Интересные факты о человеческой памяти. Интересные факты о памяти человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кто-то считает возможности человека безграничными, а кто-то уверен в том, что у всего есть предел. Это касается и памяти тоже. До конца мы еще не знаем, как все происходит на самом деле, но кое в чем наука уже уверена. Выбрали любопытные факты о памяти человека из бестселлера «Память не изменяет» .

1. Беспорядок плохо отражается на памяти

Дисциплина ― залог успеха во всем, и запоминание не исключение. Будьте организованны: всегда кладите вещи, которые часто используете, на одно и то же место. - это и внутренний порядок. Чтобы извлекать воспоминания в нужный момент, память нуждается в их организованном хранении. Если вы организуете вашу жизнь, то организуете и вашу память.

Организованность создает систему и снижает стресс, который, как известно, является главным врагом памяти.

2. Воспоминания «живут» везде

В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей.

Например, знания о том, что мы едим, как пахнет и выглядит еда и что мы с ней делаем, как покупаем ее, хранятся в отдельной зоне мозга каждое: форма - в зрительной коре головного мозга, тактильные ощущения - в премоторной и сенсорной областях, запах - в лобных долях и так далее. Эти зоны называются участками узнавания.

3. Память не книжный шкаф

Все, что хранится в нашем мозгу, не похоже на обычный шкаф, где книги просто лежат. Это скорее библиотека: к книгам (в нашем случае - к воспоминаниям) постоянно подходят «библиотекари», берут книги с полок, читают, передают кому-то. В роли таких «библиотекарей» выступает рабочая память: помимо хранения информации, она оперирует сохраненными в ней данными.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке.

4. Забывать не плохо

Оказывается, забывание столь же важно, как и запоминание. Человеку бывает очень сложно запоминать всю получаемую ежедневно информацию, а затем разыскивать ее в хранилище нашего мозга. Вот почему есть специальные механизмы в мозге (например, протеинфосфатаза), которые предназначены именно для забывания.

5. Нейронам нужен кислород

Нейроны очень чувствительны к снижению уровня кислорода в организме, которое происходит с годами, при этом понижается уровень их энергии. А чем меньше энергии, тем ниже уровень возбуждения, необходимый для, например, воспроизведения воспоминаний. В итоге страдает .

6. Никогда не поздно

Не стоит думать, что вы опоздали и заботиться о себе уже поздно. . К примеру, сорок лет - отличный момент, чтобы начать вести здоровый образ жизни. Занимаясь полезной умственной и общественной деятельностью, можно избежать многих расстройств памяти в более позднем возрасте.

7. Мозг самовосстанавливается

Несмотря на то что старость запрограммирована в генетическом коде каждого человека и что некоторые нейроны снижают свою клеточную активность или погибают, мозг все же единственный орган нашего тела, который способен развиваться и восстанавливаться. Явление самовосстановления мозга ученые-неврологи называют нейропластичностью.

Изменения, которые произойдут в нашем мозге и теле, во многом зависят от того, как мы заботились о своем организме до наступления старения.

Чтобы прийти к закату жизни, имея эффективно функционирующий мозг, нужно бороться со стрессом, заниматься физическими упражнениями, высыпаться, правильно питаться и тренировать ум.

P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков

Последнее обновление: 03/10/2014

Наша память помогает нам стать теми, кто мы есть на самом деле. От нежных воспоминаний о детстве до лихорадочных попыток вспомнить, где лежат ключи… Память играет жизненно важную роль в каждом аспекте нашей жизни. Она даёт нам самоощущение и составляет наш жизненный опыт. Легко представлять себе памяти как шкаф в голове, в котором можно складывать и хранить информацию, пока мы в ней не нуждаемся. На самом деле, это удивительно сложный процесс, который задействует многочисленные участки мозга. Воспоминания могут быть яркими и долговечны, а могут легко изменяться и стираться.
Вот подборка интересных фактов о нашей памяти.

1. Важную роль в памяти играет гиппокамп

Гиппокамп представляет собой участок мозга в форме лошадиной подковы, который играет важную роль в перемещении информации из кратковременной памяти в долговременную память. Он является частью лимбической системы, связанной с эмоциями и долговременной памятью. Гиппокамп участвует в таких сложных процессах, как формирование, организация и хранение воспоминаний.
Поскольку обе стороны мозга симметричны, гиппокамп, можно найти в обоих полушариях. Если гиппокамп одного из них повреждён или разрушен, память будет функционировать практически без изменений тех пор, пока другое полушарие не имеет повреждений.
Повреждение гиппокампа в обоих полушариях может препятствовать способности образовывать новые воспоминания, это явление называется антероградной амнезией.
С возрастом функционирование гиппокампа может ухудшаться. К тому времени, как человек достигает 80 лет, он теряет до 20% нервных связей в гиппокампе. Хотя не у всех пожилых людей, у которых в ходе тестов на память отмечается снижение работоспособности, наблюдается это явление.

