Интервью с ренатой литвиновой. А какие у Вас планы в кино? Е.С

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рената Литвинова - одна из самых стильных и востребованных российских актрис, а также режиссер, сценарист и продюсер - отмечает в четверг юбилейный день рождения. Сейчас она репетирует собственную пьесу в МХТ имени Чехова - одну из ролей в спектакле сыграет Константин Богомолов, а музыку напишет Земфира. Также Рената заканчивает работу над новым фильмом, а день рождения планирует отметить с самыми близкими людьми.

В интервью ТАСС Рената Литвинова рассказала о своих проектах, поделилась размышлениями о любви и профессии режиссера.

- Рената, что именно вы сейчас репетируете в МХТ?

Я начала репетировать одну пьесу, а потом в процессе мне стало неинтересно ее делать - это был эскиз, словно не роли, а полуроли, все не мое, и, разумеется, это был не Чехов! И я написала свою пьесу "Северный ветер" - под тех артистов, с которыми я хотела работать. Как правило, я работаю с людьми, которые хотят работать со мной. И верю в то, что все отношения строятся на обмене.

Я люблю переключаться с театра на кино, мне не нравится отдыхать подолгу, это вгоняет меня в депрессию

Я очень люблю тех, с кем мы вошли в репетиционный период: выдающийся артист Борис Плотников, любимые артистки Софья Заика, Яна Сексте (с которыми я работаю в кино) и, конечно, мои новые соратники Павел Ворожцов, Павел Табаков и Мария Фомина. Специальная роль - у режиссера Константина Богомолова. Также у меня сыграет "старейшина" МХТ Раиса Максимова. Она исполнит роль вечной Алисы, которая знает, как скрываться от смерти. Все роли выписаны индивидуально и им нет замены. Больше не буду открывать никаких секретов. Ну разве что… еще скажу, что художником по костюмам выступит мой большой друг Гоша Рубчинский и, главное, музыку к спектаклю напишет Земфира. Пьесу планируем выпустить весной.

- Удалось ли вам снять фильм, который вы анонсировали в 2015 году? Когда он может выйти?

Про мои кинематографические планы - параллельно с репетициями в театре я планирую недельную досъемку к тому материалу, который остался после картины "Сны Иосифа". Снятого хватило бы на полнометражный фильм, а в рамках проекта "Петербург. Только по любви", состоящего только из новелл, я не могла выйти за лимит 20 минут, и, разумеется, это было как вздох перед большим фильмом. А сейчас я хочу выдохнуть. И смонтировать первоначальный сюжет, где главные роли играют Яна Сексте и Софья Заика. Вообще я люблю переключаться с театра на кино, мне не нравится отдыхать подолгу, это вгоняет меня в депрессию. Хотя если бы я не погружалась в грустные периоды, то, например, не написала бы так быстро свою пьесу про Север и его северных людей. В каком-то смысле все минусы в своей жизни я "перетапливаю" в плюсы: я проглатываю трагедии и перевариваю в тексты, сценарии и пьесы.

- А в дальнейшем вы сами будете сниматься в кино?

Я иногда соглашаюсь сниматься не у самой себя. Последние проекты - "Про любовь" Анны Меликян и немецко-английский "Страх", в котором я говорила и на английском, и на русском, играя инфернального персонажа - не человека, кстати. И это был потрясающий опыт: снимали по ночам в католической церкви XIII века под Берлином. И режиссер Владислав Йо, и вся съемочная группа были такими одержимыми и молодыми, что невольно в этот съемочный период мы превратились в кинематографическую семью. Ожидается, что продолжатся съемки второй части, где будет играть Тильда Суинтон.

- Что для вас означает уход из кино Киры Муратовой?

Про любимую Киру Муратову - она подтвердила мне, что не будет больше снимать как режиссер. И поймите: это тяжелая профессия - и морально, и физически.

Помню, у нас были сплошь ночные смены и всегда на улице, когда холод, а нужно изображать теплое время года. И это такая работа, когда ты не можешь вернуться домой к ужину и быть прилежной женой и матерью, как все… Я до сих пор уверена, что режиссура - не женская стезя, хоть и сама режиссер. Кира меня многому научила, я бесконечно люблю и уважаю ее. Я верю: а вдруг случится чудо - наконец дадут на фильм бюджет, а не малобюджет, как всегда, и, может, Кира снова начнет снимать?..

- Как вы будете отмечать день рождения?

