Практические методы воспитания. Учебно-методический материал на тему: Методы воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методы воспитания

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния

Предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,

самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу:

для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения .

Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу

включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу

предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:

  1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
  2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
  3. Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
  4. Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
  5. Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Требования вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.

  1. Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.

Требование влияет на процесс самовоспитания человека , и следствием его реализации являются

  1. Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.

Методы воздействия на сферу саморегуляции

Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу

Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу

Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников

2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной 4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием

5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

Сущностная сфера

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

Выбор методов воспитания.

Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Что же должно учитываться при определении методов воспитания?

Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. 1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, те методы, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Приемы воспитания

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, т.е. приемах общения педагога и учащихся. Рассмотрим приемы, разработанные Ю.С. Тюнниковым.

  1. «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
  2. «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся « по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необхлдимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
  3. «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно.
  4. «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  5. «Импровизация на заданную тему». Учащиеся моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д. здесь учащиеся поставлены в более творческие условия.
  6. «Обнажение противоречий». Учащиеся, в ходе выполнения творческого задания, расходятся во мнениях, имеют разные точки зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приема связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

  1. «Инструктирование». При выполнении творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
  2. «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
  3. «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
  4. «Самоотстранение учителя». После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
  5. «Распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися.
  6. «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями, которые они получили при выполнении заданий. Или учитель передает свои функции группе учащихся или отдельному ученику.
  7. «Мизансцена». Учащиеся распределяются в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки др. педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Стимулирование (поощрение и наказание)

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение)

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия



Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия "метод воспитания" используется понятие "прием воспитания". Прием воспитания – частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием – вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует – сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания отложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные "проработки"; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • а) в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • б) для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • в) разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • г) для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сласгенин предлагают следующую классификацию:

  • методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя – выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • поощрения;
  • наказания;
  • примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему

"Методы воспитания в педагогике".


1. Понятие метода воспитания…………………………………………………………………………….3

2. Классификация методов воспитания………...........................................................4

3. Примеры, используемые в процессе воспитания………………………………..5

3.1 Примеры, используемые в процессе воспитания………………………..9

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности………………………………………………………………...11

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности……………………………………………………………………………...12

6. Методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании……………...14

7. Система методов педагогического воздействия………………………………...15

8. Заключение…………………………………………………………………………..18

По методам я разумею точные и простые правила.

1. Понятие метода воспитания.

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах.

Методы воспитания и методологические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти и сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности(игровая, учебная, трудовая), с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно ссвязано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

2. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить систему общих методов воспитания:

· методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

· методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации)

· методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)

· методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

3. Методы формирования сознания личности.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе по продолжительности.

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организационно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Можно обозначить три основные задачи этого метода: вызвать положительные нравственные чувства детей (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которого является распознавание определенного качества личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставление их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.

1. Методы воспитания

В центре внимания любого цивилизованного общества должен быть человек, но особенно важна забота о будущем, т. е. о подрастающем поколении, в т. ч. о ближайшем будущем – студентах. Какими придут они завтра в качестве руководителей и специалистов в производственные коллективы – вот один из главнейших вопросов, на которые обязана ответить высшая школа.

Важную роль в решении этой кардинальной и актуальной задачи должна сыграть психолого-педагогическая подготовка тех, кто будет работать с людьми.

Можно ли подготовить в стенах вуза специалистов по воспитанию А. С. Макаренко был убежден, что можно. «Я убежден, - замечал он, - что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком». [Цит. по: 13, с. 4]. Но для этого необходимы: с одной стороны – интерес, желания и усилия обучаемого; с другой – четкая организация работы.

Воспитательный процесс обеспечивается определенной системой, организацией воспитательной деятельности, направленной на реализацию поставленной социальной цели и достижение реальных формирующих результатов.

