Конспект в доу по коллекционированию. Доклад: коллекционирование как средство развития креативности дошкольников - мои файлы - каталог файлов - мкдоу "солнышко"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

24-25 января в группе «Радуга» прошёл заключительный этап творческого проекта «Коллекционирование - как способ развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, создание мини-музея в группе».
К сожалению, ребёнок дошкольник не часто ходит в музеи и тем самым лишается возможности приобщиться к этой стороне культуры народа. А что если музей поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но тогда такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей. Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью и был реализован на группе данный проект.

В течение двух месяцев ребята приносили в детский сад свои домашние коллекции, оформляли их в мини-музее, расположенном в группе. Некоторые коллекции собирали родители наших воспитанников еще в детстве: это- коллекция марок, которую принесла Лиза Образкова, коллекция календариков - Кирилла Пауль, коллекция переливных календариков - Дучевой Алины.
Федя Мальцев поделился с ребятами современной коллекцией персонажей из фильма «Звездные войны», которая очень заинтересовала детей, особенно мальчиков. Маша Перебатова принесла в группу коллекцию игрушек из Киндер-сюрприза, которые она аккуратно рассортировала по темам: «машинки», «герои мультфильмов», «профессии», «звери». Полина Трапезникова показала свою коллекцию фантиков, которые разложила в файлы по сортам: фантики от мармеладных конфет, шоколадных, карамельных. Ребята очень заинтересовались таким видом коллекционирования, и Полина предложила производить обмен фантиков между собой. Вика Третникова летом отдыхала вместе с родителями на реке Волга и привезла оттуда речных камней разных форм и размеров, раскрасила их акриловыми красками, украсила смешными рожицами различных зверюшек.
Очень интересной оказалась домашняя коллекция Миши Кучерова - «Камни Урала», ценность её заключается не в том, что она содержит знаменитые камни и минералы нашего Края, а в том, что Миша вместе с папой собирал эти камни. В ней есть старинная ложка, которую они нашли в селе Воскресенское с помощью металлоискателя, и даже установили примерный возраст ложки- XVIII век. Свою коллекцию они аккуратно оформили и подписали, нашли в энциклопедии каждому камню название.
В свой мини - музей мы пригласили детей из других групп, дети с удовольствием рассказывали о своих коллекциях. Гости задавали вопросы «Нравится ли твоя коллекция», «Будешь ли ты пополнять ее в будущем?», «Я тоже хочу собрать коллекцию, поможете ли вы мне в этом?».
Мы надеемся, что наш мини-музей будет пополняться различными коллекциями и экспонатами, в планах - собрать большую коллекцию часов, изучить их историю, изобразить их в ленте - времени, и конечно, показать ее родителям, детям, сотрудникам детского сада!
Подводя итоги, хочется отметить, что родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, задавать вопросы. Мы заметили, что дети стали самостоятельнее, активнее, приобрели навык поисковой деятельность (идеи, информации). У них повысился уровень знаний о традициях своей семьи, семейных ценностях.

Воспитатель Кашицева О.А.

Венглевская Наталья Владимировна

Воспитатель, ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 города Павлодара", г. Павлодар

Венглевская Н.В. Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей // Совушка. 2018. N2(12)..02.2019).

Заказ № 109182

В Китае говорят:

“Кто имеет увлечение,

проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.

Коллекционирование (от латинскогоcollection- собирание, сбор). - это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.

Коллекционирование - это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология - собирание разных кукол.
  • филолидия - собирание упаковок.
  • филателия - собирание почтовых марок.
  • бонистика - собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика - собирание различных монет.

Плангонология - коллекционирование кукол.

Киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.

Барбифилия - сбор кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.

Не все авторы базисных программ выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов активности дошкольников. В связи с тем, что мы работаем по программе «Радуга», хотелось бы поподробнее остановиться. Авторы данной программы с целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, рекомендуют создавать коллекции.

Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы - чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки - платочки, тряпочки, заколки).

В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом - тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.

В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.

В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.

Наши коллекции мы разделили на группы:

Коллективные - в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.

Индивидуальные - ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.

Домашние - это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:

«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, - это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.

