Формирование устойчивого интереса к чтению. Развитие интереса к чтению

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чаще всего ученики выпускных классов уже знают, какую профессию хотят получить, какие именно предметы они будут сдавать, какое количество баллов нужно набрать, чтобы беспрепятственно поступить на выбранный факультет. Если в планах сдавать химию, то куда можно поступить?

Химия ЕГЭ: куда поступать?

Химия – предмет, имеющий множество тонкостей и аспектов, поэтому отлично его знают только единицы. И если вы в их числе, то должны заранее знать, куда вы можете поступить.

Химический факультет

Этот факультет подходит для тех, кто очень любит химию. Но для того, чтобы поступить на этот факультет, нужно сдавать ЕГЭ по химии, а также математике и русскому языку. На данном факультете можно освоить такие специальности, как биохимик, фармацевт, а также лаборант химического анализа и химик. Вы будете изучить особенности проведения разнообразных исследований, экспертиз, прочее.

Наблюдается растущий интерес к естественным наукам: в 2017 году ЕГЭ по химии сдавали 91 тысяча человек, что на 12 тыс. больше, чем в 2016 году.

Агрономия

В последнее время спрос на агрономические специальности возрастает. Ведь сельское хозяйство постепенно расширяется. И особое внимание сельскохозяйственной отрасли уделяют именно на севере нашей страны. Ведь именно здесь доступны огромные территории, которые можно использовать для проведения различных работ. На таком факультете можно стать агротехником, агрономом, селекционером. Для поступления необходима не только химия, но и русский язык, а также биология. При этом подготовку нужно проводить серьезную, дабы без сложностей поступить на выбранный факультет.


Пожарная безопасность

На таком факультете изучаются особенности работы пожарных, ликвидаторов, сотрудников МЧС, а также инженеров пожарной безопасности. Для поступления на данное отделение требуется отменная физическая подготовка, а также хорошие результаты по математике, русскому языку и химии.

Строительный факультет

В том случае, если вы не хотите сдавать биологию, то можете поступать на строительный факультет. Ведь здесь нужно сдавать химию, а также математику и русский язык. Овладевая строительной профессией, всегда можно получить работу. Ведь каждый год в нашей стране возводят разнообразные объекты, проводят ремонты и модернизацию.

Практически в каждом городе строительные работы проводят круглогодично, поэтому и работа у строителей-специалистов есть практически всегда. На строительном факультете можно получить такую специальность, как градостроитель, архитектор.

Технология изделий легкой промышленности

Выходцы таких факультетов нередко занимаются разработкой различных изделий и устройств для легкой промышленности, следят за качественными показателями, а также управляют разнообразными технологическими процессами.

Несомненно, на таких факультетах можно получить и другие специальности. Это дает возможность любителям химии овладеть интересными и достаточно денежными специальностями, получить достойное место работы в дальнейшем. Для того, чтобы стать технологом, необходимо с особой тщательностью изучать химию.

Куда можно поступить, сдавая химию?

Поскольку химия присутствует практически в каждой отрасли, вы можете легко подобрать профессию, которая вам идеально подойдет. Перед тем, как определиться, необходимо выделить более узкое направление.

Так, любителям химии доступны такие специальности, как врач, косметолог, фармацевт, изготовитель различных лакокрасочных изделий и устройств. Доступна также и работа в разнообразных исследовательских центрах.

Биология, химия, русский: куда поступать?

Как только профессия будет определена, можно переходить к выбору высшего учебного заведения, в котором вы будете проходить обучение. Кстати, на данный момент практически в каждом вузе присутствует химический факультет. К примеру, можно отдать предпочтение медицине. Но в этом случае нужно освоить не только химию, но и биологию.

Для того, чтобы работать в нефтегазовой индустрии, можно поступить на РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. Что касается медицины, а также фармацевтики, то можно поступить в такие высшие заведения, как ММА им. И.М. Сеченова, РГМУ.

Но во всех случаях изучать необходимо не только химию, но и другие предметы. Именно поэтому очень важно проводить тщательную подготовку, дабы добиться определенных успехов в поступлении и обучении.

