Как помочь подростку с нетрадиционной ориентацией. Транзиторный подростковый гомосексуализм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

У меня не было ни единого тренинга по сексуальной грамотности, где бы не поднималась тема гомосексуальности. И у взрослых, и у подростков много страхов и сильных эмоциональных переживаний в этой теме. Родители спрашивают, что сделать, чтобы дети наверняка выросли гетеросексуалами, как уберечь их от экспериментов с представителями своего пола и есть ли какие-то признаки гомосексуальной ориентации в раннем возрасте. Подростки же интересуются, нормально ли это, какие причины возникновения однополой симпатии, можно ли от этого вылечиться и что делать, если вдруг понял/поняла, что твоя сексуальность не соответствует ожиданиям родных, друзей и общества… Чтобы разобраться с этими вопросами, я обратилась к психологу Марине Диденко , которая несколько лет работает с ЛГБТ*-подростками и их родителями, проводит тренинги по толерантности, консультирует представителей ЛГБТ-сообщества.

*ЛГБТ — аббревиатура для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

— Марина, ваша тема непростая и неоднозначная (но, безусловно, очень важная). Как вы в нее пришли? Есть ли предыстория?

— Сейчас уже сложно сказать, что именно послужило первым рычагом. Я долго училась, но никак не могла начать работать по профессии. Моя подруга работала психологом в ЛГБТ-организации, и мне стало интересно. Попросилась прийти в гости на какой-то праздник, познакомилась с ребятами и начала волонтерить. Через два года у них запускался новый проект «Дружественный врач» (friendlydoctor.org), сервис для ЛГБТ-людей, где можно бесплатно и анонимно пройти тестирование на ВИЧ, консультацию дерматовенеролога, уролога и психолога.

Также параллельно создавалась родительская организация, для поддержки и гармонизации детско-родительских отношений в семье, где есть дети — представители ЛГБТ-сообщества. Придя на один из тренингов, который проводила моя подруга — психолог Анастасия Медко — я осознала, как сложно родителям с принятием своего ребенка. И мне захотелось стать частью этого процесса. И вот уже 5 лет (2 года волонтерства и 3 работы) я сотрудничаю с Всеукраинской благотворительной организацией «Точка опоры» и Родительской инициативой «Терго».

— Насколько наше общество готово к обсуждению и принятию ЛГБТ-темы?

— Я не устаю повторять, что люди боятся того, чего не знают, и если им дать корректную информацию, все меняется. Тема ЛГБТ, с одной стороны, сейчас на слуху, с другой — остается очень сложной для общественности. Люди боятся какой-то немыслимой пропаганды, совращений, разврата… Но это все стереотипы, которые создавались долгие годы. Если познакомить общество с истоками гомосексуальности, показать истинную жизнь ЛГБТ-людей, отсутствие у них каких-либо отличий, кроме пола человека, которого они любят, от так называемого «большинства», тогда мир станет более открытым к разнообразию.

Когда я пришла в ЛГБТ-организацию, я не была изначально толерантна. Мне нравились люди, с которыми я там общалась — за их человеческие качества, интересы, интеллект. И поэтому начала знакомиться с природой гомосексуальности, разными подходами и взглядами на этот аспект жизни человека. Постепенно мой уровень толерантности повышался, а уровень тревожности и непонимания, может, даже непринятия — снижался. Сейчас для меня не имеет значение сексуальная ориентация человека или его гендерная идентичность, главное — какой он как личность, а все остальное — его личное дело.

Что касается нашего общества, то с февраля 2016 года я провела 22 тренинга по толерантности для разных профессиональных групп (психологи, педагоги, учителя, врачи, журналисты) к представителям ЛГБТ и 90 % среди них были очень толерантны, им просто не хватало знаний и информации.

— Давайте начнем с самого начала: что такое сексуальная ориентация, и какие бывают виды.

