Занятие в подготовительной группе по речевому развитию. Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект по развитию речи во второй младшей группе

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цели : Познакомить с русской народной сказкой , помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) . Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие:

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали, использовать в постройках детали разного цвета.

Физическое развитие:

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Продолжать развивать разнообразные виды движений.

Воспитывать у детей умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие:

Приучать детей к вежливости.

Тип занятия: интегрированное.

План:

1. Вводная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Используемое оборудование для педагога: компьютер, игрушки – заяц, лиса, петух.

Ход НОД:

Этап 1. Вводная часть

Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта, развитие интереса у детей, установление зрительного контакта, осознание и принятие поставленной задачи.

Воспитатель: Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Молодцы! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
- А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: "Добрый день!"
Молодцы, ребята! А сейчас давайте сыграем в игру, я вам показываю картинки, а вы мне произносите звуки. Хорошо!

Ответы детей.

Воспитатель: умнички, ребята!

Этап 2. Основная часть

Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний.

Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз - вот такая коробочка.
А коробочка эта не простая, а волшебная, потому что в ней любят прятаться сказки. А вы любите сказки?
- Вот сейчас мы проверим, какие сказки вы знаете? Присаживайтесь.

(дети договаривают слова, воспитатель показывает картинку или выбирают сами дети (разложенные на витрине))

В корзине картинки с сюжетами сказок

1. «Жили - были дед и баба, и была у них …

Снесла она яичко, не простое, золотое… » («Курочка Ряба»)

2. «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

3. «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)

4. «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

5. «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

(В корзинке, и на витрине надо поставить картинку «Лиса и заяц», затем к ней вернуться, когда будут угадывать сказку про лису.)

Воспитатель : Хорошо вы сказки знаете!

Ребята, посмотрите, кто это еще спрятался в корзинке?

Педагог достает из корзинки мягкую игрушку - лису.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Воспитатель : Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. Ребята, а вы знаете как называется эта сказка? А хотите ее послушать? («Заюшкина избушка», обращает внимание на картинку, чтение сказки )

Воспитатель : Ребята, а лисичка то к нам пришла с загадками. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Воспитатель показывает слайды или на магнитной доске картинки выставляет

Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

Вот будильник во дворе,

Будет всех он на заре.

Красный гладкий гребешок

Это – Петя- … (петушок)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки.
Зовут меня… (Лягушка.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки.)

Правильно, ребята!

Физминутка.

Лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.

Дети присаживаются на стульчики.

Инсценировка сказки.

Ребята я забыла о чем сказка, вы мне не поможете ее вспомнить? (Ответы детей) Тогда нам поможет театр картинок (если дети умеют инсценировать показывают сами).

Этап 3. Заключительная часть

Воспитатель: Спасибо артистам! Контрольные вопросы: Ребята, а вам понравилась сказка? А что больше всего вам понравилось?

Какую сказку мы посмотрели?

Как начинается сказка?

В сказке когда лиса выгнала зайчика,(какой он был, грустный,) Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?

Почему собаки и медведь убежали? Лиса была доброй или злой? Что она сказала? Скажите это сердито (Дети изображают на лице злость)

А кто помог зайчику выгнать лису? Правильно петушок, а как вы думаете, какое у зайчика было настроение, когда он вернулся в свой дом? (Дети изображают радость)
-Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
-Что случилось весной?
-Чем закончилась сказка? - Чему она нас учит?

Воспитатель: Большое всем спасибо!

Хороводная игра «Постоим дом для Лисы и всех зверей»

Физминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Руки поднимают вверх, растопыривают пальцы)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
(Дети поднимают руки, показывая забор, уши собаки (ладошками))
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы!

Ольга Гаврилова
Конспект занятия по развитию речи для детей 2–3 лет «Разбудим солнышко»

Конспект занятия по развитию речи

«Разбудим солнышко »

Цель : вводить детей в мир художественного слова.