Любите биологию? Хотите получить образование, которое будет связано с этой наукой? Вам повезло, знатоков биологии и смежных наук ждут лучшие вузы страны. Разберем возможные направления обучения и будущей профессиональной деятельности.

Хорошие баллы после экзамена по биологии могут открыть для вас много дверей. Без знаний в данной области невозможно стать медиком, экологом или изучать психологию. Ветеринары и специалисты аграрных направлений также обязаны будут предоставить результаты тестирования приемной комиссии, а в некоторых вузах и сдать отдельный внутренний экзамен.

Но начнем с простого и одновременно очень сложного выбора. В какое учебное заведение подавать документы с высокими баллами после ЕГЭ по биологии и какую специальность выбрать.

Топ вузов и факультетов России, где биология является профильным предметом

Направление

Специальность/Бакалавриат

Проходной балл 2017 (бюджет/коммерция)

Московский государственный университет им. Ломоносова

06.03.01 Биология

Биология

(за четыре ЕГЭ и экзамен в вузе)

Санкт-Петербургский государственный университет

06.03.01 Биология

Биология

Новосибирский государственный университет

06.03.01 Биология

Информационная биология

Молекулярная биология

Общая биология и экология

Физиология

Цитология и генетика

Биология

Уральский федеральный университет

06.03.01 Биология

Биология

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

06.03.01 Биология

Биомедицина

Дальневосточный федеральный университет

06.03.01 Биология

Биология

141/набора не было

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

06.03.01 Биология

Биология

Московский педагогический университет

06.03.01 Биология

Биоэкология

205/набора не было

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

06.03.01 Биология

Биология

152/набора не было

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

06.03.01 Биология

Физиология

Биоэкология

Высокие технологии и инновационные бизнес-системы

Востребованные специальности

Биология - это фундаментальная наука, поэтому можно найти сотни профессий, в которых она так или иначе будет востребована. Мы расскажем о наиболее перспективных в плане развития области и повышенного интереса HR-отделов.

Биохимик

Эти специалисты изучают структуру и функции химических веществ, из которых состоят живые организмы.

Сегодня конкурс на бюджетные места в вузах по этой специальности не слишком высокий, но специалисты прогнозируют, что через несколько лет востребованность профессии значительно вырастет.

Зарплата биохимика начинается от 15 тысяч рублей, а более опытные специалисты могут рассчитывать на 40-50 тысяч.

Биотехнолог

Специалист занимается лабораторными исследованиями, которые улучшают технологии производства. Также биотехнологи работают над созданием новых биологически активных добавок, витаминных комплексов, фармакологических препаратов.

Профессия стабильно востребована на рынке труда. Специалист с дипломом биотехнолога быстро найдет себе работу в пищевых или косметологических лабораториях, сделает карьеру в общепите.

Средняя заработная плата в районе 50-60 тысяч рублей, но начинающие специалисты будут получать около 15 тысяч.

Агроном, агротехник

Это специалист, который контролирует выращивание и сбор растений. Он должен хорошо разбираться не только в растениеводстве, но и в почвоведении, географии, геологии и даже исследованиях погоды.

Профессия востребованная и хорошо оплачиваемая, но агроному не приходится проводить в своем кабинете и половины рабочего дня. Его место в поле, рядом с растениями.

Заработная плата от 20 тысяч рублей. Хороший агроном с опытом работы и пониманием своей специализации может зарабатывать до 150 тысяч.

Агрохимик

Специалист в области агрономической химии изучает почвоведение, земледелие, метеорологию, биохимию растений и многое другое. Результатом работы агрохимика станет улучшение плодородия почвы, селекция растений и повышение урожайности. Специалисты проводят рабочий день в больших лабораториях, занимаясь исследованиями.

Зарплата агрохимика начинается от 15 тысяч рублей, верхняя планка оклада - 50 тысяч рублей, при наличии большого опыта и обширных знаний во многих областях.

Вирусолог

Заработная плата в этой области начинается от 20 тысяч рублей, а специалист с опытом и собственными исследованиями будет получать около 60 тысяч рублей ежемесячно. Профессия востребована, хороший специалист найдет работу очень быстро.

