Шариковая ручка и ее история. Семь ошибок при использовании перьевой ручки и как их избежать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С приходом на рынок канцелярских товаров шариковых ручек школьники смогли вздохнуть облегченно. Кляксы, промокашки, залитые чернилами тетрадки, измазанные руки, лицо остались в прошлом. Ведь раньше задачей школьника было не столько обучение письму, сколько умение управляться с перьями и чернильницами.

Появление шариковых ручек

Главным неудобством перьевых и наливных ручек была необходимость регулярного смачивания пера чернилами, что было еще допустимо в школе, но значительно тормозило любые процессы во взрослом мире – от политических до промышленных. Особая необходимость в преобразованиях наблюдалась , где летчики вынуждены были пользоваться карандашами.

Идея перманентного поступления чернил на пишущий узел ручки рассматривалась изобретателями давно. Первые аналоги ручки с вмонтированным в пишущий наконечник шариком были обнаружены на территории современной Армении на рисунке, датированном 1166 годом.

Впоследствии к идее вращающегося наконечника возвращались неоднократно – только в США было выдано 350 патентов. Но официальными изобретателями считаются американец Джон Д. Лауд и венгры Ласло и Георг Биро, которые запатентовали непротекающие ручки.

Идея организовать в Советском Союзе собственное производство шариковых ручек возникла в 1949 году. Не в традициях Советского государства было закупать патенты, тем более народного потребления. Поэтому на основе лучших мировых образцов были созданы отечественные копии.

Производством шариковых ручек занимались предприятия местной промышленности и промкооперации. Качество продукта было настолько низким, что появление первых шариковых ручек прошло без ажиотажа. Проблемой стала неудачная конструкция пишущего узла. Неудобства создавала и сложная процедура вторичной заправки баллона - из наконечника вынимался шарик, через образовавшееся отверстие шприцем закачивалась новая порция чернил, и шарик завальцовывался обратно в сферу. Существовали даже стационарные пункты заправки.

Оставляло желать лучшего и качество чернил, для производства которых стали использовать смесь касторки и канифоли.

На тот период в Союзе не имелось технологических возможностей для ликвидации этих недостатков, ручки перестали пользоваться спросом и их перестали выпускать.

Возобновилось производство шариковых ручек в 1965 году на Куйбышевском шарикоподшипниковом заводе. Тогда было закуплено швейцарское оборудование для производства пишущих узлов и удалось вызнать рецептуру паркеровских чернил.

Однако внедрение шариковых ручек в массовую культуру произошло в начале 70-х.

Популяризации модели мешали образовательные стандарты, по которым большое значение придавалась формированию почерка. Технические возможности шариковой ручки не позволяли реализовать требования к «выписыванию» букв, имеющиеся на то время.

Долгое время проблемой был вопрос комплектующих – заменить исписанный стержень было крайне затруднительно, приходилось покупать новую .

Зато с решением этих вопросов в Союзе начался дизайнерский бум шариковых ручек. Стали выпускаться комплекты цветных ручек, автоматические, двух-, четырех-, шестицветные шариковые ручки.

Интересный факт: из кремлевских вождей первым стал подписывать документы шариковой ручкой фирмы Parker М.С. Горбачев. Предыдущие вожди предпочитали либо карандаши, либо солидные чернильные приборы.

Источники:

  • История изобретения шариковой ручки

Принцип шариковой ручки довольно прост – на ее конце находится маленький шарик, который катится по поверхности бумаги и оставляет за собой следы чернил, просачивающихся в небольшой зазор между стенками. Но сделано это изобретение было не так давно – в 1888 году, а широкое распространение ручка получила только в XX веке, после создания современного образца.

