Нод опытно экспериментальная деятельность подготовительная группа. Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе Калиничева А.С

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.

2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

Ход совместной деятельности

Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами - настоящее чудо.

Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, веществоэто, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Педагог:Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать

  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.

В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

" Волшебница вода "

Цель: развитие исследовательской деятельности.

Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовывать эксперимент и получать результат.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы.

4. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материалы для НОД:

- Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки, молоко, вода питьевая, краски, кисти, соломинки для питья, сок, лимон, сахар, фартуки, карточки – схемы с алгоритмом выполнения опытов.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка... а на ней что-то написано. Кто сможет прочесть?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная.

Вы узнали без труда,

Называюсь я … (вода)

Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.

Показать на столе глобус, спросить у детей:

Что это? (ответы детей)

А что такое глобус? (модель нашей Земли)

В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А голубым цветом что обозначено, как вы думаете? (вода)

А если я сильно раскручу глобус, какого цвета станет наша планета? (ответы детей) Правильно, весь глобус будто окрасился голубым цветом.

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (слайд 1 с изображением Земли из Космоса) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на Земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно, это реки, озёра, моря, океаны (слайд 2 с изображением рек, озёр, морей, океанов)

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (слайд 3 с изображением необходимости воды всему живому)

А для чего вода нужна человеку? (ответы детей)

Откуда берётся вода в кране? (слайд 4 откуда берется вода в кране)

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны.

Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.

А что такое лаборатория? (ответы детей)

А как нужно вести себя в лаборатории?

А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды (музыка волшебства):

Вправо, влево повернись,

В Лаборатории Воды окажись!

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? (надеть фартуки). Мы будем проводить 4 опыта, нам нужно разделиться на группы. Как вы думаете, на сколько групп нужно разделиться? (на 4)

Ребята, а как можно разделиться на 4 группы? (ответы детей) Предложить разделиться по счёту (1, 2, 3, 4-ый).

А для того, чтобы работа в группах была эффективной и организованной, нужно выбрать…кого? (руководителя)

А как вы думаете, какие обязанности у научного руководителя? (ответы детей) Посовещайтесь и выберете руководителя.

Давайте вспомним правила при проведении опытов (правила: Внимательно слушать руководителя. Точно выполнять указания руководителя. Аккуратно работать с оборудованием. В конце опытов делать выводы.)

(На столах у каждой группы лежат карточки с алгоритмом выполнения опыта, оборудование для проведения опытов)

Перед работой нам необходимо размять наши руки: (пальчиковая гимнастика)

Приступаем к работе, у вас на столах лежат карточки, на которых показана последовательность выполнения опыта.

1 опыт «Вода прозрачная?»

А как это проверить на опыте? (в оба стакана с жидкостями опустить ложечки, в стакане, где ложку видно – вода, где не видно – молоко)

2 опыт «Какого цвета вода?»

(нужно обмакнуть кисточку в краску и прополоскать кисточку в стакане с водой, вода окрасилась). Сделайте вывод: вода примет цвет того вещества, которое в ней растворили.

3 опыт: «Есть ли у воды вкус?»

Как вы думаете, есть ли у воды вкус? Возьмите соломинки и попробуйте сок в стакане. Какой он на вкус? (сладкий) А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? (безвкусная) А чтобы вода стала кислой или сладкой, что нужно сделать? (добавить капельку лимона или кусочек сахара) Проведите опыт, сделайте вывод. (Если в воду добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в ней растворили)

4 опыт «Есть ли у воды запах?»

Ребята, понюхайте чистую воду в стакане, чем пахнет? (ничем) А если в воду добавить какое-нибудь вещество с запахом, что будет? Проведите опыт, сделайте вывод. (Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом (лимон), то вода приобретёт запах того, что в нее добавили).

Мы закончили эксперименты. Давайте снимем фартуки. А для того, чтобы нам вернуться в группу, нужно снова произнести волшебные слова:

Вправо, влево повернись,

Снова в группе очутись . (музыка волшебства)

Музыкальная минутка (под песню из мультфильма «Барбарики» «О дружбе»).