2. Большая часть информации из краткосрочной памяти забывается быстро

Общая вместимость кратковременной памяти считается довольно ограниченной. Эксперты уверены, что мы можем удерживать в кратковременной памяти около семи элементов информации в течение примерно 20-30 секунд. Эта способность может быть несколько улучшена при помощи мнемических техник и группировки информации.
В известной статье, опубликованной в 1956 году, психолог Джордж Миллер предположил, что ёмкость кратковременной памяти составляет от пяти до девяти элементов. Сегодня многие эксперты памяти считают, что истинный потенциал ёмкости кратковременной памяти, вероятно, ближе к четырём элементам.

3. Тесты на самом деле помогают нам запоминать лучше

Может показаться, что заучивание и повторение информации гарантированно помогут нам запомнить её, но исследователи обнаружили, что, на самом деле, один из лучших способов запомнить что-то - это пройти тест.
В одном из экспериментов было обнаружено, что у студентов, которые были протестированы, лучше запоминают материал, даже тот, который не вошёл в тест. Студенты, у которых было больше времени на изучение материала, но не было теста, значительно хуже усвоили материал.

4. Вы можете самостоятельно улучшить свою память

Вам не кажется, что Вы постоянно забываете или теряете вещи, которыми пользуетесь каждый день? Вы никогда не заходили в комнату, понимая, что не можете вспомнить, зачем вообще вы туда вошли? Вы могли бы подумать, что просто обречены терпеть эти ежедневные неприятности, но исследователи обнаружили, что Вы можете улучшить память.
В 2005 году в журнале Monitor on Psychology было опубликовано исследование, выявившее ряд полезных стратегий для борьбы с ухудшением памяти. Эти методы включают в себя:

  • Использование технологий для отслеживания информации. Мобильные устройства и онлайн-календари с функцией напоминания помогают людям отслеживать события, дела и важные даты.
  • Формирование «мысленной картины». Систематическое запоминание вещей, которые Вы часто забываете (например, где Вы оставили ключи от машины), может помочь Вам вспоминать о них лучше. В следующий раз, когда Вы положите куда-нибудь свои ключи, уделите себе минутку и постарайтесь мысленно отметить, где Вы их оставили, а также запомнить другие объекты, которые лежат рядом с ними. Если Вы подумаете про себя «Я оставил ключи на столе рядом с бумажником», Вам, скорее всего, будет легче вспомнить об этом позже.
  • Использование мнемических техник. Повторение информации, использование символов и другие стратегии запоминания, пожалуй, лучшие всего помогают преодолеть незначительные проблемы с памятью. Узнав, как эффективно использовать эти стратегии, Вы можете обойти неисправные участки памяти и научить свой мозг функционировать по-новому.

5. Основных причин того, почему мы забываем, четыре

В целях борьбы с забывчивостью важно понять некоторые из основных причин, почему мы забываем. Элизабет Лофтус - один из самых известных в мире специалистов по человеческой памяти - определила четыре основные причины того, почему происходит забывание. Одним из наиболее распространённых объяснений является простая неспособность извлечь информацию из памяти. Это часто происходит, когда к воспоминанию редко обращались, что за долгое время привело к их разрушению.
Другой распространенной причиной забывания считается интерференция, которая возникает, когда некоторые воспоминания начинают конкурировать с другими воспоминаниями. Например, представьте себе начало нового учебного года и женщину, которая работает учителем в начальной школе. Она тратит некоторое время на запоминание имён учеников, но в течение года постоянно называет одну девочку неправильно. Почему? Потому что старшая сестра этой девочки была в её классе в прошлом году, и из-за воспоминаний о старшей сестре ей теперь так трудно вспомнить имя своей новой ученицы.
Другие причины забывания включают в себя неспособность хранить информацию в памяти вообще или даже намеренные попытки забыть вещи, связанные с тревожным или травматическим событием.

6. Описания амнезии в фильмах, как правило, ошибочны

Амнезия - известный приём в кино, но то, как её изображают, значительно расходится с действительностью. Например, мы часто видим, как персонаж теряет память из-за удара по голове, а затем их воспоминания магическим образом восстанавливаются после второго удара по черепу?
Есть два различных типа амнезии:

  • Антероградная амнезия , которая включает в себя потерю способности образовывать новые воспоминания.
  • Ретроградная амнезия , из-за которой теряется способность извлечь прошлые воспоминания, хотя способность создавать новые воспоминания может оставаться нетронутой.

