Как развить жевательный рефлекс у ребенка. Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали - ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать - интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу - не нужно спешить сажать его за стол - наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял - что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось - поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса - и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает - все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ д/с №174, г.Москва

С рождения до полугода младенца кормить просто - дали молоко или смесь, ребенок сыт и весел. Но когда приходит необходимость вводить прикорм, могут возникнуть первые трудности. Например, нужно научить ребенка жевать твердую пищу, когда зубов у него еще нет.

Постоянно перетирая блюда, мы оказываем лишь медвежью услугу своему малышу. Проблема за проблемой накатывают как снежный ком. И вот уже в 2, а то и в 4-5 лет детки не жуют, а попросту глотают еду. Это достаточно серьезно осложняет посещение детского садика, ведь там крохи питаются согласно санпинам.

Отсюда и первые заболевания желудка, нарушения сна. Далее, развивается неправильный прикус, неверная постановка речи, а из-за слабости мышц кроха не может держать закрытым рот. Вследствие чего наблюдается постоянное слюноотделение. Кроме того, нарушается овал лица.

Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно развивать жевательный рефлекс. В теории это, конечно, просто, а вот практика - довольно сложный процесс. Запасайтесь терпением, в работе пригодится все.

Когда ребенок начинает жевать

Обратите внимание на своего кроху, он сам подскажет, когда следует начинать приучать его жевать.

Если ребенок кусается, грызет все, что ему попадается, включая свои пальцы и маму, это говорит не только о том, что у него режутся зубки. Сигнал к тому, чтобы подкладывать «грызунки», крупные соски, резиновые игрушки - подойдет абсолютно все (безопасное, конечно).

Засовывая в рот различные предметы, кроха изучает их язычком, деснами, небом, внутренней частью щек. Это и помогает сформировать один из главных навыков - жевательный рефлекс.

Этапы формирования рефлекса

Чтобы родителям было проще, можно ориентироваться на так называемые возрастные рамки.

Конечно, у каждого ребенка они свои, но все же можно на что-то опираться.

До 6 месяцев

Педиатры рекомендуют начинать прикорм в 4-6 месяцев. В это время, помимо грудного молочка или смеси, маленькому человечку можно дать на пробу протертый в блендере кабачок или безмолочную кашку (в зависимости от того, с чего доктор рекомендует начать ввод новой пищи в рацион вашего чада).

Необычные вкусовые ощущения приводят в восторг младенца или заставляют кривиться. Это тоже провоцирует осваивать жевательный рефлекс.

Полезным будет следующее упражнение : представьте, что ребенок - это вы, как бы вам хотелось узнать, понять, что нужно делать? Покажите это сами. Положите к себе в рот его пальчики, слегка прикусите их и немного пожуйте причмокивая. Затем сделайте то же самое, только наоборот. Пусть теперь он вас немного «поест». Это хороший контакт с ребенком, вы повеселитесь, а заодно и научите его этому сложному, на первый взгляд, делу!

7-8 месяцев

Детки уже во рту проделывают разные манипуляции с едой, чтобы почувствовать вкус. Это тоже первые кирпичики на пути к успеху. Когда рацион младенца начинает меняться от мягких к более шероховатым структурам, их язык и щечки больше двигаются, что помогает развивать жевательный рефлекс далее.

Предоставьте ему возможность самостоятельно себя покормить. Естественно, предстоит запастись терпением, ведь малыш учится, а это значит, что процесс будет долгим. Погримасничайте рядом со своим первооткрывателем. Покормите вместе с ним мишку, куклу, зайку. Пробуждайте в нем интерес к еде снова и снова, балуйте разнообразием и подачей.

Предлагайте ребенку сушки, бананчики и прочие фрукты или овощи. Многие мамочки сегодня пользуются ниблером как раз для этих целей. В него помещают небольшие кусочки еды, а благодаря силиконовой сеточке в ротик попадает лишь сок. Кроме того, его удобно держать. Эргономичная ручка отлично ложится в ладошку крохи. Теперь не стоит переживать, что он вдруг откусит кусочек и подавится, пусть жует на здоровье.

