Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе путешествие. Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Волшебство под Новый год

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребѐнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В нашем ДОУ при открытии новых 3х групп мы столкнулись с тем, что потупившие на работу воспитатели имея педагогическое образование опыта работы не имели или же он был недостаточным. С этой целью была организована « Школа молодого специалиста», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции. На первом этапе нами была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Результаты диагностики показали, что у педагогов недостаточные знания в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; трудности в коммуникативной сфере; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, был отмечен низкий уровень информационных умений. Эти трудности мы и постарались решить.

На втором этапе были использовали различные формы повышения профессионального мастерства: это традиционные методы такие как консультации, лекции - дискуссии, круглые столы, работа творческих микрогрупп, различные смотры-конкурсы, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. Для формирования коммуникативной компетенции проводились тренинговые занятия направленные на приобретение коммуникативного опыта « Самый трудный родитель. Самый приятный родитель», «Поговорите со мной», « Когда душа с душою говорит» и др. При проведении занятий применялись разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, « мозговой штурм» и др. Были проведены семинары – практикумы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», « Секреты хорошей дисциплины» и др.

Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.

Результаты « Школы молодого специалиста» представляют следующее:

а) приобретение участниками знаний и умений в области самодиагностики: развитие рефлексии как самоанализа;

б) приобретение умений и навыков эффективного общения;

в) появление у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими знаниями.

Такие активные формы и методы « Школы молодого специалиста» уже дают свои результаты. Работа в данном направлении будет продолжена т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.

Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования необходимо выделить наиболее важные из них:

 использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;

 обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;

 высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого – помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.

Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

 стремление к личностному развитию и креативность;

 мотивация и готовность к инновациям;

 понимание современных приоритетов дошкольного образования;

 способность и потребность в рефлексии.

С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала .

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

 организационно-методическая;

 образовательная;

 научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Использованная литература

1. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

2. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. – Воронеж, 2004.

3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – №4.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. http :// www . nekrasovspb / ru / publikation /

6. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

7. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М.,1979.

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»

А. Дистервег

Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.

А.С. Белкин, В.В. Нестеров

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотру основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечение процесса воспитания специалистами высокого уровня. На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям, необходимостью в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. В таких условиях развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Поэтому актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. В связи с этим прежде всего необходимо создать комплекс условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет в свою очередь к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

Таким образом можно предположить, что образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, включающих в себя совокупность компетенций в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

К сожалению, на данный момент все еще существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Поэтому необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

Методологическая

компетентность

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода

Сущность его заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая компетентность

Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО

Коммуникативная

компетентность

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса

Исследовательская компетентность

Умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, провести анализ результативности воспитательно -образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям

Презентационная

компетентность

Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т.д.

Акмеологическая

компетентность

Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная

компетентность

Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе

Эмоциональная компетентность

Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для само мотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими

Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
  • Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
  • Проведение открытых мероприятий по обмену опытом
  • Педагогические чтения
  • Деловые игры
  • Обобщение собственного педагогического опыта

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.


Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века-это:- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; -Умеющий организовать рефлексивную деятельность; - Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности,это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Компетентность - это личностная характеристика, а компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся (авторы:Н. А. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева):

1. Компетенция в ведении образовательного процесса;

2. ИКТ-компетенция;

3. Компетенция в организации воспитательной работы;

4. Компетенция в установлении контактов с родителями;

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;

6. Компетентность в разработке и реализации модифицированных и авторских образовательных программ;

7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями;

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования;

9. Креативная компетентность педагога;

