Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.


Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)

Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.


Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)

Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.


Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.


Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.


Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»

Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.


Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).


Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.


Занятие 15. Лепка «Колобок»

Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).


Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.


Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»

Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.


Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»

Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.


Занятие 19. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.


Занятие 20. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Ирина Ивановна Жабина

По традиции в нашем детском саду украшают к праздничным датам стены лестничных пролётов и общих коридоров детскими работами. Так как в младшей группе дети ещё недостаточно владеют кистью и карандашом, мы создаем коллективные работы (всей группой или по подгруппам детей).

Аппликация «Букет для мам». На цветной офисной бумаге дети нарисовали гуашью цветы (кто-то просто закрасил любимым цветом, воспитатель вырезал их в форме круга. На листе нарисовали гуашью волнистые линии. Далее наклеили вазу, «травинки», цветы. Украсили серединку цветов кругами из жёлтой бумаги и пайетками.

«Аленький цветочек». Один цветок получился очень необычным, решили сделать для него стебель и листок. Рамку выполнили с помощью ватных палочек.


«Букет тюльпанов». Эскиз выполнен воспитателем. Цветы и листики закрашены фломастерами простыми линиями. Ваза и стол – обрывная аппликация.


«С 8 Марта!». Шаблоны восьмёрки и тюльпанов приложили к листу, фон затонировали в технике штамповка жатой бумагой. Восьмёрку - с помощью ватных палочек, тюльпаны - гуашью.


«Веточка мимозы». Дети жесткой кистью нарисовали цветы мимозы, рамка – ватными палочками.

А это работа ко Дню Матери «Цветок-сердечко» , в основе работы заготовки в форме детских ладошек.

«Снеговик» выполнен к Новому году, тоже из «ладошек».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Добрый день, дорогие коллеги! Снова осень за окошком,дождик сыплется горошком, Листья падают шурша, как же Осень хороша! Все мы любим.

Мы елочные игрушки, Зайцы, белки, лягушки. Ежики, черепашки - Такие очаровашки! Нам не страшны иголки, Мы – украшенье елки. В волшебном.

Тематическая неделя «Настало время классное, настало время школьное» в нашей группе завершилась своеобразным продуктом – сказкой «Как звери.

«Новогоднее творчество» - самая интересная деятельность для детей. Дети с удовольствием рисуют, раскрашивают, помогают взрослым делать поделки,.

Выставка на тему "Осенние поделки". Цель:Развитие совместной деятельности взрослого и ребёнка;повышение творческого союза детей и родителей.

Творческая группа нашего детского сада долго думала, как же будет называться выставка совместных работ родителей и детей в осенний период….

В нашем детском саду проходила выставка совместного творчества родителей и детей на тему "Осенние затеи". Цель данного мероприятия: активизация.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» ВОСПИТАТЕЛЬ: Неумывака И.А. Биробиджан, 2015 год.

Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.

Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» . Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.»

Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» . Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого

начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Перед началом реализации опыта, я провела исследования за отношением детей к творческой деятельности. На данном этапе я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: экспериментирование, творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности на начало проекта, %

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:

  1. место – игровой уголок (62 %)
  2. место – ИЗО деятельность (23%)
  3. место - экспериментирование (15%)

В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.

Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Цель: Всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели, были определены следующие задачи:

  1. Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  2. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
  3. Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  4. Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
  5. Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация) , в том числе используя нетрадиционные способы;
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Для того, чтобы познакомить детей с основными цветами, использовала настольные игры: «Колорама» (дети из геометрических фигур выкладывали дорожки) , Лото «Радуга» , «Мозаика» . В ходе данных игр, дети не только знакомились с основными цветами, но и развивали мелкую моторику рук.

В процессе продуктивных видов деятельности четырехлетнему ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются именно в этом возрасте.

Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер» , «Геометрическое лото» , «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. У детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я использую пластмассовые и деревянные прищепки.

После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что-нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое.

Для развития художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук я использую цветные макароны, разной формы. При помощи них мы закрепляем знания о форме и цвете предметов.