История изобретения шариковой ручки

До конца XIX века все пишущие инструменты, в которых использовались чернила, нуждались в постоянном обмакивании в чернильницу. Писать было неудобно, долго, на бумаге оставались кляксы. Инженеры стали задумываться о том, ручку с подачей чернил. В 1888 году американский инженер Джон Лауд запатентовал принцип действия ручки со специальным резервуаром для чернил, которые подавались по тонким желобам к наконечнику с круглым отверстием. Шарика в небольшой дырочке на конце ручки еще не было, но это приспособление уже позволило по бумаге без обмакивания в чернила. Хотя до совершенства этой ручке было далеко: она тоже кляксы, хотя реже, чем перья.

В 1938 году венгерский журналист Биро шариковую ручку современной конструкции: в первую очередь он поместил маленький шарик в отверстие, которые позволял задерживать чернила и препятствовать попаданию клякс, а также делал письмо более приятным. Кроме того, Биро сделал и специальные чернила для таких ручек – наблюдая за печатанием газет, он заметил, что чернила на них высыхают гораздо быстрее. Правда, они были слишком густыми для использования в ручке, но он усовершенствовал их формулу.

История развития шариковой ручки

С момента появления современной конструкции прошло уже много времени – более семидесяти лет, но ее принцип и устройство почти не изменились. Даже самые первые подобные ручки имели отличные характеристики, а главное, отличались большим запасом чернил и малым их расходом.

Первыми покупателями шариковых ручек были летчики – для них были важно, чтобы пишущий инструмент не «тек», так как на большой высоте это было распространенное явление: давление в воздухе выше.

Первые шариковые ручки появились в Советском Союзе после Второй мировой войны. Чернила советским инженерам пришлось делать самостоятельно, так как владелец компании по производству самых известных ручек Паркер отказался сотрудничать со Сталиным. Производство ручек началось в 1949 году, но они были слишком дорогими для широкого распространения.

Только в 1958 году шариковые ручки упали в цене достаточно, чтобы их могли использовать повсеместно. В 1965 году их стали производить на швейцарском оборудовании, и вскоре ручки стали выдавать . Скоро этот товар стал одним из самых массовых, сегодня большинство ручек имеют такую конструкцию.

Видео по теме

Чернильные ручки и перья использовались с самого начала письменной эры. Несмотря на такие проблемы, как размытие чернил и ненадежность письменных принадлежностей, они имели достаточно большую популярность.

Компоненты чернил

Чернила в ручке составляют около 50 процентов красителя. Черный ​​цвет получается благодаря саже (мелкому порошку, сделанному из нее). Несколько красителей используются, чтобы сделать синие чернила, но наиболее распространенные из них состоят из трифенилметана, фталоцианина меди. Черно-синие чернила часто содержат сульфат железа и дубильные кислоты. Эти добавки используются со времен Средневековья, чтобы более стабильной.

Красители и добавки смешивают с растворителем. Часто им является или пропиленгликоль. Затем добавляются синтетические , чтобы помочь диспергировать краску, а также отрегулировать вязкость и поверхностное натяжение.

Используются и такие добавки, как смолы, консерванты и смачивающие агенты. Они могут быть добавлены для корректировки конечных свойств чернил.

В этой статье рассмотрим технические характеристики проморучек: конструкции, материалы, покрытия и стержни. Сравним разные методы нанесения логотипа. Выясним, какие ручки лучше и для каких целей: какую ручку купить, если вы планируете массовую промораздачу, а какую — в качестве персонального подарка.

Конструкции шариковых ручек

Ручки из ассортимента «Topgifts» разбираются, что позволяет при необходимости заменить стержень. Детали большинства моделей соединяются резьбой и легко раскручиваются. Резьбовое соединение может находиться как посередине корпуса, так и на конце: у некоторых ручек откручивается носик.

Модели без резьбы — с конусным соединением или с фиксаторами различных конструкций — разобрать сложнее. В месте крепления нужно с усилием потянуть или повернуть деталь. Мы не рекомендуем разбирать такие ручки: собрать их обратно бывает проблематично.