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Условия профессионального роста : Самообразовательная работа Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете Посещение семинаров, конференций, НОД коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. Изучение информационно-компьютерных технологий. Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете. Участие в конкурсах в Интернете. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Результативность: Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» даёт возможность представить его как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующимся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, профессионально значимыми установками и личностными качествами. Многими исследователями наряду с понятием педагогической (профессиональной) компетентности рассматриваются такие понятия как педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения. Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина и другие). Согласно литературным источникам, педагогическое мастерство - это постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагогическое мастерство характеризуется как высокий уровень овладения педагогической деятельностью. Н.В. Кузьмина в содержание педагогического мастерства включает такие компоненты как психолого-педагогическая эрудиция, умения в области педагогической техники, умения влиять на психику другого человека, личностные особенности. В.А. Сластенин включает теоретические знания и основанные на них умения. Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (Л. И. Рувинский). Педагогическая техника выступает компонентом педагогического мастерства и педагогической компетентности. Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая компетентность будет являться составляющей педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями, развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерстве доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства. В ходе анализа литературных источников по проблеме профессиональной компетентности были выявлены следующие её компоненты: гносеологический, ценностно-смысловой и деятельностный. Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает: знания теоретических и методологических основ определённых наук, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности, широта и глубина дополнительных знаний. Ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетентности включает: готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе. Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности включает следующие умения: гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские, развивающие. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что вопрос оценки профессиональной компетентности является на сегодняшний день неясным, так как непонятно каким образом нужно определять имеющиеся изменения уровня профессиональной компетентности. Поскольку отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность» и нет общепринятой модели оценки повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, возникла необходимость определить свои позиции внутри дошкольного учреждения. Для определения уровней профессиональной компетентности нами использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, самоанализ. По результатам мониторинга была составлена сводная карта оценки уровней профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств педагогов. Каждый критерий данной карты оценивался определённым количеством баллов: от 0 до 5. Все критерии были отнесены к определённым параметрам, таким как результативность деятельности педагога, уровень знаний педагога, наличие умений, способностей и др. По окончании мониторинга выведен уровень компетентности каждого педагога: низкий, средний или высокий. В результате были получены следующие данные: педагогов с высоким уровнем компетентности 40%, со средним - 45%, с низким 15%. Все педагоги обладают необходимыми теоретическими знаниями, увлечены своей профессией, добросовестно относятся к своей педагогической деятельности. Выявились следующие проблемные зоны: некоторые педагоги испытывают трудности в организации деятельности родителей, включении их в педагогический процесс, в применении информационных технологий (организаторские умения), видении каждого ребёнка в группе (коммуникативные умения), в отборе форм, методов и средств обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата (проектировочные умения), неумение видеть проблемы и противоречия и неумение находить нужное и оригинальное решение (творческие умения). У некоторых педагогов необходимо развивать умения педагогической техники. Таким образом, многие компоненты профессиональной компетентности педагогов нашего учреждения требует дальнейшего развития. Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду. Данная система является элементом постдипломного педагогического образования и направлена на: - включение педагогов в экспериментальную и инновационную деятельность и осознание её необходимости; - информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; - создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности. Система методической работы в МДОУ выстраивается в трех направлениях: . По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской системы педагогической деятельности воспитателя. Для этого разработаны индивидуальные планы повышения квалификации педагогов. . По отношению к педагогическому коллективу. В этом направлении методическая работа направлена на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. . По отношению к системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Все методические мероприятия подразделяются нами на блоки. Блок 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества. . Работа педагогов в творческих и проблемных группах. В состав таких групп входят педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий. Основное направление деятельности данных групп - освоение инноваций, разработка и внедрение новых проектов и результатов творчества, а также выявление и решение проблем в деятельности коллектива. . Посещение педагогами курсов повышения квалификации. Нет смысла говорить о значении данной формы обучения педагогов. Важно, чтобы педагог, прошедший курсы повышения квалификации, поделился своими знаниями с коллегами. . Участие педагогов в городских методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления деятельности таких мероприятий - выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов города. . Консультирование. Консультации являются одной из наиболее эффективных форм методической работы, так как они расширяют кругозор педагогов, помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и литературой, делают работу творческой. . Педагогические чтения. Основная деятельность педагогических чтений направлена на освоение и накопление психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии. Используются различные формы работы с педагогами: лекции, работа с психолого-педагогической литературой, нормативными документами. Блок 2. Мероприятия, направленные на повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. . Психолого-педагогические тренинги. Обучение в тренинговой группе имеет ряд неоспоримых преимуществ. Педагоги учатся принимать точку зрения своих коллег, обнаруживают готовность к изменению своих установок; учатся излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышается активность и инициативность в поиске оригинальных решений. . Использование методов морального поощрения и награждения. За хорошее материальное вознаграждение человек сделает многое, а за искреннее признание и одобрение - ещё больше. Старание без признания приводит к разочарованию, поэтому необходимо отмечать и поддерживать даже самые небольшие успехи педагогов. . Неофициальные коллективные мероприятия. На таких мероприятиях возникает возможность не только сформировать коллектив единомышленников, но и лучше узнать способности каждого педагога, оценить их педагогический потенциал. . Оказание доверия при поручении ответственных дел, делегирование полномочий с целью формирования кадрового резерва руководящих кадров. В каждом учреждении есть свои уникальные педагогические кадры, которые могут быть известны и за пределами своего дошкольного учреждения. За такими педагогами тянутся другие, перенимают у них опыт общения с детьми, родителями. Эти педагоги формируют представление об учреждении в социуме. Искренняя заинтересованность администрации в профессиональном росте таких педагогов будет способствовать сохранению и развитию педагогической элиты ДОУ. Блок 3. Мероприятия, направленные на развитие профессиональных умений и педагогической техники. . Недели педагогического мастерства. Опытные педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем. Это способствует тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. . Мастер-классы. Способствуют активизации личности каждого педагога, развитию творческих способностей, умению находить оптимальные и оригинальные решения. . Педагогические советы. Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивает откровенный обмен мнениями, помогает сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога. Педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что создаёт поле морально-интеллектуального единства, без которого группа педагогов не может функционировать как коллектив. . Семинары-практикумы. Включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. . Деловые игры. Связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определённой роли и выбора способов взаимодействия. Помогают педагогам усвоить технологию проведения занятия и воспитательных мероприятий. . Наставничество. Путь молодого специалиста к профессиональному мастерству не лёгок. Необходимо ориентировать молодого педагога на овладение передовыми методами и приёмами работы, на пополнение своих знаний. Опытный педагог поможет наглядным примером постичь секреты профессии. Таким образом, методическая работа в ДОУ - это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но любовь к своей профессии, детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности и педагогическая техника, постоянная работа над своим развитием - необходимое условие для достижения педагогом профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА 1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 15 - 17. 2. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 24 - 31. 3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008. 4. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 15 - 21. 6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 - 14. 7. Панкова Е.П. Повышаем профессиональную компетентность воспитателей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. № 8. С. 28 - 33.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

