Конспекты занятий по социализации в начальной школе. Конспект занятия по социализации«Где прячется здоровье? Конспект занятия по социализации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: Общение.

Цель: сформировать у обучающихся представления о способах и средствах общения.

Задачи:

    развитие навыков взаимодействия с другими;

    обучение школьников использованию полученных знаний для эффективного общения;

    стимулирование учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

1. Копилка хороших новостей.

---Что хорошего, доброго произошло в вашей жизни за неделю?

2. Установка на занятие : без чего человек не может прожить?

Все мы живём среди людей. Мы учимся, встречаемся с друзьями, с близкими, ходим в гости. И в любой ситуации, иногда независимо от нашего желания , общаемся с людьми – родителями, сверстниками, педагогами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьи нам не нравятся, а с четвёртыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения очень трудно человеку.

Общение – очень большая тема, человек всю свою жизнь осознанно или бессознательно пытается найти людей, с которыми приятно общаться. Сегодня мы постараемся поговорить о том, что нам помогает в общении, а что мешает?

    Упражнение «Эстафетная палочка»

Умеете ли вы общаться друг с другом? Эта ручка – будет эстафетной палочкой. Я скажу предложение, смысл его неважен. Задача каждого – передавая друг другу, начать своё предложение с последнего слова моей фразы.

Легко ли было придумывать фразы? Почему?

3. Информация об общении.

«Итак, что же такое общение. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включает в себя три взаимосвязанных стороны:

    обмен информацией (коммуникативная сторона);

    обмен действием – взаимодействие с другими людьми, согласование, распределение, договор, убеждение собеседника (интерактивная сторона);

    познание, восприятие и понимание друг друга в результате общения.

Существует много видов общения, например:

формальное , когда нет стремления понять собеседника

деловое , когда учитывают особенности личности человека, но интересы дела важнее, чем расхождения

духовное , чаще с близкими людьми, когда не обязательно прибегать к помощи слов, понимаешь собеседника по выражению лица, мимике, интонации голоса.

Мы поговорим о межличностном общении , т.к. именно оно наиболее важно для дружеских отношений, и влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т.п.

Межличностное общение – это общение людей в группе, которая постоянна по составу.

Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Выделяют вербальные (речевые): темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз и т.д. и невербальные (жесты, поза, мимика и т.д.) средства общения.

Какие качества, как вам кажется, нужны для общения? Что же помогает в общении? А что мешает?

Перед вами два конверта:

1 конверт – «Что помогает в общении?»

2 конверт – «Что мешает в общении?».

Подумайте и напишите на листочках по одному качеству к каждому заданию и положите в конверт.

Анализ предложений школьников.

Для позитивного межличностного общения необходимы соответствующие качества, к числу которых относятся:

Умение внимательно слушать , при необходимости задавать уточняющие вопросы, один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним контакт.

Искренность : то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».

Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.

Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица;

Разборчивая и грамотная речь.

Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

4. Умение слушать. Важное качество – уметь слушать. Все ли вы владеете этим умением?

Анкета «Умеете ли вы слушать?».

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить

и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете

суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои

мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие-

либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные

предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности

в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить

свое слово за него, опередив его собственные выводы?

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ , (словарь) Ложное , предвзятое , заранее сложившееся отрицательное мнение о ком - нибудь или чем - нибудь.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприят​ность.

- Задумывались ли вы, почему это происходит?

- Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.

- В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

5. Сложные ситуации.

Каждый оказывался в сложной ситуации. Ситуация – выход; подберите и запишите свои варианты выхода из сложных ситуаций:

    Тебе надо отпроситься у учителя с классного часа.

    Тебя публично обвинили в том, что ты не делал.

    Мама, придя с работы уставшей, начинает отчитывать тебя за беспорядок.

    Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.

    Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

    Ты опоздал на урок.

    На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

В общении мы лучше узнаем самих себя и людей, с которыми живем рядом, через общение мы получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные и духовные ценности общества.

Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

6. Правила общения.

Для общения с людьми необходимы определённые правила.

«ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»
Познакомьтесь с ними, дополните или уточните их.
Быть доброжелательным.
Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.
Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая.
Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.
Быть честным, искренним и привлекательным.
Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.
Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.
Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.
Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.

7. Упражнение «ШАГ НАВСТРЕЧУ» .

У каждого человека, в той или иной мере, есть неполадки в общении, например, многие не умеют говорить приятное, делать комплименты. Необходимо учиться общению! В этом нам помогут некоторые упражнения.
Ведущий просит двух друзей выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон класса. Затем им дается такое задание: сделать шаг навстречу другу и сказать другому что-либо приятное, какой-нибудь комплимент. Кто быстрее другого дойдёт до друга.

Занятие заканчивается высказываниями великих людей об общении. «В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями» Пифагор.

8. Рефлексия.

Что понравилось во время проведения занятия?

Что нового узнали по данной теме?

Какие важные “открытия” для себя сделали?

Чему научило вас это занятие ?

Литература:

    Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть 1. Методическое пособие для педагогов и психологов к учебному курсу для 8-9 классов / Под ред. канд. пед. наук П.И. Горлова. – Томск: Изд – во НТЛ, 2007.

    О.В. Хухлаева, Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе,- Москва: Генезис, 2005 г.

    О.В. Хухлаева, Т. Кирилина, О. Фёдорова. Счастливый подросток. Москва. Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2002

Данная программа поможет приобрести детям социальный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими, понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить на помощь, иметь оптимистический настрой.

Цель: приобретение детьми социального опыта.

Предмет: уровень социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект: дети дошкольного возраста с низким уровнем социального развития.

Задачи:

1. Развитие социально направленных навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Обеспечение эмоционального комфорта.

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.

5. Повышение уровня самооценки ребенка.

6. Оказание психологической помощи педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в возрастных группах.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ДОУ.

8. Разработка психолого-педагогических и методических материалов.

Этапы осуществления программы:

Проведение индивидуальной психодиагностики детей. Полученные результаты фиксируются в сводной таблице входной диагностики (сентябрь-октябрь).

Коррекционно-развивающая программа «Социализация дошкольников» :

Ознакомление с результатами диагностики педагогических работников ДОУ с целью разработки плана совместных действий по проведению занятий (октябрь).

Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностик;

Отбор детей для проведения занятий по программе (сентябрь).

Проведение занятий (октябрь-апрель).

Повторное диагностирование детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий (май). Занятия проводятся с группой детей (5-6 детей) один раз в неделю.

Продолжительность занятия:

Средний дошкольный возраст - 20 минут

Старший дошкольный возраст – 25 минут.

В основе их проведения используются коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.

Предложенная программа - это курс специальных занятий, направленных на развитие и приобретение социального опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья.

Программа имеет практическое значение, поскольку информация, изложенная в ней, является полезной для практических психологов, педагогов , родителей .

Социальная компетентность дошкольников

Старший дошкольный возраст

Ребенок понимает внутрисемейные отношения, отношение членов семьи друг к другу. Знает свою родословную, осознает, что честь рода зависит от каждого человека. Участвует в чествовании памяти предков, в отношениях семьи с родственниками, которые живут рядом и далеко. Проявляет интерес к семейным реликвиям, участвует в поддержании семейных традиций. Имеет сложившиеся представления о доброте, гуманности, искренности-как важных качествах человека и человеческих отношений; о справедливости-как способности правильно оценивать поступки людей; о честности-как требовании соответствовать собственным поведением определенным критериям, применяет, оценивает поступки других людей. Проявляет самоуважение, основанное на осознании своей индивидуальности, праве на самовыражение, на собственные чувства и самостоятельное поведение, не создает проблем для других людей в зависимости от их возраста и пола.

Умеет предотвращать конфликты и решать их. Понимает отношение людей к себе. Чувствует себя естественно в обществе знакомых и незнакомых людей. Знает, как реагировать на проявления несправедливого отношения к себе, понимает причину этого и пытается устранить ее. Хочет, чтобы отношения были корректными, толерантными. Знает понятие «друг» и «дружба», уважительно ведет себя со сверстниками.

