Сделать ребенка гением. Как вырастить гения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если верить современным исследованиям, гением становятся после 30 лет. Но как быть с теми, чьи таланты проявляют себя уже в детстве? Мы решили разобраться, как определить, что в семье растет гений и как правильно его развить.

Признаки гениальности

Каждый родитель считает своего ребенка самым одаренным. Но что на этот счет говорят врачи? Можно ли определить, будет ли ваш ребенок вундеркиндом? Вообще, современная наука не даст вам ответа на этот вопрос. Но существуют естественные признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок гений.

Первый звоночек гениальности – это быстрый рост. Медики полагают, что если ребенок быстро растет, то быстрее развивается – у него раньше развивается мимика, он раньше начинает говорить – в 14 месяцев одаренные дети могут связать предложения. У него первым из сверстников проявляются интересы к другим языкам.

Кстати, склонность к изучению языков – еще один признак гения. Язык, по мнению психологов, отлично развивает мышление. Отсюда все истории о пользе билингвальных детских садов.

Ваш младенец быстро запомнил, что фруктовое пюре, которое подает ему мама, появляется из холодильника? Он обладает хорошей концентрацией и может долго проводить время за одним делом? Отлично! С высокой долей вероятности вы растите одаренного ребенка. Недавнее исследование, в котором приняли участие восемь вундеркиндов, показали, что все они обладают феноменальной оперативной памятью – той, которая удерживает в мозгу информацию для разработки. У вундеркиндов ее объем больше, нежели у простых детей.

От вундеркинда до аутиста один шаг

Дети-вундеркинды всегда вызывали у окружающих удивление и благоговение. Сам термин вундеркинд идет в ногу с понятием успех. Но, несмотря на феноменальные способности, отличную память и высокие результаты, вундеркинды обладают уровнем умственного развития не превышающим средний. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи после тестирования гениальных детей.

Хуже того, согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Intelligence, большинство гениев несут в себе много аутистических черт, прежде всего, их внимание к деталям. Кроме того, в семьях, где рождаются вундеркинды – в первой и второй степени родства часто встречаются аутисты. На основе проведенного эксперимента с восьмью вундеркиндами, в трех случаях аутизмом страдали около десятка ближайших родственников.

Да и сами вундеркинды несут в себе угрозу отколоться от общества и резко перейти с пути быстрого развития на путь деградации. Бытует мнение, что дети просто не выдерживают того давления, которое на них оказывают окружающие. Но обратный процесс начинается иногда совсем в раннем возрасте. Например, Time приводит пример, когда ребенок заговорил в три месяца, а через год разучился.

Как воспитать гения

В общем, вундеркинды – палка о двух концах. И встречаются они редко. Согласно исследованиям, на 100 тысяч детей приходится один вундеркинд. Одаренных намного больше, но талант – это всегда труд, в том числе и родительский.
Исходя из последних исследований, современные ученые дали следующие советы по воспитанию будущих гениев:

Развивайте терпение

Во-первых, не давайте ребенку много смотреть телевизор, особенно до двух лет. Современная статистика гласит, что 59% маленьких детей имеют под боком не один, а целых два телевизора. Эксперт Роберта Голинхофф подчеркивает, что это не приносит никакой пользы, напротив, снижает познавательные навыки и крадет время, которое нужно вашему чаду для развития. Кроме того, ученые советуют с детства учить ребенка терпению. Однажды в американской школе группе детей предложили одно печенье, с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.

Берегитесь компьютера

Кстати, о компьютерных играх. Это враг номер один в мире современной педагогики. Недавняя статья в научном журнале "Педагогические технологии" доктора Бари гласила, что дети, которые играют в компьютер больше двух часов в день, показывают результаты на 9,4% ниже, чем те, кто больше интересуется другими вещами, например, книгами, музыкой или спортом.

Откройте для ребенка музыку

Музыка – секрет успеха в развитии вербальных навыков у ребенка. Недавно в Америке провели эксперимент, где приняли участие ученики из музыкальных школ Бостона до десяти лет, которые к тому времени уже три года занимались музыкой. Как указывают авторы, эксперимент показал, что дети из музыкальных школ оказались в несколько раз способнее в изучении языков, и вообще были более интеллектуально развиты, нежели их сверстники.

