Как воспитать сильный характер у ребенка. Воспитание характера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как вести себя с таким ребенком? Старайтесь максимально проявлять эмпатию и предлагать несколько вариантов на выбор. Если он отказывается идти спать, предложите почитать сказку на ночь или напомните, что в его комнате ждет любимая плюшевая игрушка.

Попробуйте создать такой сценарий, в котором выиграют все. Пытаясь в чем-то убедить ребенка, тщательно выбирайте аргументы - такой ребенок ждет от вас честности. В любом споре постарайтесь проявлять понимание. Объясните, почему нельзя обижать младшего брата или сестру - им очень неприятно.

Дисциплина - важная часть воспитания, но не менее важно уметь найти понимание с детьми

С появлением детей жизнь кардинально меняется. Вполне допустимо объяснить это ребенку. Главное - ясно дать понять, что вы все равно его очень любите и заботитесь о нем.

Дисциплина - важная часть воспитания, но не менее важно уметь найти понимание с детьми.

Вот 10 советов, к которым стоит прислушаться родителям детей с сильной волей:

1. Всегда помните о возрасте малыша. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от вас и тем меньше способен делать или понимать что-то самостоятельно.

2. Учитывайте, на каком месте по старшинству находится ребенок среди братьев и сестер. Старшие дети в семье обычно любят командовать, а младшие чаще бывают более беззаботными. Этот шаблон действительно очень распространен. И это не случайно - родители обычно более требовательны к старшим детям.

3. Для него важна честность и справедливость. Если волевой ребенок ощущает несправедливое обращение, он начинает защищаться. В этом случае надо найти взаимопонимание. Если он уже достаточно большой, чтобы это понять, объясните, почему вам необходимо было поступить именно так.

4. Он хочет ощущать свою независимость. Поэтому такие дети не любят, когда им напоминают почистить зубы. Если он недоволен такими советами, лучше просто дайте ему краткий список того, что нужно сделать. К примеру: каждое утро мы чистим зубы, завтракаем, одеваемся, и т.д.

5. Ему нужно, чтобы вы к нему прислушивались. На самом деле ему важно, как вы к нему относитесь. Он хочет, чтобы вы были им довольны. Уделяйте время, чтобы выслушать ребенка и придать ему уверенности.

6. Ему важно, чтобы его уважали. Если ребенок ощущает ваше уважение, у него не возникнет потребности ругаться и спорить. Очень часто дети с сильным характером сражаются с родителями именно потому, что пытаются добиться уважения.

7. Ему нужна упорядоченность. Когда ребенок твердо знает, чего вы от него ожидаете в конкретной ситуации, ему легче контролировать собственное поведение.

8. Ему важно знать, что его слово тоже имеет вес в семье. Это помогает ребенку чувствовать ваше уважение. Не стоит просто говорить, что вам не нравятся его идеи - попробуйте реализовать их на практике. Ну и что, что они не идеальны? Зато ребенок будет просто счастлив.

9. Дайте ему учиться на собственном опыте. Большинство детей с сильной волей предпочитают учиться на собственном опыте. Поэтому, когда вы говорите им держаться подальше от горячей плиты, они, наоборот, могут подойти поближе. В тех случаях, когда речь не идет об опасности для жизни и здоровья, дайте ребенку сделать то, что он хочет.

10. Все хорошо. Все идет так, как и должно. Постоянно сражаться с родителями нормально для ребенка с сильной волей. В свою очередь, вы должны научить его не только регулировать свои эмоции, но и осознавать их.

Я всегда говорю, что хороший родитель - тот, который совершает ошибки и который их признает. Главное - извлекать из них уроки и стараться все исправить. Так вы покажете ребенку, что ошибаться нормально. А это один из самых важных уроков, который вы можете ему преподать.

Об авторе

Семейный психотерапевт с 10-летним стажем. Живет и работает в Калифорнии. Подробнее на ее сайте .

Введите e-mail адрес:

Почему у некоторых людей есть практически нерушимая внутренняя сила, которая помогает им преодолевать тяжелейшие обстоятельства, а другие не выдерживают тяжести гораздо менее сложных проблем? Можно ли воспитывать в детях такую внутреннюю силу - силу духа? Можем ли мы постараться сделать так, чтобы наши дети встречали любые проблемы, которые преподносит им жизнь, как настоящие чемпионы и становились только сильнее? Специалисты считают, что мелкие повседневные переживания формируют нас и развивают у нас этот необходимый стержень внутренней силы.

