План работы по социо игровой технологии. ММастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре. Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию .

Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:

научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным;

способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Золотые правила социо-игровой технологии :

Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания , а не получать готовые.

Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.

133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: « Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь ». Другими словами каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.

Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает - это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку. Третье золотое правило, как сказал Е.Е Шулешко, не боятся быть

«Иванушкой дурачком» !

Применение данной технологии организуется в три этапа , которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.

Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

С картотекой коммуникативных игр вы можете познакомиться .

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведем несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника проводятся игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом»,

«Запрещенное движение». Так в ходе
игры “Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

В о время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника). Предлагаем посмотреть фрагмент игры «Сел комарик на листочек»

Применение социо-игровой технологии способствует не только реализации потребности детей в движении, но и сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

В результате дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, отстаивать свою позицию; взаимодействовать со сверстниками.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший - от 3 до 6 человек.

Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике мы используем деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.

Так, например, игра «Строители» Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают.

Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию.

Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

Так шаг за шагом мы переходим к следующему этапу работы , который предполагает организацию образовательную деятельность детей как игру-взаимодействие между микрогруппами детей.

Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их.

А наиболее сложным является превращение , когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

Опыт работы применения социо - игровой технологии в образовательном процессе представлен на модульных семинарах, мастер-классах, открытых занятий для студентов государственного университета, воспитателей ДОУ г. Петрозаводска, слушателей республиканских курсов повышения квалификации.

Информация для курсантов представлена .

В заключение хотелось бы отметить, что использование социо – игровой технологии, позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что

дети слушают, делают, говорят!

Заседание «ШМП» ДОУ. Дата проведения 5,6 ноября 2014г..

Тема: «Актуализация методики использования социо-игровых приёмов в свете ФГОС ДО».

Задачи :

· проанализировать требования стандарта дошкольного образования в части реализации подходов к организации деятельности детей (психолого-педагогическое сопровождение);

· познакомиться с теорией использования социо-игровой технологии её особенностями.;

· проиграть (освоить) отдельные приёмы (нахождение внутри игры).;

· научиться работать с памяткой по использованию СИТ приёмов

Пояснительная записка

В практике применения социо-игровых приёмов (технологии), упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. «Лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Педагогические принципы, обозначенные во ФГОС ДО совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта (а не объекта) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов, Е. Шулешко определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим установкам, участники «ШМП» рассмотрят, как в ходе построения непосредственно образовательной деятельности организуется взаимодействие между детьми и педагогом, между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Памятка.

Краткая историческая справка

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.

И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.

Актуальность внедрения данной технологии и её направленность.

Традиционная педагогика – СИТ и ФГОС ДО что общего?

Сравнительная таблица

Традиционная педагогика

ФГОС ДО (выдержки)

Педагоги стремятся на НОД (занятиях) добиться научного результата (ЗУН)

Педагоги на НОД воссоздают жизнь

…построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Педагог в роли «судьи»

Педагог в роли советчика

…уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

Главные качества ребёнка: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

Главные качества ребёнка:

Развитие самосознания, умение сравнивать свои знания со знаниями детей, оказание и принятие помощи детей, умение слушать, сообща решать задачи, обсуждать, следить за ходом общего дела

…5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности ;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Позиция педагога – рядом, над. Педагог для детей главный источник порицания и поощрения

Позиция педагога – рядом, вместе

…признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Развитие коммуникативных умений детей не является главным

Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений детей

… (ребёнок) способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты

Педагог не выходит за границы намеченного

Педагог должен идти от детей

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка , открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

… не допустимость искусственного замедления и ускорения развития ребёнка..

Дети работают на педагога

Дети работают на себя

…поддержка инициативы детей

Организация занятия с использованием СИ Т приёмов

Организация занятия как игры-жизни между группами и одновременно в каждой из них

Главные задачи СИТ

От воспитателя требуется:

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Сформировать у детей умения:

Соблюдать правила общения,

Подчиняться социальным нормам,

Не боятся излагать свои мысли,

Принимать самостоятельные решения,

Как понять, присутствует ли социо-игровой стиль в работе педагога

· Главный показатель: интересно детям на занятии или нет;

· Занимаются ли они своими делами или это дело им «навязал» взрослый;

· Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым;

· Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем).