Имеет представление о государстве, его символах, о своем народе, о русских национальных особенностях. Знает национальные памятники, героев проявляет уважение к ним, чествует национальные святыни. Понимает понятие «человечество», чтит обычаи других народов.

Программное содержание.

Образовательная область «Социализация»

— Уточнить представления детей о понятии «дружба».

— Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

— Побуждать детей к добрым поступкам, желание оказывать помощь другим.

— Воспитывать умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Образовательная область «Коммуникация»

— Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

— Упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

— Развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц.

Образовательная область «Художественное творчество»

— Формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом.

— Развивать умение выбирать способы и средства получения результата.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

Форма организации детей: непосредственно образовательная интегрированная деятельность.

Предварительная работа: разучивание пословиц, проведение этических бесед, организация словесных игр, включение проблемных ситуаций в сюжетно-ролевые игры, организация ручного труда, разучивание песен о дружбе, разучивание музыкальных коммуникативных игр, разучивание пальчиковых игр и динамических пауз.

Материал:

Видеозапись новостей сказочной страны, набор пословиц, кроссворд, карточки с предложениями, волшебная шкатулка с карточками-схемами, пиктограммы, волшебная палочка, цветная бумага, клей, ножницы, тарелочки для мусора, для рабочих инструментов, клеёнки, салфетки, ватман, презентация непосредственной образовательной деятельности, мольберт.

Сценарное содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный этап.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг». Дети под музыку входят в зал.

Ребята, я очень рада нашей встрече.

Появляется видео:

Внимание! Внимание! Говорит и показывает сказочное телевидение. В цветущей сказочной стране исчезла дружба. Жители этой страны поссорились и не могут помириться. Весь сказочный мир просит о помощи.

Что делать? Как помочь жителям найти дружбу? (правильно) Нам надо отправиться в эту страну. Что нам поможет в пути?

Посмотрите, волшебное облако. Как выдумаете, для чего? Правильно на нём мы отправимся в сказочную страну. Ребята, давайте с вами встаем, и представим, что мы на облаке:

«Ты неси нас облако выше и быстрей, помирить нам нужно сказочных друзей!»

Дети встают около экрана обсуждают проблему, ищут пути решения.

Примечание: определение темы, вхождение в игровую проблемную ситуацию.

2. Основной этап.

а) решение проблемной ситуации:

Вот и сказочная страна. Присаживайтесь поудобнее и посмотрите, что происходит в сказочной стране?

Ребята, как вы думаете, почему жители находятся по разным берегам реки? Что можно сделать, чтобы они снова подружились? Как можно перебраться через реку?

Выслушав ответы детей, воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: надо построить мост.

Из чего можно построить мост?

Ребята, мы же с вами в волшебной стране, поэтому я предлагаю построить необычный мостик из пословиц о дружбе. Согласны? Волшебная палочка поможет вам вспомнить и называть пословицы о дружбе.

Какие секреты дружбы из ваших пословиц помогли жителям встретиться? Как вы думаете, дружба появилась? А я думаю, что нет? Посмотри, они грустные, не знают с чего начать встречу.

Дети предлагают различные варианты выхода из создавшейся ситуации.

Версии детей (из бревен, досок, кирпичей).

Каждый ребенок говорит одну пословицу о дружбе (с каждым ответом появляется дощечка мостика).

Объясняют смысл пословиц.

Примечание: Создание условий для поиска выхода из проблемной ситуации, нахождения нестандартных решений.

б) гимнастика для глаз

Давайте встанем, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. А теперь посмотрим в даль. (подставить ладошку)

Может мы увидим то, с чего надо начинать встречу друзей. Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Примечание: Упражнение для глаз, чтобы снять напряжения после просмотра слайда.

в) игровая ситуация через решение кроссворда

С каких слов начинается дружба?Ребята я вижу кроссворд, он то нам и поможет вспомнить слова, с каких слов начинается дружба.

На экране – кроссворд.

— Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

— Всем вам с большой любовью желаем крепкого …(здоровья)

— Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться…(доброе утро)

— Когда вы нас браните за шалости, мы вам говорим простите…(пожалуйста)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)

— Если мальчик вежливый и развитый, говорит он при встрече…(здравствуйте)

Какое красивое и доброе слово у нас получилось!

