Какие занятия позволяют детям развивать память? Как пользоваться этой книгой.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При оценивании готовности малыша к школе в первую очередь обращают внимание на его умение запоминать. Чем больше внимания было уделено развитию памяти, тем выше умственный потенциал будущего ученика. Причем тренировать нужно все виды запоминания, чтобы у детей было больше возможностей усвоить материал качественно и быстро.

Зачем развивать память и когда можно начать?

Память – одна из функций головного мозга, позволяющая запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее при необходимости. Ученики с хорошей памятью занимаются легко, быстро усваивают материал и запоминают его . Следовательно, познавательный интерес у них высок, да и учеба не вызывает отвращения: соберут портфель на следующий учебный день, не забудут поздравить друга с днем рождения и, конечно, запомнят дорогу, чтобы не заблудиться в незнакомом месте на обратном пути.

Специалисты считают, что у человека не может быть плохой памяти. Если ребенок жалуется на ухудшение памяти, то это говорит скорее о ее несовершенстве, нежели о каких-то ограниченных характеристиках головного мозга.

Память не только можно, но и нужно развивать. Причем тренировать можно в любом возрасте, начиная с младенчества.

Для успешности обучения необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Систематичность.
  • Доброжелательность.
  • Ненавязчивость.

Длительность занятий зависит от особенностей ребенка. Эффективность увлекательных, но коротких занятий будет выше по сравнению с продолжительными, если ребенок при этом устает. Игры и упражнения нужно подбирать в зависимости от возраста: малышам нужны яркие картинки, веселые игры, подростки больше оценят интересный сюжет. Направленность всех видов упражнений одна – развитие и тренировка всех видов памяти.

Развитие памяти у дошкольников

Человек может запоминать не только зрительные образы, но и пережитые эмоции, звуки, движения.

В зависимости от запоминаемого объекта память может быть:

  • Образно-наглядная.
  • Эмоциональная.
  • Словесно-смысловая.
  • Моторная.

Большую часть информации дошкольник воспринимает с помощью органов слуха и зрения. Таким же образом он будет усваивать до 70% информации в школе. При этом не стоит забывать, что информация будет запоминаться быстрее и лучше, если задействовать сразу несколько видов восприятия (например, слово записать и прочитать). В связи с этим следует тренировать у детей все способы запоминания.

Важно знать , что процесс запоминания у детей непроизволен и носит эмоциональный характер – они не ставят перед собой цель запомнить что-то, в голове остается только то, что было интересным. Поэтому необходимо строить обучение в игровой, развлекательной форме.

Развитие памяти у младенцев — до года

Трехмесячные дети способны воспринимать первые образы, а у них формируются лобные доли мозга, отвечающие за память.

Для тренировки памяти в этом возрасте рекомендуется делать следующее:

  • Постоянно говорить с малышом , петь колыбельные, рассказывать коротенькие стишки, рифмовки, потешки, рассказывать что-то интересное, знакомить с новыми словами. Это позволит обогатить пассивный словарь ребенка: он еще не умеет говорить, но знает много слов, может выбрать нужную игрушку из нескольких, знает, кто его родственники, а кто – чужие.
  • Обращать внимание малыша на что-то новое, рассказывать об этом . Например, при знакомстве с кошкой можно назвать ее имя, произнести звуки, которые она издает, показать ее движения. Дополнить слуховое и зрительное восприятие можно моторным – позволить ребенку погладить кошку, пощупать ее.
  • С семимесячным карапузом можно поиграть в игру «Где спряталась игрушка?» . На столе расстилают 2 пеленки. Под одну из них на глазах малыша прячут игрушку и спрашивают, где она. Можно несколько раз положить игрушку под одну пеленку, а потом – под другую. Несмотря на то, что ребенок видел, куда прячут игрушку, вероятность ошибки велика, ведь он уже запомнил, что правильным был предыдущий вариант.
  • С восьми месяцев нужно начинать читать ребенку книги с яркими иллюстрациями, во время рассматривания картинок комментировать изображение.

