Курсовик Теоретические основы темперамента. Сущность понятия темперамент

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Введите e-mail адрес:

Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными; одни будут говорить громко, другие – тихо; одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего.

Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка , на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир.

Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность.

Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения:

  • Параметр А. Интровертность /экстравертность . Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей.
  • Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении.

Что такое темперамент

Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой.

Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие.

Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов.

Холерик и сангвиник

  • часто торопятся и торопят других;
  • быстро едят, пьют и двигаются;
  • сами решают, когда идти спать;
  • указывают другим детям, что им делать;
  • могут играть в одиночестве;
  • игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно;
  • пробуют ходить в раннем возрасте;
  • нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки;
  • устанавливают свои собственные правила;
  • любят соревновательные игры.
  • теряют терпение, когда кто-то медлит;
  • отстаивают свое мнение;
  • могут быть требовательными или грубыми;
  • требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми;
  • настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка;
  • любят находиться вне дома;
  • не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид;
  • любят находить нестандартное применение обычным вещам;
  • проявляют воображение в играх;
  • могут быть смешными и озорными;
  • часто меняют занятия;
  • любят выполнять новые сложные задания;
  • всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо;
  • меняют правила в играх;
  • в детском саду любят творческие и веселые занятия;
  • часто попадают в затруднительные ситуации;
  • делают то, что хотят, независимо от правил;
  • трактуют факты так, как им выгодно;
  • склонны рисковать;
  • творят беспорядок просто для веселья.

Меланхолик и флегматик

  • беспокоятся о своей внешности;
  • избегают беспорядка и неопрятности;
  • легко занимаются повседневными делами;
  • задают много вопросов и ожидают правильных ответов;
  • предпочитают развивающие игры физическим;
  • могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени;
  • любят разбирать вещи и опять их собирать;
  • придерживаются установленного распорядка;
  • стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного;
  • в детском саду любят учиться новому.

Поведение в отдельных случаях:

  • настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте;
  • привязаны к вещам, которые им принадлежат;
  • сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки;
  • беспокоятся о том, что может случиться в будущем;
  • не любят, когда вторгаются в их личное пространство;
  • объединяются, чтобы помочь другим;
  • медленно едят, пьют и двигаются;
  • беспрекословно ложатся спать по распорядку;
  • легко делятся игрушками с другими детьми;
  • хорошо ладят с другими детьми;
  • легко заводят друзей;
  • не сразу начинают ходить;
  • проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев;
  • в играх подчиняются правилам;
  • любят ходить в детский сад;
  • плачут, когда им больно или когда они устали;
  • позволяют другим детям командовать собой;
  • упрашивают родителей, желая получить что-либо;
  • могут быть чрезвычайно застенчивыми ;
  • испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности.

Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ:

  • Холерик (экстраверт – цель) - любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
  • Меланхолик (интроверт – цель) - любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный.
  • Флегматик (интроверт – отношение) - любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию.
  • Сангвиник (экстраверт – отношение) - социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный.

Характеристика типов темперамента детей

В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения:

  • уровень активности;
  • ритмичность активности;
  • приближение/уход;
  • адаптивность;
  • порог реагирования;
  • интенсивность реакции;
  • настроение;
  • отвлекаемость;
  • длительность/устойчивость внимания.

Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа:

  • Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям.
  • Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей.
  • Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых.
  • 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента.

Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию.

Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость.

У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка.

Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения.

Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним.

Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться.

Каким бы ни был ваш ребенок, помните: он уникален. Цените это.

Оцените публикацию

Вконтакт

Можно ли назвать новорождённого ребенка личностью и почему?

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ.

Можно ли воспитать темперамент и почему?

ТЕМПЕРАМЕНТ - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

16. С чем связаны различия в поведение холериков и флегматиков:

ХОЛЕРИК - Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

ФЛЕГМАТИК - Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

17. С чем связаны различия в поведение сангвиников и меланхоликов:

САНГВИНИК – Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

МЕЛАНХОЛИК – (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субьект характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

18. Чем характер отличается от темперамента:

ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

ХАРАКТЕР – в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.


Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

Темперамент человека является врожденным, а характер - приобретенным.

Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер - социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер - реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру - термином « черты ».

19. Назовите различия в поведении экстравертов и интровертов:

ЭКТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ - в 1921 г. Карл Юнг в своей книге «Психологические типы» ввел в обиход термины «интроверсия» и «экстраверсия». Интроверт - человек, разум и чувства к-рого обращены вовнутрь (т. е., имеют сильные связи с Я). Юнг полагал, что интроверт направляет либидо вовнутрь вследствие чувства неполноценности. Интроверты достаточно замкнуты, избегают др. людей и интересуются прежде всего собой, особенно в периоды стресса. Интроверты часто скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь. Экстраверты, напротив, ориентированы преим. на внешний мир, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке. Экстравертам придают энергию др. люди и внешние события, они склонны выражать свои эмоции, нуждаются в отношениях больше, чем в уединении, обычно дружелюбны, разговорчивы, легко сходятся с людьми.

20. Условия возникновения и развития самосознания у человека:

САМОСОЗНАНИЕ - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Стадии (или этапы) развития самосознания:

· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

· К двум - трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

· К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

· Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

· Оценка результатов своей деятельности.

21. Чем отличается самооценка от уровня притязаний:

Самооценка - оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Воспитывая ребенка, нельзя ставить задачу переработать темперамент, но при любом темперамента можно воспитать все необходимые положительные качества личности и ее поведения.

Темперамент накладывает печать на моторные, эмоциональные, умственные проявления в воспитании школьника. Степень влияния темперамента отчетливо сказывается в движениях, в формах эмоциональной реакции, общении, менее ярко проявляется в волевой и познавательной сфере. В последнем случае темпераменты нивелируются.

Итак, в темпераменте, прежде всего, следует выделить выносливость (силу нервной системы). Известно, что по этому признаку школьники могут быть выносливыми и маловыносливыми. Первые сравнительно легко справляются с большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой; вторые -- такой нагрузки не переносят. Первые при напряжении и даже перенапряжении не перестают адекватно реагировать на внешние воздействия, в крайнем случае, они впадают в сонное состояние (развивается торможение в мозгу, которое охраняет нервную систему от повреждения, срыва). К ним относятся холерики, сангвиники, флегматики. Вторые относительно быстро истощаются эмоционально, меньше, чем другие, способны напрягаться при физической и умственной работе, в меньшей мере способны адекватно реагировать на сильные и сверхсильные внешние раздражители. Сюда, как известно, относятся меланхолики. Русский врач XVIII века С. Г. Забелин сказал о меланхоликах: «Они везде наперед затруднения, коих нет, и несчастья воображают, сомнительные во всем и боязливы. Им больше, чем кому бы то ни было, следует соблюдать правила жизни, избегать страха, гнева и печали».

Как показывают эксперименты, в учебно-воспитательной работе выносливость темперамента должна быть учтена в качестве индивидуального своеобразия школьника. При прочих равных условиях эмоциональная нагрузка для учащихся с выносливыми темпераментами окажется средней, для школьников-меланхоликов -- высокой; там, где для сангвиника, холерика и флегматика нагрузка становится высокой, для меланхолика -- предельной, или угрожающей. Выбирая средства педагогического воздействия, педагог учтет это обстоятельство. Например, для меланхолика непригоден повышенный тон обращения, публичное обсуждение его поведения, включение в ситуацию с большим эмоциональным накалом, с повышенной интеллектуальной и физической нагрузкой. Для остальных темпераментов все это приемлемо.

Изучить то, как учитель должен учитывать определенные черты темперамента в процессе работы с детьми, мне помогло исследование - наблюдение за двумя учениками начальной школы с разным темпераментом и одинаково позитивным отношением к учебе. Даны следующие характеристики ученикам.

Ученик Дмитрий Крылов. Движения вяло, слабые и невыразительная, на уроках спокойный, не кричит. Сидит всегда в одном и том же положении, постоянно что-то держит и крутит в руках. Когда его вызывают, то медленно выходит к доске. Отвечает громко, но медленно. Если прервать ответ, мальчик стесняется, голос его становится глухим и тихим - такое состояние остается надолго. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. У этого мальчика меланхолический темперамент.