В большинстве случаев в кино изображают ретроградную амнезию, тогда как на самом деле гораздо более распространенным явлением считается антероградная амнезия. Самый известный случай антероградной амнезии был описан в 1953 году: пациент перенес операцию на мозге, целью которой было прекращение судорог, вызванных тяжелой эпилепсией. Операция включала в себя удаление обоих гиппокампов - участков мозга, прочно связанных с памятью. В результате, пациент оказался не в состоянии больше формировать любые новые долгосрочные воспоминания.
Популярные фильмы и телевизионные программы изображают такую ​​потерю памяти как довольно распространённое явление, но истинные случаи полной потери воспоминаний о своём прошлом и о своей личности на самом деле встречаются довольно редко.
Наиболее частыми причинами амнезии считаются:

  • Травма . Физическая травма, полученная, например, в автомобильной аварии, может заставить жертву потерять конкретные воспоминания о самой катастрофе. Эмоциональная травма, например, у жертв сексуального насилия в детстве, может полечь за собой потерю воспоминаний о конкретных ситуациях.
  • Приём наркотических веществ . Некоторые лекарства могут быть использованы для создания временной амнезии, особенно во время медицинских процедур. После того как наркотики выходят из организма, память индивида снова начинает нормально функционировать.

Фильмы, в которых используется амнезия

  • Робокоп (1987);
  • Что касается Генри (1991);
  • Английский пациент (1996);
  • Помни (2001);
  • Идентификация Борна (2002);
  • 50 первых поцелуев (2004);
  • В поисках Немо (2003).

7. Запах может быть мощным триггером

Заметили ли Вы, что конкретный аромат может повлечь за собой прилив ярких воспоминаний? Запах печенья может напомнить Вам о времени, проведённом в доме Вашей бабушки, когда Вы были маленьким ребёнком. Запах конкретного парфюма может напомнить о человеке, с которым Ваши романтические отношения закончились печально.
Почему запах выступает в качестве такого мощного триггера?
Во-первых, обонятельный нерв находится очень близко к миндалине - области мозга, связанной с эмоциональным опытом, а также эмоциональной памятью. Кроме того, обонятельный нерв очень близко расположен и к гиппокампу, который так же связан с памятью, о чём мы уже писали в данной статье.
Сама по себе способность чувствовать запах, фактически, крепко связана с памятью. Исследования показали, что, когда область мозга, связанная с памятью повреждена, способность идентифицировать запахи также нарушается. Для того чтобы определить аромат, Вы должны помнить, когда Вы чувствовали его раньше, а затем подключить визуальные воспоминания, которые относятся к тому же времени. Согласно некоторым исследованиям, изучение информации в присутствии запаха увеличивает яркость и интенсивность воспоминаний. Чтобы вспомнить полученную таким образом информацию, когда Вы снова почувствуете тот же запах.

8. Каждый раз при формировании воспоминания в головном мозге создаются новые связи

Исследователи долгое время считали, что с формированием воспоминаний связаны изменения в нейронах мозга. Сегодня же большинство экспертов считают, что создание воспоминаний связано с укреплением существующих связей между нейронами или росту числа новых.
Соединения между нервными клетками, известные как синапсы, участвуют в передаче информации в виде нервных импульсов от одного нейрона к другому. В человеческом мозге есть триллионы синапсов, образующих сложную и гибкую сеть, что позволяет нам ощущать себя, контролировать себя и думать. Именно эти изменения в таких областях мозга, как кора головного мозга и гиппокамп, связаны с изучением и запоминанием новой информации.
Поддержание здорового состояния мозга и синапсов имеет решающее значение для поддержания нормального функционирования памяти в целом. Повреждение синапсов вследствие заболеваний или приёма нейротоксинов чревато когнитивными проблемами, потерей памяти, переменами настроения и другими изменениями в работе мозга.
Так что же можно сделать, чтобы укрепить синапсы?

  • Избегайте стресса. Исследования показали, что длительное воздействие стресса на человеческий организм может действительно мешать функционированию нейромедиаторов. Другие исследования показали, что стресс уменьшает количество нейронов в префронтальной коре и гиппокампе.
  • Избегайте наркотиков, алкоголя и других нейротоксинов. Употребление наркотиков и чрезмерное потребление алкоголя связаны с разрушением синапсов. Воздействие опасных химических веществ, таких как тяжёлые металлы и пестициды могут спровоцировать подобный эффект.
  • Выполняйте упражнения. Регулярная физическая активность помогает улучшить насыщение клеток мозга кислородом, что является жизненно важным фактором образования и роста синаптических связей.
  • Стимулируйте Ваш мозг. Исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые участвуют в мероприятиях, стимулирующих психику, менее склонны к развитию слабоумия, а также что более образованные люди, как правило, имеют больше синаптических связей в головном мозге.