Сексуальная ориентация – характеристика человека, отражающая более-менее устойчивое во времени и осознаваемое платоническое, эротическое и сексуальное влечение к людям определенного пола или двух полов одновременно. Если говорить очень просто, то сексуальная ориентация это то «кого человек любит», и именно любит, а не занимается с ним сексом.
На сегодняшний день выделяют три вида сексуальной ориентации человека:

  • гетеросексуальная (направлена на людей противоположного пола);
  • бисексуальная (привлекают люди обоих полов в равной степени);
  • гомосексуальная (направлена исключительно на людей своего пола).

Также некоторые подходы к этому перечню добавляют асексуальность , пансексуальность и помосексаульность .

— Какие преимущества в разнообразии сексуальных ориентаций есть для общества, по вашему мнению?

— Принимая разнообразие, мы принимаем разные проявления нашей личности, снимаем зажимы, разрушаем предубеждения и стереотипы. Что касается «преимуществ», то я бы это так не назвала. Человек проходит очень сложный путь принятия своей сексуальной идентичности — у нас в обществе он заведомо обрекает себя в большей части на непринятие, дискриминацию, разрыв отношений с близкими людьми. Важно понимать, что сексуальная ориентация дается человеку при рождении, и он не может ее выбрать. Если бы это было возможно, жизнь бы стала проще. Уменьшилось бы количество случаев алкоголизма или наркомании из-за непринятия себя, а также суицидов или попыток суицидов, особенно среди подростков.

— Вы информируете о том, что гомосексуальность – это разновидность нормы. Чем аргументируете? Как на эти аргументы реагируют люди традиционных взглядов?

— Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний еще в 1973 году. С 17 мая 1991 года ВОЗ при ООН также не считает гомосексуальность болезнью или расстройством личности. Так как такого диагноза нет, значит, и лечить нечего — нет клинической картины, мы не можем описать симптомы. Выходит, это вариант нормы.

Я привожу разные теории возникновения гомосексульности человека, говорю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Пытаюсь показать, что люди гомосексуальной ориентации ничем не отличаются от гетеросексуальной, — у них те же проблемы. Нет каких-то психоэмоциональных и физических особенностей. И даю возможность участникам тренинга самостоятельно принять решение, куда они относят гомосексуальность. Но практика показывает, что ознакомившись с информацией и пообщавшись с представителями сообщества, люди сами меняют свое мнение и становятся более открытыми к теме гомосексуальности.

Если говорить про «традиционные взгляды», нужно прояснить, что такое традиция. Это очень условное понятие, традиции меняются. В каждой стране, культуре — они свои. Поэтому говорить про «традиционную» и «нетрадиционную» сексуальную ориентацию сейчас считается некорректным.

— Тема гомосексуальности сейчас обсуждается более открыто, чем 30, 20 и даже 10 лет назад. Это плюс или минус?

— Я думаю, это хорошо. Согласно опросам, проведенным за рубежом, около 40% людей имеют опыт однополых сексуальных отношений, от 3 до 10% населения любого города открывают в себе гомосексуальные чувства. Однако многие представители ЛГБТ-сообщества под влиянием своих родителей, окружения, гетеросексуальных установок общества могут вступить в брак, завести детей, пытаться соответствовать норме. Но, как показали многочисленные истории из реальной жизни, не получают от этого никакого удовольствия – только дискомфорт, уход в себя, отчуждение и страдание от невозможности жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Возрастает риск злоупотребления алкоголем или наркотиками, возможны депрессивные состояния, попытки суицида… Поэтому, чем больше мы про это говорим, тем меньше негативных проявлений и последствий у нас будет.

— Чего больше всего хотят ЛГБТ-подростки?

— Чтобы их приняли и любили такими, как они есть, а не за то, что они будут следовать тем паттернам поведения, которые есть в обществе.

— Родители часто спрашивают, как понять, есть ли предпосылки к гомосексуальности и что можно предпринять в этой ситуации?

— Понять это невозможно. Поведение большинства геев и лесбиянок в детстве ничем не отличалось от других детей. Они играют в те же игры, читают те же книжки, у них одинаковые кумиры в музыке. Можно, конечно, наблюдать за проявлениями внимания и симпатии у мальчиков и девочек, но в большинстве случаев это тоже не показатель.

— Что бы вы посоветовали родителям и подросткам?