Ученик Андрей Кустов. Движения быстрые и яркие. Во время урока постоянно меняет позу, непрерывно разговаривает с другими учениками. Очень активен. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, не беспокоясь, правильно или неправильно. Говорит громко, быстро. На перерывах никогда не сидит на месте, бегает по коридорам, борется с ребятами. Преобладает веселый, жизнерадостный настрой, который, однако, может быстро изменяться. Характерные очень выразительные и сильные эмоциональные реакции. Несдержанный и непоседливых. Это мальчик холерического темперамента.

Для обоих учеников негативная оценка является сильным возбудителем, потому что оба активно положительно относятся к обучению. Однако сильная нервная система ученика А. побеждает эти стимулы и соответствует возбуждением, а потому негативная оценка может его стимулировать. Ученик Д., наоборот, проявляет угнетенность, снижение работоспособности после плохой оценки. Такая разная реакция учеников требует различных педагогических приемов. Так, отрицательную оценку относительно Д. надо применять осторожно, смягчающе ее негативное действие. И, наоборот, в отношении А. можно использовать негативную оценку настолько, насколько этого требует повышения его успешности.

Правильное воспитание, как отмечалось ранее - в контексте проблем темперамента - должно заключаться в том, чтобы в процессе формирования личности закреплять позитивные и тормозить негативные качества темперамента, характерные для конкретного индивида.

Все родители пытались ответить на вопрос «Как нужно правильно воспитывать ребенка?». Причем у каждого есть свой "рецепт" воспитания. Почему-то не существует универсальных методов воспитания. Дети на одно и то же воспитательное воздействие реагируют по-разному. Нередко родители подходят к учителю в школе, воспитателю в детском саду с "просьбой": «Будьте с ним (с ней) внимательнее, он у меня такой...». Но почему же, когда они сами берутся за воспитание своих детей, то напрочь забывают о том, что он особенный, что у нее слабое здоровье и т.д?

Несомненно, начинать нужно с индивидуальных особенностей ребенка. Психологическая трактовка индивидуальности гласит: индивидуальность - это неповторимое сочетание свойств личности характерное данному ребенку. Появившийся на свет ребенок - индивид - обладает совокупностью индивидуальных особенностей, сформировавшихся еще в период внутриутробного развития. Это, прежде всего, тип высшей нервной деятельности, задатки, как предпосылки развивающейся личности, темперамент. Определенный тип нервной системы и предопределяет поведенческие реакции малыша, динамику его психической деятельности. Так, одни дети быстро и легко реагируют на события окружающей жизни, ярко выражая свои эмоции и чувства, впечатлительны; другие реагируют медленно, с трудом приспосабливаясь к новым условиям. Одни порывисты, активны, энергичны, другие размеренны и рассудительны.

К.Д.Ушинского "для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях". Учитывая особенности темперамента ребенка, можно развить его сильные стороны и контролировать возникновение отрицательных проявлений. Общая характеристика типов темперамента подробно дана в предыдущих главах. Опираясь на особенности характеристик, можно обозначить алгоритм воспитательных действий.

Ребенок - сангвиник

Возможные трудности:

  • - Скучная и однообразная работа не для него, "забыв" о монотонном поручении с удовольствием переключается на более интересное и увлекательное дело;
  • - Если же все-таки примется за порученное дело, то оставит его, как только ему предложат нечто еще более заманчивое.

Возможные ошибки воспитания.

Сангвиник легок в общении, жизнерадостен и без труда схватывает новый учебный материал, и родители, как правило, не замечают, что ребенок поверхностен, не контролируют его и не интересуются его внутренним миром. За всегда дружелюбным и веселым тоном могут скрываться проблемы и внутренние переживания ребенка. Неумение довести дело до конца, небрежность в учебе, невнимательность к мелочам, деталям отрицательно сказываются на успеваемости. Как помочь!