Внутренняя сила в столкновениях с повседневными проблемами

Представьте ситуацию: ваша восьмилетняя дочь сталкивается с распространенной проблемой школьников, которую рано или поздно приходится решать всем. Однажды в школе у ребенка происходит небольшая размолвка с подругой. Причем подруга, по всей видимости, намного больше расстроилась из-за произошедшего инцидента. На следующий день она собрала компанию девочек и подговорила их объединиться против вашей дочери и обижать ее.

Первой реакцией ребенка, которого застигают врасплох подобным образом, должно было быть либо желание заплакать и убежать от конфликта , либо ответить группе детей такими же обидами и гневом. Это типичная реакция «бей, беги или замри» человека, которого предают или пытаются сделать изгоем.

Однако вместо того чтобы немедленно реагировать, ребенок делает паузу. Затем девочка встает во весь свой крошечный рост и спокойно отстаивает свою позицию. Она смотрит в глаза своей подруге и извиняется за то, что непреднамеренно сделала ей больно. А потом так же спокойно рассказывает другим детям, что у них просто нет причин для конфликта с ней. (Любой родитель может гордиться таким ответом ребенка. Это значит, что ваши беседы с дочерью о «внутренней силе» не пропали даром.)

Реакция девочки была нетипичной для ребенка. Ее друзья не ожидали этого. Они думали, что она испугается, рассердится или расстроится. Вся ситуация, на удивление, быстро разрешилась. Через несколько минут дети выбросили из головы обиды и снова начали играть вместе. А ваш ребенок пришел домой со счастливой улыбкой на лице, как будто выиграл сражение!

Такая ситуация может казаться тривиальной нам, взрослым, но это очень важный опыт в жизни ребенка: на фундаменте такой «победы» он строит свои будущие победы, свою концепцию о том, как выходить из конфликтных ситуаций в следующий раз.

То, как наши дети учатся справляться с незначительными или серьезными проблемами на заре их жизни, закладывает основу того, какого успеха они добьются и как будут преодолевать жизненные трудности в будущем.

Важно, чтобы родители следили за тем, какие уроки получают дети в раннем возрасте, - за их взглядами и представлениями о себе и мире, за их способностью понимать и управлять своими собственными мыслями, чувствами и поступками, а также способностью быть чуткими и восприимчивыми по отношению к другим людям. Все это помогает обогатить их силу духа и подготовить к любым будущим испытаниям.

Прекрасная буддистская пословица гласит: «Именно сокровища сердца - такие внутренние качества, как духовная сила, характер и человечность, - обеспечивают истинное счастье ребенка».

Итак, что же такое эта внутренняя сила, сила духа?

Быть сильным внутри по существу означает иметь запас средств - знаний, навыков и отношения, которые помогают противостоять любым возможным жизненным трудностям. Это означает, что человек не слишком волнуется по поводу изменений и не очень тревожится из-за проблем. Не расстраивается и не сдается в трудные времена. Верит в самого себя и восстанавливается после неудач. Принимает решения и решает проблемы конструктивно.

Специалисты считают, что культивировать у детей жизнестойкость и мужество можно только вместе с оптимизмом, сосредотачивая внимание на усилении и развитии готовности к переменам.

Вот несколько сценариев возможного поведения ребенка:

  • Сценарий А. Ребенок любит выигрывать. Как правило, он очень радуется и танцует танец победителя каждый раз, когда побеждает. Ненавидит проигрывать. В случае проигрыша обычно дуется, выходит из игры или обвиняет соперников в нечестной игре. Из-за такого поведения приятели часто избегают его.
  • Сценарий Б. Ребенок одержим соревнованиями и мечтает о победах. Не умеет принимать поражения. Становится крайне удрученным, замыкается, впадает в угрюмое состояние и просто не может пережить неудачу.
  • Сценарий В. Ребенок на голову выше и существенно крупнее в размерах большинства своих сверстников. Его постоянно дразнят и поддевают. Однажды он решает изменить ситуацию. Он начинает использовать свой внешний вид и физическую силу, чтобы запугивать и нападать на детей. Это останавливает тех, кто его дразнил, и в один прекрасный момент ребенок обретает большое влияние и начинает внушать страх. Но вместе с этим он попадает в кучу неприятностей с учителями.
  • Сценарий Г. Ребенок проблемный и у него мало друзей. Дети называют его ботаником, заучкой, потому что он всегда вовремя делает домашнюю работу, всегда хорошо готов к урокам, получает хорошие оценки и играет по правилам.