— Много говорить и не действовать на эмоциях. Потом можно пожалеть. Читайте литературу, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту или еще кому-то, кто сможет помочь, — не держите все в себе. Если вы будете искать ответы на вопросы, вы их обязательно найдете (видео).

— Куда могут обратиться за помощью подростки, если они поняли, что имеют гомосексуальную ориентацию, и их это тревожит? Что почитать, на какой сайт/форум пойти, к какому специалисту? А если нет денег и возможностей? И тот же вопрос о родителях – где им искать информацию и поддержку?

— В Украине больше 40 действующих ЛГБТ-организаций, которые занимаются поддержкой разных сфер жизни совершеннолетних ЛГБТ-граждан, и, как правило, их услуги бесплатны. Но вот с подростками, сложней. Никто не берет на себе ответственность по работе с детьми, потому что это незаконно. И дети, к сожалению, остаются со своими вопросами один-на-один.

Во многих украинских городах есть так называемые QUEER HOME – места, где можно интересно проводить время среди представителей ЛГБТ-сообщества, слушать лекции, играть в игры, участвовать тренингах. Но там тоже есть ограничения по возрасту. Мне очень нравится центр в Запорожье «Гендер Зед»: у них много подростков, и они очень увлекательно проводят время. Дети там находят поддержку и понимание, которого нет в семье, развиваются по разным направлениям. Но чтобы туда ходить, если тебе нет 18 лет, ты должен принести записку от родителей с разрешением посещать это место.

Сейчас, благодаря интернету, не проблема найти нужную информацию. Вот сайты самых больших в Украине организаций: ВБО «Точка опоры» (t-o.org.ua); Гей Альянс-Украина (upogau.org), Запорожский областной благотворительный фонд «ГЕНДЕР ЗЕД » и многие другие.

Для родителей есть организация РИ «Терго» (tergo.org.ua), где помогут разобраться в вопросах сексуальной ориентации, гендерной идентичности, принять своего ребенка, окажут поддержку другие родители. Тут же можно получить консультацию психолога. Родители «Терго» собираются раз в месяц в разных городах, в зависимости от запроса и проводят встречи, тренинги, группы самоподдержки, могут встретиться, чтобы просто поговорить за чашкой чая или выслушать по телефону. Все, кто прошел нелегкий путь принятия своего ребенка, сейчас готов оказать поддержку другому родителю.

А начать всем мамам и папам, близким и просто не безразличным людям я рекомендую с книги «Ответы на непростые вопросы». Она небольшая и очень легко написана:

— Есть мнение, что достаточная открытость в этой теме провоцирует увеличение гомосексуальных и бисексуальных людей в обществе. Существует ли в Украине статистика по количеству подростков/молодежи с «нетрадиционной ориентацией»? Может, известна динамика изменений.

— Все боятся пропаганды… Но не забывайте, что все геи и лесбиянки родились в обществе, где пропагандировались семейные ценности и гетеросексуальные отношения. Почему же это не сработало? Нельзя заставить человека кого-то полюбить. Да, можно склонить к сексу, но это будет на один раз. Если внутри у тебя нет влечения, ты не «станешь» геем. В закрытых школах подростки часто практикуют однополый секс, но это не влияет на их сексуальную ориентацию. Попадая в открытое общество, они в большинстве случаев находят себе любимого человека, создают семью с человеком противоположного пола.
Количество подростков с гомосексуальностью такое же, как и взрослых — от 3 до 10%. Но меняется возраст принятия себя. Раньше подросток не понимал, почему он отличается от других. Боялся себе признаться, что у него есть влечение к людям своего пола. Более того, чтобы искоренить это влечение, они пробуют встречаться с человеком противоположного пола, но внутренние желания не побороть. Эти мысли будут съедать изнутри.

Клиенты рассказывали, как им в детстве казалось, что они одни такие на всей планете — информации не было, прочитать или поговорить про это с кем-то было нереально… Поэтому они глушили свои мысли и старались об этом вообще не думать. Но чувства и влечения оставались. Коллега делился личной историей: в школе на физкультуре он засматривался на мальчиков, и это было рефлекторно — тогда он не понимал, почему ему это интересно. Сейчас подростки более «продвинутые», да и информации больше (жалко, что не вся корректна). Поэтому современным детям проще пройти процесс идентификации и принятия себя.