Задачи :

1. Учить понимать содержание потешек, песенок;

2. Активизировать речь словами, обозначающими знакомые объекты (петушок, курочка, солнышко , отдельные части (головушка, бородка, гребешок) ;

3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе прослушивания фольклорных произведений и совместных игр.

Предварительная работа :

Рассматривание альбома «Петушок и его семья» , заучивание песенки «Солнышко » , дидактическая игра «Чей домик» , чтение стихов и потешек о домашних животных.

Методическое обеспечение :

Домик теремок; народный костюм бабушки; ширма; игрушки : петушок, курочка, цыплята; солнышко плоскостное ; аудиозапись песни «Солнышко засвети » .

Методика проведения :

Организационный момент (дети с помощником воспитателя прячутся за домик – теремок)

1. Игровая ситуация. В группу к детям приходит бабушка Арина. Она одета в народный костюм. Входит, напевая известную детям народную песенку :

Стоит терем – теремок,

Он не низок, не высок.

Пойду, постучу.

Хозяевам покричу :

«Кто – кто в теремочке живет,

Кто – кто в невысоком живет?»

(Из терема выглядывают дети с помощником воспитателя) .

Бабушка :

– Сколько много ребятишек живет в домике!

– Давайте с вами познакомимся, как вас зовут?

Дети : Таня, Ваня, Ира, Саша…

(Дети выходят и усаживаются вокруг бабушки) .

2. Загадывание загадки.

Бабушка :

Хочу с вами поиграть и загадку загадать.

– Кто это?

Детям спать не дает.

– Правильно, это петушок.

– Посмотрите, кто это нас встречает?

(Бабушка Арина достает из – за ширмы игрушечного петушка)

Ку – ка – ре ку!

3. «Речевое общение»

(Бабушка обращается к петушку, в процессе чтения обращает внимание на голову, гребешок, бородку)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка

Что ты рано встаешь?

4. Повторение потешки

Бабушка :

– Ребята, давайте спросим еще раз петушка, почему он рано встает. (Дети повторяют вместе с воспитателем потешку.)

– Я солнышко не могу разбудить , поэтому ко мне курочка с цыплятками не идут.

5. Проблемная ситуация «Как разбудить солнышко

6. Бабушка :

–Ребята, как помочь петушку солнышко разбудить ? (покричать)

Ребята, давайте громко покричим как петушок и разбудим солнышко .

– Как кричит петушок?

(просит нескольких детей индивидуально прокричать как петушок, а затем хором).

7. Звукоподражание

«Ку – ка – ре – ку!»

8. Сюрпризный момент

(Звучит музыка «Светит солнышко » . Из – за ширмы, поднимает плоскостное изображение солнышка и прикрепляет его к ширме)

Бабушка :

– Что это? (ответы детей с использованием приема «скажи» , «повтори» )

Солнышко проснулось !

Вот какие молодцы ребятки помогли петушку солнышко разбудить .

9. Чтение потешки

Бабушка :

– Запел петушок, помогли ребята петушку солнышко разбудить , выглянуло солнышко яркое .

Ночь прошла, темноту унесла.

Здравствуй, солнышко !

Колоколнышко!

– Давайте поздороваемся с солнышком . (Дети повторяют фразу из потешки «Здравствуй солнышко , Колоколнышко!» )

Обрадовалось солнышко ребятам и петушку , а чтобы солнышко засветило еще ярче , давайте ему споем песенку.

10. Пение песенки «Солнышко »

Есть у солнышка друзья-

Это мы – и ты, и я.

Хорошо, когда друзья

Это мы – и ты, и я.

– Услышали веселую песенку курочка с цыплятами и поспешили к нам навстречу.

(достает из-за ширмы куклу курочки, имитируя ее голос : «ко – ко - ко» )

– Как поет куроча? (дети подражают курочке)

– Давайте поиграем с курочкой.

– Вы будете цыплятками .

