Детские клички. Так ли безобидны детские прозвища и клички

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Полякова Е. Н.

Есть, к сожалению, среди прозвищ ребят такие, которые приносят им много горьких минут. Все школьники хорошо знают, что нередко возникают именования по внешним признакам человека, особенностям его характера, склонностям, неожиданным ситуациям, в которые люди попадают и в которых они совсем не виноваты. В шутливой песенке об одном таком прозвище поется:

Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой,
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил.

Иногда прозвищем можно помочь избавиться от недостатков. Если мальчишку называют Граммофоном зато, что он непрерывно болтает, или Громкоговорителем, так как говорит всегда чересчур громко, или Р-р-рычало, потому что в начале слов излишне раскатисто произносит р, то им надо последить за собой, и эти недостатки можно исправить.
Ну, а если особенности человека, подмеченные товарищами и отразившиеся в прозвище, не вина его, а беда, может быть, даже горе? Ведь не виноваты низкорослые ребята в том, что они растут медленнее других. И оттого что их будут называть Кнопкой, Гвоздиком, Мячиком, Карапетом, они не будут расти быстрее, но обидно им будет очень. Высокие и худые тоже не смогут стать меньше и толще, если их звать Макарониной, Телевышкой или Струей. И излишне полные не похудеют от прозвищ Слон, Мясокомбинат или Килограммчик. Тут уж именования похожи на дразнилки, с которыми надо бороться.
Но хотя среди прозвищ, данных ребятам за какие-нибудь свойства и недостатки, встречаются обидные, давайте все-таки остановимся и на них*.
Какие же признаки выделяются в прозвищах? Прежде всего внешний вид. Здесь и рост, и комплекция, и цвет волос (Рыжий, Рыжуло, Ржавый - рыжий, Седой - блондин), и особенности лица, прически и т. д. (Лысый - стриженный наголо, Чубка - имеющий кудрявый чуб, Длинношеее - с худой и длинной шеей). Появляются прозвища в связи с особенностями одежды: Басмач носил очень лохматую шапку; Лыжник - лыжную куртку и шапочку, чтобы произвести впечатление спортсмена; Клеточка и Зебра - платье из ткани в клетку и полоску; Морковка, Лимон и Зеленый - одежду неожиданных цветов: ярко-красный свитер, желтую фуражку, светло-зеленый пиджак. Такого рода прозвища появляются уже у ребят постарше, когда они начинают обращать внимание на свою внешность.
Чаще особенности человека называются не прямо, а метафорически, прозвище взято из имен нарицательных - названий зверей, птиц, рыб, растений, предметов. Называют маленьких ростом Котенок, Карпик, Одуванчик, Мыша (из Мышь); полных - Баобаб, Кашалот, Кита (из Кит), Арбуз. Утенком зовут девочку с длинным носом; Лопухом - мальчика с торчащими ушами.
Подмечают, давая прозвища, и особенности характера, склонности: Шакалом, Лисом называют за хитрость; Барсуком - за сонливость; Петухом - за задиристость; Кабаном - за невыдержанность; Зайцем - за трусость; Клешней - за привычку ко всем приставать с разговорами. Давая прозвища, часто используют названия предметов, вещей: Клин - прозвание за угловатость; Шурупчик - за маленький рост; Коряга, Сапог, Лапоть - за неуклюжесть; Бублик, Пончик, Колобок - за полноту; Топор - за претензию на остроумие.
Встречаются прозвания, данные за какие-либо особенности в манере держаться: Чмокало постоянно причмокивает во время еды, Мигунчик часто подмигивает. В прозвищах сравнивают с героями книг, спектаклей, кинофильмов, с известными людьми: Золушка, Чебурашка, Ниф-Ниф, Карлсон, Плохиш, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Степами зовут высоких ребят в честь «Дяди Степы» Михалкова. За сходство во внешности и в манерах даны прозвища Буратино - мальчику, который говорит скрипучим голосом; Киса - за сходство в фигуре с Воробьяниновым из кинофильма «Двенадцать стульев»; Бендер - за разные мошеннические проделки (по