Я верю в любовь до гроба и после гроба. Но это моя концепция

День рождения я отмечу в очень узком кругу. Я намеренно уехала из Москвы, забрав с собой маму, дочь и близких мне людей. Не подстраиваясь ни под какие "вежливые реверансы", буду наконец с теми, с кем хочу, и как хочу. Потом в Москве отмечу еще раз с московскими товарищами, но тоже очень немногочисленными. И еще в Париже! Но 12 января я буду в северном месте, где много снега, как в моей пьесе "Северный ветер". Будем, конечно, танцевать.

- Если бы вы сами читали лекцию про любовь, как в одноименном фильме, что бы вы могли сказать?

Смысла в жизни нет, каждый его назначает себе сам. Поэтому мой смысл - любить. И не только себя и своих родственников. А кого-то, с кем можно не разделять на хорошее и плохое. Я верю в любовь до гроба и после гроба. Но это моя концепция.

Беседовала Наталья Баринова

Вы рискнули потратить все деньги, чтобы сделать то, что хотели. А в повседневной жизни вы практичны?

Я часто боюсь узнать, сколько у меня осталось денег. Я даю в долг, изначально понимая, что не вернут. Но мне некомфортно быть кому-то должной, и я никогда не брала кредитов. Я, конечно, растратчица. Мое максимально практичное решение – снять фильм на последние деньги!

Скажите, а вы занимаетесь домашними делами?

Я могу помыть полы, приготовить завтрак или ужин, но вообще быт меня угнетает и выбивает из колеи – вокруг меня, если начинаю убираться и раскладывать вещи, образуется еще больший беспорядок, и я терплю фиаско. Меня охватывает отчаяние от зря потерянного времени, ведь я могла его потратить на написание рассказа – у меня это получается лучше.

А магазины доставляют удовольствие?

Во всех аэропортах мира обожаю посещать часовые бутики. Я фанат часов Rado.

Вещи вы себе как подбираете? Без чего нельзя представить ваш гардероб?

Сейчас я склоняюсь к некоей униформе – маленькое черное платье или костюм – юбка и пиджак, который когда-то придумала Шанель. С возрастом только юбки удлинились… Достаточно жалко выглядят молодящиеся дамы, да и мужчины тоже. Я сейчас запрещаю себе покупать одежду и запасаюсь лишь тем, что быстро снашивается, – туфлями и черными свитерами, которые ношу всю жизнь. Даже когда у меня не было денег в юности, я находила способ одеваться элегантно – черная юбка-карандаш, черный свитер и шпилька. Так можно и утром, и вечером быть уместной. И еще – чистые волосы.

Туфли, джинсы, сумки: модные любимчики звезд

  • Подробнее

Да, вы всегда элегантны, но порой не боитесь надеть и что-нибудь эдакое. На одну из премьер пришли в платье с крысами… А замечали ли вы, что какой–то штрих, вроде яркой помады, после вашего выхода стал модным?

Все-таки у меня нет той степени психзаболевания, чтобы я находила параллели между моей красной помадой и ее влиянием на женские массы.

Вам приписывают фразу, что из любой женщины за 5 минут можно сделать красотку. Поделитесь, как.

Я никогда этого не говорила! Если дама изначально далека от совершенства и внешне и внутренне, то этот процесс может занять десятилетия! А совет прост: надо меньше есть, держать свой студенческий вес, больше читать и всегда чему-то учиться, чего-то хотеть. Еще ради кого-то жить, любить не только себя и близких, сострадать, помогать, делиться. Внешность твоя – это прежде всего мозги, воспитание. А если послушать самых уважаемых мною мужчин, то в женщине ценятся доброта и способность радоваться. В детстве на меня произвел впечатление рассказ Бунина «Легкое дыхание». Все-таки загадку в женщине никто не отменял.

По части загадки вы дадите фору многим. Но я о земном: в интернете есть данные, что при росте 176 см ваш вес 58 кг. Это генетика или ваши усилия?

Генетика генетикой, но я смотрю на себя критически. В какой-то момент я поняла, что не могу оставаться худой без усилий. Помню, вопрос состоял в том, чтобы убрать лишние 3 кг, но у меня не получалось, даже если я мало ела. Тогда я стала заниматься физическими нагрузками, вспомнила свое спортивное прошлое. Месяца три вообще ничего не менялось, но постепенно вернулись мои 58 кг. Но на фитнес я не хожу, чтобы не тратить время. Либо сама занимаюсь дома, либо ко мне приезжает тренер, что бывает не так часто. Минут по 40 на дорожке – почти каждый день. Качаю пресс – еще минут 20. Пожалуй, это мой минимум, но его достаточно, чтобы держать метаболизм в режиме сжигания. А недавно сбылась моя мечта 10 лет: я поехала в санаторий на 7 дней!

На диетах не сидите вообще?

