Какие занятия позволяют детям развивать память? Как пользоваться этой книгой.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Джон Богосиан Арден

Развитие памяти
для чайников

Издательство "Диалектика", Москва - Санкт-Петербург - Киев, 2003
Перевод с английского и редакция В.В.Александрова

ISBN 5-8459-0508-7 (рус.)
ISBN 0-7645-5435-2 (англ.)

Итак, вы хотите улучшить свою память. Универсального метода развития памяти не существует. С увеличением количества изученных и отработанных способов, используемых для облегчения запоминания, будут улучшаться и свойства вашей памяти. Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых разных возрастных категорий - от студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, до беззаботных пенсионеров, запоминающих имена персонажей любимых сериалов. Улучшить память может практически каждый человек, независимо от того, где он работает и чем занимается. О способах, используемых для улучшения памяти, и идет речь в этой книге.

Об авторе
Благодарности
Введение
Об этой книге
Для кого предназначена эта книга
Как пользоваться этой книгой
Как построена эта книга
Часть 1. Что такое память
Часть 2. Улучшение памяти
Часть 3. Защита памяти
Часть 4. Упражнения для развития памяти на каждый день
Часть 5. Великолепные десятки
Пиктограммы, используемые в этой книге

Часть 1. Что такое память

Глава 1. Провалы в памяти и их устранение

"Белые пятна" нашей памяти
Вот такой рассеянный…
Слова, которые вертятся на языке
"Разблокирование" памяти
Как избавиться от постороннего шума и нелепых представлений
Правда и вымыслы
Две стороны реальности
Общие рекомендации по улучшению памяти
Оценка существующих способностей
Правильное питание коры головного мозга
Избегайте спиртных напитков, наркотических веществ и продуктов, ослабляющих память
Становясь старше и мудрее
Разработка собственной системы запоминания
Практическое применение полученных навыков
Сохраните остроту ума

Глава 2. Мифы, в которые мы верим

Миф: возможность потери памяти
Миф: память похожа на картотеку типа И - имена, Д - дни рождения
Миф: воспоминания - это моментальные фотографии; фотоаппараты не лгут
Миф: возможность обучения во сне и другие глупости
Миф: вы слишком стары, молоды или глупы для того, чтобы улучшить свою память

Глава 3. Организация процесса запоминания

Анатомия полушарий и долей головного мозга

Правое полушарие головного мозга, эмоциональная сторона
Левое полушарие головного мозга, логическая сторона
Височные доли" запоминание того, что вы слышите
Лобная доля головного мозга
Теменная доля: сенсорная память
Затылочная доля: зрительная память

Более близкое знакомство с клетками головного мозга

Использование химических передатчиков
Знакомство с аксонами
Разветвление нервных клеток

Сохранение воспоминаний: долговременная и кратковременная память

Способы сортировки и воспроизведения воспоминаний

Ощущаемые воспоминания
Запоминание услышанной информации
Зрительная память
Вербальная (словесная) память

Часть 2. Улучшение памяти

Глава 4. Есть, чтобы помнить

Завтрак, или борьба с голодом
Вегетарианство
Сложные и простые углеводы
Потребление жиров

Насыщенным жирам - нет
Ненасыщенным жирам (по крайней мере, некоторым) - зеленую улицу
Формирование нейротрансмиттеров
Витамины: продукты питания, снабжающие головной мозг витаминов В
Продукты, не имеющие пищевой ценности
Белая смерть
Сахар как причина резкого упадка сил
Как сварить чашку тревоги
Хватает ли вам воды?

Глава 5. Минеральные вещества и витаминные добавки

Улучшение памяти с помощью витаминов
насыщение головного мозга витаминов В
Другие не менее полезные витамины
Рецепты китайской медицины
Распространение гинкго двулопастного
Свойства женьшеня
Рог изобилия лекарственных растений
Роль гормонов
Дегидроэпиандростерон
Прегненолон
Эстроген
Влияние гормонов на сон человека
Минеральные вещества
Лучше меньше, да лучше

Глава 6. Разрушители памяти

Как минимизировать деградацию утонченного мозга
Свободные радикалы
Система нейтрализации ядовитых веществ
Остерегайтесь воспалений
Подальше от нейротоксинов
Отказ от некоторых пищевых добавок
Аспартам
Моносодиум глутамат
Нет - алкоголю и марихуане
Чтобы помнить больше, нужно быть трезвым
Наркотический дурман
Побочные эффекты
Стероиды
Блокираторы ацетилхолина
Погасите сигарету
Как избежать слабоумия
Как предотвратить болезнь Альцгеймера
Подальше от инсультов
Влияние щитовидной и поджелудочной желез на вашу память
Щитовидная железа
Поджелудочная железа