Соберите библиотеку

Другой важный фактор развития – книги. Исследователь Эванс, в своей статье «Семейная, школьная культура. Успех образования», - сообщил, что дети, росшие в доме, где было более 500 томов, учились на 36% лучше, чем их сверстники из семей меньших библиофилов. Конечно, не стоит забывать, что жить в окружении книг мало, нужно их еще и читать.

Не бойтесь детского сада

Ну и последнее - социализация. Рано или поздно перед всеми современными родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит. Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие нет. В итоге группа, прошедшая подготовительную школу, к 27 годам имела в несколько раз больше шансов купить себе собственный дом, нежели те, кто были предоставлены сами себе. Результаты исследования вышли в статье доктора Швайнхарта «Время жизни: о пользе дошкольного обучения вплоть до сорока лет». Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Главное не переборщить

Но в воспитании, как и везде очень важно соблюдать меру. Гении гениями, но не стоит забывать, что практически у каждого известного истории гения были свои причуды.

Взять, например, Эйнштейна. Не человек, а легенда. Наверное, весь мир вспоминает его добрым словом, кроме жены. Однажды он решил изменить их семейные отношения на деловые и предложил контракт. Не самый выгодный для своей второй половины. Она должна была продолжать приносить ему, по-прежнему, три раза в день его обед, содержать одежду в чистоте, а главное - при других женщинах становиться простой домоправительницей.

Непростым сожителем был и Людвиг ван Бетховен. Создавал хаос он так же великолепно, как и сочинял сонаты. В доме всегда были разбросаны ноты, тарелки с объедками, книги. По крайней мере, так вспоминали о нем современники. Если это еще можно назвать творческим беспорядком, то особой его «гениальной фишкой» был отказ от бритья во время работы над новым произведением. Людвиг полагал, что бритье лишает его вдохновения. Вместо этого, он выливал себе на голову ведро холодной воды.

Но больше всего своим безумством запомнился Сальвадор Дали. Возможно, потому, что он сам хотел выглядеть сумасшедшим. Его жизнь была такой же шокирующей, как и творчество. Одни его дневники с размышлениями об экскрементах чего стоят. Больше всего он любил эпатировать публику. Однажды в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке он решил прочитать лекцию, надев водолазный шлем. Надо сказать, что при этом чуть не задохнулся. Когда же оторопевшие зрители спросили, почему он так оделся, Дали ответил, что так ему было удобней опускаться в глубины своего подсознания, о котором он хочет поведать слушателям.

Врожденная грамотность проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать

Родителям важно понимать, зачем они что-то делают

Желание взрастить малолетнего вундеркинда и воспитать его до уровня гениальности не дает покоя родителям вот уже несколько поколений. О том, как развить одаренность в ребенке, а не свести ее на нет, рассказала профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич.

- Виктория Соломоновна, насколько я знаю, тема раннего развития была крайне популярна во времена позднего СССР. Известно, что происходило с этими детьми потом? Все они выросли гениями?

Ранним развитием у нас стали заниматься даже раньше, где-то в 60-70-е годы прошлого столетия. Подобные течения были распространены по всему миру. В Японии был очень популярен Масару Ибука со своей книгой «После трех уже поздно». Он считал, что самый благоприятный возраст - до трех лет, когда ребенок уже что-то понимает и еще не утратил своей природной потребности в познании.

В России были свои герои. Их тогда называли учителями-новаторами: Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова, Михаил Щетинин. Потом были Никитины, которые пытались создать новые игры, возможно, техническое обеспечение для них, чтобы развивать ребенка. С тех пор эта тенденция держится. Посмотрите, какой набор сейчас в группы 3-4 лет!

Идея раннего развития сама по себе правильная и нужная: то, что легко в одном возрасте, может быть трудно в другом. Физиологи подтверждают: дошкольный возраст - самый сензитивный, чувствительный в плане развития способностей.

Другое дело, что в любой идее нужно держаться здравого смысла . Когда это течение у нас только зарождалось, идеологи всегда делали акцент на слове «сотрудничество». Даже с маленьким ребенком родителям не стоит занимать позицию ментора. Работа должна строится на основе модели так называемых субъект-субъектных отношений, когда оба участника взаимодействия - деятели своего общего дела. Иными словами, когда ребенок сам автор, или соавтор своего развития.