9. Хороший ночной сон может улучшить Вашу память

Вы, наверное, слышали о многих причинах, по которым ночью человеку нужен хороший сон. С начала 1960-х годов исследователи отмечают важную связь между сном и памятью. В одном классическом эксперименте, проведенном в 1994 году, исследователи обнаружили, что лишение участников сна привело к ухудшению их способностей.
В дополнение к этому сон играет также и существенную роль в изучении новой информации. В ходе одного исследования было обнаружено, что лишение студентов сна после формирования нового навыка привело к значительному ухудшению этого навыка спустя три дня.
Исследователи обнаружили, однако, что сон гораздо сильнее влияет на процедурную память, чем на декларативную. Процедурные воспоминания сопряжены с движениями и восприятием, в то время как декларативные воспоминания сопряжены с запоминанием фактов.
«Если завтра Вы собираетесь сдавать тест по 72 неправильным французским глаголам, Вы вполне можете зубрить допоздна», - пояснил Роберт Стикголд, профессор психиатрии медицинской школы Гарварда, в статье, опубликованной в Monitor on Psychology. - «Но если они решать схитрить и попросят Вас объяснить отличие Великой французской революции от промышленной, Вы поймете, что лучше было бы немного поспать».

10. Проблем с памятью в старости можно избежать

Болезнь Альцгеймера и другие связанные с возрастом проблемы с памятью встречаются у многих пожилых людей, однако потеря памяти в старости не так уж неизбежна. Некоторые способности имеют тенденцию ухудшаться с возрастом, но исследователи обнаружили, что в возрасте 70 лет люди часто выполняют тесты на когнитивные способности также, как и в возрасте 20. Некоторые виды памяти с возрастом даже улучшаются.
Исследователи до сих пор пытаются понять, почему именно некоторым пожилым людям удается поддерживать память в прекрасном состоянии, а другие вынуждены мириться в забывчивостью; и несколько факторов уже установили. Во-первых, многие эксперты считают, что существует генетический компонент, отвечающий за сохранность данных в памяти в старости. Во-вторых, важную роль, по их мнению, играет образ жизни.
«Я думаю, что в значительной мере это объясняется взаимодействием природы и воспитания,» - объяснил The New York Times доктор Брюс С. Макьюэн, профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. - «Генетическая уязвимость памяти повышает вероятность того, что это произойдёт».
Так что можно предпринять, чтобы предотвратить негативные последствия старения для память?
Способов быстро избавиться от проблем с памятью просто-напросто нет. Чтобы Ваша память со временем функционировала хорошо, исследователи считают, что Вам необходимо избегать стресса, вести активный образ жизни и тренировать память - именно так можно снизить риск потери памяти в старости.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

По словам некоторых психологов, человеческая память напоминает игру «Испорченный телефон» - воспоминания постоянно меняются и порой доходит до того, что наше видение событий прошлого перестаёт иметь с ними что-либо общее. Иными словами, память - не полка с книгами, откуда можно достать любой фолиант и ознакомиться с его содержанием, скорее это один большой черновик, который мы, сами того не зная, постоянно редактируем, переиначивая отдельные фрагменты. Мало того - окружающие также могут вырывать из нашей рукописи старые страницы, вычеркивать и дописывать целые главы. Предлагаем вам ознакомиться с удивительными свойствами памяти, но предупреждаем - дочитывая последние строки, вы поймёте, что ваша память никогда не будет прежней.

1. Различные типы лжи запоминаются по-разному

Способность человека помнить свою ложь зависит от того, как именно он солгал. Сотрудники Университета штата Луизиана решили выяснить, как люди вспоминают разные типы своей лжи - ложь описания и ложь отрицания. Ложь описания - придуманная человеком подробная информация, с помощью которой он хочет донести до собеседника сведения о событии, которое не происходило в действительности, а ложь отрицания это, как правило, краткий лживый ответ на поставленный вопрос.
В ходе эксперимента обнаружилось, что ложь описания вспоминается легче и сохраняется в памяти дольше, так как для её сочинения человек прилагает гораздо больше усилий, особенно если слушатель не спешит принимать сказанное на веру - в таком случае лжец вынужден придумывать множество правдоподобных деталей, чтобы убедить собеседника. Большая часть участников исследования могли вспомнить ложь описания во всех подробностях даже спустя двое суток после разговора.
Любопытно, что ложные отрицания гораздо короче и проще описания, однако большинство испытуемых не смогли вспомнить свои лживые ответы через 48 часов после того, как они были озвучены.

