Что значит финансовая грамотность дошкольникам. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью игр и практик (72 часа)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человечество далеко не всегда пользовалось деньгами, и возможно, в будущем оно тоже сможет как-то обходиться без них. Но пока мы живём в мире товарно-денежных отношений, умение грамотно распоряжаться своими финансами имеет огромное значение для каждого человека. Как обучить своих детей финансовой грамотности? Что для этого необходимо?

Что такое финансовая грамотность

В общеобразовательных учреждениях детям преподаётся множество важных предметов, но, к сожалению, абсолютно не уделяется внимание развитию некоторых важных жизненных навыков, таких, как, например, финансовая грамотность. Между тем, с точки зрения реальной практической пользы это знание имеет не меньшее (а может быть, даже и большее) значение, чем многие изучаемые в рамках школьной программы научные дисциплины.

Финансовая грамотность подразумевает способность эффективно распоряжаться и управлять своими денежными средствами, рационально их тратить, контролировать и накапливать, а также хорошо ориентироваться в мире товарно-денежных отношений и банковских услуг, отличать стоящие предложения от мошеннических и т.д. Разве может кто-то лучше родителей научить всему этому своих детей?

Некоторые мамы и папы считают себя недостаточно компетентными в финансовых вопросах для того, чтобы обучать детей подобным премудростям. На самом деле, для этого совсем не обязательно иметь специальное образование или работать финансовым аналитиком в крупной компании.

Для того, чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире денег, ему нужны самые простые, практические знания, и любому родителю вполне по силам справиться с этой задачей (если он, к тому же, предварительно проведёт пару часов в поисковых системах, и выяснит всю необходимую информацию на эту тему). Наверняка, занявшись финансовым образованием своих детей, вы и сами узнаете много нового и интересного, что в дальнейшем пригодится вам в повседневных товарно-денежных отношениях.

С чего начать

Знакомить ребёнка с основами финансовой грамотности можно уже где-то с 5-6 лет, когда он научится считать, и будет способен понимать какие-то более-менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребёнка, наверняка, уже проснётся большой интерес к такой удивительной штуковине, как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул для освоения финансовой азбуки у него, скорее всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребёнку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар - деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путём, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите ему купюры разного достоинства), что существует также мировая валюта (доллары, евро), которая используется в международных товарно-денежных отношениях.

Ему также полезно будет узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, и что существуют не только наличные, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь. Наверняка, ему будет очень интересна подобная информация. Естественно, всё это надо рассказывать просто, без ненужных экономических терминов, так, чтобы ребёнок дошкольного возраста правильно всё понял.

Воспитывайте правильное отношение к деньгам

Не нужно с малых лет, как это принято в некоторых семьях, внушать ребёнку, что деньги - это плохо, а богатые люди, скорее всего, своровали своё состояние и наживаются на простых согражданах. Ни к чему хорошему это не приведёт. Дети, с малых лет воспитанные на такой философии, редко становятся финансово успешными во взрослой жизни.

Не нужно делать и противоположного - программировать ребёнка на то, что деньги - это самое главное в жизни. Они, конечно, играют огромную роль в этом мире, но далеко не самую важную.

Есть масса значимых вещей, которые невозможно купить за деньги (любовь, чувства, талант, оригинальное мышление, в какой-то степени здоровье и т.д.). И главное в этой жизни - это не заработать больше всех денег, и не получить максимальную прибыль, а реализовать свой природный потенциал, стать теми, кем мы являемся потенциально.

Безусловно, ваш ребёнок должен научиться ценить деньги, но он не должен воспринимать их количество как определяющий показатель жизненной успешности. В этом мире есть и кое-что поважнее денег.

Что можно сделать на следующем этапе

Познакомив ребёнка с теоретической частью и основами финансовой грамотности, можно переходить к практике. Сделать это можно уже в младшем школьном возрасте (а может быть, и раньше), начав выдавать ему небольшие суммы карманных денег. Только имея собственную наличность, ребенок сможет научиться распределять свои финансы, грамотно ими управлять и накапливать необходимые для крупных покупок суммы.

Расскажите ему, как вы распределяете свой семейный бюджет, выделяя приоритетные (оплата жилья, продукты и т.д.) и второстепенные траты (развлечения, путешествия и т.д.). Предложите ему таким же образом разобраться со своим «карманным» бюджетом, чтобы точно определиться с тем, что достойно покупки в первую и во вторую очередь, а от чего, может быть, пока лучше отказаться.