11. Игра «Курочка- хохлатка»

Вышла курочка - хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка : «Ко – ко – ко» ,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите»

(достает из-за ширмы цыпляток, имитируя их голос)

–Пи – пи – пи - пи, пи – пи - пи!

–Посмотрите, какие у курочки красивые цыплятки.

12. Рассматривание цыплят

(Бабушка дает каждому ребенку в ладошки цыпленочка и просит держать их осторожно. Вместе с детьми рассматривает цыпляток)

– Какие цыплятки?

– Цыплятки маленькие, пушистые, желтые как солнышко .

(просит нескольких детей по очереди рассказать, какой цыпленок у него в руках. Предлагает осторожно погладить цыпленка)

– Цыплятки любят зернышки клевать. Давайте угостим цыпляток зернышками.

(насыпает в блюдце зернышки и предлагает детям вернуть цыплят курочке, чтобы они вместе с курочкой и петушком их поклевали)

– Как цыплятки клюют зернышки? (показываю)

Дети имитируют движения – стучат пальчиком по ладошке.

Дети : «клю – клю»

– А пока курочка с цыплятками и петушком зернышки клюют, мы с вами поиграем.

13. Динамическая пауза.

У бабушки Арины было семь цыплят.

Пи – пи, пи – пи – пи.

Так они кричат.

(дети мотают «хвостиками» )

У бабушки Арины было семь гусят.

Га–га, га – га – га.

Так они кричат.

(дети делают «клювики» )

У бабушки Арины было семь котят.

Мяу – мяу, мяу – мяу – мяу.

Так они кричат.

(дети «лапки царапки» ).

13. Рефлексия

– Кто к вам в гости приходил?

– Понравилось вам играть с курочкой?

– Понравилось вам кормить цыпляток зернышками?

Бабушка : А теперь мне домой пора, петушку, курочке и цыпляткам тоже пора домой. До свидания, детки!

Литература :

1. "Кроха". Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. /Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др., Москва, "Просвещение", 2007г

3. Г. Г. Григорьева. Играем с малышами : игры и упражнения для детей раннего возраста : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005г.

4. Д. Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет . -М.: Творческий Центр, 2010 г.

5. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников Спб Детство-Пресс, 2011.

6. Томашевская Л. В., Герц Е. Ю., Андрющенкова Е. В Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду Спб Детство-Пресс 2012.

Публикации по теме:

Цель. Развитие связной речи детей. Задачи. Развивать навыки описательной и диалогической речи детей. Продолжать развивать связную речь.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Солнышко и дождик» Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Солнышко и дождик» по разделу «Мир природы» воспитателя высшей категории Букреевой Светланы.

Конспект НОД в старшей группе 19.10.2015 Воспитатель: Андреева Марина Сергеевна Тема: «Звук [ и]» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой.

Цели занятия: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме; Активизация и расширение словаря детей по темам «Зима», «Зимние забавы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колосок», п. Сергиевский»

Рассмотрена к утверждению

педагогическим советом

Утверждаю:

Заведующий МДОУ«Детский сад»

«Колосок» п. Сергиевский

---------------З.А Ботвина

Рабочая программа

по образовательной области «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи

Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)

Сведения о разработчиках:

Воспитатели Наконечная Н.А

Чеблукова Л.А

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рабочая программа по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колосок».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

3. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

1 раз в неделю

15 минут

групповая

Программой предусмотрено проведение:

    диагностических занятий - 2

    практических занятий - 34

Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Основные задачи по программе

Развивающая речевая среда

    Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

    Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).

    В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).

    Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

    Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

    Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Формирование словаря

    На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

    Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

    Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).

    Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

    Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).

    Развивать моторику речед-вигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

    Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

    Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

    Развивать диалогическую форму речи.

    Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

    Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

    Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

    Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

    В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

«Физическое развитие»

Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности

«Познавательное развитие»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 15.09.2014 – 26.09.2014 г.,

Итоговая диагностика: 18.05.2015 – 29.05.2015 г.

