Классный час на тему: Новый год в начальной школе. Открытый классный час на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классный час 2 класс на тему «Как встречают Новый год люди земных широт»

Классный час проходит в форме игры «Поле чудес»

Оборудование: 1. Для игры необходим волчок и круг, размеченный на сектора. Имеются:

Игровые сектора (на них написано количество баллов, которые игрок получит, если правильно назовет букву или слово);

Сектор «плюс» (игрок может открыть в слове любую букву);

Сектор «шанс» (игрок может воспользоваться помощью зала);

Сектор «приз» (игрок может забрать приз и покинуть игру);

Сектор «банкрот» (переход хода).

2. Табло с заданиями.

3. Призы для победителя и участников.

Ход игры - классного часа

Ведущий . Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, легкой порошей, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей, затаенной надеждой... Конечно, он будет хороший. Новый год - это самое подходящее время начать новую жизнь, осуществить планы и мечты. Новый год -это всегда надежда на лучшее.

Есть в этом празднике какая-то сказка, а потому не случайно, что для многих он самый светлый и любимый. А будет ли Новый год праздником веселым, удивительным, произойдут ли чудеса, останутся ли после него добрые, милые воспоминания на всю жизнь - зависит от нас с вами.

Во всех странах Новый год встречают по-разному, но повсюду у этого праздника есть общие черты: надежда на счастье, благополучие и лучшее будущее. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в другие страны и узнаем, как там встречают Новый год.

Первый тур

1. Во Франции тот, кому попался в пироге этот продукт, получает титул короля, и в новогоднюю ночь все ему подчиняются. Назовите этот продукт. (Боб.)

2. В Австрии, Германии и Венгрии это блюдо на праздничном столе считается залогом благополучия и счастья. (Поросенок.)

3. В Венгрии в новогоднюю ночь никогда не подают это блюдо: считается, что счастье может улететь из дома на крыльях. (Дичь: курица, утка, гусь.)

Представление игроков.

Задание. В этой стране есть такая традиция. В новогоднюю ночь, когда часы бьют полночь, в доме гасят свет. В эти секунды многие пытаются отыскать в темноте Деда Мороза, чтобы поцеловаться с ним: согласно шуточному поверью, это предвещает удачу. Назовите страну. (Болгария.)

Второй тур

Вопросы для отбора участников:

1. Чучело какого животного сжигают в Швеции в новогоднюю ночь? (Козла.)

2. Какое дерево украшают на Новый год в Японии? (Пихту.)

3. На Тибете женщины пекут это, чтобы одарить всех знакомых и даже незнакомых. Чем больше их раздашь, тем богаче будешь. (Пирожки.)

Представление игроков.

Задание . В этой стране Новый год приходится на самый жаркий месяц года. В этот день принято обливать друг друга водой, а называется он - праздник воды. (Бирма.)

Физкультминутка

Есть в лесу три полочки

(хлопаем в ладоши):

Ели - елки - елочки

(руки вверх - в стороны - вниз),

Лежат на елях небеса

(руки в стороны),

Внизу на елочках - роса

(руки - вниз, присели).

Третий тур

Вопросы для отбора участников:

1. В какой стране принято в новогоднюю ночь выбрасывать старые вещи, чтобы в наступающем году купить новые? (В Италии.)

2. В Англии решение парламента о переносе Нового года с 1 марта на 1 января некоторые категории граждан встретили сопротивлением: они заявили, что «парламент не имеет права делать их намного дней старше». Кто это был? (Женщины.)

Представление игроков.

Задание. В Древней Греции часто ссорившимся супругам посылали на Новый год этот овощ - символ ссор и сплетен. (Свекла.)

Финал

Представление участников финала.

Задание. В какой стране можно встретить такого Деда Мороза: на голове лисья шапка, в руках длинный кнут, огниво, кремень и табакерка? (Монголия.)

Суперигра

Задание. В каждой стране существует много новогодних традиций и обычаев, но всегда на Новый год приходят Дед Мороз или Санта Клаус. Кто из святых стал прообразом Санта Клауса? (Святой Николай.) Награждение победителя.

Ведущий . С Новым годом вас, дорогие ребята!

Под Новый год желания сбываются.

Под Новый год все в жизни получается.

Становятся вдруг легкими задачники,

Удача прилетает к неудачникам,

Обиды все и горести прощаются,

Мечты людей, заветные, сбываются,

Становятся враги друзьями, верными -

Все злое испаряется, наверное.

