Здоровьесбережение дошкольников. Здоровьесбережение детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Древняя восточная мудрость гласит: «Красота живёт в делах у каждого». Наша выставка «Шедрость осенней поры», организованная коллективом и клубом садоводов – огородников «Дачник» в Подосиновской центральной библиотеке им. А. Филева, как раз и подтвердила это. Именно красотой плодов человеческого труда наших подосиновлян имели возможность полюбоваться посетители выставки и читатели библиотеки.
Ставшая уже традицией ежегодная выставка цветов, плодов и овощей проходила с 10 по 17 сентября. Осенние композиции, букеты из разнообразных цветов, поделки из природного материала, причудливые фигурки из овощей – все это можно было увидеть на выставке.


Как всегда, подосиновские цветоводы – любители, в числе которых В.В. Замятина, В.Г. Нагаева, Р.А. Злобина, В.А. Гмызина, Г.В. Момотова, Н.А. Коретнюк, Н.И. Казарина и многие другие, поразили неповторимостью, фантазией и гармонией цвета своих любимцев.


Каждая подобная выставка чем-то отличается от предыдущей. В этом году пальма первенства из цветов принадлежит гладиолусам. Их было представлено огромное количество всевозможных оттенков.


Вновь порадовала шикарным букетом из эустомы К.И. Скоробогатая. Цветок уличной лаванды принесла Н.Н. Гордеева, а еще можно было увидеть махровую фуксию сиреневого цвета Г.В. Момотовой и очаровательный белоснежный колокольчик «Наряд невесты» Т.Ф. Бобровой.
Около тридцати человек приняли участие в организации выставки. Коллеги и «дачницы», наши неутомимые женщины, являются зачинщиками любой выставки, и почти каждая стремится внести свой вклад в их организацию.


Среди представленных экспонатов необходимо отметить овощной натюрморт «Дары сада» Г.А. Груздевой с арбузом,


луковое ассорти Н.Н. Гордеевой и К.И. Скоробогатой, початки кукурузы и королевские бобы О.Н. Савинцевой, груши Г.А. Мариевой и др.


Ну а «Королевой на троне» стала огромная тыква Н.В. Панишевой, которая второй год представляет этот овощ необъятных размеров.
Творчески к участию в выставке подходит Подосиновская детская библиотека, их овощная композиция урожая -2015 «Как я провел лето» говорит сама за себя.

Воспитанники детского сада «Светлячок» совместно с родителями сделали много поделок из плодов, овощей, природного материала. Надо заметить, что этот коллектив является постоянными участниками ежегодных осенних выставок.


Представленные работы отличались своей оригинальностью, неповторимостью, нестандартностью исполнения и красочностью оформления. Самые обыкновенные овощи, цветы и всевозможные природные материалы умельцы превратили в настоящие шедевры.
Многие овощные инсталляции вызывали восторг посетителей – это и вазы, и всевозможные парусники, сделанные из кабачков, и маска в стиле «Хэллуин» из тыквы, и воссоздание лесной полянки, и новогодняя елочка из салата.


А декоративное панно «Леди Осень» из осенних листьев поразило своим художественным исполнением! Вызвала интерес представленная поделка из диковинного овоща со скрученной шеей под названием «крукнек скрудж » – разновидность семейства тыквенных.

Выставку посетило 150 человек, проведено две экскурсии для детей.



Самые теплые отзывы об увиденном и слова восхищения адресованы каждому участнику выставки. Огромное спасибо всем за полет фантазии и творческое умение!!

Каждый флористический букет представляет собой творческую композицию, на составление которой у мастеров-флористов или любителей уходит время. Мастера выполняют букеты быстрее, обладая определенными знаниями и навыками, а непрофессионалы затрачивают гораздо больше энергии и сил на их создание.

Но чтобы собранная композиция радовала своим видом, необходимо неплохо разбираться не только в искусстве сборки букетов по определенной форме и флористическим стилям, но и в таких классификациях, в частности, для кого букет предназначен букет и какое мероприятие он подчеркнет.

Поэтому и профессионалы, и начинающие флористы должны ориентироваться в различных классификациях по видам букетов, чтобы понимать какую композицию они будут собирать в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Взглянем на самые распространенные существующие флористические классификации.

Классификация по форме

Данная классификация считается одной из первоосновных для изучения, именно на нее опираются многие флористы при составлении букетов.

Научившись работать с данной классификацией, можно будет двигаться дальше в мире изучения Флористики.

Согласно данной классификации различают следующие виды цветочных композиций:

Круглый букет – это в основном сферическая композиция правильной формы, которая собирается из соразмерных цветов с плотной укладкой. Соразмерность заключается в том, что цветы подбираются одинаковые по размеру, включая бутоны.

При этом расцветка растений бывает не только монотонной, но допускаются и многоцветные вкрапления, и цветовая фактурность.