Во всех приведенных выше сценариях дети действуют с позиции недостатка внутренней силы. Они либо не владеют и не знают подходящих стратегий, либо прибегают к нездоровым способам преодоления стрессов и превратностей судьбы.

Вот некоторые распространенные признаки недостатка внутренней силы:

  • Истерики , эмоциональные всплески, ложь , агрессивное поведение , чрезмерная импульсивность, низкая толерантность (устойчивость) к фрустрации и неспособность справляться с неудачами/поражениями.
  • Нехватка уверенности в себе , сверхзависимость, сдерживающие страхи, склонность легко сдаваться, низкая мотивация и инициативность.
  • Негативные чувства и перепады настроения.
  • Ценностные конфликты, этические и моральные дилеммы.

Конечно, это не исчерпывающий список. Существует много неявных признаков, которые остаются незамеченными, но являются проявлениями слабой воли или отсутствия внутреннего стержня.

Можно ли развивать внутреннюю силу и твердость духа или это качество врожденное?

Эксперты говорят, что не все дети рождаются с позицией и навыками жизнестойкости. Но этим навыкам можно обучить, и мы, родители, можем преподавать их нашим малышам. Чем раньше ребенок приобретет и усвоит эти навыки, тем сильнее они будут развиты и с тем большей легкостью он сможет прибегать к ним в случае необходимости.

Мы не можем оградить наших детей от всех угроз и трудностей, как бы мы этого ни хотели. Но что мы можем, так это помочь им развивать навыки внутренней силы и стойкости, чтобы они могли добиться успеха, несмотря ни на какие жизненные проблемы.

Навыки, которым дети научатся однажды, останутся с ними навсегда. Они могут быть невостребованными, но никогда не покинут их.

Внутренняя сила - это важнейший ресурс. Мы иногда теряем связь с ним, но можем найти и обратиться к нему при необходимости. В сложных ситуациях люди демонстрируют свои лучшие качества, свою жизнестойкость и мужество, прикладной интеллект и прежде всего свою внутреннюю силу.

Кроме того, родителям не нужно ждать, пока у детей случится какая-либо эмоциональная травма или появится сложная проблема, чтобы научить их, как справляться с подобными ситуациями. Просто беседуя об историях из новостей или обсуждая возможные сценарии жизненных ситуаций, мы можем помочь нашим детям овладеть некоторыми полезными инструментами. Набор подходящих навыков и стратегий, готовых к применению, играет важную роль в подготовке детей к умению решать проблемы позитивно. Мы как родители можем обеспечить это, признавая следующие четыре фундаментальных элемента воспитания детей:

1. Цель воспитания заключается в том, чтобы вырастить всесторонне развитых детей. Важно одинаково развивать тело, ум и интеллект детей. Сосредоточьте внимание на здоровом рационе питания , физических упражнениях и интеллектуальном развитии детей. В то же время давайте пищу их умам, помогайте им становиться эмоционально сильными людьми, живущими в мире с самими собой и готовыми столкнуться с любой проблемой смело и решительно. Другими словами, способствуя физическому и интеллектуальному росту детей, мы должны также развивать их психодуховное здоровье!

2. Создавайте благоприятную обстановку. Дарите детям свою безоговорочную любовь и создайте атмосферу безопасности и защищенности. Стимулируйте рост и предоставляйте возможности для развития потенциала. Помогайте детям раскрывать и проявлять их природные таланты и интересы.

3. Принимайте и помогайте детям принимать их уникальность. Каждый ребенок имеет уникальный набор достоинств и недостатков. Помогайте детям с радостью принимать собственную уникальность. Избегайте испытывать нереалистичные ожидания и делать ненужные сравнения.

4. Будьте готовы сделать трудный выбор между тем, чтобы:

  • Настаивать или позволять!
  • Держать или отпускать!
  • Дисциплинировать или дать свободу!
  • Защищать их или позволять идти на риск!
  • Активно участвовать в жизни детей или предоставлять им право на личное пространство и личную жизнь!

