Образовательная инфраструктура в Москве активно развивается.
Каждый год в городе открываются новые детские сады и школы, построенные по всем
современным стандартам. Одно из таких образовательных учреждений – школа №1542
– появилась в районе Солнцево на западе столицы. В четверг, 16 августа, ее
открыл мэр Москвы Сергей Собянин.
Качественная и современная
Новая школа рассчитана на 500 мест, в ней разместятся 22 класса. Для качественного обучения там оборудованы кабинеты информатики, труда, моделирования и технической игрушки. В образовательном учреждении созданы все условия и для занятий спортом.
Для первоклассников обустроены игровая и детская спальня, ученики 2-4 классов получат два помещения для групп продленного дня. Что касается ребят старшего возраста, то для них предусмотрены кабинеты по естественным наукам, компьютерно-лингвистическая лаборатория, кабинеты информатики, вычислительной техники, рисования и черчения.
Кроме того, в новой школе откроется библиотека с читальным залом на 30 мест и медиатекой, будут работать актовый зал, кабинеты врача, психолога, стоматолога и логопеда, прививочная и процедурная. Здание школы оснащено современными системами охраны и видеонаблюдения, которые вместе с обширным спектром инженерно-технических возможностей создают качественную и безопасную среду обучения детей.
Сергей Собянин отметил, что 1 сентября в столичные школы придут почти 1,5 миллиона ребят. "Мы, конечно, готовимся к этому важному событию. Идет капитальный и текущий ремонт зданий детских садов, школ, оборудование спортивных площадок", – сказал градоначальник.
Мэр напомнил, что в этом году зачисление в детские сады ведется с двух с половиной лет кроме тех районов, где строятся дополнительные дошкольные образовательные учреждения.
Сотни школ и детских садов
Новые школы и детские сады появляются в столице почти каждый месяц. Так, 1 сентября, в день начала нового учебного года, в столице распахнут свои двери девять новых образовательных учреждений. Это четыре детских сада на 900 мест, четыре школы на более чем три тысячи учащихся и блок начальных классов на 250 ребят.
Все новые детские сады и школы оснащены современным оборудованием для обучения и комплексного физического и эстетического развития детей. Их помещения приспособлены для удобства маломобильных людей. Два детских сада располагаются в районе Некрасовка на юго-востоке столицы, два других – в районах Пресненский и Северный. Что касается школ, то они расположены в районах Некрасовка, Солнцево, Строгино и Северный.
В целом в 2018 году в столице за счет бюджета построят 15 образовательных учреждений. Это девять детских садов, четыре школы и два блока начальных классов. Руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев ранее отмечал, что с начала года в эксплуатацию введено два детских сада на 650 мест, продолжается возведение еще семи дошкольных образовательных учреждений на 1325 малышей, четыре школы на более чем три тысячи учащихся.
Только в прошлом году за счет городского бюджета в столице появилось 10 образовательных учреждений: три дошкольных на 725 мест, четыре школы, в которых учатся более четырех тысяч ребят, а также три блока начальных классов для 1100 малышей. Всего же, по словам главы стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина, за 2011-2018 годы в городе появились почти 300 новых школ и детских садов.
"Сейчас в Москве нет очередей в школы и детские сады. В дальнейшем мы будем развивать социальное строительство с учетом демографической ситуации", – отметил мэр столицы Сергей Собянин.
На достигнутых результатах столица останавливаться не собирается, город не намерен сбавлять темпы ввода в эксплуатацию новых детских садов и школ. В ближайшие три года в Москве планируется построить 129 объектов образования, которые смогут принять 14 тысяч детей.
Некоторые новые проекты уникальны для Москвы. Так, новый детский сад на Варшавском шоссе имеет необычный дизайн – круглая форма здания, фигурные окна, напоминающие животных и птиц. Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на девять групп по 20 детей в каждой. На трех этажах здания размещаются по несколько групп в зависимости от возраста. Самые маленькие располагаются на первом этаже, средние – на втором, а ребята старших возрастов – на третьем.
У каждой группы своя спальня, игровая, раздевалка и туалет. Все комнаты оснащены телевизорами и учебными досками. По расписанию у детей пять занятий каждый день. К традиционным рисованию, музыке и физкультуре добавлены английский язык, информатика, хореография и даже шахматы.