Становится гораздо лучше свет -

Прекрасней праздника, конечно, нет.

Игра со зрителями

Вопросы:

1. Где живет Санта Клаус? (ВЛапландии.)

2. В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)

3. Традиционное рождественское блюдо в Соединенных Штатах Америки. (Индейка.)

4. В странах Балтии встреча с человеком этой профессии приносит счастье. (Трубочист.)

5. У нас в России Деда Мороза сопровождает Снегурочка. А кто сопровождает Санта Клауса? (Эльфы, гномы.)

6. Какое дерево украшают на Новый год во Вьетнаме? (Персиковое.)

7. В какой сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? («Двенадцать месяцев».)

8. Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский.)

9. В сказке В.И. Даля есть старик, у которого было двенадцать птиц. Что это за старик? (Старик-годовик.)

10. В сказке К.Д. Ушинского проказничала старуха. Как ее звали? (Зима.)

11. В какой русской сказке Мороз наградил падчерицу, а наказал родную дочь? («Морозко».)

12. В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева».)

13. Назовите произведение, в котором Стрекозе с наступлением зимы пришлось очень тяжело. («Стрекоза и Муравей».)

14. В какой сказке девочка за один день смогла добраться до Северного полюса и вернуться обратно? («Цветик-семицветик».)

Новогодние загадки

В белом бархате деревня,

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней.)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька.)

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не крошилось -

С неба на землю свалилось. (Снег.)

Без досок, без топоров -

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло, -

Скользко, весело, светло. (Лед.)

В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь - вставлено. (Прорубь.)

Какая красавица

Раз в году наряжается? (Елка.)

Цели мероприятия

  • Помочь каждому ребенку самовыразиться.
  • Воспитать самостоятельность, творческое отношение к делу, организаторские способности пятиклассников.
  • Побудить школьников думать об окружающей природе, заботиться о ней и беречь ее.

Подготовка

  1. Проводится сбор-старт, на котором выбираются тема журнала и его страницы.
  2. Устраивается соревнование смешанных команд учащихся и их родителей (лыжные гонки, футбол на снегу, скоростной спуск на санках с горы, эстафета); конкурс "Новогодние фантазии" (приготовление поделок из еловых веток в сочетании с игрушками и различным природным материалом для украшения комнаты, праздничного стола).

Звучит песня Е. Крылатова "Три белых коня". Ведущие выставляют плакат с названием журнала "В дверь стучится Новый год" и сообщают его тему.

Ведущие. Сейчас мы прочитаем вам стихотворение Кудашевой "Вот зима пришла..."

Вот зима пришла Серебристая,
Белым снегом замела Поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается;
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается...
В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей елочкой.

1-я страница

Традиции встречи Нового года в разных странах

Ведущие представляют членов редколлегии первой страницы, которые рядом с названием журнала помешают плакат с ее названием.

Ведущие. В старину в России было два Новых года . Церковный Новый год отмечали 1 марта, а гражданский - 8 сентября. Отсчет лет вели от "сотворения мира". В 1342 г. решено было Новый год отмечать 1 сентября, в день Святого Симеона. Но в канун 1 сентября 1699 г. на Красной площади в Москве глашатаи Петра I объявили, что отныне 1 сентября считается будничным днем. Лишь после 31 декабря, т.е. 1 января 1700 г., настанет Новый год, как принято в европейских государствах.

31 декабря около полуночи Петр I сам открыл праздник: факелом он поджег ракету, подав сигнал к утверждению нового обычая. Загудели колокола, начали палить пушки, грянула музыка. Ворота домов были украшены ветками сосен, елей, можжевельника. Всем было велено одеться в лучшую новую одежду, поздравлять друг друга с праздником, гулять всю неделю. Так впервые с елкой отпраздновали в России январский Новый год.

Обычай наряжать елку возник, видимо, еще в Средние века в Германии. Оттуда он пришел в Скандинавию, Францию, Россию и в те страны, где ели не растут, куда их завозят из северных краев. Сначала в России елки украшали бумажными цветами, в XVIII в. использовали посеребренный и позолоченный картофель, а в XIX в. - свечи и блестящие стеклянные игрушки.

В конце XIX в. появилась традиция писать и посылать поздравления на почтовых карточках (сейчас их называют открытками). В России открытки появились 1 января 1872 г. Сначала они были немаркированными - марку нужно было наклеивать, но потом ее стали печатать прямо на открытке. Первыми открытками России можно считать виды Москвы. Издательство "Община Св. Евгении" стало выпускать открытки-репродукции произведений русских художников. Многие сюжеты для них брались из Библии, потом новогодние открытки стали очень разнообразными по содержанию, с остроумными и добрыми пожеланиями.