Присесть на стулья. А теперь я предлагаю каждому из «научных руководителей» рассказать о проводимых опытах. «Руководитель» первой группы расскажет о первом опыте, второй о втором и так далее.

Расскажите, какой опыт мы проводили, какой вывод вы сделали?

Что вы сегодня вечером расскажите дома, где вы побывали? Что нового узнали?

Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (ответы детей) Я тоже не верила, но, оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода слышит. Учёные говорили воде добрые, хорошие слова, включали красивую музыку, звуки леса, пение птиц, потом замораживали воду и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп (слайд 5 с изображением красивых кристаллов воды).

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми (слайд 5 с изображением ломаного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слышать, значит, она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей)

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе стаканчики с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей здоровья и добра. А теперь давайте её выпьем, а она с нами в ответ поделится здоровьем и добром. Никогда не ругайтесь!

А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? (ответы детей) Верно, она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставила вам на память (вручить капельки-медальки)


Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

" Волшебница вода "

Воспитатель: Калиничева Анастасия Алексеевна

МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»

Цель: развивать исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы. З акрепить знания детей о значении воды в жизни человека, Дать детям почувствовать радость открытий, воспитывать любознательность и умение работать парами.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. А работают тут ученые и их помощники лаборанты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём несколько экспериментов.

А вот над чем мы будем ставить опыты и эксперименты, вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что такое вода? (ответы детей). Где можно найти воду? Ребята давайте мы с вами посмотрим на глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Правильно это макет нашей планеты. Посмотрите на него и скажите какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом? (ответы детей). А что означает голубой цвет на нем? (ответы детей). А какого цвета больше всего на глобусе? (ответы детей). Наша планета на 80% состоит из воды, а суша занимает всего 20% всей территории. Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2.Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста а вода у нас какая? (ответы детей). А мне сегодня один ученый сказал, что вода густая. Это правда? (ответы детей). А какая? (ответы детей). Ж идкостью называют вещество, которое обладает подвижностью и текучестью. Давайте мы с вами докажем, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Что происходит? (ответы детей). Значит, какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. У воды есть вкус? (ответы детей). Значит вода, какая? (безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? (ответы детей). Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Теперь сделаем вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Скажите ребята а вода всегда только жидкая? (ответы детей). Возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей). Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это тоже вода? Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода, когда замерзает, становится твердой.

Воспитатель: А еще вода бывает в газообразном состоянии. Кто знает как это? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим на наш термос. В нем налита горячая вода. Давайте нальем ее в кружку. Смотрите что появилось над кружкой? (ответы детей. А что такое пар? (ответы детей). Давайте мы с вами накроем кружку крышкой, и немного подождем. Что появилось на крышке? (капельки воды). Какой вывод можно сделать из этого? (ответы детей). Где мы в жизни можем встретить пар? (ответы детей)

А теперь мы немного разомнемся. Выходим в центр группы и встаем в круг
Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз - это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой - это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плавали? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А кто из вас плавал в море? А вы знаете что в море очень легко плавать. А кто знает почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает.

Какой вывод можно сделать: в соленой воде плавать легче, вода с солью выталкивает на поверхность.
Ребята скажите, а любую воду может пить человек? (ответы детей). Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. В этом стаканчике находится грязная вода. Скажите, мы можем сделать так чтобы вода стала чистой? (ответы детей). А как? (ответы детей). Что используют для очистки воды? (фильтр).Сейчас мы с вами попробуем очистить воду от грязи. Пододвинте к себе пустой стаканчик и стаканчик с грязной водой. На пустой стаканчик положите промокашку. С ее помощью мы попробуем очистить воду. И потихонечку перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что стала с водой? (ответы детей). Наша вода прошла через наш фильтр а вся грязь осталась на фильтре. Какой вывод можно сделать? Грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А как можно охранять воду? (вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

А сейчас я хочу вручить моим маленьким лаборантам памятные медали.

Впереди нас ждут много новых открытий , поэтому до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».