Я особо себе ни в чем не отказываю, но не ем жареное, жирное, торты всякие, мясо, водку, наконец, тоже не пью – это для меня какие-то яды. Но обожаю и бокал хорошего шампанского, и спагетти где-нибудь в Италии. Но если надо похудеть, у меня нет проблем с тем, чтобы перестать есть. Лучше поголодать, чем чувствовать себя жирной и прятаться в широкие одежды – это так портит настроение! Просто вес нельзя запускать. 20 килограммов практически нереально скинуть без титанических усилий, а убрать лишние три можно за неделю.

0 28 декабря 2017, 18:30

Режиссер, актриса, сценарист, светская львица и главная богиня отечественного кинематографа дала новое интервью, в котором рассказала обо всем и сразу: и про планы на Новый год (в гостях у друзей), и про новый проект с , и про грядущие президентские выборы (спойлер: Путин — лучше всех) и даже про Ксению Собчак.

Полная версия интервью появится только в январе, пока же в сети доступен небольшой отрывок..

Про харассмент

Вы знаете, у меня даже не было шанса вот так с кем-нибудь переспать, чтобы куда-нибудь там после этого рвануть. Но, разумеется, я знаю случаи, когда режиссеры используют свое положение и могут приставать. Со мной тоже бывало такое, но это было так смешно! И это все равно не было сопряжено с тем, что моя карьера была под угрозой и меня насиловали или принуждали.

Я матерая дама, попробуй ко мне пристань. А потом, может, ко мне никто и не пристанет в моем возрасте. Я тоже отдаю себе в этом отчет.

Не представляю, чтобы меня взяли и заставили что-то такое делать. Особенно такой страшный мужчина, как Вайнштейн. Это просто невозможно. Столько даже не выпить...

Про Гошу Рубчинского и Земфиру

Мы запускаемся с нового года с фильмом, который будет сделан по мотивам моей пьесы " ", которая сейчас идет во МХТе. Моя мечта — что мы наконец-то снимем этот фильм.

Земфира будет писать музыку к фильму. Для " " она написала совершенно выдающуюся музыку. Это живущий среди нас гений.


Рената Литвинова в спектакле "Северный ветер"

Про Путина

Про балет "Нуреев" и дело Кирилла Серебренникова

Хорошо бы его еще доделать. Есть некоторые , которые сделаны совершенно блестяще, а в некоторых сценах было видно, что это сырые наброски. Но все равно это совершенно потрясающая идея сделать эту биографию.

Я так печалюсь <за Кирилла>. Я, конечно, хочу, чтобы его скорее и все это скорее решилось. Это мой коллега, и я очень переживаю за него.

Про Ксению Собчак

Мы все знаем очень много о . Это единственный кандидат, который очень прозрачен. Но то, с какой силой она рванула, с достаточно сильной командой... Это вызывает вопросы: откуда возникла эта идея, что, будучи просто редактором глянцевого журнала и достаточно успешной телеведущей и журналисткой, она вдруг возымела ? Это достаточно неожиданно и, может быть, даже подозрителньо.

Но я вижу, как это ей приносит счастье, как она получает удовольствие... Кто стоит за ней — я не понимаю.

Про политику

Мне нравятся женщины, которые хотят быть в политике. Но к политике я отношусь как к самому грязному жанру.

Фото Кадры из видео/Instagram

Рената Литвинова уникальна в своей последовательности выбранному стилю и тем более интересна, когда от него отказывается. Специально для журнала TopBeauty знаменитая актриса, режиссер и сценарист согласилась сделать «ребрендинг» и предстать перед читателями в новых образах.

Рената, вы предложили сделать интервью по электронной почте. Любите эпистолярный жанр?

Дело в концентрации на вопросе. Когда ты сидишь в кафе с собеседником, которого видишь в первый раз, да еще и времени в обрез, о какой искренности может идти речь? Интервью будет формальным. Я знаю это по опыту.

Почему вы согласились на такой эксперимент - коренным образом изменить внешность? Для вас это провокация, насилие над собой или простая актерская задачка?

Я открыта для экспериментов. С годами я, видимо, перестала так уж дорожить своей внешностью и воспринимаю ее лишь как оболочку, данную мне в эксплуатацию. Поэтому она может быть какой угодно.

Смогли бы облачиться в безумный костюм от Андрея Бартенева?

Когда-то я снималась в его нарядах для первого номера журнала Рlayboy и даже, помню, запретила обложку с моим лицом: мне она показалась уродской. У меня всегда были проблемы в восприятии себя на фото и на экране.

Какой из предложенных нами образов вызвал у вас особые эмоции?

