Программа финансовая грамотность на детский сад. Формирование финансовой грамотности детей в процессе социализации на ранних этапах обучения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аннотация. Данная статья раскрывает роль финансовой грамотности граждан, даже среди детей дошкольного возраста. Автор даёт он еще оно понятие финансовой зар кат грамотности и указывает оно как зар на актуальность еще оно исследуемого вопроса.

Ключевые слова: еще оно финансовая грамотность, он еще оно дети, дошкольник.

Финансовая грамотность – еще оно это особое он еще оно качество человека, еще оно которое формируется с мнению моему по самого малого еще оно возраста и показывает еще оно умение самостоятельно еще оно зарабатывать деньги и еще оно грамотно ими мнению моему по управлять. В связи с этим, мнению моему по чтобы ребенок в мнению моему по будущем жил оно как зар комфортной, обеспеченной зар кат жизнью, родители и еще оно мы педагоги еще оно должны объяснить еще оно своим детям мнению моему по следующие вопросы зар кат про деньги: зар кат Что такое зар кат деньги? Где их он еще оно взять? Как ими он еще оно правильно распоряжаться? Если у ребенка оно как зар не сформировать зар кат правильное представление о он еще оно деньгах, то у еще оно него появится еще оно собственное, зачастую оно как зар неверное мнение. В связи с этим, еще оно дети должны еще оно осознавать, что зар кат денежные средства он еще оно зарабатываются собственным еще оно трудом. Поэтому неоспорима оно как зар актуальность формирования мнению моему по финансовой грамотности у мнению моему по детей дошкольного зар кат возраста.

Дошкольник и экономика мнению моему по лишь на зар кат первый взгляд зар кат кажутся далекими мнению моему по друг от мнению моему по друга. Область экономической он еще оно деятельности – одна оно как зар из жизненно он еще оно важных, в которую он еще оно ребенок погружается с мнению моему по детских лет.

Приобщение ребенка к оно как зар миру экономической мнению моему по действительности – одна зар кат из сложных и в мнению моему по то же еще оно время важных зар кат проблем. Нынешним дошкольникам зар кат предстоит жить в мнению моему по XXI веке – еще оно веке сложных мнению моему по социальных и экономических мнению моему по отношений. Это потребует зар кат от них мнению моему по умения правильно он еще оно ориентироваться в различных оно как зар жизненных ситуациях, он еще оно самостоятельно, творчески еще оно действовать, а значит – он еще оно строить свою мнению моему по жизнь более мнению моему по организованно, разумно, оно как зар интересно.

Финансовая грамотность зар кат дает возможность еще оно управлять своим зар кат финансовым благополучием. Отсутствие элементарных мнению моему по финансовых знаний и мнению моему по навыков ограничивает он еще оно возможности людей зар кат по принятию он еще оно правильных решений мнению моему по для обеспечения он еще оно своего финансового еще оно благополучия.

Ребенок, прежде он еще оно всего, познает зар кат азы семейной оно как зар экономики, поскольку оно как зар именно в семье зар кат он делает зар кат свои первые он еще оно шаги в мир еще оно экономической действительности, зар кат получает о ней еще оно первые представления. Дошкольник узнает о еще оно труде, профессиях он еще оно родных и близких, о мнению моему по финансовом положении оно как зар семьи.

Дети, так мнению моему по или иначе, зар кат рано включаются в зар кат экономическую жизнь мнению моему по семьи: сталкиваются с зар кат деньгами, рекламой, он еще оно ходят с родителями в оно как зар магазин, участвуют в он еще оно купле-продаже, еще оно овладевая таким еще оно образом первичными оно как зар экономическими знаниями, мнению моему по пока еще мнению моему по на житейском зар кат уровне.

Старшие дошкольники зар кат формируют умения мнению моему по распоряжаться деньгами, зар кат соотносить доход с еще оно ценой на зар кат товар, узнают, оно как зар что деньги зар кат служат средством оно как зар обмена товарами зар кат между людьми. Дети получают мнению моему по начальные сведения оно как зар об экономике мнению моему по своего города, о мнению моему по профессиях, связанных с еще оно экономикой и бизнесом, о он еще оно продукции, выпускаемой мнению моему по на предприятиях, и оно как зар трудовых действиях еще оно по ее мнению моему по изготовлению и реализации, зар кат учатся уважать он еще оно людей, которые оно как зар трудятся и честно мнению моему по зарабатывают свои оно как зар деньги.

Раннее разумное оно как зар экономическое воспитание он еще оно служит основой оно как зар правильного миропонимания и мнению моему по организации эффективного он еще оно взаимодействия ребенка с зар кат окружающим миром. Осуществляя экономическое мнению моему по воспитание в дошкольном зар кат возрасте, мы зар кат решаем задачи еще оно всестороннего развития зар кат личности.