Но всякий понимал эти методы в силу своего опыта, интуиции и готовности. Начались перекосы. Стали появляться кубики то Зайцева, то Домана, обещающие научить ваше чадо читать в два года. В принципе, это реально. Девочки в два-три года точно могут читать, мальчики чуть медленнее развиваются, но годам к трем-четырем их тоже этой технике можно обучить. Но, к сожалению, в этом возрасте они еще не подготовлены к содержательному чтению. Технику они выучили, а читать сколько-нибудь осознанно, вполне понимая смысл прочитанного - нет.

Получается так (у меня были такие дети в большом количестве): «читать я научился с трех лет, но читать не люблю». Главная задача родителя - не как можно раньше научить читать, а сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение в нужном - лучше именно в дошкольном - возрасте.

Врожденная грамотность - я это явление часто наблюдаю - проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать. Сегодня у меня был мальчик, который читает с трех лет. У него врожденная грамотность развита именно потому, что все эти слова он начал видеть в самое чувствительное время. Но это одаренный ребенок, с так называемым ускоренным развитием.

Плохо, когда родители чуть ли не логарифмам учат с пяти лет. Таких я тоже знаю. В общем, какие-то перекосы с ранним развитием, к сожалению, неизбежны.

- Как стремление родителей «воспитать одаренность» отражается на детях?

Бывает, что очень плохо. Посещение «одаренных» групп часто приводит к тому, что дети теряют интерес к деятельности, к которой по-настоящему не готовы , а бывает, что как-то обходится.

Здесь очень важна позиция родителей. Если мама отдала ребенка каким-то психологам-педагогам, которые его обучают, но при этом где-то что-то сама объясняет, не требует, не заставляет, а старается заинтересовать, то все обходится без особого вреда. В целом же, в 2-3 года дети еще не могут получить удовольствие от чтения.

- Получается, проблема не в самих методиках, а в том, что родители их неверно трактуют?

Идея в два года учить ребенка чтению сама по себе дурная, но вред от этого всегда может уменьшиться, и даже исчезнуть с умной мамой.

Родителям важно понимать, зачем они что-то делают. Есть абсолютный закон развития ребенка: если он не любит то, что делает, если делает что-то по требованию взрослых, способности не развиваются. Навык он получит, знания получит, но способности… Многие матери не знают про этот закон, но интуитивно понимают, что если ребенок не хочет, не нужно его заставлять. Другие не понимают. Такие постоянно требуют: «Ну-ка, давай читай, ты же умеешь», «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь». Это лучший способ отбить охоту к чтению.

- Существуют ли серьезные научные исследования, подтверждающие пользу или вред раннего развития?

Научные исследования, физиологические, все-таки пока недостаточно убедительны. Но на практике мы видим, что вреда от раннего развития иногда больше, чем пользы. Тот же японец Ибука не говорит: «Учи его!», он говорит: «Ребенок хочет познавать мир, дай ему такую возможность, предоставь богатую среду».

Каждому ребенку даются хорошие задатки. Из них вырастают способности. Но, к сожалению, большая их часть остается незамеченными, без употребления.

Правда заключается в том, что необходимо рано предоставить ребенку богатую развивающую среду , тогда и будет больше шансов разглядеть, развить его способности.

Как можно раньше начинайте рисовать с детьми, собирайте конструктор, читайте про животных, решайте веселые задачки, если ему стало интересно, покажите, как работает какая-то техника, предложите головоломки. Ребенок сам выберет. Но никакое насилие здесь в принципе невозможно.

Я вижу много крайностей. Бабушка - учитель начальных классов на пенсии - решила сделать пятилетнего внука одаренным. Она каждый день ему по четыре урока устраивала: письмо, чтение, математика… «Ты мало старался!», - говорила она ему. Она очень любила внука, но считала, что жесткость не повредит - гения же растит! Он, конечно, прошел в первый класс знаменитой гимназии, но в пятый его уже не взяли, сказали, натасканный, но высоких способностей нет. Чисто технически он очень рано что-то выучил, запомнил, но способности от таких занятий не развивались.

- А с какого возраста можно изучать с ребенком иностранный язык?