Думаю, точнее всех получился образ мадемуазель Шанель. К тому же он самый выигрышный для исполнения: эта вечно дымящаяся сигарета в руках, шляпа, прикрывающая прическу из нерасчесанных прядей... Ее неизменные костюмы, как некая униформа, в которых чередуется только цвет, - это вообще эталон, предел элегантности, который весь мир копирует десятилетиями. Коко могла себе позволить не улыбаться, если не хочется, быть такой, какая есть, порой «неприглаженной». Это вызывает уважение, согласитесь? В наши-то зависимые от диктатуры СМИ времена кто может себе позволить быть самим собой? Единицы, про «невыносимый характер» которых потом рассказывают небылицы. А это на самом деле следствие не характера, а человеческой цельности.

Когда женщина меняет свою внешность, меняется ли ее восприятие мира и, соответственно, отношение мира к ней?

Можно спрятаться от судьбы, переделав лицо, подобно преступнику. У таких людей курс меняется - не знаю, в дурную или в лучшую сторону, - и меняется судьба. Помню, у меня была знакомая гимнастка из цирка. Мечтала себе переделать лицо и позвала меня вместе с ней пойти к врачу, так как боялась одна. Мы были тогда молоды; врач этот все время просил меня повернуться в профиль и в результате сделал подруге точно такой же! Как-то я пришла к ней на выступление, и это было, как легкое сумасшествие: когда она поворачивалась в профиль, я видела своего двойника! Я ловила себя на том, что думала: «Как я там оказалась? Неужели это я кручу эти железные обручи на теле?» Это реальная история, похожая на сюжет фильма об «украденном» профиле. Кстати, судьба подруги и вправду резко поменялась: она уехала из России. Есть много способов вторгнуться в свою судьбу: например, менять линии жизни на руке, управлять снами... Но правильно ли это? Я не знаю ответа, но искать этот ответ - часть смысла жизни.

В кино, театре или для фотосессий вам предлагают одежду, которая, возможно, не отвечает вашим представлениям о прекрасном. Может ли это послужить причиной конфликта со стилистом или режиссером? Что вы никогда не наденете?

У меня нет правил - они нужны для тех, кто боится сделать ошибку. Поэтому-то минимализм всегда и будет востребован - он для тех, кто боится рисковать. А для безумцев ограничения не интересны. На съемках важен вопрос вкуса, таланта стилиста, который принес вещи, и его неравнодушие к профессии. На Западе стилисты - очень важные, высокооплачиваемые персоны, а у нас же их до сих пор недооценивают и не очень-то хорошо платят за их труд, лишая мотивации тратить свою жизнь на «неблагодарные журналы». Поэтому я привыкла приносить на съемки вещи из своей коллекции, которую уже два года делаю для бренда Zarina, что-то винтажное или уникальное, как, например, украшения любимой мною художницы Летиции Краэ, которая уже много лет работает с Лагерфельдом для Chanel и делает аксессуары для Maison Michel. Помните кружевные «ушки» с вуалью, в которых в последнее время появлялось так много знаменитостей?

Может ли неправильная одежда помешать вам сыграть роль или выразить себя во время фотосессии?

Нет, помешать может только отсутствие контакта с фотографом, если он не «видит» меня, а я не чувствую его... За все долгие годы «в отрасли» такое у меня было пару раз. Однажды случилась просто тупиковая ситуация, когда не получалось ни одной хорошей фотографии: как ни крути свет, как ни поворачивайся - словно колдовство какое-то. Кстати, фотограф в тот раз была женщина, и тогда я подумала, что это нонсенс. В женской природе изначально присутствует некая ревность к другой женщине, и, чтобы перепрыгнуть через нее, нужно лишиться инстинктов. Стать фотографом в наше время легко, ведь цифровые камеры столь элементарны в эксплуатации, что, кажется, любой может претендовать на звание художника.

В одежде вы предпочитаете черный цвет. Это дань классике или отражение вашего внутреннего мира?

Я люблю черный за то, что он не отвлекает внимания от лица, как самая выигрышная рамка. К тому же он не толстит и не пачкается. Цвет романтиков, как я думала в юности: сигарета за сигаретой и каждый день как последний. Все мои любимцы из кино - тот же Витя Цой - всегда были облачены в черное. Я люблю этот цвет и в аксессуарах: например, в часах, которые прежде всего должны быть часами, а не перегруженным деталями браслетом. Поэтому уже многие годы ношу только Rado, в которых меня ничто не отвлекает от стрелок, отсчитывающих мое время.

Вы могли бы позировать художнику обнаженной и без макияжа или вам кажется, что без одежды это уже не вы?