Что мы должны изучить и чему научиться?

Алгоритм деятельности.

1. Просмотреть имеющуюся литературу, в том числе интернет источники;

2. Подробно изучить памятки, в том числе особо уделить внимание соблюдению «законов общения»;

3. Изучить способы организации малых групп;

4. Изучить классификацию и содержание набора игр (на первое время);

5. В течение двух последующих недель попробовать постепенно внедрять приёмы СИТ (объединение в малые группы, поддерживать правила организации работы в группах и между ними, проиграть с детьми в игры, следить за собственными взаимоотношениями с детьми);

6. Сформулировать свои трудности;

7. Стремиться сделать эпизодическую деятельность системной.

Если я владею социо-игровой педагогикой, это значит:

· Мои воспитанники охотно и безконфликтно общаются друг с другом;

· Мы с детьми равноправные партнеры в делах, между нами нет барьеров;

· Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями моих указаний;

· Мы можем делать то, что предложат дети, а не я;

· Дети сами устанавливают правила игры;

· Часто я ставлю перед детьми проблему, а они обсуждают её, находят пути ее решения;

· Дети умеют договариваться, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

· Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

· Я умею договариваться с родителями, решать конфликтные ситуации «мирным» путём;

· Я не говорю родителям, что нужно делать, мы вместе выявляем проблемы и решаем их сообща; (список можно продолжить)

Памятка

по использованию социоигровых приёмов

Основная идея социоигровой технологии - организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность детей - это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

Главный принцип социоигровой технологии – снятие с воспитателя судейской роли (выполненное задание оценивается детьми), и организация занятий, или другой деятельности, как игры – жизни между микрогруппами. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создаёт социоигровую атмосферу на занятии.

Второй не менее важный компонент – это вариативность . На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Социоигровая технология наиболее ориентирована на средний и старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах. Оптимальными для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте (в пары и тройки), а в старшем – по 5-8 человек.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, необходимо задействовать всё пространство группы, а также спальни и приёмной. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных часов. (Это помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности). Для получения задания детьми в микрогруппах выбирается посыльный; также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны несколько раз меняться.

9 правил социоигровых подходов

1.Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнёр, с которым всегда интересно.

2.Снятие судейской роли с педагога (способствует снятию страха ошибки у детей).

3. Свобода и самостоятельность детей в выборе знаний, умений и навыков.

4. Смена мизансцен (т. е. обстановки). Дети могут общаться в разных уголках группы.

5.Оринтация на индивидуальные открытия и возможности детей.

6. «То, что трудно – интересно».

7.Движение (или активность). Чтобы дети могли двигаться, договариваться, предполагать и по-своему понимать.

8. Жизнь детей в малых группах (3-6 человек).

9. Соблюдение принципа полифонии («за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток»).

Классификация игр социоигровой направленности

Игры для рабочего настроя

Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение внимания.

Игры-разминки (разрядки)

Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.

Игры для приобщения к делу

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игры творческого самоутверждения

При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

Игры вольные (на воле)

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

Игры для рабочего настроя

«Эхо»

Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

Передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

Передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т. п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

Глядеть друг другу в глаза;

Вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

Слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

Две телефонные линии (эстафета) - быстрый неиспорченный телефон.

Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т. п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

Хлопают перед собой в ладоши;

Двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой);

Выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

Выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

Изменять темп движений,

Вводить речевое сопровождение,

Игры разминки (разрядки)

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

Изменение темпа выполнения,

Выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т. п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –

ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Использование любых движений «День наступает – всё оживает»

Использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т. д.)

Литература:

1. В. Букатов. «Шишел-мышел взял да вышел», настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старшей и подготовительной группе детского сада…, М., «НИИ школьных технологий», 2008

2. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие…, под. ред. В. Букатова

3. А. Ершова, В. Букатов. «Возвращение к таланту» педагогам о социо-игровом стиле работы. Красноярск, 1999г.

4. Е. Е Шулешко, . «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярск,1990г.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.

Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

Смысл социо-игровой педагогики - группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила задачи :

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

2. Разработка перспективного плана.

3. Соблюдение вариантов деления на группы.

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.

5. Смена темпа и ритма.

