Почему ребенок ест левой рукой. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Почти четверть населения земного шара — левши. У 10% леворукость обусловлена генетическими факторами, еще около 12% составляют компенсаторные левши (правое полушарие берет на себя ведущую роль поврежденного во время беременности или тяжелых родов левого) и еще 2-3% начинают чаще пользоваться левой рукой из-за серьезной травмы правой руки, полученной в раннем детстве.

Долгое время левшей всячески дискредитировали, но времена меняются, и сегодня среди психологов сформировалось мнение, что левши обладают незаурядным творческим потенциалом. Подтверждает это и мировая история — огромное количество признанных гениев были левшами : Аристотель, Леонардо Да Винчи, Бетховен, Ньютон....

Так стоит ли вообще задумываться о том, чтобы переучивать ребенка-левшу? Во-первых, особых плодов это не принесет, а во-вторых — это колоссальный стресс для всего организма малыша. Сейчас уже доказано, что "подавление" левши может привести к различным непредсказуемым проблемам, зачастую связанным со здоровьем и развитием ребенка. Помимо страха перед неудачами и ощущения своей неполноценности у ребенка может появиться раздражительность, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, истощение нервной системы, в отдельных случаях — , нарушение сна, потеря аппетита и головные боли. У переученных и вы нужденных левшей часто отмечается скованнос ть и неловкос ть движений пальцев и кистей рук. В школе такой ребенок отстает от ровесников в выполнении письменных заданий — пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Требования увеличить темп толкают таких детей на снижение качества работы, а отсутствие успехов ведет к тому, что у школьника-левши исчезает желание учиться. О письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение.

Традиционно наиболее сложным счи тается период адаптации к школе в первом классе — первые недели обучения, поэтому левши особенно нуждаются в помощи и индивидуальном подходе. Леворукость становится проблемой, когда ребенок начинает писать, затачивать карандаш, вырезать.

Но если раньше левшам приходилось адаптироваться в "праворуком" мире, то сегодня современный рынок в полной мере отвечает потребностям этой целевой группы и предлагает целый ряд специальных канцтоваров для левшей.

Особенно трудно леворуким детям дается обучение письму. Наряду с общими сложностями, такими как онемевшие от излишнего напряжения пальцы, опущенные к столу головы, согнутые спины, левши испытывают дополнительные трудности, вызванные их психологическими и физиологическими особенностями. При письме у левшей часто возникает проблема зеркального написания, темп их письма очень медленный, а почерк далек от каллиграфического. И от того, каким пишущим инструментом пользуется ребенок, во многом зависит успех и легкость формирования навыка письма, и, конечно, скорость и качество письма. По мнению экспертов в области медицины и образования, очень важно, чтобы ручка или карандаш, предназначенные для обучения письму, учитывали фактор право- и леворукости, так как манера письма левшей и правшей отличается. Ручка должна соответствовать возрастным особенностям и психофизиологическим характеристикам ребенка.

Пишущие инструменты STABILO LeftRight, разработанные немецкой компанией Schwan-STABILO совместно со специалистами в области эргономики, медицины и образования, имеют две версии: для правшей и для левшей. Их использование помогает привить ребенку правильную технику письма, защитить от стресса, так как для детей, пишущих левой рукой, обучение письму обычной ручкой еще больший стресс, чем для праворуких детей. Они позволяют быстрее адаптироваться к учебному процессу, так как с такими красивыми, необычными письменными принадлежностями учеба для ребенка становится игрой.

Преимущества пишущих инструментов STABILO LeftRigth:

  • созданы специально для обучения письму детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • формируют у ребенка правильный навык держать пишущий инструмент,
  • эффективны при переучивании в случае, если навыки письма выработаны неправильно;
  • помогают выработать четкий читаемый почерк;
  • обеспечивают максимально комфортное письмо длядетской руки, так как предотвращают напряжение и усталость руки во время письма;
  • дизайн разработан в соответствии с требованиями эргономики и учетом гигиенических правил письма, регулирующих положение кисти ребенка и ручки при письме;
  • учитывают разные манеры письма правшей и левшей и имеют специальную версию для левшей (маркировка L на корпусе ручки);
  • соответствуют психофизиологическим и антропометрическим характеристикам и особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Держать ручку или карандаш STABILO LeftRigth легко и удобно. Даже малыши без посторонней помощи смогут взять их правильно, надо всего лишь разместить пальчики в "подсказывающих" правильное положение углублениях для пальцев, которые выделены другим цветом для облегчения запоминания. С течением времени правильный навык закрепляется в памяти ребенка, становится привычкой. Поэтому когда ребенок будет использовать при письме другие пишущие инструменты, он автоматически будет соблюдать правильное положение кисти и пишущего инструмента при письме.