Есть и неразбираемые исключения: это недорогие шариковые ручки, цена которых сопоставима с ценой нового стержня. Такие ручки оптимальны для промораздачи, замена пасты для них попросту нецелесообразна.

Больше, чем просто ручка. Конструкция ручек Construction от немецкого бренда Troika включает в себя стилус, линейку, уровень и две отвертки.

Механизмы включения ручки: нажимной и поворотный

Существует мнение, что количество деталей прямо пропорционально частоте поломок. Это миф. Поворотный и нажимной механизмы одинаково надежны, а их применение зависит только от задумки дизайнера.

Материал корпуса

Пластиковые шариковые ручки

Распространены четыре вида покрытия: глянцевое непрозрачное (solid), матовое прозрачное (frost), глянцевое прозрачное (transparent) и матовое непрозрачное (matt solid). Каждый эффект достигается перекрестным использованием двух типов пластика (прозрачного и непрозрачного) и двух типов пресс-форм (полированной — для глянцевых и специально «ошкуренной» — для матовых). Кроме четырех основных видов выделим также пластик с покрытием софт-тач и пластик с эффектом «металлик».

Для получения эффекта «металлик» (satinated) на белый пластик наносится металлизированное порошковое напыление.

Особое, приятное на ощупь, «теплое» покрытие софт-тач достигается путем нанесения на пластик тонкого слоя эластичного резиноподобного материала на основе полиуретана. Если на такой ручке появились темные участки, очистите их теплой водой с мылом или просто сотрите ластиком.

Правило контраста работает и для ручек, поэтому дизайнеры часто сочетают разные типы поверхностей в одной модели.

Глянцевый прозрачный клип и матовый прозрачный корпус

Глянцевый прозрачный клип и глянцевый непрозрачный корпус

Глянцевый прозрачный клип и корпус с покрытием софт-тач

Металлические шариковые ручки

В производстве шариковых ручек используются алюминий, латунь и нержавеющая сталь. Металл часто покрывают краской или лаком. Как и у пластиковых ручек, распространено сочетание разных поверхностей в рамках одной модели. Например, покрытия софт-тач и рифленого металла.

Для каждого металла и типа покрытия существуют свои особенности гравировки. Читайте о них ниже.

Кроме привычных материалов, металла и пластика, в изготовлении ручек может использоваться дерево . Ручки в корпусе из клена, ореха, розового дерева, дуба и бука, объединенные в набор, — необычный статусный подарок.


Стержни

В каталоге ручки с пастой только самого востребованного — синего цвета. На заказ можно изготовить стержни, которые пишут красным, зеленым или черным.

Большинство производителей использует стандартные длину и диаметр стержней. Поэтому стержень одной марки подойдет к ручке другой. Но соответствие может быть не идеальным: стандартизация не касается толщины носика стержня. Новый стержень, подходящий по длине, может оказаться толще отверстия в корпусе. И не влезть. Или, наоборот, тоньше — что смотрится некрасиво.

Металлические ручки служат дольше пластиковых, поэтому комплектуются стержнями большей емкости.

Толщина линии письма

На конце стержня с чернилами расположен пишущий узел (наконечник). Он состоит из металлической трубки и маленького металлического шарика. Благодаря небольшому зазору между ними, шарик легко вращается и переносит чернила на бумагу. Диаметр шарика определяет толщину линии письма.

Как правило, европейские производители используют диаметр шарика 1,0-1,2 мм, азиатские — 0,5-0,7 мм. Но это правило не всегда соблюдается, и производитель может менять этот параметр на свое усмотрение. Даже у одной модели ручки толщина варьируется от партии к партии. Кроме того, все мы пишем по-разному: кто-то выводит буквы с нажимом, а кто-то пишет, едва касаясь бумаги.

Роллерные стержни

Ручки-роллеры отличаются от обычных использованием чернил меньшей вязкости. Линия, оставленная роллером, похожа на след от перьевой ручки. Чернила лучше впитываются бумагой и быстрее высыхают.