Поэтому важным моментом исполнения по сборке круглых букетов становится расположение материала, а оно бывает следующим:

  1. Круговым концентрическим – цветы располагают контрастно по кругу с таким чередованием, например, как крупные-мелкие соцветия желтого и красного цветов, и с обязательной заменой материала в новом круге;
  2. Спиральным – дорожку-спираль внутри букета выделяют другой формой растений в иной цветовой гамме;
  3. Структурным – материал стараются расположить группами пропорционально;
  4. Диагональным – выделяют диагональю противоположные сектора и заполняют их.

Круглые букеты можно собрать и с помощью других модификацией, которые зависят от степени мастерства флориста. Но в любом случае этот вид букета самый распространенный.

Каскадная композиция – это вертикальный букет, собранный по ниспадающей вниз. Основа данного букета делается в форме правильного треугольника с вершиной внизу, а цветы располагают особым образом с помощью следующих техник:

  1. Размещения на живых стеблях;
  2. Смешанной, где больше 70 процентов живых цветов и лишь 30 процентов тейпированных объединяют вместе специальными проволочными шинами;
  3. Размещения на портбукетнице;
  4. Английского монтажа на проволочных стеблях, полностью прикрываемых живыми цветами;
  5. Каркасной, где основа создается из березы, ротанга или проволоки.

А сам эффект каскада достигается при помощи цветочного расположения, которое бывает двух видов:

  1. Обычный каскад-капля – струящаяся композиция, в которой длинные растения находятся внизу, а короткие укладывают ступенчато кверху;
  2. Водопад – каскадный букет, где цветы располагают с точностью до наоборот, короткие растения находятся снизу, а длинные в виде вуали прикрывают их сверху.

Каскадные букеты цветов представлены на фото.

Букет на каркасе – это технически-сложная по исполнению композиция различных форм, наиболее распространенными среди которых выступают диск, неправильная сферическая форма, сердце, цилиндр.

Для создания каркасной композиции требуется проработка концепции самого букета и грамотный выбор цветов, которые подвергаются определенной обработке. У цветов удаляются лишние листья на стебле или проводится тейпирование. Затем растения помещают на каркас.

При создании каркаса используются как искусственные, так и натуральные материалы. Поэтому основой каркасного букета может служить как проволока, так и зелень или ветки. Сборка основы происходит по заранее прорисованной схеме. Дополняют каркас льном, перьями, сизалью, ротангом и другими материалами.

Вариантов создания каркасных композиций много. Но каркасные букеты, которые пользуются большей популярностью, чем остальные – это:

  1. Веер – с помощью этого букета можно создать романтичное и поэтическое настроение XIX века. Украсить эту цветочную композицию можно оригинальной старинной вышивкой, вставками из жемчуга и камней, лентами и ажурной тесьмой;
  2. Муфта – композиция цилиндрической формы, которую чаще собирают зимой, чем летом, ведь такой букет может служить не только красивым украшением, но и практической вещью и согревать руки с помощью меха, помещенного внутрь каркаса;
  3. Сумочка – главное достоинство данной композиции состоит в том, что сумка – это любимый аксессуар женского гардероба. А такой цветочный аксессуар не просто привлечет к себе внимание, а выделит женщину из толпы.

Структурные букеты нестандартных форм

Помимо основных форм фантазия флористов помогает сооружать букеты и нестандартных форм, для которых очень часто применяют такие искусственные материалы, как бумага, проволока, тейп-лента, портбукетница и губка-оазис, флористический клей.

Среди этих форм выделяются следующие композиции:

  1. Гламелия – это декоративный букет конусообразной формы или в виде полусферы, который мастера создают из лепестков живых цветов с помощью проволоки или клея. Для создания таких букетов часто используют лепестки гладиолусов, камелий или роз;
  2. Жезл – это цветочная композиция, собранная или из растений на очень длинных ножках, или цветов, закрепленных с помощью декоративной проволоки и ленты;
  3. Конус – цветы собирают на губке-оазисе или портбукетнице в удлиненной форме и помещают в бумагу, имеющую вид перевернутого конуса.

Наравне с данной классификацией по форме следует изучить вторую, имеющую немаловажное значение спецификацию.

Классификация по стилям

Современная флористика выделяет несколько основных стилей, благодаря которым возможно создание идеального букета для любого жизненного события.

Вегетативный стиль

Вегетативная композиция представляет собой сложный умело собранный букет, который выглядит максимально естественным и приближенным к природным условиям. Очень часто его называют кусочком природы, поскольку при его создании не просто используются натуральные материалы, но и учитываются основные характеристики растительного мира.

При создании вегетативного букета обращают внимание на следующие факторы:

  • Ассиметричное и симметричное расположение растений;
  • Группировку, пропорции и примеры произрастания в естественной среде;
  • Природный цвет и форму растений;
  • Времена года – сезонность позволяет понять, какие материалы стоит объединять.