С девяти месяцев полезно вводить , которые позволят развивать не только разнообразные виды памяти (слуховая, моторная), но и мелкую моторику.

Развитие памяти у детей 1 – 3 лет

Этот период считается самым увлекательным в развитии малыша: он начинает активно запоминать слова и действия, а потом производить их. Родителям нужно в это время играть в подвижные игры, петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком.

При этом не забывать о постоянном диалоге : во время прогулки или игры, перед сном или во время обеда необходимо комментировать окружающее, задавать вопросы.

Полезно с малышом учить небольшие стихотворения, разгадывать загадки, читать сказки. При этом ребенка нужно не просто знакомить с сюжетом. Важно спросить его мнение по поводу прочитанного, обсудить все события, назвать героев. Такой подход позволит не только развивать память, но и формировать у ребенка собственную позицию.

В этом возрасте можно поиграть в такие игры:

  • «Что пропало?» . Перед малышом выкладывают несколько разных игрушек. Он запоминает, потом отворачивается. В это время одну игрушку убирают. Ребенок, повернувшись, пытается определить, чего не хватает. А для этого, конечно, нужно вспомнить первоначальный состав.
  • «Запомни рисунок» или «Запомни предложение» . Если малыш затрудняется воспроизвести предложение или рассказать, что было на картинке, он может нарисовать с помощью цветных карандашей то, что запомнил.

Развитие памяти в возрасте от трех лет

Начинает развиваться долговременная память. Ребенок неосознанно запоминает то, что имело в нем эмоциональный отклик.

Для тренировки разных видов памяти можно использовать такие игры:

  • «Я — фотоаппарат» — дети сначала с открытыми, потом с закрытыми глазами описывают то, что расположено вокруг них.
  • «Опиши предмет» . Ребенок внимательно рассматривает игрушку, которую потом убирают. Малыш старается описать ее как можно подробнее.
  • «Сравни предметы», «Опиши иллюстрацию» — нужно учить подмечать даже самые маленькие детали, чтобы усовершенствовать процесс запоминания.
  • «Зеркало» — ребенок повторяет за взрослым все движения, потом воспроизводит все показанные действия по порядку, а затем – в обратном порядке.
  • «По памяти» . Карточки располагаются на столе изображением вниз. Ребенок по очереди открывает их, рассматривает, затем убирает обратно. После ознакомления с картинками ему предлагают найти карточку с конкретным рисунком, или открыть пару карточек с изображениями одного цвета.
  • «Назови предметы» — ребенок с закрытыми глазами на ощупь определяет, какие предметы располагаются на столике, а потом называет их по порядку.
  • «Что общего» . Ребенку предлагается сопоставить слово и объект, найти общее. Например, слово «летать» с изображением солнца. Ребенок вспоминает значение слова (подниматься высоко, передвигаться по воздуху), особенности объекта (солнце располагается в небе, перемещается в течение дня) и называет то, что объединяет слово с объектом.
  • «Собери фигуру» — взрослый выкладывает фигуру из палочек, а ребенок запоминает и выкладывает подобную.
  • «Назови слова» . В эту игру можно играть по дороге в садик или во время прогулки. Взрослый называет до 10 слов. Ребенок повторяет слова за ним и старается запомнить, а потом воспроизводит их по памяти.

Любая игра начинается с простых вариантов, постепенно усложняясь. Особенно важно развивать память у 6-7 летних . Ведь именно в это время усваивается самый большой объем информации и от способности запоминать зависит их дальнейшая успешность.

