Мышления детей 7. Этапы развития логического мышления дошкольника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кристина Гончарова
Развитие элементов логического мышления у детей 6–7 лет в процессе формирования понятия числа

Шукшина Светлана Евгеньевна, к. п. н., доцент кафедры математики,

информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном

образовании Института педагогики и психологии образования

Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Гончарова Кристина Валерьевна, воспитатель

г. Москва.

"Развитие элементов логического мышления у детей 6-7 лет в процессе формирования понятия числа "

Аннотация : В статье представлены результаты исследования, позволяющие говорить о наличии взаимосвязи между уровнем развития логических операций классификации и сериации и сформированностью понятия числа у старших дошкольников; выделены педагогические условия эффективного развития логических операций в процессе формирования понятия числа у детей .

Ключевые слова : понятие числа , логические операции , классификация, сериация, дети дошкольного возраста.

Освоение счета и формирование понятия числа – длительный и сложный процесс , одна из центральных задач обучения математике детей дошкольного возраста. И это вхождение в мир числа необходимо осуществлять уже в дошкольном возрасте при условии целенаправленного обучения.

Усвоение понятия числа обеспечивает ребенку-дошкольнику ориентировку в окружающем мире. Вместе с тем, установление соотношений величин (дискретных и непрерывных, овладение моделирующей деятельностью – путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому , от эмпирического мышления к теоретическому . Это дает основание рассматривать формирование у дошкольников содержательного понятия числа как важнейший компонент развития элементов логического мышления . В свою очередь, представление о числах , их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у дошкольников под влиянием логического мышления .

При достаточной теоретической разработанности проблема формирования полноценного понятия числа до сих пор остается весьма актуальной, т. к. в практике работы применяются устаревшие подходы, которые не позволяют понять обобщенной сути , абстрактного значения и универсальности числа , что приводит к тому, что дошкольники «застревают» на уровне эмпирических представлений о числе .

Данную работу мы посвятили подробному изучению указанной проблемы, с целью наиболее эффективной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе выявленных связей и установленных отношений.

Мышление , в отличие от других процессов , совершается в соответствии с определенной логикой . Основными логическими приемами формирования понятий и мыслительными операциями являются : анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация, систематизация и умозаключение.

К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие . Понятия формируются в том случае , если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести действия на различные ситуации. Предпосылкой формирования понятий являются представления.

Процесс формирования понятий включает следующие этапы :

Восприятие отдельных предметов и явлений;

Выделение множества признаков предметов и явлений;

Выделение существенных признаков с переходом к обобщениям;

Обозначение их словом.

Формирование понятия числа у ребенка находится в зависимости от развития логических структур , в частности иерархии логических классов , т. е. классификации и асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Отсюда следует, что основными логическими приемами формирования понятия числа являются классификация и сериация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений, присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться от несущественных, которых в любом предмете очень много.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация может производиться по существенным признакам и по несущественным. В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда ребенку приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

Сериация – логический прием последовательного расположения материала по порядку на основании определенных признаков. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилом, которое определяет, какой элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу . Сериация, как способ познания свойств и отношений, позволяет : выявить отношения порядка; установить последовательные взаимосвязи : каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий - меньше следующего (и наоборот) ; установить взаимообратные отношения : любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего); открыть закономерности следования и порядка.

Процесс сериации лежит в основе формирования понятия о порядковом числительном . В результате формируется представление о натуральном ряде чисел (каждое последующее число больше предыдущего на 1 и, наоборот, каждое предыдущее число меньше последующего на 1).

Изучение и анализ различных подходов к формированию понятия числа у детей дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что методика Г. А. Корнеевой, Э. Ф. Николаевой, Е. В. Родиной является наиболее эффективной и обладает большим развивающим потенциалом . Целенаправленное обучение предметным действиям, связанным с понятием числа , повышает уровень интеллектуального развития детей , который, в свою очередь, оказывает влияние на усвоение предметных действий, лежащих в основе данного понятия .

Уровень сформированности логических операций классификации и сериации играет существенную роль в формировании понятия числа , но их синтез не происходит сам собой. В его основе лежит специфическое действие ребенка, связанное с поиском кратного отношения величин в условиях их опосредованного уравнивания и сравнения. Лишь в ситуации, требующей этого действия, и в процессе его осуществления возникает необходимость и возможность синтеза классификации и сериации в подлинное понятие числа .

Была проведена целостная экспериментальная работа, направленная на проверку выдвинутой гипотезы, где было высказано предположение, что от уровня сформированности логических операций классификации и сериации у детей будет зависеть уровень . В эксперименте приняли участие 50 детей 6-7 лет .