Недостаток роллерных стержней — отсутствие стандартизации. Найти идеальную замену старому стержню может быть затруднительно. Еще один минус — жидкая паста быстро сохнет не только на бумаге, но и в самом стержне, что существенно ограничивает срок хранения таких ручек.

Сами же перьевые ручки, за сходством с которыми гонятся роллеры, давно стали элементом имиджа. И среди них есть как яркие, условно молодежные, модели, так и строгие классические пишущие инструменты премиум-класса. Какие ручки лучше, зависит только от целей дарения.

Альтернатива ручкам и чернилам — карандаши . Легкие и недорогие, они как будто приглашают поиграть. Нанесение в сочетании с простой, но креативной упаковкой преображает предмет и выводит коммуникацию на новый уровень.

Упаковка

Дорогие ручки всегда комплектуются футляром. Подарочная упаковка дает дополнительное пространство для персонализации, в том числе, если нанесение на сам предмет невозможно или нежелательно.


Упаковка превращает ручку средней цены в персональный подарок.

Нанесение изображений на ручки

Какую ручку купить, зависит в том числе и от того, какой дизайн вы хотите на ней напечатать.

Распространенные способы нанесения логотипа на пластиковых ручках:

Тампопечать,
- УФ-печать.

Методы брендирования металлических ручек:

Тампопечать,
- УФ-печать,
- лазерная гравировка.

Ручки из алюминия легкие и недорогие. Корпус обычно покрыт краской, которая хорошо гравируется любым типом лазера. При гравировке проступает светлый матово-серебристый цвет металла. Чтобы добавить алюминиевым ручкам веса и «солидности», производители могут помещать внутрь корпуса утяжелители.

Ручки с корпусом из латуни часто покрывают цветным лаком. Лак выглядит эффектно и дорого, но прихотлив к гравировке. При нанесении на ручку логотипа со слишком мелкими деталями возможно появление мелких зазубренных сколов.

«Натуральный» цвет латуни — матово-желтый, проступая при гравировке, он идеально сочетается с золотистыми деталями ручки (клипом, носиком, кольцами, другими декоративными элементами). Если же детали хромированные, латунный корпус перед нанесением лака или краски проходит специальную обработку, которая создает серебристое устойчивое покрытие. Лазер его «не берет», таким образом цвет корпуса после гравировки соответствует цвету деталей.

Ручки из нержавеющей стали смотрятся эффектно и брутально. Как правило, ничем не покрываются: сталь плохо принимает на себя как краску, так и лак. При гравировке дает натуральный цвет металла — темно-серый с малой примесью оттенка желтого.

Золотое правило при подготовке макета нанесения на ручку звучит так: чем меньше мелких деталей, тем лучше! Крупные лаконичные изображения не только лучше пропечатываются или гравируются, на небольшом предмете они и смотрятся эффектнее.

Рекомендуемая толщина линий для тампопечати — 0,3 мм и более, минимальная — 0,1 мм. На ручках темных цветов при тампопечати необходим дополнительный слой-подложка. Иначе сквозь светлую краску печати будет пробиваться темный цвет корпуса.

Прямая УФ-печать дает яркое полноцветное изображение с тончайшими линиями (до 0,05 мм). Печать возможна как на металлических ручках, так и на пластике, в том числе с покрытием софт-тач.

Рекомендуемая минимальная толщина линий для гравировки отличается для разных материалов: неокрашенные поверхности — 0,12 мм (для вывороток — 0,25 мм), окрашенные и покрытые лаком — 0,2 мм и 0,3 мм соответственно. Следует помнить, что разное оборудование дает разные результаты, поэтому рекомендуем всегда заказывать тестовый экземпляр.