Разумеется, это я. Только у меня встречный вопрос: а зачем голой и ненакрашенной? Согласитесь, для всего нужен веский повод, а к эпатажу я не стремлюсь.

В вашем образе угадываются черты Эвиты Перон, Любови Орловой, Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн. Кого все-таки больше?

Я иногда вдохновляюсь всеми этими женщинами, но не более.

Ваш имидж - это возможность почувствовать себя более аристократичной, интеллигентной и рафинированной? Согласитесь, сложно представить себе такую женщину - в изящной шляпке с вуалью, с жемчужными нитями до пояса и в меховом манто, например, непристойно выражающейся, покупающей картошку на рынке или дающей взятку гаишнику.

Я никогда не давала взяток гаишникам, а какая я на рынке - это моя частная жизнь, это не образ, ради которого я могу часами наряжаться и краситься. В повседневной жизни я готова слиться с асфальтом или стать прозрачной и «проявляться» для отношений со своими близкими и любимыми. Я не выплескиваюсь на улице или в магазинах - для этого у меня есть кино, театр, бумага с ручкой, в конце концов.

У многих женщин есть страсть к определенным вещам. Например, к дорогой обуви. У вас есть свой фетиш?

Я люблю камни. Говорят, если сапфир положить под язык в пустыне, он утоляет жажду. А сверкающие камни в ушах спасают от дурного глаза. Мне нравится нацеплять на палец сразу несколько камней. Знаете, цари во все времена увешивались украшениями; я даже читала, что их специально взвешивали, чтобы бус, колец, браслетов было по несколько килограммов - в этом было что-то от брони. В камнях есть сила, вот как раз без них я будто раздетая, как без кожи. И они необязательно должны быть драгоценными - стоимость определили люди, а магией и могуществом обладают и самые скромные по цене экземпляры.

В одном из ваших интервью я прочитал буквально следующее: «Меня раздражает, что сейчас люди все меньше и меньше делятся на мужчин и женщин. Что мужчины не претендуют отличаться от тебя... Настоящий мужчина прежде всего щадит женщину». Вам не кажется, что для того, чтобы щадить женщину, она должна быть слабой? В обществе, где феминизм стал воинствующей идеологией, у мужчин не осталось ничего другого, как конкурировать с представительницами «слабого» пола.

Во многом женщины сами «вырыли себе могилу» своим доминирующим поведением в отношениях, в поступках, в одежде - они хотели независимости, и вот результат. Но все-таки женщина физически более хрупкий сосуд, и я замечаю, как на самом деле много мужчин, безжалостных по отношению к женщинам. Недавно я вошла в состав международного жюри фестиваля короткого фильма, темой которого было насилие против женщин в семье. Я отсмотрела около четырехсот роликов, и вы даже не представляете, какой на меня обрушился поток фактов о женской слабости и бесправии.

Ваша страсть к классике не позволяет вам отказаться от меховых манто, аксессуаров из кожи и перьев. Нет ли противоречия в том, что при всем вашем гуманизме в творчестве вы отказываете ему в своей гардеробной?

Наш русский климат предполагает носить изделия, которые бы согревали человеческое тело, а производство искусственных мехов, к сожалению, не так развито, как хотелось бы. И уж если так ставить вопрос, то тогда надо отказаться и от обуви кожаной, и от сумок; а чтобы быть совсем последовательными - вырвать кожаные ремни из брюк.

Одежда помогает женщине выглядеть слабой, а мужчине - сильным? Можете дать пару рекомендаций, как с помощью туалета достичь этого, пусть и чисто визуального, эффекта?

Женщине я всегда советовала хоть иногда надевать вуаль и вернуться к юбкам и длинным волосам. А в мужчине главное все-таки чистоплотность - и внутренняя, и внешняя. И еще: мужчине не следует быть слишком цветным в одежде, он же не птичка!

В мире животных самцы яркие и красивые, самки же - серые и неприметные. В мире людей все с точностью до наоборот! Кто придумал, что женщина должна украшать себя камнями, шелками, помадами и пудрами? Вам не кажется, что, прибегая к этой мимикрии, женщина, по сути, подписывается в собственной серости?

Чем вас обидели «серые» женщины? Я вот лично никогда так не высказываюсь в сторону мужчин. А потом, хотелось бы думать, что люди, хоть и имеют животное происхождение и желания, но располагают в нагрузку и разумом, чтобы попробовать прыгнуть выше своих животных инстинктов.

И напоследок: как модельер могли бы сказать, что будет актуально в ближайшие годы?