    Гуманная педагогическая позиция;

    Глубокое понимание задач дошкольного образования;

    Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;

    Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

    Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

    Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

    Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В настоящее время дорабатывается «Профессиональный стандарт педагога», который должен был начать свое действие с 1 января 2015 года. Однако Общероссийский Профсоюз образования направил министру труда и социальной защиты РФ письмо с просьбой перенести дату его введения на 1 января 2018 года. По мнению Общероссийского Профсоюза образования, поспешное введение профессионального стандарта может вызвать многочисленные коллизии правового характера, в связи с чем официальный перенос даты начала применения профессионального стандарта педагога на более поздний срок может стать обоснованным, взвешенным и объективным шагом со стороны Минтруда России.

Так вот, в профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?

Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

    В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы;

    Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.

    Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).

Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

Работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

Открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

Педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

Активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

Обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;

Работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

Организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

Тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

Психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Способствовать развитию положительных эмоций, дружеских взаимоотношений между детьми группы;

Развивать активность, желание участвовать в играх, хороводах.

Оборудование: костюмы героев праздника, новогодняя елка , снежки, ведерки, варежка, рукавички с аппликацией, ключ, фонарик, зеркальный шар, сундук с подарками.

Дети вбегают в музыкальный зал и встают вокруг елки.

Ведущий . Ребята, вот и наступил наш самый любимый праздник - Новый год. Давайте встретим его дружно и весело.

Здравствуй, праздник Новый год!

Как у нас красиво!

Дед Мороз уже идет по большой России.

Он заходит в города, в лес и на полянки.

Он заглянет и сюда, в городок наш славный.

1-й ребенок

Посмотри на нашу елку,

Как украшена она.

Снег пушистый на иголках,

Вся стройна и зелена.

2-й ребенок

Мы на праздник собрались

Танцевать, кружиться,

Так давайте же, друзья,

Петь и веселиться.

Дети водят хоровод «Елочка» (муз. Н. Вересокиной, сл. Я. Чароноцкой). Затем садятся на стулья.

Ведущий . Елочка очень нарядная и красивая. Ой, слышите, к нам кто-то идет. Может, это сам Дедушка Мороз?

Входит Зима.

Зима

Мое время наступило,

Я - Зимушка-зима.

Я самый лучший праздник

С собою принесла.

Отвечайте мне, народ,

Что за праздник?

Дети. Новый год!

Зима. Все играют в Новый год, веселятся. И я хочу с вами, ребята, в снежную игру поиграть.

Игра «Передай снежок»

Дети сидят слева и справа от елочки. Зима ставит около детей, сидящих слева, ведерки со снежками, а около детей справа - пустые ведерки.

По сигналу первый ребенок берет один снежок из ведра и передает по цепочке сидящим детям своей команды, второй ребенок - третьему и т.д. Последний ребенок команды кладет снежок в ведро. Когда все снежки передадут, последний ребенок бежит и передает ведерко Зиме.

Зима. А елка-то у вас какая нарядная. Посмотрю я игрушки, что висят до самой макушки. Сколько шаров, гирлянд, звездочек. Ой, а это что - варежка? (Называет детей по костюмам.) Мишка, это твоя варежка? Петрушка, а может, это ты потерял?

