Музыкально воспитание в детском саду. Музыкальное воспитание в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КУРСОВАЯ РАБОТА

Музыкальное воспитание детей в детском саду


Введение

дошкольник воспитание музыкальный ребенок

Огромно влияние музыки на духовный мир человека. Воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его нравственного и эстетического воспитания. Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.»

Большое значение имеет то окружение, в котором ребенок растет (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей проявляется, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Если человек растет в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

В зависимости от того, какие чувства - положительные или отрицательные - преобладают у ребенка, у него создается то или иное настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное). Поэтому важно стараться как можно чаще вызывать у детей положительные чувстваи предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций - проявления гнева, страха, неудовольствия и других нежелательных чувств. Необходимо обогащать и углублять эстетические чувства ребенка: вызывать любовь и интерес к музыке, пению, вызывать радостные переживания при виде красивого и отрицательное отношение ко всему некрасивому, неряшливому, грубому.

С самого рождения человека окружают звуки. Через звуковое восприятие он познает окружающий его мир, его красоту и разнообразие. С младенчества ребенок слышит колыбельные, напеваемые мамой. Шум дождя, шорох осыпающихся с деревьев листьев, завывание метели или журчание ручейка, щебет птиц - все это люди научились переносить в музыкальные произведения. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыка выполняет важнейшую социальную роль. Насколько беднее был бы наш мир, если в нем не присутствовала бы музыка, помогающая людям лучше понимать друг друга.


1. Теоретические основы музыкального воспитания детей


.1 Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду


Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития. Доказано, что даже музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка и очень важна для внутриутробного развития младенца.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Многочисленные исследования подтверждают, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, то есть развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры, с трудом восполнимо в дальнейшем. У детей в возрасте после двух-двух с половиной лет появляется чувство восприятия музыки. Ребенок может внимательно слушать музыку, подпевать и именно с этого возраста нужно давать ребенку слушать хорошую музыку.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Как для овладения речью необходима речевая среда, так и для приобщения к музыке ребенок должен научиться воспринимать музыкальные произведения разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. И от того, какую звуковую информацию он впитает в себя с раннего детства, будет зависеть его дальнейшее общее развитие, эстетическое и эмоциональное восприятие, мышление, интересы и вкусы. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить представления детей о чувствах человека в реальной жизни, так как у них еще слишком мал опыт в этой области.

Музыкальное воспитание дошкольников способствует постижению ценного культурного опыта поколений, познанию эталонов красоты.

Помимо сведений о музыке, что несет познавательный опыт, беседы о ней включают характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. А умение представить и воспроизвести высоту звука и мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, запоминание, сопоставление, что влияет на музыкальное, а равно и на общее развитие ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку тесно связана и с эмоциональной отзывчивостью в жизни, с воспитанием таких качеств как доброта, умение сопереживать.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Музыкальные произведения отражают переживания человека, исторические вехи человеческого общества. Печальные звуки помогают выразить горе людей (войны, беды, болезни и потери близких); торжественные и радостные мелодии отражают счастливые моменты жизни человека (победа над врагом, встреча после долгой разлуки, рождение человека и др.). То есть музыка объединяет людей в горе, становится средством общения, сопереживания между ними. Ребенок, с ранних лет слушающий музыку, учится чувствовать настроение мелодии, передающей душевное состояние человека, передавать эмоциональное отношение к услышанному, рождает импровизации и ассоциации. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. У человека есть врожденные задатки, предрасположенности, особенности, но сами музыкальные способности всегда являются результатом развития. Способности зависят от врожденных задатков, но получают развитие в процессе воспитания и обучения. В программе музыкального воспитания постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей, осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.


1.2 Специфика возрастных особенностей музыкального развития детей дошкольного возраста


Определенное значение имеют возрастные возможности и индивидуальные особенности ребенка. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать интересы и особенности каждого ребенка. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы. Учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности.

У детей рано появляется слуховая чувствительность: двухнедельный малыш уже реагирует на звуки и с первых месяцев жизни радуется или успокаивается в зависимости от характера музыки.

На втором году жизни ребенок может различать высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание.