Обустроено не только внутреннее пространство дошкольного учреждения, но и прилегающая территория. По периметру здания оборудовано девять детских площадок, изготовленных из экологически чистых материалов. На них установлено игровое оборудование, теневые навесы.
Здания-трансформеры
Новый тренд в строительстве образовательных учреждений в столице – учебные здания-трансформеры. Первые три таких сооружения появятся в Москве уже в следующем году. Благодаря функциональности такие здания могут быть детским садом, начальной школой, комбинированным образовательным учреждением, которое сочетает в себе как дошкольные группы, так и корпус начальных классов.
Здание может трансформироваться под конкретные задачи в зависимости от потребности района. Переоборудовать "трансформер" можно даже во время летних каникул. К примеру, дошкольное образовательное учреждение на 300 малышей можно превратить в начальную школу, в которой будут обучаться 12 классов.
Так, в Южном Бутово появится блок начальных классов, который можно переформатировать в детский сад, а также комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест. Еще один комбинированный блок начальных классов будет работать в районе Куркино.
Как отметил глава стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин, в Москве постоянно растет потребность в школах и детсадах. Идея строительства зданий трансформеров, по его словам, возникла еще несколько лет назад. "По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением", – отметил он.
Школы-гиганты
Еще один тренд – создание так называемых школ-гигантов. В прошлом году в Некрасовке открылось учебное заведение на 2100 мест. Начальные классы школы способны вместить до 800 учащихся, а средние и старшие рассчитаны на 1300 школьников. С учетом активного развития района и постоянного увеличения численности его населения, количество учащихся постоянно прибавляется. Соответственно, растет и число педагогов.
В школе есть все необходимое для качественного образовательного процесса. Учебники, лаборатории, библиотеки с конференц-залом. Кроме того, в школе создано крупное спортивное ядро, которые включает площадки для мини-футбола, бадминтона, волейбола, настольного тенниса, беговые дорожки из резиновой крошки. Несмотря на свой огромный размер школа очень комфортно зонирована. Младшие классы занимаются отдельно от средних и старших.
Скоро в столице появится еще одна школа-гигант, ее строительство в настоящий момент ведется на территории бывшей промзоны ЗИЛ. Учебное заведение сможет принять на 400 человек больше, чем аналогичное в Некрасовке – до 2500 учащихся.
Как отметил Марат Хуснуллин, эта территория постепенно превращается в комфортный район, соответствующий всем мировым стандартам. Предполагается, что на ЗИЛе будут жить 76 тысяч человек. Многие из них - семьи с детьми, которым нужны образовательные учреждения в шаговой доступности. Школа-гигант станет неотъемлемой частью района, повысит его привлекательность. Дети будут учиться в пределах своего места проживания, не нужно будет тратить много времени на дорогу в другой район Москвы.
Новую школу можно будет смело назвать экспериментальным учебным центром. Здание будет четырехэтажным, его поделят на тематические зоны: младшие, средние и старшие классы. Классы будут оборудованы в соответствии со спецификой каждого блока.
Школа-гигант на ЗИЛе даст своим ученикам широкие возможности для самовыражения и развития своих талантов. В школе будут залы для гимнастики и хореографии, зал на 1040 человек с эстрадой. Изюминкой образовательного учреждения станет детский технопарк "Кванториум". Ребята смогут изучить лазерные технологии, наноматериалы, попробовать себя в судостроении, создании виртуальной реальности. Посещать технопарк могут и дети из других школ.
Новая Москва
Активно развивается образовательная инфраструктура и на присоединенных территориях. Как отметил недавно Марат Хуснуллин, в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) в этом году будут введены в эксплуатацию 11 детских садов и восемь школ. При этом, подчеркнул глава столичного стройкомплекса, более половины социальной инфраструктуры в Новой Москве возводятся за счет инвесторов.
Один из самых масштабных проектов такого рода в ТиНАО - международная школа "Летово" в поселении Сосенское. Свои двери она распахнет уже к новому учебному году. Это огромный образовательный комплекс, рассчитанный на детей от 12 до 18 лет.
Обучаться в школе "Летово" смогут до 1012 учащихся. В комплексе созданы учебные классы, административно-хозяйственный и бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт, инженерные сооружения и коммуникации. Образовательный центр полностью обеспечен спортивной инфраструктурой – беговые дорожки, тренажеры, теннисные корты, большая спортивная площадка, площадки для занятий волейболом, фигурным катанием, хоккеем. Кроме того, предусмотрена теплица для практических занятий в области сельского хозяйства.