К сожалению, финансовой мнению моему по грамотности почти зар кат не обучают в мнению моему по детских садах. А грамотное отношение к оно как зар собственным деньгам и еще оно опыт пользования зар кат финансовыми продуктами в еще оно раннем возрасте он еще оно открывает хорошие мнению моему по возможности и способствует еще оно финансовому благополучию зар кат детей, когда он еще оно они вырастают.

Здесь важно мнению моему по отметить поведение он еще оно родителей, так еще оно как зачастую оно как зар именно пример мнению моему по родителей становится он еще оно основополагающим. Все мы оно как зар хотим для еще оно своих детей еще оно самого лучшего, мнению моему по но нужно еще оно помнить o том, он еще оно что выполнение зар кат любого каприза мнению моему по ребенка, любой зар кат ценный подарок он еще оно просто так мнению моему по не даст мнению моему по нашим детям еще оно правильного понимания, оно как зар как относиться к еще оно деньгам, и как с зар кат ними обращаться. Безусловно, родители он еще оно должны объяснить оно как зар ребенку, что оно как зар для того, оно как зар чтобы заиметь то, оно как зар что хочется мнению моему по нужно потрудиться и зар кат заработать на оно как зар это деньги.

Дети должны он еще оно знать, что зар кат жить надо зар кат по средствам, он еще оно тратить надо еще оно меньше, чем зар кат зарабатывается. Понятно, что еще оно счастье за еще оно деньги не он еще оно купишь, но зар кат детям не оно как зар лишним будет мнению моему по знать, что оно как зар достаточное количество мнению моему по финансовых ресурсов он еще оно открывают перед зар кат ними большие еще оно возможности, способные еще оно дарить радость.

В связи с вышесказанным, мнению моему по можно сделать оно как зар вывод, что он еще оно обучение финансовой он еще оно грамотности целесообразно он еще оно начинать в раннем еще оно возрасте на еще оно начальных ступенях оно как зар образовательной системы. Чем раньше мнению моему по дети узнают о оно как зар роли денег в мнению моему по частной, семейной и зар кат общественной жизни, мнению моему по тем раньше оно как зар могут быть мнению моему по сформированы полезные он еще оно финансовые привычки.

С детства детям мнению моему по нужно прививать мнению моему по чувство ответственности и еще оно долга во зар кат всех сферах еще оно жизни, в том мнению моему по числе и финансовой, зар кат это поможет оно как зар им в будущем зар кат никогда не мнению моему по влезать в долги, мнению моему по держать себя в еще оно рамках и аккуратно оно как зар вести свой оно как зар бюджет.

Список литературы:

  1. Брехова, Юлия он еще оно Викторовна Финансовая зар кат грамотность. 10-11 класс. Материалы для зар кат родителей / Брехова зар кат Юлия Викторовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 98 c.
  2. Брехова, Юлия он еще оно Викторовна Финансовая оно как зар грамотность. 10-11 класс. Методические рекомендации он еще оно для учителя / мнению моему по Брехова Юлия зар кат Викторовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 160 c.
  3. Брехова, Юлия оно как зар Викторовна Финансовая еще оно грамотность. 10-11 класс. Учебная программа / он еще оно Брехова Юлия мнению моему по Викторовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 49 c.
  4. Киреев, Алексей оно как зар Павлович Финансовая зар кат грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Материалы для еще оно учащихся. Учебное пособие / мнению моему по Киреев Алексей он еще оно Павлович. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 156 c.
  5. Лавренова, Екатерина мнению моему по Борисовна Финансовая он еще оно грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Контрольные измерительные он еще оно материалы / Лавренова оно как зар Екатерина Борисовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 37 c.
  6. Лавренова, Екатерина оно как зар Борисовна Финансовая мнению моему по грамотность. 10-11 класс. Экономический профиль. Материалы для родителей / Лавренова Екатерина Борисовна. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 112 c.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.

1

финансовая грамотность

экономическое воспитание

купля-продажа

семейный бюджет

1. Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2006. – 246 с.

2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

3. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. – 3-е изд. – М.: Росмэн, 2011. – 90 с.

4. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом: пособие для детского чтения. – М.: Педагогика-Пресс, 2010. – 341 с.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.

Масштабные экономические и политические преобразования, личные устремления и требования общества - все это создало мир, в котором каждый обязан учиться азам финансовой грамотности и сознавать последствия самостоятельных решений. Родители, которые пострадали в эпоху перемен, виртуальной коммерции, роста кредитных обязательств, хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни.

Жизненная практика семейного и общественного воспитания очень сложна, в том числе и в плане экономического образования и воспитания детей. Неслучайно задача воспитания умелого потребителя, разумного хозяина, хорошего семьянина - одна из определяющих направлений экономического воспитания. В формировании потребительских интересов с детства активное участие принимают не только общественные институты, но и семья.