А как встречают Новый год в жарких странах, на экзотическом Востоке, в Европе?

В новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Считается, что у человека может быть шесть пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. По мере ударов колокола происходит очищение от пороков. С последним ударом полагается выйти на улицу и встретить Новый год с первыми лучами солнца. Высыпавшие на улицу люди начинают поздравлять друг друга и обмениваются подарками. Весь день улицы переполнены народом, звучат смех и веселые песни, и только с наступлением сумерек люди расходятся. Вечер принято проводить в кругу семьи.

Во Вьетнаме Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. Вьетнамцы разжигают в парках, садах или просто на улицах костры, у которых собираются по нескольку семей; на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются обиды. Новый год - это праздник дружбы.

В современном Китае Новый год - это праздник фонарей. Он отмечается на пятнадцатый день Нового года по лунному календарю. Сам же Новый год наступает в январе-феврале, поэтому ассоциируется он с завершением зимы и началом весны. Фонарям придают различную форму: животных, овощей, фруктов. Красные, зеленые, желтые, синие, оранжевые огни таких фонарей расцвечивают дома и улицы, заполненные веселой шумной толпой. Традиционный номер праздничной программы - "танец дракона", который чаще всего исполняют мужчины. Они несут на длинных шестах извивающееся тело из бумаги или шелка. Изнутри оно освещено множеством ламп и свечей. У дракона - огромная голова, огнедышащая пасть, сверкающие глаза. В вечерние часы он кажется живым...

Жители Кубы перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют полночь, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что Старый год счастливо окончен, и они желают, чтобы Новый год был таким же благополучным.

В Италии сохранился обычай: в новогоднюю ночь выбрасывать из окон старую мебель и ненужные вещи.

В селах на юге Франции хозяйка, которая в Новом году самая первая наберет воду из источника, оставляет возле него пирожок и булочку с праздничного стола. Та, которая придет вслед за ней, возьмет пирожок и оставит свой. Так до вечера хозяйки угощают друг друга.

В Германии, как только часы начинают отбивать полночь, люди самого разного возраста взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями "впрыгивают" в Новый год.

В Болгарии с последним ударом часов во всех домах на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.

В Молдавии в первый день Нового года у себя дома и в гостях (обязательно разбрасывают зерно, чтобы год был обильным и урожайным, а дом - полной чашей).

В разных странах разные обычаи, но объединяет их то, что Новый год встречается как добрый праздник, праздник мира и радости.

2-я страница

Дорогая гостья

Звучит песня "Разговор с елкой" (муз. П. Аедоницкого, ел. О. Иващенко).

Ведущие

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
(С. Маршак)

Редколлегия второй страницы проводит викторину о ели.

Какую пользу приносит ель людям? (Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты.)

Как долго живет ель? (Средний возраст ели - 250-300лет, но отдельные деревья могут жить 500-600 лет.)

Как определить возраст ели? (Ветви ели растут "этажами". По ним можно точно сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать "этажи" и прибавить к этому числу еще три - четыре: в первые годы ель не дает боковых побегов).

Как размножается ель? (Семенами, которые образуются под чешуйками шишек. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности заклеены смолой. Но как только семена созрели, чешуйки отгибаются, выпуская их на свободу, у каждого семени есть небольшое округлое крылышко, благодаря ему ветер уносит семена далеко от материнского дерева.)

  • Кто из жителей леса любит лакомиться семенами ели? (Пестрый дятел, белка, клест.)
  • Как ель предсказывает погоду? (К ясной и сухой погоде ветки ели смотрят вверх, к дождю опускаются вниз.)
  • Откуда приходят в наши дома пушистые красавицы? (Во многих районах нашей страны организованы специальные плантации, где выращивают елочки.)
  • Как помочь елям жить долго, приносить людям радость? (Нельзя срубать елочку, где придется, это можно делать только с разрешения лесника. Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева. Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд. А еще лучше посадить и вырастить елочку во дворе дома или школы.)

3-я страница

Зимние мотивы в творчестве композиторов и художников

Звучат вальс Г.Свиридова к повести А.Пушкина "Метель" и фрагмент "У камелька" из альбома П.Чайковского "Времена года".