Автор пьесы, режиссер и актриса - Рената Литвинова едина в трех лицах в своем новом спектакле «Северный ветер» в МХТ имени А. П. Чехова. L’Officiel Russia расспросил Ренату о трудностях работы над постановкой, дружбе, любви, семье и планах на будущее (как всегда - амбициозных).

07.08.2017
Ксения Собчак

Reading time 3 minutes

Часть 1. О спектакле «Северный ветер»

Рената, давайте начнем с нашего информационного повода. Почему вы решили делать этот спектакль?
Я села и вдруг начала писать пьесу. Я никогда не писала пьесы, хоть и закончила сценарный факультет. А что такое сценарий? Это то, что видно и слышно. Нечто близкое к театру, где ты не можешь написать: «Герой почувствовал то-то, у него в голове пронеслась вся жизнь». Если в кино применяется закадровый текст, это уже от отчаяния.

У нас ведь со сценаристами туго.
Да, это системная ошибка: Россия — пишущая страна, поставляющая миру выдающиеся тексты. Но это совершенно разные жанры — писать прозу и выстраивать диалоги в кино, в театре — наполнять скелет мышцами и прочими деталями, включая кожу. Например, я обожаю сочинять диалоги, я про себя это знаю. Иногда начинаю с какого-то наброска разговора, выстраиваю из него дом, в котором разговаривают эти герои.

Почему вдруг театр? Вам нравится играть на сцене?
Я люблю конкретно МХТ им. Чехова и нигде никогда больше не играла. Я играю в этом театре больше десяти лет, но если выбирать — актерство или режиссура, я выбираю авторство: сидеть под сценой, под камерой и выстраивать — сочинять свою концепцию мира. И иногда вскакивать в обслуживающей роли, которая бы помогала героям.

Какая вы в работе? Жесткая, нервная, долгая, стремительная?
Недолгая, кстати. У нас никогда не было репетиций до ночи. В длинных репетиционных периодах, несомненно, есть плюсы, но и минусы, когда утрачивается свежесть и адекватность восприятия. И кстати, я никогда не оскорбляю — я очень люблю своих артистов, но я требовательна. Некоторые люди, например, наш театральный звукорежиссер Галя не понимала «моего языка» и все время просила Земфиру перевести по-русски, что я такое ей сказала. А Земфира ее как раз понимала и защищала от меня. Я же вскипала!

Хочется больше про ваши репетиции, про сам спектакль…
Читки, репетиции и поиски я начала еще зимою, дописывая параллельно роли под своих актеров, проникаясь к ним и в них. В спектакле есть настоящие, выдающиеся актерские открытия — «куски, монологи, нити в ковре». У меня блистательный актерский состав — ансамбль: Софья Эрнст, Кирилл Трубецкой, Надежда Калиганова, Павел Ворожцов, Евгений Перевалов, Римма Коростылева, Мария Фомина… Люблю всех! Некоторых мне открыл Костя Богомолов — он оказался настоящим «геологом талантов» — ищет их и очень им помогает! Включая и меня. В каком-то смысле это очень нетипично и очень щедро с его стороны — делиться своими наработками.

«Вообще сам МХТ — такой театр, где любят открывать и давать шанс. И помогать, чтобы все состоялось».

В МХТ есть свои «ангелы театра» — Ольга Семеновна Хенкина, например. Она словно из «Театрального романа» Булгакова, театр — для нее все. Иногда я искренне предполагаю, что она живет внутри театра или театральных стен, тайных лабиринтов и появляется в нем, как все волшебники, — из ниоткуда, путем трансгрессии, потому что я не вижу ее вне театра. И Олег Павлович Табаков меня когда-то поразил своей силой и дерзостью, когда все были против, а он был за: за Шапиро — режиссера и за меня в роли Раневской — тогда мы выпускали «Вишневый сад». Двенадцать лет назад. Я это ему никогда не забуду и буду всегда благодарна. А вы не заметили, что благодарных очень мало? Я же всегда и до последнего помню, что человек помог, сделал добро…

Не могу не спросить о композиторе Земфире и художнике Рубчинском…
Как вы знаете, Земфира — мой пожизненный соратник, не побоюсь этой характеристики, прижизненный гений, теперь наш «список» пополнил и Георгий. Я, кстати, его принципиально называю не Гошей, а Георгием. Мне так нравится не сокращать его имя, а именно хранить в оригинале. Если вкратце, это друзья и даже больше. В любых проектах мы будем вместе. Это профессионалы, истовые работники, честные и искренние люди — мы через многое прошли, особенно с Земфирой. Еще к нам присоединилась Софья Павловна Эрнст — такой же верный друг и трудоголик — актриса моих проектов, альтер эго и вечный мотиватор. «Что уж тут скрывать или молчать (здесь цитирую Чехова), я люблю их».