Какой секрет дружбы узнали жители из нашего кроссворда?

Молодцы ребята, теперь жители этой страны всегда будут говорить вежливые слова и не будут ссориться.

Примечание: Напомнить детям правила вежливого этикета.

г) релаксация

Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, как сказочные жители живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу. А волшебная палочка поможет вам фантазировать. Откройте глаза.

Примечание: Расслабление организма перед дальнейшей деятельностью.

д) беседа о дружбе

На экране появляется Чудо – дерево.

Посмотрите, от наших вежливых слов в сказочной стране выросло чудо – дерево. Ребята, я слышала, что на нем распускаются цветы, когда рядом появляются дети, которые умеют дружить и знают, что такое дружба. Сейчас проверим, дружные ли вы ребята?

Что значит дружить?

— Как вы думаете, какого цвета дружба?

— Какие слова можно сказать о друге? Какой он?

На экране появляется заставка – цветущее чудо – дерево.

Посмотрите, что произошло, наше чудо – дерево расцвело. Значит мы какие?

Дети отвечают на вопросы.

Примечание: Создать условия для демонстрации представлений о понятии «дружба».

е) физминутка

Появляется слайд с весёлыми жителями.

Ребята, посмотрите, жители помирились, подружились, рады встречи друг с другом и с нами. Давайте все порадуемся и поиграем в игру «Давайте будем дружить».

Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)

Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)

Как травы с лугом, (присесть на корточки)

Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)

Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)

Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)

Как вы думаете, понравилась игра жителям сказочной страны? Нашлась дружба?

Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.

Примечание: Обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

ж) игровая ситуация «Закончи предложение»

А чтобы сказочные герои снова не потеряли дружбу и запомнили, какими надо быть, чтобы с тобой дружили.Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда…

Я помогаю другу, когда…

Я грущу, когда…

— Я радуюсь вместе с другом, когда…

— Я переживаю за друга, когда…

У меня все получается, когда…

Мне нравится, когда …

Я забочусь о друге, когда…

— Какие красивые предложения у вас получились. Что мне тоже захотелось сказать своё предложение:

Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

Дети заканчивают предложения.

Примечание: Стимулировать детей на проявление умения логически завершать сложноподчинённые предложения. Создание условий для логического перехода к художественно-продуктивной деятельности.

з) включение детей в художественно-продуктивную деятельность

Ребята, посмотрите вокруг. Здесь столько всего интересного чудесного. Какой подарок можно сделать из этих материалов, чтобы он напоминал жителям сказочной страны о дружбе?

Предлагаю вам создать настоящий портрет дружбы

Вы согласны? Посмотрите, здесь есть пиктограммы, которые помогут нам определить, какое лицо будет у дружбы. Почему вы выбрали эту пиктограмму? Раз в мастерской только есть цветная бумага, значит портрет будем создавать только из бумаги? Какого цвета будут глаза? Какой формы? Какого размера? Какие будут губы? Какой формы? Какого цвета будут волосы? Волосы будут длинные или короткие?Чем украсим прическу? Чем мы украсим рамочку? Из чего будем создавать узор?

Дети высказывают своё мнение, договариваются о создании общего портрета дружбы, обговаривают все детали портрета.

Мы с вами обсудили портрет дружбы, договорились, что глаза будут голубые, весёлые, волосы желтые, на лице будет улыбка. На причёске будут бантики. Рамочку украсим сердечками и кружочками.

Каждый ребенок берет из шкатулки по одной карточке и определяет, что он будет делать.

Раз мы будем создавать один портрет, то нам надо решить, кто, что будет делать. В этом нам поможет волшебная шкатулка. Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно. Вы догадались, кто, что будет делать? Возьми то, что вам нужно и занимайте места в нашей мастерской. Все готовы. Я вижу, все готовы. А чтобы быстро создать портрет, давайте подготовимся к работе и поиграем с пальчиками:

Пальцы- дружная семья, друг без друга им нельзя. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вот – большой, а это средний, безымянный и последний,- наш мизинчик-малышок. (показывают)

Указательный забыли. (погрозили)

Чтобы пальцы дружно жили. Будем их соединять и портрет наш создавать.(соединяют каждый палец с большим)

Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику.