Прекрасными развивающими пособиями являются пластиковые банки, бутылки, небольшие картонные коробочки - все с крышками, из которых получаются замечательные тренажеры. Задача детей состояла в том, чтобы к каждой емкости подобрать крышку. Для усложнения задания, я добавила несколько лишних крышек, которыми нечего закрыть. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой моторики. Для этого я разработала картотеку игр с цветными крышками.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежками. Для этого я использую самостоятельно изготовленную мягкую развивающую книжку тренажер.

Это задание я начала с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. После того, как ребенок начал самостоятельно выполнять задание, я его усложняла, предлагая не только расстегнуть, но и пристегнуть обратно, подбирая необходимый вид застежки.

В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов» .

«Рисование, - отмечает Л.С. Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование» .

Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Дети четырех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.

Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.

Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Осенний лес» , «Елка новогодняя» , «Солнышко лучистое» .

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?» , «Чьи это следы?» , «Какая ягодка тебе нравится?» , «Для кого эти ягодки?» .

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды» , «Яблоки» , «Моя любимая чашка» , «Солнышко лучистое» , «Маленькой елочке холодно зимой» , «Звездное небо» , «Цветочек радуется солнышку» .

С 4 лет ввожу технику «тампонирование» . Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики» , «Воздушные шары» , «Облака» , «Елочки» . Забавные «Снеговики» , «Цыплята» .

При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу проекта я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.

Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребенка видеть изображение в целом.

На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом они должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах (красный, синий, зелёный, голубой) , о величине (большой - маленький, высокий – низкий) . С первых занятий приучала детей соблюдать правила аккуратности:

  • не набирать на кисть слишком много клея
  • после намазывания ставить кисть на подставку
  • намазывать формы только на клеёнке
  • при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой

Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие, я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.) .

Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.

В совместной деятельности в вечерний отрезок времени с детьми по аппликации мною были использованы следующая нетрадиционная техникa работы: аппликация из ватных дисков «Вербочки» .

В ходе реализации данного проекта, для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала новую технику творчества – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. Для развития творческого интереса к изучению окружающего мира, я предложила выполнить аппликацию при помощи пластилина. Для этого необходимо было отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них маленькие шарики и выкладывать по контуру рисунка. Дети старались выполнять работу аккуратно, подбирали необходимые цвета.

Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.

Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве нетрадиционного рисования. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование» , «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей» , родительские собрания «Мы юные художники» , , , «Творческие пальчики» .

Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например такой: .

Один раз в квартал провожу открытое занятие для родителей, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей.

В работе с родителями стараюсь найти в каждом ребенке что-то хорошее и хвалю его от всей души. Со своей стороны я учитываю пожелания и рекомендации родителей, привлекаю их к творческо - образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий) .

Особое внимание уделяю созданию познавательно-развивающей среды в группе при помощи родителей. Вместе с родителями изготовлен альбом «Нетрадиционные техники рисования» , дидактические игры «Говорящие цвета» , «Цветные парочки» , «Вкусная палитра» , «Художник по имени природа» , «Одинаковые и разные» , «Подбери палитру к картине» , «Составь портрет» , «Кто есть кто» .

По окончанию проекта родители самостоятельно стали приносить фотографии с изображением того, как они дома занимаются творчеством, а так же поделки которые у них получились. И у нас получилась замечательная фотовыставка «Наше творчество дома.

Работа над опытом проходила в 3 этапа:

1 – й подготовительный: мной были поставлены цели и задачи, определены направления, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; была проведена начальная диагностика детей по развитию творческих способностей;

2-й - основной: реализация поставленных задач в соответствии с перспективным планом;

3-й - обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями других групп, родителями детей.

Работа воспитателя включала следующие пункты:

  1. Разработка опыта «Творческие пальчики» .
  2. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.
  3. Разработка картотеки пальчиковой гимнастики, игр по развитию речи.
  4. Подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования.
  5. Создание атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования.