Бывает по-всякому. И очень хорошо, и не очень хорошо. Я видела много детей с речевыми проблемами, с заиканием, которые были вынуждены учить два языка сразу - так называемых билингвов. В идеале, лучше начинать изучать иностранный язык только тогда, когда родной освоен (девочки уже в 3-4 года хорошо говорят, мальчики чуть позже). Вот тогда самое время для чужого языка.

- Предположим, что «гений» у нас наполовину готов: и читает, и считает, и пишет. И вот он идет в обычную школу, где все это ему предлагают учить снова. Естественно, что ему это не интересно. Но что же делать?

Это очень большая проблема. Раньше в случае с одаренными детьми мы перескакивали в класс постарше, но оказалось, что вреда в этом больше, чем пользы. Представьте, ему пять лет, и мы его сажаем в класс с восьмилетними. По интеллекту он действительно восьмилетний, но эти дети не будут с ним общаться как со сверстником. В результате, он не выстраивает нужные социальные связи, не развивает социальные навыки.

В некоторых школах есть классы для одаренных. Кроме того, есть возможность домашнего обучения. Есть еще какие-то способы работы. Но эта проблема каждый раз решается индивидуально. Если социальные навыки хорошие, можно перевести его в класс постарше, если нет - ищешь другой путь. Могут ли родители сами заниматься? Есть ли деньги на дополнительные занятия? Все это важно. Если ребенок опережает в развитии своих сверстников на 3-4 года, лучше все-таки обратиться к специалисту за советом.

- А сегодня раннее развитие у нас все так же в моде?

Сама идея, что время до школы нужно использовать с толком, никуда не делась. Другое дело, что уже нет этих крайностей с ранним чтением, перехлеста в сторону научения вроде уже нет. Да и призывы растить гениев с двух лет звучат все реже. И слава Богу. опубликовано

беседовала Анна Семенец

Тебе может казаться, что существует только один способ сделать ребенка умнее - впихнуть в него максимум знаний. Но начитанный - это еще не сообразительный и находчивый. Исследования организации Andrew W. Mellon Foundation, описанные в книге Crossing the Finish Line («Пересекая финишную черту»), доказывают: даже отметки в школе зависят не столько от зуб­режки, сколько «являются отражением силы характера». «Такие черты, как мужество и любознательность, превращаются в высокие оценки», - говорит один из авторов книги Мэтью Чиньос. Так давай поможем малышу укрепить характер.

1. Посули 1000 рублей, если научится жонглировать

Что тренируем: способность достигать цели

Раскошелиться придется нескоро. «Дети не способны быстро овладеть навыком жонглирования, но это и не так сложно, чтобы отказываться от попыток» , - говорит Энтони Ти ДеБенедет, один из авторов книги The Art of Roughhousing («Искусство скандалить»). Так что, скорее всего, сын или дочка все-таки выполнят поставленную задачу.

Что скажет наука Ученые из Оксфорда обнаружили, что у новичков в жонглировании всего за шесть недель тренировок объем белого вещества мозга, которое отвечает за обучение, увеличился на 5%. Прибавь к этому улучшение координации, внимания и терпения.

2. Предложи ему полазить по деревьям

Что тренируем: самоконтроль

«Ребенок не сможет залезть на дерево, пока не научится управляться со своими эмоциями , - поясняет ДеБенедет. - Тут нужен и холодный расчет, чтобы выбрать оптимальный маршрут, и умение обходиться со своим страхом, и способность спокойно реагировать на поражения» .

Что скажет наука Регулярное покорение деревьев не только приучит ребенка справляться с оцепенением перед пугающей задачей, но и подстегнет креативное мышление (ведь еще надо придумать, каким путем взобраться на эту вишню - за какую ветку цепляться, куда ставить ногу). Правда, нас немного настораживает, что эти данные пришли из Детского госпиталя Филадельфии...

3. Научи играть в шахматы

Что тренируем: настойчивость

Ты проиграешь много раз, прежде чем взять своего первого короля. «Шахматы учат ребенка, что на поражениях можно учиться» , - говорит Пол Таф, автор книги How Children Succeed («Как дети добиваются успеха»). Неслучайно говорят, что для умственной работы шахматы значат то же самое, что спорт для физического здоровья.