Теперь приступаем к работе. Но помните наши правила:

— Не мешать друг другу

— Если надо – помоги, спроси.

— Закончил – прибери

— Ножницы всегда смотрят вперёд, позаботьтесь о свой безопасности и безопасности соседа.

Наблюдение за деятельностью детей, организация индивидуальной работы.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

— Получился у нас портрет дружбы, как мы задумали?

— Вам понравилось вместе выполнять одну общую работу?

Дети высказывают свои мнения.

Посмотрите, как рады нашему подарку наши новые друзья.

Примечания:

  • Создание условий для выбора средств и способов получения результата совместной деятельности (портрета дружбы)
  • Создание условий для выполнения общей работы. (распределение обязанностей между детьми)
  • Подготовка детей к предстоящей продуктивной деятельности.
  • Создание условий для проявления детьми коллективных взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
  • Подведение детей к самоанализу, сравнению результата с замыслом.

3. Заключительный этап (рефлексия)

Они что-то хотят нам сказать, давайте их послушаем:

Вместе:

Спасибо вам ребята.

Мы все теперь другие, отважные, шальные,

И победила дружба, тепло и красота.

Вы нас теперь простите, в свою семью примите,

Мы будем людям всегда желать добра.

Как вы думаете, какими они стали?

Мы помогли им найти дружбу?

Поиски дружбы были не легкими. Кто какие испытывал трудности? Вы ошибались? У кого что не получалось, а кому было всё легко? Молодцы, несмотря ни на что, вы помогли жителям сказочной страны вернуть дружбу.

На экране появляется облачко.

Смотрите, нас ждет облачко, пора возвращаться в детский сад.

«Ты неси нас облачко выше и быстрей в детский сад вернуться надо нам скорей»

Вот мы и детском саду.

Какое доброе дело мы совершили? Ребята, вы были смелые, отзывчивые, дружные.

Правильно заканчивали предложения, создали портрет дружбы, но нам ещё надо поупражняться в составлении предложений, в аккуратном вырезании частей портрета. А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы расскажем другим ребятам, где вы сегодня побывали.

Примечание: Создать условия для проведения рефлексии, способствовать проявлению умения давать оценку совместной и личной деятельности.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, по теме «Поиски дружбы»:

повысить процент воспитанников со сформированными началами социальной компетентности, через включение в образовательную деятельность проектного метода, мыследеятельностной педагогики, решение проблемных и игровых ситуаций, художественно-продуктивной деятельности, системы социальных отношений.

Для достижения цели организовала непринужденное свободное общение в стиле сотрудничества, что сопровождалось решением проблемных ситуаций, кроссворда, обучение сказочных героев культуре поведения, включением разнообразных видов совместной деятельности, которые сменяли друг другадля обеспечения работоспособности, снятия утомляемости, соблюдения максимальной нагрузки, сохранения интереса и сюжета в течение всей деятельности. А организация коллективной деятельности, создание портрета дружбы, стала результатом сотрудничества.

Интегрированная деятельность была организована в форме свободного перемещения детей в пространстве группы, для этого группу разделила на зоны , которые наполнила средствами получения информации о дружбе:

1. зона для просмотра видеороликов, словесных игр и свободного общения;

2. зона двигательных упражнений и игр;

3. зона для выбора материала для создания портрета дружбы;

4. зона для художественно – продуктивной деятельности;

Такое разделение пространства позволило мне соблюдать максимальную нагрузку, сохранять сюжет занятия, обеспечить доступность материала для каждого ребёнка, который подобран в соответствии с возрастными особенностями и интересами старших дошкольников.

Проявляла коммуникативную компетентность, что позволило сохранять благоприятный эмоциональный фон, активизировать детей на сотрудничество.