Важнейшей характеристикой организации воспитательного процесса является комплексный подход, как способ оптимизации воспитания. Он предполагает наряду с единством цели и средств воспитания, учетом всех факторов общественной жизни последовательное сочетание воспитания с обучением: выработки способности превращать знания в убеждения, умения пропагандировать и отстаивать свои позиции, применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Вместе с тем следует оговориться, что теория воспитания даже не ставит задачи дать готовые рецепты на все случаи жизни (жизнь многообразнее и сложнее любой теории, непредсказуемее любого научного предвидения). Она вооружает лишь знанием принципов (см. предыдущую тему), руководящих исходных положений, которые предопределяют главные требования к процессу воспитания, его содержанию, организации и методам.

В этом плане, первой ступенью на пути к овладению воспитательным мастерством лежит необходимость твердо уяснить существо, характер и сущность методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия воспитателей на сознание, волю, чувства, характер, темперамент и другие психические свойства личности воспитуемых, чтобы выработать у них необходимые качества. .

Что характеризует методы воспитания?

1. Комплексность применения (ни один метод не признается универсальным и всеобъемлющим).

2. Направленность на развитие умственных способностей (не механическая муштра, не заучивание догм, а сознательное развитие интеллекта).

3. Глубокий гуманизм (не унижение, не воспитание рабской покорности, а формирование качеств свободной, незакомплексованной личности).

4. Уважение личного достоинства и гражданских прав воспитуемых (страх воспитывает только ненависть и индивидуализм, недоверие – хитрость и обман, а уважение – полное взаимопонимание и взаимодействие).

5. Сочетание, взаимоотношение (методы дополняют друг друга, проникают один в другой, позволяют гибко применять их в зависимости от конкретной педагогической ситуации).

Наконец, методы реализуются в конкретных формах воспитательной работы. Основными из них являются:

а) учебные занятия (нельзя воспитывать не обучая и обучать, не воспитывая); только неразрывное диалектической единство в осуществлении образовательных и воспитательных целей приносит успех и тому, и другому;

б) политико-воспитательные мероприятия (политическое информирование, политические сообщения, анализ материалов средств массовой информации – СМИ, и другие, ставшие достаточно редкими мероприятия);

в) культурно-просветительные мероприятия (конференции, вечера, кружки по интересам, экскурсии, встречи) – они не только расширяют кругозор, но и формируют положительные отношения и общественное поведение;

г) спортивная работа (тренировки, соревнования, спортивные секции) – это не только развитие физических кондиций и укрепление здоровья – это закалка воли, выработка коллективистской психологии, взаимопомощи и ответственности за успех общего дела.

Таким образом, воспитательный процесс требует четкой организации, глубоких знаний и правильного применения форм и методов воспитания.

В практике воспитательной деятельности, как уже отмечалось, применяются разнообразные методы воспитания, главным из которых являются: убеждение, пример, критика и самокритика, упражнение, поощрение, принуждение.

Основным, ведущим методом воспитания является убеждение. Убеждение – это воздействие словом и делом на сознание, чувства и волю людей с целью помочь им усвоить идеи и требования, которые к ним предъявляются, и руководствоваться ими на практике. .

В процессе убеждения воспитатель не только воздействует на воспитуемых, но и опирается на их знания и опыт с тем, чтобы они добровольно восприняли идеи и рекомендации воспитателя и руководствовались ими в практической деятельности.

1. Убеждение невозможно без систематической и полной информации, разъяснения требований к качествам и поведению.

2. Эффективность и результаты убеждения находятся в прямой зависимости от степени убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает других.

3. Качество убеждения во многом зависит от подготовки, опыта работы и педагогического мастерства воспитателя.

Метод примера – это воздействие на сознание и чувства различными видами положительных примеров, которые могут являться образцом для подражания. .

Положительный пример многопланов, это:

Образцовые действия и поступки;

Личные качества и черты характера;

Степень соответствия общественному идеалу;

Политическая, экономическая и общественная деятельность;

Жизнь и деятельность литературных, кино-героев.

С другой стороны, наиболее близок и привлекателен личный пример воспитателя или примеры родственников, соседей, коллег.

Метод критики и самокритики основан на сопоставлении реальной картины с общепризнанными нормами, эталонами. При этом цель критики в плане воспитания – позитивные последствия.