Ведущие

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть;
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
(С. Есенин)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
(С. Есенин)

Какие вы знаете сказки связанные с зимой? (Снегурочка, Морозко, Лисичка-сестричка и волк, По-щучьему велению).

Какие вы знаете песни связанные с зимой?

Члены редколлегии демонстрируют репродукции с картин К.А. Коровина "Зимой", А.К. Саврасова "Дворик. Зима", К.Ф. Юона "Троице-Сергиева лавра зимой", Г.Г. Нисского "Подмосковье. Февраль". Слушатели делятся впечатлениями, высказывают предположения, как относится к изображенному времени года тот или иной художник. Ведущие обращают внимание присутствующих на рисунки учащихся, которыми украшен класс.

4-я страница

Выставка поделок народных умельцев

На этой странице выясняется, как создать новогоднее настроение, не срубая лесной красавицы. В течение 5-10 минут ребята представляют свои поделки и составляется композиция. А в это время звучат известные с раннего детства песни: "В лесу родилась елочка"; "Маленькой елочке холодно зимой" и др.

5-я страница Новогодний сюрприз

Ведущие и редколлегия участвуют в пятнадцатиминутном импровизированном концерте, вовлекая в него всех присутствующих. Во время концерта используется собранный учениками материал.

Пословицы и поговорки

  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Береги нос в крепкий мороз.
  • Льдом зимой не дорожат.
  • Снег глубок - год хорош. Новый год - к весне поворот.
  • Январь дня прибавил на заячий скок.
  • Январю-батюшке - морозы, а февралю - метелицы.
  • Февраль солнце на лето поворачивает.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Декабрь снежный и холодный - будет год плодородный.
  • Месяц январь - зимы государь.
  • Зима без снега - лето без хлеба.
  • Теплые дни января недобром отзываются.
  • Зимнее солнце - что мачеха: светит да не греет.
  • Что мужику в мороз деется - бежит да греется.
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Февраль мосты строит, а март ломает.
  • В феврале зима с весной встречаются.

Загадки

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
На солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)

Длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги, которую бросают на танцующих на новогодних балах и маскарадах. (Серпантин.)

Новогодние праздники не обходятся без оглушительных взрывов хлопушек и ракет. В давние времена в Китае хлопушками служили стволы полого (пустого) растения, которое при горении лопается с громким треском. Назовите это растение. (Бамбук.)

Живет - лежит, умрет - бежит. (Снег.)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля - весной, летом, осенью, зимой.)

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)

Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель.)

Классный руководитель благодарит участников устного журнала, поздравляет всех присутствующих с наступающим Новым годом и желает детям интересно и с пользой провести новогодние каникулы.

Цель : расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость; способствовать сплочению коллектива.

Ход

Поздравительное слово ведущего.

Чтецы :

    Звездной россыпью расшит

Снегом запорошен

К нам на всех парах спешит

Год вестей хороших

Надо гостя встретить так

Чтоб улыбок море!

Чтоб какой- нибудь чудак

Нос не вешал в горе.

2.Веселый зал блестит сегодня

Сверкает множеством огней.

На шумный праздник новогодний

Зовет приветливо гостей.

3.Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы.

Будет праздник наш чудесен,

Петь мы будем, танцевать.

Будет этот вечер весел,

Мы не будем здесь скучать.

4.Говорят под Новый год

Что не пожелается-

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания

Нужно только говорят

Приложить старания:

Не лениться, не зевать,

И иметь терпение

5. Говорят под Новый год

Что не пожелается-

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Как же нам не загадать

Скромное желание

На отлично выполнять

Школьные задания.

Чтобы так ученики стали заниматься

Чтобы двойка в дневники

Не смогла пробраться.

6.С Новым годом! С Новым счастьем!

С Новой радостью для всех

Пусть звучат под этим сводом

Песни, музыка и смех.

Учащиеся 7 класса исполняют « Новогоднюю песенку »

(на мотив песни «От улыбки станет всем светлей»)

Ведущая : А теперь, друзья, добро пожаловать на первый новогодний хоровод « В лесу родилась елочка »

Ведущая: Нам на празднике очень не хватает Деда Мороза.Давайте его вместе сейчас позовем к нам на праздник.

Звучит тревожная музыка. Появляется Кощей бессмертный. Он бегает вокруг елки и любопытных детей пугает.

«Всем привет! А вот и я!

Вижу ждали вы меня!»