Если у ребенка заложен нос, отложите знакомство с ниблером до полного выздоровления.

1 год

В годик дети вовсю должны владеть ложкой и совершенно спокойно попадать ею в рот. Питание вашего чада расширяется. В меню теперь не только протертые кашки, пюреобразные супчики и рагу. Сейчас смело можно резать мелкими кусочками овощи и фрукты, тереть на крупной терке морковку. Помогайте ребеночку жевать и проглатывать полутвердую пищу. Но смотрите за тем, чтобы он не поперхнулся.

Это не говорит о том, что если годовалый малыш привык на ночь есть молочную кашу из бутылки, нужно заставлять его орудовать ложкой. А вот если в два-три года ребенок еще не жует твердую пищу, следует обратиться к специалисту. Врач определит, как действовать в сложившейся ситуации.

Конечно, эти советы не могут подойти абсолютно всем деткам. Если вы хотите, чтобы все было правильно, ориентируйтесь конкретно по своему маленькому человечку.

Возможные проблемы

Очень заботливые родители, которые переживают, что кроха подавится, и как можно дольше оттягивают процесс знакомства с густой едой, сталкиваются с рядом проблем:

  1. Неправильное кормление . Постоянно протертая пища приводит к тому, что маленький хитрюга впоследствии ленится жевать, ведь гораздо удобнее просто глотать. Это приводит к проблемам ЖКТ. Еда поступает крупными кусочками, грузно лежит на дне желудка и не переваривается как следует.
  2. Кроха не знаком с твердой пищей , он не знает, что делать и попросту выплевывает ее.
  3. Страх . Малыш может бояться глотать большие кусочки, от этого и желание жевать пропадает.
  4. Ребенок давится при кормлении твердой пищей, пытаясь ее проглотить. Начинает задыхаться, захлебываться.
  5. Срабатывает рвотный рефлекс . Такое происходит при попытке проглотить кусочек, или мама неправильно вводит ложку (слишком глубоко).
  6. Несформированные пищевые навыки . Кроха не может двигать языком из стороны в сторону, поднимать его к небу, собирать пищу в комок для глотания.
  7. Нарушение тонуса жевательных мышц приводит к тому, что у ребенка не получается сосать, глотать, жевать. Развиваются различные заболевания, что в дальнейшем влияет на речь.
  8. Ранний отказ от грудного вскармливания приводит к тому, что чадо получает смесь из бутылочки не напрягаясь. Некоторые родители еще и дырку в соске побольше делают, чтоб лучше проходила. На самом деле все в нашей жизни неспроста. Чтобы получить молочко из маминой груди, малыш трудится, напрягает свои артикуляционные мышцы. И это тоже способствует развитию жевательного рефлекса!
  9. Не хочет кушать , пока не включат мультики - современная проблема, которой пренебрегают многие молодые мамочки. Более того, заботливые родители специально включают мультфильм, чтобы ребенок хорошо и без каприза поел. Но в этом-то и проблема. Кроха отвлекается от еды и съедает больше, плохо пережевывает, у него не вырабатывается желудочный сок, так как он увлечен телевизором, а не поеданием пищи. От этого тоже возникают проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом.

Всеми любимый доктор Комаровский, на мнение которого ориентируются многие родители, советует:

  • Проявляйте актерское мастерство, объясняйте почему сегодня не привычная для малыша пища, а густая, да еще и с какими-то кусочками. Например, расскажите целую историю, что в магазине баночки закончились, что блендер сломался и теперь эту работу придется делать вашему непоседе. Но он обязательно справится, ведь вы в него верите. Хрум-хрум, и готово.
  • Скажите маленькому человечку, что вы устали, попросите помочь его, вручив вилку. Пусть ребенок сам разомнет, как сможет. Приготовьтесь, процесс будет долгим и мало опрятным. Но более выигрышным. Потому как самостоятельно приготовленная еда намного вкуснее.

Предложите крохе что-нибудь лакомое, но целым кусочком, например, мармелад, пастилу или зефир. Жевать будет. Отказ маловероятен.

