Как называется неверный перенос навыка в психологии. Перенос двигательных навыков и способностей, его виды и значение в учебно-тренировочном процессе в плавании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Взаимодействие (перенос) навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навы­ков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.

Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,

когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать.

Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигатель­ных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определен­ным образом на становление и проявление нового умения или навы­ка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть од­носторонне направлен­ными и обоюдными,положительными и отрицательными,прямыми и косвенными .

Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обу­чения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому дру­гой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной ру­кой, то другая рука тоже овладеет этим навы­ком без упражнения. Данное благоприятное яв­ление установлено для пе­реноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Каса­ется ли процесс пе­реноса навыка не только рук, но и ног, и дру­гих частей тела? Эти вопросы, по­жалуй, впер­вые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной мо­нографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на кото­рые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.

Второй тип переноса навыков – когда обу­чение одному навыку влияет на обучение дру­гому навыку. Такое влияние может быть поло­жительным, отрицательным и нейтральным. Во всех от­раслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стара­ются максимально использовать «положитель­ный перенос». На­пример, навыки метания кам­ней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, грана­ты).

Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становле­нию других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигатель­ных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкуриру­ют с ними, тем самым затрудняют процесс изу­чения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Напри­мер, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не ре­комендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур цикличе­ских навыков.


Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навы­ков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совер­шенствование координационных и двигательных структур.

Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной ко­ординационной и двигательной структурой.

Косвенный (опосредованный) перенос навыков результат формирования навыка вначале не обнару­живается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи - например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.

Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содер­жания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирова­ния. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смы­словой основы и главных звеньев техники двигательных дейст­вий. Исходя из этого, учеб­ный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени сущест­венной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально исполь­зовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.

Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подго­товки;

· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или се­рии занятий;

· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подго­товки.

На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществ­ляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упроче­ния двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двига­тельных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный пере­нос навыка может быть, по мере его упроче­ния, исключен и в даль­нейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновре­менном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются от­рицательные вза­имовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не всту­пают в отрицательные взаимодействия.

Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения дви­гатель­ным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положи­тельного переноса двигательных уме­ний и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и прев­ратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом за­кономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного по­рядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на на­вык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык на гимнастической перекладине может замедлить освоение; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

При классификации физических упражнений;

При разработке программ по физическому воспитанию;

При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс. Например, навыки лепки и рисования помогают ребенку осваивать навык писать. Навык игры на одном музыкальном инструменте облегчает овладение техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино, легче научиться печатать. Такое положительное влияние ранее приобретенных навыков на процесс формирования новых называется переносом навыков.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием сходных и тождественных рис в уже сложившейся и новой навыках, совместных приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру создаваемой навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Следовательно, происходит применения ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщение.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специальной упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенно) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее произведенные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и новостворюваними стереотипами.

Интерференция имеющаяся тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций. Например, во время изучения иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по графемою с буквами родного языка, но разных по произношению («с», «х», «г», «в» и т.д.). Аналогично - по пользования шифрувальним кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква означала определенную цифру (например, «К - 5», «С - 2»). Затем им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали другие цифры (например, «К - 3», «С - 8»). Выяснилось, что для овладения вторым кодом испытуемым нужно было выполнить гораздо больше упражнений, чем для овладения первым кодом. Интерференция здесь связана с недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ оказывается тогда, когда ранее произведенные приемы действия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу по старой конструкции прибора на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В целом интерференция возникает при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А когда на протяжении определенного времени их не применяют, они ослабевают. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Что меньше сформированы навыки, закреплены, то скорее они ослабляются, что оказывается в деавтоматизації выполняемых действий.

Сильные волнения и усталость человека часто вызывают нарушение ее привычных действий. В этом случае нужно иметь немалое самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается также тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые порождают неуверенность в своих силах. Это свидетельствует о том, что произведенные системы условных рефлексов сохраняют черты кіркового автоматизма лишь настолько, насколько существует определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых оно было произведено, то есть пока находятся в единстве внешний и внутренний стереотипы.

Нарушения, расстройства навыков наступают в результате патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложнее и позже выработаны навыки, потом - менее сложные и прежде сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и др.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственной труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

  • КОНСТРУКТИВНЫЕ, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой труда;
  • ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для производства определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устной и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминания определенного материала, решения арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной отрасли). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, мыслительные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устную и письменную работу. В сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли опирается на навыки практического оперирования необходимыми для этого, измерительными приборами и другими орудиями.

Навыки и умения играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ей возможность успешно достигать поставленных перед собой целей. Наличие у человека большого количества навыков и умений является основой владение ею своими силами, они дают ей возможность экономить эти силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталости.

Выработка динамических стереотипов в коре головного мозга ускоряет ход приобретенных реакций, освобождает кору для новых индивидуальных приспособлений и допускает возможность развития в коре параллельных процессов. Вследствие автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить и другая аналітико-синтетическая деятельность. Автоматизация приобретенных реакций экономит работу коры как целого и дает возможность перемещать фокус ее активности на самые актуальные процессы.

Все имеющиеся у человека навыки и умения являются ее положительным достоянием. Поэтому ловких людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек владеет навыками и умениями в какой сфере деятельности, тем больше ее ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не была способна приобретать навыки, она не могла бы продвинуться ни на один ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.



Рассказать друзьям