Деятельность детей:

  1. Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием.
  2. Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры) .

Деятельность родителей:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Родительские собрания: знакомство с опытом «Творческие пальчики» ;
  3. Консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники» , «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности» , «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста» , «Маленькими шагами в прекрасный мир»
  4. Рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию» .
  5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы) .

Ожидаемый результат:

  • для педагога:
  1. повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  2. удовлетворенность работой;
  3. систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.
  • для детей:
  1. Развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;
  2. Приобщение к миру искусства;
  3. Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
  4. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
  5. Развитие «чувства инициативы» ;
  6. Умение работать в группе активно, сообща.
  • для родителей:
  1. Осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
  2. Бережное отношение к продуктам детского творчества;
  3. Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  4. Научились организовывать детское творчество;
  5. Оборудовали мини - уголки для детского творчества;
  6. Повысили уровень педагогических знаний.

Вывод:

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым «зажатым» детям.

  • дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции
  • дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальные и интересные по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения

Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

На заключительном этапе опыта, я провела очередное наблюдение за отношением детей к художественному творчеству.

Предпочтения детей распределились следующим образом:

  1. место – изодеятельность (40%)
  2. место – игровой уголок (23%)
  3. место – экспериментирование (16%)

Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изо деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
  2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
  3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
  4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе (3 - 4 года) по художественному творчествуна тему "Матрёшкины помощники". Занятие направлено на воспитание у детей любви к русской народной игрушке, воспитанию чувства прекрасного, эстетического вкуса, аккуратности. Сценарий полностью соответствует современным требованиям образования, с использованием ИКТ, охвачено много образовательных областей, в которых дети могут проявить свою индивидуальность.

Возраст воспитанников: 3-4 года

Цели:

Образовательные: продолжать знакомство детей с народной игрушкой, закрепить приёмы рисования узоров (платочек), приёмы лепки из солёного теста.

Развивающие: развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Различать предметы по величине, умение любоваться прекрасным. Развивать активную речь, мелкую моторику, умение использовать инструменты. Эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма). Продолжать развивать музыкально - ритмические навыки, двигательную активность, метроритм, посредствам игры на народных музыкальных инструментах.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность, любовь к русской народной игрушке

Приоритетная образовательная область: «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: музыка, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная.

Методы: игровой, словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: художественное слово, самостоятельная деятельность воспитанников, физкультминутка. Использование приемов сотворчества, применение нетрадиционных техник и материалов.

Предварительная работа: игры с матрешками, народными игрушками рассматривание узоров на них, заучивание стихов, экскурсия в кабинет ИЗО в ДОУ, рассматривание русских народных костюмов, просмотр презентаций.

Оборудование: матрешки разной величины, народные игрушки, деревянные лошадки, заготовка "платочки", гуашь основных цветов, штампы, влажные салфетки, доски для лепки, солёное тесто, фартуки, косынки, нарукавники- на каждого ребёнка. Музыкальные инструменты: свистульки, колокольчики, коробочки, бубны, погремушки. Мультимедиопроектор, ноутбук, видеоклип "Матрёшки - фигуристки", "Матрёшкин дом", запись фонограмма русской народной мелодии "лирическое настроение", "Хозяюшка", "Лошадки" песни «Мы веселые матрешки».
Место проведения: музыкальный зал.

Время проведения – 15 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит русская народная мелодия. На фоне музыки…

Воспитатель: проходите дети в музыкальный зал, посмотрите сколько тут гостей! Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, к нам кто то спешит! Кто же это?

Матрёшка: здравствуйте, дети! Я - матрёшка! Русская народная игрушка.
Вся такая ладная:
Яркая нарядная!
Как хорошо, что я вас встретила. Скоро конкурс красоты, и наши матрёшки решили в нем участвовать. Но матрешкам сложно самим подготовиться к конкурсу, и они просят вас о помощи.

