Ребенок 5 лет не усидчивый что делать. Неусидчивый ребёнок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дата публикации 26.03.2015

Как хочется всем родителям вырастить своих детей успешными людьми, душевно прекрасными и в жизни состоявшимися! К сожалению, не у всех это получается. И далеко не всегда причина наших неудач кроется в недостатках воспитания или недостаточном внимании к ребёнку. В большом числе случаев нарушения в формировании психических функций – а именно к таким относятся сфера эмоций, обучаемость, интеллектуальные способности – связаны с функциональными или органическими изменениями в структурах детского организма, регулирующих его развитие.

Гиперактивность – характер или синдром?

Ребёнок не в состоянии оценить своё состояние и рассказать об этом. Но часто своим поведением, какими-то внешними проявлениями он сигнализирует внимательным и неравнодушным взрослым, чтобы обратили внимание, что он нуждается в помощи.

Неусидчивость, гиперактивность и дефицит внимания – близкие друг другу симптомы одного из достаточно часто встречаемых у детей (5 –10%) в последнее время болезненных состояний. Гиперактивность, т.е. избыточная, излишняя подвижность, может проявляться в том, что ребёнок не может спокойно сидеть, играть в тихие игры, суетлив, без разрешения вскакивает с места, бесцельно бегает.

Официальное название состояния – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Начало проявлений, как правило, в раннем детском возрасте (3 –4 года), если не лечить или лечить недостаточно, то в половине и даже большем числе случаев может переходить в подростковый и далее возраст. Многие школьные проблемы связаны с этим злополучным синдромом, основными клиническими проявлениями которого являются невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Проблема выливается в междисциплинарную – психолого-педагогическую и медицинскую.

В дошкольном возрасте основным признаком можно назвать гиперактивность, при этом дети могут целыми днями слоняться по группе детского сада совершенно бесцельно, но при этом без умолку болтают, мешают занятиям других детей. С началом школьного периода (6– 7 лет) выявляются неспособность ребёнка длительно концентрировать внимание, беспокойство, чрезвычайная подвижность, дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. В подростковом возрасте проявлениями синдрома являются импульсивность и немотивированная агрессивность. Импульсивность проявляется в таких особенностях поведения, как выкрикивание ответа, не дослушивая вопроса; в невозможности дожидаться своей очереди.

Будьте внимательны!

Многие думают, что их ребёнок «просто непослушный», в то время как у него развиваются серьёзные болезненные процессы.

Родителям стоит проконсультироваться с врачом, если:

Ребёнок не может вслушиваться в обращённую к нему речь;

Не может организовать свою деятельность и довести работу до конца;

Ему трудно сосредоточиться на деталях, выполнить задание без ошибок;

Всё забывает; часто теряет нужные предметов (книги, ручки и т.д.); отвлекается;

Ребёнок избегает занятий, требующих усидчивости.

Наблюдая ребёнка и видя какие-то признаки неблагополучия, члены семьи не всегда могут самостоятельно оценить его состояние и понять, что, например, неусидчивость – не черта характера, а болезнь. В таких случаях лучше прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов, пройти необходимое инструментальное обследование.

Начать надо с участкового педиатра. Необходимое обследование в настоящее время можно пройти в условиях участковой поликлиники. Какое – подскажут педиатр, невролог, психолог. Проблема, как уже отмечалось, междисциплинарная. Поэтому решение также должно быть совместным.

Анатолий Ефимов, генеральный директор АНО

«Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации»,

д.м.н., профессор, академик РАЕН


  • Витамины
  • Не слушается
  • Подарки
  • В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.


    4 года - переходный период в детской псикике

    Причины

    Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

    Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

    Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

    Что делать?

    Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

    Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.


    Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

    Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.


    В разговоре можно выяснить, каковы истинные причины непослушания

    Наказание

    Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

    Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже - разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

    Главное - ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый "нагоняй" становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева - результат от такого "воспитания" может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.


    Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

    Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

    Запреты

    Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

    Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

    • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
    • запрещается обижать животных – они живые;
    • запрещается кусаться – это плохо.


    Ребенок четко должен понимать, что можно, а что нельзя

    Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

    Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

    1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
    2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
    3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
    4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

    Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?


    Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

    И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

    Развивающие занятия

    Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

    • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
    • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
    • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
    • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
    • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
    • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.