Тематический план

Программное содержание

Количество занятий

а, у . Дидактическая игра «Не ошибись».

Звуковая культура речи: звук у .

Мониторинг

Звуковая культура речи: звук о . Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Звуковая культура речи: звук и .

Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?».

Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье»

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи: звуки м, мь . Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Звуковая культура речи: звуки п, пь . Дидактическая игра «Ярмарка»

Звуковая культура речи: звуки б, бь .

Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Что изменилось?»

Звуковая культура речи: звук ф

Звуковая культура речи: звук с

Звуковая культура речи: звук з

Звуковая культура речи: звук ц

Рассматривание сюжетных картин.

Звуковая культура речи: звук т

Звуковая культура речи: звук п

Звуковая культура речи: звук к

Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек»

Звуковая культура речи

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки»

Чтения стихотворения И.Косякова «Всё она»

Звуковая культура речи: звук з

Рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди»

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи: звук ч

Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья»

Звуковая культура речи: звук с, сь

Звуковая культура речи: звук ш

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Мониторинг

Образовательная область: речевое развитие

месяц

Временной отрезок

Тема занятий

содержание

Сентябрь

1неделя

Занятие№1 Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя(игры);помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят

сентябрь

2неделя

Занятие №2 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. МБоголюбской)

сентябрь

3неделя

Занятие №3 Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

сентябрь

4неделя

Занятие №4Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в четкой артикуляции звука(изолированных, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выход; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию).

октябрь

1неделя

Занятие №1Дидактическая игра «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

октябрь

2неделя

Занятие №2Чтение русской народной сказки «Колобок» . Дидактическое упражнение «Играем в слова».

Познакомить со сказкой «Колобок»(обраб. К. Ушинского).Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

октябрь

3неделя

Занятие №3 Звуковая культура речи: звук о.Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, обьяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

октябрь

4неделя

Занятие №4 Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила».

Помочь детям запомнить стихотворения А.Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Ноябрь

1неделя

Занятие№1 чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ноябрь

2неделя

Занятие№2 Звуковая культура речи: звук и

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ноябрь

3неделя

Занятие №3 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

ноябрь

4неделя

Занятие №4 Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке».

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака.

декабрь

1неделя

Занятие№1Чтение сказки «Снегурочка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка и лиса»(обраб. М.Булатова), с образом лисы(отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка- причитание Снегурушки.

декабрь

2неделя

Занятие№2Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игры «Эхо», «Чудесный мешочик»

Помочь детям вспомнить сказку«Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»). В определении качеств предметов на ощупь (игра«Чудесный мешочик»)

декабрь

3неделя

Занятие№3 Чтение рассказов Л.Воронской «Снег идет», стихотворение А.Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л.Воронской «Снег идет», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое»(пер.с болг. В.Викторова)

декабрь

4неделя

Занятие№4 Игра- инсценировка «У матрешки -новоселье»

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвет.

январь

1неделя

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси- лебеди»

Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы высказывать предложения. Чтение русской народной сказки» Гуси- лебеди» познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

январь

2неделя

Рассматривание сюжетных картин

Учить рассматривать сюжетную картину, отрабатывать правильное произношение слов и звука (в), развивать умение имитировать движения животных в сопровождении художественного слова Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка». Познакомить со стихотворением З. Александровой. «Мой мишка»., воспитывать добрые чувства, положительные эмоции, учить отгадывать звучаний предметов, передавать характер звука словом или звукоподражанием

январь

3неделя

Звуковая культура речи

Закреплять произношение звука(т) в словах и фразовой речи,учить отчетливо произносить звукоподражание со звуком(т) упражнять произношения звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.Чтение рассказов В.Бианки «Лис и мышонок». Дать детям представление о лисе и мышонке, образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека, воспитывать любовь к животным

январь

4неделя

Звуковая культура речи звук(к)