Еще В. Г. Белинский писал: «У нас, на Руси, особенно, критика получила в глазах превратное понятие: критиковать – для многих значит ругать, а критика одно и то же с ругательною статьею… Понимать таким образом критику все равно, что правосудие смешивать только с обвинением или карою, забывая об оправдании… критика происходит от греческого слова, означающего «судить». Следовательно, в обширном значении критика есть то же, что и суждение». [Цит. по: 24, с. 100].

Отсюда вытекает ряд требований по практическому применению этого метода.

1. Используя критику в воспитательных целях, необходимо всесторонне анализировать не только недостатки, но и достоинства воспитуемых, всемирно создавать и поддерживать в них уверенность в возможности устранения недостатков.

2. Выступающие с критикой не только вскрывают недостатки, но и участвуют в поиске путей улучшения дел. Это, в свою очередь, укрепляет такие качества, как коллективизм, общественная зрелость, честность, принципиальность, чувство принадлежности к коллективу.

3. Воспитательная сила критики и самокритики в гласности, систематичности, конкретности и деловитости.

4. Педагогическая значимость критики и самокритики заключается в создании и поддержании здорового специально-психологического климата в коллективе.

5. Ценность и значимость самокритики определяется не остротой самобичевания, а искренностью, реальной готовностью и способностью исправлять личные ошибки и недостатки.

6. Даже самая острая критика не должна иметь ничего общего с грубостью, окриком, демагогией, унижением и оскорблением достоинства личности.

7. Критика только тогда полностью выполнит свою воспитательную миссию, когда она будет принципиальной, но доброжелательной и станет стимулом для инициативы и творчества как отдельной личности, так и коллектива в целом.

Метод упражнения – организация жизни, позволяющая формировать волевые качества, положительные привычки, претворять убеждения в нормы поведения.

Упражнение как метод воспитания осуществляется путем постановки определенных задач:

а) профессиональных (учебных) – соблюдение расписания занятий, выполнение домашних заданий, своевременная текущая, семестровая и итоговая отчетность и т. д.;

б) нравственных (моральных) – воспитание честности и правдивости, вежливости, бережного отношения к имуществу, уважения к старшим и чужом труду;

в) гигиенических – соблюдение правил личной гигиены, забота о здоровье, бытовая культура, поддержание чистоты в аудиториях.

Метод упражнения дает свои положительные результаты только в том случае, если задачи будут ставиться целеустремленно, последовательно, систематически, а воспитуемые поймут и примут актуально и необходимость выдвигаемых воспитателями задач.

Метод поощрения представляет собой систему приемов и средств морального и материального стимулирования положительных достижений в деятельности и поведении.

Каковы цели этого метода?

1. Закрепить то положительное, что проявилось у воспитуемых (незамеченное вовремя хорошее может постепенно угаснуть).

2. Сформировать веру в возможность дальнейших успехов и свои силы, помочь мобилизовать волю воспитуемых на достижение еще больших успехов.

3. Определить и четко обосновать пример в данном коллективе (для данного коллектива).

4. Воспитать стремление к подражанию лучшим без зависти и нездорового соперничества.

Результативность и эффективность метода поощрения зависит от педагогической грамотности, мастерства и опыта воспитателя, а также соблюдения ряда педагогических требований.

1. И поощряемый, и весь коллектив должны ясно понять, за что конкретно он отмечается в лучшую сторону.

2. Поощрение – не плата за личную преданность, повседневное согласие с руководством и т. д., а общественная оценка (от имени общества, а не себя лично) достигнутого.

3. Поощрение должно быть своевременным, а не «приправой к праздничному пирогу».

4. Едва ли не самым важным требованием к методу поощрения является гласность – не на ушко, не в тиши кабинета, а открыто при всех необходимо говорить добрые слова, хвалить человека или коллектив за дела.

5. Очень важно использовать весь арсенал поощрения: от доброго слова и дружеского рукопожатия до материальных средств. К сожалению, в наше меркантильное время начисто потеряли значение и забыты моральные средства, которые играли очень заметную роль в недалеком прошлом.