Зоолог

Зоологи сосредоточены на изучении различных видов животных, взаимодействии их с человеком, любых аспектах развития животного мира. Работают специалисты в научно-исследовательских институтах, заповедниках, специализированных парках и медицинских центрах. Востребованы знания зоологов в сельском хозяйстве, фармакологии, медицине, других отраслях науки и промышленности.

Заработная плата начинается от 19 тысяч рублей, максимальная ставка для профессионального зоолога - 50 тысяч.

Генетик (специалист по генетическим вопросам)

На данный момент эта специальность больше востребована как ученая деятельность, предполагающая большое количество исследований ДНК человека. В будущем специалисты по генетике станут более интересны рынку труда, предполагается бурное развитие отрасли.

Профессионалы-генетики будут заниматься определением потенциальных генетических заболеваний, разработкой программ по коррекции ДНК, предупреждением врожденных пороков или проблем со здоровьем у детей от несовместимых пар.

Генетики зарабатывают в начале своей карьеры от 25 тысяч рублей, максимальная планка - 90 тысяч.

Биология при поступлении в медицинский вуз

Мы намеренно не упомянули в списке востребованных профессий медиков и тех, кто работает в смежных областях. О них мы расскажем в следующем материале.

Биология - один из важнейших предметов в медицинских вузах, поэтому стандартных школьных знаний для поступления будет недостаточно. Развивайтесь:

  • берите дополнительные уроки или самостоятельно изучайте необходимые темы;
  • уделяйте время научным конкурсам и олимпиадам;
  • создавайте собственные проекты и проводите небольшие исследования;
  • пишите статьи для школьных или городских изданий;
  • посещайте подготовительные курсы в выбранном вузе.

Если вы любите биологию, то вам открыто множество дорог в самые разные профессии. Перед тем, как определиться с вузом, посетите День открытых дверей и проведите хотя бы один день в обществе человека, который так или иначе связан с вашей будущей профессией. Это даст вам больше, чем месяцы размышлений.

В последнее время все меньше людей увлекается чтением, особенно это касается детей. Большинство отдает предпочтение компьютерам, интернету и телевизору. Поэтому очень важно с детства пробудить интерес к чтению.

Последние исследования показывают, что многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать. При этом они лучше ориентируются в клавиатуре, нежели в оглавлениях книг. К сожалению, это влечет за собой серьезные последствия. Ребенок не получает достаточного развития. Все начинается с того, что произведения из школьной программы осваиваются в сокращенных вариантах. Ребенок с самого детства будет стараться сокращать потоки информации, поступающей из внешнего мира. Однако большее количество такой информации является полезным.

Чтение помогает развивать мышление, творческие навыки и различные умения. Книга формирует развитие речи у ребенка, пополняет его словарный запас и помогает правильно формировать и выражать свои мысли. Ребенок благодаря книге учится лучше слушать своего собеседника и анализировать полученную информацию. Кроме того, книга помогает сформировать правильные нравственные ценности.

Чтение очень важно для формирования личности, для культурного и психологического развития и так далее. Вот почему очень пробудить интерес к чтению у ребенка еще в дошкольном возрасте. Многие родители считают, что педагоги должны заниматься обучением их малыша, в том числе и прививать им любовь к чтению. Однако это не так. Формирование таких привычек должно исходить из семьи. В данном случае задача педагогов состоит лишь в том, чтобы ознакомить родителей с тем, как приучить малыша к чтению.

Родители часто интересуются вопросом: «Как пробудить интерес к чтению у своего ребенка? ». На этот вопрос нет однозначного ответа. Все индивидуально. Есть множество психологических приемов, которые помогают в решение данного вопроса, однако из всех них нужно выбрать именно тот, который подойдет для малыша индивидуально.