Подъемы и спады, здоровье и болезни, браки и разводы - вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Мудрые родители знают, что финансово самодостаточный ребенок менее уязвим в жизни. Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А финансовая грамотность - оружие экономической самообороны.

Семья - реальная экономическая академия, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности. . В российских семьях исторически сложилось так, что о понятиях бизнеса, выгоде и непригодности, о купле и продаже не принято говорить, при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости».

Именно в семье ребенок соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.

При новом механизме хозяйствования человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству, особой экономической культурой. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, рациональное использование сбережений. Область экономической действительности - одна из жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет.

К сожалению, в условиях «коммерческого» образа жизни окружающую предметную среду, уклад экономических отношений между людьми нельзя рассматривать как образец экономического воспитания, формирования экономического образа мышления, а в целом - становления ценностных ориентаций молодого поколения.

Необходим поиск путей и методов воспитания у детей нравственно-ценностного отношения к предметному окружению, к рукотворному миру, т.е. формированию у детей нравственного поведения в пространстве экономических ценностей.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа. Дети от своих родителей получают сознательные и бессознательные внушения. Например, мнение взрослых о том, что труд по дому (гигиена игрушек, уход за одеждой, работа няни, домработницы, бабушки и старших братьев, сестер) является несущественным делом или вообще этому не стоит обучать детей, так как в будущем они сами научатся это делать. Исследования доказывают, что для разностороннего развития ребенка роль практической деятельности - труд вместе со взрослыми - велика. Это должен быть такой труд, который дает ребенку возможность отразить свои творческие способности в действительной форме, понять и доказать практические связи и зависимости предметов и явлений, видеть возможный результат, показать ответственность, деловитость ребенка. Любое практическое дело требует определенных знаний и практического опыта.

Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. В обсуждениях семейного бюджета дети могут принимать участие с семи-восьми лет. Польза от этого многогранна. Во-первых, ребенок приобретает полезный жизненный навык. Во-вторых, он учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями, исключая тем самым свои бесконечные «Я хочу». В-третьих, ребенок ощущает за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Так можно направить ребенка к важному самостоятельному шагу - добровольно внести часть своих сбережений, когда недостает денег на покупку, необходимую семье. Можно привести пример участия ребенка в планировании бюджета после просмотра мультфильма «Каникулы в Простоквашино», где кот Матроскин очень выразительно рассуждает на эту тему, предложив ему разделить стоимость игрушки на две части - на одну часть отложить с этой зарплаты, а на другую - со следующей. Если ребенок хорошо знает цифры, пусть поучится счету.

Другой пример - поход в магазин. Для младших дошкольников своеобразной эффективной шкалой правильного обращения с деньгами является магазин. С шести лет можно посылать детей за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Сложить цены, не проворонить сдачу, не забыть товар в магазине - это хорошие стимулы для развития качеств дошкольника. Отсутствие же опыта в распределении семейных доходов и расходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим «состоянием», должны ли дети иметь карманные деньги и должны ли они отчитываться - вот нерешенные вопросы для многих взрослых.

Стремление научить своего ребенка обращаться с деньгами возникает у многих родителей, когда они понимают, что сами не сумели в юности овладеть этими навыками. В процессе учебы рекомендуется объединиться с детьми: помните, речь идет о развитии, а не о возрасте. Помогая детям делать открытия, можно с успехом отточить собственные навыки.

Известно немало случаев, когда расточительными вырастали дети, родители которых были образцами финансового здравомыслия и бережливости. Тем не менее, положение родителей будет более прочным, позволяющим выдвигать конкретные требования или возлагать на детей конкретные надежды, если у семьи есть четкая система финансовых ценностей и разговоры о деньгах не считаются запретными. Если система слишком сложна и не имеет должной четкости, в процессе обучения ребенок наверняка запутается. Попробуйте ответить на вопросы анкеты: имеете ли вы ясные представления о том, как надо тратить, вкладывать и отдавать деньги? Вы учите детей тратить деньги с умом, но каждый месяц у вас возникают долги по кредитам? Вы призываете детей помнить об ответственности, но сами привыкли избавляться от проблем с помощью денег? Вы хотите, чтобы дети хорошо понимали разницу между потребностями и желаниями, но сами часто пускаетесь в разгул? Ваши дети ни в чем не знают отказа, но вы тревожитесь и мучаетесь угрызениями совести оттого, что бесконтрольное потакание детским прихотям может иметь необратимые последствия? Какой бы ни была семья, не стоит рассчитывать, что когда-нибудь ее члены полностью сойдутся во мнениях по поводу финансовых ценностей. Главное - не замалчивать разногласия, а осознавать их, чтобы заслужить доверие детей в денежных вопросах.