Игры для младших школьников

Развивать память позволят и такие упражнения:

  • «5 имен» — ребенок, хлопая в ладоши (отбивая мяч или топая ногой) в такт, говорит: «Я знаю 5 имен девочек: Маша, Таня, Вера, Надя, Галя». Называть можно также имена мальчиков, названия городов, пород собак, цветов радуги и другие объекты по желанию играющих. Важно не сбиться с такта. Чем взрослее ребенок, тем больше предметов он должен назвать.
  • «Правда или ложь» . Ребенок рассматривает картинку, которую потом убирают. Затем он выслушивает несколько утверждений и выделяет среди них правдивые и ложные. Можно также задавать вопросы по картинкам: Сколько детей изображено? Что в руках у девочки?
  • «Я иду в поход» . Игроки встают в круг. Водящий говорит: «Я собираюсь в поход и кладу в рюкзак мыло». Следующий участник говорит: «Я собираюсь в поход и беру с собой мыло и тушенку». Последующие участники добавляют свои наименования.

Как стимулировать развитие памяти у детей?

Для развития не только памяти, но и других немаловажных процессов необходимо выделять время, чтобы:

  • Расспросить малыша о том, как прошел его день, чем он занимался, с кем общался, как выглядела воспитательница, как вели себя другие дети на занятиях.
  • После прочтения любого произведения обсудить сюжет, реплики персонажей, их действия.
  • Заменить просмотр телевизора рукоделием.
  • Организовать для малыша подвижные игры, чтобы мозг снабжался кислородом.
  • Проконтролировать режим сна и отдыха ребенка, полноценный сон должен быть не меньше 9 часов.

Ребенок рождается без памяти. Она формируется постепенно, и процесс этот может затянуться надолго. Уровень развития памяти ребенка зависит в первую очередь от его родителей . Не стоит также забывать о том, что степени развитости памяти влияет на дальнейшие успехи не только в учебе, но и в жизни.

Данная книга является сборником самых эффективных техник, направленных на тренировку памяти и улучшение способности запоминать. Именно их отработка и поможет вам повысить свои показатели.

Описание

Данная книга является сборником самых эффективных техник, направленных на тренировку памяти и улучшение способности запоминать. Именно их отработка и поможет вам повысить свои показатели. Приведённые в книге методы рассчитаны на людей разных возрастных категорий и занимающихся разными видами деятельности: их смогут успешно применять, как студенты, находящиеся в процессе бурной мозговой деятельности, так и пенсионеры, которые находятся на заслуженном отдыхе. Сделать свою память лучше может практически каждый человек, независимо от пола, возраста, рода занятий и т.п. И о том, как это сделать вы узнаете из этой книги.

Книга состоит из пяти частей и девятнадцати глав. В первой части рассказывается о том, что такое память, какие существуют заблуждения относительно памяти, что такое провалы в памяти и способы их устранения, а также говорится об организации самого процесса запоминания. Во второй части идёт речь об улучшении памяти, влиянии питания на процесс запоминания, витаминных добавках и минеральных веществах, оказывающих благоприятное воздействие на способность запоминать. Кроме того, автор делится информацией о том, что разрушает память человека, и рассуждает на другие интересные темы.

Третья часть посвящена защите памяти, а именно: некоторым уловкам для более лучшего запоминания, борьбе с забывчивостью, сохранению памяти и оказывающим влияние на этот процесс факторам. Четвёртая часть содержит в себе упражнения на развитие памяти, которые можно выполнять каждый день, а также много интересной информации на тему того как запоминать выученное, сдавать экзамены, проявлять свои умственные способности на работе, запоминать людей, даты и числа, и как не перегрузить свою память. И последняя часть книги рассказывает о десяти способах улучшения работы памяти; даёт ответы на десять самых распространённых вопросов касаемо памяти; рассматривает десять интернет-ресурсов, посвящённых развитию памяти.

Об авторе

АРДЕН Джон Богосиан является руководителем групп психологической подготовки в медицинских центрах Kaiser Permanente в Северной Калифорнии, в которых он в своё время был психологом. Там он занимается курированием обучающих программ, а также сам проводит обучающие мероприятия и читает лекции по некоторым направлениям. Также он является автором нескольких книг, которые были успешно восприняты научным сообществом и за которые он получил престижные премии (премия «за самую выдающуюся книгу 1997 года» и премия «Приз Темплтона»).