Каждый родитель должен понимать, что ребенок никогда не станет интересовать тем, что для него скучно или неинтересно. Поэтому, нужно выбирать такую литературу, которая бы вызывала любопытство у малыша, желание ее изучить. Иногда, для того, чтобы понять, что интересно ребенку, приходится перечитать ему немало книг с различной тематикой. Во время чтения той или иной литературы, необходимо наблюдать за реакцией своего малыша – как он эмоционально реагирует на сюжет книги, насколько внимательно он слушает и тому подобное.

Чем раньше начать приучать ребенка к чтению, тем скорее будут видны первые результаты. Каждый ребенок в детстве старается подражать своим родителям. Поэтому, если сами родители будут показывать свой интерес к чтению литературы, ребенок постарается сделать то же самое. Развитие интереса к чтению у ребенка требует сил и времени. Также необходимо разработать систему действий, которую осуществлять нужно поэтапно. Ниже будет описана эта схема.

С раннего детства детям нужно читать вслух сказки. Не стоит лениться это делать, и ставить малышу аудиозаписи со сказками. Когда ребенок подрастет, необходимо водить его в библиотеку и учить пользоваться библиотечными фондами. Кроме того, очень важно показать то, насколько ценится книга самими родителями. Для этого нужно покупать книги детям. Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать, насколько чтение может быть увлекательным. Необходимо постараться доказать, что в книге есть множество идей, которые можно использовать в реальной жизни. Можно купить книгу, в которой описано, как своими руками сделать что-то интересное. Затем нужно прочесть это ребенку и предложить повторить прочтенное в реальной жизни.

Очень важно, чтобы читаемая литература была интересна ребенку. Поэтому нужно дать малышу право выбора. Пускай он сам выбирает то, что хочет читать. Кроме того, нужно показать ребенку, что его выбор поощряется. Для этого можно попросить его почитать вслух для кого-нибудь из членов семьи. Если ребенок захочет подольше почитать, не стоит ему отказывать в этом, даже если он из-за этого ляжет спать немного позже.

В доме должна быть детская библиотека. Она не должна быть очень большой, но в ней должны быть книги, из которых ребенок сможет выбрать те, которые будут ему интересны. Библиотеку нужно пополнять той литературой, которая нравится ребенку, которая соответствует его хобби.

По мотивам книг снято много мультфильмов. Этим можно воспользоваться, чтобы пробудить интерес к чтению у ребенка. Для начала малышу нужно предложить посмотреть мультфильм. Если он ему понравится, то нужно после его просмотра прочитать книгу, по мотивам которой был снят мультик. Поначалу лучше начинать с маленьких книжек, которые можно было бы прочитать за пару часов.

Можно устраивать домашние театры. Для этого каждый родитель, а также ребенок, должны выучить выбранные роли и сделать небольшую постановку. Для таких постановок нужно использовать различные реквизиты и костюмы, чтобы пробудить еще больший интерес у малыша.

Из вышесказанного можно сделать простой вывод. Чтобы привить у малыша любовь к чтению, необходимо дома создать такую атмосферу, в которой бы ребенок получал удовольствие от «общения» с книгой. Любое чтение должно вызывать у него только положительные эмоции.

Если же в дошкольном возрасте ребенку не удалось привить интерес к чтению, то это можно сделать в младшем школьном возрасте. В данном случае очень важную роль играет учитель, который преподает уроки литературы. Однако и родители могут поспособствовать развитию формирования интереса к книге.

Очень важно, чтобы ребенок прочувствовал то, что читает. Это вызовет у него эмоции и интерес. Он должен на время чтения стать участником происходящего в книге, открыть личный смысл в читаемом. Но чтобы школьник прочел ту или иную книгу, для начала учитель должен заинтересовать его.

Доказано, что детям младшего школьного возраста нравятся те произведения, которые могут их удивить. Способность удивляться рождает интерес к жажде познания. Если учитель будет полностью игнорировать литературные предпочтения учащихся, он этим надолго отобьет желание готовиться к урокам.

Иногда ребенок не желает брать в руки книгу лишь потому, что он полностью не освоил навыки чтения. Чтение – это долгий и мучительный процесс, который отнимает много времени и сил. Поэтому, очень важно научить ребенка быстро читать. Но при этом он должен научиться и быстро осмысливать то, что прочел. Тогда у ребенка появится радость и удовольствие при чтении. Чтобы научить ребенка быстро и осмысленно читать, потребуется приложить немало сил. Причем это придется сделать не только учителю, но и родителям.