Темпы создания образовательной инфраструктуры на присоединенных территориях впечатляют. К примеру, за последние пять лет было построено 10 школ почти на 10 тысяч учащихся. Комплексный подход к созданию новых образовательных центров позволил ликвидировать дефицит мест в детских садах и школах ТиНАО.
В связи с тем, что в 90-е годы в стране произошел спад рождаемости, большинство дошкольных образовательных учреждений были закрыты. Начиная года, рождаемость детей стала повышаться и повлекла за собой проблему нехватки мест.
Родители, уходя в декретный отпуск, не могут точно спланировать свой выход на работу, да и малыши растут без надлежащего уровня образования, что приводит к проблемам в обучении на начальном уровне в школе.
Самый часто задаваемый вопрос в нашей стране: «С какого возраста детей берут в детский сад?». Стоит разобраться.
Основные аспекты
Положение о учреждениях от 12.09.2008 года № 666 отвечает на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» следующим образом: при наличии ясельных групп можно отдать ребенка по достижению им одного года. В некоторых учреждениях принимают ребят с двухмесячного возраста. Но такие воспитанники ДОУ - редкость.
Хотелось бы заметить, что если у родителей есть возможность не отдавать своих малышей в детский сад в столь раннем возрасте, то ею нужно обязательно воспользоваться, поскольку не окрепшая иммунная система ребенка будет подвержена сильным испытаниям.
Оформление ребенка в ясельную группу не позволяет родителям стабильно посещать работу, поскольку начнутся заболевания разного характера в период адаптации. Да еще плюсом ко всему надо будет выполнять ряд профилактических прививок, которые иногда требуют наложения карантина до 5 календарных дней.
Новый закон о учреждениях от 2015 года на вопрос: «С какого возраста должны брать в детский сад?» - дает другой ответ. Дети возраст, которых находится во временном промежутке от трех до семи лет, должны быть обеспечены местами в детских садах. А родители имеют право отдать своего ребенка в ДОУ в любое время, если малыш соответствует перечисленным критериям.
Детские сады города Москвы
У многих родителей, проживающих в Российской Федерации, складывается впечатление, что только они не могут определить своего ребенка в И очень часто можно слышать вопрос следующего характера: «С какого возраста берут в детский сад в Москве?».
Кажется, что в столице проблем нет. Конечно, это далеко не так. В Москве тоже существуют очереди, тем более, что это мегаполис, там и численность населения больше во много раз. На сегодняшний день известны такие факты, что детей в Москве начинают принимать в возрасте начиная от 2,5 лет, хотя по закону местами должны быть обеспечены все ребята, начиная с 3 лет.
Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» - можно будет смело отвечать - с 2 лет.
Почему же трехлетие?
Итак, по закону Российской Федерации дети должны быть обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях, достигнув 3-летнего возраста.
С какого возраста детей берут в детский сад на самом деле? Большинство ДОУ предпочитают не отклоняться от законодательных норм. Почему не берут малышей на воспитание раньше? Для этого существует несколько оснований:
- не окрепшая ребенка;
- отсутствие профилактических прививок;
- неустойчивое психоэмоциональное состояние малыша;
- невозможность создания групп с большим количеством детей (поскольку у малышей нет элементарных навыков самообслуживания);
- возможность нахождения одного из родителей в декретном отпуске до 3 лет (данный факт предусмотрен законодательством РФ);
- только с 3 летнего возраста ребенок начинает нуждаться в общении с целью приобретения новых знаний и навыков.
Что нужно знать?
Прежде, чем разобраться с какого возраста берут в детский сад, стоит получить ответы на следующие вопросы:
- С какого возраста ребенка нужно написать заявление о приеме в детское дошкольное учебное учреждение?
- Существует ли очередь в детские сады и насколько она большая?
- Какие документы необходимы для того, чтобы стать в очередь?
- Имеется ли у родителей статус, дающий право на первоочередность?
Психологи о возрастном критерии для детского сада
Специалисты, отвечая на вопрос: «С какого возраста должны брать ребенка в детский сад?» - придерживаются общего мнения. Все-таки, если нет веских причин, дети должны до 3 лет находиться в окружении и заботе матери. Малыши еще не нуждаются в общении со сверстниками, так как только начинают приобретать навыки словесного общения. А долгие расставания с близким человеком очень часто, особенно в первое время, наносят сильнейший удар по психике малыша.