В этом плане заслуживает всяческого одобрения решение руководства АРК о возрождении Крымской Республиканской Доски Почета и занесение на нее лучших коллективов и тружеников полуострова.

Только при соблюдении всех этих условий и требований поощрение действительно станет важным методом воспитания, который позволит существенно и эффективно стимулировать успешную деятельность и положительное поведение людей.

Метод принуждения – негативная оценка, осуждение действий, нарушающих требования морали, нравственности, принятых эталонов поведения с целью. Вызвать чувство вины у отклоняющегося и стремление исправиться.

Существенными признаками этого метода являются:

а) этот метод далеко не основной; он носит лишь вспомогательный, вынужденный, крайний характер;

б) он применяется лишь к незначительному меньшинству воспитуемых;

в) он опирается на моральное осуждение отступлений большинством;

г) он используется тогда, когда остальные не дали результата.

«Разумная система взысканий, - писал А. С. Макаренко, - не только законна, но и необходима. Оно помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю…». [Цит. по: 19, с. 31].

Взыскание – это крайнее средство принуждения, ему должно предшествовать все многообразие других средств: предупреждение, беседа, неодобрение, изменение отношения, запрещение на что-то, приказ.

Основными педагогическими требованиями (условиями) применения метода принуждения для большей эффективности являются :

1) не просто выяснять причины отступления от норм, но и добиваться, чтобы сам виновник осознал свое отклонение;

2) принуждение должно быть справедливым, т. е. соответствовать тяжести и степени вины;

3) индивидуальность подхода к оценке проступка и определению меры воздействия;

4) неотвратимость, своевременность и обязательность исполнения принуждения;

5) принуждение не может проявляться как издевательство и унижение;

6) принуждение не только не ослабляет, но наоборот усиливает внимание к наказываемому.

Не трудно убедиться, что между всеми методами воспитания существует взаимная связь и взаимная зависимость. Педагогика учит подходить к воспитанию творчески, не трафаретно, осуществляя диалектический подход к применению принципов, методов и средств воспитания.

Таким образом, несмотря на то, что воспитание как разновидность деятельности требует опоры на серьезные научно-теоретические концепции, познание педагогических основ воздействия на человека, оно вполне доступно и для лиц без специального образования – необходимы лишь желание и приобретаемое на практике умение воспитывать других.

Индивидуальное задание № 15 « ?»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАОУ СПО ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»

Контрольная работа

Дисциплина: Общая и профессиональная педагогика

Тема: Эффективные методы воспитания

метод воспитание упражнение стимулирование

1. Метод воспитания

2. Факторы, определяющие выбор методов воспитания

3. Классификация методов воспитания

Приложение

Литература

1. Метод воспитания

Метод воспитания -- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя. Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан. Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса -- формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традициям русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе. Поэтому при реализации метода убеждения, прежде всего, следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения -- вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения. Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополненысилой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, -- говорил Сенека, -- короток путь примера». Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность -- не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам. При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение -- это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения -- вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методовпоощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемыхметодами стимулирования. Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помощью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика. Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

2. Факторы, определяющие выбор методов воспитания

§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления -- необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

§ Условия воспитания -- климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

§ Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

3. Классификация методов воспитания

Классификация методов -- это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

§ влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

§ влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

§ Методы формирования сознания личности.

§ Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

§ Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вывод:

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество эффективных методов воспитания. Я же описал общие методы воспитания. Также я выяснил, что если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «эффективные методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

Приложение

Задание № 1 Наука, изучающая педагогическую культуру роды, этносоциума, нации, народности, называется…

о сравнительной педагогикой

о этнопедагогикой

о социальной педагогикой

о семейным воспитанием

Задание № 2 Одним из методологических параметров педагогического исследования является…

о методы обучения

о субъект

о объект

Задание № 3 Среди понятий «педагогическая диагностика», «наблюдение», «методы педагогической диагностики», «принципы педагогической диагностики» наиболее частыми является понятие…

о «принципы педагогической диагностики»

о «педагогическая диагностика»

