Воcпитание гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Культурно-гигиеническое воспитание ребенка Гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гигиеническое воспитание детей

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.

Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.

В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:

1) закатать рукава;

2) открыть кран;

3) смочить руки;

4) взять мыло;

5) смочить мыло и руки;

6) помылить руки;

7) положить мыло;

8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;

9) смыть мыло;

10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;

11) тщательно смыть пену;

12) стряхнуть воду;

13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;

14) повесить полотенце на место;

15) опустить рукава.

Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.

Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.

В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.

Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки. Тем не менее необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.

Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.

Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.

Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.

Еще по теме Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей:

  1. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕРСОНАЛА. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАIIИЕ В ДОУ

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гигиеническое воспитание детей.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, в правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Гигиеническое воспитание детей должно быть составной частью общего воспитания. Оно имеет цель -- привить определенные навыки, сообщить в доступной малышам форме и соответствующем их возрасту объеме основы гигиенических знаний.

Ребенок с ранних лет должен приучаться к соблюдению гигиенических правил: следить за чистотой костюма, самостоятельно очищать обувь от пыли, грязи, снега при входе в помещение, не сорить на полу, на территории участка, на улице и т. д.

Научить малышей любить свежий воздух и по возможности заботиться о поддержании его чистоты в помещении: следить за проветриванием, не бояться холода; привлекать детей к посильному самообслуживанию: содержать в порядке личные вещи, аккуратно их хранить в отведенном для этого месте и т. п.

Привлечь внимание детей к заботе о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. С этой целью настойчиво приучать их к соблюдению правил личной и общественной санитарии и гигиены. Очень важно научить ребенка ухаживать за руками, так как грязные руки -- главный источник многих детских заболеваний, особенно желудочно-кишечных (глисты, дизентерия и др.).

Тщательно мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (после посещения туалета, после занятий с игрушками, прогулки, уборки, ухода за животными или игры с ними и т. п.): намыливать ладони со всех сторон и между пальцами, грязь из-под ногтей вычищать щеточкой. Цедить, чтобы ногти всегда были подстриженными. Каждый ребенок должен иметь отдельное полотенце.

Важно также научить детей беречь свои зубы. Для этого дети должны усвоить правила ухода за зубами: полоскать рот после еды; чистить зубы щеткой и порошком ежедневно утром и перед сном. Верхние зубы чистить сверху вниз, нижние -- снизу вверх. Иметь отдельную зубную щетку и порошок. Для обеззараживания щетку после употребления и промывания ее намылить густо мылом, в таком виде оставить в своем стакане или кружке до следующего пользования ею.

Необходимо приучить детей к ежедневным физическим упражнениям, в первую очередь к утренней гимнастике, не только в детском саду, но и дома (в выходные и праздничные дни). Научить правильно дышать во время физических упражнений.

Особенно необходимо выработать правильную осанку у каждого ребенка. Показать, как надо сидеть прямо, объяснить в доступной детям форме, для чего нужна прямая посадка. Голову наклонять вперед лишь немного. Не нагибаться низко над книгой, картинками, при лепке и т. д. Не упираться грудью в стол.

Сидеть ровно, не отклонять голову ни вправо, ни влево; не опускать одно плечо ниже другого.

При письме и рисовании держать обе руки на столе; не прижимать руки сильно к столу; не опираться на них.

Ноги ставить на пол всей ступней.

Воспитывая у детей гигиенические навыки, не следует запугивать детей, угрожать им: «А то заболеешь!»

При желании педагог и родители всегда найдут нужный, доверительный и в то же время достаточно строгий, тон.

Хороших результатов можно достигнуть лишь в том случае, если воспитатели будут не просто сообщать ребенку необходимые гигиенические требования и правила, но и добиваться, чтобы эти правила стали привычкой у детей.

Инструкция по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др. (Извлечение)

Работники детских учреждений (детскяе ясли, детские сады, ясли-сады, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, летние детские оздоровительные учреждения, лесные школы и др.), детских лечебно-профилактических и санитарно-курортных учреждений (детские больницы, детские санатории), а также отделений больниц и родильных домов, связанные непосредственно с обслуживанием и питанием детей и подростков подлежат при поступлении на работу и в дальнейшем периодически медицинским обследованиям в следующем порядке.