В нашем царстве говорят, на новогоднем празднике поджигают елку и она горит очень красиво. Я хочу посмотреть, как она будет гореть. (Кощей Бессмертный достает коробок со спичками и пытается поджечь красавицу-елку)

Ведущий: Нет. Что ты? Елку зажигает Дед Мороз и она сияет разноцветными огоньками, Оставайся с нами. Становись в круг, давай звать с нами Деда Мороза.

Ребята, давайте сделаем так. Эта часть зала будет хлопать в ладоши, а другая -топать и звать его.

Приход Деда Мороза.

Ведущая : Наша елка так богата

Так нарядна и стройна

Только вот что жаль, ребята,

Без огней стоит она.

Милый Дедушка, скорей!

Зажги елку для гостей!

(Зажигаются огоньки на елке)

Ведущая: Елка, елка, ты чудесна

В наряде праздничном своем.

Мы тебе сегодня елка

И станцуем и споем.

Исполняется хороводная пеня « У всех Новый год ».

1.На лучшее новогоднее поздравление и на лучшее стихотворение.

2. Игры: « Прыг-скок »

« Наряди елочку »

Девочки исполняют песню « Жана жыл ».

После исполнения песни проводится конкурс « Театральный »

Ведущая : а теперь, ребята предлагаю поиграть в подвижную игру « Льдинки ». (Проводится игра)

Девочки исполняют песню « Потолок ледяной ».

Ведущая : Дорогие друзья! Давайте проводим Старый год веселым танцем. (Исполняется флешмоб).

Игра «Возьми приз»

Конкурс « Финальный ».

Девочки исполняют песню « У леса на опушке ».

Чтецы:

    Прошел еще один прекрасный год,

В котором славно вы трудились.

А то, что сделать не успели,

Пусть в Новом все произойдет.

2.Пусть новый год, что на пороге

Войдет к вам в дом, как новый друг.

Пусть позабудут к вам дорогу

Печаль, невзгоды и недуг!

3.И пусть придет в году грядущем

К вам удача и успех!

И пусть он будет самым лучшим,

Самым радостным для всех.

Ведущая: С Новым годом! До встречи в будущем году!

Звучит приятная музыка. Гаснет свет. Горят только огоньки на елке. В зал въезжает на колесиках красивая коробка - торт. На ней горят свечи.

Проводится сюрпризный момент.

КГУ «Областная средняя школа-интернат санаторного типа «Ж ұ лдыз» Управления образования Акмолинской области

Сценарий праздника

«Скоро, скоро Новый год!»

(для учащихся 5-9 классов)

Волохова Л.Д.

2013-2014 учебный год

Цели занятия:

    расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника;

    выполнить снежинку.

Задачи:

    познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;

    учить различать Деда Мороза и Санта Клауса;

    развивать мелкую моторику и координацию движений рук;

    способствовать развитию коммуникативных способностей, умению работать индивидуально и в команде;

    совершенствовать умение работать по шаблонам;

    учить взаимовыручке, выслушивать ответы друг друга;

    развивать фантазию, воображение, чувство композиции.

Оборудование и материалы к уроку:

    мультимедийный проектор;

    компьютерная презентация;

    для учащихся – папка для труда

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд 1)

– Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Посмотрите, всё ли готово к уроку. Тихо садитесь.

2. Сообщение темы классного часа

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник… (Новый год)

– Правильно. Приближается самый любимый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут его.

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из леса привез?
Отгадайте! (Дед Мороз)

– И сегодня мы узнаем про Деда Мороза: откуда появился, где живет, как он готовится к празднику. Но не только беседовать мы будем, но и мастерить. Поэтому тема нашего классного часа – «Мастерская Деда Мороза» (Слайд 2)

3. Рассказ учителя о истории возникновения праздника

– Когда мы встречаем Новый год? (1 января) Наверно вы думаете, что этот замечательный праздник отмечали люди всегда зимой. Однако это не так. У древних народов празднование Нового года было ознаменовано приходом весны, победой жизни над смертью, и приходилось на 1 марта. Гораздо позже встречали Новый год 1-го сентября. 1-го января повелел отмечать на Руси Новый год царь Петр I (Слайд 3).
Это было более 300 лет назад. Пётр I повелел 1-го января поздравлять друг друга с Новым годом, выходить на улицу и стрелять в небо из своих ружей. И до сих пор мы стреляем вверх, но уже петардами и хлопушками. Также именно этот царь приказал всем наряжать хвойные деревья. Только игрушки тогда были очень простые – пряники, баранки, яблоки, кусочки ваты… Вот откуда пришёл обычай наряжать ёлку. (Слайд 4)
И хоть зимы тогда были очень морозными, обычай встречать Новый год прижился очень быстро. Люди с радостью выходили на улицу, жгли костры, исполняли вокруг них танцы, призывали солнце согреть скованную снегами и морозом землю.