Учить отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком(к), закреплять произношение звука (к)в словах и фразовой речи, упражнять в произношении звукоподражания с разной скоростью и громкостью. Чтение русской народной сказки «Волк» познакомить со сказкой; вызвать желание послушать произведение еще раз и запомнить песенку козы, воспитать любовь к животным, сочувствие к детенышам

февраль

1неделя

Звуковая культура речи звук(п)

Тренировать отчетливо и правильно произносить изолированный звук(п) и звукоподражательные слова с этими звуками. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),

февраль

2неделя

Звуковая культура речи звук(ф)

Учить отчетливо и правильно произнасить изолированный звук(Ф) и звукоподражательные слова с этим звуком. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Февраль

3неделя

Звуковая культура речи звук(с)

Отрабатывать четкое произношение звука(с) упражнять в умении вести диалог. Русская народная сказка «Рукавичка» вызвать желание поиграть с героями сказки

Февраль

4неделя

Чтение русской народной сказки «Коза –Дереза»

Заучивать стихотворения В. Берестова помочь запомнить стихотворение, учить выразительно рассказывать стихи наизусть. Познакомить с русской народной сказкой «Коза –Дереза», вызвать желание запомнить песенку козы и петуха помочь понять смысл произведения(раскрытие обмана, мал удалец, да храбрец.

март

1неделя

Чтение стихотворения И.Косякова «Все она»

Познакомить с новыми стихотворениями, совершенствовать диалогическую речь. Чтение стихотворение о маме. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический вкус, навык точного интонирование.

март

2неделя

Звуковая культура речи звук(з)

Упражнять в произношении звука (з), учить видеть и выделять красивые предмета Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» напомнить известные народные сказки и познакомить с новой, помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Март

3неделя

Звуковая культура речи звук(ц)

Учить изменять темп речи, отрабатывать четкое произношение звука(ц), параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый –полосатый». Довести до сознания детей замысел автора, котенок –живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки, учить выразительно читать некоторые строки,доставляя детям удовольствие лт звонких, игровых, веселых стихов.

Март

4неделя

Упражнять в правильном произношении звука(ч) в словах, учить отчетливо проговаривать слова с этим звуком, Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»довести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду, в неволе птицы не поют» помочь запомнить рассказы, воспитывать доброе отношение ко всему живому, учить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события развивать активность, память мышление

Апрель

1неделя

Звуковая культура речи звук(ч)

Отрабатывать четкое произношение слов, упражнять в умении вести диалог. Чтение русской народной сказки «Теремок» вызвать желание поиграть запомнить слова персонажей, воспитывать на примере героев произведение готовности вместе трудится

Апрель

2неделя

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

Заучивать стихотворения С.И. Белоусова «Весенняя гостья» помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение, развивать мышление, творческие способности, фантазию

Апрель

3неделя

Звуковая культура речи звук(с), (с’)

Отрабатывать четкое произношение звуков (с),(с’). Упражнять в умении вести диалог,учить обсуждать стихотворение. Рассказывание русской народной сказки» Курочка ряба» познакомить с русской народной сказкой, вызвать у детей желание повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы.

Апрель

4неделя

Звуковая культура речи звук(с), (с’), (з)(з’),(ц).

Упражнять в правильном произношении звуков(с), (с’), (з)(з’),(ц). в словах. Чтение рассказа Я.Тайца «Праздник», создать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

Май

1неделя

Звуковая культура речи звук(ш)

Упражнять в правильном произношении звука(ш) в словах, учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек»), закреплять свои действия. Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама»! воспитывать у детей добрые чувства, любовь к маме, развивать навыки гудеть, как машина

Май

2неделя

Рассматривать сюжетные картины

Учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено, различать низкие и высокие звуки. Чтение сказки К.Чуковского «Цыпленок» расширить значение детей о жизни животных, учить детей сопровождать чтение(слушание) рассказа жестами, вызвать желание обыгрывать рассказ.