Чем больше усилий родители приложат к тому, чтобы привить любовь к чтению у своего малыша, тем успешнее будут результаты. Интерес к книге позволит ребенку не только с пользой проводить время, но и черпать полезные знания.

Многие сетуют в наше время на то, что детей не оторвать от компьютера, ничего им не интересно, книг не читают и не желают, не любознательны.
Важность чтения трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек.
Как же привить интерес к чтению? Как использовать любовь к компьютеру во благо?

О чтении вслух и некоторых нюансах

Мы все знаем, конечно, об основных условиях возникновения интереса к чтению у детей – в доме должны быть книги, должны быть читающими родители, т.е. подавать пример, и нужно обязательно читать побольше вслух ребёнку.
Но на практике не всегда этого достаточно и не является гарантией того, что ребёнок будет любить читать.
У вас могут ломиться книжные полки, но он не проявляет к книгам никакого интереса. На то, что сами вы не расстаётесь с книжкой и читаете запоем, не обращает внимание или даже это вызывает в нём желание делать наоборот, учитывая сложности разных этапов взросления. А когда вы читаете вслух для маленького слушателя, он ёрзает, пытается ускользнуть поскорее к заветным «стрелялкам» и, в конце концов, всё равно не дослушивает.
Что же попробовать здесь изменить?
Я бы для начала рекомендовала читателям МирСоветов подход к чтению вслух. Во-первых, постараться выбирать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не то, что казалось интересным вам в детстве, или то, что принято читать детям и считается подходящим – русские сказки, стихи признанных детских писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем и т.д.
Когда Артёмка только родился, его бабушки и тётушки часто покупали ему книжки в подарок, собирали «его полочку», считая, что всё это «очень хорошо для ребёнка», развивает, полезно и будет ему нравиться. Поначалу, конечно, книжки были хороши для рассматривания, какие-то истории ему нравятся. Но не все. И ближе к 5 годам обнаружилось, что в доме полно детских книжек, а интересуется Артёмка только тремя-четырьмя из них. Когда взрослые начинают ему читать русские народные сказки или «Сказку о рыбаке и рыбке», например, он уже даже не пытается вникнуть в непонятные и такие далёкие от его жизни детали повествования и быта, а просто убегает или говорит, что ему не интересно.
И вот кто-то из друзей семьи принёс Артёму в подарок большую книгу о динозаврах. Мальчика просто не узнать – он даже ложится спать с этой книжкой, пересматривает сотни раз, просит прочитать ему о том или ином виде динозавра, рассказать, почему такие ноги и почему такая шея, сколько зубов и как он кушал, с кем дрался...
Чуть позже папа купил ему книжку по детской анатомии – с доступными картинками, с кратким и простым описанием большинства физиологических процессов организма человека, с открывающимися окошками – как будто можно заглянуть внутрь органов... Эта книга стала просто невероятно популярной у Артёма! Он возвращался к ней снова и снова, просил всё-всё прочитать – от корки до корки, пояснить при этом, если не всё понятно, искал на себе – где и что у него находится.
Потом Артёмке купили книжку о таком же мальчике, как он, который жил в таком же городе, ходил в такой же детский сад, имел похожих друзей, играл в знакомые Артёмке игры. И эта книжка тоже его очень заинтересовала. Так же, как и фантастические детские рассказы о полётах на Луну и приключениях там.
И так оказалось, что Артёмка любит слушать, когда ему читают вслух, и вообще интересуется книжками.
Кроме этого, имеет значение – как читать вслух.
Не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца – не нужно заставлять. Если ребёнка заинтересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание, даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела поважнее.
Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть, что там дальше, или, может, вернуться к прочитанному ещё раз, рассмотреть картинки, поиграться книжкой, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга – это когда всё скучно и правильно.
Ира не любит «читать» (т.е. слушать) книжки правильно: она всегда поинтересуется тем, что в конце, или попросит прочитать, «перескакивая» пару страничек, потом возвращается, сравнивает с тем, что, по её мнению, должно было произойти в развитии сюжета. Иногда додумывает своё продолжение книжки.
А ещё она любит рассматривать внимательно картинки, находя там всех героев и все детали того, что описано в книге, рассуждает о том, как она себе представляет героев повествования, иногда рисует сама их или то, чего не хватает на иллюстрациях, по её мнению.
Есть ещё один момент, который может оттолкнуть ребёнка от чтения вслух, – если его каждый раз после окончания книги подробно «допрашивают» о том, что там происходило, с деталями, просят описать, задают много вопросов. Не для всех детей это просто, иногда не хочется этого делать. Чтение превращается из удовольствия в урок.
Дайте им возможность «переварить» услышанное, как-то разобраться для себя, получить впечатления от чтения, совсем не обязательно это тут же оформлять в слова.
Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, аудиосказки (как когда-то существовали граммпластинки со сказками для детей, только репертуар, доступный сейчас, гораздо шире), которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию «иллюстрации» к услышанной истории.
Главное – выбирать те книги, которые интересны нашему слушателю.