Часть 2. О женщинах, которые вдохновляют

А почему, Рената, дочь свою не тянете в профессию? Мне кажется, это было бы логично.
Ну, когда нам были нужны бесплатные артистки в кино, и когда мне некуда деваться, и когда каникулы при этом… Она же учится! Я не хочу человека отрывать от учебы. Это несерьезно, во‑первых. А во‑вторых, я не из тех родителей, которые безжалостно продвигают ребенка в кино или на сцену, чтобы потом ими гордиться. Это так тяжело, особенно бездарным, так ранимо потом этим детям.

Где вы живете?
На Патриарших, недалеко, моя первая квартира, которая у меня появилась… Сколько же мне было? Тридцать семь, что ли?..

Патриаршие — ваше любимое место в Москве?
Я не могу сказать про район. Мне нравится моя квартира. И парижская мне тоже симпатична.

Парижская, наверное, как московская, с антиквариатом?
Нет, слава богу, она не забита ничем. В московской мне не хватает пространства, я все думаю, наверное, переселиться куда-то попросторнее. Я когда-то купила эти сто метров, а сейчас уже не влезаю в них.

Хотелось бы вернуться к теме «дочки-матери». Вы живете не по фильму «Осенняя соната»?
Да господь с вами! С чего вы такое взяли?

То есть у вас нет конкуренции с дочерью?
Нет, конечно. Какая может быть у меня с ней конкуренция?

Она красивая, молодая, успешная.

«Она красивая, молодая. А в чем конкурировать? Я могу встать на ее защиту и конкурировать с ее оппонентами, но никогда — со своим ребенком».

Но последнее время я защищаю ее поклонника от нее. Такой хороший мальчик: встречает, провожает. Она уезжает в Лондон сейчас учиться, и он вздохнул, сказал, что будет копить деньги, чтобы к ней ездить на выходные. Из Парижа. Это же круто, так романтично. Где такие берутся?

Вы такой стильный человек, что про любую вещь можно сказать — это Ренатино или не Ренатино.
А вот дочь бы с вами не согласилась, она не подчинилась моему стилю. «Ты во все черное одета, во все длинное, закрытая». Просто наступает такой возраст, когда нужно больше закрывать, чем открывать. И количество открытых мест уменьшается с каждым годом.

Вы часто с ней появляетесь в прессе, приходите на Бал дебютанток.
А что было делать? Она очень хотела на этот бал! Скажу честно: как же я ее отговаривала! Особенно папа старался! Но пришлось пойти. Я даже потратилась на учителя по вальсу! А вальс не пошел как-то, сложно это оказалось, я и сама его никак не могу высчитать по кружениям и шагам… Давайте уже не про нее, а то она меня за это осудит, что я ее обсуждаю и раскрываю всякие секреты.

Самый мой любимый ваш проект — вы делали его довольно давно, о нем мало кто помнит — назывался «Нет смерти для меня».
Это был первый мой документальный фильм. И пока последний, кстати.

Вы в нем разговаривали с прекрасными русскими актрисами — Мордюковой, Окуневской, Васильевой, Смирновой, Самойловой…
Все умерли уже. Только Вера Васильева жива.

Это были беседы о смерти, о старении. Важные женские темы.
И в финале наших съемок мы говорили о мечте — и все мечтали знаете о чем? О роли. Вы не поверите! Ничего им не надо было, только роль. Представляете? Какие мы проклятые все — в кино и театре. На самом деле не нужно много ролей — нужна одна, главная, как у Самойловой в «Летят журавли».

А с кем сегодня из ваших современниц вам было бы интересно поговорить?
Уникальные женщины есть у меня сейчас в спектакле — актриса Раиса Максимова, ей девяносто лет. Она сурова и абсолютный профессионал, рассказывает уникальные истории — еще дореволюционные мысли столетней давности.

«Например, про Мельпомену, покровительницу театра, — нужно служить ей верно, а если изменишь, нет мстительнее музы! Наказание последует самое жестокое!»

Это как раз для молодых актеров — вдруг прочитают наше интервью — чтобы знали… У меня есть моя покровительница — преподаватель сценречи Анна Николаевна. Когда-то она мне поставила «посыл звука» в зал, когда я начала репетировать Раневскую в «Вишневом саде». Она работала с Ефремовым Олегом — он тоже, как вы знаете, совмещал режиссуру и актерство и, когда был на сцене, просил ее контролировать спектакль. В последние годы у него был дыхательный аппарат, при этом Ефремов продолжал курить! Какой образ! Но я не договорила о совершенно выдающейся Мордюковой из моего режиссерского кинодебюта. Вот она была, конечно, клондайк, на съемках показала просто «край платка» своей личности. Вот она была настоящая Повелительница Ветров! Гений.