4. Беседа о новогодних традициях. Игра «Верю – не верю»

– Как вы традиционно в ваших семьях встречаете Новый год? Например, я всегда убираю дом к празднику. Негоже принимать Деда Мороза и Снегурочку в пыльной комнате. А вы?

Из прошедших веков пришли обычаи:

– отдавать долги перед Новым годом;

– прощать обиды;

– встречать праздник в новой нарядной одежде и др.

Это традиции русского народа. А в других странах они свои. Поиграем в игру «Верю – не верю».

    Верите ли вы, что в Италии в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон стулья, цветочные горшки, одежду? (Слайд 5) Да, это так. Чем больше выбросишь, тем больше богатства будет в наступающем году.

    Верите ли вы, что в Испании надо под бой курантов съесть 12 маслин? (Слайд 6) Нет, виноградин. И тогда все загаданные желания исполнятся.

    Верите ли вы, что на Кубе перед полуночью наполняют все сосуды в доме водой, чтобы ровно в 12 ночи вылить её из окна? (Слайд 7) А это так. Кубинцы так желают, чтобы наступающий год был чистым и ясным.

    А верите ли вы, что в Японии в Новый год надо плакать? (Слайд 8) Нет, наоборот смеяться. Это самый весёлый японский праздник. Они считают, что если смеяться всю ночь, то 12 месяцев их ждёт удача.

    Верите ли вы что в Германии в полночь все люди залезают на столы, стулья, кресла? (Слайд 9) А это так! С последним ударом часов он впрыгивают в новый год.

– А в нашей стране последние несколько лет прижилась ещё одна традиция – новогодние каникулы не только для детей, но и для взрослых. И в этом году мы будем праздновать Новый год, а затем и Рождества целых 2 недели.

5. Рассказ учителя о Николае Чудотворце (Слайд 10)

– А кто является главным новогодним волшебником? Кто зажигает огни на ёлках и приносит подарки? С ноября по март у Мороза много работы. Он ходит по лесам и стучит посохом по деревьям, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам, раскрашивая окна домов узорами. Он леденит гладь озёр и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистым снегом.
Образ зимнего повелителя воплощается в русских народных сказках. Какие вы знаете сказки? («Морозко»,«Мороз Иванович») Однако у этого сказочного персонажа есть прообраз- реальный человек.

В 4 веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек. (Слайд 11) Особенно он был добр и щедр к детям. Как говорится в предании, дошедшем до наших дней, в Мире жила очень бедная семья. Настолько они были нищие, что отцу нечем было кормить своих трёх дочерей, и, чтобы они не умерли с голоду, он решил отдать детей в чужие семьи на воспитание. Но Николай узнал об этом и нашёл выход. Он подбросил в дом через печной дымоход золотые монеты. А девочки на ночь вешали сушиться свои носочки у камина. Каково же было их удивление и радость, когда утром они обнаружили в носочках золото! Ликованию не было предела, и семья была спасена.Отсюда пришла традиция вешать под Новый год свои носочки у кровати, чтобы утром получить подарок от доброго волшебника.
Много добрых дел совершил Николай при жизни. Рассказы его о доброте разошлись по всему миру, и люди многих стран стали почитать его. А церковь после смерти возвела его в ранг святых. И в России Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых.

6. Игра «Найди отличия»

У каждого народа свой Николай, добрый новогодний волшебник. Во Франции Пэр Ноэль (Слайд 12). В Финляндии Йоулупукки (Слайд 13). В Венгрии Микулаш (Слайд 14). В Италии Баббо Натале (Слайд 15). А в Америке? (Слайд 16). А у нас в России? (Слайд 17) И выглядят они по-разному, образ у каждого свой.
Последнее время с экранов телевизоров нам часто показывают Санту. И очень редко Деда Мороза. А мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали где чей образ. Давайте научимся отличать внешний вид нашего родного Деда Мороза от заграничного Санта Клауса. (Слайд 18)

– Посмотрите на экран. Какой из этих дедушек наш? (Справа)

Рассматриваем сверху вниз:
– головной убор(меховая шапка, колпак с помпончиком);
– борода (длинная, седая; короткая);
– глаза (видит хорошо; в очках);
– верхняя одежда (тёплая шуба до пят; короткая куртка со штанами);
– цвет одежды (может быть синяя, красная, белая; только красная);
– руки (в тёплых варежках; в перчатках);
– в руках (держит посох, которым может заморозить; нет посоха);
– обувь(валенки или сапоги с приподнятым носком; чёрные сапоги);
– транспортное средство (может пешком или в санях, запряжённых тройкой лошадей; ездит в повозке, запряжённой оленями);
– помощники (внучка Снегурочка; могут помогать эльфы).
Главное сходство – бездонный мешок с подарками.