2. «Опустошение» памяти помогает делать выигрышные ставки на тотализаторе

Как известно, даже самый везучий человек иногда ставит не на ту команду, однако, по данным объединённой группы исследователей из Университетского колледжа Лондона и Монреальского университета, с помощью нехитрых уловок вы можете научиться предсказывать результаты спортивных матчей почти с той же вероятностью, что и специальные статистические компьютерные программы.
Мы принимаем решения, используя ограниченное число воспоминаний, причём всплывающая в памяти информация часто вводит нас в заблуждение, особенно если в ней не содержатся наиболее вероятные варианты развития событий. Иными словами, рассчитывать на прогноз, основанный на случайно выбранных данных - не самая лучшая идея. «Мусор на входе - мусор на выходе».
В ходе эксперимента исследователи предложили двум группам добровольцев предсказать результаты нескольких бейсбольных матчей, исходя из результатов прошлых игр. Участникам группы «реалистов» сообщили настоящие счета матчей, а «идеалистам» говорили, что побеждала более успешная в целом команда, даже если это не соответствовало действительности. В итоге, предсказания второй группы оказались намного более точными, нежели предвидения первой. Специалисты полагают, что именно отсутствие «мусора» о реальных результатах матчей позволило группе «идеалистов» делать успешные прогнозы.
Чтобы использовать это свойство нашего мышления на практике, вам необходимо ознакомиться с наиболее вероятными прогнозами о результатах игр и попрактиковавшись, вы наверняка сможете делать успешные ставки. К примеру - во время чемпионата по футболу составьте свой «прогноз» для игр прошлого чемпионата, называя «победителей» каждого конкретного прошедшего матча, исходя из количества побед одной команды над другой, конечно, если при этом вы не знаете настоящих результатов. Затем сравните свои ожидания с реальными счетами - если большая часть из них окажется верными, попробуйте применить систему для текущих игр, хотя так или иначе - это спорт, а значит, результат непредсказуем.

3. Оправдывание военных преступлений изменяет представления о войне

Результаты исследования, проведённого специалистами Принстонского университета свидетельствуют, что информация, «оправдывающая» зверства солдат страны-участника военного конфликта, меняет представление граждан страны об этой войне - в том числе, если информация «обеляет» заведомо бесчеловечное поведение военнослужащих, например, пытки и истребление мирного населения. Исследователи полагают, что таким образом людям помогают избавиться от угрызений совести и снять с себя моральную ответственность за военные преступления, совершённые согражданами.
Учёные предложили 72 белым американцам прочесть четыре истории о чудовищных поступках солдат во время военных действий в Ираке и Афганистане, при этом в каждом рассказе приводились «оправдания» их зверств. Два рассказа были посвящены военнослужащим США, а другие два - их противникам. Затем участникам устроили просмотр видеороликов с пересказом двух из четырёх историй, но без «обоснований» военных преступлений.
В ходе выполнения контрольного задания выяснилось, что добровольцы чаще вспоминали видео-версии историй о зверствах каждой из сторон конфликта, однако как правило, приводили «рациональные объяснения» поступков именно американских солдат, хотя в роликах об оправданиях не было ни слова. Стоит отметить, что такие особенности запоминания сведений о военных действиях часто используют политики и журналисты, чтобы повлиять на общественное мнение.

4. Цвет кожи образованных темнокожих запоминается как более светлый

В одном из номеров журнала «SAGE Open» опубликованы результаты любопытного эксперимента: исследователи обеспечивали у студентов-добровольцев подсознательное восприятие изображённого на фотографии чернокожего мужчины как «невежественного» или «образованного», а затем показывали им семь снимков того же человека, но с разными оттенками кожи - оригинал, три варианта светлых оттенков и три тёмных. Студентам предлагали выбрать фото, соответствующее изображению, показанному им ранее.
Результаты оказались довольно интересными - те, кто считал афроамериканца образованным, выбирали его снимки с более светлой, чем в действительности кожей - это явление известно как «предвзятость памяти об оттенке кожи» («skin tone memory bias»).
Когда обусловленные стереотипами ожидания человека оказываются неверными, память «компенсирует» ошибку, в некотором роде «защищая» его предвзятость - поэтому, вспоминая об умном и успешном негре, люди склонны мысленно «осветлять» его кожу.

5. Обезболивающие могут избавить от забывчивости, связанной с употреблением марихуаны

Бытует мнение, что марихуана помогает при лечении некоторых заболеваний, например, онкологических недугов и эпилепсии, однако существуют побочные эффекты её применения, такие как забывчивость и проблемы с обучаемостью.
Исследователи из Университета штата Луизиана утверждают, что некоторые из этих проблем можно решить с помощью обезболивающих. В ходе эксперимента выяснилось, что основная активная составляющая марихуаны - дельта-9-тетрагидроканнабинол, повышает уровень фермента циклооксигеназы (ЦОГ-2) в отделе мозга подопытных мышей, который отвечает за обучение и образование воспоминаний (гиппокампе). Исследователи обнаружили, что лекарственные или иные способы понижения уровня ЦОГ-2 в гиппокампе предотвращают проблемы с памятью и обучением, вызванные дельта-9-ТГК. Результаты эксперимента свидетельствуют, что один из самых эффективных препаратов, понижающих содержание ЦОГ-2 - ибупрофен, обезболивающее, продающееся без рецепта.
Учёные полагают, что сочетание дельта-9-ТГК и ибупрофена может быть действенным способом лечения болезни Альцгеймера. В свою очередь, исследование специалистов Медицинского центра при Стэнфордском университете выявило связь между блокировкой эндоканнабиноидов (что-то вроде «внутренней марихуаны», вырабатываемой человеческим мозгом) и ранними стадиями болезни Альцгеймера, однако учёные предупреждают, что употребление марихуаны не предотвращает развитие этого недуга.