Финансовое образование маленького ребенка можно начинать вместе с прочим обучением. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.

Большинство детей в возрасте от пяти до восьми лет любознательны, деятельны и склонны все понимать; они быстро впитывают информацию, переходя от субъекта к объекту, а затем и к идее. Какую бы информацию о деньгах вы ни передали, следует учитывать свойственные детям неусидчивость и эгоцентризм. Устраивайте дома фестиваль просмотра финансового кино, например «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского; сказки «Три поросенка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро и другие. Вовлекайте детей, их друзей в предметный разговор о деньгах, ценностях и мечтах. Например, вопросы: какое отношение сюжет имеет к деньгам? Как характеризует героев их отношение к деньгам? Разделяете ли вы финансовые ценности героев? Что запомнилось вам в этой истории? Что вызвало у вас грусть, негодование, зависть, радость) и т.д.?

Существует интересная теория, построенная на аналогии пищеварительной деятельности организма с процессами получения и расходования денежных средств (М.Ф. Горлова, Р.П. Ефимкина). Ключевой момент теории заключается в том, что ребенок аналогично получаемой и перевариваемой пище получает и тратит деньги. Разница заключается в среде. В первом случае - это естественная среда, во втором - искусственно созданная социальная, называемая учеными «джунгли». В первом случае объект изучения - пища, во втором - деньги. При анализе особенностей и нарушений пищеварительного процесса можно поставить диагноз общего состояния человека. Аналогично и с процессом получения - расходования денежных средств: родитель может составить общую картину будущей состоятельности своего ребенка, используя тест «Стратегия получения и расходования денежных средств» .

Нам показалась интересной позиция немецких ученых, выдвигающих проблему формирования психологической устойчивости к жизни в обществе, к разным, в том числе и неблагоприятным, жизненным обстоятельствам. Каким должно быть воспитание ребенка, чтобы оно способствовало жизненному успеху? Предусмотреть это так же сложно, как и предвидеть то, какие социально-экономические условия ожидают ребенка. Зависимость устойчивости ребенка к жизни в обществе от воспитания требует научного доказательства, но авторы чувствуют эту взаимосвязь и считают, что уже на ступени дошкольного возраста необходимо развивать у детей такие личностные качества, как социобильность и коммуникативность, чувство собственной ценности, убежденность в собственной способности к результативному действию, успешности. Следует обеспечить ребенку социальную отзывчивость в группе и в особенности эмоциональную поддержку в ситуации стресса; последовательно и надежно структурировать требования к ребенку и его социальные отношения. В этом случае дети оказываются более защищенными от трудностей развития и превратностей жизни.

Самодисциплина - важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу. В качестве предпосылок экономического воспитания мы рассматриваем доступные знания из области экономики и экономической деятельности, называемые в экономической науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, начал его финансовой грамотности.

Обогатить работу по освоению детьми экономики более сложным содержанием помогут сюжетно-ролевые игры, наглядно-иллюстративный материал, например «Оптовичок», «Супермаркет», «Турагентство», «Дороже - дешевле», «Семейный бюджет», лабиринт «Найди невыключенный прибор», карта-схема «Путешествие в городе» и другие. Деловые игры выявляют определение перечня и цены вещей, выделяют обязательные, желательные и престижные вещи. Точно так же можно рассмотреть обувь, посуду и мебель .

По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» .

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» .

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: о приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

Библиографическая ссылка

Горная Т.И. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 128-131;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36291 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Школа №1748 «Вертикаль» СП ДО №7

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Герасимова Юлия Анатольевна

ВОСПИТАТЕЛЬ

(Должность)

« Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста»

(Название темы)

(Начало изучения темы)

(Окончание изучения темы)

Самообразование .

Финансовая грамотность дошкольников.

Цель:

Сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать первичные экономические понятия;

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

предполагаемый результат:

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1. Изучение методической литературы

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

Приключения кота Белобока, или экономика для малышей.

Волгоград, 2015.

Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера.

СПб., Питер, 2013.

Смотреть тетрадь по самообразованию

Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики

М, Вита-пресс, 2014.

Смотреть тетрадь по самообразованию

Светлова М. Деньги в твоей жизни.

ИГ "Весь", 2013

Смотреть тетрадь по самообразованию

Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

2.Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Анкетирование

«Откуда появились деньги»

Беседа с детьми

«Магазин»

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

«Мой любимый магазин»

Рисование

«Денежка»

«Семейная денежка»

изготовление дидактической игры (собери по возрастанию)

«Как старик корову продавал»

Чтение художественной литературы

Царица экономика

Изготовление Лэпбука

Беседа с детьми

Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

способ демонстрации результата проделанной работы

форма отчета по проделанной работе

Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными :

Выступление на педсовете

Консультация

Семинар-практикум

Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

Выставки детского творчества

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция



Рассказать друзьям