Модная геометрия! Проектно-исследовательская работа "геометрические основы русского национального костюма". Шумеро-вавилонская форма орнамента

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Масла для волос - один из лучших способов улучшить их структуру, оздоровить изнутри и снаружи. Ранее мы уже затрагивали тему масел для волос. О всех полезных свойствах можно прочесть в статье . Теперь давайте узнаем более подробно, как использовать масло для волос.

Масло для волос

Виды масел для волос

Прежде всего, естественно, вам нужно выбрать то масло для волос, которое вы будете использовать. Для этого давайте узнаем виды масел:

Жирные масла. Они делают волосы тяжелее за счет того, что имеют очень высокую молекулярную массу. Это следует знать, т.к. если у вас жирный тип волос, то они вряд ли вам подойдут. Засаленность не только не исчезнет, но станет еще больше. А вот если у вас очень сухие волосы, то вам можно пользоваться данным маслом. После его применения вы получите дополнительное увлажнение. К данному виду можно отнести масло ши и касторовое.

Полужирные масла. Они гораздо легче жирных. Это означает то, что волосы будут легко их впитывать. Сюда можно отнести масло авокадо, подсолнечника и сладкого миндаля.

Сухие масла. Это самый легкий вид. Они не делают волосы тяжелыми и не придают лишней засаленности. К данному виду можно отнести кокосовое и масло виноградных косточек.

Как использовать масло для волос: вы можете наносить некоторые масла прямо на волосы в виде маски, а можете добавлять несколько капель в шампунь

Правила применения масел для волос

Теперь давайте рассмотрим интересующий вопрос - как использовать масло для волос. Заблуждается тот, кто думает, что можно просто помазать ими волосы и все. Не ту-то было. Существует масса тонкостей и нюансов. Поговорим о них подробно.

  1. Перед тем как использовать масло для волос, сделайте массаж головы. Многие смазывают маслом только поврежденные концы. И это основная ошибка. Не нужно бояться, что масла повысят жирность локонов.
  2. Если у вас тонкие волосы, то маслом нужно смазывать только волосы у кончиков. В противном случае они станут очень тяжелыми. Если у вас толстые волосы или их толщина средняя, то масло равномерно распределяется от их основания и до кончиков.
  3. При применении масла для лечения волос принцип будет совсем другим. Во-первых, лучше пользоваться смесью масел, во-вторых, наносить их нужно в обратном направлении: от концов к их основанию. Затем следует расчесаться. Делать это нужно в течение 5 минут. Таким образом, масло проникает глубоко в кожу головы и волосы. Затем следует выждать 10 минут. Этого времени хватит на то, чтобы укрепить поврежденные участки. Завершающий этап - мытье головы с шампунем.
  4. Если вам нужно не только укрепить волосы, придать им дополнительный блеск, но и избавиться от перхоти, успокоить зуд головы и предотвратить выпадение, то перед тем как использовать масло для волос, его следует подогреть. Только будьте крайне аккуратны. Если вы его перегреете, то вы обожжетесь и вместо приятной процедуры заработаете ожог.
  5. Если у вас жирный тип волос, то маслом можно пользоваться только раз в неделю. В противном случае ваши волосы станут тяжелыми, будут быстро пачкаться, и появиться лишний жир. Произойдет это не сразу, а по мере того, как масло будет копиться на волосах. Так что помните, что лучше меньше, но полезнее.
  6. При покупке масла внимательно изучите состав. Оно не должно содержать примесей. Если вы добавляете масло в свой шампунь, то разные добавки тем более не нужны. Продукт в чистом виде всегда лучше.
  7. Выбирайте масло, запах которого вам нравится, а не раздражает. Таким образом, вы не только сделаете полезную процедуру для волос, но еще и пройдете сеанс ароматерапии. Это поможет вам расслабиться, снять напряжение и избавиться от стресса. Аромат масел самым благотворным образом сказывается на состоянии нервной системы.
  8. Здесь правило касается только тех женщин, которые носят под сердцем ребенка. В данном случае не то что не рекомендуется, а запрещено использование орехового масла. Дело в том, что данный продукт чаще всего добыт из арахиса или кедровых орехов. А они, как известно, способны вызвать сильную аллергию. Это может негативно сказаться на вашем малыше. То же самое можно сказать и мамам в период кормления ребенка грудью.

Теперь стало ясно, как использовать масло для волос. Теперь давайте выясним, как его правильно смывать.