С трех-четырех лет у детей отмечаются индивидуальные различия в слуховой чувствительности и некоторые малыши даже могут точно воспроизвести несложную мелодию.

На пятом году развития все больше проявляются индивидуальные склонности и особенности каждого ребенка. Он осмысленно подходит к требованиям музыкального педагога, может сделать простейшие обобщения явлений и событий, способен определить характер музыки и инструмент, на котором исполняется данная мелодия.

Шестой и седьмой годы - период подготовки к школе. Дети на основе полученных знаний о музыке могут самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, разобраться в ее выразительных средствах. Более ярко проявляются музыкальные интересы и индивидуальные способности ребят.

Поэтому очень важно на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития помнить об индивидуальнодифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании. В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов. Индивидуально - дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника, но чем моложе ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе со стороны педагога.


2. Методы музыкального воспитания детей в детском саду


2.1 Программы музыкального воспитания детей в детском саду


В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей.

В советский период развития нашей страны большинство дошкольных учреждений работало по программе музыкального воспитания Н.А. Ветлугиной. Целью данной программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество и музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены три формы занятий: фронтальные (со всей группой), индивидуальные и небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, то есть используется концентрический способ построения программы. Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки строится в программе Н.А. Ветлугиной на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Она рекомендует слушать одно произведение несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д. В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Автор считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Музыкально - ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном, народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Для исполнения оркестром Н.А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессах игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок мог бы выразить свое настроение, свое чувствование музыки.

В дошкольном музыкальном воспитании применяется и другая программа - программа О.П. Радыновой. Эта программа составлена группой авторов А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили и О.П. Рыдановой, под редакцией последней. Это последователи и ученики Н.А. Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают. Авторы считают, что музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Всего этого можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально - эстетического сознания. Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, авторы предлагают оркестрировать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Авторы вводят в программу такое понятие, как «словарь эмоций», то есть накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обязательно использование за занятиях карточек, других музыкально - дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно - образное восприятие. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные.

В дошкольных детских учреждениях наряду с перечисленными выше применяется также программа «Синтез», основанная на синтезе искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития искусство носило синкретичный характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: синтез дает возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности. Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. И начинать нужно с детского возраста, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно - творческой деятельности. Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребенка. Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми: специальный подбор музыкального репертуара, использование синтеза искусств, использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных - пения, игры в оркестре, дирижирования. В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам: высокой художественности и доступности. Для достижения доступности детям предпочтение отдается сказке - сказке в балете и сказке в опере. Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Музыка подается на уровне ассоциативных связей, что будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. В программе различают разные возрастные периоды развития ребенка и материал подается с нарастанием глубины и сложности. При работе с программой для более полного впечатления широко используются кассеты со студийными записями музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Если сравнивать все представленные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, то две первые - во многом схожи между собой, но ест в них и отличия. В программе Ветлугиной главной задачей ставится овладение детьми действиями, навыками, умениями в области в области восприятия музыка (пения, движения, игре на музыкальных инструментах). Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально - эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. В программе Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, а у Ветлугиной они существуют несколько оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения вторая программа более совершенна. Во второй программе форма занятий менее ограничена и педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. Программа «Синтез» значительно отличается от двух предыдущих и более продвинута в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент здесь делается на слушание музыки, а такие виды деятельности как пение, движение под музыку, игра на инструментах авторы рекомендуют использовать как вспомогательные. Эта программа отличается большой вариативностью занятий.


2.2 Используемые приемы воспитания детей на уроках музыки в детском саду


На протяжении всей своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, развиваются наиболее успешно. В деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, ощущение, воображение.

Также и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Музыкальная деятельность дошкольников заключается в различных способах и средствах познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.

С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально - слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально - ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться и отдыхать. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В ней слышится живая речь - спокойный или взволнованный рассказ, плавное или прерывистое повествование, вопросы, ответы, возгласы. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Нужно развивать восприятие музыки как активную деятельность, подобную игре на инструментах или пению. Необходимо прежде всего добиваться понимания того, о чем «рассказывает» музыка. Восприятие является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке.

