Черты характера ребенка 10. У каждого ребенка — свой характер − почему его не стоит путать с темпераментом? Характер ребенка — мудрец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какими бы похожими ни казались маленькие детки, все они обладают своим собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни ребенка.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • поведение родителей;
  • окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

  1. Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.
  2. Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.
  3. Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.
  4. Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, это во многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!

Характер (от греческого charakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления Психологический словарь» под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова).

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем.

По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя:


  • Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;
  • Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.
Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:


  • Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.
Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?


  • С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Каждый из нас, приходя в этот мир, наделен какой-то особенной, неординарной личностью, своим характером и необычными чертами. Любой ребенок индивидуален, и основная задача родителей, не принудить ребенка к чему-либо, а найти в ребенке его дар, талант, и развить его.

Открытие ребенка и его талантов — это целое искусство, и целое мастерство. Особенности воспитания детей бывают разные, но важно, чтобы родители видели в своем ребенке сильные черты и качества, то, к чему он предрасположен, и давали возможность развиваться в этом направлении, и нивелировали его недостатки.

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

В этой статье я поговорю о различных видах характеров у детей, и об особенностях воспитания каждого из этих характеров.

Тут нужно заметить, что чистые виды — встречаются очень редко, и всегда есть некие «примеси» и различные смешения характеров и особенностей у одного ребенка. Но зато всегда есть некий основной вектор развития, который вам и надо приметить.

Важное различие девочек и мальчиков

Есть одна особенность, про которую хотелось бы упомянуть до того, как я перечислю разные характеры детей — и это различие в воспитании мальчика и девочки.

При воспитании мальчика самое важное, это дать понять ребенку, что ему — доверяют, дают ему ответственность. Тогда мальчик может вырасти мужчиной.

А для девочки главной — это дать ей понимание, что ее защищают, она под защитой. Тогда девочка сможет вырасти здоровой и с чувством внутренней гармонии. Если она не будет чувствовать защиты — она начнет развивать в себе навыки защиты, идя по мужскому пути, и закончиться это может не очень хорошо.

Итак, типы характеров детей:

1. Академический характер у ребенка

Такой ребенок склонен к образованию и обучению, любит читать, возможно обладает хорошей памятью. Помимо того, что он просто любит читать, он умеет после этого пользоваться тем, что прочитал — анализировать информацию и применять ее на практике.

Направление чтения при этом неважно, будь то читает он приключенческие и фантастические романы, или книжки по технике, изобретательству и другим интересным вещам. В ребенке заложена склонность к самосовершенствованию, в любой области. Неважно, будь он гуманитарий, или технарь.

Если ваш ребенок обладает такими качествами — то все, что вам нужно делать, это быть его «спонсором». Так как, очевидно, ребенок не может себе позволить приобрести новые книжки, другие интересные вещи, которые позволят ему учиться еще больше и получать знания — то родители должны обеспечить ему эту возможность.

Допустим ребенок нарисовал что-то на обоях — покупаем ему краски, даем бумагу.

Увлекся техникой — можно купить ему конструктор, какую-нибудь техническую энциклопедию. Заинтересовался динозаврами — срочно купить книжки с динозаврами, и так далее.

В общем-то все. Родителям такого ребенка можно сказать повезло. Делать больше ничего особо не надо, спонсируешь ребенка — и смотришь за ним. Он сам обучается и развивается, это заложено в его природе. Остается только расслабиться.

2. Эмоциональный характер у ребенка

Такой тип детей склонен к построению отношений с другими людьми, проявлению эмпатии, желанию общаться и находить общий язык. Такие дети очень хорошо чувствуют других, и понимают, с кем надо общаться, с кем общаться не стоит, уходят от плохих отношений.

А у ребенка есть потребность — открываться, общаться. Если родители этого не понимают, то будут возникать проблемы. Скорее всего в определенный момент ребенок закроется, и перестанет доверять своим родителям.

Еще нужно заметить, что такие дети не всегда проявляют себя именно в большом количестве разговоров, они умеют вовремя и помолчать, и послушать.

Ведь часто правильно молчание — это гораздо более важно и нужно, чем много разговоров. И такие дети это понимают с самого начала жизни.

Такие дети в будущем становятся «душой компании», они сплачивают коллективы. Не всегда являясь самыми лучшими специалистами в компании, их обычно не увольняют — потому что они являются неким клеем, который держит людей, объединяет их. Конечно, при условии, что ребенок воспитан с пониманием его особенностей.

В будущем также такие дети могут стать прекрасными священниками, хорошими психологами, или быть успешными в других профессиях, которые связаны с эмпатией и общением с другими людьми (например девочка может стать прекрасной женой и мамой).

Что должны делать родители, при воспитании такого ребенка? Конечно обеспечивать его общением! Делать все возможное, чтобы у ребенка была возможность общаться с окружающими, повести его в такие общества, где ребенку будет интересно .

Если вы найдете такие места (кружки, секции, клубы), где ребенок почувствует себя хорошо, то он сам начнет развивать в себе навыки коммуникации, и вам опять же останется только наблюдать за этим.

3. Физический характер у ребенка

Очень активные дети. Такой тип еще иногда называются «армейским», и понятно почему) Такие дети могут свести с ума любого родителя.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова , которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Ребенок скорее всего будет тяготеть к физическим нагрузкам, будет хорошо физически развит, будет достигать больших успехов в каких-нибудь спортивных секциях и кружках. У таких детей огромное количество избыточной физической энергии, которую они стремятся потратить.