Можно даже вести с ним специальный дневник, куда он будет записывать, сколько денег поступило к нему «в карман», сколько и на что он их потратил, сколько у него осталось, сколько он может отложить на «черный» день, или на какую-то заветную покупку (смартфон, велосипед и т.д.). Это научит его грамотно контролировать свой бюджет.

Для того, чтобы ему легче копилось, и у него не возникло соблазна потратить все свои сбережения на какую-то ерунду, можно купить ему копилку, в которую он будет складывать все монеты и купюры, доставшиеся ему на карманные расходы, на день рождения и другие праздники и т.д.

Очень важно, чтобы он научился распределять свои финансы до следующей «получки» (до того момента, когда вы обычно выдаёте ему деньги на карманные расходы). Если он истратит их раньше срока на мороженое или какие-то игрушки, не спешите восполнять прорехи в его бюджете. Это научит его экономить и управлять своей наличностью таким образом, чтобы её хватило до следующей «зарплаты».

Перед тем, как он начнёт самостоятельно делать покупки в магазинах, объясните ему, что существуют миллионы однотипных товаров, которые отличаются между собой только рекламным образом, дизайном и названием, а не какими-то реальными преимуществами.

Поэтому ориентироваться нужно не на знаменитые, разрекламированные бренды (за которые практически всегда нужно переплачивать), а на оптимальное соотношение цены, качества и необходимых свойств товара.

Расскажите ему и о законах мерчандайзинга, о том, как специально выкладываются товары на полках магазинов, чтобы люди совершали импульсные покупки и т.д. Это поможет ему избежать многих ненужных трат и сохранить в целости и сохранности его небольшой бюджет. Пусть учится покупать только то, что ему действительно необходимо, и не обращает внимание на всевозможные рекламные уловки.

Естественно, очень важно показывать ребёнку соответствующий позитивный пример в умении управлять финансами. Если вы сами не в состоянии контролировать свои доходы и расходы, и всё время оказываетесь «на мели», то, как вы сможете сделать своего ребёнка финансово грамотным?

Знакомство с удивительным миром электронных денег

После 10 лет ребёнка можно начать подробно знакомить с удивительным миром электронных денег. Расскажите ему о том, что такое банковские карты, Интернет-банкинг, и покажите на наглядном примере, как совершаются Интернет-покупки. Пусть попробует купить что-нибудь в Интернет, оплатив покупку с помощью вашего электронного счёта. Пусть убедится, что в этом нет ничего сложного, и в будущем он сможет легко делать это самостоятельно (завести собственную банковскую карту и открыть счёт в банке он сможет в старших классах).

В среднем школьном возрасте (10-13 лет) дети уже вполне могут попробовать заработать какие-то свои первые «карманные» деньги (или, по крайней мере, задуматься над этим). Это можно сделать либо летом на какой-то неофициальной работе (попробуйте предложить ему какие-то варианты), либо в любое время года в Интернете на какой-то деятельности, не требующей особой квалификации. О том где и как это можно сделать мы подробно писали в статье Первый трудовой опыт: какие варианты подработки есть у школьников летом? Помогите своему ребенку найти что-то подобное.

Итоги финансовой грамотности в старшем школьном возрасте

На пороге взрослой жизни, в старшем школьном возрасте, дети уже вполне могут начать работать официально и получать настоящую зарплату. Это поможет им ещё лучше освоить азы финансовой грамотности, поскольку одно дело - распоряжаться деньгами, полученными от родителей, и совсем другое - своими. Заработав первую наличность в своей жизни, они, наверняка, научатся по-настоящему ценить деньги, и уже не будут тратить их на всякую ерунду.

В этом возрасте дети уже точно должны уметь грамотно управлять своим бюджетом, и прекрасно знать, как пользоваться различными банковскими инструментами и совершать Интернет-покупки. Кроме того, старшим школьникам уже пора определяться с будущей профессией. Денежный вопрос в этом деле, конечно, не самый важный, но тоже имеет определённое значение.

По-настоящему применить все навыки финансовой грамотности, полученные от вас, дети смогут только начав полностью самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Ваша задача заключается в том, чтобы подготовить их к этому важнейшему этапу, иначе они могут совершить немало обидных ошибок, и учиться финансовой грамотности им придётся на собственном негативном опыте, что вряд ли является идеальным вариантом вхождения во взрослую жизнь.

Нужно ли оплачивать маленькие и большие достижения детей?