Простых решений в таких ситуациях не существует. Родителям важно объективно оценивать потребности ребенка и сложившуюся ситуацию и принимать решение об уместном подходе в любой момент времени.

Вот несколько советов родителям о том, как воспитывать детей с крепким внутренним стержнем, большой силой духа, внутренней силой.

1. Не теряйте веру в себя

  • Слабая уверенность в себе или вера в себя в детстве часто являются причиной неприспособленности в дальнейшей жизни.
  • Очень важно помогать детям побеждать неуверенность в себе, превозмогать собственные страхи и неверие в собственные силы как можно раньше.
  • Верьте в своих детей и помогайте им верить в себя.

2. «Я рядом и готов(а) прийти на помощь»

  • Постоянно уверяйте детей в своей поддержке и понимании, независимо от того, одобряете вы их поступки или нет.
  • Дети должны без боязни доверяться родителям и обращаться к ним за помощью в случае необходимости.

3. «Ты можешь сделать это, просто попробуй»

  • Поощряйте самостоятельность и независимость (практическую и эмоциональную) и личную ответственность детей.
  • Мотивируйте их бороться с собой, принимать вызовы и не сдаваться.

4. «Я чувствую…»

  • Помогайте детям правильно определять собственные и чужие эмоции, настроение и реакции.
  • Учите их выражать и управлять своими чувствами соответствующим образом.
  • Помогайте развивать сострадание и эмпатию по отношению к другим людям.

5. Действуйте, а не противодействуйте

  • Помогайте малышам развивать толерантность (устойчивость) к фрустрации.
  • Учите их делать паузы, когда они крайне расстроены или рассержены, чтобы лучше контролировать и себя, и ситуацию.

6. Неудачи и разочарования - это неотъемлемая часть жизни

  • Готовьте детей к взлетам и падениям на американских горках под названием «Жизнь».
  • Напоминайте им снова и снова, что «Терпеть неудачи не страшно, если ты прикладывал максимум усилий», «В чем-то выигрываешь, в чем-то проигрываешь», «Пробуй еще раз….», «Подумай над тем, что ты можете сделать иначе в следующий раз?».

7. Найдите оптимальное соотношение идеализма и реализма

  • Прививайте детям позитивный взгляд на жизнь и оптимизм, и в то же время не ограждайте их от реалистичных аспектов жизни.
  • Поощряйте рациональное мышление - например, люди и обстоятельства не всегда справедливы или не всегда платят добром за добро.

8. Чувство благодарности и признательности

  • Помогайте детям ставить перед собой высокие цели и поощряйте самосовершенствование, но также учите их принимать любой результат с благодарностью.
  • Это связано с тем, что они не должны всегда отталкиваться от чувства неудовлетворенности и своей неполноты.

9. Сохраняйте связь с детьми

  • Учите детей проявлять теплоту, дружелюбие и хорошие манеры .
  • Подчеркивайте важность дальновидного поиска, поддерживания конструктивных отношений и создания хорошего круга поддержки.

10. Время - лучший врач

  • Побуждайте детей бороться и не сдаваться без боя.
  • Учите их, как с течением времени могут изменяться их мнение, точка зрения или глубина опыта.

11. Изменение мыслей - изменение чувств

  • Обращайте внимание детей на взаимосвязь между мышлением и переживаниями, чувствами.
  • Объясняйте, как разные подходы к ситуации могут приводить к разным чувствам и как грамотное управление мышлением может продуцировать позитивное и желаемое душевное состояние и психологический настрой.

12. Умение поддерживать интерес

13. Я показываю - ты следуешь примеру

  • Будьте образцом для подражания и демонстрируйте хороший пример; проявляйте свою внутреннюю силу и решимость.
  • Недирективность побеждает подход к воспитанию типа «Делай, как я говорю, а не как я делаю»!

14. Счастье в ваших руках

  • Учите детей не доверять свое счастье внешним условиям, факторам - человеку, предмету или ситуации.
  • Помогайте малышам сохранять баланс - не позволять обстоятельствам диктовать перепады настроения от крайней радости в текущий момент времени до абсолютного уныния в следующий момент.
  • Напоминайте детям о том, что они могут выбирать, как думать, чувствовать или действовать определенным образом независимо от внешних факторов.