Что касается статистики, то в Украине исследования гомосексуальной ориентации практически не проводятся, особенно среди подростков. Сейчас ВБО «Точка опоры» принимает участие в американском проекте GLESEN: готовим опрос среди подростков по поводу булинга в школе. Там тема ЛГБТ вынесена отдельно – посмотрим, какие результаты мы получим.

— Какие наиболее частые заблуждения по отношению к ЛГБТ-подросткам?

— Что это пройдет, перерастет…. Это очень обижает подростков, которые уже приняли себя. Если мы говорим о сексуальной ориентации, то надо различать два понятия: «сексуальная ориентация» и «сексуальное поведение». Про сексуальную ориентации, мы уже говорили: это про то, «кого я люблю». Сексуальное поведение – это весь спектр возможных сексуальных активностей, которые использует человек для удовлетворения своего сексуального влечения, независимо от того, какова его сексуальная ориентация. Сексуальная ориентация и сексуальное поведение не обязательно тождественны. То есть, бывает, что подростки используют однополый секс для снятия сексуального напряжения, экспериментов, получения опыта. Это не значит, что они геи или лесбиянки. Пока человек (подросток) себя не идентифицирует с человеком гомосексуальной ориентации, мы не можем его таким считать. Каждый гомосексуал проходит очень болезненный многолетний процесс «камин-аута» - признания себя геем или лесбиянкой.

То есть, если к вам обратился подросток или это ваш ребенок, и он говорит, что у него влечение к людям своего пола, внимательного выслушайте его. Скажите, что любите, несмотря ни на что, и постарайтесь очень мягко с ним поговорить, чтобы разобраться: это просто подростковые эксперименты или все-таки гомосексуальная ориентация. А лучше, конечно, не спешить с выводами — время все покажет…

— Что больше всего пугает родителей в гомосексуальности детей?

— Рушится их виденье жизни собственного ребенка. Как бы мы не хотели, но все равно подсознательно планируем будущее своих близких. А тут ребенок заявляет информацию, которая никак не вкладывается в гетеронормативную картинку жизни родителей. И тут начинают проявляться все страхи:

  • это болезнь какая-то;
  • у него/нее никогда не будет детей, а у меня внуков;
  • как это отобразится на здоровье моего ребенка;
  • как к этому относится церковь и религия;
  • как сказать родным или что будет, если узнают родные;
  • мой ребенок не будет счастлив.

— Родители часто на тренингах спрашивают, как объяснить ребенку или подростку про людей гомосексуальной ориентации?

— Мы просто говорим о том, что любовь бывает разной. Есть мужчины, которые любят женщин, есть женщины, которые любят мужчин. А есть мужчины, которые любят мужчин, и есть женщины, которые любят женщин. Считаю, что акцент нужно делать на чувствах, эмоционально-романтических отношениях, а не на сексуальных. Им хорошо вместе – и это самое главное. Тут также важно говорить о контрацепции, ведь подростков так или иначе информируют: чтобы не забеременеть, пользуйтесь презервативами. А про однополые контакты не упоминают, и потом имеем молодых людей с ВИЧ-статусом или другими заболеваниями, которые передаются половым путем. По своему опыту скажу, что дети намного легче принимают разнообразие, чем взрослые, — они еще не такие заангажированные.

— Что должно произойти, чтобы в обществе наконец-то перестали дискриминировать и осуждать за проявление своей сексуальности?

— Время!!! Мир меняется, просто все не так быстро. За 3 года активной работы я уже вижу изменения. Все больше специалистов (психологов, врачей) готовы оказывать помощь или работать с представителями ЛГБТ, все больше людей понимают и принимают разнообразие.

*В тексте использованы фрагменты из книги Нины Вербицкой «Ответы на непростые вопросы»

Вконтакте

Одной из самых непростых тем в области детской сексуальности является вопрос формирования половой ориентации. Об этом мы решили поговорить с Марией Тихоновой , психологом, психотерапевтом, ведущей тренингов и руководителем образовательного проекта МОСТ, и обсудили, как происходит выбор в пользу гетеро- или гомосексуальных отношений у подростков, а также какой должна быть позиция родителей, если всё складывается не так, как они ожидали.