Глава 7. Контроль над сознанием

Преодоление стресса
Реакция организма на стресс
Расслабление для улучшения памяти
Дыхание
Вздохните с облегчением
Расслабление снизу вверх
Образная память
Вы гипнотизируете себя: 10, 9, 8, 7…
Медитация и молитва
Выход из депрессии
Физические упражнения
Сон помогает памяти
Средства от бессонницы
Температура тела
Еда перед сном
Тс-с-с-с-с

Часть 3. Защита памяти

Глава 8. Некоторые уловки для запоминания

Знакомство с мнемониками - помощниками нашей памяти
Использование "привязки" слов
Запоминание на основе знакомых мест
Создание связной истории для запоминания информации
Запоминание списка без помощи карандаша и бумаги
Создание истории для вызова в памяти нужной последовательности
Выбор правильной мнемоники в правильный момент
Выберите мнемонику исключительно для себя
Выберите мнемонику, которая соответствовала бы данной ситуации
Установка флажков

Глава 9. Борьба с забывчивостью

Выход из "лабиринта" памяти
"Подавление" памяти
Частичное слуховое восприятие
"Переполнение" памяти
Заучивание
Организация информации
Преобразование в последовательность (упорядочивание)
Маркировка
Разбивка на фрагменты
Использование рифмы
Зависимость запоминания от значимости информации
Необходимость обратной связи

Глава 10. Сохранение памяти

Извлечение максимальной пользы из "состарившегося" мозга
Понижение давления, улучшение притока крови
Компенсация "увядающих" чувств
Умственная гимнастика: разминка для "сжимающегося" мозга
Сохранение нейронов
Сохранение удовольствия, получаемого от жизни
Возможность обучения новому
Выход из установившегося режима
"Развитие" памяти
Обращение к искусству

Часть 4. Упражнения для развития памяти на каждый день

Глава 11. Как запомнить выученное

Как организовать запоминаемый материал
Растяните процесс изучения во времени
Разделите изучение разных предметов
Изучите предмет глубже
Повторное изучение
Совместите повторное изучение и прямое вспоминание
Понимание вместо механического заучивания
Как вести конспекты и запоминать то, что говорилось на лекциях
Как запоминать то, что вы читаете
Проведите обзор книги
Поставьте вопросы
Прочитайте книгу
Перескажите материал своими словами
Пересмотрите основные моменты книги и сделанные вами записи
Как запомнить правописание слов

Глава 12. Как проявить умственные способности на работе

Как вести себя на собеседовании при приеме на работу
Как пройти испытание на "политкорректность"
Как справиться с паролями и процедурами
Как освоить новые технологии
Как удовлетворить потребности покупателей
Как сдать работу в срок
Как запомнить сотрудников
Как уберечь свою память от последствий рабочего стресса
Как справиться с личными нападками
Как не захлебнуться в потоке входящих сообщений
Как прочитать доклад по памяти

Глава 13. Как сдать экзамен

Как вместо "трех с минусом" получить "пять с плюсом"
Скажите зубрежке "нет"
Не отвлекайтесь
Нарисуйте общую картину предмета - свяжите новый материал с тем, что вы уже знаете
Распределите время подготовки к экзамену
Проведите разведку
С изяществом Рембрандта
Приемы запоминания
Рассматривайте тему под разными углами
Установите ассоциации
Используйте символы
Составьте мнемоники
Визуализируйте
Разбейте материал на порции
Сходить в туалет, и другие хорошие идеи

Глава 14. Как запомнить людей

Как запомнить лицо
Установка ассоциации между именем и знакомым лицом
Внимание
Значение
Внешний вид
Ассоциация
Проверьте свои ассоциации
Восстановление информации о человеке во время разговора с ним
Восстановление истории человека со знакомым лицом
Важность человека
Разделение воспоминаний: у каждого человека свое восприятие
"Помещение" людей в ящик
О человеке можно судить и по автомобилю
Запоминание иерархии
Установление связей на встречах
Запоминание всех типов людей