Когда нужно учить

Приучить ребенка к твердой пище просто, если вы прислушиваетесь к нему. Примерно с 4-х месяцев малыш начинает проявлять интерес к тому, что там мама кладет к себе в рот, «А ну дай попробую!», и тянет ручки. Некоторые детки пытаются проверить, что находится у мамы во рту. Ощупывая губы, зубы, язык, ребенок интересуется, «Что ты, мама, делаешь?!».

Это для вас, родители, и должен быть толчок к тому, что пора. Но помимо гастрономического интереса, есть еще и физиологическая готовность организма. И как говорится в современных рекомендациях Минздрава РФ:

  1. К 3-м месяцем жизни созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется местный иммунитет кишечника, созревают механизмы глотания полужидкой и твердой еды.
  2. Примерно к 6-ти месяцам пищеварительная система уже готова переваривать крахмал, белки и жиры, которые содержит немолочная еда. Но не забывайте о том, что желудок малыша невелик, поэтому продукты должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов.

Ориентир нужно держать на стул ребенка. Если вы видите, что в нем присутствуют кусочки непереваренных овощей и фруктов, значит, организм его еще не готов к тяжелой пище.

Способы приучения ребенка к жеванию

Если ребенок твердо решил, что жевать не будет, родителям необходимо очень постараться, проявить фантазию, чтобы интерес крохи не угас.

  • Самый лучший вариант - садиться за стол всей семьей. Чтобы он видел, как едят другие.
  • Можно слегка подергивать малыша за щечки, показывая на себе, как нужно жевать, при этом аппетитно озвучивая.
  • Предлагайте ему пожевать грызунки, ниблер и многое другое.
  • Расскажите крохе сказочку о том, как ворота открываются, самосвал груз сбрасывает, и как теперь все это нужно перемешать, тщательно прожевывая. Или устроить соревнования, кто дольше прожует. Ложечка за ложечкой, и ребенок научится самостоятельно хорошо разжевывать.
  • Пригласите в дом гостей с детками постарше. Посадите всех есть. Пусть он посмотрит, как справляются другие.
  • Учите своего маленького первооткрывателя жевать те продукты, вкус которых ему нравится.
  • Делайте артикуляционную гимнастику, пусть это будет ваша игра. Задуть свечи, подудеть в трубочку или почистить язычком щечки, небо, зубки с внутренней и наружной стороны, свернуть язык в трубочку.

Специальные «тренажеры»

Раньше наши мамы и бабушки, чтобы почесать десны, а заодно и развить жевательный рефлекс, давали нам корочку хлеба, баранку, бублик, яблочко и морковку, так сказать, грызть.

Сегодня же многие производители облегчили участь мам и придумали ниблер , о котором мы уже говорили. Это большая соска с силиконовым мешочком в дырочку. В нее кладут кусочки фруктов и овощей, закрывают и вручают малышу. А он уже, в свою очередь, борется с ней, чтобы как можно больше выдавить сока.

Какой способ наиболее безопасный, решать только вам. Но с ниблером можно не переживать о том, что ребенок подавится кусочками еды. И безболезненно перевести его на полутвердую пищу.

Готовая баночная еда

Конечно, это очень удобный вариант. Особенно в дороге.

Но если вы переходите от мягкой пищи к шероховатым структурам, при покупке баночной еды обращайте внимание на рекомендованный возраст. С 8-10 месяцев на этикетке должно быть написано о специальных кусочках, которые учат жевать.

Огромный плюс, что с каждым днем крохе все интереснее то, что его окружает. Гастрономический вопрос тоже на повестке дня. И вы можете этим активно пользоваться.

Не торопитесь

Все нужно делать постепенно. Когда малыш появился на свет, мама кормит его грудным молочком. Ребенок получает самое нужное: воду, молоко, необходимую консистенцию. Постепенно маленький человечек растет и потребности его организма тоже. Все меньше он наедается и все больше нуждается в расширении своего меню. Теперь питаться он должен иначе. В ход идет прикорм .