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку . Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.
Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Беседовала Ирина Корнеева

Одна из тех вещей, с которой родителям очень сложно смириться

Для большинства мам и пап это известие становится настоящей жизненной трагедией. Особенно остро реагируют отцы юношей-геев, и если матери еще пытаются проявить понимание, то отцы порой принимают самые отчаянные меры – вплоть до изгнания подростка из дома и полного прекращения общения с ним. Что же именно так пугает родителей?

Во-первых, многие думают, что придется распрощаться с надеждами, что сын или дочь когда-либо создаст счастливую семью и подарит им внуков. Если ребенок в семье один – это означает прекращение рода.

Во-вторых, для многих людей нетрадиционные сексуальные предпочтения ассоциируются с развратом, беспорядочными связями, СПИДом и наркотиками.

В-третьих, родителей волнует вопрос: а что скажут родственники, друзья, соседи? Не секрет, что отношение нашего общества к гомосексуалистам и лесбиянками не отличается толерантностью. В лучшем случае представители сексуальных меньшинств сталкиваются с насмешками и ехидными комментариями за спиной, в худшем – с физической агрессией.

Наконец, нетрадиционная ориентация может стать серьезным препятствием для того, чтобы устроится на «приличную» работу и стать успешным человеком в будущем.

После того, как тайное становится явным, родителям очень тяжело по-прежнему относится к своему ребенку с пониманием и любовью. Они задают себе множество вопросов, на которые не в состоянии ответить:

"За что мне такое наказание? Кто в этом виноват?"

Однополый секс существовал во все времена. Связи с представителями своего пола не всегда являются прихотью, распущенностью или стремлением получить новые ощущения. По мнению ученых, около 4% мужчин и примерно 2% женщин рождаются гомосексуальными. Они не выбирают свою ориентацию и не могут контролировать свои сексуальные предпочтения. Возможно, это одно из ограничений природы, связанных с необходимостью контроля над численностью человеческой популяции.

Это лечится?

В отличие от алкоголизма и наркомании, нетрадиционная сексуальная ориентация не является болезнью. Это, скорее, особенность поведения, свойство характера.

Возможность психологической коррекции зависит от того, является ли гомосексуализм истинным или ложным. Истинный гомосексуализм формируется в процессе внутриутробного развития. Некоторые ученые считают, что участок мозга плода, контролирующий половое поведение, может неправильно развиться в результате гормонального дисбаланса в организме будущей матери. Другие полагают, что существует некий «голубой» ген. В любом случае, единственное, что остается родителям – это принять своего отпрыска таким, какой он есть.

Ложный гомосексуализм формируется в процессе жизни. Он может быть вызван разочарованием в отношениях с представителями противоположного пола, желанием попробовать что-то новое, влиянием среды или банальным любопытством.

Может, само пройдет?

Действительно, нетрадиционные увлечения часто проходят сами собой, независимо от врачебных или педагогических усилий.

Для некоторых подростков однополые романы становятся переходной ступенью к «обычным» отношениям. Например, некоторые девушки в подростковом возрасте практикуют сексуальные игры со своими подружками. Согласно статистике, «врожденных» лесбиянок в 2-3 раза меньше, чем голубых, поэтому у родителей девушек есть больше шансов, что дочь со временем встанет на «путь истинный».

Стоит ли запрещать нетрадиционные отношения?

Многие родители сосредотачивают все усилия на том, чтобы разлучить своего ребенка с объектом его привязанности. Именно на него (объект) часто возлагается вся вина за растление их чада. Родители наедятся, что, прекратив эту связь, сын или дочь вернется к «нормальной» жизни. К тому же, они не верят в то, что настоящая любовь может быть однополой.