Глава 15. Запоминание важных дат и последовательностей чисел

Описание технологии
Празднование важных дат
Дни рождения
Годовщины
Создание рифм для исторических дат
Как не забыть о визите к врачу
Планирование дня
Визуализация события
Ассоциации
Числовое кодирование
Схожее звучание
Положительный стимул
Как запомнить повторяющееся событие
Работа с изменяющимся распорядком
Внешние стимулы
Последовательность событий
Мнемоники
Как запомнить последовательность чисел
Разбивка на части
Привязка к ассоциации
Рифма

Глава 16. Как уберечь память от перегрузок

Оставайтесь собранными в центре бури
Распределение приоритетов
Как запомнить приоритеты
Избегайте многозадачности
Ограничьте поток поступающей информации
Вспомните о себе
Обращайте внимание на "здесь" и "сейчас"
"Сливайтесь" с событием
Помогите своей памяти с помощью внешних стимулов

Часть 5. Великолепные десятки

Глава 17. Десять способов улучшить "работу" памяти

Сбалансированная диета
Расслабьте свой мозг
Делайте упражнения
Лекарства
Стимулируйте свое сознание
Сконцентрируйтесь на запоминании
Будьте организованны
Ассоциации, пары и объединения
Используйте вспомогательные ассоциации
Правильное настроение

Глава 18. Десять наиболее часто задаваемых вопросов относительно памяти

Ухудшается ли работа памяти с возрастом
Можно ли улучшить свою память с помощью какого-нибудь одного метода
Действительно ли информация хранится только в одном "месте" мозга
Мне кажется, я теряю память - можно ли как-то восстановить её
Можно ли запоминать, не сосредотачиваясь
Могут ли у человека храниться воспоминания, о которых он не знает
Являются ли воспоминания точным отражением событий
Нужно ли использовать дополнительные витаминные и пищевые добавки
Почему воспоминания из раннего возраста не восстанавливаются
Улучшится ли способность запоминать, если давать своему мозгу отдых

От Mnemonikon

Особенностью этой книги является то, что написал её врач-нейропсихолог. Нейропсихология изучает нарушения психических процессов, вызванных врожденными или приобретенными нарушениями в головном мозге. Книга написана с явным химическим уклоном. Подробно рассматривается химия мозга, влияние на память химических веществ, содержащихся в продуктах питания.

Я бы выразил основную мысль книги так: "Не до жиру, быть бы живу". Какая уж там мнемотехника, когда человек запоминает 0 чисел из 20-ти предъявляемых в тесте. Эта книга в первую очередь предназначена именно таким людям. А их, как показывает практика, не так уж и мало. И прежде чем заниматься мнемотехникой, лучше сначала попробовать привести свою память в норму путем организации правильного питания и исключения из рациона вредных для памяти "продуктов".

Данная книга является сборником самых эффективных техник, направленных на тренировку памяти и улучшение способности запоминать. Именно их отработка и поможет вам повысить свои показатели.

Описание

Данная книга является сборником самых эффективных техник, направленных на тренировку памяти и улучшение способности запоминать. Именно их отработка и поможет вам повысить свои показатели. Приведённые в книге методы рассчитаны на людей разных возрастных категорий и занимающихся разными видами деятельности: их смогут успешно применять, как студенты, находящиеся в процессе бурной мозговой деятельности, так и пенсионеры, которые находятся на заслуженном отдыхе. Сделать свою память лучше может практически каждый человек, независимо от пола, возраста, рода занятий и т.п. И о том, как это сделать вы узнаете из этой книги.

Книга состоит из пяти частей и девятнадцати глав. В первой части рассказывается о том, что такое память, какие существуют заблуждения относительно памяти, что такое провалы в памяти и способы их устранения, а также говорится об организации самого процесса запоминания. Во второй части идёт речь об улучшении памяти, влиянии питания на процесс запоминания, витаминных добавках и минеральных веществах, оказывающих благоприятное воздействие на способность запоминать. Кроме того, автор делится информацией о том, что разрушает память человека, и рассуждает на другие интересные темы.

