Взаимодействие навыков при котором ранее сформированный навык. Теодор еске-хоинский - последние римляне

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Навыки, усвоенные при выполнении действий одного вида, могут оказывать влияние на успех овладения действиями другого вида. В одних случаях они могут способствовать усвоению новых навыков, в других - мешать ему.

Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков. Практика обучения рабочих управлению новыми машинами показывает, что опытный рабочий, успешно работающий на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида значительно быстрее, чем новичок в работе. Человек, знающий несколько иностранных языков, овладевает новым языком значительно легче, чем тот, кто не знает ни одного языка, кроме родного. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными.

Так, например, движения при включении и выключении мотора и регулировании его работы, способы контролирования условий, при которых протекает работа, оценка ее результатов, соблюдение правил безопасности и пр. при работе на разных машинах часто бывают сходны. Это и позволяет переносить эти навыки с одной работы на другую. Умение анализировать и произносить звуки, встречающиеся в разных языках, знание грамматического строя нескольких языков - основа более легкого усвоения нового языка для тех, кто уже владеет несколькими языками.

При выполнении вновь изучаемых действий человек опирается на свой прежний опыт, на уже приобретенные умения. Естественно, что большой опыт и большое количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.

Наряду с положительным влиянием одних навыков на другие наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие на выков называется их интерференцией .

Различают два случая интерференции навыков. Первый случай - интерференция при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения новым . В этих случаях новый способ усваивается нередко с большими затруднениями из-за тенденции выполнять соответствующее действие старым, ранее усвоенным способом. Такую интерференцию навыков называют ассоциативным торможением .

Однако старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этих случаях уже после усвоения нового способа возникают или задержки в применении нового способа действия, или повторение старых приемов. Так, например, ученик, многократно писавший слово неправильно, после усвоения правильного написания может иногда задерживаться, когда ему надо написать это слово, и вспоминать, какой из двух способов его написания правилен. Иногда же он незаметно для себя повторяет старую ошибку. Такую интерференцию навыков называют репродуктивным торможением.

Причиной интерференции навыков является прочность ранее образованных связей, которые и актуализируются затем при овладении новым действием. Поэтому при обучении навыкам важно с самого начала не допускать неправильных приемов действия. В дошкольном периоде дети часто привыкают к неправильной посадке во время рисования и игр за столом. В начале обучения письму в школе эта привычка чрезвычайно мешает образованию навыков правильной посадки при письме. Приняв в начале упражнений по указанию учителя правильную позу, дети тотчас же, как только их внимание переключается на другие задачи, возвращаются к неправильному положению корпуса, головы, рук и ног.

Важнейшим средством устранения и предупреждения интерференции навыков является четкое различение и противопоставление старого и нового способов действия (при упражнениях), старых и новых условий действия, старых и новых целей действия («перемежающееся противопоставление», на значение которого указывал И. П. Паз-лов).

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ - это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего.

Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде - управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.

Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным. Отрицательный перенос вызывается распространением

возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым диффе-ренцировочным торможением в центральной нервной системе.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос возникает при переносе навыков с одного двигательного действия на другое и обратно.

Косвенный перенос характеризуется тем, что ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.

На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара мяча в теннисе и бадминтоне). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет их общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при разработке программ по физическому воспитанию, при планировании учебного процесса, при подборе подводящих упражнений.

Еще по теме 8. 3. Взаимодействие навыков:

  1. на психологический климат в классе 175 Задание 2. Анализ речевого взаимодействия учителя и учащихся по системе Н. А. Фландерса 175 Задание 3. Трансактный анализ общения 178 Задание 4. Упражнения для развития навыков педагогического общения 180 Задание 5. Диагностика стиля общения педагога. Карта коммуникативной деятельности А. А. Леонтьева 184 Задание 6. Определение модели общения педагога с учащимися 185 Задание 7. Эф

Взаимодействие (перенос) навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навы­ков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.

Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,

когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать.