Шариковая ручка STABILO LeftRight обеспечивает легкое и мягкое письмо практически без нажима и более высокую скорость письма благодаря чернилам пониженной вязкости и технологии Hi-Flux. Чернила быстро высыхают и не размазываются, что особо важно при письме левой рукой. Но на ранних этапах овладения письмом и формирования почерка эксперты рекомендуют использовать механический карандаш STABILO LeftRight, так как он более чувствителен к нажатию, чем ручка, и при письме ребенку легче чередовать напряжение и расслабление мышц пишущей руки. С его помощью при медленном письме легче добиться ровной и аккуратной линии. К письму шариковой ручкой лучше переходить, когда первоначальный этап формирования навыка письма завершен.

Коллекция письменных принадлежностей STABILO EASYergonomics expert первоначально разрабатывалась для детей в возрасте от 5 до 18 лет, но ей пользуются и студенты, и взрослые люди, пишущие левой рукой. Начало коллекции положила ручка STABILO `s move easy. Даже сейчас, когда товары для левшей уже стали привычными, эта ручка остается уникальной. STABILO `s move easy — первое изделие, все этапы разработки и производства которого проводились на основе результатов научных исследований в области эргономичного письма. Форма ручки, абсолютно точно повторяющая форму руки ребенка, со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев делает письмо левой рукой очень комфортным и удобным. Будучи современной альтернативой классическим перьевым ручкам, которые пишут только при определенном наклоне и нажиме, STABILO `s move easy идеально подходит детям с плохим почерком. Эта ручка вырабатыват у учеников правильную манеру удержания пишущего инструмента. Манера письма левшей такова, что велика вероятность размазать чернила уже написанного текста, и ручки STABILO имеют весомое преимущество — чернила мгновенно высыхают на бумаге и не размазываются.

Сегодня наряду со STABILO `s move easy в коллекцию входят: гелевая ручка STABILO Easy Gel, механический карандаш, ластик и точилка STABILO Easy Ergo. Все это — уникальные товары, созданные в соответствии с последними разработками в области эргономики, в тесном сотрудничестве с самыми уважаемыми научными и медицинскими учреждениями, специализирующимися на ее изучении. Неоспоримые преимущества и достоинства использования их детьми в возрасте 5-18 лет подтверждены специалистами в области эргономики:

  • разработаны с учетом изменения строения руки ребенка, это позволяет подобрать подходящий пишущий инструмент для каждого возраста, что гарантирует правильное расположение кисти при письме и снижает возможность преждевременной усталости мышц руки и плеча;
  • учитывают особенности письма людей, пишущих левой рукой (маркировка на корпусе — L) и правой рукой (маркировка на корпусе — R);
  • прививают навык правильно держать пишущий инструмент и формируют красивый почерк;
  • каучуковая зона обхвата ручки и карандаша имеет особую форму с углублениями для пальцев, которая предотвращает скольжение пальцев и фиксирует их в правильном положении, это позволяет свести к минимуму необходимые усилия для удержания пишущего инструмента и минимизировать статическую нагрузку, которая является основной причиной быстрой усталости руки;
  • обеспечивают максимальный комфорт для ребенка в начале обучения и в дальнейшем, когда темп и объем письма увеличатся.

Помимо этого компания Schwan-STABILO выпускает чернографитные, цветные карандаши и фломастеры STABILO Trio с эргономичной трехгранной формой корпуса. Как известно, рука левши быстро устает при работе с обычными пишущими инструментами, в то время как трехгранная форма карандаша или ручки соответствует естественному захвату руки, уменьшая усилия, необходимые для их удержания. Как следствие, рука при письме и рисовании устает намного меньше, что делает такие пишущие инструменты оптимальными для левшей.

MAPED

Есть предметы, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы — это огромная проблема. Ножницы для левшей компании MAPED от стандартных отличаются перевернутым в другую сторону лезвием. Благодаря этому они легко режут бумагу при работе именно левой рукой. Это отличает их от обычных ножниц, которые при работе левой рукой лишь сгибают и мнут бумагу и закрывают линию реза.