    Занимайтесь с ребенком общими делами

    Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

    В НАШЕМ КЛАССЕ

    Галина МОНИНА,
    кандидат педагогических наук,
    детский практический психолог,
    преподаватель Санкт-Петербургского Университета
    педагогического мастерства

    Невнимательный, неусидчивый, импульсивный

    Поведение ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, вполне поддается корректировке. Только педагогам и родителям нужно знать, как за это взяться

    Многие дети отличаются непоседливостью. Они болтают на уроке, вертятся, тянут руку, подпрыгивая на месте. Мы делаем им замечания, хотя в душе сочувствуем: это же дети, им тяжело сидеть неподвижно, чинно дожидаясь, когда их спросят. Но встречаются – в последнее время все чаще – ребята, которые не могут высидеть за партой и пяти минут. Они не выслушивают ни одного задания или вопроса до конца. Такой ребенок может свести к нулю все усилия учителя на уроке.
    Что же делать? Ставить двойки, вызывать родителей, отправлять возмутителя спокойствия к директору? Лучше не надо: ученик не виноват...

    Что такое СДВГ

    СДВГ встречается у детей достаточно часто: от 5 до 20 % (по данным разных специалистов), причем у мальчиков – чаще. Считается, что нижняя граница для выявления СДВГ – возраст 3–4 года, однако первые проявления часто выявляются уже на первом году жизни. Пики проявления симптоматики, как правило, приходятся на период возрастных кризисов ребенка (3 года, 7 лет, 14 лет).

    Ребенок с СДВГ в школе

    Несмотря на достаточный уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера». Иногда трудности в учебе начинаются уже в первом классе и продолжаются до окончания школы. При этом высока вероятность отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе. Вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз у таких детей меньше, чем у сверстников.
    У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета. 66 % обследуемых детей обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61 % – признаки дискалькулии.
    Во время уроков они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, не завершают начатое задание, мешают одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь привлечь внимание учителя и одноклассников, он добивается этого единственным известным и доступным ему способом, выполняя роль «классного шута».

    Специфика обучения школьников с СДВГ

    Несмотря на то что СДВГ – медицинский диагноз и лечить ребенка должен только врач, учитель может во многом помочь ребенку адаптироваться к условиям школы и стать успешным.
    Особенность обучения ребенка с СДВГ заключается в том, что меры педагогического воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения. Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату.
    Синдром может проявляться по-разному. У одних детей преобладает
    гиперактивность, другие в первую очередь страдают расстройством внимания, третьим свойственно и одно, и другое. Поэтому необходимо выявить доминирующий симптом и строить коррекционную работу поэтапно. Опираясь на сильные стороны ребенка, педагог и психолог начинают с одной отдельной функции. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одновременно.
    Поэтапность в работе педагога будет проявляться и в том, что на первых порах, стремясь к тому, чтобы ребенок выполнил все задание, учитель может снизить требования к аккуратности.
    Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер.
    Еще один важнейший принцип работы с гиперактивными детьми – индивидуальный подход.

    Повышение учебной мотивации

    Поощрение должно быть реальным, вызывающим стимул к работе. Для этого педагогу необходимо узнать, чем любит заниматься ребенок, о чем мечтает, на что надеется. Для этого можно предложить детям нарисовать картинку (в начальной школе) или написать мини-сочинение на тему «Сказка о хорошей жизни», «Самый счастливый день», «Люблю и не люблю», «Кто счастливей всех на свете». Похвала учителя не должна быть преувеличенной. Как показывает практика, похвала и поощрения гораздо эффективнее, чем замечания.
    В условиях школы поощрениями могут стать: возможность выбора задания, помощь учителю в проверке тетрадей, роль «хранителя времени» в классе, возможность писать на школьной доске во время перемены или на уроке, выполнение письменного задания на компьютере.
    Для детей с СДВГ важно повышать самооценку. Для этого учитель может обращать внимание одноклассников на достижения ребенка с СДВГ, развивать навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «Что у меня хорошо получилось»), приучать ребенка сравнивать последние достижения с его собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом недопустимо сравнивать его со сверстниками!
    Учителю следует выбирать задания, посильные для этого ребенка, учитывать его возможности (индивидуальные рабочие листы). Новое задание можно предлагать только после того, как выполнено предыдущее; большое упражнение делить на несколько более мелких заданий.
    Значительно облегчает жизнь ребенка использование учителем вместо бесконечных замечаний заранее оговоренных с ребенком «секретных» знаков – сигналов о необходимости изменить поведение.