о «методы педагогической диагностики»

о «наблюдение»

Задание № 4 К постоянным задачам педагогической науки относятся…

q выявление межличностных отношений в коллективе

q изучение причин неуспеваемости

q прогнозирование образования

q обобщение практического опыта

q вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Задание № 5 Этнопедагогика изучает…

о становление и развитие традиционных народных культур воспитания

о национальные традиции и обряды

о становление и развитие этических знаний, убеждений воспитанника

о проблемы межнационального взаимодействия

Задание № 6 В зависимости от отраслей деятельности выделяются …

о история педагогики, социология образования

о военная педагогика, производственная педагогика

о педагогическая технология, лечебная педагогика

о тифлопедагогика, сурдопедагогика

Задание № 7 Процесс тестирования может быть разделен на такие этапы, как…

q выбор теста

q проведение тестирования

q интерпретация результатов

q корректировка

q самоанализ

Задание № 8 Уровень компетентности и методологической рефлексии исследователя определяют методологическую (-ое) …

о культуру

о творчество

о мастерство

Задание № 9 Различают диагностику…

q методическую

q предметную

q социальную

q психологическую

q педагогическую

Задание № 10 Методика педагогического исследования включает в себя…

q закономерности педагогического исследования

q способы организации педагогического исследования

q способы воспитания и обучения

q порядок применения методов исследования

q интерпретацию полученных результатов

Задание № 11 Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является __ педагогика

о сравнительная

о социальная

о общая

о возрастная

Задание № 12 Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип…

о гуманизации

о эмпатии

о толерантности

о терпимости

Задание № 13 Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется…

о преподаванием

о педагогической деятельностью

о образованием

о научением

Задание № 14 Набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, это _________ уровень методологии

о практический

о технологический

о проектировочный

о теоретический

Задание № 15 Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…

о профессиональной

о профильной

Задание № 16

q преобразовательный

q рефлексивный

q диагностический

q объяснительный

q проективный

Задание № 17 Педагогическая цель - это…

о направление работы учителя

Задание № 18 Технологическая функция педагогики реализуется таких уровнях, как…

q преобразовательный

q рефлексивный

q диагностический

q объяснительный

q проективный

Задание № 19 Педагогическая цель - это…

о направление работы учителя

о основное положение деятельности учителя

о представление учителя о своей педагогической деятельности

о идеальная модель ожидаемого результата педагогического процесса

Задание № 20 К основным формам связей педагогики с другими науками не относится

о использование терминов и понятий других наук

о применение методов исследования других наук

о творческое освоение научных идей

о использование ведущих тенденций развития образования за рубежом

Литература:

1. Методика профессионального обучения[Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.В. Довыдова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008.

2. Методика профессионального обученияСкакун В.А.-М.: «Интелект-Центр», 2003.-320стр

3. Скакун В.А. организация и методика профессионального обучения: учебное пособие/ В.А. Скакун.-М. : ИНФРА-М, 2009.-336с.- (Профессиональное образование)

4. Сластёнин.В.А педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина.-3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004-576с.

5. Эрганова Н.Е. методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 160с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Цели, задачи и взаимодействие воспитания и обучения; метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, формирование социального поведения. Классификация методов воспитания, их характеристика; педагогическое оптимизирование.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Понятие методов, основных принципов, средств и форм воспитания. Общие методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования деятельности и поведения.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Сущность методов воспитания как механизмов взаимодействия воспитателя и учащихся, их классификация и сравнительная характеристика основных видов. Понятие, сущность, задачи, содержание, формы и классификация воспитательного (педагогического) процесса.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Метод воспитания как модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка. Формирование у ребенка ценностного отношения к миру и себе в процессе воспитания. Основные методы воспитания, их психологическая основа и средства реализации.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

    реферат , добавлен 09.03.2010

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Взгляд В.А. Сухомлинского на диалог как метод воспитания. Педагогическая технология построения диалогического общения. Самоутверждение и самовыражение личности школьника. Требование как метод воспитания. Преимущества системы поощрений и наказаний.



Рассказать друзьям