Правила смывания масла с волос

Тот, кто пользовался маслами для волос, знает, как их трудно потом смыть. А ведь никому не хочется ходить с засаленной головой и с ощущением того, что она грязная. Поэтому надо знать не только, как использовать масло для волос, но и как его правильно смыть.

  1. Если вы используете репейное мало для волос, то рекомендуется добавить к нему немного кокосового или оливкового масла. Таким образом, вы уменьшите жирность данного средства и сможете легче смыть его с волос, используя шампунь.
  2. Если вы добавите в выбранное масло для волос куриный желток, то смоете его потом без особого труда.
  3. Кроме того, перед тем как использовать масло для волос, добавьте к нему немного горчицы. Так вы достигнете согревающего эффекта, а масло потом легко смоется.

Следуйте этим правилам, и вам понравится применять масла для волос, ведь они будут приносить много пользы, а проблем с их использованием у вас не возникнет.

Арапова Дарья, Сушкова Олеся -7 "А" класс

Цель работы:
1.Увидеть практическое применение геометрии в жизни и искусстве.
2.Показать основных геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм.
3.Познакомить с силуэтом в одежде и сравнить с геометрическими фигурами.
4. Рассказать о взаимосвязях и закономерностях развития моды и стиля.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Введение Основное содержание: 1. Геометрические формы: -понятие и виды силуэта -комбинации из нескольких геометрических форм 2. История костюма -история костюма -русский народный костюм 3. Способы достижения нужного визуального эффекта. 4. Практические советы Вывод Источники информации Содержание:

Цель работы: Увидеть практическое применение геометрии в жизни и искусстве. Задачи: Показать основные геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм. Познакомить с силуэтом в одежде и сравнить с геометрическими фигурами.. Показать основных геометрические виды форм одежды и дать ряды их пропорционального развития и комбинации из нескольких геометрических форм Введение

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства. Кроме того, геометрический вид характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности. Геометрические формы

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Силуэты принято классифицировать по степени прилегания одежды к фигуре: прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный и зауженный книзу. Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде. Внимательный человек за всеми наслоениями отделок и деталей всегда увидит, хотя бы приблизительно, ту или иную геометрическую фигуру.

Различают 4 основных вида силуэтов: Прямоугольный силуэт, включающий в себя узкий прямоугольник, расширенный прямоугольник, квадрат Полуприлегающий силуэт, слегка подчеркивающий формы фигуры. Приталенный силуэт, создающийся с помощью расширенной линии плеча, низа изделия и зауженной талии. Трапециевидный или свободный силуэт. Расширение происходит от линии плеча или проймы книзу изделия. Расширение может быть спокойным или более значимым.

Прямой силуэт - По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

Карандаш Силуэт «карандаш» очень похож на прямой силуэт, также близкий к прямоугольнику. Силуэт карандаш удлиняет, визуально делает фигуру стройнее, считаясь более строгим.

«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.

Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

Треугольный силуэт Треугольный силуэт придает объем в плечах или объем в области бедер.

Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

Прилегающий силуэт -подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются. силуэт-Х песочные часы

«Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда « силуэта-Х » хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

Ряд комбинаций из нескольких геометрических форм

Комбинация из нескольких геометрических форм

К омбинаций из нескольких геометрических форм

История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а её развитие – с составлением производительных сил и средств производства. Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических условий, атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, общество претерпело множество изменений, достигло большого многообразия видов и форм прикладного искусства. История костюма

Античный костюм Основным элементом древнейшей одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, он был одинаковым как у мужчин, так и у женщин. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками.

Костюм раннего средневековья Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече.

Готика: Франция и Бургундия (1370-1480) Основной принцип моды этого времени – подчеркивание удлиненных и заостренных форм. Края одежды выполняются в виде зубцов, тонкая зашнурованная талия, устремленный вверх головной убор.

Костюм эпохи возрождения Этот период относится к 1420-1490 гг. Итальянская женщина эпохи Раннего Возрождения выглядит упрощенно-грациозно. Поверх простого нижнего платья надевалась более элегантная, высоко подпоясанная, обычно светлая и украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.

Эпоха реформации Женщины эпохи Реформации носили две юбки – одну поверх другой, они падали вертикальными трубчатыми складками. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем имел длинные и узкие рукава, украшенные разрезанными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях.

Эпоха Людовика XIV. Французское Барокко В переводе с французского «барокко» означает «странный, причудливый». К одежде 1680-1710 гг. наиболее подходящим, определяющим ее словом, является «помпезность». Костюм становится очень сложным, декоративным. Он переполнен кружевами, шнурами, вышивками, лентами и разными другими отделками.