Такая композиция минимально декорируется, но, несмотря на это, смотрится невероятно стильно и элегантно.

Декоративный стиль

Декоративный стиль позволяет создавать букеты в единой концепции порой из совершенно несхожих материалов. При этом растения теряют свою индивидуальность, но это с лихвой окупается общей выразительностью букета.

Особенностями данного стиля выступают следующие моменты:

  1. Растения должны заполнять букет плотно к центру;
  2. Допускается как асимметрия, так и симметрия;
  3. Используются и группируются между собой различные натуральные и искусственные материалы в работе;
  4. Применяются цветовые контрасты, поскольку в композиции очень важен цвет;
  5. Допускается совмещение между собой стилистических особенностей различных эпох;
  6. Соблюдается визуальное равновесие в целом.

Этот стиль достаточно яркий и удобный в исполнении, поэтому очень многие флористы предпочитают использовать его в своей работе.

Форма-линейный стиль

Контуры, линия и форма – это основные элементы форма-линейного стиля. Именно они задают тон всей флористической композиции. При этом важным условием работы становится такая комбинация элементов, при которой букет приобретет выразительность.

Для данного стиля присущи следующие характеристики:

  1. Не допустимо использование множества форм и линий;
  2. Форма должна сохранять четкость;
  3. Для создания букета необходимо минималистическое количество материала;
  4. Расстановка материала должна быть асимметрична, хотя симметрия иногда допускается;
  5. Сочетание растительных и искусственных материалов;
  6. Применяются контрасты и противопоставления;
  7. В букете должно сохраняться пространство.

Букеты в таком стиле очень подходят для интерьерной аранжировки и различных концептуальных мероприятий.

Один из четких и понятных композиционных стилей – это массивный стиль, который также носит название стиль-форма. Исполнение данных композиций достаточно простое, но при этом трудоемкое. Формы букетов понятны, например, конус, сердце или шар, главное определиться с техникой исполнения.

Для сборки массивных букетов можно использовать различные техники, такие как расположение на основе, приклеивание, плетение, параллельная или спиральная сборка и другие.

Кроме этого при использовании стиля-формы рекомендуется следующее:

  1. Желательно использовать не более 3-х видов материала;
  2. Композиция не нуждается в центре, поэтому букет необходимо заполнять плотно;
  3. При сборке необходимо держаться строго выбранной формы;
  4. Если букет предполагает основу, например, вазу, то она должна композиционно сочетаться с букетом.

Стоит дополнительно отметить, что развитие стилей не стоит на месте и современные флористические школы в последнее время стремятся выделить новые направления, одним из которых в ближайшее время, возможно станет транспарентный стиль.

Классификация по назначению

По назначению в качестве подарка различают следующие виды цветочных букетов:

Пожалуй, самые распространенные цветочные композиции – это букеты, созданные для прекрасных дам. И неважно, сколько лет этой даме 10 или 50, каждой девочке, девушке или женщине всегда приятно получить такой подарок.

Женские букеты воплощают полет фантазии любого флориста, ведь в их составлении применяются как разнородные материалы, в том числе и необычные, так и различные формы составления, а также тенденции.

Тем не менее, несмотря на такое разнообразие женских букетов можно выделить некоторые важные вещи, которые стоит учитывать при их составлении:

  1. Женский возраст – молодым девушкам предпочтительнее дарить цветы пастельных тонов с нежными бутонами, молодым женщинам подходят более сочные и яркие оттенки, в пожилом возрасте больше подойдет умеренная цветовая гамма, где допускаются яркие акценты;
  2. Степень родства и близости – этот фактор один из самых важных. Цветы могут быть предназначены маме, жене, любимой в одном случае, или знакомой, подруге, коллеге в другом случае.В первом варианте букет создается с особой заботой и нежностью, поэтому и цветы подбираются такие, которые передадут все важные чувства и отношение. Во втором случае лучше остановится на классических вариантах букетов с широко известными цветами, среди которых самый распространенный вариант – розы;
  3. Предпочтения женщины – вне зависимости от всех правил, каждая женщина любит цветы определенных оттенков, для одной – это желтый, для другой – это сиреневый, для третьей – алый. Тоже самое касается и формы композиции. Поэтому флористу важно знать об этом, чтобы подобрать цветы нужного оттенка и сделать букет намного приятнее.

Мужчины наравне с женщинами могут получать в качестве подарка цветочный букет. Но флористическая композиция, преподносимая сильному представителю человечества, будет разительно не похожа на прочие.

