Проект исследовательская деятельность по экологии подготовительная группа. Экологический проект в подготовительной группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать основные цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали цвета.

Алексеенко Галина Михайловна

Введение

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.

Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное

воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

Цель методической разработки:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи:

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной

активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Использую следующие виды дидактических игр:

Игры - забавы

Настольно – печатные

Словесные

Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Познавательный вопрос, проблемная ситуация

Выделение игровых задач

Наличие правил

Действия играющих

Подведение итогов игры

2. Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);

Наглядные (рассматривание, сравнение);

Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)

Игровые (игровая деятельность)

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:

Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Заключение

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Бизиборд

Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.

Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.

Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.

Область применения:

Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.

Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук

(Образовательная область «Физическое развитие»).

С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту

(ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.

(ОО «Познавательное развитие») .

Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.

Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».

Возможности использования:

Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Количество и счёт»

Цель: развитие элементарных математических представлений.

«Чудо-дерево»

Цель: Формирование счётных навыков.

Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.

«Раз, два, три - замочек отвори».

Цель: формирование познавательных интересов.

Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.

Воспитывает интерес к природному окружению.

За дверцей картинки. Например, животные.

Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?

Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.

«Помоги паучку сплести паутину».

Цель : Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".

Формирует навыки шнуровки.

Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.

Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.

"Слоник с секретом".

В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.

Игра заключает в себе несколько дидактических игр.

Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

Область применения:

Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.

Возможности использования:

Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:

Игры, в которые мы играем с детьми:

«Угадай, что потрогал»

«Определи на ощупь»

«Найди пару»

«Узнай фигуру»

Дидактическая игры дают возможность решать задачи:

1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.

2. Закреплять представления о свойствах предметов.

3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

4. Развивать умение определять на ощупь.

Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр в практике работы ДОУ.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - (В. А. Сухомлинский)

Известные отечественные педагоги и психологи Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и д. р, справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.

В результате своей практической деятельности я выяснила, что недостаточное развитие у детей сенсорных способностей (дети не знают основные цвета, не соотносят их, плохо различают предметы по форме, не ориентируются в контрастных величинах), что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на непосредственно образовательной деятельности или в игре. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов сенсорного развития. С этой целью я с 2015 года углублённо работаю над темой «Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей».

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: Формирование сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.

Исходя из цели выделила для себя следующие задачи:

    Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

    Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.

    Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей

    Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Для реализации задач выделила основные этапы:

1. Подготовительный - (2015учебный год)

(определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы)

2. Основной – (2015-2016учебный год)

(реализация задач)

3. Заключительный – (2017учебный год)

(определение эффективности деятельности)

Использовала следующие принципы:

1.Обогащение и углубление содержания сенсорного развития на основе дидактической игры.

2.Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т.д)

3.Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.

4. Повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию дошкольников

Создала сенсомоторный уголок предназначенный главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)

Все эти принципы тесно связаны друг с другом и являются составной частью педагогического процесса.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада

Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Для полноценного развития сенсорики необходима тренировка с самого раннего возраста. Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

    эталоны цвета - семь цветов спектра;

    эталоны формы - геометрические фигуры;

    эталоны величины - метрическая система мер;

    эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому проводя занятия по

    ознакомлению с окружающим;

    конструированию;

    изодеятельности;

    развитию речи;

    формированию двигательной активности мы стараемся развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплён словом, его можно вызвать в представлении ребёнка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово-название. Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», который приводит к задержкам общего развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника(3 – 4года) носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др., - не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.

В среднем дошкольном возрасте(4 – 5 лет) ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о параметрах величин, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)

В старшем дошкольном возрасте (5 -6 лет) ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей через организацию дидактических игр.

Организация дидактической игры осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку и проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обогащение знаний; развитие сенсорных способностей; активизация психических процессов (память, внимание, мышление ребенка) и др.

    Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы

    Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

    Выбор места дидактической игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу

    Определение количества играющих детей (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально)

    Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)

    Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой

    Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи

Проведение дидактической игры включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)

    Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают)

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминаниями)

    Подведение итого игры; воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность

В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет, воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание ребенка пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям.

Воспитателю следует опираться на сенсорный опыт, который приобрел ребенок в первые 3 года. В играх с детьми 4 года жизни используется более сложный, чем в предыдущей группе, дидактический материал, с большим количеством деталей, вкладышей - до 5-6 и 6-8, усложняются сенсорные задачи - дается подбор деталей по 2-3 признакам, предлагается чередовать разные цвета; разнообразятся геометрические фигуры и т.д.

Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов. Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей только при определенной системе проведения дидактических игр во всех сферах детской деятельности они дают положительный результат. Для сенсорного развития наших малышей нами была создана соответствующая развивающая среда, как в групповой комнате, так и на участке. В группе было выделено место где мы разместили дидактический материал и пособия. Дидактический материал подбирали с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Ограничиваясь перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания бус разной величины и формы, матрёшки, конструкторы Лего и др. Много игр и пособий мы придумали сами и сделали своими руками, оформили стенды:«Что бывает такого цвета? » (жёлтый, синий, красный, зелёный). На одном изображены все предметы синего цвета, на другом красного и т.д. и поместили их в игровых павильонах на участках. В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику парус», «Цветные варежки», «Найди чей это домик», «Сложи машину», «Собери пирамиду».