Многие родители наверняка задают себе вопрос, стоит ли с помощью денег стимулировать своих детей на какие-то школьные подвиги в плане получения хороших оценок и оплачивать другие их достижения, а также работу по дому.

Вряд ли стоит переходить с детьми на товарно-денежные отношения. Привыкнув к обязательному денежному поощрению, ребёнок может отказаться в дальнейшем что-либо делать, если не будет подобного стимула, или даже попробует с возрастом поднять свои «тарифы».

Что касается хороших оценок, то ребёнок должен учиться в школе не для того, чтобы получить сотню или тысячу рублей за «пятёрку», а ради знаний и поиска своего жизненного предназначения. Так что, это далеко не самый лучший способ стимулирования детей на различные подвиги. Пусть хотя бы в рамках семьи отношения строятся на искренности, доверии и взаимопомощи, а не на деньгах и прибыли, как во внешнем мире.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Начать обучение

Срок обучения: 1,5 месяцев 1 месяц (72 часа), стоимость: 4500 3200 рублей.

Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки , узнать о которых вы можете на сайте в разделе "Новости ". Обратите внимание, что стоимость, указанная в аннотациях программ, является фиксированной, а стоимость по акции выставляется специалистом при приёме заявки на обучение.

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).

Актуальность программы:
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

В своей книге «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри так обосновывает необходимость финансового образования в дошкольном возрасте. Подъемы и спады на рынке, война и мир, здоровье и болезнь, браки и разводы – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Заветная мечта каждой матери и отца – чтобы их дитя никогда не узнало, что значит изворачиваться, добывая очередной обед или ужин, или мучиться на ненавистной работе «ради денег». Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А ведь финансовая грамотность – оружие экономической самообороны.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Сегодня нельзя представить себе мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Цель: познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольников.

В результате освоения программы Вы:
расширите свои представления о возможностях формирования финансовой грамотности у старших дошкольников;
поймёте, чем отличается финансовая грамотность от финансового просвещения;
сможете определить, какие возможности есть у педагогов дошкольного образования в работе над повышением финансовой грамотности дошкольников;
узнаете, на каких принципах необходимо строить работу по повышению финансовой грамотности воспитанников детского сада;
получите методические материалы, которые помогут вам организовать деятельность детей.

Категория слушателей:
Руководители дошкольных образовательных организаций и их заместители.
Методисты дошкольных образовательных организаций.
Педагоги дошкольного образования.
Родители детей старшего дошкольного возраста.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн режиме на образовательном портале

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео, аудиозаписи.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

Модуль 1. Основы финансовой грамотности для детей разного возраста:
Тема 1. Понятие, сущность финансовой грамотности и ее значение.
Тема 2. Финансовое обучение ребенка.

Модуль 2. Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ:
Тема 1. Подходы и модели повышения финансовой грамотности в дошкольном образовании.
Тема 2. Основные возможности и принципы повышения финансовой грамотности дошкольников в детском саду.
Тема 3. Технологии и практики формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 495 105 96 04.

"За" и "Против" формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Отсюда вопрос, насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей?! И кто должен и может учить этому направлению детей!?
Не просто так, мною было написано, что тема эта противоречивая. Объясню почему. С одной стороны, в век непрерывного движения и информации данное направление грамотности необходимо. С другой же, путем обучения этих всех хитростей, мы забираем у детей их счастливое и беззаботное детство. И если уже и формировать культуру финансовой грамотности у детей, то тогда необходимо это делать грамотно и постепенно.
Просто и получается так, что финансовую грамотность формируем, а связная речь не развита, все познавательные процессы не соответствуют возрастному развитию ребенка. В нашей стране так, все новое и модное – это хорошо, а то, что действительно важно это «потом». И ведь действительно, откройте интернет, все статьи говорят о том, что финансовая грамотность важнее пирамиды Маслоу, значимее, ведь главное это деньги уметь посчитать, что ребенок должен знать стоимость своей мечты. Посмотрите, даже книгу банк Хоум Кредит выпустил «Дети и деньги», видеоролики «Про богатых детей» в 10 лет. Я не согласна! Это важно, но не в столь большой степени. Многие родители не догадываются, что знать ребенку, слово «депозит» может ему же выйти боком. Все должно быть в меру.
На примере ДОУ, на мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться. В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В занятия с детьми можно включать презентации и многое другое. Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания. НОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета. И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».
Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Барин и мужик», «Сказка о жадном султане» и т.д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере!
Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста.



Рассказать друзьям