Обследование на туберкулез проводится при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в 6 месяцев.

Исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и на гельминтозы -- при поступлении на работу и в дальнейшем в сроки, устанавливаемые местной санитарно-эпидемиологической станцией в соответствии со специальной инструкцией.

Работники детских учреждений (детские ясли, детские сады, ясли-сады, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, летние детские оздоровительные учреждения, лесные школы, детские санатории и др.), связанные непосредственно с обслуживанием и питанием детей, при поступлении на работу подлежат осмотру дерматовенерологом с проведением лабораторных исследований на гонококк и крови на сифилис.

В дальнейшем осмотр дерматовенерологом и исследование крови на сифилис и мазка на гонококк производится один раз в квартал.

Педагоги и воспитатели школ-интернатов, детских домов, лесных школ и других учебно-воспитательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей подлежат осмотру дерматовенерологом с проведением лабораторных исследований на гонококк и крови на сифилис при поступлении на работу и в дальнейшем один раз в квартал.

Исследование на бактерионосительство дифтерии -- при поступлении на работу и в дальнейшем по эпидемиологическим показаниям.

Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием .

Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.

Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.

Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания.

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки -- это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.

Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.

Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.

Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.


Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:

1. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.

2. Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.

3. Гигиеническая подготовка медицинского персонала.

4. Гигиеническая подготовка технического персонала.

Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым.

В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, участие в проведении закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье.

В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Используя методы дидактики и дошкольной педагогики, они прививают ребятам гигиенические навыки, сообщают научные гигиенические сведения. Гигиенические навыки и представления дети приобретают на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важным достижением работы воспитателей является обучение детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует при наличии навыка давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно детям сказать, что игра закончилась, через 10 минут будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.

При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей Дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, пользоваться книжками-картинками, плакатами на гигиенические темы и просить детей рассказывать по ним.

Воспитатели устанавливают и поддерживают контакт с родителями для обеспечения единства требований при гигиеническом воспитании дошкольников.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания.

Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо. Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей.

Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.

Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая необходимую специальную литературу.

Основная задача гигиенического воспитания ребенка - рациональное использование условий окружающей среды и обучение ребенка элементарным гигиеническим навыкам с дальнейшим формированием на их основе навыков личной гигиены, что способствует укреплению здоровья, а также воспитывает культуру поведения.

В детских дошкольных учреждениях процесс гигиеническое воспитание - постоянный и планомерный процесс. Изменения общей программы воспитания от младшей возрастной группы к старшей меняют методы формирования и закрепления навыков гигиены. Например, если в младшем возрасте дети выполняют многократные совместные действия вместе со взрослыми (взрослые показывают, объясняют детям что и как делать), то в более старшем возрасте происходит уже обоснование требований к гигиене, осознание самим ребенком навыков, приобретенных в процессе воспитания и обучения, а также самостоятельный контроль действий.

Формированию большинства условных рефлексов ребенка с момента его рождения способствуют постоянные повторения одних и тех же процессов, повторяющихся в течение суток и каждый день, совершающихся в определенной последовательности в постоянных условиях. При условии выполнения правильных воспитательных процессов у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки , к которым относятся:

- Навыки личной гигиены: любовь к чистоте, опрятность внешнего вида (ребенок следит за своей одеждой и обувью), использование индивидуальных предметов туалета и гигиены (не есть из чужой тарелки, не пить из чужой чашки, не пользоваться чужой ложкой и т.д.), правила личной гигиены (мыть руки перед едой, после улицы и др), ежедневные занятия утренней гимнастикой, выполнение закаливающих процедур, правила ухода за ротовой полостью (полоскание рта после еды) и зубами (чистить зубы), умение пользоваться туалетной бумагой и т.д.