  • - Ему просто необходимы дополнительные занятия и увлечения. Причем его не так интересует результат, как сам процесс деятельности.
  • - Развивайте волю ребенка, умение сосредотачиваться на выполняемой работе, научите доводить начатое дело до конца. Этому хорошо помогают занятия конструированием, рукоделием, которые требуют повышенного внимания, собранности, аккуратности.
  • - Поощряйте настойчивость, старательность и целеустремленность сангвиника, постепенно повышая уровень требований к нему.
  • - Чаще хвалите его, радуйтесь его достижениям, удивляйтесь результатам и обязательно настраивайте на дальнейшие "победы".
  • - Не избегайте общения с ним. Каждый день обсуждайте его отношения со сверстниками, побуждайте его задумываться о последствиях его поведения.- Старайтесь больше обращать внимания на положительные стороны его темперамента и тогда он вырастет общительным, успешным, устойчивым к стресса человеком.

Ребенок - Флегматик

Возможные трудности:

  • - Пока флегматик умывается, завтракает и аккуратно завязывать ботинки, одноклассники уже приступают к занятиям;
  • - Приготовив на завтрак новое блюдо, не получив согласия малыша, будьте готовы к скандалу;
  • - Читая из дня в день на ночь любимую сказку, даже не пытайтесь пересказать ее своими словами, такой пересказ вызовет бурю эмоций;
  • - Если вы решили купить флегматику новый пенал для школы, будьте готовы к тому, что он изучит весь товар магазина, и все равно выбор придется сделать вам.

Ошибки воспитания

  • - Постоянное поторапливание. Ускорение процесса выполнения заданий с помощью криков, приказов.
  • - Выполнение заданий за ребенка.
  • - Навязывание своего мнения при решении спорных вопросов.
  • - Использование в речи ласковых "прозвищ" - лентяй, тюфяк, копуша и т.д. Как помочь!
  • -Постоянно расширяйте его сферу занятий и увлечений. Его должны привлекать занятия музыкой, рисованием, шахматами, виды спорта, не требующие быстрой реакции.
  • -Флегматик нуждается в доверительном общении с близкими. Побуждайте его высказывать свое мнение, анализировать и оценивать поступки сверстников. Ребенок - меланхолик

Возможные трудности:

  • - Даже легкое замечание у меланхолика слезы ручьем и полное отчаяние: "Я ничего не могу, я ни на что не способен";
  • - Даже не начав выполнять задание, ребенок сообщит вам после долгих раздумий, что у него все равно не выйдет задачка по математике или рисунок на урок рисования;
  • - Нескончаемые жалобы на вредных одноклассниц, грубиянов из соседнего подъезда и нудных учителей.

Ошибки воспитания

Родители часто с опозданием замечают переживания и проблемы меланхолика.

Что делать!

  • - Постепенно вовлекайте ребенка в коллективные виды деятельности: совместная игра, труд и т.д.
  • - Меланхолик нуждается в постоянной поддержке со стороны близких людей.
  • - Чаще хвалите его и выражайте свою уверенность в его успехах.
  • - Предлагайте ему такие задания, с которыми он сможет справиться.
  • - Учите его высказывать свое мнения, свои желания!

Ребенок- холерик

Возможные трудности:

  • - Часто не слышит указаний взрослого.
  • - В общении проявляет вспыльчивость, агрессию.
  • - Нарушает правила, установленные взрослым.
  • - Небрежен, неаккуратен в выполняемой работе.

Ошибки воспитания

  • -Постоянный жесткий контроль со стороны взрослого.
  • -Ограничение активности.

Что делать!

  • -Необходим выброс лишней энергии! Для этого следует заниматься активными видами спорта.
  • -Тренируйте волю холерика. Предлагайте виды деятельности, развивающие тормозные процессы: конструирование, рисование, ручной труд, рукоделие.
  • -Поощряйте любые проявления старательности и терпения - для него это тяжелый труд!
  • -Учите ребенка планировать свою работу, проговаривая все этапы сначала вслух, потом про себя.
  • -Учите холерика контролировать свое поведение в общении со взрослыми и сверстниками. Развитию навыков самоконтроля помогут упражнения в элементарном счете про себя, дыхательная гимнастика.
  • -Научите холерика давать выход накопившимся эмоциям - можно колотить боксерскую грушу, бросать подушку: все лучше, чем срываться на близких людей.