Как пробудить интерес к книге и чтению?

Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать некоторые «хитрости».
Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных герояхВинни Пухе, или Карлсоне, можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной книгой не являются и довольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова.
Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.
Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями стоит назвать также рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластелина, делать аппликацию, вырезать из бумаги, можно даже сшить понравившегося героя или вышить его – что вашему ребёнку по душе.
Дети Алины любят, когда мама читает им книжку, они садятся по обе стороны от неё, внимательно слушают, рассматривают картинки, что-то комментируют в процессе чтения.
А когда они заканчивают читать очередную историю, каждый из мальчиков выбирает героя, которого хочет нарисовать. Старший выбирает, как правило, героя, которого посложнее рисовать, и долго прорисовывает детали, увлечённый процессом. Его герои обычно не похожи на героев в иллюстрациях к книге, он их представляет иначе. А младшему Алина помогает нарисовать свой рисунок.
После этого рисунки вывешиваются на стену и дети очень довольны всем процессом.

Начинаем читать самостоятельно

Как и когда переходить к активному чтению? Т.е. когда ребёнок не только слушает, а может уже и сам что-то прочитать. Наверняка, вы научите или научили своего ребёнка буквам и складыванию их в слова раньше, чем он пойдёт в школу. Вот уже азы пройдены и хочется, чтоб ребёнок мог хоть что-то прочитать самостоятельно в обычной детской книжке. И ему, конечно, тоже хочется испробовать свои силы. Получается не всё и не сразу, и кажется, что на странице невероятное количество букв и их всех никогда не прочесть.
Для моего сына русский – второй язык, но наше домашнее дошкольное обучение русскому алфавиту и чтению очень похожи на то, как это происходит в русских семьях. Мы выучили буквы, научились их складывать в слова и можем прочитать предложение, но даже простенькая детская книжечка, с крупными буквами и картинками, поначалу пугала сына – казалось, что так всего много и этого не одолеть никогда. Мы с ним нашли решение, которое подходит нам обоим: мы читаем по очереди по одному слову. У него сразу появилось ощущение, что я ему помогаю, а значит, он не один, значит, мы справимся вместе быстрее, у него есть время разбираться с одним словом, а не пытаться успеть прочитать одно за другим сразу несколько. Вот так пока и читаем – я одно, и он одно. Но иногда, незаметно для себя, он читает несколько слов подряд, увлёкшись процессом и чувствуя, что легко идёт. Потом споткнётся обо что-то и просит следующее слово меня прочитать – я не отказываю, позже возвращаемся к этому слову вместе, я помогаю ему правильно прочитать. Вот так потихоньку мы переходим к самостоятельному чтению. Пока далеко до самостоятельно прочитанных книг, но мы на пути к ним.
Одним из способов обучения самостоятельному чтению, а также вообще привлечения к самому процессу чтения могут быть комиксы. Сочетание картинок, небольшого количества букв, несложного текста, порой захватывающего сюжета – как раз то, что нужно, чтобы увлечь, чтобы появилось желание разбираться с «этими буквами» и поскорее узнать, что же там, в конце.
Хотя в связи с чтением комиксов стоит заметить, что родителям необходимо держать под контролем этот процесс, дабы ребёнок не остановился на чтении исключительно комиксов и это не стало его основной «литературой».
Можно также создавать комиксы самостоятельно вместе с ребёнком – придумать нехитрую историю, можно даже из жизни самого «писателя» или из жизни известных ему персонажей. Ребёнок может нарисовать иллюстрации к этой истории и с вашей помощью написать текст к ней, и оформить всё это в маленькую книжечку.
Полезных эффектов от таких занятий множество: совместное с родителем времяпрепровождение и творчество, работа фантазии, первые навыки письма, чтение собственного произведения (гордость им) и, конечно, всё то же привлечение к чтению.