Задача констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы состояла в том, чтобы :

1. Выявить уровень сформированности понятия числа у детей .

2. Выявить уровень развития классификации и сериации у старших дошкольников.

С этой целью были разработаны диагностические методики, направленные на выявление умений детей :

1. сравнивать/уравнивать дискретные и непрерывные величины;

2. определять количественное и порядковое значение числа ;

3. понимать отношения между рядом стоящими числами ;

4. производить счет по разным основаниям (по 2, по 3) ;

5. понимать прямые и обратные функциональные зависимости;

6. видеть общее число элементов

7. классифицировать множества;

8. выстраивать упорядоченный возрастающий / убывающий ряд.

Были получены данные, которые позволили сделать вывод о том, что :

1) у детей в основном средний уровень сформированности понятия числа (25 чел.) и развития логических операций классификации и сериации (24 чел., количество детей с высоким и низким уровнями примерно одинаково : сформированность понятия числа на низком уровне у 13 детей , на высоком уровне у 12 детей ; развитие классификации и сериации на низком уровне у 14 детей , а на высоком уровне у 12 детей ;

2) имеется зависимость между уровнем сформированности логических операций классификации и сериации и уровнем сформированности понятия числа , которые почти всегда совпадают у конкретного ребенка (о чем говорят представленные выше количественные данные) .

Подводя итог констатирующего этапа эксперимента, было установлено, что дети старшего дошкольного возраста, участвующие в исследовании, показали довольно хорошие результаты, а именно : у них развиты первоначальные математические представления, аналитико-синтетическая деятельность, элементы логического мышления . Дети хорошо справились с заданием на определение количественного и порядкового значения числа , понимают отношения между рядом стоящими числами , но затруднялись с выделением ошибок и их исправлением, что, скорее всего, является показателем недостаточно высокого уровня развития у детей способности рассуждать, анализировать, аргументировать. Дети неплохо считают двойками, а навык счета тройками развит плохо . Они легче выполняют задания с дискретными величинами, нежели с непрерывными, затрудняются с классификацией чисел на четные и нечетные, испытывают трудности в процессе рассуждений с обоснованием выбора решения задачи, нахождения закономерностей в расположении объектов, упорядоченных по количественному признаку, с выделением основания для классификации.

Важно отметить, что в работе педагогов по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста есть упущения. В группах, зачастую, не создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, недостаточно дидактического материала и наглядных демонстрационных пособий для осуществления полноценной образовательной работы и самостоятельной познавательной деятельности детей . Педагоги не всегда осуществляют закрепление пройденного материала в ходе повседневной деятельности, что делает знания «оторванными» от практической деятельности детей . В ходе организованной образовательной деятельности подбираются однообразные по содержанию, числовым данным , характеру наглядного материала задания, используются не отвечающие современным требованиям к организации образовательного процесса методы и средства обучения.

На этапе формирующего эксперимента основное внимание уделялось регулярной, целенаправленной организованной образовательной деятельности по развитию элементов логического мышления у старших дошкольников в процессе формирования понятия числа . В основу образовательной работы были положены специальные упражнения на определение кратного отношения величин к их мерке. Перед детьми раскрывались отношения класса и порядка на различных множествах. Содержание образовательной работы было последовательно выстроено (от непосредственного уравнивания величин к установлению зависимости (прямой и обратной) между величиной, меркой и числом ). Закрепление изученного материала происходило в разнообразных видах деятельности. В совместную образовательную деятельность активно включались родители.

Вся образовательная работа строилась на принципах индивидуализации и дифференциации, последовательности и систематичности, развивающего обучения , широко использовались проблемно-поисковые методы. Были определены основные задачи развивающей работы с детьми : развивать умения детей сравнивать/уравнивать дискретные и непрерывные величины; понимать отношения между рядом стоящими числами ; понимать прямые и обратные функциональные зависимости; видеть общее число элементов в сравниваемых группах, внешне ничем не похожих между собой; формулировать основание классификации объектов и умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием; находить закономерности расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку; развитие аналитико-синтетической деятельности.

Апробированное в ходе формирующего этапа эксперимента содержание работы, направленной на развитие мыслительных операций и на формирование понятия числа , подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми , применение проблемно-поисковых методов, позволили получить положительные результаты в динамике сформированности у детей понятия числа и операций классификации и сериации, что показали данные контрольного этапа эксперимента. В результате высокий уровень сформированности понятия числа у 20 детей , средний у 27 детей , низкий у 3 детей ; те же самые дети и в том же количестве показали высокий, средний и низкий уровни развития операций классификации и сериации.