Постойте, да на варежке что-то написано. Я поняла - это письмо от Дедушки Мороза. Давайте прочитаем: «Дорогие мои, ребята! Я немного задержусь, уж очень много дел в лесу перед Новым годом. А вы отправляйтесь в сказочный лес, где вас встретит Снеговик. Играйте с ним, веселитесь и меня дожидайтесь». Здесь и подпись есть: ваш Дедушка Мороз.

Ведущий . Ой, а кто же нам дорогу на сказочную поляну покажет, ведь мы можем заблудиться?

Зима. Как кто? А я на что? Ведь я везде бываю и все дорожки в лесу знаю.

Вставайте и держитесь крепко за руки.

Дети водят хоровод «Идем, идем с тобой к зверям». Садятся на стулья.

Ну вот я и привела вас на сказочную поляну. Смотрите, домик Снеговика. Сидите тихо, а я пойду посмотрю, дома ли он. Да, он дома - готовится к Новому году. Вы его позовите, а мне тоже пора, ведь у Зимы в лесу перед Новым годом ох как много хлопот.

Зима уходит.

Ведущий . Ребята, давайте громко позовем Снеговика.

Дети зовут Снеговика.

Снеговик . Кто это меня зовет? Ой, ребята, а я Дедушку Мороза ждал.

Ведущий . Здравствуй, Снеговик. Да мы от Деда Мороза письмо-варежку получили. Он задерживается, просил нас прийти на эту сказочную поляну и здесь его подождать.

Снеговик. Ну что, если пришли, помогайте мне к празднику готовиться. Я вот рукавички постирал да все перепутал. Теперь не могу две одинаковые найти. А рукавичек у меня ох как много. Боюсь, не успею к Новому году разобрать.

Игра «Найди пару»

Каждому ребенку дают по одной рукавице. Под веселую музыку нужно найти ей пару.

Снеговик. Вот теперь порядок, и я очень доволен, что вы, ребята, такие хорошие помощники. А теперь можно и в прятки поиграть.

Проводится музыкальная игра «Снеговик и дети».

Ой, ребята, совсем заигрался я с вами и позабыл, что Дедушка Мороз просил сохранить вот этот золотой ключик от сундука. Я думаю, что он там спрятал что-то очень ценное. Я переживаю, что могу потерять этот ключик, поэтому решил его повесить на елку. Уж с елки он никуда не пропадет. Так куда же его подвесить? Вот, нашел местечко. (Подвешивает на елку.) Сейчас я в домик схожу, принесу фонарик, чтобы ключик освещал. (Уходит.)

Появляется Лиса.

Лиса. А я все слышала и видела. Ну-ка, что это Снеговик на елку повесил? А, ключик! А я думала, что-нибудь вкусненькое. Ой, а вы кто такие?

Дети отвечают.

Ведущий . Да, это ребята из детского сада . Нас Дед Мороз пригласил на эту поляну со Снеговиком играть и Новый год встречать.

Лиса. Что? Новый год встречать да еще играть? А меня опять не пригласили? Каждый год одно и то же: зайцам - морковку, белкам - орехи, даже козявкам-мышам и то по зернышку на новогодний стол Снеговик и Дед Мороз готовят. А мне ничего, и на праздник даже не приглашают. Ну, погоди, Снеговик, я тебе устрою Новый год! Раз этот ключик на елке висит, значит, он важный, значит, Снеговик его бережет. А я этот ключик забираю. Все видели, ключик теперь у меня. (Убегает.)

Снеговик. Вот он, мой фонарик, который ярко-ярко светит. Теперь ключик я не потеряю никогда. Ой, а где же он?

Дети рассказывают.

Ой, беда! Как я Дедушке Морозу скажу, что ключик не сохранил, про Лису-плутовку совсем позабыл?

Снеговик громко плачет.

Ведущий . Не плачь, Снеговик, а то растаешь. Ребята, как ему помочь?

Дети отвечают.

Чтобы Снеговик не растаял, нужно много снега. Ой, смотрите, снег пошел. Это Зимушка-зима нам помогает.

Крутится зеркальный шар.

Дети исполняют песню «Белый снег» (муз. А. Филиппенко, сл. А. Горина).

Зимушка и подружек своих, снежинок, прислала, чтобы они порадовали нас зимним танцем.

Девочки исполняют танец снежинок.

Теперь наш Снеговик не растает. Только настроение у него испортилось. Давайте послушаем стихотворение про Снеговика.

Ребенок читает стихотворение.

