Диагностика жестокости в подростковой среде. Профилактика детской жестокости

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семинар - практикум для педагогов

«Гендерное воспитание дошкольников».

Цель: формирование у педагогов навыков анализа игровой деятельности, коммуникативных умений, особенностей эмоциональных проявлений и поведенческих реакций мальчиков и девочек.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с психологическими различиями мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.
  2. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Введение.

Сегодня мы с вами поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях детского сада. Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Организация работы на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, наша с вами задача в работе с детьми в решении проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в формировании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

1. В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
  2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
  3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

2. Участники гендерного воспитания и их роль.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья.

Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2. Педагогический коллектив детского сада.

Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач.

Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка.

Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

3. Стереотипы воспитания мальчиков и девочек.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни: в 3 – 4 года дети осознанно различают пол, а в 4 – 5 лет происходит половая социализация; в 6 – 7 лет формируется устойчивое представление о поле, гендерная константность.

Итак, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Многие родители считают, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Например, когда дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И мальчики не укладывались в норму. Интересно, кто ввёл нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раз больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.

Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребёнка вовремя и не было подобных несоответствий:

  • ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;
  • активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должна насторожить взрослых;
  • ребёнок в своих снах также в норме видит себя идентичным своему полу;
  • стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичность.

4. Игра «Черты, характерные для мальчиков и для девочек».

Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках.

Черты характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость.

Обобщение:

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

5. Гендерность в русском народном творчестве.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине и сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине.

Сейчас разделимся на 2 команды: первая – подбирает женские сказки, а вторая – мужские.

  • женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.
  • мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

6. Игры мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.

Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах и рисунках проявляются символы свободы и путешествий (ветер, окно, мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли, символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, а также символы победы (флаг и горн).

А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще символы материнства (куклы - невесты, детские кроватки, коляски, символы женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда, символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

Замечено, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей надо уделить подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, девочек.

7. Игрушки для мальчиков и для девочек:

Игра-соревнование. Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

Обобщение:

В психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как оно ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Необходимо пересмотреть вопросы, связанные с интересами и потребностями мальчиков и девочек.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы должны учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не надо прерывать их игры, а лишь направлять игры мальчиков в нужное русло. Это могут быть такие игры, как дротик, боксерские перчатки, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков» ….

Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.

Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

8. Взаимодействие мальчиков и девочек.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут проявлять и свои индивидуальные особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной, но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Так мальчики любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают эту потребность мальчиков и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают, поэтому в группе, где больше мальчиков надо отводить соответствующие игровые зоны с наибольшей площадью. Важно взаимодействие мальчиков и девочек. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. В играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверчивости.

1. Мальчики и девочки ведут себя по- разному.

«Комфортность», примерность девочек в сравнении с проказами мальчиков часто лежит в основе того, что при конфликтности между ними педагоги чаще становятся на сторону девочек. Объясняется это незнанием специфики их поведения. Мальчики создают больше шума, чаще не реагируют на рамки и границы, причем и это важно, не из осознанного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим, а из свойственных представителей мужского пола склонности к активной деятельности.

2. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Следует исходить из того, что в целом нравственный уровень мальчиков и девочек одинаков. И нет никаких оснований в этом плане ставить один пол выше другого, пусть сами нравственные понятия формируются несколько раньше у девочек.

При организации и проведении занятий надо стараться учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому надо строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому, оценивая результаты деятельности мальчика, делаем акцент на конкретный его успех. Мы говорим мальчикам: «Молодец, Артем, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать домик». Оценивая результаты деятельности девочки делаем акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила: «Умница Настя, красиво нарисовала домик», «Молодец, Кристина, изящно станцевала польку».

Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии мы обращаемся с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Надо стараться учитывать это, и выслушивать ответы мальчиков после ответов девочек.

На занятиях по математике используем различные материалы для мальчиков (солдатики, танки, для девочек - мячики, цветочки. На музыкальных занятиях номера отбираются для девочек и мальчиков.

На занятиях по физической культуре предъявляем разные требования и девочкам, и мальчикам при выполнении одних и тех же упражнений, и движений. На прогулке - в трудовой деятельности мальчики расчищают дорожки от снега зимой, летом - копают песок, девочки наводят порядок на веранде, подметают дорожки. Несмотря на разницу подходов в организации основных видов деятельности, есть правила, которые применяются к обоим полам. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения, составляющие основу жизни в любом обществе. Чем больше у детей будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче им будет жить дальше.

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усиливать внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола и в первую очередь, желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек, особое внимание следует уделять воспитанию нежности и заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

9. Блиц-опрос:

  1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка?
  2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это…?
  3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании?
  4. В каком возрасте происходит интенсивная социализация ребенка?
  5. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить мальчикам? девочкам?