Май

3неделя

Заучивание стихотворения В.Берестова«Котенок»

Помочь запомнить стихотворение, выразительное читать его. Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца» воспитывать чувство сопереживание героям сказки.

Май

4 неделя

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим), грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Стихотворение В.В Маяковского ««Что такое хорошо и что такое плохо» учить различать хорошие и плохие поступки.

Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию

    Рассматривает сюжетные картинки.

    Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»:

задания

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1:

Сюжетные картинки.

Задание 2

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Задание 3

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Предметные и сюжетные картинки.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Оценка результатов :

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средн ий уровень – 7 – 9 баллов, н изкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

    Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Речевое развитие»

Группа Вторая младшая

Воспитатель Наконечная Н.А..

воспитатель Чеблукова Л.А

п/п

Фамилия,

имя

ребенка

Рассматривает сюжетные картинки

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Всего баллов

Суммар

ный

уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего баллов

Игры на развитие звуковой культуры речи

«Что звучит? »

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Что звучит?»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Игра «Громко - тихо»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Громко - тихо»

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Листопад (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Летят снежинки

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

«Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Звуки вокруг нас.

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Сдуй шарик.

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.



Игры на развитие грамматического строя речи

Чего не стало?

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера-длин­ная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Петрушка, мешок.

Ход игры: Перед детьми появляется Петрушка с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

"Чего не стало"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало? ». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

«Один – много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята- утенок.

«Чудесный мешочек»

Цель : В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Оборудование: Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Ход игры. Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

    описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);

    рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;

    описать его так, чтобы другие дети отгадали его;

    назвать слова на данную букву;

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

Что где лежит.

Цели:

Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе;

Уточнить знания о расположении предметов в группе;

Закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.

«Помоги найти маму»

Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов

Ход: Попробуйте показать, например, маму - собаку и предложите выбрать из двух вариантов - щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.

Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Побежали детки к своим мамам.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш или птенец произносит звуки и ставит картинку.

Со старшими детьми можно перевернуть все карточки другой стороной и предложить открывать по две карточки по очереди, кто составит первым больше пар животных и назовет их, тот и выиграл.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей.

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

«Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».

«Кто что делает?»

Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

Оборудование: картинки с изображением различных действий.

Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.

1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).

2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?

«Назови ласково»

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок!

Возьми, Леночка, флажок.

Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.

Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.

«Части суток»

Цель: создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности.

Игру обычно проводим утром, на ковре. Как дополнительный, стимульный материал сделаны картинки с изображением деятельности детей в различное время суток (ночь – малыш спит, утро – малыш умывается, потягивается или делает зарядку, день – малыш играет или гуляет, вечер – играет дома или идет с мамой домой) .

Начинаем игру с вопроса: Когда мы спим? (после ответов детей, первый ребенок получает картинку «Ночь», одевает ее на себя) .

Продолжаем: Когда заканчивается НОЧЬ, наступает УТРО. Мы просыпаемся, потягиваемся, умываемся (сопровождаем соответствующими движениями) и идем в детский сад. (Второй ребенок получает картинку «Утро», одевает ее на себя). ДНЕМ все ребята играют (хлопают в ладоши) и гуляют (топают ногами). (Третий ребенок получает картинку «День», одевает ее на себя) Ну, а ВЕЧЕРОМ, все ребята бегут к маме! (дети раскрывают руки к объятьям). Потом снова наступает НОЧЬ (дети складывают ладошки под щечку, и закрывают ненадолго глаза). Когда дети научились по картинкам определять части суток и правильно выполняют соответствующие движения.

«Части суток»

Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие: поиск нужной картинки.
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.
Педагог. Вечер.
Дети поднимают соответствующие карточки.
Почему ты показал эту карточку?
Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.
Педагог. Ночь.
Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

«Скажи какой?»

Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) .

Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание».

Ход: Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.

Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная).

Усложнение: ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).

«Какое время года?»

Цель : Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.

Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе.