6. Использование игр разнообразного характера.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:

I. Методы, повышающие познавательную активность.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя - «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки - «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо-игрового характера - «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения - «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения - «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» и др.

Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты :

  • дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.

Презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 339» городского округа Самара

Сообщение

на тему: «Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Подготовил

Воспитатель

Рычнева Елена Викторовна

2013 г.

«Сделать серьёзное занятие для ребенка

занимательным первоначальная задача

обучения»

К.Д. Ушинский

«Социо- игровой стиль работы с детьми,

как эффективная педагогическая технология»

Цель: познакомить с педагогической технологией: « социо-игровой стиль работы с детьми.

Задачи:

    Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми в социо -игровой технологии.

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо -игровой технологии.

    Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Примерный алгоритм: выделение проблемы – вводное слово, описание принципов, содержания форм, средств, используемых в работе.

Ожидаемые результаты: воспитатели на практике будут использовать эффективную педагогическую социо -игровой технологию, освоят приемы по преодолению заорганизованности дидактических игр, познакомятся с табличкой - БАБОЧКОЙ, СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

1.Выделение проблемы

Тема моего сообщения - «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова К.Д. Ушинского

(Слайд 1) «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения».

Уважаемые коллеги.

(Слайд 2) Социо -игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками (Слайд 3) « Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки»- вот сущность социо- игровой технологии обучения.

Актуальность данной темы:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология: - «Социо - игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.

Следуя их советам, образовательную деятельность детей организую как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Данную технологию использую в организации образовательной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.

Ориентируясь, на новые подходы в системе образования и учитывая, требования ФГТ, в своей педагогической практике применяю социо - игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Что подразумевается под первой частью составного термина - социо? По Шулешко социо- означает малый социум , поэтому правильное, авторское написание - с дефисом. (А корректоры постоянно исправляют этот дефис, пишут «социоигровая», понимая социо- как социальная. Американцы так и переводят: «социально-игровая педагогика». Что неверно. Правильный смысл, когда при переводе получается группо- игровая педагогика.)

А что кроется под второй частью термина - игровая? Некоторые думают, что это обычные «дидактические игры». Но это далеко от истины.

(Слайд 4) В социо- игровой педагогике для преодоления проблемы скуки и заорганизованности дидактических игр существует:

БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Бабочка придумана для того, чтобы подсказывать нашей интуиции (которая есть абсолютно у всех!), что воспитателю на занятии нужно делать, чтобы избежать заорганизованности и уберечь детей от скуки.

Таблица-БАБОЧКА - только подсказка, а не инструкция. Если любой таблицей пользоваться как однозначной инструкцией, то результат может оказаться банальным и скучным. Чтобы этого не случилось, таблица-БАБОЧКА построена как некая система перспектив, ориентируясь на которые воспитатель понимает, куда ему двигаться и при планировании занятия, и при его проведении.

Есть цепочка процедур , приводящих к пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. Цепочка эта воспроизведена на правом и левом крылышках БАБОЧКИ . У бабочки два крыла, на каждом из которых по 12 ячеек. В свою очередь каждая ячейка состоит из двух треугольных полусекторов. Детское продвижение по треугольничкам обычно происходит и скачкообразно, и непоследовательно. Для каждого ребёнка траектория оказывается своей . И «групповая работа» обеспечивает каждого ребёнка возможностью находиться в том самом треугольничке, в котором ему «здесь и сейчас» быть лучше всего.

Педагог действует как повар - помешивает, чтобы не пригорало.

Двигать, видеть, слышать себя.

Двигать, видеть, слышать других.

Любая процедура представлена на Бабочке в трёх ипостасях :

    в движении ребёнка;

    в его разглядывании;

    в его слушании;

Например: я раздала на подгруппу картинки. Что обычно происходит? Кто-то двигает картинку к себе или командует другим, куда нужно подвинуться, чтобы всем было видно. А кто-то в это же самое время начинает внимательно сам всматриваться в картинку, тогда как его соседу интересно следить, куда показывает пальцем один из сверстников. Ну и, конечно, кто-то говорит сам, а кто-то - обычно самый робкий - слушает других.

Конечно же, я рассчитываю на сознательность детей, обычно сразу начинаю с того, что прошу детей что-то показать или на что-то ответить. И, часть, детей с лёгкостью оправдывает мои ожидания. Но есть и те, которые начинают почему-то путаться.