В ситуациях, когда мама твердо решила отдать ребенка в садик, с ее стороны требуется повышенное внимание в период свободного от работы времени. Кроме того, с ребенком нужно больше разговаривать. Стоит объяснять, что расставание - временно. Нельзя нарушать обещание забрать малыша сразу после обеда в саду. Это может спровоцировать обиду, недоверие или замкнутость.
Что должен уметь ребенок, поступая в детское дошкольное образовательное учреждение?
На все вопросы, связанные с дошкольным образованием, отвечает закон. С какого возраста берут в детский сад? С 3 лет! Все дело в том, что по регламенту дошкольных образовательных учреждений ребенок, поступая в детский сад, должен владеть рядом навыков, которые осваиваются в возрастном промежутке от 2 до 3 лет. К ним относят:
- умение самостоятельно потреблять пищу при помощи ложки;
- умение умываться, вытирать лицо и руки полотенцем;
- умение проситься на горшок;
- возможность самостоятельно в течение 15 минут играть игрушками.
Безусловно, отдавая ребенка в садик в более раннем возрасте, родители должны понимать, что все эти навыки у него отсутствуют. Это приводит к дополнительной нелюбви детей к садику, поскольку воспитатели начинают требовать выполнения этих действий.
Частный детский сад
В современном мире для родителей, чьи дети не попали в государственное дошкольное образовательное учреждение, появилась альтернатива отдать ребенка в частный детский сад. Однако попасть в такое учреждение смогут лишь малыши, мамы и папы у которых достаточно зарабатывают.
С какого возраста берут в частный детский сад? Смело можно сказать, что в такие учреждения берут деток по достижению возраста 1 год.
Сады обычно небольшие - это 2 или 3 группы. Они являются альтернативным вариантом и ни в коем случае не влияют на очередь по оформлению ребенка в государственный детский сад. В данном случае Управление образования не дает путевок на посещение детского сада частного характера: это добровольное решение родителей.
Чем отличается частное дошкольное учреждение?
В первую очередь родители должны понимать, что за пребывание малыша в саду придется ежемесячно платить взнос. Не каждая семья со средним уровнем дохода может себе позволить такое удовольствие. Наиболее дорогостоящими являются детские сады в Москве. За месяц пребывания в некоторых из них приходиться отдавать по 30 тысяч рублей.
Имеют частные учреждения и свои плюсы. С малышами здесь занимаются по особой программе. К каждому ребенку находится индивидуальный подход. Группы небольшие. Это значит, что воспитаннику может быть уделено достаточно внимания. Отдельная тема - питание. Меню составляется совместно с родителями. Это плюс для тех деток, которым по ряду причин показано диетическое питание.
Послесловие
Не стоит задаваться вопросом: «С какого возраста берут в детский сад?» - до тех пор, пока малышу не исполнится 1 год. Нужно больше уделять внимания здоровью ребенка, его всестороннему развитию.
Стоит посвятить своему малышу все свободное время, ведь для этого и дается декретный отпуск. Именно с момента рождения и до 3 лет ребенок нуждается в постоянном контроле и заботе матери.
А если имеются финансовые проблемы в семье? В любой сложной ситуации можно найти правильное решение. Супругам есть смысл поискать работу с графиком 2*2. Таким образом, ребенок будет находиться и с мамой, и с папой.
С какого возраста берут в детский сад? Если это частное учреждение, малыша могут принять уже с 12 месяцев. Однако не стоит забывать, что тесный контакт с родителями в раннем возрасте повлияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Не стоит торопиться.
В обществе всегда уважительно относились к людям, которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения. Одной из таких профессий является профессия воспитателя детского сада. Но достойно ли оплачивается этот тяжелый труд? Давайте узнаем, сколько в 2015 году зарабатывают работники детского сада в различных городах России.
А вот зарплата у помощника воспитателя, или как говорят в народе, нянечки оставляет желать лучшего. В 2015 году средний ее уровень по стране составляет всего 12 333 рубля. Нужно отметить, что ранее доходы этой категории работников и специалистов с высшим образованием не сильно отличались, но после 2012 года было решено исправить этот недостаток в системе начисления оплаты труда.