Не стоит забывать, что первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение.

Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации показываем и проводим словесные подвижные игры, предлагаем использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:

    банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами.

    шуршалки из бумаги, полиэтилена.

    шумящие морские раковины.

    свистки, дудочки из глины, дерева.

На первом же собрании мы знакомим родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимыми детям по сенсорному развитию в 2-3 года

    игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика.

    напоминаем родителям, что запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».

    экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут - не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая».

    особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Рекомендуем использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается и глазомер.

    «Сложи квадрат» - помогает запомнить цвет, фигуру, развивает мелкую моторику рук. (авторская методика Никитина)

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Знакомство с методиками раннего развития и обучения детей в раннем возрасте повысило заинтересованность наших родителей. Они отметили особую важность сенсорного развития ребенка, а самое главное – понимание приоритетной задачи развития малыша в данном направлении, что действительно это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Литература

    Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.

    Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 – 480 с.

    Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с.

    Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. – М.: Новая школа, 1998 – 64 с.

    Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб.: Дельта, 2001 – 159 с.

    Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с.

    Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Учеб.метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. - М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

    Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 192 Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. – М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335 с.

    Эльконин Д.Б. Психология игры – 2 изд. М.: Владос, 1999 – 359 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

сенсомоторный уголок в старшей группе для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)

.

Развивающая игра в старше группе

.
. игры со строительным материалом

Квадратный, фиолетовый, высокий…

Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях.
В ряду способностей, обеспечивающих успех деятельности не только школьника, но и будущего музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место (сенсорный - от лат. sensus - чувство, ощущение). Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Фундамент развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый...

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал...

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький...

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д.На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности - когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке - когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

ТАТЬЯНА ГОРИВАЛОВА, психолог

ПРОСТЕЙШИЕ ТЕСТЫ

«НАЙДИ КВАДРАТ» Выявление способности к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

«ЧТО НЕ ДОРИСОВАНО?» Оценка целостности восприятия.

Заранее подготовьте или нарисуйте 10 необычных карточек: стул без одной ножки, часы без одной стрелки, портфель без ручки, зайца с одним ухом и т. д. Покажите ребенку эти картинки и попросите его назвать недостающую деталь. Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка шести-семи лет, если он найдет и назовет все недостающие детали приблизительно за полторы минуты.

«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» Определение способности цветового восприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВОКРУГ НАС

Ребенок усваивает представления о цвете, форме и величине предметов не в течение одного дня, а обучение идет не по команде родителей и не методом чтения лекций. Существуют красочные пособия, обучающие игры, занимательные истории, песенки, стихи, загадки. Большую помощь - вам и ребенку - могут оказать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей целого, а с выделением измерений предмета - длины, высоты и ширины. Поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно учить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: зависят от его положения в пространстве.
Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"

валентина платонова
Экологический проект (подготовительная группа)

Участники проекта :

Дети подготовительной группы

Воспитатели

База проектной деятельности :

МБДОУ ТР детский сад 1

Сроки реализации :

2016 - 2017 учебный год

Актуальность проекта

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.

Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.

Цель проекта :

Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.

Задачи проекта :

Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Прививать трудовые природоведческие знания.

Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.

Ожидаемые результаты :

1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.

План проведение проекта

1 этап Подготовка

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта

2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .

3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Подведение итогов.

3. Презентация проект .

Тематическое планирование

Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей

1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»

2. Наблюдение за температурой и воздуха.

3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»

5. Труд в природе :

в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;

в природе : ежедневная подкормка птиц.

6. Экологические игры

«Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»

7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»

8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.

1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.

2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»

3. Уголок художественно-творческой деятельности

поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,

дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»

4. Уголок экспериментальной деятельности

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра

1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»

«Если хочешь быть здоровым»

2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.

3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.

4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»

5. Труд в природе

В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука

6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»

7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты

2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»

3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.

1. НДО «Как поссорился март и февраль»

«Как растет человек»

2. Наблюдение за солнцем на небе.

3. Опыт со светом

4. Беседа «Тайна географической карты»

5. Труд в природе :

В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.

В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений

6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»

7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны

2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.

3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.

1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»

2. Наблюдение за деревьями.

3. Опыт с водой и почвой.

5. Труд в природе

весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.

В уголке природы : уход за растениями в уголке.

6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»

7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»

8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.

1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»

2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»

3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.

1. НДО «Весенние заботы птиц»

2. Наблюдение за растениями.

Понаблюдать за гнездами птиц.

4. Труд в природе.

На участке оформление клумбы, рыхление почвы.

В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»

6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»

7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.

2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»

3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.



Рассказать друзьям