Выход же довольно прост: стараться не нарушать на занятиях естественной последовательности в путешествиях детей за индивидуальным пониманием. То есть каждому ребёнку стараться обеспечить возможность найти и осуществить свою личную траекторию понимания.

А именно : сначала дать выход непроизвольным детским движениям (левый край таблицы), затем обеспечить возможность восприятия ими «работы других» (центральная вертикаль таблицы), - вот тогда, «как по маслу», даже самые слабые начнутдовольно правильно и показывать, и отвечать . А главное - вызывать неподдельный и вполне деловой интерес у своих более сильных соседей .

Конечный результат деятельности, построенной по таблице-БАБОЧКЕ - помочь ребёнкунаучиться слышать себя. А всё благодаря групповой работе , построенной по тем советам, которые воспитатель может интуитивно выудить из таблицы - БАБОЧКИ.

В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:

помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитывать желание узнавать новое.

Социо - игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Изучая труды основателей социо - игровой педагогики, мне очень понравились предлагаемые законы общения.

« Законы общения»

    Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

    Не ворчать, не ныть, не бурчать;

    Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

    Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

    Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

    Поддержи, помоги подняться и победить;

    Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

    Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы .

(Слайд 5) Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:

на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

(Слайд 6) Плюсы социо - игрового стиля:

Отношения: «ребенок - сверстники»;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо - игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

(Слайд 7) Принципы:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Например : освоения детьми грамоты. Подготовительная группа. Проблема: «некоторые дети знают буквы, уже печатают их, но они ещё не читают. Отказываются. Боятся».

Шулешко предлагает такой прем. Написать, каллиграфически и размашисто - через всю доску (но без разрывов в словах между буквами) .например, «Приехалигости.»

После чего закрыть всю фразу большущим листом бумаги, и объяснить детям: «Мы сейчас будем читать. Но читать с конца. Я буду сдвигать свой лист бумаги, и открывать постепенно вам буквы. Если вы увидите какую-то знакомую буковку - но только одну! - вы молчите. А вот если букв будет столько, что получится слог, то вы тогда всё, что будет справа от моего листа, произносите вслух. Дружно, хором».

И начинаем свой бумажный экран сдвигать влево, оголяя хвост написанного. Дети переглядываются, потом что-то робко произносят. Звучит «ти». Но тут же оказалось, что не «ти», а «сти». Эта вторая версия слога звучала уже громче, дружнее, увереннее…

И так - ползком, ползком, - уже даже словосочетание осилили. Прочитали все вместе. Даже те, кто не доверял себе, присоединились. Потому что каждый раз надо было всё заново и до конца прочитывать. И когда в конце открыл ась заглавная буква «П», все хором прочитали «Приехали гости».

Прочитали и возникла пауза. Было видно, как до детей доходил смысл того, что они только что хором прочитали!

Среди детей - эффект разорвавшейся гранаты: мы смогли прочитать (то есть ПОНЯТЬ!)

В образовательной деятельности детей я решила испробовать некоторые приемы: умение объединяться детей в пары, компании по 6-8 человек, придумывала такие задания, которые бы побуждали детей работать сообща, обсуждать задание и приходить к единому правильному решению.

При объединении детей в команды, компании, использовала разные варианты: объединится по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по цветным карточкам, по цифрам и пр.

Поначалу обратила внимание, что некоторые дети затруднялись при объединении в компании, при выполнении задания. Были совершенно пассивные или молча наблюдали за детьми из своей компании, как те обсуждали задание и выполняли его.

После многократных заданий объединиться в команды (компании) затруднений у детей уже не было, но дети, которые по себе пассивные, не проявили инициативы, но если их члены компании заставляли что-то делать, они выполняли. К концу месяца отметила для себя, что дети стали с желанием участвовать в общей деятельности, даже при обсуждении пытаются высказывать свои мнения и другие дети к ним прислушиваются.

Уважаемые слушатели, я рассказала Вам некоторые приемы игровой технологии.

Итог:

(Слайд 8) Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада.

В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

(Слайд 9) Литература:

1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Переработанная в соответствии с Ф. Г. Т. -Детство Пресс,Санкт-Петербург,2011г.

2 «Азбука общения»-Детство Пресс,Санкт-Петербург,2007г.

3. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников»-Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2009г.