Сколько стоит детский сад в Москве в 2018 году
Многие родители после того, как узнали, сколько стоит детский сад, стали задумываться над тем, чтобы переводить своего ребенка в частный пансион. Разумеется, каждый вправе выбирать именно то детское заведение в Москве, которое более всего подходит ребенку и его родителям. Но не стоит наивно думать, что оплата за частное заведение не будет повышаться, ведь в таком учреждении также нужно полноценно питаться. Кроме того, частные заведения предусматривают стоимость на порядок выше, чем государственные, так как услуги каждого педагога должны быть оплачены выше. Зачастую в список услуг входят такие, которые оплачиваются отдельно.
Подорожание действительно ожидается и, может, даже не одно. Следует отметить, что в начале прошлого года уже была поднята оплата за детский сад в Москве и в других регионах России. Уже с того момента многим родителям было тяжело вносить оплату за ребенка, а если в семье имеется не один несовершеннолетний член, а двое или даже трое, то это становится и вовсе не разрешимой проблемой.
вида и режима работы до двадцати процентов до десяти процентов
Статья 9 Закона об образовании в Санкт-Петербурге гласит, что размер ежемесячной платы за присмотр и уход за детьми в государственных дошкольных учреждениях, которые осуществляют деятельность по реализации образовательных программ в данных учреждениях, устанавливается в процентном отношении от размера ежемесячных затрат за уход и присмотр за детьми в государственных дошкольных учреждениях.
Ветрянка в детском саду: что делать и как избежать заражения
Если в детском саду обнаруживается ребенок с характерными высыпаниями и другими признаками ветряной оспы, к нему вызывают педиатра, который устанавливает диагноз и сообщает о факте заболевания в местную поликлинику. Карантин на детский сад накладывают на основании соответствующего приказа, поступившего из поликлиники. Чаще всего родителей остальных детей информируют о карантине посредством объявления на дверях учреждения.
Ветряная оспа, в обиходе называемая ветрянкой - чрезвычайно распространенное инфекционное вирусное заболевание, которое поражает людей всех возрастов. Однако чаще всего ветрянкой заболевают в раннем возрасте: дети дошкольного возраста особенно подвержены этой болезни, поскольку их иммунитет еще не сформирован до конца, и антитела к вирусу ветряной оспы у них отсутствуют или имеются в недостаточном количестве.
Воспитатели детских садов, сколько часов вы работаете
Воспитатели работают по пол дня. Одна с утра, вторая приходит заменить в обед (в 12-13)
А по настоящему с 7 -до 14 00 и с 14 00 до 19 00 + если няни нет всю работу за нее и за сменщицу (если та на больничном или учёбе) + за дворника + за актёра «погорелого театра «и за копейки, с неадекватными порой родителями. Многт писанины и очень много детей на одного воспитателя, что делает процесс обучения не дающим особых успехов в обучении детей! Домой нужно брать планы. с детьми работать люблю но условия с каждым годом всё хуже и хуже, а обязанностей всё больше и больше!
Из-за таких ло-хушек, которые соглашаются работать по 10,5 и 12 часов, сад с нормальным графиком (посменным) теперь тяжело найти. Вы хоть понимаете, что это нарушение трудового кодекса? И вы обязаны жаловаться в трудовую инспекцию. Рабочая неделя не должна превышать 40 часов, согласно статьи 91 ТК РФ. Почитайте. То есть 8 часов в день можно работать. Всё что свыше этого — это сверхурочные. Они не должны превышать 120 часов в год! У вас явно зашкаливает превышение. Что значит, вы не вырабатываете часы? Ну не по 12 часов в день же отрабатывать. Вас разводят, а вы соглашаетесь. По-моему на сотрудниках тупо экономят в садах. Зачем сменщицу брать, если можно найти лошицу, которая из страха остаться без работы, будет пахать в две смены. Люди в офисе 8 часов работают, а вы 10 и 12. Кто вам сказал, что вы должны? Всё это началось, когда безграмотные в трудовом праве сотрудницы стали соглашаться на такие условия. Обычно приезжие соглашаются так работать, чтобы их взяли на работу. Они и понижают зарплату и делают условия труда хуже.
Сколько стоит «звездный» детский сад
Дети погружены в англоязычную среду, благодаря воспитателям и педагогам из Великобритании, США и Ирландии. Уже с трех лет детишкам также преподают китайский и французский языки и тоже носители языка. Программа обучения основана на государственной образовательной программе Великобритании и России.