Используем компьютер во благо

Надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, – это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо.
Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность научиться читать посредством компьютера. Сейчас существует множество детских развивающих сайтов, которые среди обучающих игр других направлений предлагают и различные способы в игровой форме.
Видеосети предлагают ролики с песенками об алфавите.
Также есть серия мультфильмов «Обучающие », в которой есть фильмы «Азбука для малышей» и «Учимся читать», которые можно смотреть в интернете он-лайн.
Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре.
Нынешние дети к нему «прочно» привязаны – появилось множество мультипликационных сериалов, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом.
Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Но для читателей МирСоветов хочу отметить, что дети могут смотреть мультфильмы не обязательно по телевизору. Вы можете выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете. Их можно смотреть на диске или по компьютеру, к тому же есть сайты, демонстрирующие мультфильмы онлайн.
Таким образом, можно отвести время в течение дня и для мультфильма, и для чтения, и для других нужных и полезных занятий.

Кода-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Потом росло поколение «телевизора» – кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна.
Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.
Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность.

Колпакова Наталья
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Колпакова Н. Б. воспитатель МБДОУ ДС №390 г. Челябинска

Люди перестают мыслить,

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Когда мне было 6 лет, я очень хотела побыстрее научиться читать. Родители всегда читали нам с сестрой. Не проходило ни дня без чтения . Но мне всё равно его не хватало. Я мечтала о том, как сама окунусь в волшебный мир литературы , окажусь рядом с героями сказок и рассказов и ни кто не скажет : «На сегодня хватит» .

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

«Чтение – вот лучшее учение . Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» - может кто-нибудь вспомнит хотя бы первую часть этого высказывания А. С. Пушкина. а вот ещё одно : «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении , потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения . Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги , то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект , формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности) .

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы ?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет . Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации , растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы : «Приключения кота Леопольда» , «Трое из Простоквашино» , «Вини Пух» , «Карлсон» , «Приключения Буратино» , «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В последние годы я, как воспитатель, замечаю, что увеличилось количество детей с логопедическими проблемами. А иногда, даже в 3-4 года ребёнок не обладает рекомендуемым программой детского сада словарным запасом и не может высказать то, что хочет. Поэтому необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Я часто говорю с родителями своих воспитанников о пользе чтения . Рекомендую, какие книги и когда можно читать. Стараюсь узнать, чем любит ребёнок заниматься в свободное время дома. Многие родители прислушиваются к советам. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе из 24 воспитанников только пятеро, к сожалению, не проявляют интереса к чтению .

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению :

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением» , прерывая чтение на интересном месте . Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя . Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания : художественные книги , справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией , подарочные издания с красивыми фотографиями : космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребёнку о правилах обращения с книгой : нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю , по вечерам, устраивать час чтения . При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает , что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна . Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека . Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста , постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева» , «12 месяцев» , сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке» , «Зима в Простоквашино» , стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых .

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника- оформителя , придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях :

Как можно было ответить;

Почему не стоило поступать именно так;

Что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

Каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму . Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время : в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например :

Научив детей любить книги , вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.



Рассказать друзьям