- Навыки культурного поведения: не кричать, вежливо попросить, благодарить за полученное, не мешать окружающим (например, за столом, на занятиях, во время прогулки и др); здороваться и прощаться; при входе с улицы в помещение, вытирать ноги; складывать на место игрушки и книжки и др.

К средствам гигиенического воспитания в детских дошкольных учреждениях относят: соблюдение режима дня, правил питания, занятия физкультурой и процедуры закаливания, достаточное пребывание на свежем воздухе, правильная организация занятий, организация условий внешней среды в соответствии с требованиями.

Главные правила гигиенического воспитания детей в детских дошкольных учреждениях:

Систематичность, постепенность и последовательность в обучении (соответственно индивидуальным и возрастным особенностям ребенка);

Согласование действий и единый подход в воспитании всего персонала детского дошкольного учреждения и родителей.

Если соблюдаются правила гигиенического воспитания, ребенок к концу первого года жизни обладает следующими навыками: самостоятельно удерживает чашку и пьет из нее; кушает корочку хлеба; по просьбе взрослого выполняет активные движения (например, подает руку, ногу, поворачивает голову, открывает рот и т.д.), а также движения при одевании и раздевании, умывании, кормлении.

В возрасте 1,5 года ребенок способен: самостоятельно кушать ложкой; проситься а горшок; понимает речь взрослого, связанную с процессами туалета, еды, а также по просьбе выполнять доступные действия, связанные с этими действиями.

К 2 годам ребенок самостоятельно кушает все виды пищи, пользуется салфеткой, знает свое место за столом, самостоятельно садиться и выходит из-за стола, соблюдает правильное положение тела за столом, моет руки перед едой, отрицательно реагирует к неопрятному виду одежды или окружающей обстановки, одевается и раздевается с помощью взрослого, знает свой шкаф для одежды и вешалку для полотенца, спокойно воспринимает процесс умывания и закаливаниями.

В 3 года вышеперечисленные навыки закрепляются и расширяются: ребенок практически самостоятельно чистит зубы, моет руки, самостоятельно кушает (при этом не обливается), во время еды пользуется салфеткой, приводит одежду в опрятный вид, почти самостоятельно одевается и раздевается, вытирает платком нос, аккуратно складывает одежду, игрушки и книжки.

В возрасте 4 лет количество навыков расширяется незначительно, но закрепляются ранее приобретенные навыки и умения. Ребенок способен более активно принимать участие в хозяйственно-бытовом труде (поддержание чистоты и порядка в помещении или на участке), осознает значение труда и взаимопомощи.

В 5 лет ребенок должен самостоятельно (без напоминания) умываться и чистить зубы, мыть руки по мере их загрязнения; пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой, прикрывать рот рукой при кашле или чихании; аккуратно потреблять пищу, правильно использовать столовые приборы. Также ребенка в этом возрасте нужно приучать к вежливости и приветливости, помогать окружающим, уделять внимание формированию разного рода трудовым навыкам.

К 6-7-летнему возрасту навыки культуры поведения и культурно-гигиенические навыки должны закрепиться, стать привычными и необходимыми в повседневной жизни.

Эффективность гигиенического воспитания сильно зависит от созданных условий : ребенок должен быть обеспечен предметами личной гигиены (чашкой, тарелкой, ложкой, зубной щеткой, мочалкой, расческой и др) и постельными принадлежностями (полотенца, белье и др) с обязательной сменой минимум 1 раз в неделю.

В детских дошкольных учреждениях все предметы личной гигиены и одежда должны быть промаркированы и храниться в индивидуальных шкафчиках.

Отметим, что одежда и обувь должны быть удобными в ношении и защищать ребенка от внешнего влияния окружающей среды (жары, холода, ветра, загрязнений, осадков, разного рода механических повреждений). Хорошей воздухопроницаемостью обладает одежда из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Покрой одежды должен быть выполнен таким образом, чтобы ребенок не чувствовал стеснения в движении (как во время бодрствования, так и во время сна). Обувь должна максимально соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы, ее длине и ширине (не быть узкой или свободной); с целью профилактики развития плоскостопия в обуви должна быть твердая подошва с небольшим каблучком.



Рассказать друзьям