Снеговик. Спасибо за доброе стихотворение. У меня, и правда, настроение стало опять хорошим. Пойду я в домик, позвоню Снегурочке. Думаю, что она что-нибудь мне посоветует. (Уходит.)

Ведущий . Смотрите, а Лиса как ни в чем не бывало идет по лесу - вот плутовка.

Лиса . Я по лесу иду, ключик в лапках несу. Ой, опять я на этой поляне, где ключик с елки сняла. Да вот и домик Снеговика. А, ребята, вы еще не ушли? Что, праздника ждете, подарочки? А ключик-то у меня. Я узнала, что он этот от сундука, а там, наверно, подарки!

Лиса «нюхает» сундук, гладит его, а в это время тихонько к ней подкрадывается Снеговик с метлой.

Снеговик. Ах, ты рыжая плутовка! Отдавай мне ключ! (Бегает за Лисой вокруг елки.)

Лиса . Стой, Снеговик. Чуть шубку мне не испортил. Ну, я тебе покажу! Я сейчас Волка приведу, и мы тебя мигом одолеем, пожалеешь еще, что метелкой меня гонял! Ух!

Свет гаснет, чтобы Волк забежал и «сел» около проруби.

Волк. Ловись, рыбка, большая и маленькая. Ох, и холодно мне, ох и голодно. Хоть бы кто-нибудь меня рыбкой угостил, в гости пригласил.

Лиса . Вот ты где, Серый. Дело есть на сто рублей и мешок рыбы.

Волк . Ну да? А делать-то что надо?

Лиса. Надо Снеговика разломать.

Волк. Да ну его, ведь он холодный, а у меня и так зуб на зуб не попадает.

Лиса. Да ты что, расстроить меня хочешь? Я кому сказала, что надо Снеговика разломать. Тем более там целый сундук подарков, я тебе половину отдам.

Волк . Целый сундук еды, тогда пойдем. Ну ее, эту рыбу, все равно ничего в такой холод не поймал. (Идут вокруг елки, Снеговик выходит из домика и начинает мести снег.)

Ну, далеко еще?

Лиса . Да нет, вот поляна. Смотри, Снеговик работает - снег разметает. Давай, нападай на него. Сзади обходи.

Снеговик отгоняет зверей метлой, а Лиса прячется за Волка.

Ведущий . Ребята, давайте поможем Снеговику. Хлопайте громко в ладоши.

Дети хлопают.

Волк. Ой, да здесь еще и дети? Лиса, может, не надо Снеговика ломать?

Лиса. Надо, надо, давай, нападай на него.

Ведущий . Ребята, давайте Деда Мороза звать, а то эта драка никогда не остановится.

Дети зовут Деда Мороза.

Дед Мороз и Снегурочка (вместе). Ау! Ау! Бежим, торопимся!

Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Снеговик! А это что за гости?

Снегурочка . Дедушка, Снеговик мне звонил и просил совета, как с Лисой справиться и ключик у нее забрать от нашего сундука с подарками.

Дед Мороз. Ах, вот оно что!

Волк. Я говорил, что не надо Снеговика ломать, а ты, Рыжая, все давай да давай.

Лиса. Ничего я тебе не говорила. Это ты сам хотел моего любимого Снеговичка поломать.

Дед Мороз. Ребята, кто из них обманывает?

Дети отвечают.

А ну, Лиса, отдавай ключик.

Лиса. Да пожалуйста, возьмите. Я просто очень хотела к вам на праздник попасть, а то ни разу не пригласили, а ведь я так люблю танцевать.

Ведущий . Что ж, вставайте парами, и будем танцевать.

Дети танцуют.

Дедушка Мороз, простим Лису и Волка, ведь праздник веселый!

Дед Мороз . Простим, пусть уходят и прибегают вечером на эту поляну, чтобы со всеми зверюшками Новый год встретить.

Лиса и Волк (вместе). Вот спасибо за приглашение, побежим готовиться и хвосты начесывать. (Уходят.)

Дед Мороз. Снегурочка, смотри, елка не горит огнями. Вот тебе волшебная палочка , обеги вокруг елки и зажги по огонечку. Я тебе буду помогать, да и ребята в ладоши захлопают громко.

Снегурочка бежит вокруг елки, дети хлопают, и елочка загорается.

Становитесь-ка, ребята, в хоровод, громкой песней встретим Новый год.

Все водят хоровод вокруг елки.

Дед Мороз роняет варежку.

Ведущий . Дедушка, ты варежку потерял.

Дед Мороз. Спасибо, давай мне ее.

Ведущий. А теперь попробуй догнать свою варежку.

Проводится игра «Догони рукавицу».

Дети передают друг другу варежку, а Дед Мороз пытается ее забрать.