15. Вдохновленная жизнь

  • Учите детей набираться позитива от чтения книг, здорового просмотра телевизора, фильмов, использования Интернета и поднимать настроение в компании.
  • Помогайте малышам с ранних лет развивать здоровый образ мышления и жизни и устанавливать четкие цели.
  • Помогайте детям чувствовать вдохновляющие моменты, узнавать о реальных героях и их историях.
  • Создавайте позитивную внутреннюю среду с четкой системой глобальных и личностных ценностей, которая поможет детям переживать трудные времена.
Оцените публикацию

Вконтакт

1.Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.
На вопрос: « Что в наибольшей степени способствовало началу вашей спортивной карьеры?" ряд спортсменов мирового класса (95%) ответили: " Поддержка родителей".
У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
Каким образом в Центре спортивной психологии развивают у двухлетних малышей чувство уверенности в себе?
"А ну-ка, Томми, сможешь ты поднять три игрушки? Одна - прекрасно, Томми. Вторая - отлично! Третья - просто великолепно!" Преподаватель аплодирует и обнимает ребёнка. Слишком просто - скажут некоторые. Но самоуважение воспитывается не сразу, а постепенно, мало-помалу.
Очень важный момент во время обучения или соревнования среди детей: обращать усиливающее внимание на положительные проявления вашего питомца и нейтральное, ни в коем случае не упрекающее, на ошибки. Например, юному шахматисту можно сказать после поражения: "Ты хорошо разыграл дебют, старался победить, но при переходе в эндшпиль допустил ошибку, которую мы с тобой внимательно проанализируем. В целом, ты очень старался, и если будешь продолжать в том же духе, то добьёшься успеха обязательно".
2.Не ругайте, а учите.
Никогда не внушайте ребёнку: "Какой ты тупой!", "У тебя что, мозги не работают?", "Господи, какой ты неловкий!". Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только - чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминаешь то, что слышишь последним. И именно это последнее напутствие должно быть позитивным.
3.Оцените сильные стороны ребёнка.
При оценке очень важно правильно определить, чем любит заниматься ребёнок, прислушаться к его собственному мнению и самооценке.
Вопросы: « Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?"
Ответы: "Я люблю петь, у меня пятёрки по истории, я сильно бью по мячу" дают весьма широкую гамму для родителя, педагога или тренера при определении основного пути спортивного или иного развития таланта, хотя и не всегда являются определяющими.
Например, мальчик, который гордится тем, что хорошо сохраняет равновесие на одной ноге, возможно никогда не станет знаменитым футболистом, но первоклассным горнолыжником, если ему помочь, он стать может.
4.Развивайте у ребёнка уверенность в себе.
Представьте себе, что ваш сын должен рассказать стихотворение на школьном вечере, посвящённом очередной годовщине со дня рождения М.Ю. Лермонтова, и очень переживает возможный провал. Он боится, но вы можете помочь ему выработать ощущение успеха.
Разбейте выступление на несколько этапов.
Первый этап - правильно, уверенно выйти на сцену и подойти к микрофону. "Это ты сможешь сделать?" - "Да" - "Прекрасно!" Второй этап (для придания уверенности) - поставить микрофон напротив своего рта и закрепить его в нужном положении. - "Я обращался с такими вещами, но я не уверен, что это у меня получится". - Тогда давай с тобой решим так: если у тебя не получается закрепить микрофон в нужном положении сразу, то не стой и не крути его с натугой.
Этим самым ты из декламатора стихов превращаешься в клоуна, и после твоих действий никто серьёзно не будет воспринимать ни тебя, ни стихи, которые ты читаешь. - "А что мне тогда надо делать?" Надо повернуться в сторону конферансье, который стоит за кулисами, и негромко, но уверенно попросить настроить тебе микрофон, как надо. После этого твоя уверенность передастся зрителям в зале, и твоя декламация получит заслуженный успех. При чтении стихов: не закрывай глаза, не смотри в пол, не бегай глазками по сторонам, а выбери в зале знакомое лицо (конечно, пусть это не будет твой друг Серёга, который будет стараться тебя рассмешить) учительницы, мамы или девочки, которой ты стараешься понравиться. При этом, лицо должно находиться в зале недалеко от сцены и прямо напротив тебя, чтобы тебе для этого не пришлось поворачивать голову. Читай стихи проникновенно, с душой, чтобы ни у кого не возникло сомнения в твоей искренности, читай тому человеку, на которого ты смотришь. Веди себя серьёзно, не хихикай и не старайся сразу удрать со сцены, уходи степенно, кланяться не обязательно. Но, имей ввиду, что это выступление для тебя очень важно, потому что твои однокашники могут забыть, как ты учился, как ты шалил на переменах или уроках, но твой провал на школьном вечере, они будут помнить очень долго, а для школьников, присутствующих на вечере, но не твоих одноклассниках, это будет возможно единственным воспоминанием о тебе. Но, ещё остановимся на этапах:
