Беседа об осени в подготовительной группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия В старшей группе «Осенние заботы человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Осенний досуг в подготовительной группе. СценарийКонспект беседы в подготовительной к школе группе на тему «Приметы и поговорки про осень»
Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Описание материала: Конспект обобщающей беседы по теме «Осень» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: Развитие компонентов устной речи детей: связной речи – диалогической формы, лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепить представления о времени: времена года, осенние месяца;

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;

2. Развивающие:

Развивать у детей интерес к окружающему;

Развивать умение находить взаимосвязи и делать выводы, логическое мышление, память внимание;

3.Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения: уважение к окружающим (слушать сверстников и взрослых не перебивая, быть внимательными друг к другу);

Словарная работа:

Уточнение и активизация словаря по теме «Осень»;

Совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.

Воспитатель: Наступила осень. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, холодает. Дни становятся короче, солнце греет меньше. Часто идут дожди, на земле появляются лужи.

Как называются осенние месяцы?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.

Про осень говорят
«Осень - погоды перемен восемь».

Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей:

Воспитатель: Какая бывает осенью погода?

Ответы детей:

пасмурная;

солнечная;

облачная;

прохладная;

ветреная;

дождливая;

холодная;

Воспитатель: Одинаковая ли погода осенью в сентябре, октябре, ноябре? Как она меняется?

Ответы детей:

Про осень говорят
«Осень идет, и дождь за собой ведёт».

Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?

Ответы детей:

Дождь бывает

холодный;

моросящий;

затяжной;

проливной;

Воспитатель: В народе говорят
«В сентябре и лист на дереве не держится».

Воспитатель: Осенью листья на деревьях меняют окраску. У разных деревьев они окрашиваются по - разному, от ярко желтого, оранжевого до тёмно - красного и коричневого.

Листья опадают с деревьев. Как называется это явление?

Воспитатель: Как можно сказать про осенние листья, какие они?

Осенние листья разноцветные, резные, желтые, красные, зелёные, прохладные, гладкие, сухие.

Воспитатель: А какие деревья не теряют свой облик осенью?

Ответы детей.

Воспитатель: Про осень говорят
«Осенняя пора - птица со двора».

Интересная поговорка, Помните, как всё с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой… А. Фет.

Ребята, скажите, куда улетели птицы? А почему птицы улетают в тёплые края?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, птицы улетают, потому что им становится трудно добывать себе еду, они улетают туда, где есть корм.

Воспитатель: Какие птицы улетают на юг?

Ответы детей.

ласточки, стрижи, соловьи, грачи

Воспитатель: как можно назвать этих птиц, какие они?

Дети: перелётные

Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?

Ответы детей.

воробьи, вороны, голуби, синицы.

Воспитатель: «Я люблю осень, потому что осенью необычно и интересно. Осень - самое красочное время - листья расцвечиваются разными цветами, птицы улетают в тёплые края, воздух чистый и свежий.

А вам нравиться осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, представьте, что было бы, если не было времени года осень?

Воспитатель: Какие приметы и поговорки об осени вы запомнили?

Ответы детей.

Если домашнее задание на тему: » Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе "В гостях у бабушки ".
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока на тему «Зима» подготовила Егорова Людмила Анатольевна, воспитатель Программное содержание: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка» Республики Татарстан Урок на тему «Конспект целевой прогулки во второй младшей группе ООД в подготовительной (старшей) группе. Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла Конспект занятие «Знакомство с туристическим снаряжением»Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустар­ников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспиты­вать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фрук­тов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не пригото­вятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, пло­ды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяет ся прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы под­готовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Правильно, это прежде всею сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с по­лей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои цен­ые питательные качества.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полез­ными и вкусными крупами; манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т.д. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и ма­кароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать.

Ребята, какие овощи собирают на полях? (Помидоры, огурцы, бак­лажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.)

Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

Как в вашей семье хранят овощи зимой? (Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и поми­доры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.)

Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафа­реты). Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку в мешках, огурцы и помидоры в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят, сушатся, а в доме стоит такой чудесный травя­ной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспи­татель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, бо­ярышника, красной и черной рябины и др.)

Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить от вара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Работы ещё мною. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, пле­ти, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удоб­рения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапы­вают деревья и кустарники, обрезают сухие ветки, белят деревья специаль­ным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарни­ков и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустар ников и многолетних цветов.)

Сегодня на прогулке мы также займемся посадкой растений, укра­сим наш участок новыми насаждениями. Будем ухаживать за ними до самой весны. Осенью прикроем корни листьями, зимой будем засыпать пушистым белым одеялом - снегом.

Если правильно посадим растения и будем бережно за ними ухажи­вать, то весной будем радоваться зеленым листочкам на них.

Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам? ( B деревне - утеплить ко­ровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.)

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо? (Отре­монтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варе­нье, повидло, джемы, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семеч­ки, орехи и т. д.)

Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)

Па прогулке занимаются посадкой кустарников и многолетних цветов.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
Тема: «Беседа об осени» подготовительная группа


Описание. Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию старших дошкольников на тему «Мы прилетели». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов для занятий с детьми дошкольного возраста. Разработка поможет воспитателям более эффективно закрепить знания детей о перелетных птицах. Непрерывная вовлечённость детей в игровой процесс сохранит их внимание и интерес на протяжении всего занятия, а также укрепит стремление к познавательной деятельности.
Цель:
1) Систематизировать знания детей об осени;
2) Уметь устанавливать связи между условием среды и состоянием живых объектов;
3) Закрепить представление о жизнедеятельности растений, животных, труде взрослых осенью;
4) Показать детям порядок отлета птиц
5) Развивать у детей умение выражать свои выводы и умозаключения в деятельности моделирования;
6) Воспитывать ценное отношение к природе.
Средства:
Игрушка «Незнайка»,
мультимедийная техника,
картина Незнайки,
схемы с порядком отлета птиц,
модели природных явлений осенью,
модели хранения урожая,
раздаточный материал для моделирующей деятельности.
Способы:
Сказочный (игровой) персонаж «Незнайка»,
Проблемные ситуации (ошибки Незнайки),
Моделирование,
рассматривание картин,
художественное слово,
использование мультимедийной техники,
схемы,
экологическая игра.
Мотивация: В гости пришел Незнайка с картиной; чтобы дети ее посмотрели и угадали какое время года он нарисовал.

Стук в дверь, приходит Незнайка, предлагает посмотреть какую картину он нарисовал
В: Ребята, так это опять Незнайка пришел к нам в гости?
Н: Посмотрите на картину внимательно и угадайте: какое время года я нарисовал?
Д: Непонятно!
Н: А почему?
Д: Явления природы здесь из разных времен года
В: Незнайка, ты как всегда все перепутал. Ребята, помогите Незнайке разобраться, найдите, что он перепутал.
Д: Осенью не бывает бабочек. Они уже спрятались. Ягоды растут только летом. Кучевые облака бывают летом.
В: Ребята, что бы Незнайки лучше понять какие явления природы бывают осенью, изобразите их схемами, проходите за столы, возьмите расчерченный лист бумаги и нарисуйте схемы
Дети работают за столами
В: Дима, расскажи Незнайке, какие явления ты изобразил
Д: День становится короче, желтеют и опадают листья с деревьев, утром сильные туманы, перистые облака, частые дожди, спрятались насекомые, птицы улетают (спрашивают 3-4 человека)
Н: Хорошо, ребята! Теперь я запомнил все осенние явления природы.
В: А.С. Пушкин написал стихотворение, где очень точно описаны все осенние явления природы. Послушайте.
Читает ребенок «Уж небо осенью дышало»
В: Какие осенние месяцы мы знаем?
Д: Сентябрь, октябрь
Н: Я тоже знаю, что у осени три месяца: ноябрь, сентябрь, октябрь
В: Незнайка ты опять поторопился, у каждого месяца свой черед. Хочешь тебе об этом ребята расскажут. Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называют: златоцвет. Как вы думаете, почему?
Показ слайдов
Д: Листья желтеют, деревья стоят как золотые.
В: А сейчас заглянем в осенний лес. Посмотрите на карточку с изображением животных, и обведите кружочками тех, кого можно встретить в осеннем лесу, объясните свой выбор
ДЯТЕЛ БАБОЧКА
БЕЛКА ЛАСТОЧКА
ГУСЕНИЦА ЗАЯЦ
Д: Бабочки, гусеницы спрятались, ласточки улетели
В: Хорошо, а теперь посмотрим, как зверь готовится к зиме?
(Дети подходят к мольбертам и рассматривают картины)
Д: Рассказывают по картинам:
Ежи: осенью у ежей мало добычи, попрятались в землю черви, скрылись ящерицы, трудно находить лягушек. И они готовят себе теплые зимовища. Таскают к норам под старыми пнями душистые сухие листья, мягкий лесной мох. Здесь они будут зимовать всю зиму.
Белки: белки осенью готовят себе пищу на зиму. Собирают грибы.