Техническая подкованность и знание «матчасти» — заметное преимущество, если вы выбираете ручку для своего бренда или помогаете определиться с выбором заказчику. И хотя порой на первый план выходят цена и тираж, дизайн имеет значение. Помните, что внешний вид и качество рекламной ручки порой говорят о бренде больше, чем напечатанный на ней слоган.

14 октября 2010, 17:06

Учеными установлено, что одной шариковой ручкой можно написать, в среднем, 50000 слов. А теперь посмотрите внимательно на свою шариковую ручку: на кончике ее находится маленький шарик, который переносит чернильную пасту из баллончика на бумагу. На первый взгляд, кажется, все очень просто. Но так ли это на самом деле? В действительности разработать удобную шариковую ручку было нелегко. В октябре 1888 года Джон Д. Лауд из Массачусетса запатентовал "авторучку с вращающимся наконечником" . Он использовал маленький шарик, который одной стороной находился в чернилах. За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но, ни одна из них не стала товаром. Обратившись к этому историческому факту, можно сделать вывод, что родоначальником идеи шариковой ручки был Джон Д. Лауд. Однако, не так давно, армянскими археологами был обнаружен свиток, датированный 1166 годом, на котором было изображено странное орудие письма. Они попытались воссоздать его при помощи тех средств, которые были указаны на рисунке, - бамбуковый ствол, внутри которого полый шарик с красящей жидкостью. Когда эксперимент был завершен, исследователи с удивлением обнаружили у себя в руках... древнюю шариковую ручку. Во времена Джона Д. Лауд главным препятствием были чернила. Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман. Слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо... пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха 70 0F (21 0C), но ниже 64 0F (18 0С) засорялась, а выше 77 0F (25 0С) - подтекала и оставляла кляксы. Тогда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро , демобилизовавшись из венгерской армии, перепробовал ряд занятий. Он изучал медицину, искусство, увлекался гипнозом, но, ни одна из профессий не заинтересовала его настолько, чтобы стать специальностью. Газетным делом он занялся случайно. В 1935 году Биро издавал небольшую местную газету и часто сердился на свою авторучку. Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Тогда Ладислав позвал своего брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели шариковую ручку.
Ладислав Биро Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был на то время президентом Аргентины, Аугусто Юсто . Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Казалось бы, дело их жизни было обречено на успех. Но вопреки всем ожиданиям, произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить. На помощь братьям пришли пилоты ВВС США, часто бывавшие в Аргентине во время войны, они сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать. Госдепартамент США предложил американским фабрикантам изготавливать такие же ручки. Американская компания "Эберхард Фабер" решила попробовать монополизировать рынок и заплатила 500000 долларов за права на производство шариковых ручек; таким образом, братья впервые получили прибыль за свое изобретение. Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они, то подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек, то в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена также последовала за объемом продаж – также вниз. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались, на чем свет стоит, и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни. В то время во Франции жил известный фабрикант перьевых ручек и письменных принадлежностей, которого звали Марсель Биш (Bich). Именно он заставил покупателей отречься от подобных клятв. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он выступал в роли обыденного наблюдателя, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах, потом решил, что сможет завоевать рынок, если сумеет создать надежную шариковую ручку и снизить ее стоимость - новинка ему нравилась, но возмущала ее высокая цена при столь низком качестве. Братья Биро продали Бишу права на изобретение, и тот приступил к работе. В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, просто выбрасывались. Таким образом, шариковая ручка достигла полагаемого и заслуженного успеха на рынке Франции, а затем и во всем мире.Изучив международный рынок, Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик . А вот какие модели предлагают производители ручек сейчас:


и даже ручки с диктофном,часами и камерой:

Привет вам, любители интересных фактов и событий! Оказалось, что многих волнует вопрос, кто и когда изобрел шариковую ручку. Но на этот вопрос так просто кратко не ответить, поэтому мы подробно расскажем про всё, начиная от первого изобретателя и заканчивая современным видом шариковой ручки.