В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:

Коллекция пуговиц - в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.

Коллекция ткани - «Подбери по образцу», «Из чего сделано…».

Коллекция бумажных машин - однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?

Коллекция открыток - открытки в нашей коллекции мы разделили по тематике: это открытки к праздникам (день рождения, 8 марта, новый год). Для познавательного развития детей интересны - серии открыток - это рыбы, собаки, цветы, города. Данные серии мы используем, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Речевые игры «опиши».

На непосредственно образовательной деятельности с детьми знакомились с жизнью и бытом древних людей. Где рассматривали настенную живопись, детям стало интересно, почему не было бумаги в то время. И поэтому мы постарались ответить на вопрос, когда, где и как появилась бумага. В связи с этим был разработан исследовательский проект «Волшебный мир бумаги».

Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.

  • Познакомить с историей возникновения бумаги
  • Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
  • Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности.

Работа проводилась по трем этапам:

На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.

На II этапе - мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.

Прозрачна ли бумага?

Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Насколько бумага прочная?

Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.

Какойвид бумаги быстрее утонет?

Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.

На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.

На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.

Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции - это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета - это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.

Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию , поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций) .

Во время создания и дополнения коллекций родители воспитанников были активными участниками. Для пополнения коллекций пуговиц и ткани приносили ткань, пуговицы. Во время проведения проекта родители совместно с детьми готовили сообщения о истории создания бумаги. Родители приняли участие в оформлении выставки своих детей, а также представили семейные коллекции.

Литература:

  1. Примерная образовательная программа «Радуга».
  2. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
  3. Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т.6. С. 242-245.
  4. Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
  5. Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.

Коллекционирование является методом материализации собственного «я» в современном мире для дошкольников. Также этот вид деятельности помогает ребенка включиться детское окружение.

Не обязательно коллекционирование появляется стихийно и осуществляется ребенком индивидуально. Часто этот процесс инициируют сами взрослые.

Воспитательный и педагогический процесс подразумевает включение в занятия коллекционную деятельность. Воспитатели организуют специальные кружки и клубы, проводят занятия. Подобная квазиисследоватлеьская деятельность помогает формировать у детей навыки познавательной деятельности, развивает их способности к творчеству, помогают воспитывать положительные качества личности.

Целый комплекс педагогических областей включен в состав коллекционирования. Это и художественное творчество, и социализация, и коммуникация, и трудолюбие, и познание.

Подобные комплексные методы являются ведущим принципом осуществления требований, предъявляемых к образовательной программе для дошкольников.

Коллекционирование – это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является предметно-манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование.

Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств.

Также ребенок начинает осознавать, что существует большое разнообразие предметов, связанных между собой общими признаками.

Понятно, что дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители.

Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей.

Коллекционирование – это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически.

Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании, а также для привития детям здоровьесберегающих привычек.

Поэтапное коллекционирование

  1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями
  2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности
  3. Продуктивная деятельность дома или детском саду
  4. Презентация выставки собранных предметов.

Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства.

Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию в возрасте средней группы. Дети в этом возрасте проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально.

К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает, но есть люди, которые проносят эту тягу через всю свою жизнь. Коллекционирование не просто удовлетворяет потребность человека к собирательству, но и развивает его представление об окружающем мире, помогает ему формировать мышление и речь.

Для того, чтобы успешно внедрить коллекционирование в воспитательный процесс, педагог должен сам увлечься этой идеей. Так он сможет заразить этим интересом и детей.

Виды коллекционирования

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология – собирание разных кукол.
  • филолидия – собирание упаковок.
  • филателия – собирание почтовых марок.
  • бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика – собирание различных монет.

Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования:

  • книжки
  • открытки
  • магнитики с картинками
  • листья и цветочки для гербария
  • модельки машин
  • диски с песнями

Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

Признаки коллекционирования

Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности.

Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

  • нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды;
  • можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;
  • обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;
  • в работе должны принимать участия все дети группы.

Короткова побуждает воспитателей коллекционировать различные картинки.

Например, можно выбрать такие темы для картинок, как времена года, строительные объекты, животные, растения, профессии, минералы, конфеты, спорт.