Новизна содержания непосредственно образовательной деятельности просмотрелась в построении совместной деятельности на интегрированном и мыследеятельностном подходе, что позволило воспитанникам проявлять творческие и коммуникативные способности, сотрудничать друг с другом, проявлять начала социальной компетентности, в использовании мультимедийного экрана, который стимулировал детей на выполнение игровых заданий, проявление активности при решении проблемных задач, в сценировании интегрированной деятельности по технологии мыследеятельностной педагогике, технологии проектов.

Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач . Интегрированная деятельность построена на сюжетном содержании, что позволило мне рационально использовать проектный метод, а так же словесные, практические и наглядные методы.

1 этап — организационный , направлен на определение темы через вхождение в игровую проблемную ситуацию, где использовала сюрпризный момент — неожиданное появление видеоролика «Новости сказочного королевства». А волшебное облако помогло перенести детей в сказочную страну для поиска дружбы.

2 этап – основной, направлен на активизацию творческой деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, использование информационных технологий, решение проблемных задач.

Своевременно проводила зрительные гимнастики, упражнение на релаксацию,динамическую паузу, пальчиковую гимнастику.

Задачу образовательной области «Чтение художественной литературы» (развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц), решала через создание мостика из пословиц о дружбе, вопросы, которые помогли увидеть мне, что дети понимают и могут объяснить смысл пословиц.

Задачу образовательной области «Коммуникация» (формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением), решала в процессе всей совместной деятельности, где использовала вопросы, появление на экране проблемных ситуаций, которые направляли детей на общение, высказывание своего мнения, принятия правильного решения.

Следующую задачу в области « Коммуникация» (упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения), решала в ходе игры «Продолжи предложение», где подобрала разные начала предложений, что позволило мне увидеть умения каждого ребёнка логично завершать предложение. Выявила, что некоторые дети затруднялись в завершении предложений, поэтому активизировала других детей на оказание помощи. В дальнейшем необходимо продолжать работать над формированием умения составлять сложноподчинённые предложения. Предложение «Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки?» стало логическим переходом для решения задач образовательной области «Художественное творчество»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом и развивать умение выбирать способы и средства получения результата. Для этого пригласила детей в мастерскую, где в процессе общения и обсуждения подвела детей к созданию общего портрета дружбы. Использование волшебной шкатулки и карточек –символов помогло распределить обязанности между детьми для выполнения общей работы.

Наблюдение за деятельностью детьми во время создания портрета показали, что дети проявляли дружеские взаимоотношения, оказывали помощь друг другу, но ещё затрудняются в умении быстро вырезать сразу несколько деталей, соотносить размер частей портрета с заданным размером лица.

Задачи образовательной области «Социализация» решались на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности через видеописьмо, решение кроссворда, построение мостика, создание портрета, беседы у волшебного дерева, игру «Закончи предложение».

Решение кроссворда позволило детям вспомнить вежливые слова, понять с чего начинается дружба. А появление чудо — дерева помогло детям рассказать сказочным героям о том, что такое дружба? А мне как педагогу, позволило определить умение детей отвечать на вопросы, выслушивать мнения сверстников. Считаю, что здесь дети проявили отзывчивость к героям сюжета, но ещё необходимо организовывать индивидуальную работу по формированию умения грамматически правильно строить высказывание. Решение проблемной задачи, подведение детей к созданию волшебного мостика из пословиц позволило детям проявить желание оказать помощь сказочным героям.Считаю, что данные задачи успешно решены.

Динамичная пауза проведена во время, соответствовала теме деятельности, помогла обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

3 этап – заключительный : проведение рефлексии, где использовала вопросы, стимулирующие детей на самооценку. Выслушивала все ответы детей, каждому давала возможность высказаться, поддерживала инициативные высказывания. Но есть проблемы, дети затрудняются в умении давать качественную оценку проявленным умениям. Поэтому при организации рефлексии необходимо формировать умение детей подводить итог деятельности совместной и личной, определять проблемы и пути их решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи НОД решены, но необходимо совершенствовать коммуникативные умения, то есть упражнять в умении грамматически правильно строить предложения, что позволит детям в свободной деятельности вести диалог и организовывать тесное общение, продолжать упражнять в умении вырезать детали разными способами, сложенной бумаги гармошкой, пополам.