Тема 2. Социальная природа воспитания.
Характеристика темперамента и его типов
как основы в социализации личностиВсе люди действуют и чувствуют в соответствии не с действительными фактами, а со своими представлениями об этих фактах, то есть в соответствии со своей психической реальностью. У каждого из нас есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты. В книге «Психология с эмпирической точки зрения» (1874 г.) философ Брентано выдвинул идею об интенциональности, то есть некоей направленности психических процессов. Он подчеркивал, что не существует психических явлений, которые не были бы сознанием о каком-либо объекте. Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются по одному шаблону. Человек представляет мать добродетельной и ласковой, отца – суровым, но справедливым, собственное тело – крепким. Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Удачливый человек – это человек, образы которого ближе всего к действительности, поскольку в этом случае действия приводят к задуманным результатам.

Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояние покоя, восстанавливает собственное равновесие. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически и психически. Психически напряжение проявляется чувством беспокойства и удрученности, это чувство возникает из потребности каким-нибудь способом восстановить равновесие, снять напряжение. Такие потребности называют желаниями. Человек пытается достичь ощущения безопасности, отыскивая наиболее действенные способы удовлетворения своих желаний, но этому препятствуют другие желания и внешние силы.

Два самых мощных стремления человека – это стремление к созиданию и разрушению .

Из первого возникают любовь, великодушие, щедрость, воспроизведение потомства, радостное творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, психологи называют либидо , то есть либидо – это энергия воли к жизни.

Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев, жуткое наслаждение жестокостью. Напряжение, дающее силы этим чувствам, психологи называют мортидо . Это энергия воли к смерти, сохраняющая индивида, если объектом является подлинный враг.

Стремление к созиданию и уничтожению, кульминацией которых являются половое сношение и убийство соответственно, и есть тот первичный материал, с которым приходится работать человеку и цивилизации. Энергия либидо и мортидо стремится проявиться немедленно, это значит, что человек имеет склонность взять то, что ему хочется, как только ему этого захочется, и сразу же уничтожить все, что становится ему поперек пути, мешает или раздражает его.

Такой прямолинейный образ действий можно наблюдать у младенца, еще не научившегося сдерживать свои желания. Если же так пытается вести себя взрослый, то он наталкивается на противодействия:

а) со стороны других людей, также стремящихся удовлетворить свои желания;

б) со стороны природы, не всегда готовой предоставить желаемое в тот момент, когда это нужно человеку.

Поэтому, чтобы удовлетворять свои желания, не навлекая на себя неприятности, человек должен научиться управлять своими либидо и мортидо, то есть тремя группами сил: собою, другими людьми, природой, иными словами, руководствоваться не своими желаниями, а принципами реальности . Именно здесь заложена социальная природа воспитания.

Говоря о социальной природе воспитания, необходимо понять, на чем держится социальное взаимодействие. В этом взаимодействии огромную роль играют речь, язык. Но если бы не было необходимости в общении, не нужна была бы и речь, то есть речь предполагает уже установившееся социальное общение.

Особенностью всякого социального факта является некоторое единство, сближающее людей. Единство это может быть случайным, как в толпе; все неслучайные единства социологи называют корпорациями, среди них есть создаваемые по нашему почину (потребительские общества, партии, секты) и те, которые имеют исторически обусловленную традицию (государство, нация, церковь, семья).

Социальное единство имеет психический характер. Согласно теории Тарда социальное единство создается вследствие того, что действия одного человека повторяются другим, но подражание не объясняет социального общения, потому что социальное общение может быть и там, где нет подражания.

Социальные связи вырастают на основе эмоциональной близости.

Огромное значение в истории социального самосознания играет факт, что мы одновременно принадлежим к нескольким социальным кругам, у нас есть политическая, национальная, религиозная жизнь, каждый имеет профессию, семью, является членом общества.

Если бы человек был существом только физическим, его тело могло бы в течение нескольких недель стать способным к выполнению всех движений, но, чтобы выйти в общество, ребенок должен созреть духовно, он должен усвоить то, что создано человеческой цивилизацией: язык, нравы, обычаи, памятники литературы, искусства, научные достижения, а главное ему нужно сформировать морально-нравственные принципы, то есть выработать этические нормы.

Для усвоения традиций ребенку и нужно долгое детство. Личность образуется при сплетении индивидуального и социального.