Ведущий . Устал, Дедушка Мороз, отдохни и стихи послушай.

Стихи предварительно разучивают родители с детьми.

Дедушка, поиграй еще с ребятами, знаешь, как они быстро умеют бегать.

Дед Мороз. Да и я не уступлю. Я тоже, знаете, как побегу сейчас, только пятки засверкают.

Проводится игра «Обеги вокруг елки и сядь на стул».

Да, такие маленькие дети, а как быстро бегают, обогнали старика.

Ведущий. Дедушка, а у нас еще дети для тебя стихи расскажут. Дети читают новогодние стихи.

Снеговик. Дед Мороз, пора подарки доставать из сундука, заждались дети.

Дед Мороз . Открывай, Снеговик, наш большой сундучок. Детям раздают подарки.

Ирина Бойко
Новогодний сценарий подготовительная группа

Новогодний утренник для подготовительных групп .

«Украденные стрелки»

В зал под музыку заходят дети и встают вокруг елки.

Ребёнок 1 : Мы начинаем детский бал,

Весёлый, шумный карнавал!

На праздник мы зовём друзей,

Спешите к нам сюда скорей!

Ребенок 2 : К нам в гости елочка пришла,

И светится огнями.

Пускай друзья веселый час,

Встречают вместе с нами!

Ребенок 3 : Под елкой спляшем и споем,

Ведь новый год сегодня.

Смотрите все, а мы начнём,

Наш праздник новогодний .

Песня «Новогодняя » пр 52

(После песни садятся на стулья)

Ведущий : Ой, ребята посмотрите, на елочке письмо какое-то висит. Интересно, от кого оно?

«Вы под елку загляните,

Колокольчик там найдите,

Не крутите, не вертите,

А тихонько потрясите!

Колокольчик запоет,

И гостей к вам позовет!

Я гружу подарков воз!

Скоро буду, Дед Мороз!»

(Звонят в колокольчик, появляется Снегурочка)

Снегурочка :Звон колокольчика позвал

Меня на карнавал

Я поздравить рада

Вас с праздником ребята.

Сказка приближается, к нам издалека.

Лес дремучий тишина,

Светит на небе луна,

Тихо падает снежок.

На полянку, на лужок…

И под шапкой снеговой

Дремлет лес в тиши ночной,

Помнит сказка зимний лес

Много он хранит чудес!

(В углу стоит макет часов. Бьют куранты)

Песня «Тик-так» индивидуально

Ведущий : Что за стук? С наших часов упали стрелки. Как же мы узнаем, когда наступит Новый Год?

(стрелки выходят из-за часов)

1-ая стрелка : Ой, стрелочка сестричка, ты куда?

Нельзя с тобой нам убегать.

Ребята собрались сюда,

Чтоб петь играть и танцевать.

Без стрелочек им не узнать,

Когда наступит Новый год.

Пусть время остановит ход.

Одно и то же каждый раз.

А вспомнил кто- нибудь про нас?

По циферблату день и ночь,

Шагаем, устали не зная.

А слышишь только Дед Мороз, Снегурочка…»

О нас совсем не вспоминают.

Возьму сейчас и убегу,

И даже не на час.

Пускай узнать про Новый год

Попробуют без нас!

Снегурочка : Что же нам теперь делать? Надо срочно Дедушку Мороза звать! Давайте все громко крикнем : «Дед Мороз!»

Дед Мороз :Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

А что ж ёлочка ваша такая грустная?

Снегурочка : Дед Мороз, так мы же огоньки на ёлочке не зажгли.

Дед Мороз : Не порядок!Мы оплошность ту исправим и ребяток позабавим.

Вы, ребята, помогайте и за мною повторяйте!

Все : Не мети, метель, не кружись, наша елочка огнями зажгись!

Дед Мороз :Ну вот, теперь порядок!

Все ребята становитесь в дружный хоровод.

Вместе с нашей ёлочкой встретим Новый год!

Песня : «Наша елка»

Дед Мороз :Тик-так! – стучат часы у нас.

И стрелки чередой спешат вперёд.

Проходит час. И вновь мы слышим бой.

Но странно : стрелки не идут, часы у нас молчат.

Что случилось? Почему не бьют часы?

(Дети отвечают) .

Дед Мороз : Как так? Куда убежали? Дети, не расстраивайтесь, мы их сейчас найдем, у нас ещё есть время! (уходят)

(Звучит «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова. Музыка стихает, и становятся слышны крики за дверью.)

Леший : Ой, Баба Яга! Чего это мы кубарем вниз, да так быстро?

Баба Яга : Мотор у ступы замерз! Держись крепче, Леший! Приземляемся!