Новикова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"
Дата публикации: 24.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Открытое занятие по экспериментированию

в подготовительной группе

«Волшебный камень- магнит »

Воспитатель: Новикова Л.Г.

МДОУ «Д/с №9»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его

свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и

проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной

речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным

словом по теме «Магнит».

Формировать

безопасного

обращения

предметами

проведения опытов.

Развивать

работать

обсуждать,

договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2

магнит а,

м а л е н ь к и е,

«Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов

различных

материалов:

деревянный

карандаш,

пластмассовая

пуговица,

пластиковый

стаканчик,

металлические

заготовки для рыбок.

Логика образовательной деятельности

В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой.

Воспитатель: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я

старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и

девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто

хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в

моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты

и приступим.

Обращает

внимание

«Правила

безопасности

работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной

лаборатории». Изучают правила.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он

уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно

заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.

Воспитатель –Вот

исследования

(указывает

которую принес с собой).Наша задача, коллеги, изучить предмет, который

находится внутри.

Достает камень магнит.

Воспитатель- У кого есть предположение, что это?

Ответы детей…

Воспитатель- А

Показывает

потрогать

холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

определение

- «Магнит

камень,

поверхность

холодная,

гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает

свойство

отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты

(показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое

природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель:

магнетиты

магнетизм,

человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из

сохранять

магнетизма,

постоянными

повторить).

назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

Воспитатель: - Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще,что

это магнит?А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты

мы можем провести?

Ответы детей….

Воспитатель: - Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти

всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1…

Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. пластиковая баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может

притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

проверить

правильный

сделали?» Дети

предлагают

решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

притянул?»

деревянный

карандаш,

пластмассовую пуговицу).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории

«Магнитные полюса».

Воспитатель:

У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,

что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно.

происходит

магнитов.

стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут

быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель

показать

географические

полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный»

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она

обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов,

магнитные

Магнитные

совпадают

географическими

полюсами

(отмечает

магнитный

«северный»

полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их

друг с другом.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети:

соединяем

«северным»

полюсами,

притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные

Воспитатель :

соединяем

полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем

одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят

дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью

магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у

магнита нашего.

Дети определяют полюса.

Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к

другу, либо отталкиваются.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла

сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите

внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как

только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам

нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей

объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды,и в них

что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки?

Ваша гипотеза, коллеги?

Дети:- Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых

лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Коллега, какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через пластик.

Воспитатель:-

думаете,

только

через

пластик

действует

магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

маленькие

металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой,

который двигает ее по трассе.

Воспитатель:

попробуйте

Возьмите

попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через картон.

предлагается игра

«Рыболов». Магнитными

удочками

вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство.

Вывод детей: Магнит действует через воду.

Воспитатель: - Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но

интересный день. Мы изучали свойства магнита.

После этого воспитатель

проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.

Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой,по-

вашему, изображен правильный ответ.

Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень

Какой предмет притягивает магнит?

В каком случае магниты будут «дружить»?

Через что действует магнит?

Дети показывают карточки с картинками.

Воспитатель: Правильно, все справились.

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые

Отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель : -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в

следующую

лабораторию.

помощники

приготовили

увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни.

Воспитатель и дети уходят.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе по теме "Волшебница вода"

Цель: развитие исследовательской деятельности.

Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовывать эксперимент и получать результат.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы.

4. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материалы для занятия:

- Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки, молоко, вода питьевая, краски, кисти, соломинки для питья, сок, лимон, сахар, фартуки, карточки – схемы с алгоритмом выполнения опытов.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Ребята, пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка... а на ней что-то написано. Кто сможет прочесть?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная.

Вы узнали без труда,

Называюсь я … (вода)

Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.

Показать на столе глобус, спросить у детей:

Что это? (ответы детей)

А что такое глобус? (модель нашей Земли)

В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А голубым цветом что обозначено, как вы думаете? (вода)

А если я сильно раскручу глобус, какого цвета станет наша планета? (ответы детей) Правильно, весь глобус будто окрасился голубым цветом.