В: Посмотрите, какие грибы собрал Незнайка в осеннем лесу. А как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?
Д: Мухомор. Он ядовит. Людям нельзя его собирать, но и пинать не надо.
В: Какие еще съедобные грибы можно собирать в лесу?
Д: Подосиновики, грузди, лисички, сыроежки, маслята,
В: Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Эта игра нам знакома, но сегодня правила усложнились. Наконец музыки вы должны найти плоды того дерева, с которого у вас листья.
Дети выполняют движения, наконец музыки ищут пару .
Н: Илюша, а почему ты остановился у желудя?
Настя, а почему ты здесь остановилась?
Д: Потому что у меня лист дуба
А у меня лист липы, а это ее плоды
Дети проходят за столы
В: Какой месяц приходит на смену сентябрю?
Д: Октябрь
В: В народе его называют листопад. Почему, как вы думаете?
Д: Потому что в октябре начинается листопад.
В: А еще говорят: «В октябре семь погод на дворе»
Почему как вы думаете?
Д: Октябрь очень капризный месяц. За день погода может меняться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают
Показ слайдов
В: Да, становится все холоднее, птицы улетают в теплые края. А теперь посмотрите на карточку с изображением птиц: как вы думаете, кто здесь лишний?
Д: ласточка – это перелетная птица, а голубь и ворона – зимующие
Н: Какие птицы улетают первыми?
Д: ласточки, стрижи они питаются только насекомыми.
Н: Какие последними?
Д: которые живут на водоемах: утки, гуси, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
В: Ответ на вопрос: Почему улетают птицы, покажите на схеме. Выберете и покажите правильный ответ
Дети работают со схемой
В: Все птицы улетают по разному (выставляю карточки)
- ребята, может из вас уже кто-то знает какие птицы как улетают?
Дети рассказывают из личного опыта и наблюдений, если не знают, рассказывает воспитатель:
- Клином летят журавли
- Косяком – гуси
- Прямым фронтом – утки
- В одиночку – кукушки, соколы
В: Птицам, которые зимуют у нас, приходится трудно зимой. Мы должны заботиться о них. В чем заключается наша забота?
Д: подкармливать птиц, вешать для них кормушки
В: Из чего их можно делать?
Д: из пластмассовых бутылок, из дерева, из коробки.
В: Какой месяц осени последний?
Д: ноябрь
В: в народе его называют чернотропник! Почему?
Д: Травы засохли, листья опавшие потемнели, на огородах, полях, чернеет вспаханная земля
В: Ребята, за осень люди собрали большой урожай зерновых, овощей и фруктов, но ведь все не съешь. Как их запасли на зиму? Расскажите? (выставляю схему)
Д: Кладут в хранилище, солят, маринуют, консервируют, сушат, делают соки, варят варенье.
В: Хорошо! Ведь витамины нужны всем круглый год. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить. Все без исключения, в этом нет сомнения.

Н: А вот и нет.
Не хочу я есть салат.
Дайте лучше мармелад.
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет.
В: Ребята, а вы как думаете, кто из нас прав?
В: выставляем схему
Д: Конечно вы! В овощах и фруктах есть витамины. Очень нужный витамин «С» в капусте, зеленом луке, картофеле, лимонах, яблоках, черной смородине, шиповнике и клюкве. Если есть все это, будет защита от микробов, вирусов, организм будет работать слаженно, кровь очищается.
Н: Хорошо! Теперь, я буду знать, что живые витамины для всех людей не заменимы
В: Ребята, если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень «серебряной». Почему?
Д: В декабре молодой лед на лужах, звенят на ветру ветки деревьев, и все как будто в серебре.
В: Скажите, какому месяцу месяц ноябрь передает очередь?
Д: месяцу декабрю
В: какое время года наступит?
Д: наступит зима
В: дети, зеленым листочкам дайте знать, что вы легко увидели ошибки Незнайки, желтым – немного затруднился, красным – было трудно.
В: Почему вы выбрали этот листок
В: Что же самое главное должен запомнить Незнайка про осень?
Д: Нарастают холода, идут дожди, день становится короче, деревья и кусты сбрасывают листву, трава и цветы вянут, пропали насекомые, птицы улетают, облака перистые, растения прекращают рост.
Н: Спасибо, ребята, что вы так хорошо рассказали про осень. Теперь я нарисую совсем другую картинку и покажу вам.
В: Незнайка, ребята хотят спеть песню про осень «Лист календаря».

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!

Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.

Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.

Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.

На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами.

А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.

Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.

Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,
замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.

А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.

А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.

А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.

Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.

Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.

Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.

А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .

С Уважением.
Елена Медведева.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области

Проект

по теме «Здравствуй, осень!»

(краткосрочный)

в подготовительной группе

на 2016-2017 учебный год

Воспитатель: Смолянская Л.В.

2016-2017 уч.год

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с19.09.2016 по 21.10.2016г.)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Здравствуй, осень!».

Задачи:

    обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

    развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

    расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

    развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

    способствовать развитию памяти, восприятия;

    воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

    закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;

    расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

    применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

    отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

    заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

    составление плана совместной работы с детьми, родителями;

    разработка конспектов НОД;

    подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

    подбор художественного материала;

    оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

    беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Здравствуй, осень!»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим :

    «Приметы осени»

    «В гости к осени»

Беседы:

«Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Ситуативная беседа :

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

« Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

    «Мы гуляли на участке»

    «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени.

Словесные игры: «Опиши словами осень!»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья».

Чтение художественной литературы:

    Пословицы, поговорки, загадки об осени

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

    А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

    А. Плещеев «Скучная картина»

    К. Бальмонт «Осень»

    Н. Сладков «Осень на пороге»

    Е. Благинина «Улетают, улетели»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник».

Дидактические игры : «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы».

Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки»

Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?»

Трудовая деятельность:

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседа по ОБЖ:

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

    «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Рисование:

Лепка

    «Лукошко с грибами»
    «Белочка»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки.
«Осенний праздник»

    «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

    Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

    Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

    Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

    Организация выставок детских работ;

    Совместное творчество детей и родителей;

    Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

Фотогазета «Осень- славная пора»
Выставка детских рисунков «Осенние фантазии»

Презентация проекта:

    досуг «Заглянула Осень в сад»;

    фотогазета «Осень – славная пора».



Рассказать друзьям