фамилии героя романов Ильфа и Петрова). В прозвищах обнаруживаются сравнения с реальными людьми: Левитаном прозвали мальчишку, который громко и чётко читает (по фамилии известного диктора Ю. Левитана), Иржиком - любителя хоккея (по имени чехословацкого хоккеиста Иржи Холика), Филом Эспозите - драчуна (по имени капитана канадской хоккейной профессиональной команды, «прославившейся» некорректной игрой). Такие прозвища возникают после появления фильмов, телевизионных передач; они нередко вытесняют старые, данные по фамилиям, именам. Но обычно они и исчезают быстро. В 50-е годы было много Тарзанов и Чит (фильмы о Тарзане), в 60-е - Фантомасов (по одноименным фильмам), сейчас почти в каждой школе есть Чебурашка. Появляются новые герои - возникают и новые прозвища.
Встречаются прозвища, данные по каким-то особенностям речи. Реже это фонетические особенности - своеобразное, обычно неправильное произнесение какого-нибудь звука: Свавик, Кажный, Сыфра. Но чаще в прозвищах отражены либо какие-нибудь ляпсусы в речи, либо любимые выражения.
Сказал мальчишка на уроке географии, что на Кавказе живут слоны, посмеялись ребята и стали звать его Слоником. Ответил другой невпопад: «Косеканс» - так и прозвали его Косекансом. Оговорилась девочка, сказав, что в Африке водятся «гигиены» (вместо гиены), вот и появилось прозвище Гигиена.
Мальчика, который любил петь песню «Жди меня, моя Маруся», прозвали Марусей, а другого, пытавшегося исполнять арию князя Игоря, - Князем. Называл мальчик всех ребят Володями (что-то вроде обращения) - и прозвали его Гриша, который Володя.
Распространены прозвища, данные за различные наклонности и способности: Ферзь - за увлечение шахматами, Книгоглотателъ - за любовь к чтению, Коммерсант - за привычку обмениваться вещами, Фантаст - за увлечение научно-фантастической литературой, Мистер Питкин - за любовь к детективам, Академик - за математические способности, Епископ - за стремление всех поучать, Шарманщик - за умение собирать приемники, Плюшкин, Пчелка, Сарай - за привычку тащить в дом всякую всячину.
Иногда прозвища даются по противоположному признаку. И зовут тогда подстриженных наголо Лохматыми и Кудрявыми, толстяков - Худышками и Хворостинками, самых незагорелых - Неграми.
Возникают прозвища и в каких-то особых обстоятельствах. Проглотил мальчишка в детстве гирьку, и прозвали его Гошка с гирькой. В походе, выходя утром из палатки, паренек от холода так съежился и сморщился, что стали звать его Старичком-Боровичком.
Прозвища очень подвижны. Подвижность их не только в том, что могут исчезать одни и появляться другие, совсем не связанные с первыми. Долго звали мальчика Карасем по фамилии Карасев, а потом в походе обнаружили, что он очень заботится обо всех, следит, чтобы все были сыты, и прозвали его Завхозом. А другого звали Борей по фамилии Борисов, но после этого похода переименовали в Кустик за то, что любил полежать под кустиком. Происходит в жизни ребят какое-нибудь особенное событие (например, поход), и появляются вместе с ним новые именования.
Но прозвища могут не только исчезать, сменяться другими, непохожими на старые. Часто они порождают новые. Мальчика по фамилии Буров долго - звали Медведем (Бурый Медведь), а потом это прозвище перешло в другое - Миша. Рогатина называли сначала Рогами, а потом Лосем. Паренька, увлекающегося боксом, - Боксером, затем Бульдогом (вспомните названия пород собак - боксёр, бульдог), Булей и, наконец, Булькой; Карпова - Кирпичом, Галькой и Булыжником. Вот и попробуй догадайся, не зная этой длинной цепи, почему прозвали мальчишек Булей, или Булыжником.

* Следует сразу отметить, что в антропонимии преобладают прозвища, образованные от фамилий и имен: их приблизительно 2/3, и лишь 1/3 дана по признакам людей.

Полякова Е. Н. «Рыжий, рыжий, конопатый...» / Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1975. Стр. 84-88.