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (слайд 1 с изображением Земли из Космоса) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на Земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно, это реки, озёра, моря, океаны (слайд 2 с изображением рек, озёр, морей, океанов)

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (слайд 3 с изображением необходимости воды всему живому)

А для чего вода нужна человеку? (ответы детей)

Откуда берётся вода в кране? (слайд 4 откуда берется вода в кране)

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны.

Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.

А что такое лаборатория? (ответы детей)

А как нужно вести себя в лаборатории?

А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды (музыка волшебства):

Вправо, влево повернись,

В Лаборатории Воды окажись!

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? (надеть фартуки). Мы будем проводить 4 опыта, нам нужно разделиться на группы. Как вы думаете, на сколько групп нужно разделиться? (на 4)

Ребята, а как можно разделиться на 4 группы? (ответы детей) Предложить разделиться по счёту (1, 2, 3, 4-ый).

А для того, чтобы работа в группах была эффективной и организованной, нужно выбрать…кого? (руководителя)

А как вы думаете, какие обязанности у научного руководителя? (ответы детей) Посовещайтесь и выберете руководителя.

Давайте вспомним правила при проведении опытов (правила: Внимательно слушать руководителя. Точно выполнять указания руководителя. Аккуратно работать с оборудованием. В конце опытов делать выводы.)

(На столах у каждой группы лежат карточки с алгоритмом выполнения опыта, оборудование для проведения опытов)

Перед работой нам необходимо размять наши руки: (пальчиковая гимнастика)

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –
Их обидел, кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

Приступаем к работе, у вас на столах лежат карточки, на которых показана последовательность выполнения опыта.

1 опыт «Вода прозрачная?»

А как это проверить на опыте? (в оба стакана с жидкостями опустить ложечки, в стакане, где ложку видно – вода, где не видно – молоко)

2 опыт «Какого цвета вода?»

(нужно обмакнуть кисточку в краску и прополоскать кисточку в стакане с водой, вода окрасилась). Сделайте вывод: вода примет цвет того вещества, которое в ней растворили.

3 опыт: «Есть ли у воды вкус?»

Как вы думаете, есть ли у воды вкус? Возьмите соломинки и попробуйте сок в стакане. Какой он на вкус? (сладкий) А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? (безвкусная) А чтобы вода стала кислой или сладкой, что нужно сделать? (добавить капельку лимона или кусочек сахара) Проведите опыт, сделайте вывод. (Если в воду добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в ней растворили)

4 опыт «Есть ли у воды запах?»

Ребята, понюхайте чистую воду в стакане, чем пахнет? (ничем) А если в воду добавить какое-нибудь вещество с запахом, что будет? Проведите опыт, сделайте вывод. (Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом (лимон), то вода приобретёт запах того, что в нее добавили).

Мы закончили эксперименты. Давайте снимем фартуки. А для того, чтобы нам вернуться в группу, нужно снова произнести волшебные слова:

Вправо, влево повернись,

Снова в группе очутись . (музыка волшебства)

Музыкальная минутка (под песню из мультфильма «Барбарики» «О дружбе»).

Присесть на стулья. А теперь я предлагаю каждому из «научных руководителей» рассказать о проводимых опытах. «Руководитель» первой группы расскажет о первом опыте, второй о втором и так далее.

Расскажите, какой опыт мы проводили, какой вывод вы сделали?

Что вы сегодня вечером расскажите дома, где вы побывали? Что нового узнали?

Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (ответы детей) Я тоже не верила, но, оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода слышит. Учёные говорили воде добрые, хорошие слова, включали красивую музыку, звуки леса, пение птиц, потом замораживали воду и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп (слайд 5 с изображением красивых кристаллов воды).

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми (слайд 5 с изображением ломаного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слышать, значит, она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей)

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе стаканчики с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей здоровья и добра. А теперь давайте её выпьем, а она с нами в ответ поделится здоровьем и добром. Никогда не ругайтесь!

А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? (ответы детей) Верно, она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставила вам на память (вручить капельки-медальки)





Рассказать друзьям