Третья часть посвящена защите памяти, а именно: некоторым уловкам для более лучшего запоминания, борьбе с забывчивостью, сохранению памяти и оказывающим влияние на этот процесс факторам. Четвёртая часть содержит в себе упражнения на развитие памяти, которые можно выполнять каждый день, а также много интересной информации на тему того как запоминать выученное, сдавать экзамены, проявлять свои умственные способности на работе, запоминать людей, даты и числа, и как не перегрузить свою память. И последняя часть книги рассказывает о десяти способах улучшения работы памяти; даёт ответы на десять самых распространённых вопросов касаемо памяти; рассматривает десять интернет-ресурсов, посвящённых развитию памяти.

Об авторе

АРДЕН Джон Богосиан является руководителем групп психологической подготовки в медицинских центрах Kaiser Permanente в Северной Калифорнии, в которых он в своё время был психологом. Там он занимается курированием обучающих программ, а также сам проводит обучающие мероприятия и читает лекции по некоторым направлениям. Также он является автором нескольких книг, которые были успешно восприняты научным сообществом и за которые он получил престижные премии (премия «за самую выдающуюся книгу 1997 года» и премия «Приз Темплтона»).

Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых различных возрастных категорий, начиная со студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, и заканчивая беззаботными пенсионерами, которые занимаются этим впервые.

Улучшить память может практически каждый человек, независимо от того, где он работает, и чем занимается. О способах, используемых для улучшения памяти, рассказывается в этой книге.

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

Эта книга рассказывает о свойствах человеческой памяти, о том, что является памятью, а что относится к другим аспектам мыслительной деятельности, а также о том, как улучшить память. Эта книга служит тем источником, который не только позволяет вам поближе познакомиться с механизмом работы мыслительного аппарата, но и рассказывает о многочисленных способах, которые используются, чтобы облегчить запоминание.

Как известно, не существует какого-либо единственного и универсального способа улучшить память (равно как и магических пилюль), поэтому данная книга полностью посвящена широкому разнообразию приемов и способов, которые могут быть использованы читателями для улучшения навыков запоминания.

Нужно ли вам подготовиться к предстоящему экзамену, улучшить качество выполнения служебных обязанностей, или вы хотите всего лишь запоминать имена встреченных вами людей - в этой книге вы найдете наиболее подходящие способы, позволяющие достичь тех или иных целей.

КАК ПОСТРОЕНА ЭТА КНИГА

Эта книга состоит из пяти частей, каждая из которых охватывает ту или иную область, относящуюся к свойствам человеческой памяти.

ЧАСТЬ I. ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ

В этой части рассказывается о том, что такое память. В частности, вы познакомитесь с тем, как работает ваша память, а также узнаете, как влияют на нее самые различные факторы, начиная от химических процессов, происходящих в организме, и заканчивая элементами окружающей среды. Например, в главе 1 «Провалы в памяти и их устранение» дается общая картина.

Глава 2 «Мифы, в которые мы верим» позволяет отделить правду от вымысла, что дает вам возможность избавиться от существующих мифов, и сконцентрировать свои усилия на тех методах, которые действительно способствуют улучшению памяти.

Глава 3 «Организация процесса запоминания» посвящена процессам, происходящим в головном мозге при запоминании информации. Человеческий мозг представляет собой довольно сложную систему, каждая часть (или, говоря другими словами, область головного мозга) которой играет в процессе запоминания вполне определенную роль. Вы узнаете также о том, как происходит преобразование кратковременной памяти в долговременную, какую роль играют внимание и ассоциативное мышление в процессе запоминания, и многое другое.

ЧАСТЬ II. УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ

Существует множество самых различных способов, которые могут быть использованы для улучшения памяти, а также примерно столько же способов ее ухудшения. Именно этому и посвящена вторая часть этой книги.

В главе 4 «Есть, чтобы помнить» рассказывается о том, какую роль играет здоровое сбалансированное питание в процессе улучшения памяти. Не забывайте о том, что потребляемые вами продукты имеют очень большое значение для химии головного мозга, что сказывается, в конечном счете, на способности к восприятию новой информации.

Глава 5 «Минеральные вещества и витаминные добавки» дает вам возможность познакомиться с различными добавками к вашему рациону, в частности, с витаминами, минералами и лекарственными растениями, потребление которых позволяет улучшить вашу способность к запоминанию.

В главе 6 «Разрушители памяти» рассказывается о различных заболеваниях, а также о вредных привычках (курение, неправильное питание и т. п.), которые могут привести к ухудшению памяти.