    Как учесть психофизиологические особенности

    Мультисенсорный подход: дети с визуальным типом восприятия легче усваивают материал, видя его перед глазами (текст, картинки, диаграммы), с аудиальным типом – на слух и в процессе устных обсуждений, с кинестетическим типом – двигаясь, осязая. Учителю необходимо опираться на сильные стороны ребенка (использовать способности, а не исправлять недостатки, предоставлять возможность решать учебные задачи любым доступным ребенку способом). Обучение и проверку знаний желательно организовать, опираясь на наиболее выраженные учебные стили ребенка, а закрепление – на более слабые.
    При работе необходима смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.
    Нельзя забывать о двигательной потребности таких детей. Им можно предлагать поручения, требующие двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски.
    Составной частью работы будет и снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения. Ребенка нужно хвалить за работу, выполненную чуть аккуратнее, чем предыдущая.
    Детям с СДВГ необходимо время от времени предлагать упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры).
    Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; тон – нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку (как показала практика, иногда даже знакомые и часто употребляемые нами слова дети понимают не так, как мы предполагаем).
    Проверку знаний ученика с СДВГ лучше проводить в начале урока.
    Лучше избегать категоричных запретов.
    Объяснять материал в случае необходимости ребенку следует индивидуально (один на один).
    Снизить объем рукописных текстов можно за счет использования рабочих тетрадей, выполнения некоторых упражнений на компьютере, отказа от практики «переписывания» неаккуратных работ, от черновиков.
    Ребенку нужно предоставлять моментальную обратную связь : поощрения, наказания – непосредственно вслед за событием.
    Дети с СДВГ чувствуют себя комфортнее, если учитель соблюдает четкие временные интервалы начала и окончания урока. Недопустимо лишать детей активного отдыха на перемене в качестве наказания.
    Ребята с нарушением внимания нуждаются в четком (но не оскорбляющем) контроле: регулярная проверка тетрадей, дневника, устный опрос.
    Следует по возможности усадить гиперактивного ребенка за первую парту, где учителю легче контролировать его поведение, а «зрителей» вокруг него и возможностей отвлекаться – меньше.
    Необходимо соотносить объем учебного материала с объемом внимания ребенка. Не забывайте уменьшить для него задание, дайте дополнительное время для завершения начатого, предоставляйте перерывы между заданиями, требующими активного внимания. За короткий промежуток времени такие дети могут усвоить только небольшое количество нового материала.

    Развитие функций

    • Повысить уровень внимания можно, используя упражнения на концентрацию внимания: «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа».
    • Для гиперактивных детей необходима работа по снижению импульсивности. Например, можно вызывать к доске того, кто поднял руку последним, давать задание «Тихий ответ».
    • Также необходимо снижение деструктивной двигательной активности и обучение навыкам самоконтроля. Например, в игре-упражнениях «Замри» или «Волны».
    • Учитель должен помогать ребенку найти собственный стиль учебной деятельности, обучить его навыку контроля за выполнением заданий.
    • Не менее важны навыки самоконтроля: после инструкции учителя ребенок дублирует его слова, обращаясь к одноклассникам, которым тоже предстоит выполнить это же задание. В случае индивидуальной работы ребенок перед ее началом дает себе советы сам: на что, по его мнению, необходимо обратить внимание при выполнении задания. При необходимости ребенок с помощью взрослого (или самостоятельно) составляет письменный алгоритм, в соответствии с которым будет работать.
    • Обучить ребенка навыкам планирования можно так: предложить ему составить список необходимых действий и последовательно вычеркивать их после завершения.

    Обучение конструктивным формам взаимодействия

    • Ребенок вполне может научиться выражать гнев в приемлемой форме: иногда он реагирует неадекватно на какую-либо ситуацию, потому что иначе не умеет.
    • Учитель должен постоянно демонстрировать неагрессивное поведение, доброжелательное, спокойное отношение.
    • Ребенка можно и нужно обучать конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке и адекватным способам выражать просьбу к учителю, одноклассникам.

    Как показывает практика, использование этих принципов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми на уроках помогает им адаптироваться к школьным условиям, выявить собственные сильные стороны и стать успешными учениками.

    Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. М., 1999.
    Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
    Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.,1995.
    Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
    Зшкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь “особому” ребенку. СПб., 1998.
    Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
    Крюкова С.В., Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
    Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. СПб., 1996.
    Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

    Ваше мнение

    Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

    "Первое сентября"

    DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

    Все дети имеют свой индивидуальный характер, и все они развиваются по-своему. Даже психологический портрет близнецов позволяет заметить существенную разницу между двумя детьми. Некоторые малыши все больше только радуют родителей своим поведением, в то время как другие нередко разочаровывают.