Мужской букет цветов отличают такие характерные черты, как:

  1. Отсутствие нежных расцветок, предпочтение отдается ярким, насыщенным тонам, например, алым, синим и фиолетовым;
  2. Использование не пахнущих и не пачкающих одежду цветов;
  3. Применение вытянутой формы сборки, пирамидальной или треугольной, и никаких круглых или шарообразных вариантов;
  4. Лаконичная фактурная упаковка.

В связи с этим для оформления мужской композиции подходят далеко не все цветы. Стильно будут смотреться такие растения как альстромерии, герберы, каллы, ирисы и длинные сорта роз. А хорошим дополнением к ним будет бамбук и остролистная зелень.

Также допускается добавление в композицию красивых бутылок с алкоголем, кофе и различными подарочными аксессуарами.

Детские букеты выполняют в виде мини композиций. Самыми распространенными видами здесь выступают маленькие букетики, букеты-животные или игрушки, например, зайцы, мишки, куклы, машинки. Также большой популярностью пользуются букеты в виде мультипликационных героев.

Многие цветочные букеты оформляют в виде композиций в корзинке, коробке или сумочке с добавлением конфет или киндер-сюрпризов.

Но самое главное при составлении таких букетов помнить, что они предназначены для детей, поэтому можно выделить следующие моменты, которые важно учитывать при сборке:

  1. Дети любят яркие цвета;
  2. Цветы не должны сильно пахнуть, чтобы не вызвать аллергию;
  3. Дети любят игрушки и сладкое;
  4. Букет не должен быть тяжелым;
  5. Используемые искусственные материалы должны быть безвредными.

Приступая к работе по созданию детского букета желательно вначале нарисовать эскиз, а затем воплощать рисунок в жизнь.

Классификация по мероприятиям

В жизни достаточно много мероприятий, но существует несколько особых, которые часто оформляют флористическими букетными композициями.

Изготовление свадебных букетов – это один из интереснейших творческих процессов для флористов, ведь свадьба – это невероятно впечатляющее мероприятие, в центре которого блистает одна важная персона – невеста.

И свадебный день – он особенный, когда любая невеста хочет выглядеть идеально. А подчеркнуть эту идеальность поможет красивый букет в нежных руках.

Но стоит помнить, что сборка свадебного букета зависит от следующих факторов:

  1. Цвета свадебного мероприятия;
  2. Внешнего типажа невесты;
  3. Любимых цветов невесты;
  4. Форма букета подбирается исходя из фасона свадебного платья;
  5. Гармоничности образа невесты в целом.

Если букет будет плохо подобран и не будет учитывать эти важные факторы, то настроение невесты может испортиться, и все мероприятие в целом может пройти неудачно.

Для создания свадебных букетов флористы берут различные цветы, это и гортензии, и орхидеи, и хризантемы, и экзотические варианты. Но самый популярный среди всех – это, несомненно, роза.

Более миллиона раз этот цветок с прекрасным названием добавляли в композицию. Роза прекрасно смотрится как в моно-, так и в мульти-букете. Поэтому, выбрав розу в качестве основы свадебного букета, флорист никогда не ошибется.

Новый год – это яркий праздник, который связан со снежной зимой, волшебным настроением и подарками под елкой. И новогодние композиции передают дух этого праздника в полной мере.

Новогодние букеты флористы создают не только для дарения, но и как элементы для декорирования интерьеров квартир, домов и офисов.

При составлении этих зимних букетов в качестве основных материалов применяют хвойные ветки как натуральные, так и искусственные. Украшают их свечами, шишками, елочными игрушками и шарами, конфетами и леденцами, лентами и мишурой.

В составе композиций присутствуют также некоторые цветы и фрукты. Из цветов предпочтение традиционно отдается амариллисам, гвоздикам, герберам, розам красных расцветок и рождественскому цветку – пуансеттии. Из фруктов – цитрусовым, в основном апельсинам и мандаринам.

Массивные новогодние композиции собирают в крупных корзинах и дополняют их наравне с праздничными элементами конфетными коробками, бутылками с алкоголем, например, мартини или шампанским. В такие букеты также добавляют интересную флористическую зелень, среди которой более всего популярен гиперикум.

Мастера флористики оформляют и другие разновидности новогодних букетов, содержание которых букет зависеть только от личных пожеланий и предпочтений.


Юбилей отображает важную веху в жизни и выражается в круглой дате жизни человека или важного мероприятия, связанного с каким-либо событием.

Букет для такого события должен быть оригинальным и роскошным, и символизировать широкую гамму чувств, включая любовь и уважение.

Если юбилей связан с днем рождения, то учитываются личные предпочтения одариваемого именинника или именинницы. Но при отсутствии предпочтений для женщин выбирают цветы красных, белых и желтых оттенков, такие как орхидеи, розы, хризантемы и эустомы. Для мужчин подбирают голубые и синие, красные и оранжевые оттенки.

Если празднование связано со значимой жизненной датой, то композиции выполняют в оригинальной форме, наиболее подходящими среди которых будут букет-сердце, букет-корабль, цветы в шляпной коробке.