6. Прохождение через дверные проёмы провоцирует провалы в памяти

При этом неважно, выходит человек из помещения, или заходит в него - важен сам факт прохождения через проём, о чём говорят результаты исследования, проведённого специалистами Университета Нотр-Дам. Этот поведенческий акт воспринимается мозгом как «граница событий», отделяющая то что происходило с человеком в одной комнате от того, что с ним произойдёт в другой.
Студенты, участвовавшие в исследовании, выполняли различные задания, например, обменивали предметы, взятые ими с одного стола на предметы с другого, причём действия совершались тремя различными способами - в одном случае всё происходило в одной комнате, в другом участникам предлагали свершить обмен после прохождения через дверной проём, а в третьем им необходимо было пройти через несколько проёмов, ведущих обратно в первое помещение. При переходе из комнаты в комнату участники забывали, что им необходимо сделать гораздо чаще, нежели при обмене, не требующем выхода из комнаты.

7. Женщины лучше запоминают мужчин с низким голосом

По мнению исследователей из Абердинского университета, у мужчины, обладающего низким голосом больше шансов на то, что женщина-собеседник запомнит сказанное им и его самого. Большинству представительниц прекрасного пола нравятся именно низкие мужские голоса, поэтому они склонны слушать таких мужчин внимательнее и с большей вероятностью оценивают их как потенциальных спутников жизни.
К слову, черты лица собеседника также влияют на то, запомнят его или нет. Психологи Йенского университета выяснили, что люди с неправильными и не слишком красивыми чертами лица, как правило, запоминаются гораздо лучше смазливых красавчиков и красавиц, особенно если у привлекательного лица нет каких-либо отличительных особенностей, вроде больших глаз.
Необходимо отметить, что в целом звуковую информацию человеку запомнить сложнее, чем-то, что он видит, или осязает - об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого в Айовском университете. Чтобы лучше запомнить сведения «на слух», специалисты рекомендуют несколько раз повторить их про себя.

8. «Любовь с первого взгляда» - причуды памяти

Каждый раз, когда вы извлекаете из памяти какую-либо информацию, она изменяется в соответствии с вашими нынешними представлениями об окружающем мире. Сотрудники Северо-Западного университета (штат Иллинойс) полагают, что именно этим трюком памяти можно объяснить такое явление, как «любовь с первого взгляда» - человек склонен проецировать испытываемые им к партнёру чувства на тот момент времени, когда произошла первая встреча.
Чтобы подтвердить эту гипотезу, учёные устроили эксперимент, участникам которого предложено было вспомнить расположение показанных им ранее объектов на экране компьютера. При изменении фона участники неизменно ошибались, а при следующих попытках вспомнить первоначальную расстановку объектов они чаще всего выбирали неправильные варианты, предложенные ими самими после изменения фона - их память быстро приспосабливалась к ложной информации и воспринимала её как достоверную.
В ходе других подобных экспериментов обнаружилось, что чем чаще человек обращается к воспоминанию, тем более размытым оно становится - в конечном итоге оно может превратиться в образ, который совершенно не соответствует тому, что случилось на самом деле. С таким явлением часто сталкиваются следственные органы в ходе опроса свидетелей - с течением времени их воспоминания о происшествии заметно трансформируются.
Более того - исследователи из Университета штата Айова утверждают, что когда человек припоминает какое-либо событие, собеседник может изменить его воспоминания, введя в память новую информацию, причём этот приём можно использовать на протяжении примерно шести часов после каждого извлечения сведений из памяти. По прошествии этого промежутка времени «окно» закрывается и снова корректировать воспоминание можно будет только при следующем обращении к нему.

9. Ложные воспоминания формируются даже у людей с автобиографической памятью
Люди с так называемой автобиографической памятью, также известной как гипертиместический синдром, способны помнить мельчайшие подробности их жизни, вплоть до конкретных деталей действий, совершённых в детстве и испытанных при этом эмоций. Однако, такие уникумы не защищены от искажения воспоминаний, хотя они далеко не всегда это понимают.

Актриса Мэрилу Хеннер, обладающая автобиографической памятью, помнит, к примеру, конкретную дату, когда её взяли на роль в телешоу «Такси» - 4 июня 1978-го года, и обстоятельства, при которых она об этом узнала: в этот воскресный вечер Хеннер была на вечеринке в честь премьеры фильма «Бриолин». По её словам, самые ранние её воспоминания связаны с крещением: «Моя крёстная была монахиней и при каждой нашей встрече она рассказывала об этом событии» - говорит Мэрилу.
Примерно так формируются ложные воспоминания у лиц с гипертимезией - крёстная, постоянно упоминавшая о крещении актрисы в её присутствии, могла непреднамеренно ввести в память Хеннер ложные сведения, потому что её собственные воспоминания с течением времени менялись. Так что, даже гипертиместический синдром не способен уберечь человека от дезинформации со стороны других людей, не обладающих столь совершенной памятью.