При нормальном развитии мы имеем истинно социальную группу людей, живущих социальной жизнью, двигающих культуру вперед. Но подобные натуры могут очутиться и в группе антисоциальной, хотя и в первой группе здорового склада часто встречаются натуры, у которых социальная активность развилась за счет индивидуальной, то есть индивидуальность в них подавлена. Лесгафт описал этот тип как мягких забитых людей, которые с детства подавлены. Родители, бабушки, дедушки делали за них все. Дети никогда не проявляли протеста, у них развились навыки к послушанию и приспособлению. Эти дряблые натуры социально удобны, но не ими движется общество.

Выраженное подавление личности ребенка может вызвать в нем протест. Такие люди склонны не служить обществу, а разрушать его.

К печальным результатам ведет и одностороннее развитие индивидуальной стороны личности. При этом вырастают погруженные в себя эгоисты, социально инертные. Их личность, не зная радости социального слияния, хиреет, они замкнуты в самих себе. При резком развитии индивидуального полюса личность может пользоваться обществом в своих корыстных целях (псевдосоциальная группа). Жизнь редко развивает в равновесии и социальную, и индивидуальную стороны личности. Социальное воспитание должно исправить грехи жизни, поднять социальные силы, если они не развиваются, выпрямить личность там, где она подавляется.

В процессе воспитания у человека формируется такая система, такая часть его личности, которая в психологии носит название Эго . Это орган мастерства, помогающий человеку производить правильные наблюдения и составлять правильные суждения. С помощью этой системы индивид откладывает удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий мир так, чтобы его цель была достижимой впоследствии.

После отщепления части энергии либидо и мортидо, идущих на формирование Эго , остается огромная масса первичных либидо и мортидо, которую психологи называют Оно, или Ид (на языке древних римлян). Либидо и мортидо, оставшиеся в Ид, называют инстинктами.

Итак, Эго должно держать под контролем три силы: инстинкты, силы природы и других людей. Причем обычно человек отдает себе отчет в существовании природы и других людей, но очень часто недооценивает Ид , не представляя себе, что это достаточно беспокойная и важная реальность. В конечном счете наше счастье зависит от способности утверждать мир в собственной психике. Проблема человеческого Эго в этом трудном мире – найти путь наименьшего внутреннего и внешнего сопротивления для безопасного удовлетворения созидательных и уничтожительных стремлений. Проблема общества – воспитать созидательные стремления и подавить уничтожительные. Прежде чем говорить о проблемах воспитания, необходимо разобраться в таких понятиях, как темперамент и характер, изучить тип личности в зависимости от темперамента.

Теория основных свойств нервной системы последовательно разрабатывалась представителями отечественной школы психофизиологии И.П. Павловым (1951), Б.М. Тепловым (1961), В.Д. Небылицыным (1966), А.Р. Лурией (1973) и др. Психофизиологи выделяют следующие основные врожденные свойства
нервной системы, оцениваемые по шкалам:


  1. сила нервной системы (по шкале «сила–слабость»);

  2. динамичность нервной системы (по шкале «возбуждение – торможение»);

  3. подвижность нервной системы (по шкале скоростные характеристики, то есть быстрота перехода от одного нервного к другому);

  4. лабильность нервной системы (по шкале лабильность – инертность, то есть скорость возникновения и прекращения нервных процессов);

  5. концентрированность нервной системы (по шкале иррадиация – концентрация – способность к тонкому различению раздражителя);

  6. активированность нервной системы (по шкале высокая активность – низкая актианость, то есть энергетический уровень).
Слабость нервной системы благоприятствует формированию меланхолического темперамента. В зависимости от относительной силы возбудительного и тормозного процессов формируются черты холерика или сангвиника. У сангвиника оба процесса одинаково сильны и подвижны. Соответственно и психические реакции быстрые и координированные. Ему не свойственны тягучесть, медлительность, застревание мыслей или действий. У флегматика тоже сильные и уравновешенные нервные процессы, но малоподвижные. Поэтому ему трудно как будто лень менять позу, род деятельности и проч. Можно ли сказать, что какой-то темперамент лучше или хуже. Конечно, нет. Однако следует учитывать, что меланхолик вряд ли сможет быть лидером, ему трудно отвечать даже за себя, а тем более за других. Зато он незаменимый, преданный исполнитель. Но на случай осложнения обстановки рядом с ним должен быть человек более смелый и решительный. Нештатные ситуации меланхолику разрешить не по силам. Сангвинику, в свою очередь, очень трудным является ожидание. С этим лучше справится флегматик. Холерик хорош в делах, где нужна гибкая тактика, умение быстро перестроиться. Все эти подходы особенно важны при профессиональных отборах, поручении конкретных дел в проектной команде, в вопросах коммуникаций, в профессиональной деятельности.