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией. Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего - с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия. Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах. Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной - из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!". Обида, отчаяние, злость, желание отомстить - вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"… Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком. За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом. Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение. В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы. Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются. Провожу игру "Здравствуй, это я!". В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах - о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще). Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!" Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием). Слежу, чтобы все называли друг друга только по имени.

Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне". Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги. Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо - "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие - все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс - рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей. Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно. Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя - класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием. Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику - обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации. Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

  • Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.
  • Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.
  • Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.
  • Промежуточная рефлексия и самокоррекция.
  • Новая информация и ее обработка.
  • Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.
  • Социализация - выступление от имени группы или с собственной позицией.
  • Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными. Главное правило - отреагировать неожиданно для обзывающего. Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Сделать это бывает сложно, необходимо проявить твердость и самообладание, упрямство в хорошем смысле, выдержать. Лучше всего перенести свое внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с каким-нибудь вопросом. Если не получается, то можно, сохраняя спокойное выражение лица, спросить: "Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?" Главное, чтобы это было неожиданно для обзывающего, который ждет негодования, озлобленности.И постараться перехватить инициативу разговора: не давать ему опомниться, говорить, говорить, задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло.

Можно согласиться с прозвищем: "Да, дома мне тоже говорят, что я похож на пингвина. Я в дедушку. У него тоже была такая походка". Когда теряется новизна прозвища, оно становится неинтересным, и чаще всего от него отказываются. Путь для конфликта закрыт.

Возможен и другой вариант: попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику, например, следующие фразы: "Ты меня обижаешь", "Почему ты хочешь меня обидеть?", "Мне обидно это слышать". Или прямо заявить: "Знаешь, а я думал, что мы подружимся". Это производит сильное впечатление на обидчика, потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам, по крайней мере, равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

Можно искренне признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить оставить его в покое. У обидчика появляется чувство удовлетворенности и потребность в унижении пропадает.

Самое сложное - не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Обычно в таких случаях используется прием "брать на слабо". При всех ребенку говорят, что он не делает что-то, потому что "трус", "слабак", ставя его таким образом перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих "размазней" и "хлюпиком". Важно убедить ребенка в том, что он никому ничего не должен. Он имеет право отказаться делать то, что от него требуют, и прямо сказать, что ему это не нужно. Твердая позиция человека, который точно знает, что ему нужно, а что нет, в любом случае вызывает уважение. Провокаторы почувствуют поражение и скорее всего не станут настаивать на своем.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение. Тем более если ситуация угрожает здоровью или жизни.

Когда учитель рассказывает об этих вариантах выхода из ситуации, детям может показаться, что все эти способы похожи на поражение и соглашательство. Особенно остро реагируют подростки. Следует честно признаться, что иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных и показать, что обидчик тоже может оказаться в роли жертвы. Иногда именно этот шаг останавливает грубияна, который уверен, что обижать может только он, а остальным предписано быть жертвой. Фактор неожиданности срабатывает и дает положительный результат.

Есть еще такой прием, как отговорка. Это своеобразная защита от словесного нападения. Сила отговорки в том, что она позволяет оставить последнее слово за пострадавшим. Для ребенка очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Вот примеры отговорок: "Черная касса, ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!", "Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!", "Кто так обзывается, тот сам так называется!" Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

Занятие завершается общей рефлексией, чтобы каждый имел возможность высказаться. Итог в форме назидания должен подвести руководитель.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища. Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно. Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников. Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше. Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.

Счастье родителей, у которых растёт самый умный, красивый и замечательный ребёнок,- безгранично и требует разных способов выражения. Согласитесь, трудно называть своё сокровище только по имени. Когда маме и папе хочется выразить свою любовь к малышу, они придумывают множество ласковых и смешных прозвищ, которые обогащают общение с крохой.

Кнопа, Шустрик, Матрёшка, Маковка, Крендель, Пупсик, Ромашка, Серенький, Солнышко… Как только не называем мы своих деток в порыве нежности. Ласковое прозвище - это символ близости душ, своеобразный «код», которым родители демонстрируют свою любовь к детям.