Коллекционирование способно помочь решить множество педагогических задач, которые ставят перед собой воспитатели детского сада:

  • помогает расширять детский кругозор;
  • развивает избирательность интересов;
  • формирует ребенка;
  • помогает формировать эстетическое восприятие и сенсорное восприятие;
  • развивает способность оформления и сбора предметов;
  • положительно влияют на развитие психики (помогают испытывать радость, успокаивают, удаляют грустные мысли).

Помимо всего прочего, коллекционирование помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом, способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств.

Если говорить о мыслительной составляющей коллекционирования, то сначала в детях формируется накопление знаний, затем эта информация подвергается систематизации, что приводит к осмысленному восприятию окружающего мира.

Очень важно, чтобы родители активно помогали детям в этом виде деятельности. От вовлеченности родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием.

При занятии общим делом исчезают многие проблемы во взаимоотношениях, особенно в отношениях между детьми и их родителями. Поэтому коллекционирование, как один из видов интеллектуального развития дошкольника, должно проводиться всей семьей.

Это позволяет не только формировать определенную систему знаний, навыков и умений, но также оказывает мощное воздействие на овладение дошкольником таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций.

Коллекции используются для работы с дошкольниками как:

  • объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать как раздаточный для проведения экспериментов, обследований и просто любования;
  • при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом;
  • на занятиях по логике объекты коллекции помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т.д.
  • в процессе игр;
  • для формирования выставок в детском саду;
  • для организации встреч с интересными людьми;
  • в трудовой деятельности, когда дети помогают оформлять пространство студии;
  • в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – это формирование связной речи).
  • при осуществлении индивидуальной деятельности каждым воспитанником.

Нужно понимать, что коллекционирование, проводимое детьми, имеет свои особенности, проистекающие из мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям.

Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными.

Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи.

Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалам.

Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры.

Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Главный принцип собирания коллекций – систематизация предметов и формирование представлений о них, понимание их предназначения, способов создания, жизненных этапах и авторах. Для дошкольников доступны пониманию самые разные коллекции.

Можно выделить коллективные и домашние группы коллекций.

Под коллективными коллекциями можно подразумевать те, что собираются группой детей и воспитателей, а также родителей. Инициатором такой коллекции, как правило, выступает воспитатель.

Тематика таких групповых коллекций может отражать содержательную часть развития способности к познанию, являться следствием планирования образовательной работы с детьми и быть частью интеграции в образовательный процесс.

Эмоциональные коллекции чаще всего свойственны для детей дошкольного возраста.

Этот тип коллекций отличается быстрым всплеском интереса к ним и угасанием интереса. Задача педагога заключается в том, чтобы зафиксировать в сознании ребенка состояние радостного восторга и чувства удовлетворения от познавательного процесса, протекающего в результате собирания предметов этой коллекции.

Важно обсуждать с ребенком собранные предметы и рассматривать их совместно. Можно не просто собирать предметы в одну кучу, но создать из них коллаж или панно, также классифицировать все предметы по разным признакам.

Следующий тип – это познавательные коллекции. Дети имеют устойчивые интересы, которые приводят к тому, что ребенок начинает собирать тематическую коллекцию.

Этот тип собирательства отличается стабильностью и связанностью с определенной тематикой.

Еще один тип коллекционирования – социальный. Обычно свойственен детям старшего дошкольного возраста и удовлетворяет их социальные потребности. Ребенок хочет расширить круг своего общения, поэтому он испытывает тягу к определенным сверстникам и хочет завоевать их уважение и признание.

Для этого он ищет общие с ним интересы, что влечет к коллекционированию с целью совместных обсуждений собранных экспонатов и их обмена. Это способствует взаимному обогащению познавательной сферы и социальной сферы детей.

Временной тип коллекции это тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года. Главное в этого рода коллекциях – чувство эстетики и развитие чувства вкуса.

Длительные коллекции – это коллекции, собираемые из природных материалов, из бумаги, фантиков, открыток и т.п. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры.