Джон Богосиан Арден

Развитие памяти
для чайников

Издательство "Диалектика", Москва - Санкт-Петербург - Киев, 2003
Перевод с английского и редакция В.В.Александрова

ISBN 5-8459-0508-7 (рус.)
ISBN 0-7645-5435-2 (англ.)

Итак, вы хотите улучшить свою память. Универсального метода развития памяти не существует. С увеличением количества изученных и отработанных способов, используемых для облегчения запоминания, будут улучшаться и свойства вашей памяти. Работа по улучшению памяти приносит свои плоды людям самых разных возрастных категорий - от студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, до беззаботных пенсионеров, запоминающих имена персонажей любимых сериалов. Улучшить память может практически каждый человек, независимо от того, где он работает и чем занимается. О способах, используемых для улучшения памяти, и идет речь в этой книге.

Об авторе
Благодарности
Введение
Об этой книге
Для кого предназначена эта книга
Как пользоваться этой книгой
Как построена эта книга
Часть 1. Что такое память
Часть 2. Улучшение памяти
Часть 3. Защита памяти
Часть 4. Упражнения для развития памяти на каждый день
Часть 5. Великолепные десятки
Пиктограммы, используемые в этой книге

Часть 1. Что такое память

Глава 1. Провалы в памяти и их устранение

"Белые пятна" нашей памяти
Вот такой рассеянный…
Слова, которые вертятся на языке
"Разблокирование" памяти
Как избавиться от постороннего шума и нелепых представлений
Правда и вымыслы
Две стороны реальности
Общие рекомендации по улучшению памяти
Оценка существующих способностей
Правильное питание коры головного мозга
Избегайте спиртных напитков, наркотических веществ и продуктов, ослабляющих память
Становясь старше и мудрее
Разработка собственной системы запоминания
Практическое применение полученных навыков
Сохраните остроту ума

Глава 2. Мифы, в которые мы верим

Миф: возможность потери памяти
Миф: память похожа на картотеку типа И - имена, Д - дни рождения
Миф: воспоминания - это моментальные фотографии; фотоаппараты не лгут
Миф: возможность обучения во сне и другие глупости
Миф: вы слишком стары, молоды или глупы для того, чтобы улучшить свою память

Глава 3. Организация процесса запоминания

Анатомия полушарий и долей головного мозга

Правое полушарие головного мозга, эмоциональная сторона
Левое полушарие головного мозга, логическая сторона
Височные доли" запоминание того, что вы слышите
Лобная доля головного мозга
Теменная доля: сенсорная память
Затылочная доля: зрительная память

Более близкое знакомство с клетками головного мозга

Использование химических передатчиков
Знакомство с аксонами
Разветвление нервных клеток

Сохранение воспоминаний: долговременная и кратковременная память

Способы сортировки и воспроизведения воспоминаний

Ощущаемые воспоминания
Запоминание услышанной информации
Зрительная память
Вербальная (словесная) память

Часть 2. Улучшение памяти

Глава 4. Есть, чтобы помнить

Завтрак, или борьба с голодом
Вегетарианство
Сложные и простые углеводы
Потребление жиров

Насыщенным жирам - нет
Ненасыщенным жирам (по крайней мере, некоторым) - зеленую улицу
Формирование нейротрансмиттеров
Витамины: продукты питания, снабжающие головной мозг витаминов В
Продукты, не имеющие пищевой ценности
Белая смерть
Сахар как причина резкого упадка сил
Как сварить чашку тревоги
Хватает ли вам воды?