Илья Авербух рекомендует частный детский сад классического пансиона МГУ имени М.В. Ломоносова коллегам и знакомым. Его сыну Мартину здесь очень нравилось. Садик считается дошкольным отделением классического пансиона МГУ. Сюда берут детей от 2-х до 6,5 лет. В группе до 12 ребят. Преподаватели работают с детьми по авторской модели организации воспитательно-образовательного процесса. Цель - выявить способности ребенка и развить их. С каждым воспитанником работает логопед, большое внимание уделяют урокам этикета. Среди предметов, которые осваивают дети до школы - английский и французский языки, китайский учат по желанию, также педагоги ведут занятия танцами, музыкой, шахматами, плаванием, гимнастикой. Выбор дисциплин и секций огромный. Оценок здесь, конечно же нет, но знания дети получают серьезные. Из этого детсада многие выпускники идут учиться в школу - пансион МГУ.
Плата за детский сад в Санкт-Петербурге
Размер ежемесячной платы прежде всего зависит от вида и режима работы группы в государственных дошкольных учреждениях. Для семей, которые имеют одного-двух детей, размер платы составит до двадцати процентов среднего размера родительской платы на каждого ребенка. Для семей, которые имеют трех и больше детей, размер платы составит до десяти процентов среднего размера родительской платы на каждого ребенка.
Из таблиц видно, что за 12-ти часовое пребывание одного ребенка в группе общеразвивающей направленности родительская плата составит 713 рублей в месяц. Это в том случае, если в семье 1-2 детей. Для тех, у кого 3 ребенка и более, плата за детский сад в этой же группе с 12-ти часовым пребыванием составит 356 рублей в месяц за каждого малыша.
12 Авг 2018 149В дошкольных учреждениях не хватает педагогов, плохо кормят и не соблюдают СанПиН
Во вторник Минобрнауки и Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО представили общественности результаты исследования качества российских детских садов. Анализ показал, что ситуация с дошкольными учреждениями значительно ухудшилась. Ни одному из участвовавших в исследовании детскому саду не удалось удостоиться даже оценки «хорошо», а более 10% учреждений и вовсе попали в категорию двоечников.
В данный момент в России действуют 49,4 тысячи дошкольных образовательных организаций, которые посещают более 7 миллионов дошкольников. В исследовании 2017 года приняли участие почти 9 тысяч детских садов из 57 регионов страны.
«К сожалению, ни одна из дошкольных образовательных организаций, принимавших участие в исследовании, не соответствует оценочной категории «отлично». Данная ситуация стабильна за весь период проведения аналогичных исследований - начиная с 2012 года в данную категорию не попадала ни одна дошкольная образовательная организация В 2017 году количество дошкольных образовательных организаций с оценкой «удовлетворительно» составило 89,8% от общей выборки, что является минимумом за все время проведения исследований. Данная цифра достигнута за счет увеличения количества детских садов с оценкой «неудовлетворительно». В 2017 году зафиксирован существенный скачок в количестве детских садов с данной оценкой – их количество составило 10,2% от общей выборки» , - отметили авторы исследования.
В отличие от прошлых лет, когда оценке «хорошо» соответствовали стабильно около 5% детских садов, в 2017 хорошистом не удалось стать ни одному учреждению. Самые низкие результаты по регионам показала Карелия, в которой лишь 58,2% детских садов из выборки получили оценку «удовлетворительно», а 41,8% – оценку «неудовлетворительно». Самые приличные результаты показали Санкт-Петербург, Ленинградская область и Ставропольский край.
Исследование проводилось по трем основным критериям: условия, созданные для ребенка в дошкольной образовательной организации; профессиональная квалификация педагогов учреждения, дополнительные услуги, предоставляемые в детском саду. Хуже всего российские детские сады справились с кадровыми условиями, по этому направлению 99,8% учреждений получили «двойку». Выяснилось, что штатный педагог-психолог отсутствует в более чем половине дошкольных учреждений. Кроме того, количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет составляет чуть боле 28 тысяч на почти 9 тысяч учреждений, то есть в среднем 3,2 педагога на один сад. Это самый низкий показатель за все время подобных исследований.