Что скажет наука Шахматы сделают ребенка усидчивее и внимательнее, помогут развить логическое мышление, а главное - научат не бояться самому принимать решения и нести за них ответственность. Недаром чемпион мира Александр Алехин говорил: «С помощью шахмат я воспитал свой характер» . Если же нужны конкретные цифры, то вот они: как сообщают бельгийские ученые, регулярные занятия шахматами обеспечивают детям рост интеллекта по шкале Векслера на 21%.

4. Восхваляй работу, а не победу

Что тренируем: уверенность в себе

Дети - максималисты. Они полагают, что быть довольным собой можно, только если ты победил (не учитывая, что иногда победа зависит не только от тебя, но и от обстоятельств). Надо показать им, что путь к цели и прикладываемые усилия не менее ценны, чем сама цель. «Когда дети получают похвалу за свои усилия, они начинают больше ценить их» , - уверяет Таф.

Что скажет наука Кинь ободряющую реплику, когда заметишь, что ребенок тщательно занимается (например, делает уроки). Позже, когда ребенок принесет показать дневник, сделай так, чтоб он (или она) заметил связь: «Ну, как я вижу, усилия оправдали себя, да?»

5. Приучи, что награду нужно заслужить

Что тренируем: терпение

«Твой ребенок должен понять, что игрушки и сладости не достаются бесплатно» , - советует Таф. Чадо попросит себе iPad? Назначь его на месяц ответственным за уборку дома и вынос мусора. А если чаду уже больше 14, пусть идет в курьеры или моет тарелки в ресторане - заработает хотя бы часть суммы, а остальное ты добавишь.

Что скажет наука Серия исследований в Стэнфорд­ском университете показала: дети, которые умеют ждать и зарабатывать награду, спустя годы лучше сдают экзамены. У них больше сила воли, которая очень важна в трудных испытаниях вроде поступления в ВУЗ.

В мечтах каждого родителя его ребенок хоть иногда, но предстает в ореоле известности, почета и уважения. Быть мамой или папой гения - это действительно здорово. Однако, как хорошо известно, гениями не рождаются, а становятся. И первый «кирпичик» в этом становлении по силам заложить именно родителям.

Начинать воспитывать своего домашнего Эйнтшейна нужно с самых пеленок, и изобретать велосипед особой необходимости нет: существует множество методик раннего развития, позволяющих приблизиться к заветной мечте. Мы расскажем о наиболее ярких и перспективных. Их можно комбинировать, чередовать и пробовать пристроить к своему ребенку методом проб, ошибок и адекватной оценки результатов. Ну и брать на вооружение то, что вам откровенно не по душе, тоже не стоит, так что выбирайте внимательно.

Методика Монтессори

Самую известную на сегодняшний день методику очень любят в частных детских садах и родительских клубах: Мария Монтессори научила родителей не мешать детям самостоятельно развиваться. Однако просто сидеть сложа руки тоже нельзя: ребенка нужно плавно подвести к данному виду обучения и в дальнейшем наблюдать за результатом. Вмешательство позволяется только в те моменты, когда ребенку действительно нужно помочь. Никаких поощрений, наказаний и строгих временных рамок. Интенсивность тоже определяется индивидуально. Из чего же состоят сами занятия? Для этого родителям предлагается обширный ассортимент особых игрушек и вспомогательного дидактического материала.

Актуальный возраст для опытов над ребенком по системе Монтессори - от рождения до 12-ти лет. Обращаем внимание, что этот метод больше подходит для открытых, общительных детей. Робким интровертам будет гораздо сложнее, ведь за необходимой помощью ребенок должен сам обращаться к воспитателям - последним запрещено вмешиваться в процесс. Из минусов системы отмечают маленькое внимание, уделяемое творческому развитию личности. Акцент здесь сделан на интеллектуальные и логические упражнения.


Методика Глена Домана

Эта методика тоже пользуется большой популярностью у родителей потенциальных гениев. Глен Доман нарисовал особые карточки, благодаря которым малыши учатся запоминать слова и хорошо читать. Слово с демонстрируемой ребенку карточки нужно произносить отчетливо и громко, создавая у малыша связь между тем что он видит, слышит и воспринимает в целом. Однако, одними карточками методика Глена Домана не ограничивается - здесь есть место и физическим упражнениям, и творческому развитию.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Приверженцы метода отмечают то, что обучающиеся по карточкам дети обгоняют сверстников и в интеллектуальном, и в физическом развитии. Одновременно с этим отлично развивается память и появляется прекрасный навык скорочтения, который очень пригодится будущему школьнику. Счет и работа с большим объемом информации - сюда же.