Рококо: изысканность и грациозность Рококо относится к периоду с 1730 по 1770 гг. и в переводе с французского «рококо» означает «украшение в форме раковины». После почти столетнего перерыва в неоспоримое господство снова вступает куполообразный кринолин.

Эпоха кос: золотой век парикмахеров Однако вторая половина XVIII века, до Французской революции, – время, которое принято называть Эпохой кос. Округлый кринолин постепенно стал овальным, несколько уплощенным спереди и сзади и сильно расширенным в бедрах, благодаря ложным «карманам» по бокам.

Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820) Мода этого периода олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. Мода этого периода олицетворяет собой сознательное стремление к упрощенным и естественным формам. Платье могло стать немного короче и тогда, благодаря прямому покрою, оно приобретало трубчатую форму.

Первая половина XIX века. Стиль Бидермайер Примерно в 1820 году в женской моде произошел коренной переворот: талия вновь вернулась на свое естественное место – над бедрами – и ее начали слегка зашнуровывать. Чтобы зрительно уменьшить талию, стали подчеркивать величину плеч. Для этого рукава платья делались очень широкими сверху и сужались к кисти. Одновременно расширялась внизу юбка, образуя крупные складки.

Середина XIX века. Кринолины В начале 1850-х женщины, чтобы придать фигуре объем. Вскоре появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах, соединенных друг с другом лентами. Кринолин отличался особой легкостью по сравнению с предшествующими аналогами.

Вторая половина XIX века. Эпоха турнюров Это время носит отпечаток чрезмерного и порой безвкусного украшательства, когда на смену эпохе кринолинов середины века пришла эпоха турнюров. Турнюр (фр.) - юбка на каркасе, пышная сзади. Эффект пышности достигался с помощью специальной подушечки, которая также называлась турнюр и подкладывалась под платье сзади, ниже талии.

1900-е годы. ХХ век начинается Начало века – это господство стиля модерн. Входят в обиход юбки-клеш с блузками, жакетами, пальто. В то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». Это достигалось с помощью специального корсета.

10-е. Долой корсеты! Первым прорывом стало освобождение женщин от корсета. Этот стиль дарил свободные прямые силуэты, без мучительных утяжек на талии.

20-е. Свобода женщинам!!! Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом.

30-е – роскошь и блеск Военная мода 40-х Женственность 50-х

Революция 60-х 70-е 80-е и 90-е

Русский женский костюм Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой – то один вид костюма. Ученые выделяют 4 типа женского костюма: - рубаха с сарафаном и кокошником; - рубаха с поневой и сорокой; - рубаха с юбкой андараком (суконной); - платье кубельком.

Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды. Характерные черты Русского костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.

Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или ритуальный костюм, сохранивший нам облик национальной одежды. В нем отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор. Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.

Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она у крестьян до наших дней как праздничный наряд. Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках.

Символика цвета и орнамента в одежде Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета. Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: Красный цвет – жизнь, огонь, кровь. Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало) Синий, черный – тьма, горе. Белый – свет, праздник. Охра – земля Голубой, серый – надежда

Костюм нес космическую символику: знаки плодородия – ромбы с точками посредине, сложные ромбы; древо жизни с предстоящими фигурами Матери – земли; образы прорастания одной формы в другую (семантический смысл рост и цветения). Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы, зигзаги – символы солнца, земли, дождя; образы животного мира: павы, кони, барсы.

Головные уборы В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Воронежский народный костюм с поневой

Народный костюм Воронежской области начала XX века

Орнамент народного костюма Воронежской области

Преобладание силуэта одежды по векам

Зрительные иллюзии в одежде Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план. Способы достижения нужного визуального эффекта.

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

Иллюзия переоценки вертикали Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.

Иллюзия заполненного пространства Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

Иллюзия переоценки острого угла Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.

Анализ зрительных эффектов Конструктивные линии - контурные линии формы в целом и её деталей, линии соединения частей и деталей, т.е. швы, вытачки, складки, защипы. Декоративные линии - линии разнообразных отделок, имеющих линейный характер: отделочные швы, рельефы, строчки, клапаны, манжеты, шнур, кант и т.п. т.е. линии, придающие своеобразие, оригинальность форме. Конструктивно-декоративные – это линии которые участвуют в конструкции изделия и декоративном оформлении, т.е. отвечают утелитарным и эстетическим требованиям.