1. Выход на сцену.
2. Микрофон.
3. Его установка конферансье в случае, если ты сам не справляешься.
4. Выбор знакомого лица в зале.
5. Уверенная серьёзная декламация.
6. Неторопливый уверенный уход со сцены.
Видишь, к тому времени, пока ты начнёшь читать у тебя уже будет ряд успехов, и своей уверенностью ты ещё до чтения стихов привлечёшь на свою сторону большую часть зрителей в зале, поэтому последнее препятствие будет не столь преодолимо. Думай об ответственности, но пусть она не сковывает тебя. Ты готов пойти и победить. Иди и возвращайся с победой.
Хорошо выполненное дело позволяет повысить самооценку ребёнка, что ведёт к достижению ещё больших успехов. И если ребёнок говорит, что он сегодня выступил, как хороший артист, это может перерасти в осознание того, что это должно стать его жизнью, и ещё более укрепить его в намерении стать настоящим артистом.
5.Научите ребёнка расслабляться
Когда вы расслаблены, вы думаете более чётко и ваше тело функционирует с большей отдачей. Объясните разницу между дыханием грудью и брюшным дыханием, полным и поверхностным, дыханием носом и ртом, дыханием в спокойном состоянии и при выполнении каких-либо физических упражнений.
Поясните, когда хорошо глубоко дышать через нос и почему; почему иногда необходимо мелкое (поверхностное) дыхание. Например, фраза о том, что необходимо всегда дышать через нос, может быть подкреплена следующим аргументом: "Нос нужен для дыхания, как рот для приёма пищи. Дышать ртом также противоестественно, как и есть носом".
Чёткие фразы-"кувалды" навсегда оставят в памяти ребёнка противоестественность дыхания ртом.
После того, как вы объяснили ребёнку, как правильно дышать, подумайте вместе с ним, что нужно предпринять для того, чтобы снять напряжение. Это может быть аудиозапись пения птиц в лесу, рокота набегающих волн или неритмичных мягких мелодий. В спокойном состоянии легче не отвлекаться и целиком концентрироваться на решении поставленной перед собой задачи.
6.Развивайте у ребёнка способность сосредоточения.
Попробуйте начать с несложных упражнений. Если ребёнок совсем маленький, то спойте ему песенку и попросите внимательно послушать слова, а потом задайте пару вопросов. У детей постарше можно развивать зрительное сосредоточение путём показа странички с цифрами, а потом убрать её и спросить: "Какие цифры и в каком ряду ты запомнил". Также можно развивать тактильные, вкусовые и обонятельные восприятия ребёнка.
7.Репетируйте про себя.
Знаменитая балерина в своих воспоминаниях писала, что мысленно представляет себе своё выступление в мельчайших подробностях и проделывает это за то же время, которое ей потребуется на сцене. Она "чувствует, как поднимает руки и встаёт на носки, "слышит" музыку.
Хорошие спортсмены мысленно проходят соревнования от начала до конца. Также поступают политики, ораторы и руководители разного ранга.
Принцип: «Готовься к худшему" - это основа логического мышления специалистов-правоведов.
В любом случае до совершения какого-либо планируемого действия или подписания контракта, надо всегда представлять всевозможные неблагоприятные последствия и методы борьбы с ними. Принципы: "Авось пронесёт" или "Даст бог, прорвёмся" при воспитании детей (да и вообще в жизни) совершенно неуместны.
Как говорится, экспромт должен быть тщательно спланирован.
8.Никогда не давите на ребёнка своим авторитетом.
Самой распространённой ошибкой в воспитании детей является фраза: « Я в твои годы за плугом ходил". Кроме насмешки эта фраза в детском сознании ничего не пробуждает, современный ребёнок уже не представляет, что такое тяжёлый непосильный труд, и поэтому нелепая отвлечённая фраза только принизит ваш авторитет. Никогда не рассказывайте ребёнку в назидательном плане о своих ошибках молодости.