Глава 5. Минеральные вещества и витаминные добавки

Улучшение памяти с помощью витаминов
насыщение головного мозга витаминов В
Другие не менее полезные витамины
Рецепты китайской медицины
Распространение гинкго двулопастного
Свойства женьшеня
Рог изобилия лекарственных растений
Роль гормонов
Дегидроэпиандростерон
Прегненолон
Эстроген
Влияние гормонов на сон человека
Минеральные вещества
Лучше меньше, да лучше

Глава 6. Разрушители памяти

Как минимизировать деградацию утонченного мозга
Свободные радикалы
Система нейтрализации ядовитых веществ
Остерегайтесь воспалений
Подальше от нейротоксинов
Отказ от некоторых пищевых добавок
Аспартам
Моносодиум глутамат
Нет - алкоголю и марихуане
Чтобы помнить больше, нужно быть трезвым
Наркотический дурман
Побочные эффекты
Стероиды
Блокираторы ацетилхолина
Погасите сигарету
Как избежать слабоумия
Как предотвратить болезнь Альцгеймера
Подальше от инсультов
Влияние щитовидной и поджелудочной желез на вашу память
Щитовидная железа
Поджелудочная железа

Глава 7. Контроль над сознанием

Преодоление стресса
Реакция организма на стресс
Расслабление для улучшения памяти
Дыхание
Вздохните с облегчением
Расслабление снизу вверх
Образная память
Вы гипнотизируете себя: 10, 9, 8, 7…
Медитация и молитва
Выход из депрессии
Физические упражнения
Сон помогает памяти
Средства от бессонницы
Температура тела
Еда перед сном
Тс-с-с-с-с

Часть 3. Защита памяти

Глава 8. Некоторые уловки для запоминания

Знакомство с мнемониками - помощниками нашей памяти
Использование "привязки" слов
Запоминание на основе знакомых мест
Создание связной истории для запоминания информации
Запоминание списка без помощи карандаша и бумаги
Создание истории для вызова в памяти нужной последовательности
Выбор правильной мнемоники в правильный момент
Выберите мнемонику исключительно для себя
Выберите мнемонику, которая соответствовала бы данной ситуации
Установка флажков

Глава 9. Борьба с забывчивостью

Выход из "лабиринта" памяти
"Подавление" памяти
Частичное слуховое восприятие
"Переполнение" памяти
Заучивание
Организация информации
Преобразование в последовательность (упорядочивание)
Маркировка
Разбивка на фрагменты
Использование рифмы
Зависимость запоминания от значимости информации
Необходимость обратной связи

Глава 10. Сохранение памяти

Извлечение максимальной пользы из "состарившегося" мозга
Понижение давления, улучшение притока крови
Компенсация "увядающих" чувств
Умственная гимнастика: разминка для "сжимающегося" мозга
Сохранение нейронов
Сохранение удовольствия, получаемого от жизни
Возможность обучения новому
Выход из установившегося режима
"Развитие" памяти
Обращение к искусству

Часть 4. Упражнения для развития памяти на каждый день

Глава 11. Как запомнить выученное

Как организовать запоминаемый материал
Растяните процесс изучения во времени
Разделите изучение разных предметов
Изучите предмет глубже
Повторное изучение
Совместите повторное изучение и прямое вспоминание
Понимание вместо механического заучивания
Как вести конспекты и запоминать то, что говорилось на лекциях
Как запоминать то, что вы читаете
Проведите обзор книги
Поставьте вопросы
Прочитайте книгу
Перескажите материал своими словами
Пересмотрите основные моменты книги и сделанные вами записи
Как запомнить правописание слов

Глава 12. Как проявить умственные способности на работе

Как вести себя на собеседовании при приеме на работу
Как пройти испытание на "политкорректность"
Как справиться с паролями и процедурами
Как освоить новые технологии
Как удовлетворить потребности покупателей
Как сдать работу в срок
Как запомнить сотрудников
Как уберечь свою память от последствий рабочего стресса
Как справиться с личными нападками
Как не захлебнуться в потоке входящих сообщений
Как прочитать доклад по памяти