Леший : Ой-ой-ой-ой.

Баба Яга : Ай-ай-ай-ай.

(Звук удара, тишина.)

Леший (выходит, хромая) :Куды это мы шлепнулись, Бабуленька? (Оглядывается.) Бабка, ты где?

Баба Яга (выходит, схватившись за поясницу) :Здеся я, здеся. Ох, крякнулась моя ступа! Придется таперича на метле летать. По старинке!

Леший : Нет, нет! Я на энтот твой лисапет не сяду!

Баба Яга : Не лисапет, а ироплан.

Леший (ехидно) : Нашла ироплан! Вертисся на ем, как ворона на шесте, никакого конфорту. А все ж куда мы попали, ничаво не видать?

Баба Яга : Щас узнаем. (Колдует.) Шудры-мудры, ход конем, станет видно пусть как днем!

Баба Яга и Леший удивленно таращат глаза на зрителей в зале.

Леший (испуганно :. О-ей!Чегой-то их так много?

Баба Яга (радостно) : Ребятишки! Сладенькие мои! Вкусненькие мои! (трогает детей)

Леший : Погоди радоваться! Ты знаешь, зачем они сюда пришли? (Шепчет ей на ухо.)

Баба Яга : Да ты что? А я почему не знаю? Какой Новый год? Какая елка?

Леший : А вот какая елка. Оглянись - видишь, стоит, украшенная игрушками, хлопушками и прочим вредным для экологии мусором? А они (показывает на детей) на праздник пришли и теперь все перевернут вверх тормашками.

Баба Яга (недоверчиво) : Скажешь тоже! Такие хорошенькие ребятишки - и все вверх тормашками? (Детям.) У-тю-тю-тю-тю…

Леший (передразнивая) : У-тю-тю-тю-тю… Ты когда-нибудь была у них в саду? Ужас что делается!

Баба Яга (детям) :Поди врет, а?

Леший (бьет себя кулаком в грудь) : Не вру, не вру! (К детям, строго.) Я же не вру? (Дети отвечают.)

Баба Яга. Ой, тады караул! (Суетится, мечется.) Что ж нам делать, горемычным? Куды бечь, несчастным? (Натыкается на Лешего.)

Леший : Не надо никуды бечь! (На ухо Бабе Яге, но так, чтобы и дети слышали.) Надо просто испортить им праздник, и они сами уйдут. Ни с чем и восвояси.

Баба Яга : В какие свояси?

Леший : Восвояси. Домой значит.

Баба Яга : И что, все уйдут?

Леший : Все!

Баба Яга : А может, одного оставим - мне лично? (Всматривается.) Во-о-он того… Нет, лучше этого или…

Леший (перебивая) : Это потом. А сейчас надо действовать.

Баба Яга (с сожалением) : Давай действовать. А как?

Леший : А вот как. Что надо чтоб наступил Новый год?

Баба Яга : Дед Мороз?

Леший : Глупая ты бабуличка, часы! А вот и стрелки (показывает на стрелки, которые выходят из-за елки) . Хватай их! Бежим!

(Берут стрелки и убегают)

(В зал заходит Дед Мороз со Снегурочкой в руках записка)

Дед Мороз : Ой! Ой! Шли мы лесом, шли мы полем, вдруг кто-то кинул в нас снежок! Невоспитанный какой! А в нем записка.

«Привет вам ребятишки, озорники и шалунишки! Мы у вас побывали, и стрелочки от часов украли, а без них не наступит Новый год. И не будет у вас праздника, и не получите вы подарки. Можете уходить домой. Мы сами встретим деда Мороза и ваши подарочки нашими будут. Баба Яга и Леший».

Ведущий : Ну как вам это нравится?

Снегурочка : Что же делать надо идти да стрелки наши выручать! Вы нам поможете ребята! Ну тогда в путь.

танец «Добрый жук» (18,

Появляется кащей

Кощей : Фу! Фу! Фу! Человеческим духом пахнет! Не люблю детишек, девчонок и мальчишек!

Ведущая : Ты не злись, кащеюшка, у нас беда! Баба Яга с Лешим украли у нас стрелки, а без часов новый год не наступит!

Кащей : Да! А я Не слышал даже

О такой большой пропаже!

Снегурочка : И что ты нам даже не поможешь?

Кащей : Да, Ума не приложу.

Вот что вам, друзья, скажу :

Убирайтесь поживее!

Снегурочка : Ну, пожалуйста помоги нам!

Кащей : Еще ни кто мне не говорил : «Пожалуйста!» . Ладно помогу, но если есть среди вас сильные да ловкие!