Показателем эффективности проведенной работы было не только перемещение детей по уровням , но и качественный рост показателей внутри уровня (например, результат ребенка был 7 баллов (нижняя граница среднего уровня, стал – 13 баллов (верхняя граница среднего уровня) .

На основе полученных данных в процессе контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод : высокий уровень развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте, коррелируется с высоким уровнем развития понятия числа ; разработанная программа по развитию элементов логического мышления в процессе формирования понятия числа показала свою результативность.

Таким образом, для организации эффективной работы по развитию элементов логического мышления в процессе формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста следует соблюдать следующие педагогические условия :

Образовательная работа должна осуществляться целенаправленно, комплексно и системно;

Необходимо совершенствовать представление детей о числе , натуральном ряде чисел, уделяя внимание особым предметным действиям с величинами;

Уделять большое внимание организации самостоятельной познавательной детской деятельности (продумать оптимальную организацию развивающей предметно-пространственной среды);

Полученные знания и умения необходимо закреплять в практической детской деятельности (игровой, продуктивной, трудовой) ;

Широко использовать в образовательном процессе занимательный математический материал (головоломки, логические задачи , нестандартные дидактические средства);

Создавать проблемно-поисковые ситуации, способствующие развитию элементов логики , самостоятельного мышления у дошкольников .

Список литературы

1. Корнеева, Г. А. Теоретические основы формирования понятия числа у детей дошкольного возраста/Г. А. Корнеева // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. тр. - М., 2001. - С. 108 -116.

2. Корнеева, Г. А., Родина, Е. В. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. А. Корнеева, Е. В. Родина //Дошкольное воспитание. - 2000. -№3.-С. 46-49.

3. Шукшина, С. Е. Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО / С. Е. Шукшина. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения – 2014.– № 5. – С. 4-11.

Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.

1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.

2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.

3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.

Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.

У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.

В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.

В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:

Классифицировать предметы;

Сравнить предметы;

Устанавливать последовательность событий;

Тренировать память;

Делать выводы.

Длительность занятий - 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!

Задания

1) Подбери противоположные слова по смыслу:

чёрный - ...

большой - ...

веселый - ...

хороший - ...

горький - ...

широкий - ...

высокий - ...

добрый - ...

холодный - ...

умный - ...

быстрый - ...

2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:

Чего в лесу больше: берёз или деревьев?

Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?

Кого в реке больше: окуней или рыб?

Чего в огороде больше: капусты или овощей?

Чего в шкафу больше: футболок или одежды?

Кого в курятнике больше: куриц или птиц?

3) Закончи предложения:

Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг - это дни недели

Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца - это...

Москва, Новгород, Санкт-Петербург - это...

Утро, вечер, день, ночь - это...

Катя, Миша, Петя, Ира - это...

Собака, кошка, мышка - это...

Ромашка, колокольчмк, роза - это...

А,Б,В,Г,Д - это...

4) Слушай внимательно! Дополни предложения:

Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет......... поезда.

Если сестра старше брата, то брат.......... сестры.

Если стол выше стула, то стул........ стола.

Если кошка больше мышки, то мышка....... кошки.

Если река шире ручья, то ручей........ реки.

5) Придумай правильную закономерность.

Птица - перья. Рыба - ......

Осень - дождь. Зима - ......

Человек - руки. Собака - ......

Утро - завтрак. Вечер - ......

Яблоко - фрукт. Помидор - ......

6) Что лишнее?

Кресло, стул, шкаф, телевизор.

Петух, павлин, ворона, бабочка.

Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.

Солнце, лампа, люстра, фонарь.

7) Какие это профессии?

Кто строит дома?

Кто пишет стихи?

Кто поёт песни?

Кто лечит людей?

Кто шьет одежду?

Кто пишет картины?

Кто летает в космос?

Кто управляет самолетом?

Кто водит автобус?

Кто управляет поездом?

Кто учит детей в школе?

Кто дрессирует животных?

8) Логические задачи.

Что длится длится: год или 12 месяцев?

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Петя и Ваня пили разные соки - яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?

Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?

Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?

Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?

Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?

Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?

На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?

Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?

Статья

«Логическое мышление можно развивать: задания для детей 6-7 лет»

Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского района

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры - направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

Примеры:

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Примеры:

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.


Благодаря развитому логическому мышлению ребенок может объяснять окружающие явления и события... Дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём...

Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры — направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.

Игра — назови одном словом

Назови одним словом

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.



Рассказать друзьям