Восприятие музыки у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. В дошкольном возрасте закладываются элементарные основы музыкальной культуры. На младших этапах развития дети в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие и яркие по своим образам произведения, особенно песни. Их эмоции в виде удивления, восхищения выражаются в прихлопываниях, подпрыгиваниях и быстро возникая, также быстро исчезают. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, дети могут воспринимать музыку более осмысленно. Появляется заинтересованность содержанием произведения, возникают вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка, выразить свои настроения после прослушивания музыкального произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется и закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. К концу пребывания в детском саду дети способны узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение, может различать виды музыкальных произведений и их особенности (марш, пляска, колыбельная).

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно использовать для развития музыкального восприятия все виды музыкального исполнительства, которые осуществляются в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Детское исполнительство требует заданных тренировочных действий, повторений и упражнений.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, способствует развитию и укреплению легких, укреплению голосового аппарата. По мнению врачей, пение - лучшая форма дыхательной гимнастики. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Оно наиболее близко и доступно детям. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни детей, занимает его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Подробно методика работы с детским голосом была дана музыкальным деятелем и педагогм Н.А. Метловым.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются через движения. На протяжении многих лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводится особое место, так как музыканты признают за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Китай, Греция, Древняя Индия).

Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно - образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз впервые обосновал ритмику как метод музыкального воспитания. Ритмика помогает развитию музыкальных способностей ребенка, его пластичности и. выразительности движений. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, ее непростой язык. Движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки помогают моделировать движения рук, танцевальные и образные движения. Музыкальное воспитание средствами движений осуществляется в процессе разучивания игр и плясок, хороводов и танцев, упражнений и драматизаций, доступных и интересных детям. Но, занимаясь ритмикой, необходимо помнить, что центром занятия является музыка, а не исполнение движений.

В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам, которые вызывают у ребят большой интерес. Ими широко используют в детских дошкольных учреждениях, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольный период: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. Некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные дидактические пособия, которые помогают педагогу развивать музыкально - сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх в младших группах детского сада. В старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. Обучение игре на детских музыкальных инструментах развивает у детей восприятие пьес, исполненных взрослыми. Детские инструменты часто являются маленьким подобием настоящих. В детском саду желательно подобрать полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Известный педагог и музыкальный деятель Н.А. Метлов уже в 20-е годы XX столетия говорил о важной роли этого вида детской музыкальной деятельности. Он стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах, провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, а затем и смешанного). Н.А. Метлов был первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов - музыкантов и воспитателей детских садов. В своих публикациях он дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на м узыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения и характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых окрасок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

На музыкальных занятиях дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства. Нельзя ограничиваться лишь разучиванием данного произведения или репертуара. Важно, чтобы занятия носили творческий характер, создавать для этого предпосылки: дать возможность ребенку выбрать инструменты для исполнения той или иной пьесы, предоставить условия для проявления импровизации. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения (накопленные впечатления от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником). В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество и исполнительство обычно не меют художественной ценности для окружающих. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, разнообразия и оригинальности. Необходимо развивать у детей основные музыкальные способности для того, чтобы они могли сочинить и спеть мелодию. Необходимо развивать воображение и фантазию, свободную ориентировку в непривычных ситуациях для проявления своего творчества во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

В дошкольный период развития дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Развитие ладового чувства (различие эмоциональной окраски музыки - характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску; что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика) создают определенное настроение (веселое или торжественное, нежное или грозное). Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые вижутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.).

Основная форма образовательной работы с детьми - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности и важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности им не должны осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей и интересов. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим. Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими радостными эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой и их содержание и структура зависит от возраста детей. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. На музыкальных, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу.

Во время музыкального занятия детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т.д.), что отличает данные занятия от других (лепка, рисование, математика и другие).

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо переключать внимание ребят с одного вида деятельности на другой, не снижая при этом эмоционального подъема. Вызывает трудность и последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. Учебный материал различен по степени трудности. Поэтому задания более сложные следует давать в начале занятий. Необходимо также к концу занятия снижать общую нагрузку.

Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный и игровой характер. В практике обучения в более старшем возрасте считается целесообразным распределение различных видов деятельности в определенной последовательности. В начале занятия даются небольшие музыкально - ритмические упражнения, которые организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. Затем ребята слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание нескольких песен. Заканчивается занятие музыкально - ритмической деятельностью - игрой, пляской, хороводом. Спокойные задания, чередуяс с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно на протяжении всего занятия. Организованному и четкому проведению музыкальных занятий способствует составление планов обучения на занятиях.

Большое значение в развитии активности и творчества ребят играет правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально- игровой, изобразительной, художественно - речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии, исполняют несложные пляски. Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. На музыкальных занятиях педагог систематически побуждает детей к самостоятельным действиям, к использованию полученных знаний и навыков. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «музыкальные концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие» ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей - «артистов», для своих товарищей - «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительнымидля музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия ребят носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», оборудованный соответствующей мебелью. Его нужно размещать в отдаленном месте. В распоряжении ребят должно находиться небольшое количество музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов, настольных музыкально - дидактических игр, наглядный материал. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы ребят.

Основная роль воспитателя - в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью ребят, соучастие в ней. Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя является залогом появления потребности у ребят к самостоятельному музицированию, достижения успехов детей.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах: на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, интересы и склонности ребят, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Часто в практике детских садов организуется поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности ребят, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческий способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан и другие). Слушая танцевальную музыку в записи, дети стараются определить ее характер: полька, вальс или русская плясовая. Этому иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоции, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. На прогулке подвижные игры проводятся с пением. Летом можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.

На художественных занятиях музыка также может найти широкое применение. Знакомя ребят с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. И здесь у ребят развивается музыкальность, основные ее компоненты - эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности.

Важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия являются развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры - драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и другое). Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, хореографические миниатюры, хороводы), в другом - применяются частично (спектакли, игры - драматизации). Правильное нахождение места музыки в развлечениях помогает точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и тем самым более целенаправленно осуществить педагогическое воздействие на детей.

Различные виды музыкальной деятельности занимают ведущее место на детских утренниках. Праздники в детском саду посвящены знаменательным событиям и являются важным звеном педагогического процесса. Разнообразна художественная деятельность детей на утренниках: торжественные шествия, перестроения, пение, игры, танцы. Новый год, встреча весны, мамин день, праздник Победы, прощание с детским садом и встреча со школой - разнообразная тематика утренников создает у детей приподнятое настроение, вызывает патриотические и эстетические чувства, эмоциональный отклик.


Заключение


Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению в духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребность, эмоции, чувства, интересы, вкусы детей (музыкально - э стетическое сознание) можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножить.

Работая некоторое время в дошкольных учреждениях, занимаясь с детьми на музыкальных занятиях, я убедилась, как это важно для дошкольников, начиная от самых малых лет прививать им любовь к музыке, как они эмоционально воспринимают эти занятия и как благотворно влияют они их развитие.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.


Список литературы


1. Диалоги о музыкальной педагогике. М. 2002 г.

Царева Н.А., Ратников В.Г. Слушание музыки. Методическое пособие. М. 2002 г.

Озерова Н.Н. Планета детства. С-Пб. 2000 г.

Программа воспитания и обучения в детском саду. М. 2001 г.

Ветлугина Н.А. Методика воспитания в детском саду. М. Просвещение. 2000 г.

Рыданова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000 г.

В. Попов Методика музыкального воспитания. М. 2002 г.

Музыка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной М. Музыка, 2000 г.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных возможностей деток. Ярославль, «Академия развития», 2001 г.

А.Л. Готсдинер Музыкальная психология. М., 2002 г.

Психология музыкальной деятельности. Сборник под ред. Г. Цыпина. М., Академия, 2003 г.

Метлов Н.А. Музыка-детям, М. Просвещение, 2001 г.

Рыданова О. Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания. Дошкольное образование, 2002 г.

Фурмина Л. Музыка в хизни младенца. Дошкольное воспитание, 2003 г.

М.Н. Баринова О развитии творческих способностей. С-Пб..2003 г.

О.А. Апраксина Методика музыкального воспитания в дошкольном учреждении. М. Просвещение, 2008 г.