KUM

Понимая, что, затачивая карандаш обычной точилкой, левше приходится совершать непривычные и неудобные движения — вращать карандаш на себя, компания KUM выпустила специальные точилки для левшей серии Lefty. В отличие от точилок для правшей, лезвие в них перевернуто в другую сторону, а значит, и вращать карандаш нужно от себя, что намного удобнее!

Учла компания и трудности, возникающие у левшей при работе с обычной линейкой. При неудобном для левшей движении руки слева направо, закрывается шкала и размазывается проведенная линия. У линеек KUM Lefty шкала размечена справа налево, что полностью решает эти проблемы.

Обсуждение

Здравствуйте. Я педагог по коррекции почерка. Специальные товары для левшей - это, конечно, отдельный разговор. В том числе и о том, что они являются дополнительным источником финансирования их производителей. Хотя, этот вопрос каждый решает для себя сам и, разумеется, многие люди найдут их весьма полезными и удобными. А значит в этом тоже есть смысл. Однако, хотелось бы заверить родителей леворуких писателей:) , что овладев письмом правильно, ребенок вполне может справиться и при помощи обычной ручки. Та методика, которой я пользуюсь в своей работе, например, одинокого эффективна независимо от того, какой рукой пишет ребенок. При этом мы пользуемся обычными ручками.

Да, насчет трудностей почти ничего. Мой муж тоже левша, а я амбидекстр, наша дочь левша. Писать начали в 4 года, очень тяжело было научить держать ручку. "Зеркалила" страшно. Сейчас в 3 классе. До сих пор пишет "смешно". У букв Т, Г, Б палочку верхнюю пишет с права налево.

Хм... видимо строчку "Как преодолеть трудности при обучении ребенка–левши?" написал человек, который и статью не читал, и левшей сильно издалека видел.

Я сама левша, ждала что и ребенок может быть в меня. Но нет, он выраженный правша. Насколько я помню и знаю, у моих родителей никаких проблем и трудностей с моим "талантом" не возникало. А какие у вас сложности?

Комментировать статью "Если ребенок — левша"

Удивительная история произошла с беременной Аленой Авдеевой в миасском родильном доме. Медики Миасса во время операции кесарева сечения обнаружили у нее вместо многоплодной беременности кисту, что удивило обе стороны. В ходе операции киста врачами была удалена, - рассказывает корреспондент ИА REGNUM. Это печальное событие разрушило надежду несостоявшейся мамы и она обратилась в полицию. Хотела разобраться, действительно ли детей не было или же с ними что-то произошло. Алена наблюдалась в...

Дорогие участники и болельщики! Приём работ на конкурс «Дети читают стихи» окончен, и теперь начинается новый ответственный этап – народное голосование! Все участники голосования получают скидку на заказ в Лабиринт.ру. За 2 месяца с начала конкурса было принято больше 4000 работ от участников со всей страны. Основной массив работ пришелся на ребят в возрасте от 4 до 10 лет (1200 работ участников 4-6 лет и 1500 работ участников 7-10 лет). Восхищение и умиление вызвали и малыши: в конкурсе...

Для полноценного развития детям с самого рождения нужны развивающие игры. Карточки для детей играют важную роль в развитии малыша. Это самый простой способ знакомства ребёнка с предметами, изображенными на карточках, а также с буквами. Посмотреть на Яндекс.Фотках Игры с развивающими карточками для детей от 1,6 лет и старше Если вы уже занимались по развивающим детским карточкам ранее, то, наверняка, Ваш ребенок уже прекрасно знает всех животных, профессии, музыкальные инструменты и прочие...

Ваш ребенок - левша? Родители, которые выявляют леворукость своего малыша, часто начинают паниковать. Что делать? Не стоит переучивать ребенка. Подробности...

Есть дети, которые просто не умеют писать контрольные: самостоятельно понять задание, рассчитать время, не отвлекаться, писать, если никто тебе не кивает: правильно, мол, пишешь.

Обсуждение

А почему на два? Не успевает, грязно, много ошибок? Сам что говорит - волнуется, или мешает кто?
Мне кажется, угробить самооценку ребёнка двойки не совсем в силах. У Вас настрой такой, извините, категорично-воинственный, мне так показалось"я не могу позволить, и не позволю"...Тут надо покопаться. Может, ребёнок боится сильно на контрольной именно вашей реакции на двойку, такого не может быть?

Но вы тетради с контрольными работами смотрели? Какие были задания, что выполнено, что нет, какие ошибки сделаны?