Правильно сказал Бисмарк: "Пусть дураки учатся на своих ошибках, я предпочитаю учиться на ошибках других". Но ребёнок никогда не вынесет ваш положительный опыт из ваших ошибок!!! Помните об этом.
9. Никогда не шутите с ребёнком на тему, которую он не понимает из-за недостатка опыта или знаний. Не говорите с ним в шутливом тоне на сексуальные темы. Этим вы убиваете в себе его уважение. Ребёнок по сути не может быть циником!
10.Постоянно напоминайте ребёнку о его успехах.
Повесьте на стену его дипломы, похвальные грамоты и всегда при разговорах с ним перед уходом в школу или на тренировку, напоминайте, чего он добился и какой вершины ему необходимо достичь.
11.Помогайте формировать задачи, обязательно объясняйте для чего нужны занятия по иностранному языку или занятия музыкой, почему надо знать историю и географию.
Узнав способности и наклонности ребёнка, правильно поставив дыхание, приучив личным примером к занятиям спортом, постепенно определяйте стратегическую задачу с тем, чтобы обязательно вместе с ребёнком её достичь. Проучиться несколько лет в музыкальной школе и потом бросить её - это уже не его желание и его ошибка, это ваша ошибка, потому что всегда при движении к цели кончается первое дыхание, а второе дыхание открывается только у опытных и закалённых людей. Так вот именно родители, тренеры и педагоги должны настоять на достижении цели. В этом их основная задача.
Поражает своей настойчивостью мама популярных российских хоккеистов, ныне играющих в Национальной Хоккейной Лиге, Татьяна Буре.
Она, в самый трудный период становления характера мальчишек, возила их на занятия ранним утром до тех пор, пока они не достигли первого результата, и игра стала для них жизненным достоянием, без чего они дальше не могли жить. Да, братья Буре добились многого в хоккейной карьере, но, в первую очередь, надо отдать должное их Великой Маме, которая была настойчива в воспитании характера у своих детей. Ее характер, воля, любовь к детям явились тем фундаментом, на котором построены спортивная карьера и благополучие сыновей.
12.Вырабатывайте у ребёнка ассоциативное мышление.
При объяснении какого-либо действия, фразы, причины или жизненного момента обязательно используйте аналогии или ассоциации.
Например, объясняя, что "Волга впадает в Каспийское море" можно напеть слова известной песни "Кто сказал, что Волга впадает в Каспийское море, Волга в сердце впадает моё" и будьте уверены, ребёнок никогда не перепутает море, куда впадает Волга.
13.Постепенство достижения цели.
Помогите любую поставленную ребёнком цель превратить в череду маленьких задач, достижение которых постепенно приведёт его к большой цели. Например, ваш сын хочет добиться четвертной пятёрки по истории.
Это его цель, но вопрос достижения уже связан с вами. Нужен чёткий и обстоятельный разговор с сыном на тему, как он может этого добиться.
Необходимо составить план.
1.Какие требования учителя необходимо обязательно выполнить для получения задуманной оценки?
- обязательное посещение всех занятий по истории;
- обязательное выполнение домашних заданий, поставленных перед собой, а именно: схем движения войск в военных сражениях с указанием количества войск с каждой стороны с указанием полководцев и известных людей, участвующих в сражении, даты сражения и результатов (политических, финансовых, геополитических и личных);
- обязательная подготовка к урокам, включающая в себя как чтение учебника, так и дополнительной литературы;
- развитие навыков устной речи, подготовка к урокам с чтением различного рода словарей, чтобы при ответе на уроке не допускать ошибок в значении слов, правильности произношения и ударения.
Можно ограничиться только чтением учебника, проверкой задания родителями дома, но это не та пятёрка, к которой надо стремиться, ибо это оценка, не дающая знаний, а оценка знаний, при их последующем отсутствии, мертва. Нельзя ставить перед собой мёртворожденную цель, это приводит к циничному восприятию действительности.
Достижение цели должно исходить из внутреннего побуждения ребёнка, ни деньгами, ни страхом этого не добиться, если вы хотите, чтобы ребёнок впоследствии не возненавидел результаты своего труда.
Лёгких путей в воспитании ребёнка не существует. Это длительный, постепенный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и постоянный труд. Зато результатом ваших усилий, помимо успехов вашего ребёнка, станут тёплые и близкие отношения между ним и вами.
Михаил Столбов.