Педагог может научить детей и иному виду коллекции – лингвистическому. Например, можно «коллекционировать» вежливые слова, зимние слова или слова, обозначающие сладости. Для каждого типа слов создается красочная основа: для зимних – снежинки, для осенних – желтые листочки, для вежливых – сердечки.

Детей также важно познакомить с тем, какие индивидуальные коллекции собирают знакомые им взрослые: педагоги или родители. Это поможет им наглядно познакомиться с особенностями хранения и собирания экспонатов, а также с бережным их использованием.

Ребенок благодаря коллекционирования приобщается к интересному миру тайн и открытий. Неоспоримо, что коллекционирование имеет огромное значение для развития личности ребенка. Исследовательская деятельность, сопровождающая ребенка в процессе собирания экспонатов, помогает им развивать множество навыков и индивидуальных черт личности.

Работу по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми мы начали в 2015-2016 учебном году, продолжили в 2016-2017 учебном году.

Причины, побудившие использовать коллекции в работе с детьми, были следующие:

— проводившееся в 2014-2015 учебном году тематическое изучение «Использование в работе с детьми разных культурных практик» показало, что в детском саду недостаточно используется в работе с детьми такая культурная практика как коллекционирование;

— наличие в некоторых группах ДОУ предметов, из которых при желании, можно было бы создать коллекции (книги по определённой тематике, магниты, поделки);

— отсутствие у воспитателей какого-либо опыта работы по использованию коллекций в работе с детьми дошкольного возраста;

Наша цель состояла в том, чтобы не только создать коллекции, но и активно

использовать их в образовательной деятельности с детьми при реализации содержания разных образовательных областей.

Для нас это была новая форма работы с детьми, и нам хотелось, чтобы это была востребованная форма.

Определение слова «коллекция» данное в толковом словаре В.И. Даля наиболее подходит по своей сути при организации работы с детьми.

«Коллекция – собранные вместе однородные и чем – либо замечательные вещи, предметы».

В других определениях слова «коллекция» упор делается на то, что это собрание предметов, представляющих историческую или художественную ценность. Понятно, что для повседневной работы с детьми собрать такие предметы нереально. Можно собрать предметы и создать коллекцию замечательных предметов , может быть и очень простых, но интересных детям .

Начали мы с конкурса литературных коллекций, так как одним из направлений работы ДОУ в 2015-2016 учебном году было — способствовать успешному освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» посредством активизации работы по разделу «Приобщение к художественной литературе», используя разные культурные практики. Разработали Положение о конкурсе литературных коллекций. Но в процессе подготовки к конкурсу поняли, что мало просто собрать коллекцию. Педагоги должны чётко представлять, как можно использовать экспонаты коллекции в образовательной деятельности с детьми. Были разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию коллекции в работе с детьми.

В ходе данного конкурса были созданы следующие литературные коллекции.

— «Русские сказки» (коллекция трафаретов и силуэтов сказочных персонажей, с помощью которых дети могут сами создавать иллюстрации к хорошо знакомым сказкам, а также собирать из отдельных иллюстраций книги).

— Коллекция книг и сказочных героев и поделок к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Рукавичка», «Пых».

— Коллекция книг по теме «Наши любимые сказки». В коллекции представлены книги разные по формату и оформлению: книжки малышки, книги игрушки, книги-панорамы

— Коллекция книжек-малышек с русскими народными сказками, а также короткими произведениями для детей 2-3 лет.

— Коллекция поделок ежей по сказке «Пых».

— Коллекция «Золотая рыбка» — поделки (объёмные и плоскостные) и книги.

— Коллекция поделок «Наш любимый колобок».

— Коллекция дидактических игр по приобщению детей к художественной литературе,

— Коллекция игрушек из киндер сюрпризов по произведению Э. Успенского «Крокодил Гена».

— Коллекция «Забавные кошки» – поделки из киндер сюрпризов к произведению С. Маршака «Кошкин дом».

— Коллекция колокольчиков «Звонкое диво».

— Коллекция «Любимые сказки». Материалы коллекции расклассифицированы по разделам: коллекция книг, коллекция картинок, коллекция ребусов, коллекция дидактических игр, коллекция сказок, коллекция отрывков из сказок для автоматизации поставленных звуков, адаптированных для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

— Коллекция фотографий «Памятники сказочным и литературным героям».