Муки каллиграфии

До изобретения привычной всем шариковой ручки человечество писало стилусами (заостренными палочками), перьями из гусиных хвостов, перьевыми ручками и другими непрактичными приспособлениями. Со всеми ними было много хлопот.

Стилусы делали из костей животных и древесины. Писать ими можно было разве что на глиняных дощечках и мягкой коре деревьев. Такие средства для письма были громоздкими, недолговечными и неудобными в использовании.

После того как в «массовое производство» поступила бумага, владеющие грамотой граждане обзавелись перьями и чернилами. Писать ими было удобнее. Буквы выходили красивыми и округлыми.

Но тут возникла проблема: заостренные птичьи перья довольно хрупкие, быстро тупятся и ломаются. Писцам приходилось их постоянно чинить, а изношенные - менять на новые. В арсенале одного переписчика при монастыре были целые горы перьев.

Хуже всего дело обстояло с чернилами. Обмакивая перо в полную чернильницу, человеку нужно было аккуратно и быстро перенести чернила на бумагу, не наделав при этой клякс. Таким искусством владели лишь немногие, поэтому «каллиграфы от бога» ценились высоко.

На пути к шариковой ручке

Приблизительно в 1800-1850 годах наконец-то была изобретена первая ручка с металлическим пером. Ножи для заточки гусиных перьев ушли в прошлое, да и сами птицы вздохнули немного свободнее.

Принцип работы нового пишущего аппарата был тем же. К деревянному основанию крепилось долговечное стальное перо, которое следовало обмакивать в чернильницу. Со временем деревянный стержень заменили на стальной.

Пользоваться новой ручкой оказалось проще и удобнее, но кляксы и испачканные чернилами руки продолжали оставаться грустной реальностью каждого грамотного человека.

Джон Джейкоб Лауд

Этот выдающийся джентльмен, которому человечество обязано созданием шариковой ручки, родился в 1844 году в США, в штате Массачусетс. Джон закончил Гарвард, получил диплом юриста, стал работать кассиром в банке. По роду деятельности он постоянно имел дело с перьевыми ручками и маркими чернилами.

К счастью, Джон Лауд обладал живым умом и изобретательностью. Постоянно мучиться с перьями было явно не для него. Когда именно мужчине пришла в голову идея использовать шарик в средстве для письма, доподлинно не известно. Сохранились лишь сведения, что в 1888 году изобретение было запатентовано. Поэтому можно смело сказать, что именно Джон Лауд изобретатель авторучки.

Талантливый кассир назвал его «авторучкой с вращающимся наконечником». Остались ее чертежи и подробное описание. Основой устройства был полый стержень, имеющий с одной стороны шарик, а с другой - поршенек. В стержень следовало заливать чернила. Затем можно было писать, легонько поджимая поршень.

Судьба находки

Свое изобретение Лауд позиционировал как средство для письма на кожаных, деревянных и других шероховатых поверхностях. Так, новой ручкой можно было бы наносить маркировку на мешки для купюр и монет.

Эту идею Джон мог подсмотреть у работников сельского хозяйства, которые метили мешки с продукцией небольшими каучуковыми шариками. При трении мягкий каучук оставлял на мешковине следы. Так и подписывали тюки за сотню лет до создания первой шариковой ручки.

Какой бы гениальной ни была идея Джона Лауда, его чертежи так и остались пылиться в бюро патентов. Главной проблемой новой ручки были слишком жидкие чернила. Они постоянно подтекали и пачкали пальцы. Бизнесменов такое приспособление не заинтересовало.

Ласло Биро и попытка №2

В юности он долго искал себя. Сначала поступил в мединститут, чтобы стать стоматологом. Затем пошел работать в нефтяную компанию. Продажа топлива привела к увлечению автогонками. Вот тут-то впервые и проявился изобретательский талант Ладислава Биро. Первый его патент на автоматическую коробку передач купила, ни много ни мало, сама General Motors.