При выборе вида спорта учитывайте не только природные данные и характер ребенка, но и его вкусы и желания. Конечно, дошкольник еще не слишком хорошо ориентируется в тонкостях спортивных дисциплин, но понять, нравится ему хоккей или прыжки в воду, он уже в состоянии.

2. Следите за образом жизни

Убедитесь, что юный спортсмен успевает не только тренироваться и учиться, но и отдохнуть, даже побездельничать. Если после тренировки школьник вынужден до полуночи готовиться к контрольной, возможно, стоит обсудить с учителями ребенка возможность гибкой формы обучения.

3. Тщательно выбирайте клуб и тренера

Хороший руководитель — один из гарантов успеха. Тренер должен уметь объективно оценивать возможности ребенка, создавать равные возможности для группы детей, стараться раскрыть талант каждого. Кстати, и критика, и мотивация — тоже задачи тренера, а родителям стоит направить усилия на создание комфортного тыла и обеспечение психологической поддержки.

4. Помните о радости

Конечно, в спорте больше работы, чем развлечений, но удовольствие от занятий — важнейший аспект спортивной жизни. Именно поэтому, например, на тренировках для дошкольников больше игры, чем серьезных упражнений, а цель первых соревнований — не конкуренция и победа, а возможность почувствовать азарт, единение с командой, восторг от успехов.

5. Ставьте реалистичные цели

Постоянное требование быстрых и высоких результатов без учета индивидуального темпа может привести к противоположному эффекту — потере ребенком интереса и веры в себя. И не забывайте хвалить даже за незначительные на первый взгляд достижения — абсолютное большинство детей лучше реагирует на поощрение, а не на постоянную критику и жесткое давление.


Как вырастить чемпиона? Наталья БОБРОВА, мама фигуристки Екатерины Бобровой:

CАМОЕ ВАЖНОЕ для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не обойтись. Ведь предстоит строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения, несколько раз дочь в сердцах даже говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательную фразу: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителям же хочу сказать: да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами имечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»


Благодарим компанию P&G и программу «Спасибо, мама!» за помощь в организации интервью.


Еще 5 важных советов

6. Создайте «зону развития»

Вместе обсуждайте соревнования, читайте тематические книги, смотрите фильмы и видео-ролики, изучайте теорию спорта и знакомьтесь с жизнью знаменитых спортсменов. Все это и расширяет кругозор, и повышает интерес к выбранной области, и стимулирует желание развиваться.

7. Поддерживайте решения ребенка

Пусть он имеет возможность попробовать разные дисциплины. Правило «не бросай на середине» тут может сыграть против вас: возможно, настаивая на продолжении нелюбимых занятий, вы лишаете его шанса достичь успеха в другом виде спорта. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок может прекратить занятия: в конце концов, его задача — вырасти счастливым, а не реализовать родительские амбиции. И, даже бросив тренировки, он не перестанет ставить и достигать цели.

8. Не зацикливайтесь на победе

Хотя соревнования, турнирные таблицы и рейтинги — это значительная часть жизни спортсмена, ориентировать его строго на выигрыш — не самая удачная стратегия. Есть риск заработать «комплекс отличника»: завышенные требования к себе будут держать ребенка в постоянном стрессе, а поражение приведет к краху самооценки. Дайте ему понять, что ценен любой результат — ведь он помогает выявить слабые стороны и поставить новые цели.

9. Научите переживать волнение и страх

Будьте рядом: напомните ребенку, что тревога и неуверенность — чувства, имеющие право на существование, что вы любите его вне зависимости от результата. Помогут техники расслабления, например, чередование ритмов дыхания. А еще можете придумать особый ритуал, о котором будете знать только вы (скажем, смешное рукопожатие). Важно научить ребенка осознавать свои эмоции, называть их: «я расстроен», «я чувствую волнение».

10. Помогайте справляться с неудачами

Ошибки и поражения неизбежны! Но не ищите причины проигрыша во внешних обстоятельствах: строгом судействе, погодных условиях. Пусть спортсмен проанализирует ситуацию и ошибки, почувствует желание продолжать заниматься.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет-ского фонда Татьяна Шишова :

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео-долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время - потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.



Рассказать друзьям