Хочется отметить тот факт, что в данном конкурсе приняли участие не только воспитатели, но и специалисты. Коллекция колокольчиков «Звонкое диво» была представлена музыкальным руководителем Н.Н. Лапшиной. Коллекция «Любимые сказки» была представлена учителем – логопедом Соколовой Т.Г. Коллекция «Памятники сказочным и литературным героям» была представлена педагогом – психологом Кукушкиной Е.В.

В этом же учебном году был проведён конкурс природоведческих коллекций.

На конкурс были представлены следующие коллекции.

— «Деревья Сибири».

— «Семена овощей и злаков».

— «Что растёт в огороде».

— «Домашние птицы».

— «Орехи».

— «Птицы».

— «Хвойные растения».

— «Богатство Матушки Земли».

— «Насекомые» в 2-х группах.

— «Мир бабочек».

— «Птицы Новосибирска и Новосибирской области».

В 2016-2017 учебном году прошёл конкурс познавательных коллекций.

Были созданы и представлены следующие коллекции.

— «Медведи в сказках»

— «Домашние и дикие животные»

— «Ах, какие ложки»

— «Петушки, курочки, цыплята»

— «Чудесные макароны»

— «Волшебная расческа»

— «Ракушки Черного моря»

— «Новогодние игрушки»

— «Города России» (коллекция магнитов)

— «Новогодние истории» (коллекция Новогодних открыток и игрушек разных лет)

— «Круглое Чудо» (коллекция мячей)

— «Погремушка — музыкальная игрушка».

В работе по созданию коллекций принимали активное участие дети, родители и педагоги ДОУ.

Также воспитатели Глушек О.Р., Яковлева Г.В. выступили инициаторами такой формы работы как «День семейной коллекции» — родители на несколько дней принесли домашние коллекции: часов, монет и купюр, машинок, национальных головных уборов, магнитов, брелоков, декоративных тарелок, фантиков, фигурок нецке. Для ознакомления с коллекциями приглашались дети старших и подготовительных групп.

Что послужило толчком появления и создания некоторых наших коллекций?

— Необходимость реализации с детьми содержания ООП ДО МКДОУ д/с № 36 «Поиск». Для приобщения детей к искусству были созданы коллекции скульптуры малых форм и предметов декоративно-прикладного искусства.

— Проведение конкурсов с родителями по различной тематике. Так появились коллекции «Развиваем пальчики», «Наш любимый колобок», «Золотая рыбка».

— Проведение акций в ходе реализации проектов. Так в ходе реализации проекта «Рукавичка» появилась коллекция рукавичек, в ходе реализации проекта «Воробьи – воробушки» появилась коллекция поделок воробьёв.

— Интерес детей к некоторым предметам. Так были созданы коллекции: «Ракушки Чёрного моря», «Погремушка – музыкальная игрушка», «Города России», «Волшебная расчёска», «Петушки, курочки, цыплята», «Что растёт в огороде», «Мир бабочек».

— Увлечение самих педагогов некоторыми предметами. Так были созданы коллекции «Звонкое диво», «Волшебная шкатулка», «Богатство Матушки Земли», «Новогодние истории».

В процессе работы с коллекциями у нас выработались некоторые принципы и подходы.

— Доступность содержания коллекции возрасту детей. Например, дети младшей удовольствием вместе с родителями создали коллекцию «Наш любимый колобок». Большой интерес у малышей вызвала коллекция «Ах, какие ложки», вроде бы такой знакомый с раннего детства предмет, а каким он может разным.

— Безопасность. Большинство экспонатов коллекции должно быть изготовленным из безопасных, желательно небьющихся материалов, особенно если какие-то экспонаты используются детьми в самостоятельной деятельности. Должна быть возможность протереть, помыть экспонаты коллекции. Например, ложки, расчёски, магниты. Конечно, есть и такие экспонаты, которыми дети пользуются в совместной с воспитателем деятельности. Например, ракушки, колокольчики.

— Мотивированное появление коллекции в группе для создания у детей интереса. Например, пришёл колобок и просит, чтобы ему не было скучно одному найти ему друзей — других колобков.