Снегурочка : Конечно есть такие!

Игра «Перетяни канат»

Кащей (проигрывая) : Да, я и не думал, что есть кто-то сильнее меня! Вот вам клубок, куда он покатится туда и идите! А я пойду царство обойду.

Ведущий : Ну, что нам надо отправляться дальше!

«В просторном светлом зале» пр. 45

Снегурочка : Дедушка мне кажется стало темно, как же мы теперь дорогу найдем?

Дед Мороз : Знаю я, кто нам поможет. Звездочки небесные выходите, путь-дорогу нам осветите.

Девочки-Звёздочки :

1-ая звёздочка :Мы живём на свете

Многие столетья.

2-ая звёздочка :Светим ярким светом

Людям всей планеты.

3-ая звёздочка : Мы путникам дорогу

Повсюду освещаем.

4- аязвёздочка :Мы очень высоко -

Все видим и все знаем.

Танец звездочек

Дед Мороз : Спасибо вам, милые звёздочки, что осветили нам путь.

(Выходят заспанные Баба Яга и Леший) .

Леший : Что это вы тут расшумелись, спать нам мешаете.

Ведущий : Отдайте нам стрелочки от часов, а то нам никак не начать праздник.

Леший :Вот ещё. Ни за что!

Баба Яга : Погоди - погоди! (шепчутся) А вы нас порадуйте, тогда, может быть и отдадим.

Снегурочка : А чем же вас порадовать?

Баба Яга : Ну, вот я люблю танцевать! Потанцуете со мной?

Ведущий :Ну это мы умеем, правда ребята!

Танец «Буги-вуги»

Баба Яга : Уф уморили, теперь твоя очередь лешенька!

Леший : А,а я люблю играть!

Игра «Кто быстрее в валенках»

Ведущая : Ну что мы вас повеселили! Отдавайте стрелки!

Баба Яга : Ух, какие шустрые не отдадим!

Дед Мороз : Вот проказники какие, тогда я вас заморожу!

(Взмахивает посохом заморозив бабу ягу с лешим) .

Снегурочка : Дедушка Мороз, ну что ты наделал! Как же теперь нам стрелочки найти?

Баба Яга и леший просят прощения.

Дед Мороз : А вы отдадите нам стрелки?

Баба Яга с лешим : Да,да, отдадим! Только разморозь нас!

Дед Мороз : Ну что ребята простим их (Размораживает)

Дед Мороз : Возвращайте нам стрелки на часы! И уходите с глаз долой!

(Баба Яга и Леший вешают стрелки на часы и уходят.)

Снегурочка : Дедушка, а ты с ребятами ещё в игры не играл!

Дед Мороз :Ну это запросто, это я люблю!

ИГРА «ЗАМОРОЖУ» .

игра «Дед Мороз и дети»

Дед Мороз : Ой, и уморили вы меня!

Снегурочка : Дедушка ты посиди отдохни, а ребята тебя повеселят задорным танцем!

Хоровод «С новым годом»

Дед Мороз :Ну и молодцы вы ребята!

С Новым годом поздравляю,

И от всей души желаю,

Чтоб росли вы и умнели,

Веселились, песни пели.

Ну, внученька моя, Снегурочка, пора и нам в путь-дорогу!

Снегурочка : Дедушка, а ты ничего не забыл?

Дед Мороз : Да нет вроде… иль забыл. Внученька, напомни деду…

Снегурочка : Дедушка, а подарки ребятам мы ещё не подарили!

Дед Мороз : Ах, подарки, вот я старый…

Пусть любые хлопушки взрываются,

Пусть обрушатся тысячи гроз.

Без подарка никто не останется,

Это я говорю, Дед Мороз!

Снегурочка : А где же они Дедушка Мороз?

Дед Мороз :Совсем забыл, где их оставил. Но я же волшебник,и если ребята мне помогут вмиг наколдуем подарки! Ребята повторяйте за мной :

Эй вы, вьюги, закружите,

Снегом землю заметите!

То, что маленьким казалось,

Вы в большое превратите!

Раздаётся скрежет, лопаем шарик.

Снегурочка : Что такое? Неужели стрелочки опять взбунтовались? Пойду, посмотрю.

(Открывает часы) .Да здесь оказывается подарки!

Дед Мороз :Все подарки получили?

Никого мы не забыли?

Ну, пора и нам домой,

В лес заснеженный, густой!

С Новым годом, детвора,

Не болейте никогда!

Снегурочка : Не болейте, не чихайте,

Нас, друзья, не забывайте!

Вместе :Счастья, радости, успехов!

С новым годом! С новым снегом!



Рассказать друзьям