    Одна из основных черт, которая может раздражать родителей и окружающих, а также создавать определенные проблемы при воспитании и обучении ребенка – это неусидчивость. Неусидчивые малыши могут быть грубыми и несдержанными, рассеянными, или просто чересчур энергичными. Все это создает определенные проблемы: ребенок уже в раннем возрасте отличается тем, что не может долго сидеть над с трудом поддающейся ему головоломкой, и после двух-трех неудач с агрессией отбрасывает ее, и отказывается продолжить свои упражнения. В дальнейшем такого ребенка трудно обучать чтению, письму, математике – тут приходится буквально вспоминать пословицу "Азбуку учат – на всю избу кричат". Конечно же, такое поведение ребенка нельзя назвать нормальным, но прежде чем наказывать или обучать насильно чрезмерно активного или рассеянного малыша, нужно разобраться в причинах его поведения.

    В некоторых случаях неусидчивость ребенка связана с проблемами с его здоровьем, и это нужно уяснить. Так, неусидчивыми могут быть малыши с психическими расстройствами. Это может быть временным, так сказать, возрастным – в связи с развитием лобной доли головного мозга. В таком случае явление вскоре пройдет само по себе. А может быть, у ребенка заболевание расстройства внимания, и тогда его нужно непременно отвести к специалистам и полечить. Причиной рассеянности могут быть также и многие другие нарушения, и только специалист сможет определить их. Родители своими силами могут проверить только зрение и слух ребенка, поскольку нарушения, связанные с органами чувств, также могут стать причиной неусидчивости.

    Важно учитывать, что неусидчивое поведение ребенка нередко сопрягается с вызывающим комплексом. В поведении таких детей, кроме неусидчивости, можно отметить и следующие отклонения: если ребенка что-то раздражает, он начинает вести себя агрессивно, может накричать, оскорбить, ударить даже маму. Поведение таких детей нуждается в срочной корректировке, в противном случае у вас будут постоянные проблемы с милицией, жалобы от сверстников и их родителей. В жизни такой ребенок едва ли станет успешным.

    Порой с неусидчивостью сопрягаются и иные проблемы в поведении и психике ребенка. Порой малыши при этом страдают от неуверенности и подавленности, или других проблем. Все это нужно выявлять и корректировать. Если проблема выражена остро – обращайтесь к специалистам. Если же нет, и вы чувствуете, что сможете справиться с поведением ребенка и своими силами – вперед. У вас это действительно может неплохо получиться, ведь именно родители знают своего ребенка лучше всего, и зачастую интуитивно знают, как можно ему помочь.

    Если ваш малыш не может проявить упорство и справиться с заданиями средней или высокой сложности, которые не даются ему с первого раза, присоединитесь к нему. Вы можете пообещать ему награду за выполнение той работы, которой он занят, чтобы у него был дополнительный стимул. Если ребенок продолжает капризничать – предложите отвлечься на что-то более интересное, и доделать задание потом. Но не сулите таких наград, которые он сможет получить сразу по окончанию задания – это вызовет еще более сильное негодование из-за того, что задание не получается. Скажите, что если он справится за сегодня (за ближайшие дни), в выходные вы пойдете в зоопарк или цирк.

    И помните, что ребенок по природе своей не может сконцентрироваться на достаточно длительный срок. Так, постарайтесь давать ребенку в возрасте 4-6 лет задачки, над которыми ему придется работать минут 15-20, не более. Не требуйте от ребенка невозможного, а если ему надлежит выполнять более длительные работы, предложите делать перерыв каждые 10-20 минут. Тогда работа будет даваться ребенку проще, и вероятно, он будет меньше переживать и жаловаться. Также не ругайте малыша, если у него что-то не получается – лучше хвалите за то, что он выполнил хотя бы несколько этапов. Доброжелательная обстановка при выполнении сложных задач поистине творит чудеса – понимая, что в него верят, ребенок будет выполнять работу увереннее, будет меньше переживать из-за возможной неудачи, ведь поймет, что его не будут ругать за это.

    Во многих детях усидчивость следует воспитывать. И эта задача бывает под силу только понимающим родителям. Если вы будете выражать свое огорчение по поводу неудач ребенка – он будет напрягаться и переживать, что не справится, а это не приведет ни к чему хорошему.