Многие компании для создания уютной атмосферы работы сотрудников, корпоративных праздников или для подготовки встречи с партнерами украшают цветочными букетами свои офисы.

Цветочные композиции в офисах можно увидеть на конференциях и семинарах, круглых столах, презентациях и переговорах.

Для обычных офисных мероприятий и при общении с партнерами предпочтение отдается букетам в строгих и простых пропорциях небольших объемов. Такие букеты собирают с использованием флористической губки и устанавливают в небольшие корзинки, деревянные постаменты или стеклянную тару. Гамма таких букетов бывает монотонной или с небольшими яркими акцентами.

Для праздничных корпоративных мероприятий композиции подбираются красочные и нарядные. Их расставляют на видных местах, украшают столы и важные зоны. Предпочтение отдается растениям с крупными цветами, таким как антуриум, каллы, розы и крупные хризантемы.

Еще одной интересной классификацией будет группировка букетов по странам.

Классификация по странам

Флористика как искусство формировалась долгое время. В каждой стране были свои особенности формирования букетов, благодаря которым можно было отличить, например, голландский букет с тюльпанами от английского букета с розами.

Со временем границы стерлись, так появились, к примеру, американские и евробукеты. Но отличительные особенности букетов у некоторых стран остались.

Поэтому согласно истории флористики выделяют следующую классификацию по странам:

Старые английские традиции отображаются не только в стиле жизни англичан, но в цветочных композициях.

Особыми условиями при составлении классических букетов становятся:

  1. Отсутствие нераскрытых бутонов;
  2. Круглая или треугольная форма, изредка форма веера;
  3. Сборка букетов только из цветов без добавления различных элементов для украшения;
  4. Использование полевых и садовых цветов, среди которых особой популярностью пользуются анютины глазки, кустовые гвоздики, лаванда, пионы, примулы и розы;
  5. Симметричное расположение цветов;
  6. Неконтрастная цветовая гамма.

Букеты стиля английский модерн отличаются от классических викторианских отступлением от перечисленных правил:

  1. Допускается некая асимметрия;
  2. Используется небольшое количество цветов, которые окружают ветками, зеленью или листьями;
  3. Возможны цветовые контрасты и необычные сочетания.

Помимо этого именно в Англии появились первые букеты из засушенных цветов и листьев, законсервированных в специальной технике.

Бидермейер – букет, происхождение которого восходит к немецким корням. Он появился пару веков назад, но быстро набрал популярность. Изначально это был небольшой симметрично собранный пышный букетик с тщательно подобранной цветовой гаммой.

Немного позже букет трансформировался и на сегодняшний день его основные черты следующие:

  1. Округлая контурно-замкнутая форма сборки;
  2. Цветовая укладка по слоям с направлением сверху вниз;
  3. В бидермейерской композиции применяется плотная укладка цветочных головок друг к другу;
  4. Добавление как живых, так и засушенных цветов;
  5. В качестве аранжировки к бидермейеру аккуратно применяют искусственные материалы, такие как кружева и ленты, легкие ткани и сизаль.

Помимо искусственного обрамления используют и зелень, среди которой популярны аспарагус, мята, папоротник и эвкалипт.

Особый шарм, присущий французскому букету, несомненно, исходит из его аромата. Ведь французы, как никто другой, знают, что букет может привлечь к себе внимание не только внешним очарованием, но и своим ароматическим содержанием.

Поэтому основные особенности французского букета заключены в следующем:

  1. Использование душистых растений и цветов, таких, к примеру, как гардения, жасмин или лилия. Особенно ароматным считается маленький букетик из пряной зелени, получивший название Гарни;
  2. Пирамидальная форма композиции;
  3. Большое количество цветов в букете контрастных расцветок;
  4. Аранжировки букетов в старинном стиле, например, таком как Помпадур;
  5. Применение постаментов под композиции, например, вазонов, вазочек, чашек, кубков, кувшинов.

Страна Япония во многих своих традициях поистине уникальна. Ее восточный дух отражается во всем, к чему прикасаются японцы, в том числе и к флористическим букетам.

Именно поэтому японский букет выглядит как произведение искусства. И это искусство носит название икебана, по-японски звучащее как «живые цветы».

Японский стиль составления букетов передает естественное течение жизни в природе, отображая различные времена года. И при кажущейся простоте композиций, сделать их не так уж и просто.

Традиционно икебана создается согласно определенным правилам, и каждый букет должен быть не только гармоничным и пропорциональным, но и передавать движение. А для этого композициям придается определенный объем, асимметрия и лиричность настроения автора, которая также зависит от времени года.

Так весной для выражения экспрессии и возрождения жизни японские флористы используют вытянутые цветущие растения и зелень с длинными стеблями.