— Возможность использования экспонатов коллекции для организации разных видов детской деятельности и реализации задач из разных образовательных областей, как в ходе НОД, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

— Мобильность коллекции. Коллекцию можно легко на время передать из одной группы в другую. Наши коллекции не очень большие по объёму и легко помешаются в коробку или контейнер.

— Дополняемость коллекции. Коллекцию при необходимости можно дополнить новыми экспонатами, например, если изменился возраст детей.

— Заменяемость некоторых экспонатов коллекции, которые пришли в негодность. — Коллекция не должна иметь большой материальной ценности. Конечно, у нас есть исключения — это коллекции музыкального руководителя Лапшиной Н.Н. «Звонкое диво», «Погремушка – музыкальная игрушка», коллекция скульптуры малых форм в методическом кабинете.

— Свободный доступ к коллекции детей. Постоянно какая-то часть коллекции должна находиться в свободном доступе детей для использования в разных видах деятельности.

— Методическая разработанность коллекции. К каждой коллекции разработаны методические рекомендации. Они дают представление о том, как можно использовать данную коллекцию в работе с детьми при реализации содержания разных образовательных областей или организации разных видов деятельности.

— Дополнение экспонатов коллекции методическими материалами, которые позволят сделать образовательную деятельность более интересной и разнообразной (это интересные факты (связанные с историей появления предметов, их изготовления), подборка интересных художественных текстов, стихотворений, фольклорного материала, подборка готовых или разработанных авторских дидактических игр, конспектов т.д.)

— Возможность использования коллекции при изучении разных тем. Например, коллекцию «Волшебная расчёска» можно использовать при прохождении с детьми лексических тем «Наша дружная семья», «Человек. Предметы ухода за телом», «Профессии», «Детский сад», «Игрушки», «Из чего сделаны предметы».

И самое главное коллекция не должна лежать, она должна «работать»!!!

Опыт работы по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми оказался полезным для нас.

— Обогатилась и разнообразилась развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ.

— У детей расширились представления о предметном и природном мире.

— Использование экспонатов коллекций позволило повысить интерес детей к образовательной деятельности. Дети чаще стали использовать экспонаты коллекций в сюжетно-ролевых играх.

— Активизировалась деятельность родителей по их участию в образовательном процессе.

— Повысилась компетентность педагогов в разработке методических рекомендаций к коллекциям, а также по использованию экспонатов коллекций при проведении разных видов игр, заданий, обучающих ситуаций с детьми.

— Представлены на всероссийские конкурсы и отмечены дипломами методические рекомендации к коллекциям «Наш любимый колобок», «Памятники сказочным и литературным героям», «Круглое чудо», «Ракушки Чёрного моря», «Ах, какие ложки», «Волшебная расчёска».

Опыт работы педагогов МКДОУ д/с № 36 «Поиск» по использованию коллекций в работе с детьми представлен на районном семинаре 13 декабря 2017 года «Обогащение представлений дошкольников об окружающем мире посредством коллекций».

В ходе семинара были представлены следующие выступления.

1. Особенности работы с коллекциями в детском саду: значение, виды, принципы и подходы.

2. Использование коллекций в образовательной деятельности с дошкольниками:

— Формирование представлений о предметном мире посредством коллекции «Новогодняя история».

— Использование коллекции «Волшебная расчёска» в игровой деятельности детей».

— Литературная коллекция «Памятники сказочным и литературным персонажам» как средство развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

— Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

— Интерактивный практикум «Использование коллекции магнитов «Города России» для решения задач из разных образовательных областей».

Старший воспитатель высшей категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» Митрохович Татьяна Ивановна

Фото некоторых литературных коллекций

Коллекция сказочных ежей. Коллекция сказочных героев.

Коллекция дидактических игр. Коллекция колокольчиков «Звонкое диво»

Фото некоторых природоведческих коллекций

Коллекция «Богатство Матушки – Земли»



Коллекция бабочек Коллекция злаков

Фото некоторых познавательных коллекций


Коллекция «Ракушки Чёрного моря»


Коллекция «Волшебная



Рассказать друзьям