  • 8. Техника двигательных действий(структура, фазы)
  • 9. Основные характеристики техники движений (временные, пространственные, пространственно-временные, ритмические).
  • 10. Принципы отечественной системы фв.
  • 11. Принципы методики фв и их реализация в процессе занятий фу.
  • 12. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы как средства фв.
  • 13. Общепедагогические методы, применяемые в фв.
  • 14. Методы упражнения в фв(строго регламентированного упр., игровой, соревновательный)
  • 15. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов фв. Виды нагрузок и интервалы отдыха.
  • 16. Методы строго регламентированного упражнения и их классификация.
  • 18. Метод круговой тренировки.
  • 19. Двигательные действия как предмет обучения в фв. Основы формирования дн.
  • 20.Характеристика ду и дн. Структура процесса обучения дд.
  • 21. Игровой и соревновательный метод в фв.
  • 23. Средства и методы воспитания силовых способностей.
  • 26. Понятие скоростно-силовых способностей, многообразие их проявления. Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движения.
  • Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движений.
  • 27. Методика воспитания быстроты двиг реакции (простой и сложной двигательной реакции).
  • 28. Определение выносливости, способы ее оценки, виды.
  • 29. Общая выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Специальная выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей.
  • 32. Критерии дкс, средства и методика воспитания.
  • 33. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
  • 34. Гибкость и ее виды. Средства и методы воспитания гибкости.
  • 35. Понятие осанки, виды осанки, методика ее воспитания.
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).
  • 37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.
  • 38. Общая и моторная плотность урока.
  • 39. Нагрузка и ее регулирование в уроке фк.
  • 40. Характеристика программы по фв для среднеобразовательной школы.
  • 41. Планирование в фв, виды планирования.
  • 42. Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
  • 43. Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока.
  • 45. Особенности проведения занятий по фв с учащимися смг.
  • 46. Формы построения занятий в фв.
  • 47. Фк в режиме дня школьника.
  • 48.Контрольные упр.(тесты) для определения уровня развития физ.Качеств, применяемой в школьной практике.
  • 49. Контроль в фв. Виды контроля и их характеристика.
  • 50. Оценка и учет успеваемости учащихся по фк.
  • 50.Внеклассная и внешкольная работа по фв.
  • 51. Фв в семье.
  • 52-53. Фв детей раннего и дошкольного возраста.
  • 54.Фк в вооруженных силах.
  • 55. Фв в ссуЗе
  • 56. Фв в вуЗах.
  • 57. Особенности фв студентов основного и отделения спортивного совершенствования.
  • 58. Особенности фв студентов специального отделения.
  • 59. Ппфп.
  • 60. Фк в быту взрослого населения.
  • 61. Фк в пожилом и старшем возрасте.
  • 62. Физкультурные потребности и их характеристика.
  • 63. Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации.
  • 64.Сущность афк. Формы занятий с инвалидами. Особенности методики занятий, физк.-оздор.И спорт.Работа с инвалидами.
  • 65. Определение понятий: спорт, соревн. Д-ть, спорт. Д-ть, сисмема подг. Спортсмена, спорт. Движение, спорт. Достижения, спорт. Тренировка.
  • 66. Социальные функции спорта (эталонно – спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и т.Д.)
  • 67. Структура тренировочного процесса.
  • 68. Факторы влияющие на соревновательную деятельность.
  • 69. Общая характеристика подготовки спортсмена.
  • Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.
  • 70. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
  • 74. Структура и виды микроциклов тренировки.
  • 75. Структура и виды мезоциклов тренировки.
  • 76. Структура и виды макроциклов тренировки.
  • 76. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
  • 72. Тактическая подготовка спортсмена
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).

    Перенос навыков -влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков.

    Положительный перенос - взаимодействие навы­ков, при кот. ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего (наличие структурного сходства на главные факторы).

    Отрицательный перенос - взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос . Возникает когда формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос . Это перенос с одного двигательного дей­ствия на другие и обратно.

    Прямой перенос . Формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это вид переноса, при ко­тором ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса ос­новано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в из­бранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит ког­да структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых дви­жений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передви­жения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные орга­ны тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений; при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.

    37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.

    Урок явл общепринятой формой систематических занятий, как ФВ так и спорт подготовки.

    Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная, заключительная.

    Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% от­водимого на урок времени.