Когда начинать показывать ребенку карточки: прямо с рождения. Нет, в роддом можно не приносить. Однако после него - полный вперед. Если начать занятия с самого раннего возраста, к одному году ребенок будет обладать продвинутым словарным запасом.

В качестве минуса можно отметить то, что этот метод как раз для усидчивых малышей. Активным ребятам смотреть на карточки может быть скучно. И сложно умолчать о том факте, что сама система разрабатывалась для детей, подверженных заболеваниям мозга. Но для здоровых она тоже отлично годится, да и результаты приносит отменные.


Методика Зайцева

На этот раз в качестве обучающего материала выступают кубики с наклеенными на них буквами и слогами. При этом по кубикам Зайцева нужно не учиться, в них нужно играть, складывая разные слова. При успешном ходе занятий ребята начинают читать слова после 4−8 таких «игр». Но для достижения результата нужно обязательно придерживаться простых правил: помнить, что это прежде всего игра, а не учеба, играть в кубики регулярно и сворачивать занятия при малейших признаках усталости игрока.

Возраст знакомства с кубиками - 1,5 года. Метод больше подходит для «правополушарных» детей с их продвинутым образным мышлением. Недостатки системы - возможные проблемы в школе, где начнут с именно с букв и звуков, а не со слогов, к которым уже привык ребенок благодаря кубикам Зайцева. Впрочем, за время до школы вполне можно успеть познакомить ребенка с традиционной системой обучения чтению.

Методика Масару Ибука

Известный японский исследователь со всей серьезностью утверждает: после трех уже поздно. Все поздно. И совсем. Одноименная методика (и книга) утверждает, что раз все основы развития ребенка закладываются до трех лет, именно в эти три года нужно по максимуму загрузить малыша знаниями, информацией и даже навыками. Но делать это нужно по системе, а не просто так.

МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ

Основные принципы воспитания от Масару Ибука выглядят так: детский мозг способен решать сложные задачи, так что бояться перегрузок не стоит. Стоит выдавать малышам книги, пластилин и карандаши как можно раньше (не в роддоме, но около того). Тогда же - знакомство с классической музыкой и полотнами великих мастеров живописи. Познание мира нужно проводить при помощи взрослых предметов обихода, а не каких-то детских игрушек. И последнее: ребенок должен перепробовать в первые три года жизни все, что не навредит его здоровью.

Минусы можете назвать и сами: поскольку родителям придется спокойно взирать на все, что творит ребенок, не обремененный запретами, терпения придется запастись с лихвой. При этом Масару вполне допускает физические наказания, что напрямую противоречит одному из принципов системы про уважение личности и достоинства ребенка.


Вальфдорская методика

Полная противоположность предыдущей системе: ребенка до 7 лет загружать информацией строго не рекомендуется. Пусть ребенок познает мир так, как у него получается, естественно и без принуждения. При этом делается акцент на природу и любовь к окружающему миру. Этому способствуют природные материалы, предлагаемые в качестве игрушек и пособия по изучению мира.

Еще одним важным аспектом является запрет на слово «нет», оно допускается только в тех случаях, когда ребенок может причинить вред здоровью. Во всем остальным - полное дозволение и отказ от любых вмешательств в процесс познания мира ребенком.

Возраст - от 0 до 16 лет, система предназначается для послушных и спокойных детей, которые не будут злоупотреблять свободой и крушить все вокруг. Из минусов можно отметить отсутствие обычного дошкольного обучения с буквами и цифрами. Когда ребенок «вальфдорской школы» придет в школу обычную, возникнет много вопросов.


Методика Сесиль Лупан

Для обучения по данной системе важно осознать роль в ней родителей. Родители выступают как самые лучшие и самые важные педагоги. Обучать ребенка предполагается строго в игровой форме, без временных графиков и лишних переутомлений. Акцент делается на любознательности обучаемого: для ее развития родителям предлагается создавать особые условия, благоприятные для новых открытий. Также автор советует много придумывать и сочинять: например, песенки на известные мотивы для запоминания букв и цифр. И один из особых аспектов этой методики - ребенок непременно должен обучаться плаванию прямо с рождения (на выходе из роддома, мы помним).