Таким образом, темперамент – это соразмерность, определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств личности, проявляющихся в деятельности и поведении (то есть это динамическая характеристика – скорость и темп психических процессов). Темперамент малоизменчив, хотя среда может влиять на него, вызывая невротизацию. Психологи Стелла Чэсс и Томас дают 9 характеристик темперамента (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики темперамента




Характеристика

Проявление данной характеристики

1

2

3

1

Активность

Двигательная активность ребенка

2

Ритмичность

Регулярность – нерегулярность процессов: питание – голод – сон – бодрствование

3

Приближение – удаление

Реакция ребенка на новый стимул (игрушка)

4

Приспособляемость

Скорость и легкость, с которой ребенок способен изменить поведение в ответ на изменение окружающей среды, воспитать невозможно

5

Интенсивность

Количество эмоций при проявлении настроения, один гиперэнергичен, другой скован (генетический фактор)

Окончание табл. 1


1

2

3

6

Порог реактивности

Уровень интенсивности стимула для появления нужной реакции

7

Качество настроения

Положительный настрой (ребенок весел, дружелюбен)
 Отрицательный настрой (криклив, недоброжелателен)

8

Отвлекаемость

Степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения

9

Настойчивость

Интервал времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности

Наиболее важны при воспитании ребенка факторы 3, 4, 5, 7, именно по этим данным можно судить, насколько легко будет вырастить ребенка.

Дети, подверженные реактивности, – «спички», склонные замыкаться в себе при изменении ситуации – «улитки», трудно меняющие свой динамический стереотип – «черепахи», дети, у которых постоянно плохое настроение, –«нытики». По типу матерей Чэсс и Томас делят детей на трудных и легких для воспитательных мер (табл. 2).

Таблица 2

Типы младенца и матери

Выделяют четыре типа темперамента в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов:

Холерик – настойчив, упорен, целеустремлен, безжалостен к себе и требователен к другим, колюч, неуживчив, прямолинеен и бескомпромиссен, поэтому взаимодействовать с ним трудно. Импульсивен. Чувство страха и болевой порог у него понижены.

Невзгоды такого человека не гнут, а ломают. Холерик прямодушен, и его можно победить хитростью. Глубоко переживает радости, боли, печали. Под влиянием аффекта может совершить необдуманный поступок, в чем завтра будет раскаиваться. Он защитник слабых и всегда впереди. Это сильный, неуравновешенный тип с быстрой сменой процессов возбуждения и торможения.

Флегматик терпелив, медлителен и невозмутим, во всей манере его поведения чувствуются степенность, размеренность, он делает все неспешно, на совесть. Молчун. Его часто воспринимают бесчувственным и равнодушным, хотя в душе он добр и отзывчив. Он справедлив, безотказен. Но страшен, когда чаша его терпения переполнится, тогда перед его гневом бледнеет гнев холерика. Если флегматик уходит с земли, она скудеет и поля зарастают сорняком. Его сила велика, но рассчитана на неспешность, и там, где холерик ломается, флегматик начинает снова и снова поднимать разрушенное, и в итоге на пепелище вырастает дом. Будучи тугодумом, он принимает верные, мудрые решения, избегая риска и авантюр. Его слова, как и дело, надежны. Он солиден, домосед.

Сангвиник быстр во всем: быстро думает и говорит, подвижен, порывист, находчив, остроумен. Стремителен в действиях, все горит в руках, мгновенно оценивает людей, ситуацию, легко воспламеняется, мгновенно ухватывается за новые идеи. Гибок и компромиссен, он не таранит преграду (как холерик) и не берет ее осадой (как флегматик), а овладевает стремительной атакой или же обходит ее. У него много целей, много идей, но, легко загораясь, он также легко гаснет. Он, как летний день, когда солнце и дождь одновременно, он плачет и тут же смеется. Он общителен, активен и неугомонен. Он вывернется, как уж, и проскользнет в любую щель. Это сильный уравновешенный тип с хорошей подвижностью нервных процессов. Когда у него нет дела, он скучен и вял.