«В гости к Бабушке - Загадушке»

Цели:

1 .Расширять знания детей о домашних животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки, учить простейшей классификации предметов.

2. Учить детей слушать небольшое по объёму литературное произведение, запомнить его содержание, оценивать поступки героев, отвечать на вопросы воспитателя.

3. Моделирование рассказа Е.Чарушина «Курица». Учить детей выкладывать на столе из геометрических форм фигурки героев рассказа. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Бабушке-Загадушке.

Ребята, какой пассажирский транспорт вы знаете?

Ответы детей.

Мы сегодня с вами поедем на автобусе, который вы сейчас построите сами (из стульчиков и крупного строительного материала).

Дети рассаживаются.

Би-би-би - гудит автобус.

Тук-тук-тук мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу

Шу-шу-шу они шуршат.

Быстро крутятся колёса,

Та-та-та - вперёд стучат.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

Через лужу - прыг. Через ямку - скок. Шли мы шли, в гости пришли. А вот и домик. Давайте, ребята, постучим.

Тук, тук, тук, кто здесь живёт?

Кто нам двери отопрёт?

Открывается окошко, а там кукла-бибабо Бабушка - Загадушка.

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Я Бабушка - Загадушка, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать загадки, а вы?

Тогда отгадайте мои загадки.

1. Хвост крючком, нос пяточком (поросёнок).

2. Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто это на колышке?

Петя - (петушок).

Что есть у петушка? Где он сидит?

3 .Голодна - мычит,

Сыта - жуёт.

Маленьким ребяткам

Молока даёт (корова).

Что делает корова? Что она даёт детям?

4. Идёт - бредёт, головой трясёт.

Травки просит: «ме-ме-ме»

Дайте вкусной травки мне! (Козёл).

Что делает козёл? Что он любит кушать?

5 .Мягкие лапки, на лапах царапки,

Ходит неслышно, ловит мышек. (Кот).

Какие у кота лапки? Как ходит кот? Что он умеет делать?

Ах какие молодцы, загадки отгадали! О ком были загадки?

(О кошке, корове, поросёнке и т.д.) Как можно их назвать одним словом?

Вот вам ещё загадка.

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Кто это? Правильно, курица.

По дорожке пойдёте, курицу с цыплятами найдёте.

Подходят к мольберту.

Воспитатель выставляет картину с изображением курицы с цыплятами.

Кого вы видите на картине? (Курицу и цыплят).

Как зовут маму цыплят?

Как зовут деток курицы?

Что они делают? (Гуляют по двору. Мама - курица учит цыплят искать себе еду, копать червяков лапками, искать зёрнышки, щипать травку, пить водичку).

Что ещё делает мама-курица? (Она охраняет цыплят, чтобы их никто не обидел).

А теперь мы с вами поиграем. Я буду курочкой, а вы цыплятами. Вы мои детки и должны меня слушаться.

Вышла курочка-хохлатка

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

А теперь садитесь на коврик и послушайте рассказ Е.Чарушина «Курица». Попробуйте узнать, зачем курочка собирала цыплят к себе под крылышко.

Вопросы:

Так зачем курочка собирала к себе под крылышко цыпляток?

А цыплятки были послушными детками? Как они спрятались? Что произошло с теми цыплятками, которые не послушались мамы-курицы? Чему они удивлялись?

Как можно назвать курочку за то, что она заботилась о своих детках? (Заботливая).

Какая курочка мама? (Ласковая, заботливая, добрая, милая, любимая).

Как вы назовёте свою маму?

Теперь садимся за столы, будем моделировать.

Какие геометрические фигуры лежат на столе? (Рассматриваем, называем).

Выкладываем маму-курицу. Возьмём большой коричневый круг - туловище, маленький коричневый круг - голова курицы.

Большие, жёлтые кружочки - туловище цыплят, маленькие жёлтые кружочки - головы цыплят.

Вместе с детьми обходим столы и рассматриваем, у кого, как получилось.



Рассказать друзьям