7. Новогодняя физминутка (Слайды 19-28)

8. Изготовление ёлочных игрушек (снежинки).

-Сегодня мы выполним самый распространенный елочный атрибут – снежинку. (у детей салфетки, ножницы).

-Вы самостоятельно выполните эту работу, а лучшими снежинками мы украсим класс.

Во время выполнения детьми звучит музыка, на экране заставка

9. Где живёт Дед Мороз

Теперь мы готовы к встрече Нового года, и с нетерпением будем ждать прихода Деда Мороза. А знаете откуда он к нам идёт? Раньше он не имел постоянного места жительства, а теперь круглый год проживает в Великом Устюге. (Слайд 31)

Его дворец в этом городе называется Резиденция. Само слово резиденция означает местопребывания важного человека, например президента. Представляете, как важен и значим для нас Дед Мороз, если он живёт в резиденции! Почему именно в Великом Устюге? Только в вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озёра, чудодейственные родники. Только там может жить наш волшебник.
Дворец Деда Мороза спрятан в лесу. В особняке есть тронный зал, где Дедушка встречается с важными гостями, например с Санта Клаусом. А если в этой комнате позвонить в хрустальный колокольчик, то ваши желания непременно сбудутся. В личном кабинете Деда Мороза есть книга пожеланий. В неё все гости записывают свои просьбы, но выполняет Дед Мороз конечно самые заветные и добрые. Также там есть несколько комнат с подарками Деду Морозу от ребятишек нашей огромной Родины.
Дед Морозу можем написать и мы с вами. Вот его адрес. Дед Мороз обязательно исполнит ваши желания. Ведь это стало у нас уже традицией – писать письма Деду Морозу.

10. Объяснение домашнего задания

– До праздника остаётся 2 недели, и вы ещё успеете написать письмо Деду Морозу и Снегурочке. И я сегодня хочу вам дать такое домашнее задание: напишите письмо или нарисуйте рисунок с просьбой не для себя, а для того кто вам дорог, кого вы любите, кому хотите сделать приятное. У кого есть такой человек? Это не обязательно должен быть ребёнок, подарки приятно получать людям всех возрастов. Мы сложим письма вот в этот необыкновенный конверт и отправим Деду Морозу в Великий Устюг.

11. Итог урока

– Наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали? Чему научились?
Я желаю вам, чтобы под ёлкой в новогоднюю ночь оказались самые желанные подарки не только вам, но и вашим близким.

Белый снег кругом искрится, светятся гирлянды ярко!
Кролик в двери к нам стучится, он принёс для всех подарки:
И удачу, и везенье, и отличную погоду,
И, конечно, поздравленья с новым счастьем! С Новым годом!

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Орска

Открытый классный час на тему:

«Путешествие в Новый год»

Подготовила:

классный руководитель 9 класса Фатеева И. А.

2012-2013 учебный год

Классный час на Новый год, 3 класс.

Цели : расширить знания учащихся по истории; познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах; развивать познавательную активность детей, коммуникативность; воспитывать уважение к прошлому народа и современным традициям.

Ход мероприятия

Незадолго до классного часа учащимся дается задание:

1. Узнать, кто такой Дед Мороз и как возник этот образ.

2. Развивать у детей интерес к истории возникновения праздника;
3. Развивать речь, фантазию, коммуникативный навык у учащихся.
4. Активизировать творческие способности учащихся.

Ход занятия

Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки.
Её всегда в лесу найдёшь-
Когда гулять в него пойдёшь:
Стоит колючая, как ёж,
"Зимою в платье?",- "Ну и что-ж!"
А платье то пушистое,
Зелёное, ветвистое!!!
(Ель)

Да, вы правы, это ель.

Ученик1. - Конечно вам хорошо знакомо это дерево. Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников.