Меланхолик – слабый тип. Глубоко переживает любые события жизни, но в отличие от холерика свое горе носит в себе. Робок, нерешителен, легко раним, часто меняет свои интересы, легко поддаётся чужому влиянию. Склонен к тонким наблюдениям. Очень постоянен в своих привязанностях. Во всем видит только плохое.

Темперамент составляет фундамент личности и обеспечивает реализацию инстинктов. И если инстинкты – это фиксированные потребности, то темперамент – фиксированный способ реализации этих потребностей.

Характер – это психосоциальная характеристика личности, приобретенный тип реагирования (чеканка, печать), совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в общении, в типичном для данного индивида поведении в социуме, то есть характер проявляется в системе отношений человека в окружающем мире (табл. 3).

Таблица 3

Итак, человек имеет несколько ступеней «Я» .

I ступень личности , начало «Я» – это инстинкты.

Причем можно выделить инстинкты, переданные нам от животных:

а) самосохранение;

б) продолжение рода.

Чисто человеческие инстинкты:

а) исследовательский (чтобы выжить, человек искал новое место обитания, то есть в его основе инстинкт самосохранения);

б) инстинкт доминирования (изначально возник в борьбе за самку, то есть в его основе инстинкт продолжения рода);

в) альтруистический инстинкт (самопожертвование для сохранения рода);

г) стремление к свободе;

д) сохранение достоинства (в основе лежит инстинкт самосохранения).

II ступень личности – темперамент.

III ступень – характер.

Подавление инстинктов чревато разрушением организма. Подавление и искажение темперамента – путь к неврозу или психосоматическим заболеваниям.

Холерик «ломается», если его постигает крах надежд, а цели непреодолимо блокируются, тогда он безрезультатно бьется как «рыба об лед». И в этом случае он должен быть покладистым, то есть не холериком.

Флегматика разрушают несправедливость, тщетность терпения, внезапность непереносимой беды, жизнь, где для флегматика не находится места, когда его терзают сроками и он вынужден начать жить как сангвиник, то есть вопреки своей природе.

Сангвиник может заболеть, если его обложили как волка, и он не видит выхода, если кругом неудачи, беды, если спрос с него слишком суров и ему не прощают ошибок, если его заставляют жить на манер флегматика.

Личность развивается полноценно, если ее психодинамическая характеристика, то есть темперамент, оказывается в одном векторе с психосоциальным развитием (характер), в противном случае развивается антисоциальная личность.

Основа психического развития ребенка заложена природой в его генетической программе. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы не мешать свободному проявлению хранящихся в ребенке способностей, интересов, потребностей. Как говорил В.Г. Белинский: «Обращайте Ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим бесплодно, это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же, выгоните одну, явится другая».

Контрольные вопросы


  1. Социальная природа воспитания. Истоки социального единства. Социальные круги.

  2. Типы личности в зависимости от развития социальности.

  3. Понятие о человеке как энергетической системе. Стремление к созиданию и разрушению – два основных стремления человека, их проявление.

  4. Принцип желаний и принцип реальности, их понятие. Развитие в процессе воспитания от принципа удовольствия к принципу реальности.

  5. Эго и его формирование у ребенка в процессе воспитания.

  6. Определение темперамента. Характеристики темперамента.

  7. Типы темперамента, принципы, лежащие в основе типологии.

  8. Характеристика холерического и флегматического темпераментов.

  9. Характеристика сангвинического и меланхолического темпераментов.
10. Принципы и отношения, приводящие к нарушению темперамента.
Литература к теме
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

2. Беттельгейм Б. Любим ли я … (Диалог с матерью). – СПб.: Ювента, 1998. – 277 с.

3. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.

4. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. – М., 1992.

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2001.

6. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб.: МФИН, 1992.

7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Академия, 1999.

8. Зеньковский В.В. Психология детства: учеб. пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, Академия, 1995.

9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Пенза, 1994.

11. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003.



Рассказать друзьям