Им очень нужно, чтобы рядом был некий тренер: человек, который хорошо знает человеческое тело, и умеет его развивать. Если это мальчик, то самое хорошее, что можно сделать, это отправить ребенка на какой-то спорт, который ему нравится.

Также такие дети очень хорошо понимают себя, и воспринимают — в соперничестве. Им нужно соревноваться, конкурировать, побеждать и опять побеждать, а также проигрывать. Тогда они чувствуют себя очень хорошо. Либо учатся проигрывать достойно.

При этом к девочкам это не относится — для девочки не надо побеждать. Для нее вообще лучше не сражаться ни с кем. Для девочки гораздо лучше, когда она получает все, потому что она окружена теми, кто хочет ее защищать и делать для нее все.

Задача родителей в этом случае, если девочку тянет активно в спорт или другую бешеную активность — перенаправить энергию девочки в более мирное и женственное русло.

Самооценку таким детям можно очень хорошо повысить, если их хвалить за их достижения. Это самое главное для таких детей — хвалить и еще раз хвалить, если у них что-то получается и они чего-то добиваются.

4. Творческий характер ребенка

У таких детей очень сильно развито воображение и способности что-то креативить и создавать. Чтобы определить такой тип ребенка, можно понаблюдать за ним, и если он может взять какие-то простые вещи (допустим две палочки), и потом несколько часов с ними играть — очень похоже на то, что это творческая натура, которая может придумать себе виртуальный интересный мир.

Для таких детей очень важна фантазия — они живут воображаемым миром, и они наслаждаются им. Поэтому самое вредное для них — это телевизор и компьютер, так как эти предметы нашего быта — очень сильно блокируют воображение. Творческие дети — очень уязвимы дети, и телевизор и компьютер может их просто разрушить.

Также творческие дети максимально просто воспринимают различные истории, связанные с мистикой и духовным миром, так как там опять же требует большая доля креативного мышления и фантазии.

Самая большая трагедия для такого типа детей — это оказать под контролем ограниченных родителей, не такого типа как они.

То есть родители при воспитании просто не понимают ребенка, и могут его просто забить своим неадекватом.

Самая же главная обязанностей при воспитании таких детей — это подыгрывать им, участвовать в создании их сказок, участвовать в построении их сказочного воображаемого мира.

5. Художественный характер ребенка

Этот тип детей с одной стороны очень похож на предыдущий, с другой стороны это дети, которые не просто фантазируют и создают придуманные миры, это дети которые любят заниматься различными творческими занятиями, такими как танцы, пение, рисование и так далее.

В случае, если у вас такой ребенок, то для вас и для вашего ребенка очень важно найти для него кого-то, взрослого человека, который уже состоялся как творческая личность. И познакомить, позволить общаться с таким человеком.

Дети с таким характером всегда будут тянуться за гениями в какой-то области, будут видеть их талант, и стремиться у них научиться.

6. Характер ребенка — мудрец

На свете есть и такой тип детей — мудрые дети. Они почти с рождения проявляют некую способность к пониманию этого мира, к высокому уровню восприятия.

Такие дети обычно от большой загрузки или количества знаний — начинают скучать, избегать этого. В школе обычно они занимаются какими-то своими делами, и занятиями.

Часто, такие дети с возрастом и не развивают в себе каких-то больших талантов, но при этом они очень четко понимают все вокруг. И умеют задавать себе вопрос: а зачем мне это надо, как я этим буду пользоваться?

Они очень хорошо видят изнанку мира, так, как он устроен. И поэтому не готовы тратить время на не значимые для себя вещи.

Таким детям нужна в первую очередь свобода . Они все равно будут делать, что хотят. Просто если их заставлять, они будут делать что хотят у вас за спиной. При этом им очень важно понять, как устроено мироздание, чтобы понять, какое место они занимают в нем.

Не просто изучить какой-то предмет или науку, а именно увидеть картинку в целом. Их часто в более зрелом возрасте тянет на изучение различных философских и религиозных писаний, и древних текстов.

Со стороны родителей тут есть один вариант — давать возможность своему ребенку заниматься и развиваться в чем-то, при этом обеспечивая полную свободу при занятиях. Через палку таких детей научить невозможно.

7. Интуитивный характер ребенка

Эти дети понимают все на уровне интуиции. Им даже учить ничего не надо, и академические достижения для них совсем не важны. Оценки не важны. Мнение окружающих тоже для них не важно.

Таких детей практически нет, либо очень мало. И роль родителей в случае, если у них такие дети — только в том, чтобы признать их способности, оценить их в полной мере, и не завидовать им:)

Итоги

Повторюсь, что в каждом ребенке смешано много типов, но чаще всего для правильного воспитания ребенка нужно всего лишь помочь ему найти свой главный характер, тип и предрасположенность.

При этом самый главный принцип воспитания, и самый лучший — это вообще не воспитывать детей, а только давать им хороший пример. Хотите достойно воспитать детей — займитесь собственным воспитанием, это принесет наибольшую пользу и вашему ребенку.

Есть всего несколько секретных слов , услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

Наследственность;
воспитание;
поведение родителей;
окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.

Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.

Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.

Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, этово многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая чертанизкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.



Рассказать друзьям