Никаких ограничений по темпераменту и возрасту ребенка нет - методика подходит любому. Недостаток: отсутствие социализации ребенка, обучающегося строго в кругу семьи.


Методика Никитиных

Система, предложенная опытными многодетными родителями, в чем-то похожа на предыдущие. Родители должны выступать внимательными учителями детей, поощрять, хвалить и очень много общаться со своими детьми. Никакого принуждения - ребенок занимается только тем, чем он хочет. И третий момент, отличающийся: большое значение спортивных занятий. Спортивная обстановка должна царствовать в семье с самого рождения ребенка. Никитины выступают за закаливание детей прямо из роддома и остальные постулаты активного образа жизни.

Недостатки системы - семья должна быть спортивной целиком, столь радикальный подход к закаливанию достаточно спорен, да и акцент на двигательной активности несколько ущемляет другие аспекты, необходимые для всестороннего развития ребенка.

Методика Гмошинской

Мария Гмошинская в своей методике возносит гимн рисованию. Краски ребенку предлагается вручить в тот момент, когда малыш может сидеть без поддержки. Мазня пальчиками и ладошками вначале, потом - мелки, кисточки и карандаши. Однако цель данной методики не вырастить продвинутого живописца, а развить такие важные навыки у ребенка, как мелкая моторика, восприятия цвета и интерес к познанию окружающего мира.

Эта система в принципе не является отдельной и прекрасно дополняет другие. Никаких ограничений по характеру, возраст - от шести месяцев.

Система Самбурской

О спорте поговорили, о художествах тоже, пришел черед музыки. Именно музыка позволяет ребенку гармонично развиваться и положительно влияет буквально на все. Хорошая и правильная с точки зрения автора музыка должна звучать в ушах у ребенка даже тогда, когда он еще не родился, это позволит развить высокую эмоциональность и концентрацию внимания, которой так не хватает многим детям сегодня.

Музыкальные уроки по программе Самбурской следует проводить в спокойной атмосфере. Пусть ребенок воспринимает процесс как развлечение, а не обучение, и тогда методика может принести свои результаты.

Возраст применения - очевидно, с зачатия, методика подходит абсолютно для всех, но эффективнее приживается в музыкальных семьях.

И напоследок: не забывайте, что вы и сами можете стать автором своей методики, взяв подходящие идеи из уже имеющихся и дополнив своими. Ведь вашего ребенка все равно лучше всех знаете только вы, и именно вы можете помочь ему вырасти гармоничной, развитой и даже гениальной личностью.

Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», - спросил мудрец. «Три дня назад», - ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», - ответил старец.

Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам

Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.

В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, - Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.

Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори - ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.

Можно выделить основные принципы этой методики.

1. Определяем интересы ребенка

Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.

2. Забыть о запретах

Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.

3. Не ругать

Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».

4. Не хвалить

Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.

5. Не критиковать

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.

6. Не стимулировать

Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.

Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.


У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.

Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель - гармоничное развитие ребенка.

Основные моменты этой методики:

1. Ребенок должен развиваться в своем темпе

В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.

2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц - это развивает фантазию у детей

3. Воспитатель - пример для подражания у ребенка

4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую

В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной - музыке, в практической - рисованию, лепке.

5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах

Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.

Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Доктор Глен Доман - нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.

Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.

Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении. Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.

Самые важные принципы методики Домана:

1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом

2. Хвалите ребенка за его достижения

3. Не учите детей без их интереса

4. Регулярные занятия - залог успеха

5. Не проверяйте знаний у малыша

6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.

7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.

Система воспитания Никитиных. Минимум опеки - максимум любви

Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.

1. Закаляйте ребенка

Холод - главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.

2. Не надо заставлять ребенка есть

И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.

3. Движение - жизнь

Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку - все по собственному желанию.

4. «Нет» лишней опеке

Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей - они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.

5. «Да» взрослым игрушкам

Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном - пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие - нет.

6. Собственный пример - стимул для детей

По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.

7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок

Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.

Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.

Горе от ума

Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.

Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.

Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом - и тогда результаты действительно вас удивят.



Рассказать друзьям