Как правильно воспитывать ребенка-левшу

Как лучше объяснить маленькому человечку – левше, чем и почему он отличается от других детей? Как ответить на вопрос: почему я левша, а другие, нет? Лет двадцать – тридцать назад одноклассники удивлялись, сталкиваясь с леворукостью ребенка, смеялись над ним, часто изгоняли из своего общества, развивая застенчивость и даже забитость.

Эту книгу я получила в подарок на свое пятилетие в далеком 1973 году. Книга издана была тоже в 1973 году, пахла типографской краской, называлась "Волшебный сундучок" и была похожа на него, да и стоила для того времени совсем недешево - 2 рубля 59 копеек. Наши дети, имеющие компьютер, интернет, DVD и прочие радости не могут себе представить, какой шикарный это был подарок. Я любила читать, сначала мне читала ее бабушка, потом я стала читать сама. Я выросла на сказках этой книги. В ней 350...

Девочки, здравствуйте! У меня вопрос: ребенок болеет (2-й день высокая температура - вирусная инфекция, кушает мало, но мы и не заставляем). Проблема в том, что он уже около 5 часов как не писал.

Опрос от пользователя Стюардесса Анфиса Правши и левши Кто вы? Правша Левша Владею обеими руками одинаково Текущие результаты Другие опросы Опросы на сайте www.сайт

Я так понимаю, Вы сталкивались с этой проблемой. Ребенок у меня видимо скрытая левша (ранее, при обследовании по др поводу, невролог сказала, что ребенок левша, хотя сейчас пишет правой рукой).

Обсуждение

У меня сын тоже зеркалил в прошлом году. Причем это проскакивало именно в контрольных диктантах.. Учительница в конце первого триместра раздала тетради для контрольных работ, и я чуть в обморок не упала:)))) Диктант без единой ошибки с зеркальными буквами г:)
В обычных работах 2-5 букв в тетради (всего)... То есть не явный криминал... В основном это касалось заглавных букв З и Е.
Как вылечили... писали по строчке в день проблемные буквы... Хотя, З и Е, в принципе сложновато запомнить:)
Сейчас, иногда проскакивает в тетрадках по математике, они пишут на полях 10.09 (число, месяц, мой иногда, наоборот 09.10:))) Я в эти моменты говорю, покажи, где начало, а где конец тетради (горизонтально)... Там, где начало и будет число, а потом месяц.
С правильным написанием цифр проблем нет..

Проблема есть с "оканьем" - как прочитал, так и сказал "кО-рО-ва". Но и это почти что вылечили с учительнцей... учились слушать, как произносят гласные звуки в классе.

К нейропсихологу. Такое у левшей бывает от того, что развитие нервных связей в голове происходит в иной последовательности, чем у правшей. Возможно и у правшей это как-то объясняется.
Нейропсихолог тестирует по картинкам, а потом рекомендует гимнастику на развитие рук, ног, глаз, синхронизацию движений разных частей тела. Очень полезная гимнастика! Не пожалеете.

" Левши используют левую руку практически для всех потребностей: начиная от приготовления еды и заканчивая любой тонкой работой. В данном случае рука, которой пишут, не есть показателем. Это я вам как левша заявляю. И специально для левшей и их родителей эта статья.

Чтобы объяснить все о левшах, было написано много книг, раскрывающие некоторые секреты (одна из них - книга французского исследователя Пьера-Мишель Бертран "Зеркальные люди. История левшей"), но многие люди так и не поняли, что значит быть левшой, нужно ли им это понимание и почему люди, использующие левую руку как ведущую, остаются практически беспомощными в праворуком мире.

Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей

Такими причинами могут выступать:

    Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.

    Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).

    Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.

    Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.

    Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.

    «Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.

    А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» - это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом. Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.). Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

    Длительное время упрямы.

    Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с и воспроизведением отдельных звуков.

    Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

    Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

    Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Леворукий ребенок в школе и дома

И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку. А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать. Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – "бракованная левша": мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).

Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива. С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева. Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.

Что нельзя делать?

Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.

Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.

Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».

Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.

Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.

Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.

Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.

Великие люди левши

В музыке : Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.

Писатели/философы : Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.

Художники : Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.

Ученые : Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.

Политики/военные : Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Махатма Ганди и другие.

Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей... Надо ли что-то менять? "

ребенок левша,

Дорогие читатели! Предлагаю вам любопытную и очень полезную статью Михаила Федотова о том, как влияет на развитие мышения, на развитие способностей тот факт, какая рука у нас ведущая.