    Типичными задачами вводной части являются:

    Организовать занимающихся.

    Активизировать их внимание.

    Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

    Создать соответствующую психологическую установку и положитель­ное эмоциональное состояние.

    Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональ­ны упражнения с предметами.

    Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания

    Формирование знаний в области двигательной деятельности.

    Обучение ДУ и ДН общеобразовательно­го, прикладного и спортивного характера.

    Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­держание хорошей осанки; закаливание организма.

    Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­ческих качеств.

    Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, от­водимого на урок.

    Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

    Заключительная часть урока имеет следующие функции:

    1. Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

    2. Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­ция их в дальнейшей работе.

    Типичными задачами третьей части урока являются:

    Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

    Подвести итоги учебной деятельности.

    Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

    Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.

    навыки, которые человек приобретает в определенной степени опираются на ранее приобретенные навыки. Это означает, что вновь создаваемых динамические стереотипы накладываются в коре больших полушарий головного мозга на ранее образованные и стереотипы, не только сосуществуют с ними, но и взаимодействуют. Ранее образованные навыки могут способствовать созданию новых навыков или тормозить, задерживать этот процеес.

    Во многих случаях ранее образованные навыки способствуют освоению новых навыков, облегчая этот процесс

    Так, навыки лепить и рисовать помогают ребенку овладеть навыком писать. Навык игры на одном инструменте облегчает овладения техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино легче научиться печатать на машинке. Такой положительное влияние ранее образованных навыков на процесс формирования новых навыков называется переносням.

    Явление переноса обусловливается наличием похожих и тождественных черт в старой и новой навыках, общих приемов выполнения соответствующих действий. Элементы старой навыки включаются при этом в структуру новоут творюванои навыки и тем облегчают процесс овладение нею.

    Следовательно, здесь имеет место применение ранее выработанных временных нервных связей, определенных их групп к новым случаям, в новых ситуациях, их обобщение

    Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенстве) и другим органом, например левой рукой или ного.

    Ранее образованные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на образование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д.

    Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество, бывает между некоторыми старыми и образуемыми новыми стереотипами

    Интерференция происходит в тех случаях, когда на один раздражитель производится два или несколько различных реакций. Так, при изучении иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по своей граф фемою с буквами родного языка, но разных по произношению ("с","х","р","у ** и др.ot;, "р", "у** та ін.).

    Аналогичное случается при использовании шифровальным кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква обозначала определенную цифру в (например"К-5","С-2"и т.д.). Когда они справились с этой работой, им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали уже другие цифры (например"К-3","С лад "К-3", "С-8" тощо).

    Оказалось, что для овладения вторым кодом им предстояло выполнить значительно больше упражнений, чем для овладения первой. Интерференция здесь объясняется недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее

    Интерференция проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы воздействия применяются в новой ситуации без учета его отличий от предыдущей. Так бывает, например, когда оператор переходит на робот ту из прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в действии с которым изменена последовательность операциий.

    целом интерференция возникает, как видим, при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно предотвратить интерференции навыков и тем облегчить овладение новы ими навыками.

    Производимые у человека навыки находятся на должном уровне совершенства, если они используются

    Когда навыки в процессе определенного времени не применяются, они ослабляются. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий упо овильнюеться, снижается их качествоть.

    Так, большой перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любые й отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенстваі.

    Навыки тем быстрее ослабляются, чем меньше они сформированы, закрепленные. А ослабление их оказывается в деавтоматизация выполняемых действий

    Сильное волнение и усталость человека нередко вызывают нарушение его обычных действий. В таком случае нужно иметь значительное самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок нарушений ния привычных действий случается и тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые обусловливают ее неуверенность в своих силаах.

    Это свидетельствует о том, что выработанные системы условных рефлексов сохраняют характер пробкового автоматизма лишь постольку, пока существует определенная постоянство внешних и внутренних условий его выработки, т.е. пока пер находящимися в единстве внешней и внутренней стереотип.

    Нарушение, расстройства навыков вызванные патологическими изменениями работы мозга. При патологических изменениях конечно разрушаются сначала сложные и позже образованные, а затем - менее сложные и ранее образованные нав вички.



    Рассказать друзьям