«Называлки» отражают все нюансы отношений между родителями и детьми. Бывает так, что на протяжении детства у ребёнка сменится ни одно второе имя. Такие прозвища отражают характерную особенность развития личности в том или ином возрасте. У некоторых «называлка» сохраняется на всю жизнь.

В некоторых семьях малыша называют только по имени, а уменьшительно-ласкательные эпитеты считают недостойными внимания. Это говорит о холодности родителей. В такой семье вряд ли малыш развивается гармонично. Другие родители слишком экспансивны - они буквально засыпают малыша прозвищами. Это другая крайность, ведь малышу нужна умеренность и стабильность в именах.

Даже простое варьирование имени ребёнка привносит значимые оттенки в общение. Например, многие дети настораживаются, когда их называют полными именами: Ирина, Василий. Смысл домашних прозвищ порой доступен только родителям и детям. Иногда это просто набор звуков или изменённое до неузнаваемости имя ребёнка. Но почти всегда семейный «сленг» делает отношения между родителями и детьми более тёплыми и доверительными.

Особенности прозвищ:

  • подчёркивают, что взрослые - большие, все-знающие, а дети - маленькие, неопытные. Так выстраивается семейная иерархия;
  • часто в прозвищах родители проецируют свои ожидания, связанные с детьми. Например, мама называет худенькую дочку Пампушечка. Наверняка она хочет, чтобы та немного поправилась;
  • прозвища часто отражают качества характера - Красотуля, Хитрюшка, Знайка и т.д.

Мягкие и пушистые

Котёнок, Зайка, Медвежонок - эти прозвища невероятно популярны. Действительно, при взгляде на детёнышей животных большинство из нас тают от умиления. Ну как тут не провести параллели с малышами!

Такие ласковые прозвища имеют свои особенности. Например, Котёнок - это не просто мягкий и пушистый комочек, но ещё и игривый, когтистый непоседа. А Кисонька - существо более нежное, неторопливое, но и она иногда выпускает коготки.

Малыши, которых называют Мышкой или Зайкой, очень любознательные, непоседливые, худенькие и юркие. Пушистыми они становятся, только когда спят в обнимку с любимой игрушкой. Что хотят сказать родители, когда называют чадо Проказник, Разбойник, Поросёнок? Конечно, взрослые таким именем хотят немного пожурить малыша, но в то же время они им гордятся. Часто эти имена относятся к живым, подвижным ребятам, из которых вырастают лидеры. Если такое имя произносится дружелюбно, дополняется уменьшительно-ласкательным суффиксом, сопровождается словом «маленький», в нём нет ничего плохого.

Но постарайтесь всё же не выбирать ребёнку прозвище с негативной окраской - так вы может создать программу, которую кроха усвоит на подсознательном уровне. Тогда не удивляйтесь, если однажды в своё оправдание малыш скажет: «Я же хрюшка!» Кстати, поиграть в обзывалки иногда очень полезно - так вырабатывается иммунитет к дразнилкам, которые малыша ждут в детском саду и школе.

Психологи выяснили, что дети со смешными именами обладают «пробивными» качествами характера, так как с детства вынуждены добиваться нормального отношения к себе.

Принцы и принцессы

Желая подчеркнуть красоту и уникальность своего чада, родители дают ему поистине королевское прозвище - Принцесса, Бриллиантик. Такие имена говорят о безграничной любви к ребёнку а ещё… о завышенных требованиях к нему.

Постарайтесь не сосредотачиваться на одном прозвище. Ведь Принцесса тоже может, однажды перелезая через забор, порвать платье и превратиться в маленькую Разбойницу.

  1. Хорошо, если папа и мама называют кроху совершенно разными именами, ведь он непредсказуем.
  2. Не злоупотребляйте прозвищами, иначе малыш разучится отзываться на своё имя.
  3. Уважайте интересы малыша. Если ему не нравится прозвище, откажитесь от него. И вообще интересуйтесь, хочет ли малыш, чтобы его так называли. Вдруг у вас разные представления об этом имени.