Из ваших современниц, скажем так, с кем сейчас, вам кажется, интересно поговорить на эту тему? С  Земфирой?
Земфира — гений прижизненный. С ней мы делали фильм «Зеленый театр в Земфире», где уже было большое интервью… А Земфира, как вы знаете, никогда не повторяется. Еще Кира Муратова — чрезвычайно дерзкая, парадоксальная и очень настрадавшаяся — вот кто бы мог ответить на многие вопросы. Ответить неожиданно. Ответить — неудобно для всех. Но она такая.

Часть 3. О любви и смерти

В ваших работах тема смерти, старости — сквозная.
Любовь и смерть. Почему только смерть? Если говорить про тему пьесы — там про любовь. Ну и про то, что временно обладание любимыми сущностями. Все мы тут временны. Пространство постепенно начинает вытеснять тебя — чтобы твое место занял кто-то другой. И эта комната, этот дом, это кольцо на руке — оно не твое, его уже надевают на следующий палец… или выкидывают.

А вы представляете себе смерть? Визуализируете как-то?
Да, для меня — это дама — своеобразная, кого-то уважает, кого-то не очень…

«Единственное, что момент встречи нужно подгадать как-то не в подлость своим близким, согласитесь. Дотянуть какую-то струну, допеть песню».

Хотелось бы покинуть любимых без «ножа в спину», а просто переместиться в другое прекрасное путешествие — я в этом совершенно не сомневаюсь. В своей бессмертности.
У меня иногда, очень редко, бывает такое состояние, когда можешь себе представить собственное небытие.
Мне бывают сны на такие темы. Например, о подвидах смерти, когда тебе сообщают, даже показывают, как ты будешь выглядеть после смерти. На поляроиде. Я видела свое фото со стеклянными глазами. Открытыми, но стеклянными.

То есть ваш главный страх — стеклянные глаза?
Это другое. Украшают же трупы. Например, одна знакомая вышла замуж за канадского парня, а там в семье какой-то бизнес. А когда она приехала в их дом, узнала, какой именно. У них был к дому пристроен такой огромный бетонный дом с трубой, и туда каждую ночь привозили умерших. И члены этой семьи — папа, мама, бабушка и дедушка — надевали перчатки, передники, уходили в ту бетонную пристройку и там — исправляли эти искалеченные тела… У них была такая специализация — по особо сложным случаям. Ты такая вся — невеста — живешь, а у тебя под боком — мама и папа твоего мужа, да и он тоже, приводят в порядок изуродованные трупы. Такой бизнес — вставляют стеклянные глаза.

Я прочитала про ваших родителей. Ваша мама с красивым именем Алиса Михайловна была челюстно-лицевым хирургом. Тоже жесткая профессия! Кровь, операции, травмы. Как ваше эстетское мироощущение выросло из этого?
Она обожает ставить смертельные диагнозы. Пьяного какого-нибудь найдет, обязательно скажет: «Труп». Сейчас я перевезла ее в дом поближе, а раньше, когда она жила в неблагополучном районе, вечно там что-то находила — ну, умерших. То там найдет, то сям. Я говорю: мама, что тебя все тянет? Пульс щупает. У меня с ней была отличная история. Ужасная зима, минус тридцать, ветер кошмарный, мы с ней идем, а в щели между магазином и домом лежит мужчина в ветровке. Синий. Она пощупала пульс, говорит: «Ну, труп». Я говорю: «Какой труп? Ты что, мама!» Начала я его трясти, орать. Проехала мимо милиция, я кричу: «Заберите! Смотрите, мужчина замерзает». Я его растрясла, он открыл глаза, и его увезли. Мы приходим домой, чай завариваем, и она говорит: но ведь это ты его растрясла, а вообще он был труп. Она говорит, что из меня вышел бы хороший врач. Что во мне есть доля сочувствия и доля беспощадности. Я сочувствую людям, мне кажется, даже больше, чем она. Она может сказать: «Ничего, не больно — терпи».

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала Татьяне Стрекаловской и магазину SV MOSCOW

Текст: Ксения Собчак

Стиль: Маргарита Зубатова

Ассистент фотографа: Иван Голованов

Макияж и прически: [email protected]

Ассистенты стилиста: Лиза Кологреева, Яна Панкратова, Ксения Леванова

Продюсер: Сергей Буниятов

Ассистент продюсера: Ксения Лобанова



Рассказать друзьям