4. «Давай поиграем» -Детство-Пресс,Санкт-Петербург,2008г.

5.« Бабочка социо - игрового стиля обучения. Руководство по конструированию драмогерменевтических процедур».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

семинар для педагогов ДОУ

Тема: Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ

Провела: воспитатель

Солопченко Е.В.

г. Чегногорск

Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Слайд 2

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко А. Ершовой и В. Букатовым.

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году.

Разведём понятие социоигровой стиль. Здесь два составляющих компонента социо и игра. Социо заключается в том, что именно в условиях социо возможно, обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.

Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать. (Игры, направленные на умение договариваться, приходить к общему мнению).

В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Слайд 3

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Слайд 4

«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В.М. Букатов.

Слайд 5

Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко).

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

ФГОС дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Основное место занимает игра. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Одной из таких технологий является социо-игровая технология .

Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Слайд 6

В раннем возрасте это совместные игры с предметами, хороводные игры.

В младшем это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.

Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.

Старший возраст обучение работе в микро группах 3-4 человека.

В подготовительной группе – работа в микро группах 5-6 человек.

Слайд 7

Системное использование социо -игровой технологии как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей, дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную .

Слайд 8

В рамках данной технологии ставятся
задачи:

Помочь детям научиться эффективно общаться

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества

Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Слайд 9

Составляющие социоигровой технологии:

Работа в микрогруппах

Смена лидерства

Дети двигаются

Смена темпа и ритма

Интеграция нескольких видов деятельности

Воспитатель – партнер, советчик

Рассмотрим все составляющие более подробно.

Микро группа – уникальные условия для детской самостоятельности.

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микрогруппа). При игровом делении на микрогруппы можно использовать:

Считалки

Разрезные картинки

По цвету глаз

По цвету одежды

По буквам в имени и т.д.

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по

этому «одинаковому» объединится в тройки;

Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.

При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

Смена лидерства –в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.

Движение детей – это также один из составляющих компонентов социоигровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социоигровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась.

Смена темпа и ритма – при социоигровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

Интеграция нескольких видов деятельности – в настоящее время очень актуальный момент и в социоигровой педагогике – неотъемлемая часть.

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.

Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Слайд 10

Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социоигровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается не только на отношениях педагога с детьми, но и появляются положительные моменты в отношениях с коллегами. Например, многие педагоги некомфортно чувствуют себя на открытых занятиях, а если воспитатель сам берет на себя роль партнера с детьми, то он по-другому относится и к своим коллегам, пришедшим, на его открытое занятие.

Для развития детей большое значение имеет формирование личного опыта для оценки ребенком своих возможностей. Шулешко Е. Е. отмечал, что оценка, выработанная собственными усилиями ребенка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активации, чем оценка со стороны воспитателя. Детей увлекает сама возможность проявить свою инициативу и направлять ее формирование новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы. Социоигровые технологии стимулируют развитие у детей свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно. Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, оцениваются положительно, но обычно они не являются предметом целенаправленного воспитания. В результате возникает разобщенность детей. Каждый из них смотрит на воспитателя как на главный источник поощрения и порицания, приспосабливаясь к его требованиям в меру своих особенностей. А вот приятельские отношений начинают восприниматься как нечто неважное, второстепенное. Социоигровая технология предоставляет возможность сформировать умение у детей взаимодействовать с окружающими людьми, что безусловно пригодится в течении всей жизни.

Слайд11

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Слайд12

Плюсы социо-игрового стиля:

- Отношения: «ребенок-сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль

слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Слайд 13

Взгляды традиционной педагогики и взгляды социо - игровых подходов

2. Опора на дискретность

Цель задачи приёмы результат

2. Отсутствие дискретности (научного подхода)

Социо – игровая дидактика – своеобразный клубок. Принципы взаимно пересекаются как волокна составляющие нить

3. Педагог в роли «судьи»

3. Педагог в роли «советчика»

4. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно»

4. Ребёнок способен оценить себя собственными усилиями

5. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

5. Главные качества детей:

Развитие самосознания; - умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; - оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно; - тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела

6. Педагог в позиции «над», «рядом»

Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе»

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания но оцениваются положительно

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений

8. Организация занятия с использованием социо – игровых приёмов

8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них

9. Педагог не выходит за границы намеченного содержания занятия

9. Педагог должен идти от детей

10. Дети работают на педагога

10. Дети работают на себя

Таким образом, данные рассмотренные выше компоненты, являются главным отличием социоигровой педагогики от традиционной.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Практическая часть семинара

Принимая решение о применении в своей педагогической практике социо-игровых технологий педагогу необходимо соблюсти 4 условия.