Ежедневно мама вводит в рацион крохи один новый продукт, понемногу увеличивая количество ложечек. Но еда по-прежнему легкая, пюрированная. Затем продукты уже не нужно блендерить, достаточно лишь размять вилочкой. Теперь ребенок самостоятельно жует.

  • Активируйте работу мышц языка, преодолевая рвотный рефлекс. Проделывайте легкий массаж языка через марлю. При помощи деревянного шпателя постепенно продвигайтесь к корню языка и обратно, слегка надавливая. Положите за щечку ребенка марлевую салфетку и попросите его язычком вытолкнуть ее.
  • Не забывайте делать артикуляционную гимнастику.
  • Преодолевайте страх попадания в рот твердой пищи. Дайте ребенку твердый продукт или ниблер, пусть грызет.
  • Постепенно переходите от протертой пищи к кусочкам. Предлагайте малышу самому измельчить свою еду.
  • Вызывайте интерес у ребенка к процессу питания. Накрыв на стол, его приборы оставьте в стороне. Всей семьей с аппетитом и восхищением нахваливайте: «Как же это вкусно!». Когда маленький человечек подойдет к столу, не спешите его усаживать, наоборот, говорите, что здесь на всех не хватит. Ждите, пока не проявится устойчивый интерес, и только потом можете угостить, одной ложечкой. Напоминайте, что это ваша порция. Как только интерес пропал, отправляйте его из кухни. А если кроха тянется еще к чему-нибудь пожевать, смело усаживайте за стол.

Малыш всегда должен есть под присмотром родителей. Но делайте это ненавязчиво.

Многих молодых родителей волнует вопрос: как научить ребенка жевать? Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Жевательный рефлекс проявляется приблизительно к полугоду. Можно заметить, дав в этом возрасте малышу сушку, что он энергично пытается ее кусать.

Некоторые считают, что так ребенок пытается чесать десны, но чаще ребенок тянет в рот твердые предметы при просыпающемся жевательном рефлексе. Так малыш учится жевать. Нужно не упустить этот момент, так как через пару месяцев, как только у ребенка появятся зубки, жевание для него будет сложной задачей. Поэтому нужно развить навыки жевания еще до того, как покажется первый зубик.

Природой заложены многие рефлексы, в том числе и сосательный. Однако даже при кормлении грудью малышу не сразу удается правильно сосать. Так же и с жевательным рефлексом, нужно тренировать его, давая малышу сначала боле густую пищу, чем обычно, чтобы он постепенно учился глотать ее, проталкивая язычком и работая челюстями.

Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Пищеварительный тракт развивается вместе с остальными органами и системами, усовершенствуется ферментация, мышечные волокна желудка, кишечника, и через некоторое время он готов переваривать и мелкие кусочки еды.

Если малыш привык есть протертую пищу, его пищеварительная система начинает «лениться», затрудняя усваивание еды. Жевательные мышцы не развиваются, а это, как говорят специалисты, может привести к недоразвитию овала лица, а также неправильно сформировать прикус. Ортодонты, конечно, помогут исправить эту проблему, но лучше предупредить все возможные нарушения, чем потом с трудом исправлять их.

Некоторые мамы жалуются, что малыш отказывается жевать. Нужно ли его обучать этому? Почему он ленится жевать? А причина может быть банальной - многие молодые мамочки чаще всего используют для питания ребенка специальные протертые готовые пюре. Это очень удобно, не требует времени и дети отлично растут, питаясь подобной пищей. Ребенок здоров, и никто не обращает внимания до поры до времени, что он ест только протертую однородную еду. Но если к двум годам наблюдается такая же картина, родители начинают волноваться и ищут решение проблемы.

Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей - вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.

Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.

Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.

С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка - довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это - идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.

Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.

Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп - вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

источник http://www.detskydoctor.ru/

Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки.

Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно.
Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный.

Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя.

Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено!

Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде.

Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет.

И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

и лично от меня - обычай давать детям жеванный хлеб, это оснавная причина детской смертности от кишечных инфекций. Не жуйте, прошу вас! и желаю вам справится с вашей проблемой))))



Рассказать друзьям