Краткое напутствие:

  • Учите мальчика быть мальчиком, а девочку - быть девочкой.
  • Помните, что отец - это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
  • Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
  • Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.

Памятка "Советы воспитателям"

  1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
  2. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение 1 минуты, прежде чем они приступят к действиям.
  3. Используйте чаще различные головоломки для девочек.
  4. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
  5. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством, используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
  6. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
  7. Если в группе есть мальчики – лидеры, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.
  8. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия.

Ольга Магницкая
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от неё решения во многом зависит психологическое социальное и духовное здоровье общества.

В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации , и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Половое (полоролевое) воспитание - система подходов , принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребёнка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.

Полоролевое воспитание детей способствует их полоролевому развитию. Полоролевое развитие - непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминских (специфически женских) и маскулинных (специфически мужских) свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат полоролевого воспитания и развития - формирование позитивной полоролевой идентичности.

Позитивная полоролевая идентичность - такая совокупность знаний и представлений ребёнка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как представителю определенного пола, которая обеспечивает ребёнку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.

Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение задач, в числе которых :

Формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;

Создание целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки;

Изучение маскулинных и феминных качеств человека;

Обогащение представлений ребёнка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины;

Изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;

- воспитание чувства гордости , связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону женственности или мужественности;

Формирование эмоционально положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;

Развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств .

Занимаясь формированием позитивной полоролевой идентичности, особое внимание следует уделять развитию у ребёнка эмоционально-ценностного отношения к себе как к мальчику или девочке, положительному принятию свое половой роли, созданию позитивно окрашенного «образа Я» мальчика/девочки.

Представление о себе как о представителе определенного пола (мужского или женского, о мужчинах и женщинах начинают формироваться в дошкольном возрасте . Ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми, складываются первые впечатления о семье, взаимоотношениях внутри неё, воспитывается уважение к старшим .

Сегодня уже доказано, что различия в поведении мужчин и женщин вызваны и биологическими, и социальными факторами. В связи с этим, задача родителей и педагогов - учитывать полоролевые интересы детей .

Каждый представитель одного пола содержит в себе признаки противоположного пола. Учёные уверены в том, что в человеке присутствуют как женское, так и мужское начала, которые должны гармонично сосуществовать, не нарушая общего баланса. Каждый мужчина имеет в себе женскую ипостась, а каждая женщина - мужскую. Такая двойственность необходима для внутреннего развития человечества и следует не противостоять друг другу, а на основе осознанного восприятия самих себя как мужчин и женщин научиться жить в гармонии.

Одна из важных категорий - категория пола - биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя их других людей и не называя, ребёнок уже знает - мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так - объяснить он не умеет. Сравнивая себя с другими людьми : мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отцом и матерью, он узнаёт, что мальчики носят брюки, а девочки - платья, что мальчики играют в машинки, а девочки - в куклы.

Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые взрослые. Педагоги ДОУ имеют значительное влияние на психическое развитие детей , включая их гендерную социализацию . Стоит отметить тот факт, что педагогический коллектив ДОУ составляют женщины. Это приводит к гендерной асимметрии в вопросах воспитания , которая проявляется в профессиональной деятельности : в поощрении разного поведения у девочек и мальчиков, «женских» качеств у девочек и «мужских» у мальчиков, в предпочтении стиля одежды, соответствующего полу ребёнка, в установке более жёстких требований выбора игрушек для мальчиков.

Для формирования полоролевых представлений у детей дошкольного возраста рекомендуется проводить режимные мероприятия, предусмотренные комплексной программой воспитания и обучения в детском саду.

В режимных процессах (умывании, приёме пищи, подготовке к прогулке и ко сну и др.) следует обращать внимание детей на правила поведения, учить мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, учить девочек обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу.

Организовывать игровую деятельность необходимо с учётом полоролевых интересов детей . Кроме этого, включать в план работы беседы с детьми для развития их полоролевых представлений.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

При обучении детей воспитателю важно учитывать , что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия . Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии .

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные различают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям -женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков, вызывают у воспитателей раздражение , т. к. они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы, и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены именно «мужских игр» , что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями . Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно -образовательной работы.

Специфика процесса гендерной социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте , требует продолжения и на других этапах развития ребёнка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из её компонентов.

света сироткина
Гендерное воспитание в условиях детского сада

Гендерное воспитание в условиях детского сада

так и нельзя их уравнивать»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) .

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит : от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменится - мальчики становятся мужчинами, а девочки- женщинами.

Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей : девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей .

Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я

поставила для себя необходимое решение следующих задач :

Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

Создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;

Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Я выделила главные условия гендерной социализации детей :

Предметно- развивающая среда;

Оформление группы, с учётом гендерных различий ;

Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей ;

Работа с семьёй.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой

идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных

стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает

предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий

формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-создание

специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного

воспитательно - образовательного , духовного и предметного пространства,

обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или девочки,

превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе

полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаиЁЁодействие с детьми своего и

другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и

закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых

способов полоролевого поведения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения , ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы , заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков : «Пожарные» ,»Моряки»,»Военные», «Космонавты» , «Строители» . Для девочек – «Салон красоты» , «Ателье» , «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами : одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями . Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть

формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую

мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и

предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы : начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.

В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие маркеры гендерных различий :

Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа, дверца шкафов разного цвета : голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -девочкам).

Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

-Расчёски индивидуальные : у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-голубые, зелёные.

На кроватях детей- рисунки сказочных героев : мужского и женского типа.

Гендерный подход находит своё отражение при организации

образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам» : для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать : для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) . Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход : мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты) . У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами) . Например : мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.

Овладению традиционными свойствами личности : мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему . В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки : «Крошечка – Хаврошечка» , «Рукодельница и Ленивица» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Иван – царевич» , «Царевна – лягушка» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Финист – ясный сокол» , «Каша из топора» , и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры) . В центре речевого развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например : «Вся семья вместе, так и душа на месте» , «Хорошему хозяину и день мал» , «Коса – девичья краса» , «Без смелости, не возьмёшь крепости» , «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.

Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения

задач полоролевого воспитания детей .

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.

Формы работы с семьёй разнообразны : обсуждаем различные педагогические

ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной половой

идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать сыновей и

дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему

«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками» ; консультации «Женские и

мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения

между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания мальчиков и

В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди детей :«Портрет мамочки» ; «Портрет папы» . На 8 Марта провели -чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…

Работа по созданию в группе условий , способствующих гендерной социализации детей , принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.

Гахраманова Севиндж Салим кызы Воспитатель ГБОУ школа 1272 г.Москва

Термин «гендер» , появившийся в западной психологии в 1950-х годах, был связан, прежде всего, с изучением людей, чья самоидентификация в качестве мужчины или женщины не совпадала с биологическим полом. Тогда был поставлен вопрос, какие же социальные, психологические, поведенческие качества и модели поведения в современном обществе присущи людям разных полов. В качестве определения гендера в современной отечественной науке предложена дефиниция, разработанная И.С. Клециной, которая понимает гендер как «специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме» (И. С. Клецина, 2004, С. 71) . Таким образом, из теории следует, что гендер – не природная данность, а социальный конструкт (Т. В. Бендас, 2006, С.16) . Гендер предполагает полоролевое самоосознание индивида, на которое можно и должно влиять путем воспитания, причем, чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше.

С чем сталкивается воспитатель детского сада, работая с группой детей в детском саду? Мальчики и девочки, осознавая свою принадлежность к мужскому или женскому полу (таковая самоидентификация, по мнению детских психологов, происходит уже к 2-м годам) , не всегда демонстрируют присущие своему полу качества и линии поведения: мальчики могут быть плаксивы, нежны, несамостоятельны и зависимы, девочки, напротив, активны, лишены терпения, скромности, склонны к конфликтам. Педагогически это понятно – дети пока малы, переживают или только что пережили кризис 3-х лет, качества их личности неустойчивы и подвижны . Но не может не настораживать тот факт, что тенденция смещения гендерных моделей, наблюдаемая в последние двадцать лет, проявляется последнее время особенно остро. Поэтому гендерному воспитанию, понимаемому как полоролевое воспитание, уделено пристальное внимание в федеральных государственных стандартах образования, разработанных для детских дошкольных учреждений. К концу обучения в ДОУ, т.е. к 6-7 годам, стандарт предполагает, что «Ребенок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу» (Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2014.)

Работа, направленная на достижение заданного стандарта, имеет несколько направлений.

Прежде всего - общее формирование у педагогов понимания психологических различий мальчиков и девочек в процессе дошкольного развития. Мозг у детей мужского и женского пола развивается в разные сроки, имея при этом качественные различия, которые необходимо учитывать. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, ответственное за логические построения и речь. У мальчиков до среднего школьного возраста идет опережающее развитие эмоциональной сферы. Для мальчиков пред-почтительно зрительное восприятие, девочки уже способны воспринимать информацию на слух. (Л. И. Божович, 2016, С.307-309) . Отсюда обманчивое впечатление общей «развитости» , ответственности, настойчивости и эмоциональной стабильности девочек. Все эти особенности, зачастую прямо противоположные окончательным гендерным стереотипам поведения мужчин и женщин, воспитателям следует учитывать.