Часто детки друг другу дают различные прозвища и клички. Они бывают обидными или нет. Есть даже такие детские прозвища, которыми гордятся. Но к сожалению, таких мало, больше тех, от которых хочется чуть ли не плакать. Для чего придумывают дети клички, когда есть у малыша имя, и как правильно сделать, чтобы он нормально относился к своему прозвищу, которое ему все же придумали ребятишки?

Психологи считают, что вмешиваться в ситуацию взрослые не должны, так как из-за этого могут появиться у малыша чувство неуверенности, может развиться слабохарактерность, робость, . А сам малыш, после , и вовсе может получить еще одну кличку.

Так как же ему тогда вести себя и как научить малыша не обижаться на дразнилки?

Нужно понимать, что когда дразнят, это не всегда стопроцентно говорит о плохом отношении окружающих детей к вашему ребенку. К примеру, в раннем детстве прозвище не несет негатив. Часто прозвища берут от имени, фамилии, особенностей внешности . (О этом, конечно, стоит задуматься, когда идешь регистрироваться ребенка в Загсе, как ему потом будет жить с каким-нибудь редким или новомодным именем, бывает, что имя и фамилия абсолютно не сочетаются, что тоже может в последствии являться поводом для придумывания прозвищ).


Если вы увидели, что ваш малыш активно не принимает свое «второе имя» , которое ему придумали ребятишки, и отзывается всегда с раздражением или злостью, обязательно поговорите с ним. Найдите причину, что его так сильно задевает. Довольно часто такая ситуация складывается тогда, когда в семье не все гладко, отец или мать склонны критиковать поведение малыша, надсмехаться, тогда он даже вполне себе безобидное прозвище от сверстников воспримет остро негативно.

Идеальный вариант реакции на прозвища

Конечно, идеальный вариант, когда ребенок воспринимает насмешки, прозвища легко и может сам посмеяться над собой. Это умение здорово бы ему пригодилось в дальнейшем по жизни.

Ведь прозвища - это относительно маленькая проблема, по сравнению с тем, что ему придется пережить или столкнуться в обществе. Родители просто обязаны научить своего ребенка адекватно воспринимать свою кличку без .

Разъясните ему, что если он будет все время дуться на своих сверстников, то обидчики будут постоянно его обзывать. А если малыш будет вести себя равнодушно, то у обидчиков пропадет интерес к вашему наследнику. Это случится, даже если он будет демонстрировать чисто внешнее спокойствие.

Но намного важнее будет его научить нормально воспринимать это в душе. Пусть ваш малыш знает, что некультурно и стыдно. И обзывающих ровесников можно игнорировать. Пусть не замечает, как его называют и не отзывается, пока не научатся ровесники звать его по имени.

Иногда прозвища указывает на какие-нибудь недостатки малыша и для родителей это уже тревожный сигнал. Они должны их в срочном порядке начать исправлять (если это то, что, хоть в принципе, можно исправить). Частенько этих недостатков в дитяти любящие родители и бабушки с дедушками просто не замечают, пока им не «тыкнуть носом» (избыточный вес, недостаток дикции, подпрыгивающая походка).

Возможно и такое: ребенок , имеет хорошее поведение и прилежание, просто ребятишки задирают вашего малыша, потому что они просто другого уровня , им вместе не интересно, тогда родителям нужно задуматься о переводе в другое школьное учреждение. Попав в коллектив, где ребятишки будут такими же, как и он (например, умными, развитыми, культурными), его не будут уже обижать и обзывать именно за хорошую учебу и стремление все познать, и малыш будет расти и развиваться в нормальной атмосфере.

Доброго дня!
Как можно догадаться - тема по следам.
Предлагаю на выбор несколько кандидатов, добавляйте своих.
Только подписывайте фото, кто есть кто
Голосуйте сообщением типа "+1".
Голосование предлагаю проводить и весь завтрашний день до полночи по Московскому времени, а в пятницу результаты.
Приступим-с!

2080

Ваше Величество

Добрый день, форум! В конце декабря был опубликован рейтинг самых красивых лиц 2018 года. Этот рейтинг составляется на основе мнения пользователей соцсетей. Полная версия есть в интернетах, а в моей теме будет почти 60 самых-самых красавчиков (есть даже один наш), которые скрасят нам последние зимние денечки.))