Получив гонорар, изобретатель решил пожить сначала в Париже, затем в Аргентине. Во время путешествий писал репортажи, внезапно обнаружив у себя задатки журналиста. Они привели Биро в издательство, которое и подтолкнуло к созданию нового изобретения - шариковой авторучки, какой мы ее знаем сейчас.


Камень преткновения

В 1935 году Ладислав Биро издавал собственную газету и часто имел дело с типографской краской. По сравнению с чернилами для письма она была более густой, вязкой и быстрее сохла. Ласло занимался также редактурой, поэтому его пальцы постоянно были выпачканы чернилами. Вот эти два факта и связались воедино в гениальном мозгу венгерского изобретателя.

Когда Биро решил запатентовать собственную шариковую ручку, оказалось, что таких патентов в бюро уже несколько сотен. Использовать шарик для письма додумались давно, а вот поменять в стержне чернила сообразил только Ласло. Помог ему в этом брат-химик Георгий.

Вместе они долго экспериментировали с типографской краской. Для авторучки она явно была слишком густой. Краска забивалась в промежутки между шариком и стенками стержня, образовывала комочки. Братья Биро стали смешивать ее с разными маслами и нефтепродуктами. В результате их совместных усилий появились новые чернила. Они были в меру густыми и быстросохнущими.

Авторучки для всех

В США выдать патент на новую авторучку отказались, потому что идея не была оригинальной. Ласло обратился в венгерские и аргентинские бюро. В них и было зарегистрировано изобретение, которое можно было, наконец-то, пустить в производство.

Занялись этим сами братья Биро. В 1943 году они открыли в Аргентине компанию по производству инновационных шариковых ручек. Предприятие называлось «Eterpen». Продукция раскупалась как горячие пирожки.

Аргентинцы с таким трепетом относятся к личности Ласло Биро, что день его рождения до сих пор отмечают как национальный праздник, а сами ручки зовут «бироме».

На грани разорения

Изобретения Лауда и Биро прошли непростой путь, пока не появилась авторучка в современном виде, в котором она существует сейчас. Даже усовершенствованные Ладиславом Биро чернила имели некоторые недостатки. Текли они неравномерно; письмо получалось прерывистым. Ручку приходилось держать только вертикально.

Братья Биро постоянно работали над своим детищем. На его основе изобретатели создали капиллярную ручку. Последнюю можно было держать под каким угодно углом, и она всегда хорошо писала.

Увы, новинка спросом не пользовалась. В военные и послевоенные годы людям было не до супермодных канцелярских принадлежностей. Биро оказались на грани банкротства, но тут вмешался Господин Случай. Американские летчики, по роду службы часто бывавшие в Аргентине, заметили «бироме». Вскоре о диковинке узнали в США.

Американская компания «Eberhard Faber» выкупила у Биро патент на производство шариковых авторучек за $500 000. Права на само изобретение оставались у братьев. По крайней мере, они так думали.

Украденное изобретение

В том же 1943 году предприимчивому и не особо честному чикагскому дельцу Мильтону Рейнольдсу случилось побывать в Аргентине. Там он купил парочку «бироме» и быстро смекнул, какой ошеломляющий коммерческий потенциал у этого устройства в США.

Вернувшись на родину, бизнесмен прочесал все патентные бюро и выяснил вот что: срок действия патента Джона Лауда и других менее удачливых изобретателей в Америке истек. Рейнольдс без зазрения совести зарегистрировал новинку на свое имя и стал единоличным владельцем прав на ее производство.

Чтобы никто не мог подкопаться, делец запустил продажи быстрее, чем компания «Eberhard Faber». С юридической точки зрения все было честно. Историческая же правда пострадала. В Америке Рейнольдса до сих пор считают изобретателем шариковой ручки.

Но вы-то теперь знаете, кто и когда на самом деле изобрел шариковую ручку. Поэтому не дайте себя провести юридическими документами.



Рассказать друзьям