10. Манипулируя воспоминаниями, можно победить страх

Долговременная память человека формируется с помощью процесса консолидации, то есть путём передачи информации из кратковременной памяти. С момента, когда вы вспомнили о каком-то событии, то есть перенесли сведения о нём в краткосрочную память и до тех пор, пока воспоминание снова не переместилось в долгосрочную память, эта информация может быть изменена вашими нынешними представлениями об окружающем мире. Учёные надеются использовать этот феномен, чтоб стирать нежелательные эмоциональные воспоминания - например, о сильном стрессе.
Исследователи из Уппсальского университета поставили эксперимент, в ходе которого они формировали у испытуемых воспоминания о страхе, ударяя участников током, когда те смотрели на эмоционально нейтральное изображение. Затем учёные снова показали одной из групп испытуемых ту же картинку и хотя разряда не последовало, добровольцы опять почувствовали страх, заново консолидировав это воспоминание и закрепив его. Членам другой группы исследователи не позволили освежить эмоцию в памяти, нарушив этот процесс ещё несколькими просмотрами изображения без ударов током, в итоге участники перестали испытывать страх при взгляде на картинку.
Не менее любопытен эксперимент сотрудников Северо-Западного университета - они пытались манипулировать воспоминаниями волонтёров о страхе, пока те спали. Во время рассматривания испытуемыми двух изображений человеческих лиц их ударяли током и одновременно давали почувствовать аромат лимона или мяты, чтобы объединить зрительные и обонятельные ощущения с воспоминаниями о страхе.
Когда участники засыпали, исследователи заполняли помещение одним из запахов, но не подвергали их воздействию тока, а сразу после пробуждения показывали те же картинки. Если лицо ассоциировалось с ударами током и ароматом, который участник чувствовал во время сна, его реакция на воспоминания о страхе была гораздо менее выраженной, при этом страх перед лицом, связанным с другим запахом, оставался практически неизменным.
Учёные считают, что подобные методы можно использовать при лечении навязчивых фобий, панических атак и посттравматических стрессовых расстройств.

В начале прошлого века немецкий ученый Вагнер исследовал строение мозга выдающихся людей в надежде найти "особые приметы гениальности". Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно сказать что-то определенное о личности. Ведь несмотря на огромную разницу в весе мозга, и И. С. Тургенев, и Анатоль Франс были выдающимися писателями. У первого мозг весил 2000 граммов, а у второго - лишь 1000 граммов. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. Тем не менее он активно жил и трудился еще целых 27 лет. Эти примеры свидетельствуют об удивительно богатых возможностях мозга.

Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты - синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших чувств, мыслей, эмоций и памяти. Активность нервных клеток мозга можно наблюдать воочию. Когда японские ученые ввели в человеческий мозг тончайшие световоды, соединенные с видеокамерой, они смогли рассмотреть, что нейроны движутся, как крошечные амебы. Чем интенсивнее работа мысли, например при решении математических задач или запоминании незнакомых слов, тем активнее такое "движение" нервных клеток. Невольно вспоминается известное выражение "шевелить мозгами" - оказывается, оно отражает реальные события.

Современные методы исследований показывают, что в процессы запоминания вовлечены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, ходы и выходы которого соединены множеством мостиков. Более 50 лет тому назад американский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опытах на животных.

Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с водой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали клевать только зерна. Какие биохимические изменения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейроны вовлечены в процессы обучения и запоминания. Оказалось, что в течение 15-30 минут после завершения обучения в мозгу образуется особый передатчик импульсов между клетками - глютаминовая кислота.

В мозгу тренированных цыплят количество этого вещества было больше, чем у их необученных собратьев. Когда глютаминовую кислоту разрушали с помощью химических соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Очевидно, глютаминовая кислота способствует кратковременному запоминанию. А вот долговременная память формируется лишь спустя 5-8 часов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная нейронная сеть, в которой все связанные контактами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запоминание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, то происходит вызов "записанного" в разных точках нейронных сетей материала и "переписывание" его в один осмысленный сюжет.

Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. По выражению одного из английских ученых, "основная задача памяти - безопасно ориентировать нас в окружающем мире". Действительно, мы стараемся запомнить в первую очередь то, что для нас важно и интересно. Известно также, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и факты, причем положительные эмоции вспоминаются легче.

Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память. Один из них недавно получили в Индии из растения брами и назвали "пилюлями памяти". У школьников с нарушениями памяти после того, как они стали принимать эти пилюли, заметно улучшилось запоминание учебного материала. Некоторые из них смогли учиться в обычной, а не в особой школе.

Интерес к "пилюлям памяти" проявили врачи, имеющие дело с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона и другими нейродегенеративными заболеваниями. Известно, что при болезни Альцгеймера нарушается образование особого белка - предшественника амилоида. Вместо него появляется другой белок, который ядовит для нервных клеток. Он скапливается в мозгу в виде уплотнений или бляшек, что препятствует передаче нервных импульсов. По мере накопления этого измененного белка нервные клетки разрушаются, и память резко ухудшается.