Часто конструктивные линии одновременно несут и декоративную нагрузку, например линия горловины платья, контуры воротников, карманов одежды и д.р. линии в одежде предопределяют движение взгляда зрителя, динамику и статику формы. Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членения формы. Чем крупнее членения формы, тем она крупномасштабней. Обычная иллюзия зрения - переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше, чем не расчленённая или расчленённая по горизонтали.

Эффект стройности зависит от угла наклона линии

Эффект стройности зависит от угла наклона линии

Укорачивает фигуру Удлиняет фигуру

Белые и светлые предметы, вещи, костюм в целом выглядит крупнее, чем тёмные Явление иррадиации Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне. Историческая справка Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают не желательные. Худенькой девушке невысок ого роста лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Полная женщина должна носить такой костюм, который бы выделял её наиболее приятные черты. При короткой шее не стоит носить воротники стойки и очень широкие воротники, горизонтальны х вырезов типа «лодочка» . Практические советы Женщине с очень широкими бёдрами следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Женщине с высокой тонкой фигурой лучше носить пышные юбки, отдельные оборкой и тесьмой, гофрированные воротники, банты. При несимметричности фигуры (разная высота плеч, бёдер) на более низкой стороне можно поместить драпировку, застёжку, украшение, цветную деталь, аппликацию.

Все поставленные перед началом работы задачи были решены: изучена литература по данному вопросу; показаны основные геометрические виды форм одежды; даны ряды пропорционального развития силуэтов и комбинации из нескольких геометрических форм; рассмотрены основные виды силуэтов в одежде и провели их сравнение с геометрическими фигурами. Изучая и анализируя историю костюма с древнейших времён до 21 века, пришли к заключению, что несмотря на всё своеобразие и неповторимость костюмов прошлых веков, как и костюмов современных, костюм любой эпохи можно вписать в одну из простейших геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры - прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. Заключение Вывод

http://www.osinka.ru http://clhi.info/ http://gorod.crimea.edu http://sarafan.ru http://images.yandex.ru http://ru.wikipedia.org http://dic.academic.ru книга «Учусь шить» Р.И. Егорова, В.П. Монастырная, М.П. 1989г.; «Основы швейного производства» А.Т. Труханова, В.В. Исаев, М.П. 1989г. Литература

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Орнамент» - Создание орнамента с помощью осевой симметрии и параллельного переноса. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Крестьянские избы украшались резным узором. Русский орнамент очень разнообразен. Примеры русского орнамента. Плоскостной. Параллельный перенос. Как получен орнамент:

«Костюмы народов Поволжья» - Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Элементы национальных орнаментов. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Татарский костюм.

«Башкирский народный костюм» - Чайник с башкирским орнаментом. Накосник женский. История костюма. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты. Аппликация из кожи и замши, вышитый вручную башкирский орнамент. Ювелирные изделия. Башкирский орнамент. Техника: геральдическая резьба. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью.

«Русский народный костюм» - В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Зелёный – крапива. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Сверху одевали душегрею. А замужние женщины обязательно одевали кокошник или платок.

«История костюма» - В 20-е года ХХ века впервые появились чулки телесного цвета. Мода 1795 - 1820 становится подражанием античности. Костюм эпохи возрождения. Классицизм, Империя, Ампир (1795 – 1820). Костюм раннего средневековья. Эпоха турнюров. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Вторая половина XIX века.

«Национальные костюмы» - Национальные костюмы. Мы познакомились с киргизскими национальными костюмами. Женский национальный костюм. Национальный мужской костюм. Вывод. Все костюмы красиво украшены орнаментами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. В прошлом киргизский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен.

Министерство образования Республики Башкортостан

Филиал основного общего образования муниципального

Бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово, села Бекмурзино муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Исследовательская работа

Элементы геометрических фигур

в узорах декоративно-прикладного искусства народов мари

Бирск 2011г

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Симметрия – принцип устройства мира…………………….

Глава 2. Орнаментальные мотивы марийской вышивки……………..

Глава 3. Заключение…………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………….

Введение

В начале третьего тысячелетия, когда современного человека окружает мир новейшей техники, у людей повышается интерес к ручному труду, люди все больше обращают свой взор и внимание к прикладному творчеству.

Народное искусство марийцев имеет глубокие многовековые традиции. С древности марийский народ свое отношение к красоте, богатство творческой фантазии и тонкость эстетического вкуса выражал в украшениях бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов, одежды, головных уборов . Вышивка занимала ведущее место в марийском народном искусстве. Искусством вышивки владела каждая женщина-марийка, приучаясь с детства ткать и вышивать. Вышитые узоры широко применялись в повседневной, праздничной и обрядовой одежде, в предметах внутреннего убранства избы, в подарочных изделиях. Вышивкой украшали и отделывали все детали костюма: рубашки-платья и кафтаны, головные уборы и передники, свадебные головные покрывала и поясные полотенца, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства.

Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии.

История мари нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение художественной обработке дерева , в узорном ткачестве, аппликации . Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в марийских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте марийской вышивки

Задачи:

1.Выявить виды симметрии в орнаментальных формах марийских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мари

Объект исследования: вышивка на костюмах мари

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Симметрия – принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как бордюр, розетки, сетки.

Орнаментальные мотивы марийской вышивки

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок и представляет собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой и центральная симметрия.

Бордюр является характерным в композициях вышивок голо­вных уборов замужних женщин у марийцев- в шарпанах и нашмаках.

Рисунок образован из нескольких рядов орнаментальных полос, размещенных одна над другой па­раллельно узкому горизонтальному краю полотна. В эти полосы включены различные геометрические элементы: крестики, зигза­ги, прямые и диагональные пересекающиеся линии, треугольники, ажурные звездочки и ромбы и т. д. В каждой из полос один и тот же элемент повторяется или чередуется с другим.

На характер узоров в основном повлияли счетные швы. Поэ­тому все элементы орнамента прямолинейные и геометризированные; самыми распространенными мотивами являются ромбы, квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры, кото­рые образуются прямыми и ломаными линиями, различными криволинейными образованиями.

Наиболее распространенным является ромб с продленными сторонами; его построение имеет различные вариации с продленными сторонами по всем четырем углам, по двум противополож­ным сторонам (с крючкообразными завитками); ступенчатый ромб; ромб, образованный из гребенчатых мотивов; ромб с ровны­ми краями и т. д.

Бордюром вышивку располагают и на переднике: широкой по­лосой по подолу и узкой - в местах соединения полотнищ. Пе­редник часто шили из трех узких полотнищ холста.

Бордюром часто пользуются для маскировки швов или под­черкивали края отдельных деталей как мужских, так и женских костюмов, как например, линии подола, обшлага рукава, край ворота. На женском шовыре (кафтане) вышивка выделяла линию талии на спине, подчеркивала рукава и край подола.

Во всех случаях, где использовали бордюр, имело место при­менение мелкого узора из различных геометризированных зоо­морфных и растительных мотивов.

Бытование орнаментальных узоров зооморфного происхождения связано с древними верованиями и магическими обрядами. Наиболее выразительны сюжеты с парным изображением водоплавающих птиц, обращенных друг к другу, парой стилизованных лосей-оленей. Древние марийцы боготворили зверей и птиц, почитали медведя, оленя, лошадь. Изображение этих животных и птиц по преданиям охраняли мари от бед, а также эти значки говорили о занятиях народа. Олень – охота, конь – земледелие. Все, что изображалось на вышивке, отражало окружающую природу, быт и уклад народа.

Кони, олени часто комбинируются с растительными фор­мами цветка, листка, небольшой хвойной ветки, с мотивом крюч­ка или рогов в виде двух противоположных завитков. Цветочно-растительные мотивы также разнообразны. Они образованы из розеток, ромбов, прямых и наклонных линий и составляют прооб­разы стилизованных «кустов» с ветками и цветами.

Орнамент, вписанный в круг или в правильный многоугольник, называется розеткой. Этот вид орнамента замкнут и ограничен определенной геометрической формой. Как правило, основообразующей формой розетки служит круг. Для исполнения своего замысла круг разбивается на части, в одной части рисует геометрическую фигуру, а потом с помощью симметрии повторяет ее в других частях круга.

Маритÿр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства мари.

Вышивка применялась для отделки во всех деталях женского национального костюма: верхней одежды, головных уборов, свадебных платков и покрывал, поясов, для украшения мужских рубашек. Но основной принадлежностью марийской одежды в прошлом являлась рубаха, украшенная вышивкой. Вышивка шла на груди, спине, по подолу и на концах рукавов. На груди она была более широкой и состояла из различных узоров геометрического характера. Женский костюм помимо вышивки отличался разнообразием отделок.

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты. Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию

Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждой семье сохранились изготовленные в прошлом вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах.

Тепло рук и любовь, вложенную в изделие ручного труда, ощущают те, кто соприкасается с ним. Поэтому, надев национальный костюм, чувствуешь себя совершенно по-другому, он преображает человека.



Рассказать друзьям