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Альберт Эйнштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Лев Толстой, Пабло Пикассо, моя любимая актриса Мэрилин Монро – все они были левшами.

Кто же они, эти гениальные левши? Есть теория, что каждый левша – только один из родившихся близнецов и разделение произошло ещё на клеточном уровне! Не зря в парах родившихся близнецов один из них всегда правша, а второй – левша.

Я должен признаться, что страшно завидую левшам. Они запоминающиеся, они талантливые и всегда непредсказуемые! И я был счастлив, когда узнал, что «левшество» и «правшество» могут быть абсолютными, но могут быть и частичными, а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Это значит, что каждый из нас может быть «немножечко» левшой, остаётся выяснить степень нашей левизны. Для этого придётся провести внутрисемейное исследование. Известно, что если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, вероятность того, что и ребёнок родится левшой, достигает 46%.

НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ТЕМ ФАКТОМ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об особенностях головного мозга. В норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Они отличаются и по функциям, и даже по своему строению. Правое полушарие командует левой половиной тела и оперирует образами, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, продуцирует сновидения. Левое полушарие командует правой половиной и оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, более того, «художественное», а левое – логическое, аналитическое.

Не секрет, что современный мир ориентирован на правшей, и часть левшей насильно переучена (это отдельная проблема). Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, интонаций, тембра голоса, пения птиц, криков животных, плеска воды, оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – всё наоборот.

У большинства людей в результате определённой системы учёбы, тренировки, образа жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Потому что мы развиваем только сильное полушарие! Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности, не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным.

Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. ПАРАДОКС: от распространённого сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - страдают и правши. У них мало используется ПРАВАЯ половина мозга.

Попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит, она незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для ещё более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость».

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, на обеих стенах которого висят зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности, как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела.

ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕРИ

В возрасте до трёх лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребёнок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и само исследование малонадежно.

И есть еще одно «но» (окончательно всё запутывающее). Большинство авторов всё-таки считают, что в шесть с половиной-семь лет обычный ребёнок делает выбор руки. Такой выбор обязателен, и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (обычно около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но вот когда выбор будет совершён, мы советуем снова усиленно заниматься симметричностью движений.

А к чему нам нужно стремиться? Встречаются люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Для этого нужно много заниматься теми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребёнка есть возможность много бегать и плавать). Мы твёрдо уверены: учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Для спортсменов это особенно важно! Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются). Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

ЧЕМ ВРЕДНА ПЕРЕУЧЕННОСТЬ?

Обычно мы имеем переученного левшу. Переучивание правшей в левшу производилось в виде эксперимента при помощи магнитного поля в университете в Калифорнии, но это удалось всего на один час. А левшей переучивали в приказном порядке и в детских садах, и в младших классах школ. И вот результат: движения человека начинают контролироваться более слабым полушарием мозга, поскольку так этого человека переучили. Максимально реализоваться (я сравниваю каждого только с его собственным потенциалом) такой человек не сможет! Более того, в моменты наивысшего напряжения - например, на соревнованиях - доминантное полушарие (не наученное) берёт на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даёшься.

К счастью, это «переучивание» касается только самых явно выраженных левшей. Но есть ещё 48-50% людей, которые являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке – правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки «рукости» могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона».

Есть ещё много других смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления, и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребёнка неоправданными требованиями.

Например, даже взрослый, если переложить ему телефонную трубку от правого к левому уху, может перестать понимать, что ему говорят, потому что он начинает воспринимать информацию другой половиной мозга. И в такой ситуации и от ребёнка, и от взрослого бессмысленно что-то требовать. Он не «не хочет», он не может. Вот такие ситуации нужно учитывать в смешанных типах «правшей-левшей».

Если ребёнок берёт ракетку в правую руку, это ещё не значит, что его можно воспитывать как правшу. Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой. И если у таких детей можно ненавязчиво развивать левую руку, то это достаточно выигрышное и благодарное занятие. И наоборот, если насильно развивать у ярко выраженного правши левую руку, то это будет такой же стресс, как у левшей, когда их переучивают на правую руку. А если не насильно? Очень интересно, что проведено много исследований на правшах, которые ломали ведущую руку. При этом не только слабая левая рука быстро начинала учиться и выполнять сложные функции, но и в «командном пункте», в правом полушарии, менялось количество серого и белого вещества.

Учите ребёнка на две руки!

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.



Рассказать друзьям