Далее – необходима работа педагогов ДОУ с родителями. Весьма часто в можно наблюдать, что в семье ребенка воспитывают именно как ребенка, нивелируя половую принадлежность дошкольника, что объясняется родителями малым возрастом чада. Необходимо, чтобы родители были в курсе важности гендерного воспитания, а также методик, применяемых для этого в ДОУ (Т. Н. Доронова, 2008) . Очень желательным является и привлечение родителей к процессу гендерного воспитания в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.

Третий важный момент - для формирования гендерной идентичности дошкольников важную роль играет предметно-развивающая среда, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные качества, а также особенности, присущие своему полу (Я. С. Коломинский, 2001. С.20)

Ведущим видом детской деятельности для дошкольников является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми своих гендерных ролей. Даже младшие дошкольники, не говоря уж о средних и старших для развертывания сюжетной игры нуждаются в совокупности игровых предметов, задающих «воображаемую ситуацию» , неважно, связана эта ситуация с мужским, женским или совместным действием.

Как ни странно, в оборудовании ДОУ зачастую преобладают предметы, преимущественно создающие среду для игр девочек, нежели мальчиков: куклы, коляски, кукольная одежда, разнообразная кукольная мебель или игровое пространство, имитирующее приспособления для женских профессий или домашних занятий: парикмахерская, игрушечный магазин, игрушечная кухня, ванная и т.п. На долю мальчиков чаще всего остаются разнообразные машинки, которые являются скорее не средством для создания игровой среды, а сугубо операционным предметом в игре (С. Е. Кувшинова, 2013) . Поэтому внимание должно быть уделено формированию «мальчишеской» игровой среды: игрушечного «автопарка» , наличию наборов игрушечных инструментов для освоения той или иной «мужской» профессии, детская военная / полицейская / пожарная / морская форма, игрушечная железная дорога и т.п. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строитель-ного материала. Мальчики сначала под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно могут конструировать гараж для автомобиля, дорожную развязку, построить дом, создать из конструктора пароход, самолёт, вагон поезда и т.д. Про создании «мужской» игровой среды нужно учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, а сами игры проходят у них более энергично и шумно, чем у девочек. Это закономерно, и объясняется особенностями развития, которые нужно учитывать.

Наконец, последнее – по порядку, но не по значимости – собственно воспитательный процесс, который также распадается на несколько составляющих.

Гендерное воспитание в ходе образовательной деятельности детей включает в себя разнообразные дидактические игры, беседы, загадки, знакомство с правилами этикета, решение доступных в дошкольном возрасте проблемных межполовых ситуаций и многое другое. Важно, чтобы в данном случае у детей формировалось понятие не только о собственной половой принадлежности, но и о моделях поведения мужчин и женщин в социуме.

Для понимания детьми половых ролей не обойтись без таких мощных средств, как чтение доступной дошкольникам художественной литературы, а также обсуждение произведений, иллюстраций к ним. Для этих целей русский народный фольклор, произведения русских и советских отечественных писателей предоставляют богатейший материал. На примере литературных героев мальчики учатся быть смелыми, ответственными, мужественными, а в девочках пробуждаются такие качества как верность, нежность, забота, мягкость и др. И мальчики, и девочки осознают социальную роль своего пола, учась одновременно, строить конструктивные отношения с полом противоположным.

В процессе трудовой деятельности, к которой в ходе обучения в ДОУ посильно привлекают дошкольников, мальчикам поручаются работы, связанные с использованием физической силы и ловкости, а девочкам – с аккуратностью.

Музыкальные занятия и разучивание парных танцев само собой предназначено для формирования у детей представлений о разности полов. Мальчики овладевают в танцах ролью ведущего партнёра, разучивают движения, требующие ловкости, силы (при поддержке партнёрши) , а девочки учатся быть ведомыми, приобретают грацию, мягкость, изящество.

Занятия физической культурой также помогают осуществлять гендерный подход к воспитанникам ДОУ: в процессе специально организованных занятий дети овладевают такими физическими качествами, которые принято считать мужскими или женскими. Так, обучение сложным двигательным движениям (например, метание мяча на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам) .

Итак, в период дошкольного детства педагоги ДОУ не только должны, но имеют все возможности помочь любому ребенку раскрыть те уникальные качества и свойства личности, которые даны ему полом.

Литература.

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 510 с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2016. 382 с.
  3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. 127 с.
  4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. 418 с.
  5. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. Знание-сила. М.: Владос, 2001. 289 с.
  6. Кувшинова С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте: Как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста? [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1 (Дата обращения 16. 11. 2017)
  7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2014. 368 с.

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип

Характеристики мужчин

Характеристики женщин

маскулинность

Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность

Ценят человеческие отношения, чувствительны

Нежные, заботливые, верные

андрогинность

Сочетают чувствительность и продуктивность

Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

Ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)


В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.



Рассказать друзьям