Условия применения социоигровой технологии .

1. Изучение трудов создателей социоигровой технологии.

2. Соблюдение вариантов деления на группы;

3. Сочетание обучения с двигательной сменой темпа и ритма.

4. Использование игр разнообразного характера.

Теперь я познакомлю вас с классификацией игр.

Классификация игр социоигровой направленности.

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате

Классификация игр социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым

Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социо - игровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр.

В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, в том числе замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками, обеспечивают общее повышение мобилизации внимания и тела («Летает, не летает», «Встань по пальцам», «Замри», «Тень-потетень», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Стою на кого- то смотрю» и др.).

Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: « Стулья», «Превращение предмета», «Волшебный клубочек», «Живой алфавит», «Комплименты», и др.

На занятиях желательно предлагать игры для социоигрового приобщения к делу , целью которых является постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания. Использование этих игр полезно в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри», «Живой алфавит», «Отличись, дополни. повтори» и др.

Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки. Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться: «Заводные человечки», «Слушать за окном, за дверью», «Руки-ноги», «Буквы – загадки»», и др.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Могут быть парными и стать коллективными, если воспитатель поставил задачу дополнить «превращение» товарища «Вес», «Превращение комнаты», «Театральный билетик», «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры , проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения . Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. И соединяет дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника), и тогда дела становятся игрой : «Считалки», «Горелки», «Прятки». « Воробьи – вороны», «Тумба, тумба, где ключи», «Тише едешь-дальше будешь», «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает», «Где (кем) мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.

В практической деятельности помимо классификации нужно педагогу знать и последовательность введения игр.

Последовательность введения игр

1.Игры для рабочего настроя,

2. Игры социо- игрового характера.

3. Игры разминки.

4. Игры творческого самоутверждения.

5. Игры на воле.

Последовательность введения игр:

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

Можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение

Можно предложить детям заполнить «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость.

«Карты настроения» анализируются.

Итак приветствие «Приветствие глазами» и «Разбуди соседа»

- «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему. Или передающий называет сказку а принимающий персонажа сказки. До игры договариваемся что при передаче смотрим в глаза, если не ответил принимающий, то палочка возвращается или ктото помогает. Или вообще передающий выбирается один.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

Это может быть совместное с детьми планирование. И решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

Для следующей игры нужно разделиться на малые подгруппы. Момент деления продумать.

«Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружелюбную обстановку.

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности.

УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

Сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.

Для организации детей необходимо делить детей на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.

Деление детей на малые группы осуществляют по следующим принципам:

    по росту;

    по цвету глаз (волос, носочков и т. п.);

    со своими друзьями;

    с тем, с кем живешь рядом;

    с кем спишь рядом в детском саду;

    с кем вместе сидишь за обеденным столом;

    с кем больше всего любишь играть;

    по любимому цвету и т. п;

Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):

    геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;

    геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;

    мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п.

Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах.

Оптимальными, для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте в пары и тройки, а в старшем – по 5-8 человек.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, способствующая снятию физического и эмоционального напряжения, поэтому необходимо задействовать всё пространство группы, спальни и приёмной. Во время организованной деятельности дети передвигаются, хлопают в ладоши, общаются внутри микрогрупп. Поддерживать ритм и темп деятельности детей помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Что помогает понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности. Для получения задания, детьми в микрогруппах выбирается посыльный. А также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

Дети быстро сходятся с новыми людьми, не испытывая стеснения, вступая в общение с людьми старшими по возрасту, Оказавшись в центре внимания замкнутые и стеснительные дети не боятся вступать в контакт у них расширяется круг общения. Дети стараются поддерживать дружбу продолжительное время, не прерывая её, и даже тогда если их что-то не устраивает.

Рефлексия:

А сейчас попрошу ответить на предложенные вопросы:

Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
Большое спасибо за Ваше понимание.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности.

Литература:

1. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.



Рассказать друзьям