ВИДЕО РОЛИК "Телемост Детский сад - Матрёшкин дом" (Матрёшки просят детей о помощи)

Матрёшка: дети, вы готовы нам Матрёшкам помочь?

Дети: да готовы.

Матрёшка: тогда нужно поторопиться, но путь предстоит не близкий. Поэтому нам нужен транспорт. На чем вы бы хотели поехать?

Дети: на самолете, на машине, поезде...

Матрешка: Прекрасно! Тогда каждый садится в свой транспорт и вперед! Я покажу вам путь к матрешкиному дому.

Дети имитируют транспорт и следуют за воспитателем.

Матрёшка: вот мы и добрались до дома матрёшек. Посмотрите как здесь красиво, сколько много народных игрушек! Какие игрушки вы видите?

Дети: дымковские барышни, собачка, лисичка. свистульки, мишки, птички, матрёшки и тд...

Матрёшка: правильно, дети.
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Воспитатель рассматривает с детьми матрёшку.

Матрёшка: Посмотрите и расскажите какие они, матрешки.

Дети: они красивые, нарядные, яркие, весёлые, их много.

Матрёшка: Покажите мне большую матрёшку, маленькую матрёшку.

Дети показывают.

Матрёшка: молодцы, ребята! Много игрушек вы знаете. Но теперь нам нужно приниматься за дело. Нашим матрёшкам - красоткам необходимо расписать платки, чтобы они были самыми красивыми и нарядными!

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
А чем вы хотите рисовать?

Дети: краски, штампы, карандаши, фломастеры...

Все это лежит на столе

Матрёшка: Давайте разрисуем платочек разными узорами!
Мастера, скорей за дело
Украшай платочек смело
Лист, полосочка, кружок,
Будет ярким твой платок!
(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.)
Поспешишь – людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.
После завершения росписи проводит итог)

Матрёшка: молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Дети вывешивают на стенд свои работы.

Матрёшка: ребята, я для вас приготовила сюрприз. Как вы думаете, что это?

Дети: свистульки, коробочка, бубен, погремушки, ....

Матрёшка: правильно, это музыкальные игрушки, а по другому можно сказать музыкальные инструменты. Давайте мы на них сыграем, а наши матрёшки покажут как они умеют танцевать.

Дети играют на музыкальных инструментах "Оркестр"

Танец матрешек

Матрёшка: Дети, мне подсказывает моя сестричка - подружка, что тесто уже подошло. Пора готовить угощение для наших матрёшек. А чтобы вы не испачкались у нас есть для вас фартуки, нарукавники и для девочек - косынки. Налепим из теста много угощения, чтобы всем хватило! Что мы будем лепить?

Дети: бублики, пирожки, булочки, пончики.

Матрёшка: Как будем лепить бублики? (скатаем колбаску и соединим концы) Пончик? (то же самое) Как будем лепить булочку? (скатаем шарик и чуть приплюснем)

Дети лепят.

Матрёшка: сколько много мы с вами сладостей налепили. Тут на всех хватит! Сейчас мы поставим их в печь выпекать. А как Руси из давно говорят: «Сделал дело – гуляй смело!» Кто хочет танцевать?

Дети исполняют танец "Мы весёлые матрёшки"

Матрёшка: как хорошо вы танцевали! И булочки успели испечься. Вот какие они у нас получились вкусные, ароматные! Как быстро время пролетело, вам наверное пора возвращаться в детский сад! Где ваш транспорт? До свидания, дети!

Воспитатель: вот вы и вернулись, а где вы были, что делали?

Дети: мы были в гостях у матрёшки, расписывали платки, лепили угощение, играли на музыкальных инструментах, танцевали.

Видеоролик "Подарок от матрёшек" (Матрёшки благодарят ребят за помощь и предлагают угощение)

Воспитатель достаёт деревянную матрёшку, внутри которой находятся конфеты в форме матрёшки "Ксюша", раздает деткам, дети прощаются и уходят под музыку из музыкального зала.



Рассказать друзьям