Ученик2. Спи, елочка-деточка, под пенье метели.
Я снегом пушистым тебя уберу
Усни на коленях у матушки-ели,
Такая зеленая в белом бору.
Усни и не слушай ты всякого вздора,
Ни ветра, ни зверя, ни птиц, никого!
Как будто возьмут нашу елочку скоро
И в дом увезут, чтоб встречать Рождество.

Учитель. Для каждого из нас это традиция, которая, я просто уверена, никогда не перестанет существовать.
Но знаете ли вы, почему, именно ель стала символом Нового года и Рождества? Ведь символом нашего государства является БЕРЕЗА, символ силы и мужества - ДУБ. Почему же ЕЛЬ? (Варианты ответов детей).

Береза и дуб на зиму сбрасывали свои листочки и засыпали до весны.А ель считается символом вечности. Природа может замирать и расцветать, но ель, как и жизнь, вечна. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Это устойчивое к непогоде и солнцу растение, круглый год радует глаз своим зеленым одеянием. Древние люди считали, что именно в ели обитают лесные духи, которых нужно умилостивить подарками. В конце каждого года, люди развешивали разные подарки для духов, украшали ель лентами, яблоками, яйцами, а у подножия зажигали свечи, чтобы задобрить лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

- Ребята! К нам пришла телеграмма. Давайте мы ее прочитаем.

Ученик. "Мы похитили Деда Мороза. Чтобы его спасти, вы должны пройти ряд испытаний. Подпись: Баба-Яга, Соловей-Разбойник".
Учитель. Спасибо.

Ну что, поможем Деду Морозу? (Ответы детей - Да!)
Ребята, Вам уже 9 лет. А знаете ли Вы что-нибудь о Деде Морозе? (Выслушиваются ответы детей.)

Учитель. ПрообразомДеда Мороза является святой Николай, добрый чудотворец и гонитель зла. Послушаем ребят и оживим Деда Мороза.

Ученик1. Давным-давно в турецком городе Мира жил священник Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех сестер из одного бедного семейства, подбросив в окно их дома узелок с золотом. После смерти Николая объявили святым, а вскоре его стали почитать верующие люди во многих уголках мира.

В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Англии и в Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз, во Франции - Дед Январь, в Германии - Господин Ниманд (Никто).

Ученик2. Русский Дед Мороз - Дед Трескун - имеет языческие корни. Это суровый персонаж. С ноября по март Дед Мороз был хозяином на земле, которого боялось даже Солнце.

Дед Мороз был женат на злющей Зиме. Древние люди боялись явлений природы, так как не могли объяснить их, и поэтому поклонялись им.

У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она боится Солнца, красива и немного печальна.

Ученик3. Современный Дед Мороз живет в Великом Устюге, он отвечает на письма детей.

В соседней Финляндии также существует специальная служба, которая отвечает на письма Деду Морозу или Санта-Клаусу.

В России святого Николая Чудотворца называют Великим Угодником Божьим. Он является одним из самых любимых святых, к его помощи прибегают в беде, но особенно просят его защиты в морских путешествиях.

Выставка Дедов Морозов

Учитель. Замечательная выставка получилась, но нам надо освободить Деда Мороза. Разгадайте кроссворд и по клеткам в центре определите слово.

1. Летаю в поле с ветром на воле

Закручу-заверчу и полечу, как хочу,

А вдоль домов пролетаю,

Сугробов много наметаю. (МЕТЕЛЬ)

2. Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (СНЕГОВИК)

3. После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (ФЕВРАЛЬ)

4. На дворе – горой,

А в избе - водой. (СУГРОБ)

5. Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем (ЗИМА)

Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. А сейчас послушайте загадку:

Скажите, кто же этот друг

Спит без подушки,

И без рук,

Зимой без валенок гуляет

А если рад-

Хвостом виляет? (СОБАКА)

Правильно. Это собака. Собака – самый верный друг из домашних животных. 15 тысяч лет назад приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки от которых не требовалось никакой службы.

Давайте все вместе сделаем нашего четвероногого друга из ладошек. …

(Выполняется аппликация).

Ребята, а почему мы сделали именно собаку? (Выслушиваются ответы детей).

Следующий год по восточному календарю- год собаки. Поэтому я и выбрала именно эту аппликацию. А еще- как верный друг, собака будет охранять деда мороза от злых сил.

Итог занятия.

Вот и спасли мы с Вами Деда Мороза. И он непременно придет и к нам на елку, и в каждый дом в новогоднюю ночь. Мы все ждем, что с боем курантов исполнится самая заветная мечта. Загадывайте желания и помните, что чудеса случаются там, где в них верят.



Рассказать друзьям