Глава 13. Как сдать экзамен

Как вместо "трех с минусом" получить "пять с плюсом"
Скажите зубрежке "нет"
Не отвлекайтесь
Нарисуйте общую картину предмета - свяжите новый материал с тем, что вы уже знаете
Распределите время подготовки к экзамену
Проведите разведку
С изяществом Рембрандта
Приемы запоминания
Рассматривайте тему под разными углами
Установите ассоциации
Используйте символы
Составьте мнемоники
Визуализируйте
Разбейте материал на порции
Сходить в туалет, и другие хорошие идеи

Глава 14. Как запомнить людей

Как запомнить лицо
Установка ассоциации между именем и знакомым лицом
Внимание
Значение
Внешний вид
Ассоциация
Проверьте свои ассоциации
Восстановление информации о человеке во время разговора с ним
Восстановление истории человека со знакомым лицом
Важность человека
Разделение воспоминаний: у каждого человека свое восприятие
"Помещение" людей в ящик
О человеке можно судить и по автомобилю
Запоминание иерархии
Установление связей на встречах
Запоминание всех типов людей

Глава 15. Запоминание важных дат и последовательностей чисел

Описание технологии
Празднование важных дат
Дни рождения
Годовщины
Создание рифм для исторических дат
Как не забыть о визите к врачу
Планирование дня
Визуализация события
Ассоциации
Числовое кодирование
Схожее звучание
Положительный стимул
Как запомнить повторяющееся событие
Работа с изменяющимся распорядком
Внешние стимулы
Последовательность событий
Мнемоники
Как запомнить последовательность чисел
Разбивка на части
Привязка к ассоциации
Рифма

Глава 16. Как уберечь память от перегрузок

Оставайтесь собранными в центре бури
Распределение приоритетов
Как запомнить приоритеты
Избегайте многозадачности
Ограничьте поток поступающей информации
Вспомните о себе
Обращайте внимание на "здесь" и "сейчас"
"Сливайтесь" с событием
Помогите своей памяти с помощью внешних стимулов

Часть 5. Великолепные десятки

Глава 17. Десять способов улучшить "работу" памяти

Сбалансированная диета
Расслабьте свой мозг
Делайте упражнения
Лекарства
Стимулируйте свое сознание
Сконцентрируйтесь на запоминании
Будьте организованны
Ассоциации, пары и объединения
Используйте вспомогательные ассоциации
Правильное настроение

Глава 18. Десять наиболее часто задаваемых вопросов относительно памяти

Ухудшается ли работа памяти с возрастом
Можно ли улучшить свою память с помощью какого-нибудь одного метода
Действительно ли информация хранится только в одном "месте" мозга
Мне кажется, я теряю память - можно ли как-то восстановить её
Можно ли запоминать, не сосредотачиваясь
Могут ли у человека храниться воспоминания, о которых он не знает
Являются ли воспоминания точным отражением событий
Нужно ли использовать дополнительные витаминные и пищевые добавки
Почему воспоминания из раннего возраста не восстанавливаются
Улучшится ли способность запоминать, если давать своему мозгу отдых

От Mnemonikon

Особенностью этой книги является то, что написал её врач-нейропсихолог. Нейропсихология изучает нарушения психических процессов, вызванных врожденными или приобретенными нарушениями в головном мозге. Книга написана с явным химическим уклоном. Подробно рассматривается химия мозга, влияние на память химических веществ, содержащихся в продуктах питания.

Я бы выразил основную мысль книги так: "Не до жиру, быть бы живу". Какая уж там мнемотехника, когда человек запоминает 0 чисел из 20-ти предъявляемых в тесте. Эта книга в первую очередь предназначена именно таким людям. А их, как показывает практика, не так уж и мало. И прежде чем заниматься мнемотехникой, лучше сначала попробовать привести свою память в норму путем организации правильного питания и исключения из рациона вредных для памяти "продуктов".



Рассказать друзьям