700

Катерина

Девочки, ребенку почти 8, не сидит вообще. Если сажаешь даже, то прям ни пары секунд не может в вертикальном положении провести, падает. При этом ползает по пластунски, встает у опоры, за ручки подтягивается, в стульчике подтягивается, но сидеть без опоры - никак. Пора же бить тревогу, да?
Были у ортопеда, спинку посмотрел, вроде претензий к нам нет. На следующей неделе планируем к педиатру, буду просить направление к неврологу. Но педиатр неохотно дает такие направления, да и когда про массаж спросила в 3 месяца, то вообще сказала показаний нет. Очень хочется выпросить у нее направление на массаж. Как бы это сделать по-тактичнее? Какие слова верно подобрать? Кто-то без особых показаний получал массаж в поликлинике?

267

Tetyana Nekrasova

Сегодня была затронута тема снов, были и яви, что померещилось и что на самом деле было.
А были в вашей жизни случаи, когда рассудок оказывался в конфликте с реальностью?
В моей жизни было три случая, которые разум и современная наука не могут объяснить. Минимум три, остальные еще как-то можно в разряд флуктуаций отнести.

Случай первый.
Бабушке вырезали опухоль на спине - жировик гантелеобразной формы весом 1,8 кг. Выписали через недельку из больницы, еще через пару дней сняли швы. Я точно даты не помню, но вся история уложилась месяца в полтора. В то время Чумак по телевизору воду в тазиках «заряжал» (Помнят, наверное, многие). Бабушка внимательно заряжалась, читая статьи про декабристов и Наталью Гончарову.
Так вот, переодевается как-то бабушка перед сном, наклоняется и... Я не вижу шрама на спине! Включили яркий свет. Я чуть ли не под лупой спину рассматривала. Нет шрама! Самовнушение? Чумак с тазиками? В любом случае наука ответа не даёт, каким образом это возможно.

Случай второй
Мама сломала ногу. Для продления больничного нужно было два(!) раза в неделю являться. Машины тогда у нас не было, маме приходилось подниматься на костылях на ступеньки тролейбуса. Заработала грыжу. Врачи, несколько, сказали, что только оперировать. Нашла мама «бабку». Пришли к бабке. Условием было: свое яблоко, свой носовой платок. Оплата мизерная. Я с мамой поехала - другой конец города, непонятная «стрелка». Бабуля откусила яблоко, положила маме на живот платок и, через него, покусывая, приговаривала: «Грызу, грызу грыжу...» И так далее. Опа ля, мышцы в месте разрыва сошлись/срослись. Выпячиваний после этого не было. Операция отменилась.

Случай третий
У той же моей бабушки было рожистое воспаление ноги, периодически рецидивирующее. Кто сталкивался, знает, - лечится долго и сложно. Была свидетелем. Бабка Аксинья (соседка через несколько домов по улице в деревне) сказала принести с собой лоскут красного бархата. У бабушки такой нашелся. Потёрла этим бархатом, пошептала что-то (в этот раз я ни слова не разобрала), и через полчаса после визита бабушкина нога пришла в порядок...

Вот как так?!

231

Клава

Всем доброго времени суток.
Ходили сегодня с дочкой в музыкальную школу. Занятие полчаса в неделю. Дети от 3 до 5 лет. Танцуют, поют, играют на инструментах, учат ноты. Нам понравилось, дочка в восторге (дали поиграть на барабанах, на уроке на фортепьяно играли), решили записаться.
В конце урока учитель спросила не хотим ли отдать дочку на фортепьяно, говорит есть способности, быстро схватывает.
Что-то я в замешательстве, с одной стороны почему бы и нет, но я не думала так рано отдавать учиться играть на инструменте. С другой стороны а не много ли будет: танцы, группа раннего развития музыкальной школы, фортепьяно, спорт при садике.
Поделитесь пожалуйста когда Вы отдавали ребёнка в муз школу.

171

Рассказать друзьям