Занятие нод по развитию речи. Занятия по развитию речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
- посылка с замочками, письмо;
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель : Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель : Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Открытое НОД по речевому развитию в первой младшей группе ДОУ «Поможем кошечке»

Программное содержание:
1. Учить детей узнавать и называть домашнее животное.
2. Формировать умение выделять характерные особенности пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т.д.
3. Развивать умение эмитировать действия животных и звук подражать им.
4. Развивать внимание, память.
5. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.
Задачи:
Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать о внешнем виде кошки. Стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх. Активизировать детей действовать согласно словам текста.
Формировать у детей элементарные представления о кошке, её внешнем виде, её особенностях поведения и повадках.
Материал:
1. игрушка-кошка
2. корзина
3. картинки с изображением котят (формат А4)
Методические приемы:
1. сюрпризный момент,
2. художественное слово,
3. рассматривание игрушки-кошки,
4. вопросы к детям,
5. физкультминутка,
6.рассматривание картинок.
Предшествующая работа:
1.чтение потешки «Как у нашего кота»
2.д/и «Домашние животные»
3.наблюдение за кошкой на прогулке.
Словарная работа:
1. мягкая
2. пушистая
3. зоркие глаза
Воспитатель до занятия выставляет в раздевалке корзину с кошкой.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть как вы умеете играть. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Приветствие
Станем рядышком по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется!

Звучит аудиозапись мяуканья котенка.
Воспитатель: Вы ничего не слышите? Что это за странный звук? От куда он? Может под столом? Или в коробке с игрушками? Мне кажется, что этот странный звук за дверью.
Кто мяукнул у дверей
Открывайте поскорей
Очень холодно порой
Котик просится домой

Воспитатель заносит корзинку и начинает с детьми рассматривать содержимое корзины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Давайте поздороваемся с кошечкой.
Дети здороваются
Воспитатель: Ребята, наша гостья очень замерзла, ведь на улице холодно. Давайте поможем кошечке согреться.

Пальчиковая гимнастика
Поиграем-ка немножко,
Да похлопаем в ладоши.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, расжимаем.

Какие вы добрые, ребята, молодцы. Проходите на коврик, будем знакомиться с кошкой. Мне кошечка сказала на ушко, что ее зовут Мурка. София, как зовут кошку (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Погладьте ее. А где у кошки ушки, а у вас? А где Мурки глазки, у кошечки зоркие глазки, она видит ими даже ночью. Посмотрите, какие у кошки маленькие лапки, в которых есть коготки. Коготками кошка царапается и ловит мышей.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые!

(потешка из книжки)

Воспитатель : Ребята, а давайте с Муркой поиграем!

Физкультминутка
Есть у кошки глазки, (Детки моргают глазками)
Есть у кошки ушки, (Детки показывают ушки)
Есть у кошки лапки- (Детки показывают руки)
Мягкие подушки.
Кошка, кошка, не сердись, (Дедки грозят пальчиком)
Не царапай деток - брысь! (Топают ногами).

Воспитатель: Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Я думаю она проголодалась. А, как вы думаете, что любит есть кошка?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Сделайте из ваших ладошек блюдце.
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» - говорила
Мяу-мяу-мяу.

Воспитатель: Ребята, скажите, как Мурка просила молока (Мяу-мяу) Арсений, как просила Мурка молока?
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мур – мур - мур»

Воспитатель: Варя, скажи, какую песенку пела кисонька (воспитатель опрашивает несколько детей). Ребята, давайте споем песенку вместе.
Воспитатель: Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Давайте положим ее в корзину и погладим ее.
Мур – мур - мур, -
Мурлычет кошка, -
Ты погладь ее немножко!
От тепла и ласки
Она закроет глазки!

Воспитатель: Молодцы, Мурка заснула.
Воспитатель: Пока наша кошечка спит, давайте посмотрим чем любят заниматься котята. Котята лакают молоко, умываются, играют, спят.
Воспитатель: Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе? Пусть Мурка остается у нас. А за то, что вы такие добрые, ласковые, я угощу вас печеньем.

Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"(старший дошкольный возраст)

Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)
Тихоненко Наталья Александровна. воспитатель МАДОУ "Катюша" ЯНАО, г. Лабытнанги
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Задачи:
1.Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2.Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Словарная работа: работать над словами «трудиться», «трудолюбивые»,
«нужные», «полезные».
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Оборудование: Фотографии дедушки и бабушки; иллюстрация «Деревня»; картинки с изображением домашних животных и их детенышей: иллюстрация «Ферма»; игры; «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чем животные помогают людям», «Чудесные вещи»; схема для обучения рассказывания о животных; загадка; лист; фломастер.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Деревня»; составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
Последующая работа: Придумывание рассказов с использованием схемы о других домашних животных, зарисовывание детьми чудесного домашнего животного, придумывание других чудесных вещей, используя игру «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «В гостях у бабушки и дедушки»
(проговаривание гласных звуков).
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)
Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
II. Новая тема.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались.(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня».
Воспитатель: Куда же мы с вами попали?
Дети: в деревню (село…)

Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Физминутка «Кузнечики»
Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
(прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных )
Воспитатель: Что вы сейчас слушали?
Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: кошки, собаки…
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»
Игра «Польза»
(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)
Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?
Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?
Дети: Так говорят про корову.
Воспитатель: Почему так называют корову?
Дети: Потому что она дает молоко, а из молока делают творог, сметану, кефир, мороженое, сыр …
Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимую корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного


Дети: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ)
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Дети: (Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.НовокузнецкТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« ОСЕНЬ « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений об осени и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
. Показать уникальность природы осенью.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
. Беседа на тему « Осень».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала. 1
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».
. Просмотр Д.В.Д.
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
. Сочинение и отправка письма на телевидение.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
(дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТЗвонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).
Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,
Если в край далёкий - птицы улетели, 2
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года Осенью зовётся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений об осени и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА « Какая осень?» (каждая шишка – слово)
Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце осенью?
Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

3
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»
Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)- светит, греет.
2.Туча (что делает?)- закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)- дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)- прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)- улетают, машут, летят, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.
6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.
7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).
Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?
Дети: разноцветнымиВоспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: листопад
Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).
Звучит музыка.
III.Проведение динамической паузы
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. 5
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)
-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.
6
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для сюжетно-ролевой игры «Телевидение».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;

Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

Продолжать развивать умение отгадывать загадки;

Способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.

Задачи по интегрируемым областям:

Социально-коммуникативное развитие

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

Речевое развитие

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Физическое развитие

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

Развивающая среда:

Иллюстрации, записи звуков леса, природы, разрезные картинки

Предварительная работа:

Рассказывание русских народных сказок;

Рассматривание сказочных иллюстраций. Рассматривание книг в книжном уголке.

Отгадывание загадок о животных.

Рисование любимых героев из сказок

Словарная работа:

Кот, котик, коток-серый лобок, кот- Котофеич; петух, петушок, Петенька, петушок-золотой гребешок; лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка, гусли. Смелый, добрый, глупый, хитрая.

Ход занятия:

I часть – вводная.

Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Отрывки из сказок:

    «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

    «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)

    «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

    «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

    «… Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит.

Добрый доктор….. («Айболит»)

«Яблонька, скажи, куда гуси полетели? » («Гуси – лебеди»)

II часть – основная:

Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото! (звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки).

Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Хотите узнать, кто же в ней живет в этой избушке?

Дети садятся на стульчики.

Сказки вы знаете хорошо, а чтобы узнать, кто же живет в избушке, попробуйте отгадать загадки!

Загадывание загадок:

    Шубка полосатая, мордочка усатая

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

    Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный (Петух)

    Рыжая головка, хитрая плутовка.

Хвост пушистый – краса,

Кто же это… (Лиса)

Какие вы ребята молодцы, отгадали все загадки. Все эти животные герои одной интересной русской народной сказки, которую я вам сейчас расскажу, а называется это сказка «Кот, петух и лиса». Чтение детям сказки, с использованием иллюстраций. После чтения проводится беседа по сказке.

Как называется сказка?

Назовите героев этой сказки?

Куда рано утром уходил кот?

Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

Как лиса выманивала петушка?

Что кричал петушок котику, когда его схватила лиса

Почему? (Он боялся лису).

Как кот помог петушку?

Как заканчивается сказка?

Физкультурная минутка:

Утром лисонька проснулась

Лапкой правой потянулась

Лапкой левой потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Вытираться лапкой стала

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота!

Ребята, котик и петушок принесли вам подарки, весёлые картинки.

А лиса плутовка махнула своим хвостом и все перемешала их.

У меня остались картинки, надо собрать по образцу и отгадать, кто же изображен на них.

Дидактическая игра: «Собери по образцу картинку»

III часть – заключительная:

Ребята, скажите мне с какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

А чему вас учит эта сказка?

Что небезопасно уходить из дома с незнакомыми, чужими людьми. А ещё учит нас дружить, как кот и петух.

А что больше всего понравилось?

Что вам запомнилось?

Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку. А теперь мы вернемся из сказки обратно в нашу группу, а собой возьмем игру с разрезными картинками, чтобы в группе еще раз в нее поиграть!

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла.

Петушок напугался, закричал:

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку - сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь - не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал - не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот - делать нечего. Надо идти выручать товарища - наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся - откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда - блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:

Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может - блины сгорят. Посылает другую дочку - Подчучелку:

Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого - один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.



Рассказать друзьям