    Но бывает и так, что ребенок уже привык вызывающе вести себя в случаях, когда ему что-то не удается. Тогда работа предстоит более сложная – вам нужно не только научить ребенка быть усидчивым, но и прекратить его нежелательное поведение. Для этого есть довольно простой рецепт: игнорируйте истерики. У малыша не получилось собрать конструктор? Он швырнул его в стену, начал реветь и бить ножками? – Просто не обращайте внимания. А когда он успокоится, предложите собрать конструктор еще раз, укажите, что несколько элементов он все же собрал, и потому он – молодец. Или – передохнуть, поиграть или посмотреть мультфильм, а потом начать работы снова. Очень эффективно действует и такое предложение: скажите малышу, чтобы он собрал конструктор наполовину, а потом пообещайте ему свою помощь. То же самое касается чтения или письма: скажите, чтобы ребенок прочитал одну-две страницы интересной сказки, и пообещайте, что тогда вы прочитаете ему историю до конца. Обязательно хвалите ребенка за проделанную работу, не акцентируйтесь на ошибках, и изо дня в день доверяйте ребенку все большую часть работы, а сами делайте все меньше. Так вы сможете научить ребенка усидчивости без слез и истерик – если не станете отклоняться от принятого курса, и вновь ругать его за неудачи.

    «Сыну 2 года и 2 месяца. До этого специально как-то не занималась с ним, спонтанно рисовали, лепили, в основном прогулки, мячи, книги очень любит... И вот эффект((Все разбрасывает при разукрашивании, листает все страницы раскраски, мазюкает где попало. И так во всем. Не даёт рисовать из руки в руку, все сам. Быстро переключается, может отвлечься от одного, потом к этому вернуться. Я просто в растерянности... Я потеряла время? Как привить усидчивость и внимательность?» На один из самых популярных вопросов мам отвечает наш эксперт, педагог-психолог и мама 4-летнего сынишки Римма Нуянзина.

    Все, что Вы описываете абсолютно нормально. Для начала выдохните) Ничего такого страшного в описанном Вами поведении я не вижу. Деструктивные действия просто прекращайте и меняйте ситуацию, не давайте бросаться или рвать поделку. Про разукрашивание вообще можно забыть лет до 5, зачем оно вам? Оно ничего толком не развивает у 2-летнего мальчика, в отличие от обводки, например.

    Все остальное может быть и в игре. Во-первых, усидчивость — это не норма для ребенка такого возраста, а если бы он мог усидеть больше 1-5 минут, то нужно было даже насторожиться и пойти к специалисту. В таком возрасте сосредосточиться на чем-то ребенок может от 30 секунд до пары минут. Во-вторых, то, что вы вместе уже спонтанно рисовали, лепили, гуляли — это здорово, это главное, что Вы могли сделать для него и себя. В-третьих, если Вы хотите начать проводить какие-то специально спланированные игровые занятия, развивающие игры, то никогда не поздно начать.

    В начале Вам придется больше учиться самой: принимать ребенка таким какой он есть, играть самой (ведь он сначала будет наблюдать и присоединится очень постепенно), быть терпеливой и не ставить никаких целей пока. Просто искать то, что пойдет у вас двоих. Уверена, что Ваш малыш совершенно нормально развивается. Возьмите игру на нашем сайте из , ту игру, которая Вам понравится самой или самую простую, на Ваш взгляд. И поиграйте в первый этап этой игры. То есть начинайте совсем постепенно, взяв, например, только этап наблюдения или взаимодействия с предметом и явлением, описанным в игре на нашем сайте.

    Например «Машинка с пассажирами» , покатайтесь в чем-нибудь — в тазике, на подушке, на одеяле, изображая машинку, прочитав стишок. покатайте в нем же любимую игрушку малыша или бабушку, а может братика или сестренку. Все. Через какое-то время сделайте машинку из картона и посадите тех самых, кого до этого катали в реальности. И вот так постепенно по игре на 5-10 минут, а может на 1-3 минуты сначала, Вы введете регулярные занятия в свою жизнь. По опыту многих мам, очень помогает выработать правильное отношение к играм, войти в ритм занятий участие в . Главное правило: не требуйте многого от ребенка и от себя. Пробуйте радоваться таким играм. Малыш почувствует, что Вам спокойно и весело, и начнет играть так же. Постепенно перейдете к рисованию, математике и даже чтению.

    Веселых вам с сыночком игр!



    Рассказать друзьям