Из главы 7 «Контроль над сознанием» вы не только узнаете о том, почему релаксация так важна для нормальной работы мозга, но и познакомитесь с различными методами расслабления. Вы также узнаете, как выйти из депрессивного состояния и избавиться от факторов, отвлекающих ваше внимание, улучшив тем самым способность к запоминанию. В этой главе рассказывается об основных составляющих хорошей памяти - полноценном отдыхе и постоянных упражнениях.

ЧАСТЬ III. ЗАЩИТА ПАМЯТИ

Главы 8–10 могут быть использованы в качестве «руководства по эксплуатации», в котором вы сможете найти множество универсальных способов и приемов, облегчающих запоминание той информации, которую вы хотите запомнить (основная тема главы 8 «Некоторые уловки для запоминания»). Я познакомлю вас с различными методами мнемотехники, к числу которых относятся, например, локальные ассоциации, отождествление и создание связей между словами.

Из главы 9 «Борьба с забывчивостью» вы узнаете о том, как «заучивать» ту или иную информацию так, чтобы вы смогли затем гордо воскликнуть: «Я это знаю практически наизусть!» (Вы только послушайте, как звучат эти слова!) В этой главе рассказывается также об использовании других не менее полезных средств, к числу которых относятся связывание, разбивка информации на фрагменты, рифмование слов и последовательное расположение данных.

Тема следующей главы определяется словами «раньше или позже». Многие люди, становясь старше, беспокоятся о том, что их память начинает постепенно слабеть. В главе 10 «Сохранение памяти» речь идет о том, как влияют возрастные изменения на память человека, а также описываются способы, позволяющие улучшить существующие навыки, несмотря на преклонный возраст человека.

ЧАСТЬ IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Проверка навыков запоминания выполняется в той или иной форме практически каждый день. В этой части вы познакомитесь с методами, позволяющими расширить вашу память в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку на работе, в школе или каких-либо общественных ситуациях.

Из главы 11 «Как запомнить выученное» вы узнаете о том, как максимально повысить способность к запоминанию больших объемов нового материала, что часто происходит, например, при подготовке к школьным экзаменам.

На работе ваша память используется практически постоянно. В главе 12 «Как проявить умственные способности на работе» приведены способы, позволяющие расширить возможности вашей памяти, когда это требуется для выполнения должностных обязанностей.

Память подвергается постоянным испытаниям, что происходит как в школьные годы, так и в более старшем возрасте. Способы, позволяющие «сдавать эти экзамены», описаны в главе 13 «Как сдать экзамен».

Человек, как вы знаете,- общественное существо. Каждый из нас встречает в течение своей жизни несколько сотеи или даже тысяч человек. Запомнить их имена довольно сложно, но методы, описанные в главе 14 «Как запомнить людей», позволят вам вспомнить любую нужную вам информацию.

Человеку, которому трудно запоминать различные даты и держать в памяти расписание деловых свиданий, следует прочесть главу 15 «Запоминание важных дат и последовательностей чисел», в которой приведены практические методы, позволяющие запомнить все, что необходимо.

Последняя глава этой части содержит целый ряд рекомендаций о том, как сохранить крепкую память в постмодернистском мире, насыщенном сотовыми телефонами, электронной почтой, пейджерами, мгновенным обменом сообщениями и другими подобными элементами. Очень трудно вспомнить человека, который вам только что позвонил или прислал сообщение по электронной почте, если вы, конечно, еще не успели систематизировать всех своих абонентов. В главе 16 «Как уберечь память от перегрузок» рассказывается о том, как избежать ухудшения памяти при одновременном выполнении нескольких задач или практически мгновенном переходе от одного вида деятельности к другому.

ЧАСТЬ V. ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ДЕСЯТКИ

Эта часть состоит из трех глав, содержащих информацию о различных аспектах памяти, представленную в виде «великолепных десяток». Например, глава 17 «Десять способов улучшить „работу“ памяти» представляет собой описание наиболее эффективных методов, облегчающих запоминание новой информации. Глава 18 «Десять наиболее часто задаваемых вопросов относительно памяти» включает в себя десять самых распространенных вопросов, относящихся к памяти, а также подробные ответы на них. Глава 19 «Десять Web-yзлoв, посвященных развитию памяти» является заключительной главой этой книги, и содержит адреса Web-yзлoв, на которых можно найти множество интересных фактов и полезных советов по улучшению памяти.