Оказалось, что на механизмы памяти у больных могут оказывать сильное влияние не менее 200 из уже известных веществ, включая лекарственные препараты. Такрин и арицепт, например, смягчают потерю памяти при ранней форме болезни Альцгеймера: они блокируют фермент, который разрушает вещество, передающее импульс от одной нервной клетки к другой. Это позволяет замедлить потерю памяти. Механизмы действия других веществ еще предстоит исследовать. И хотя о полном излечении болезни Альцгеймера и других тяжелых недугов говорить рано, новые препараты очень пригодятся таким больным. Они нужны и людям, чья деятельность связана с переработкой большого количества информации: педагогам, актерам, переводчикам, экономистам.

Помогают улучшить память и вещества, повышающие чувствительность нервных окончаний к электрическим импульсам, например камфакинам. Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине (США) обнаружили, что этот препарат значительно улучшает кратковременную память не только у здоровых людей, но и у пациентов с болезнью Альцгеймера. После приема камфакинама быстрота счета у молодых добровольцев увеличивалась на 20%, а у людей старше 60 лет - вдвое. Однако ученые из Центра по исследованию центральной нервной системы в Нью-Джерси считают, что к этим результатам следует относиться с большой осторожностью. Дело в том, что человеческая память - весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют самые различные механизмы регуляции активности нервных клеток. "Мы можем усиливать пламя, но не можем добавить в костер топлива", - считают ученые. Пока большинство экспериментов по "усилению пламени" касаются лаборатор ных животных и немногих добровольцев. На этом этапе важно понять, при каких дозах препараты, улучшающие память, становятся сильно действующим лекарством, как долго и в каком режиме следует их применять больным нейродегенеративными заболеваниями и просто пожилым людям. На эти и другие вопросы еще предстоит ответить. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягко действующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы сохранения памяти. Наиболее простой и доступный - полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что использование снотворных и бедная белками и витаминами пища снижают возможности запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (таких, как курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти. Заметно ухудшают память алкоголь и курение, малоактивный, "лежачий" образ жизни. Напротив, смена впечатлений, общение с людьми, активный отдых на природе весьма благотворны для развития памяти. Очень полезно постоянно тренировать память, запоминая наизусть стихи, отрывки из прозы. Тонкая работа руками, например вязание, игра на музыкальных инструментах, также помогает сохранить хорошую память.

Уже в детском возрасте можно обнаружить различия в качестве памяти: преобладает ли у ребенка запоминание образов, ассоциативная или абстрактная память. Некоторые люди долгое время помнят голоса и звуки, другие - окружающие их предметы или лица. Как правило, недостатки одного вида памяти могут компенсироваться за счет развития других. И это придает каждому человеку свою неповторимую индивидуальность в восприятии мира.

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы.

Память кратковременная и долговременная

Память бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка

Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Человек начинает запоминать уже в утробе матери

По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.

Память индивидуальна

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Рассеянность – не признак плохой памяти

С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им не интересна. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.

С возрастом память ухудшается не всегда

Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.

Умение забывать

Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.

Память можно улучшить

В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба.

Впечатление, повторение и ассоциация

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация.

Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-первых , для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечатление самое прочное . Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.

Второй закон памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее главным образом за счет повторения.

И, наконец, третий закон - ассоциации. Единственный способ надежно запомнить некий факт - это связать его с каким-либо другим.

Тренировка памяти

1. Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

2. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.

3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.

5. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.

6. Можно учить стихи. Главное – делать это постепенно и регулярно, постоянно увеличивая объем заучиваемого текста. К тому же стихи должны нравиться именно вам – если процесс заучивания будет проходить через силу, то хорошего результата вряд ли удастся достичь.

7. Вспоминайте прожитый день. Вечером, лежа перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, как кинопленку, причем в обратном порядке – с вечера до утра. При этом нужно постараться вспомнить как можно больше деталей. Главное правило этого упражнения – нельзя концентрироваться на негативе. Вспоминать события нужно отстранено, как бы наблюдая за ними со стороны.

8. Составляйте ассоциации. Например, все мы в детстве запоминали радугу при помощи фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы каждого слова ассоциируются с цветами самой радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно так же можно попытаться запоминать события, придавая им ассоциации. Например, во время чтения представьте себе, что идете по улице. Каждое слово – это какая-то ее часть. Таким образом, разместив по маршруту, которым вы обычно ходите за хлебом, данные, вы потом их с легкостью вспомните. Каждый раз для новой информации нужно придумывать новые маршруты.

Главное – чтобы тренировки памяти приносили радость, а также чтобы вы осознавали их необходимость. Тогда в следующий раз вам не придется мучительно долго вспоминать имя того актера, который играл в фильме, который вы только вчера посмотрели.



Рассказать друзьям