С направлением «дополнительные услуги» в детских садах дела обстоят немного лучше. Главная проблема заключается в том, что данные услуги предоставляются лишь в каждом десятом учреждении, а бесплатно ими могут пользоваться только 29% детей.
Анализ направления «условия, созданные для ребенка, в детском саду» также выявил ряд серьезных проблем. Так, лишь треть проверенных учреждений имеют архитектурно-планировочные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Более половины детских садов были замечены в нарушении СанПиН, а также имеют замечания органов Рособрнадзора по организации питания. Одним из положительных результатов исследования стал показатель наличия в детских садах медицинских сестер, они обнаружились в 75% учреждений.
За 2015 год, в среднем по России на каждые 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходилось 106 детей (в возрасте от 1 года до 6 лет), их посещающих (уровень практически не изменился с 2008 года) . В трети регионов страны этот показатель был еще выше, и во всех восьми федеральных округах средний показатель превышал 100%.
При том что “доступность” дошкольного образования в стране для детей в возрасте от 3 до 7 лет еще к концу 2015 года составила 98,97%, только за первые 10 месяцев 2016 года количество очередников в детские сады увеличилось с 62 тысяч до почти 65 тысяч детей, констатировали аудиторы Счетной палаты России в декабре прошлого года, а для самых маленьких (в возрасте до 3 лет) очередь превысила 391 тысячу.
На прошлой неделе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил итоги опроса, приуроченного к Дню матери в России. Судя по ответам его участников, нехватку мест в дошкольных учреждениях они относят к числу главных для себя проблем в сфере материнства и детства.
Дело в том, что сам по себе высокий показатель “доступности дошкольного образования” вовсе не означает еще наличия соответствующего количества мест для желающих. Из пояснений Министерства образования и науки РФ следует, что он “рассчитывается как доля детей в соответствующих возрастах, которым предоставлено место на программах дошкольного образования, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди на получение такого места в текущем учебном году” . И еще в 2014-м, как отмечалось в отчете министерства, этот показатель (для детей 3–7 лет) составил 93,9% (в 2013-м – 92,7%).
Довести его до 100% к 2016 году правительству поручалось “майскими” указами президента России от 2012 года. “Задача, поставленная в майском указе, практически выполнена: доступность дошкольного образования составила 99%”, – отчитался теперь уже бывший руководитель Минобрнауки в январе прошлого года.
По состоянию на 1 апреля 2017 года, как следует из отчета правительства, уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по России составил 98,73%, в том числе 99% – в 74 регионах из 85 и 95–99% – еще в четырех.
В отличие от этого, “расчетного” показателя, более наглядным оказывается показатель “охвата” дошкольным образованием. Его Росстат определяет в процентах от общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет по каждому из регионов и в целом по России. И в этом случае ни о каких “близких к 100%” уровнях речь не идет. Например, в 2008 году показатель “охвата” для России в целом составлял 59,3%, в 2015-м – 66,2%, в 2016-м – 66,5%. При этом разрыв между регионами, как видим, может быть кратным, а более чем в трети регионов показатель оказывается ниже среднероссийского.
О том, что мест в дошкольных учреждениях России явно не хватает, свидетельствуют и результаты недавнего мониторинга общественного движения “Общероссийский народный фронт” (ОНФ). В его опросах приняли участие 500 воспитателей дошкольных учреждений в 63 регионах страны. Из них почти 17% заявили о переполненности групп. Полгода назад правительство России отчиталось , что наполняемость групп детских садов (дети в возрасте 3–7 лет) в среднем по России составляет 25,3 человека. При этом в постановлении Главного санитарного врача России еще от 2010 года санитарные нормы формулировались так : “Для детей в возрасте от одного года до 3 лет – не более 15 человек в группе, для детей 3–7 лет – не более 20 (оптимальная – 15 человек)”.
В ходе же опроса, проведенного ОНФ, 15,5% воспитателей отметили, что в их группах насчитывается по 30–39 детей, а еще 1,4% воспитателей – от 40 до 46 детей. В некоторых случаях численность групп оказывалась даже большей.
“Мы видим, что для достижения необходимых показателей регионы вынуждены раз за разом принимать сомнительные меры: уплотнять группы, открывать неукомплектованные детские сады, – отметила руководитель рабочей группы ОНФ , зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – В этих условиях говорить о доступности, которая бы не только учитывала всех детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но и предусматривала наличие свободных мест, не приходится”.