Сексологи советуют не препятствовать отношениям – не запрещать «другу» сына приходить домой (лучше, если они будут встречаться в антисанитарных условиях?), не угрожать ему и не проводить работу с его родителями. То же самое касается и «подружек» дочерей. Запретами и интригами Вы можете восстановить своего отпрыска против Вас, искоренить его доверие, отравить его жизнь, довести до нервного срыва. Кстати, согласно статистике, более 30% самоубийств совершается подростками нетрадиционной сексуальной ориентации.

Как принять это?

«Истинная родительская мудрость в этой драматической жизненной ситуации – проявить терпимость и понимание к сыну или дочери, принять их такими, какими они себя видят, и поддержать их в этот самый трудный и драматический момент их жизни. От родительской помощи больше, чем от чего бы то ни было другого, зависит находящееся под ударом юношеское самоуважение, с которым, в свою очередь, связаны все остальные психологические свойства личности», – советует И.С. Кон в книге «Лунный свет на заре».

Не забывайте о положительных качествах своего сына или дочери – нетрадиционная сексуальная ориентация не перечеркивает их. Не ставит она крест и на будущем – заручившись Вашей поддержкой, отпрыск вполне сможет добиться успехов в жизни – закончить ВУЗ, сделать карьеру, быть счастливым в его понимании этого слова. Существует немало областей, где «голубые» и лесбиянки зарекомендовали себя лучше, чем «натуралы». Можно привести множество примеров ученых, писателей, композиторов, актеров нетрадиционной ориентации, которым общество благодарно за их открытия, достижения и творения.

Зачем он мне это сказал?

По статистике, около 70% родителей нетрадиционно ориентированных подростков пребывают в счастливом неведении относительно сексуальных предпочтений своих отпрысков.

Детям, вынужденным скрывать от родителей свою личную жизнь, приходится нелегко. Они находятся в постоянном психологическом напряжении, соблюдая конспирацию, придумывая «отмазки» и пряча улики.

Признаться родителям в самом сокровенном – это смелый поступок, на который способен не каждый. Кому-то спокойнее, что «предки» ни о чем не подозревают; кому-то невыносимо от того, что самым близким людям приходится врать.

Советы для детей

«Стоит ли вообще сообщать родителям о своей сексуальной ориентации?» – наверное, каждый решает этот вопрос для себя сам. Если Вы все же решитесь «поговорить об этом» – психологи советуют постепенно подготовить родителей во избежание сердечных приступов и неадекватных реакций.

Например, автор книги «1001 вопрос про это» В. Шахиджанян дает следующие советы: «К этому нужно родителей готовить: сначала завести общий разговор, потом два-три раза заострить их внимание на телепередачах на «голубую» тему, после этого дать как бы случайно почитать две-три книжки Игоря Кона, Жана Жене, Ж.М.Карре – «Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо», Сирила Коллара – «Дикие ночи» (мировой бестселлер), роман Джеймса Болдуина «Комната Джованни», рассказ о великом танцоре Серже Лифаре (продолжить список легко, солидные издательства сейчас и в нашей стране начали выпускать подобную литературу), а потом показать вам фильм «Очки в золотой оправе», который несколько раз шел по телевидению и есть на кассетах».

Девушкам с нетрадиционной сексуальной ориентацией можно порекомендовать прочитать книгу «Жизнь в розовом цвете», в которой даются подробные инструкции, как лучше открыться родителям и близким.

И все же, даже после предварительной подготовки, не стоит надеяться на то, что родители легко и спокойно воспримут Ваше признание. Но время лечит, помогает переосмысливать ценности, учит понимать и прощать близких людей, принимать их такими, какие они есть.

А если мой ребенок - гей?... Формирование сексуальности у подростка - всегда волнительная тема. Пробуждая множество страхов, она всегда отсылает нас к собственной сексуальности. Какую модель семьи мы транслируем своему подростку? Ведь всё, что происходит в семье, ощущается на уровне эмоций. И ребенок, как губка, впитывает наши страхи, предубеждения и комплексы. Вместе с родителями подростков мы пытаемся найти лучший способ пройти этот непростой период.

Интервью Марии Тихоновой для портала Я-родителель . Беседовала Ирина Корнеева

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент подросток не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку относятся в его семье. Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «Я – гот», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.

Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.



Рассказать друзьям