Для цветущего лета составляются объемные композиции, состоящие из широких листьев, ярких и пышных цветов.

Осенью, которая приносит с собой ностальгию и воспоминания, букеты становятся более изысканными. Цветы мастера выбирают более приглушенных тонов, и их сочетают с сухоцветами, ветвями деревьев и засохшими листьями.

И, наконец, зимой во время сна природы, в японских букетах отображается спокойствие и умиротворение, а иногда и некая мрачность и ледяное дыхание. В составлении букетов предпочтение отдается в большей мере не цветам, а хвойным и ягодным ветвям.

Существуют и другие менее распространенные классификации букетов, но по представленным классификациям можно подобрать большое количество мастер-классов.

Мастер-классы по составлению букетов

В интернете можно найти изобилие уроков по составлению букетов из различных классификаций.

В различных мастер-классах флористы пошагово показывают, как правильно собирать цветочные композиции. Наиболее информативные из них – это видео-уроки.

Поэтому заглянем в некоторые интересные видео для обучения флористике:

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста.

(из опыта работы МБДОУ «Детский сад №11 г. Галича Костромской области »)

В воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

· Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

o исследований состояния здоровья детей,

o диагностика физической подготовленности дошкольников;

o анализ профессиональной компетенции воспитателей,

o тематические проверки состояния физкультурно - оздоровительной работы,

· Анализ созданных условий в детском саду.

· Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.

· Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей .

· Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники с участием медицинского работника. Результаты заносятся в диагностические карты, и используется педагогами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на педагогических совещаниях и отражаются в протоколах. Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с воспитанниками и родителями.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный уголок в музыкальном зале со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность мероприятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На территории ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование , яма с песком для прыжков.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, картотеки подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:

· принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

· принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

· принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

· принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

· принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

· обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

· формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

· реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

· оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

· утренняя гимнастика;

· гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

· совместные досуги с родителями;

· спортивные праздники и развлечения;

На основе концептуальных положений программы воспитания и обучения в детском саду педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:

· , "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста",

· программа «Здоровый малыш»;

· Методики по закаливанию детей.

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные мероприятия. При организации двигательной деятельности инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы организации: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения носит дифференцированный , вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья для дошкольников» (программа «Здоровый малыш»)
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей старшего дошкольного возраста основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в

структуру специально организованной двигательной деятельности, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и дыхательной системы.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:

· психологическое сопровождение развития;

· разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;

· система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;

· организация питания;

· оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся тематические прогулки, катание на санках. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.

Программа деятельности ДОУ по расширение двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом. Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности , ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические рекомендации , организованные просмотры и т. д.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических советы, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и осмыслить собственные подходы к работе.
Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения. На базе детского сада проводилось методические объединения для инструкторов по физкультуре.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы и т. д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т. д.).

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.

Старший воспитатель

МБОУ «Детский сад №11 г. Галича Костромской области»

Ольга Ермакова
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях

Если человек воспринимает

свое здоровье как «долг» перед кем-то,

если смысл своего здоровья он видит

в возможности осуществить какое- то

важное дело, он сможет стать значительно

здоровее , чем тот, для кого здоровье

Его «личное дело» .

Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать , сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым - содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ , и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : (детей , педагогов, родителей) .

По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников . Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий.

Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.

Педтехнология будет оптимальной, если :

Ее применение способствует достижению каждым ребенком уровня здоровья , развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

Ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени воспитателя и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом ДОУ.

Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия педагога и воспитанников, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)

Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую (образовательного учреждения ) . Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно - развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы .

Здоровьесберегающая среда представляется как трехкомпонентная структура :

1. Предметная среда - хозяйственная ифраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и и оздоровительной деятельности .

2. Коммуникативная среда - межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей , качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни .

3. Кррекционно - развивающая среда, оздоровительная среда - формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности .

Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье , организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это и направлен процесс здоровьесбережения . Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно - развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно- нравственному здоровью ребенка .

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одно из основных задач детского сада.

В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение . Общая картина такова : дети испытывают «двигательный дефицит» , т. е. Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются : возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения , процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей .

Наиболее эффективными формами оздоровления являются :

Строгое соблюдение режима дня;

утренняя гимнастика :

Динамические паузы (физкультминутки) ;

Обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;

Физкультурные занятия;

Прогулки;

Спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;

Сбалансированное питание;

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей , напротив, приводит к к негативным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции , управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям :

*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;

*Упражнения на расслабление мышц лица;

*Упражнения на расслабление мышц шеи;

*Упражнения на расслабление мышц рук;

*Упражнения на расслабление мышц ног;

*Упражнения на расслабление всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов : познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье .

Игротерапия (вид коррекционных технологий, часто применяемый воспитателями ДОУ) - это игра, в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно, развиваются его мыслительные, организаторские способности, воображение, фантазия и обеспечивается полноценное психическое развитие.

Вывод : Основное направление здоровьесбережения в ДОУ - движение вперед на пути личносто- ориентированного отношения к ребенку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей . Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить детям радость детства, радость, а не обременительный труд познания мира, радость общения и жизни.

Реферат на тему здоровьесбережение детей в дополнительном образовании.

Костырина Галина Владимировна,педагог дополнительного образования МБОУ ЦДТ п.Карагайлинский.

Описание: Предлагаю на ваше рассмотрение реферат по проблеме здровьесберегающих технологий в дополнительном образовании, так как у дополнительного образования больше возможностей для воспитания здорового ребенка.

Цель: изучение внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования.

Задачи:
раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий и особенности их формирования;
выявить педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования;
провести анализ обобщенного в литературе опыта по обозначенной проблеме.

Пояснительная записка.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Руссо

Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здравоохранение".
Проблема оздоровления детей заключается в поиске эффективных технологий для реализации на занятиях в дополнительном образовании, с целью формирования здорового образа жизни детей. Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.
В этой связи особый интерес представляет любая попытка рассмотреть эту проблему с разных сторон и предлагаемая работа один из шагов в данном направлении.
Таким образом, сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным для дополнительного образования, куда ребенок приходит после школы. Необходимо широко использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях для того, чтобы педагоги, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ребенок был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения. Забота о здоровье учащихся неотделима от заботы педагога о своем собственном здоровье так, как педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Для того, чтобы правильно реализовать здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования изучим литературу по общим понятиям здоровья и формирования здорового образа жизни ребенка.