Д. Камыно Музыкальное воспитание дошкольников. Теория и практика, Нобель Пресс, 2012 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.


В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.


Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка .

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

И так, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны - это повышает значимость дошкольного образования, а с другой - это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Согласно «Профессиональному стандарту педагога», «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу… Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».

Согласно пункту 1.5 ФГОС ДО, он направлен на достижение следующих целей:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

  • Непосредственная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
  • Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
  • Праздники и развлечения;
  • Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».

В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере».

Меняется отношение к оцениванию детской деятельности , к освоению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации. А с другой - нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы. Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО , проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью оценивания эффективности педагогических действий и лежит в основе дальнейшего планирования их. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;)

2) Оптимизации работы с группой детей.

Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ , на наш взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

В дошкольном учреждении музыкальное воспитание детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.

Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, в соответствии с ФГОС, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Все об-разовательное содержание программы, в т. ч. и му-зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы-кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры-тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре-ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом».

И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение. Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитания на интеллект ребёнка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

Занятия по музыкальному воспитанию в детском саду начинаются с самых младших групп и продолжаются до подготовительной. Основной путь музыкального воспитания в детском саду лежит через пение, как наиболее оптимальную для детей форму постижения музыки. Подбор песенного репертуара является одной из важнейших задач музыкального руководителя.

Так же музыкальное воспитание в детском саду наиболее успешно происходит через движение. Элементы ритмики не только повышают динамичность, но и позволяют лучше усвоить материал.

Психологами доказано, что постоянное присутствие музыки в жизни человека очень важно. Под неё легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определённый лад, она сопровождает человека и в горе, и в радости.

В общем, музыка является замечательным фоном для деятельности ребёнка. Удачно подобранная мелодия позволяет создать у малыша определённый настрой: под музыку лучше выполнять физические упражнения, рисовать, лепить. Музыка способна повысить эффективность деятельности чада.

Даже не имея специального музыкального образования, родители могут сделать музыку своим надёжным союзником в организации повседневной жизни детей.

«Прививать» ребёнку любовь к музыке нужно ненавязчиво, пусть она просто присутствует в жизни ребёнка, сопровождает его. Водите чадо на музыкальные спектакли, смотрите с ним музыкальные фильмы и мультфильмы («Волк и семеро козлят на новый лад», «Картинки с выставки», «Щелкунчик», «Петя и волк»).

Не стоит внушать ребёнку, что он «обязан» любить классическую музыку или принижать ценности (пусть и справедливо) других музыкальных направлений, противопоставлять их друг другу. Объясните малышу (а ещё лучше покажите на собственном примере), что для каждого случая существует «своя» музыка: для развлечения, для общения, для отдыха, для размышления, для грусти, для радости. Приучите детей запоминать и напевать песни, поощряйте узнавание знакомых мелодий, пойте вместе с ребёнком. Также с помощью песенок и классической музыки можно научить кроху различать эмоции, это поможет ему лучше разбираться в собственных чувствах и переживаниях.

Как это сделать? Прослушав вместе с ребёнком любой музыкальный фрагмент, побеседуйте о нём. Какую музыку малыш услышал: грустную или весёлую, быструю или медленную, громкую или тихую.

Все дети любят музыкальные игрушки, потому что с их помощью они могут сами laquo;делать» музыку. Дорогие родители, наберитесь терпения и позвольте вашему малышу творить. Благодаря музыкальному подкреплению кроха быстрее и лучше начинает разбираться, как правильно взаимодействовать с тем или иным предметом.

Что касается любых физических упражнений, то их тоже веселей и интереснее выполнять под музыку. Очень хорошо под музыку или песенки выполнять пальчиковые упражнения. Мелодия помогает ребёнку запоминать и воспроизводить последовательность движений, выдерживать определённый ритм.

Вывод из всего вышесказанного один - музыка необходима для всестороннего и гармоничного развития детей.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Описание материала :Консультация для воспитателй детских садов

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и
музыкального руководителя
, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1 . Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в
проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.
Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей . В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра , безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках . Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
2.Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми ивоспитателями:
Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы,
которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах,
используемый на занятиях музыкальный репертуар,
вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и
родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей дете., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог , следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса



Рассказать друзьям