Итак, вы хотите улучшить свою память. Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых разных возрастных категорий — от студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, до беззаботных пенсионеров, которые хотят запомнить имена всех персонажей любимого сериала. Улучшить память может практически каждый человек, независимо от того, где он работает и чем занимается. О способах, используемых для улучшения памяти, и идет речь в этой книге.

Введение

Итак, вы хотите улучшить свою память. Ну что же, я попробую вам помочь С одной стороны, память может стать залогом вашего успеха, а с другой — послужить источником ошибок и разочарований.

Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых различных возрастных категорий, начиная со студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, и заканчивая беззаботными пенсионерами, которые занимаются этим впервые.

Улучшить память может практически каждый человек, независи-мо от того, где он работает, и чем занимается. О способах, исполь-зуемых для улучшения памяти, я и расскажу в этой книге.

Об этой книге

Эта книга рассказывает о свойствах человеческой памяти, о том, что является памятью, а что относится к другим аспектам мысли-тельной деятельности, а также о том, как улучшить память. Эта книга служит тем источником, который не только позволяет вам поближе познакомиться с механизмом работы мыслительного аппарата, но и рассказывает о многочисленных способах, которые используются, чтобы облегчить запоминание.

Как известно, не существует какого-либо единственного и уни-версального способа улучшить память (равно как и магических пи-люль), поэтому данная книга полностью посвящена широкому раз-нообразию приемов и способов, которые могут быть использованы читателями для улучшения навыков запоминания.

Нужно ли вам подготовиться к предстоящему экзамену, улучшить ка-чество выполнения служебных обязанностей, или вы хотите всего лишь за-поминать имена встреченных вами людей — в этой книге вы найдете наи-более подходящие способы, позволяющие достичь тех или иных целей.

Для кого предназначена эта книга

Я не знаю, сколько вам лет, зато знаю, что вы обладаете опреде-ленными навыками, облегчающими запоминание. Не имея подобных способностей, вы просто не смогли бы существовать. Но насколько высок их уровень, это уже другой вопрос. Все мы разные, но, тем не менее, нас объединяет одна общая особенность: возможность улуч-шения памяти существует всегда.

Таким образом, ответ на вопрос “Для кого эта книга?” довольно прост: для всех нас. Практически каждый человек может выиести для себя что-то полезное, используя книгу Развитие памяти для «чайников” в качестве справочника или учебного пособия.

Как пользоваться этой книгой

Существует множество самых различных способов, которые ммуг быть использованы для улучшения памяти, поэтому отнеситесь к згой книге как к достаточно полному справочнику. Я думаю, что главы этой книги могут с успехом использоваться в качестве самостоятельных мини-книг, посвященных определенным аспектам улучшения вашей памяти.

Например, в главе, повествующей о рациональном питании, вы най-дете целый ряд рекомендаций по улучшению памяти за счет потребления или отказа от тех или иных продуктов. В главе, содержащей информа-цию о методах мнемотехники, дается описание различных приемов и способов, позволяющих улучшить запоминание. К их числу относится, например, создание ассоциативной связи между хорошо знакомыми объ-ектами и тем материалом, который вам необходимо запомнить.

Каждая глава этой книги представляет собой абсолютно незави-симый фрагмент, будучи в то же время одним из элементов развер-нутой картины, рассказывающей о способах улучшения вашей памя-ти. Я надеюсь, что вы внимательно прочтете всю главу, и учтете ре-комендации, которые я предлагаю вашему вниманию. Конечно, вы не обязаны этого делать. Можете просто пролистать книгу, выделяя те моменты, которые вас интересуют в данное время, и оставляя некото-рые разделы “на потом”. Разрешается также “перепрыгивать” через разделы и читать главы этой книги в произвольном порядке. В том случае, если какая-либо тема, скажем, улучшение памяти с целью по-вышения качества своей работы, в данный момент интересует вас больше, начните с главы 12 “Как проявить умственные способности иа работе”, а затем вернитесь, иапример, к главе 5 “Минеральные вещест-ва и витаминные добавки”, которая посвящена пищевым добавкам, оказывающим положительное влияние на мозг. Порядок и скорость чтения этой книги я целиком оставляю на ваше усмотрение.

Тем не менее, я рекомендую вам прочесть эту книгу целиком, по-скольку универсального метода улучшения памяти, как вы знаете, ие существует. С увеличением количества изученных и отработанных способов, используемых для облегчения запоминания, будут улуч-шаться и свойства вашей памяти.



Рассказать друзьям