Изучение проблемы здоровьесбережения.
Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен, еще Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. А большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей".
Проблемы здоровья четко вырисовываются и в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или травма.
Если обратиться к трудам наших современников, то можно отметить, что развитие здорового образа ребенка остается актуальным во все времена. Многие ученые рассматривали вопрос здоровьесбережения обучающихся с точки зрения дидактики, которая подразумевала принципы природосообразности, т.е. построения процесса воспитания и обучения в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития. Что по сути, отражает санитарно-гигиенические требования к образовательным учреждениям включавшие в себя обязанности поддержания чистоты и тепла, организации места для хранения наглядных материалов, режима работы, а также возраста обучения. Так, как ребенок выходя из школы занимает свободное время на кружках и внеурочных занятиях и поэтому учреждения дополнительного образования в большей степени должны заботится о реализации здоровьесберегающих технологий.
В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке и практике XX. В работе "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии и дополнительному развитию личности. На этой основе он сформулировал целый ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").
Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен, на наш взгляд, и вывод, сделанный В.М. Бехтеревым, - рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бодрый дух, который столь необходим с житейскими невзгодами". Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования.
Проблему состояния здоровья учащихся и влиянии на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя". Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучающимся. Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.
Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологии в учреждения дополнительного образованиях. Как мы видим ключевая роль в формировании здорового образа жизни ребенка принадлежит здоровьесберегающим технологиям и дополнительное образование имеет в этом плане большие возможности. Прежде всего дополнительное образование не должно идти по пути продолжения накопленных знаний, а использовать более перспективный путь - применение полученных знаний в любимом деле, для самореализации личности ребенка.
Следовательно в дополнительном образовании снимаются проблемы, связанные с необходимостью усваивать большое количество информации в ограниченное время. Что само по себе благоприятно сказывается на состоянии здоровья. Кроме того, у детей появляется реальная возможность сформулировать здоровьесбережение как цель. Для системы дополнительного образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог. Здоровый и духовно развитый ребенок счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.
Классификация здоровьесберегающих технологий по характеру действий может разделятся на 4 группы:
Защитно-профилактические технологии направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня образовательной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления детей; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п. Большая часть того, что в образовании традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии направлены на восполнение того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частичную нейтрализацию негативных воздействий в случаях, когда полностью защитить человека от них не представляет возможным. Это, например, физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности занятий и недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия и психоэмоциональное напряжение.
Стимулирующие технологии активизирует собственные силы организма, помогают использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки.
Информационно-обучающие технологии обеспечивают всем участникам воспитательно-образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье - своем и близких, способствуют формированию культуры здоровья. К ним относятся образовательные, просветительные и воспитательные программы, адресованные детям, их родителям и педагогам.
В соответствии с организационными особенностями здоровесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие. Первые создают необходимые условия для проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПин; вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами (например, организация фито-бара, кабинета физиотерапии, проведения оздоровительно-психологических тренингов и т. д.).
Итак, для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Поэтому педагоги при построении своих занятий должны учитывать такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинетах должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Смена видов учебной деятельности на занятии не менее 4-х так, как однообразность способствует утомлению. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На занятиях следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На занятиях должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. (Приложение №2)
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. (Приложение №1)
8. Следует включать в занятия вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Для оценки динамики состояния здоровья детей можно использовать карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы. Отсюда уже думать, над чем работать дальше, чтобы сохранить здоровье наших детей.
Создание на занятиях моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.
Таким образом, понимание здоровьесберегающих технологии в дополнительном образовании представляется нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Основными элементами профилактических программ по здоровьесбережению в учреждениях дополнительного образования, могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.
Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.
Заключение.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что направленность дополнительного образования на внедрение здоровьесберегающих технологий состоит в том, что:
здоровьесбережение ставится как цель дополнительного образования;
для успешности достижения этой цели воспитывается ценностное отношение к здоровью;
в самом процессе осуществляется здоровьесбережение, так как процесс является не только образовательным но и оздоровительным;
реализация оздоровительного процесса подкрепляется внешними условиями.
Исходя из цели поставленной при написании работы ожидаю, что коллеги заинтересуются проблемой внедрения здровьесберегающих технологий в своих учреждениях дополнительного образования.
Считаю, что предлагаемый материал может оказать определенную помощь педагогам в понимании того, как стать «учителем здоровья» и что такое здоровьесберегающие технологии. Так, как изученный материал позволяет увидеть, что комплекс оздоровительных мероприятий включенный в образовательный процесс дополнительного образования детей, обеспечит гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, продление их творческой активности. Основные компоненты здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.
По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Здоровый образ жизни - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа.
Таким образом, единственный путь решения проблемы - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях дополнительного образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и организуется по нескольким направлениям. Для повышения эффективности работы необходимо привлечение к формированию здорового образа жизни ребенка в социуме родителей, школу и учреждение дополнительного образования.
Список литературы :
1. Абдуллина, С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса/С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков [Текст] / Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.
2. Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.rostobr.ru (дата обращения: 11.10.2014 - 5.11.2014). Источник:
3. Баль, Л.В., Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя/Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко [Текст] / Л.В. Баль. - М. : Просвещение, 2005. - 192с.
4. Казакова, Т.Н., Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении [Текст]: методическое пособие / Т.Н.Казакова [Текст] / Т.Н. Казакова. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32с.
5. Степанова М.И., Семь советов врача о том, что надо и чего не надо делать в каникулы [Текст] / М.И. Степанова // Образование. -2004.-№7.-С.21-24
6. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и духовную безопасность личности [Текст]. – М.: ООО «Новое образование», 2012. – 116 с.
Приложение №1
Физкультминутки.
Считалочка
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – и занятие продолжаем.
Кузнечики
Подымайте плечики. Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок! Стоп! Сели!
Травушку покушали. Тишину послушали.
Выше, выше, высоко. Прыгай на ногах легко!
Мой конь
Конь меня в дорогу ждет, (стоим ровно)
Бьет копытом у ворот, (взмахи ногой, поочередно)
На ветру играет гривой:
Пышной, сказочно красивой. (киваем головой)
Быстро на седло вскачу, (подпрыгнуть, ноги в стороны)
Не поеду – полечу. Цок (18). (вприпрыжку по кругу)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (помахать рукой).
Лес
(Руки подняли и покачали) Это деревья в лесу.
(руки нагнули, кисти встряхнули) Ветер сбивает росу.
(в стороны руки, плавно помашем) Это к нам птицы летят.
(присели на корточки, руки сложили) Крылья сложили назад.
Солнечный зайчик
Дети встают и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Все вместе произносятся слова:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем педагог зеркальцем пускает “зайчика” и говорит:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут, и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос "Где зайка?" говорят и показывают рукой.
Гимнастика для глаз
(По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.)
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
Гимнастика для рук
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
-С добрым утром! (Пальцы рук переплести -"рукопожатие")
-Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
-Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
-Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
- Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
- Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями).
-И уселись за тетрадку. (Руки на парте согнуты в локтях).
Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написание там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу “спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Вставай в 5, завтракай в 5, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.
1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? 9 – 5 = 4 ч.
2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? 9 – 5 = 4 ч.
3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
9 ч. вечера = 21 ч.; 24 – 21 = 5 ч.; 3 + 5 = 8 ч.
- Продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. нужно ложиться в 9 ч., а вставать с 5 до 7 ч. Если выспался, не надо залеживаться в постели – “с курами ложись – с петухами вставай”.
Приложение №2
Правильная поза учащегося во время занятий
1. За столом (партой):
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
2. При письме:
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позво¬ночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверх¬ности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на од¬ном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) учащегося поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
3. При чтении:
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отно¬шению к глазам под углом 15°.
4. Стоя:
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагруз¬кой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.



Рассказать друзьям