Государственное образовательное учреждение школа-интернат №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия

по курсу

«Социально-бытовая ориентировка»

(5 группа)

Тема: «Для чего нужны деньги».

Воспитатель Кожушная Лариса Федоровна

Санкт-Петербург

Место занятия в теме: занятие в теме «Социализация воспитанников».

Форма занятия: сюжетно-ролевая игра «Воскресный день».

Цель: Способствовать социальной адаптации воспитанников к условиям микросоциума и макросоциума.

Задачи:

  1. Актуализировать знания воспитанников о деньгах.
  2. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
  3. Обобщить знания детей по правилам поведения в общественных местах.
  4. Научить строить диалог, организуя работу в паре.

Коррекционные задачи:

Коррекционно – развивающие цели : развивать вычислительные навыки, математическую речь, мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Коррекционно - воспитывающие цели : воспитывать интерес к окружающему миру и предметам, прививать навыки социальной адаптации.

Планируемые (ожидаемые) результаты:

Предметные: научиться правильно расплачиваться за товар в магазине, приобрести билет в общественном транспорте, кинотеатре; получить возможность проявлять уважение и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, организовать досуг в свободное время.

Метапредметные: осознание правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (учреждение культуры, магазины, транспорт).

Формируемые УУД:

Личностные: понимать значение знаний для человека и принимть его, осознавать свои возможности, знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление простейших экономических расходов.

Регулятивные: принимать учебную задачу, контроль за собственной деятельностью, ориентироваться в задании.

Коммуникативные: обеспечивать возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с воспитателем, так и со сверстниками; использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: компьютер для просмотра фильма, мягкие игрушки «Мышата», конверты с деньгами, школьные принадлежности для покупки в магазине, ценники на товар, руль для шофёра, билеты в кинотеатр, на автобус.

Ход занятия.

I. Мотивационный этап, целеполагание.

Дети, вы любите сказки?

Послушайте сказочную историю, которая произошла с мышатами. Рано утром проснулись два мышонка Квак и Мук. Умылись, позавтракали и стали собираться в школу. Но вдруг вспомнили, что сегодня выходной день и в школу идти не надо. И решили тогда они пойти погулять по городу. Шли они, шли и остановились. «Как вкусно пахнет! Похоже, что здесь продают мои любимые пирожные», - сказал Мук.

«Я бы съел сейчас ватрушку с маком» - говорит Квак. И решили мышата зайти в магазин. Взяли они с полочки пирожки, ватрушки, пирожные, и пошли к выходу. Но вдруг к ним подлетает сорока, выхватывает всё из лап и стрекочет: «Так нельзя, нельзя, нельзя!» Испуганные мышата выбежали из магазина.

И решили они тогда пойти в парк аттракционов покататься на каруселях. «Давай покатаемся на лошадках», - говорит Мук. «Давай», - соглашается Квак. Выбрали самых красочных лошадок и уселись. Но и здесь ждала их неудача. Подошла обезьянка, которая работала в парке, и прогнала мышат с каруселей.

Невесёлые Квак и Мук пошли дальше. Смотрят афиша, на которой их любимый мультфильм «Том и Джерри». Зашли они в кинотеатр, но в зал их не пропустил Мишка-контролёр. Совсем грустно стало мышатам. «Поедем на автобусе домой», - сказал Мук. «Нас опять прогонят» - жалобно ответил Квак.

Дети, почему же так, не везло нашим мышатам? (У них не было денег)

Кто из вас, догадался, о чём мы будем говорить на нашем занятии? (О деньгах)

Мы расскажем мышатам, для чего нужны деньги, и как важны они для того, чтобы любой человек чувствовал себя счастливым и уверенным в том, что его не прогонят из магазина, кинотеатра, разрешат покататься на каруселях, ехать в автобусе.

II. Основной этап.

Предлагаю вам поучаствовать в игре «Воскресный день».

Представим, что сегодня выходной день, и мы можем заниматься любимыми делами, и то, что не успели сделать в течение недели – выполнить в этот день.

Отгадайте загадку, куда мы с вами отправимся вначале.

Все мы там бываем,

Всё, что нужно покупаем,

Там есть множество витрин,

Что же это? (магазин)

Магазины бывают разные, а в какой отправимся мы, догадайтесь сами. Там продают то, что необходимо любому школьнику (Магазин «Всё для школы»).

Чтобы идти в магазин, нам необходимы… Что? (деньги)

На ваших столах лежат конверты, выберите любой из них, и сосчитайте сумму, которая находится там. (Дети считают)

Назовите сколько денег у каждого из вас.

У кого сумма больше? У кого меньше?

Я предлагаю отправиться в магазин на автобусе. (Стулья поставлены в ряд, друг за другом.)

Водителем будет Илья. (Выдаю руль)

Как называется человек, который продаёт билеты? (Кондуктор)

Я буду кондуктором, а вы – пассажирами.

В автобусе необходимо заплатить за проезд. Что для этого нужно купить?

Прочитайте объявление в салоне автобуса.

(СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА - 20 РУБЛЕЙ )

Кондуктор: Прошу оплатить за проезд. (Дети оплачивают, кондуктор выдаёт билет)

Пока автобус едет, поговорим о правилах поведения в автобусе. (Дети называют правила поведения в общественном транспорте.)

Кондуктор: Следующая остановка – Магазин «Всё для школы». Это наша остановка – выходим. Девочек пропускаем первыми.

А вот и магазин. Вспомним, правила поведения в магазине. (Разговаривать спокойно, негромко, не кричать. Не толкаться, не бегать по магазину. Вежливо общаться друг с другом. Благодарить работников магазина за покупку и за обслуживание).

Внимательно посмотрите на товар. Нет ли здесь лишнего предмета? (Машинка). Это игрушка. Она должна продаваться в другом отделе. Рядом с товаром находятся ценники. На них указана цена товара за штуку, а если это набор, то цена за один набор. Внимательно посмотрите на цену. Нельзя покупать то, на что у вас не хватает денег.

Я буду продавцом, а вы – покупателями. (Дети выбирают товар, набирают необходимую сумму).

Диалог между продавцом и покупателем.

Молодцы, все справились с заданием, можно отправляться дальше.

А куда мы отправимся сейчас, догадаетесь, отгадав загадку.

Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там – хорошо, там просто – классно!

Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (КИНО).

Верно, мы пойдём в кинотеатр.

Он недалеко от магазина, поэтому пойдём пешком.

Физкультминутка.

Мы шагаем по дорожке

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши.

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки,

К солнышку, тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок.

В нём живёт мышонок Квак

Быстро прячемся

Вот так!

А вот и кинотеатр. Прочитаем афишу с названием фильма (13.00 ч - Уроки тётушки Совы. Цена билета: взрослый – 80 рублей, детский – 40 рублей). Чтобы попасть на сеанс, необходимо купить билет. Приготовьте необходимую сумму.

До начала сеанса у нас есть время для того, чтобы повторить правила поведения в театре, кинотеатре.

А теперь я буду контролёром и буду пропускать вас в зал. Приготовьте свои билеты. Внимательно посмотрите, какой у вас ряд и место. Они указаны на билете. Просмотр отрывка из мультфильма «Уроки мудрой тётушки Совы»

III. Заключительный этап. Вывод.

Наш воскресный день скоро заканчивается. Займём наши места за партами. Вам понравилось, как вы провели свой выходной день? Вы очень хорошо исполнили свои роли. Кем вы были? (Пассажирами, покупателями, зрителями). Что необходимо купить для проезда в автобусе? Что для этого надо иметь? Вы были покупателями. Чтобы вам потребовалось, чтобы купить товар? Вы были зрителями. Что вы предоставили контролёру при входе? Чем вы расплачивались за билет?

А сейчас, объясните мышатам для чего нам нужны деньги.

Для покупки продуктов питания;

Для оплаты бытовых услуг;

Для оплаты развлечений (учитель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

Для оплаты услуг. Каких? (Сходить к парикмахеру, в баню и т.д.)

Для оплаты проезда на транспорте;

Для покупки подарков.

Молодцы! Мышата благодарят вас за интересное занятие.




Рассказать друзьям